Что включает в себя государственная итоговая аттестация по специальности спо
Что включает в себя государственная итоговая аттестация по специальности спо
от 16 августа 2013 года N 968
(с изменениями на 10 ноября 2020 года)
Документ с изменениями, внесенными:
приказом Минобрнауки России от 17 ноября 2017 года N 1138 (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 13.12.2017, N 0001201712130044) (вступил в силу с 1 января 2018 года);
приказом Минпросвещения России от 21 мая 2020 года N 257 (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 25.05.2020, N 0001202005250060);
приказом Минпросвещения России от 10 ноября 2020 года N 630 (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 01.12.2020, N 0001202012010030).
— Примечание изготовителя базы данных.
В соответствии с частью 5 статьи 59 Федерального закона от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 53, ст.7598; 2013, N 19, N 2326)
2. Признать утратившими силу:
Первый заместитель Министра
Н.Третьяк
в Министерстве юстиции
1 ноября 2013 года,
регистрационный N 30306
Приложение
Порядок проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего профессионального образования
(с изменениями на 10 ноября 2020 года)
I. Общие положения
2. Обеспечение проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего профессионального образования осуществляется образовательными организациями.
3. Образовательные организации используют необходимые для организации образовательной деятельности средства при проведении государственной итоговой аттестации студентов.
4. Студентам и лицам, привлекаемым к государственной итоговой аттестации, во время ее проведения запрещается иметь при себе и использовать средства связи.
5. Лица, осваивающие образовательную программу среднего профессионального образования в форме самообразования либо обучавшиеся по не имеющей государственной аккредитации образовательной программе среднего профессионального образования, вправе пройти экстерном государственную итоговую аттестацию в образовательной организации, осуществляющей образовательную деятельность по имеющей государственную аккредитацию образовательной программе среднего профессионального образования, в соответствии с настоящим Порядком.
II. Государственная экзаменационная комиссия
6. В целях определения соответствия результатов освоения студентами образовательных программ среднего профессионального образования соответствующим требованиям федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования государственная итоговая аттестация проводится государственными экзаменационными комиссиями, которые создаются образовательной организацией по каждой образовательной программе среднего профессионального образования, реализуемой образовательной организацией.
Государственная экзаменационная комиссия формируется из педагогических работников образовательной организации, лиц, приглашенных из сторонних организаций, в том числе педагогических работников, представителей работодателей или их объединений, направление деятельности которых соответствует области профессиональной деятельности, к которой готовятся выпускники.
Состав государственной экзаменационной комиссии утверждается распорядительным актом образовательной организации.
7. Государственную экзаменационную комиссию возглавляет председатель, который организует и контролирует деятельность государственной экзаменационной комиссии, обеспечивает единство требований, предъявляемых к выпускникам.
Председателем государственной экзаменационной комиссии образовательной организации утверждается лицо, не работающее в образовательной организации, из числа:
руководителей или заместителей руководителей организаций, осуществляющих образовательную деятельность, соответствующую области профессиональной деятельности, к которой готовятся выпускники;
представителей работодателей или их объединений, направление деятельности которых соответствует области профессиональной деятельности, к которой готовятся выпускники.
8. Руководитель образовательной организации является заместителем председателя государственной экзаменационной комиссии. В случае создания в образовательной организации нескольких государственных экзаменационных комиссий назначается несколько заместителей председателя государственной экзаменационной комиссии из числа заместителей руководителя образовательной организации или педагогических работников.
9. Государственная экзаменационная комиссия действует в течение одного календарного года.
III. Формы государственной итоговой аттестации
10. Формами государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего профессионального образования в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами среднего профессионального образования являются защита выпускной квалификационной работы и (или) государственный(ые) экзамен(ы), в том числе в виде демонстрационного экзамена.
11. Выпускная квалификационная работа способствует систематизации и закреплению знаний выпускника по профессии или специальности при решении конкретных задач, а также выяснению уровня подготовки выпускника к самостоятельной работе.
12. В зависимости от осваиваемой образовательной программы среднего профессионального образования и в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом среднего профессионального образования выпускная квалификационная работа выполняется в следующих видах:
13. Темы выпускных квалификационных работ определяются образовательной организацией. Студенту предоставляется право выбора темы выпускной квалификационной работы, в том числе предложения своей тематики с необходимым обоснованием целесообразности ее разработки для практического применения. При этом тематика выпускной квалификационной работы должна соответствовать содержанию одного или нескольких профессиональных модулей, входящих в образовательную программу среднего профессионального образования.
Для подготовки выпускной квалификационной работы студенту назначается руководитель и, при необходимости, консультанты.
Закрепление за студентами тем выпускных квалификационных работ, назначение руководителей и консультантов осуществляется распорядительным актом образовательной организации.
14. Государственный экзамен по отдельному профессиональному модулю (междисциплинарному курсу, дисциплине) определяет уровень освоения студентом материала, предусмотренного учебным планом, и охватывает минимальное содержание данного профессионального модуля (междисциплинарного курса, дисциплины), установленное соответствующим федеральным государственным образовательным стандартом среднего профессионального образования.
14_1. Демонстрационный экзамен предусматривает моделирование реальных производственных условий для решения выпускниками практических задач профессиональной деятельности.
15. Программа государственной итоговой аттестации, методика оценивания результатов, требования к выпускным квалификационным работам, задания и продолжительность государственных экзаменов определяются с учетом примерной основной образовательной программы среднего профессионального образования и утверждаются образовательной организацией после их обсуждения на заседании педагогического совета образовательной организации с участием председателей государственных экзаменационных комиссий.
Задания демонстрационного экзамена разрабатываются на основе профессиональных стандартов (при наличии) и с учетом оценочных материалов (при наличии), разработанных союзом.
16. Государственная итоговая аттестация выпускников не может быть заменена оценкой уровня их подготовки на основе текущего контроля успеваемости и результатов промежуточной аттестации.
16_1. Результаты победителей и призеров чемпионатов профессионального мастерства, проводимых союзом либо международной организацией «WorldSkills International», осваивающих образовательные программы среднего профессионального образования, засчитываются в качестве оценки «отлично» по демонстрационному экзамену.
IV. Порядок проведения государственной итоговой аттестации
18. Программа государственной итоговой аттестации, требования к выпускным квалификационным работам, а также критерии оценки знаний, утвержденные образовательной организацией, доводятся до сведения студентов, не позднее чем за шесть месяцев до начала государственной итоговой аттестации.
18_1. Образовательная организация обеспечивает проведение предварительного инструктажа выпускников непосредственно в месте проведения демонстрационного экзамена.
Государственная итоговая аттестация в среднем профессиональном образовании: организация, подготовка и проведение
Е.К. Скорлуханова, к.п.н., зав кафедрой профессионального образования
ГАУДПО ЛО «Институт развития образования»
Н.Ю. Слюсарь, к.т.н., преподаватель
ГОАПОУ «Липецкий металлургический колледж»
«Важнейшей задачей остается – приведение содержания, форм и технологий подготовки рабочих кадров в соответствии с запросами рынка труда»
Сегодня Липецкая область по целому ряду направлений экономического и социального развития является одним из лидеров в России, что приводит к необходимости внесения кардинальных изменений в систему профессионального образования для обеспечения предприятий квалифицированными кадрами.
Новое качество образования позволит выйти на конечный результат, фиксированный ФГОС СПО – сформированные профессиональные и общие компетенции выпускников.
Государственная итоговая аттестация (далее – ГИА) выпускников ПОО, независимо от форм получения образования, является обязательной и осуществляется в соответствии со следующими нормативно-правовыми документами:
1) Федеральным законом от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
2) Федеральным образовательным стандартом среднего профессионального образования по профессии, специальности;
3) Приказом Минобрнауки России от 16 августа 2013 г. №968 «Об утверждении Порядка проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего профессионального образования»;
4) Приказом Минобрнауки России от 14 июня 2013 г. №464 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам среднего профессионального образования»;
5) Приказом Минобрнауки России от 31 января 2014 г. №74 «О внесении изменений в Порядок проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего профессионального образования»;
6) Приказом Минобрнауки России от 18 апреля 2013 г. №291 «Об утверждении положения о практике обучающихся, осваивающих программы среднего профессионального образования»;
7) профессиональными стандартами.
Цель ГИА – определение соответствия результатов освоения студентами образовательных программ СПО соответствующим требованиям ФГОС с последующей выдачей документа государственного образца об уровне образования и квалификации (диплома).
Примерный план мероприятий по подготовке и организации ГИА
1. Разработка программы ГИА, требований к ВКР, а также критерии их оценки
Председатели цикловой методической комиссии (далее – ЦМК), преподаватели профессиональных модулей
Зам. директора по УР (УМР)
Зам. директора по УР (УМР)
3. Утверждение списка председателей ГЭК на следующий календарный год (с 1 января по 31 декабря) в Управлении образования и науки Липецкой области
Управление образования и науки Липецкой области
4. Составление приказа об утверждении состава ГЭК и состава апелляционных комиссий на следующий календарный год (с 1 января по 31 декабря)
Зам. директора по УР (УМР)
5. Обсуждение программы ГИА на педсовете с участием председателей ГЭК.
Председатели ЦМК, педагогический совет
Зам. директора по УР (УМР)
6. Составление приказа об утверждение программы ГИА
Зам. директора по УР (УМР)
7. Ознакомление студентов с программой ГИА, требованиями к ВКР, а также критериями их оценки
Декабрь, не позднее, чем за 6 месяцев до начала ГИА
Зам. директора по УР (УМР)
8. Разработка тем ВКР
Не позднее, чем за 1 месяц до начала преддипломной практики
Руководители ВКР, студенты (возможно обоснованное предложение тем студентами)
9. Составление приказа о закреплении тем ВКР, руководителей и консультантов (при необходимости) за студентами
За 4-2 недели до начала преддипломной практики
Зам. директора по УР (УМР)
10. Разработка и выдача индивидуальных заданий на ВКР и графиков их выполнения
Не позднее, чем за 2 недели до начала преддипломной практики
Председатели ЦМК, зам. директора по УР (УМР)
11. Составление приказа о назначении руководителей и распределении студентов на производственную (преддипломную) практику
Не позднее, чем за 2 недели до начала преддипломной практики
Зам. директора по УПР
12. Составление расписания консультаций по ВКР
До начала преддипломной практики
Председатели ЦМК, зам. директора по УР (УМР)
13. Проведение индивидуальных консультаций по выполнению ВКР
В период преддипломной практики и подготовки ВКР
Руководители ВКР, консультанты
Зам. директора по УР (УМР)
14. Проведение производственной (преддипломной) практики
По календарному графику учебного процесса
Зам. директора по УПР
15. Проведение дифференцированного зачета по преддипломной практике
По календарному графику учебного процесса (в последний день практики)
Руководители практики, зам. директора по УПР
Зам. директора по УПР
16. Подготовка (выполнение) ВКР
По календарному графику учебного процесса (но не позднее, чем за 2 дня до предзащиты)
Руководители ВКР, консультанты (в том числе техническая экспертиза ВКР)
Зам. директора по УР (УМР), председатели ЦМК
17. Составление приказа о назначении рецензентов ВКР
В период выполнения ВКР, но не позднее, чем за 2 недели до начала ГИА
Руководители ВКР, зам. директора по УР (УМР)
Зам. директора по УР (УМР)
18. Составление расписания ГИА
За 2 недели до начала ГИА
Руководители ВКР, председатели ЦМК, учебная часть
Зам. директора по УР (УМР),
19. Составление отзыва руководителем ВКР, проведение нормоконтроля, рецензирование ВКР и доведение до студентов содержания рецензии.
Не позднее чем за 1 день до предзащиты
Рецензенты и руководители ВКР
Зам. директора по УР (УМР), председатели ЦМК
20. Проведение предварительной защиты (рекомендуемое мероприятие)
За 3-5 дней до дня защиты ВКР
Руководители ВКР, председатели ЦМК
Зам. директора по УР (УМР)
21. Составление приказа о допуске студентов к ГИА
За 1-2 дня до периода защиты ВКР согласно графику учебного процесса
Зам. директора по УР (УМР)
22. Проведение защиты ВКР
Согласно расписанию ГИА
Зам. директора по УР (УМР), директор
23. Составление протоколов проведения ГИА, заполнение документации, передача ВКР в архив
В день проведения ГИА
Члены ГЭК, секретарь ГЭК
Зам. директора по УР (УМР)
24. Прием апелляций
25. Рассмотрение апелляций
Не позднее 3-х рабочих дней со дня ее поступления
26. Составление отчета председателя ГЭК о результатах проведения ГИА
В последний день защиты ВКР
Председатель ГЭК, секретарь ГЭК
Зам. директора по УР (УМР)
27. Составление приказа о присвоении квалификации и отчислении из ПОО
По окончании срока ГИА
Зам. директора по УР (УМР)
28. Обсуждение на заседании Педагогического совета отчета о результатах проведения ГИА и представление его в Управление образования и науки Липецкой области
Зам.директора по УР (УМР), секретарь и председатель ГЭК, Педагогический совет
Выпускная квалификационная работапредставляет собой законченную разработку на заданную тему, написанную лично автором под руководством руководителя ВКР. При выполнении и защите ВКР обучающийся должен, опираясь на сформированные компетенции, показать способность и умение:
ВКР подвергается обязательному внешнему рецензированию (как правило, со стороны специалистов предприятия прохождения преддипломной практики или преподавателей образовательных организаций, хорошо владеющих вопросами, связанными с тематикой ВКР).
Перечень тем разрабатывается преподавателями профессиональных модулей, рассматривается на заседании ЦМК и утверждается приказом директора ПОО. Студенту предоставляется право выбора темы ВКР, в том числе предложения своей тематики с необходимым обоснованием целесообразности ее разработки для практического применения.
Тематика ВКР должна соответствовать содержанию одного или нескольких профессиональных модулей, входящих в образовательную программу СПО. Тематика ВКР подлежит ежегодному обновлению и должна соответствовать как современному уровню развития науки и техники, так и современным потребностям общества и производства и формироваться с учетом предложений работодателей (при их наличии).
ВКР выпускников, осваивающих программы подготовки специалистов среднего звена может быть выполнена в виде дипломной работы или в виде дипломного проекта. Вид ВКР определяется руководителем ВКР самостоятельно.
Дипломная работа – это научное или научно-практическое исследование, которое должно содержать анализ проблем на примере конкретной базы объекта исследования и разработку рекомендаций (мер) по совершенствованию изучаемых предметов исследования.
Дипломный проект – это научно-обоснованное решение практической задачи по специальности, которое должно содержать элементы учебного проектирования (программы, модели, бизнес-планы, разработки методики т.д.) для конкретного объекта исследования.
В процессе выполнения ВКР студент должен решить следующие задачи:
ВКР выпускников, осваивающих программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих выполняется в виде выпускной практической квалификационной работы и письменной экзаменационной работы
Обучающиеся по профессии СПО выпускную практическую квалификационную работу выполняют отдельно по каждой профессии общероссийского классификатора, входящей в профессию широкого профиля. Содержание практических квалификационных работ должно соответствовать требованиям квалификационных характеристик соответствующего разряда, которым должен обладать выпускник ПОО.
Выпускная практическая квалификационная работа выполняется студентами в присутствии членов ГЭК. Выполненная выпускная практическая квалификационная работа оценивается по заранее разработанным показателям:
а) овладение приемами работ;
б) соблюдение технических и технологических требований к качеству производимых работ;
в) выполнение установленных норм времени (выработки);
г) умелое пользование оборудованием, инструментом, приспособлениями;
д) соблюдение требований безопасности труда и организации рабочего места.
Выпускная письменная экзаменационная работа, являясь завершающим этапом подготовки, должна показать готовность учащегося квалифицированно решать теоретические и практические задачи по избранной рабочей профессии. В ходе выполнения письменной экзаменационной работы выпускники должны показать:
Примерные показатели оценки качества выполнения и защиты ВКР в виде дипломного проекта, дипломной работы, письменной экзаменационной работы
(оценка выставляется по пятибалльной шкале)
Соответствие требованиям к оформлению и объему ВКР
Соразмерность (композиция) глав и параграфов ВКР
Наличие иллюстраций (таблиц, схем, графиков, рисунков, диаграмм), позволяющих наглядно раскрыть тему и представить результаты ВКР
Средний балл за оформление:
Соответствие темы ВКР содержанию одного или нескольких модулей. Выполнение ВКР свидетельствует об освоении студентом части профессиональных компетенций, соответствующих требованиям ФГОС
Соответствие содержания ВКР выбранной теме и заданию на ВКР (системность, логическая взаимосвязь всех частей работы друг с другом и более общей задачей, проблемой, определение объекта, предмета, целей, задач работы, методов исследования)
Глубина проработки материала и соответствие используемых методов достижения результата поставленным целям и задачам ВКР
Грамотный анализ результатов работы и формулирование выводов
Актуальность/практическая значимость темы ВКР
Целесообразность и полнота использования источников информации
Степень самостоятельности автора в исследовании темы
Средний балл за содержание:
Мнение руководителя об уровне выполнения ВКР (отзыв)
Мнение рецензента об уровне выполнения ВКР (рецензия)
Средний балл по отзыву и рецензии:
Графическая/ иллюстрационная часть
Графическая/иллюстрационная часть полностью отражает этапы и результаты выполнения ВКР
Наглядность, доступность и логичность представления результатов ВКР
Качество выполнения графической части, при ее наличие (в соответствии с требованиями ГОСТов и внутренних документов)
Уровень подготовки презентации (владение информационно-коммуникационными технологиями)
Средний балл за иллюстративный материал:
Защита ВКР (доклад и ответы на вопросы)
Структурированность доклада и соответствие его содержанию и результатам выполнения ВКР
Владение темой ВКР и качество (аргументированность) ответов на поставленные во время защиты вопросы
Владение научным стилем речи с применением профессиональных терминов
Соблюдение регламента защиты, общая культура студента
Средний балл за защиту:
Оценка ВКР. Итоговый (средний) балл (уровень овладения студентом результатами обучения в соответствии с ФГОС – профессиональными и общими компетенциями):
Темы ВКР необходимо разрабатывать с учетом потребностей конкретных отраслей экономики своего региона. При выполнении ВКР студент должен демонстрировать способность выполнять вид (или виды профессиональной деятельности), решать реальные производственные задачи и проблемы, доказывая свою профессиональную состоятельность и сформированность профессиональных и общих компетенций.
Работая над интересными, актуальными, профессионально значимыми темами ВКР, студенты приобретают ценный опыт работы, навыки, знания, которые создают серьезную основу для будущего карьерного роста. Такая продуктивная работа при тесном контакте с работодателем приводит к востребованности выпускников ПОО, а нередко и их трудоустройству еще до получения диплома об уровне квалификации.
Таким образом, итоги ГИА являются важным показателем образовательной деятельности ПОО. По результатам проведения ГИА (защиты ВКР) можно судить о том, насколько современные и актуальные знания приобретаются студентами при обучении, об уровне педагогического состава и о качестве организации образовательного процесса в ПОО.
Список используемой литературы:
Приложение. Порядок проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего профессионального образования
Порядок
проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего профессионального образования
(утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 16 августа 2013 г. N 968)
С изменениями и дополнениями от:
31 января 2014 г., 17 ноября 2017 г., 10 ноября 2020 г.
ГАРАНТ:
Настоящий Порядок не применяется в 2019/20 учебном году в части форм проведения государственной итоговой аттестации, зачета результатов государственной итоговой аттестации, невозможности замены государственной итоговой аттестации выпускников оценкой уровня их подготовки на основе результатов промежуточной аттестации, порядка подачи апелляционного заявления о нарушении, по мнению выпускника, установленного порядка проведения государственной итоговой аттестации и (или) несогласии с ее результатами, а также проведения заседания апелляционной комиссии
См. особенности проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего профессионального образования в 2019/20 учебном году, утвержденные приказом Министерства просвещения РФ от 21 мая 2020 г. N 257
2. Обеспечение проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего профессионального образования осуществляется образовательными организациями.
ГАРАНТ:
См. Методические рекомендации по организации выполнения и защиты выпускной квалификационной работы в образовательных организациях, реализующих образовательные программы среднего профессионального образования по программам подготовки специалистов среднего звена, направленные письмом Минобрнауки России от 20 июля 2015 г. N 06-846
3. Образовательные организации используют необходимые для организации образовательной деятельности средства при проведении государственной итоговой аттестации студентов.
4. Студентам и лицам, привлекаемым к государственной итоговой аттестации, во время ее проведения запрещается иметь при себе и использовать средства связи.
5. Лица, осваивающие образовательную программу среднего профессионального образования в форме самообразования либо обучавшиеся по не имеющей государственной аккредитации образовательной программе среднего профессионального образования, вправе пройти экстерном государственную итоговую аттестацию в образовательной организации, осуществляющей образовательную деятельность по имеющей государственную аккредитацию образовательной программе среднего профессионального образования, в соответствии с настоящим Порядком.
II. Государственная экзаменационная комиссия
Информация об изменениях:
6. В целях определения соответствия результатов освоения студентами образовательных программ среднего профессионального образования соответствующим требованиям федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования государственная итоговая аттестация проводится государственными экзаменационными комиссиями, которые создаются образовательной организацией по каждой образовательной программе среднего профессионального образования, реализуемой образовательной организацией.
Государственная экзаменационная комиссия формируется из педагогических работников образовательной организации, лиц, приглашенных из сторонних организаций, в том числе педагогических работников, представителей работодателей или их объединений, направление деятельности которых соответствует области профессиональной деятельности, к которой готовятся выпускники.
Состав государственной экзаменационной комиссии утверждается распорядительным актом образовательной организации.
Информация об изменениях:
7. Государственную экзаменационную комиссию возглавляет председатель, который организует и контролирует деятельность государственной экзаменационной комиссии, обеспечивает единство требований, предъявляемых к выпускникам.
Председателем государственной экзаменационной комиссии образовательной организации утверждается лицо, не работающее в образовательной организации, из числа:
руководителей или заместителей руководителей организаций, осуществляющих образовательную деятельность, соответствующую области профессиональной деятельности, к которой готовятся выпускники;
Информация об изменениях:
представителей работодателей или их объединений, направление деятельности которых соответствует области профессиональной деятельности, к которой готовятся выпускники.
Информация об изменениях:
8. Руководитель образовательной организации является заместителем председателя государственной экзаменационной комиссии. В случае создания в образовательной организации нескольких государственных экзаменационных комиссий назначается несколько заместителей председателя государственной экзаменационной комиссии из числа заместителей руководителя образовательной организации или педагогических работников.
9. Государственная экзаменационная комиссия действует в течение одного календарного года.
III. Формы государственной итоговой аттестации
Информация об изменениях:
10. Формами государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего профессионального образования в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами среднего профессионального образования являются защита выпускной квалификационной работы и (или) государственный(ые) экзамен(ы), в том числе в виде демонстрационного экзамена.
11. Выпускная квалификационная работа способствует систематизации и закреплению знаний выпускника по профессии или специальности при решении конкретных задач, а также выяснению уровня подготовки выпускника к самостоятельной работе.
Информация об изменениях:
12. В зависимости от осваиваемой образовательной программы среднего профессионального образования и в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом среднего профессионального образования выпускная квалификационная работа выполняется в следующих видах:
13. Темы выпускных квалификационных работ определяются образовательной организацией. Студенту предоставляется право выбора темы выпускной квалификационной работы, в том числе предложения своей тематики с необходимым обоснованием целесообразности ее разработки для практического применения. При этом тематика выпускной квалификационной работы должна соответствовать содержанию одного или нескольких профессиональных модулей, входящих в образовательную программу среднего профессионального образования.
Для подготовки выпускной квалификационной работы студенту назначается руководитель и, при необходимости, консультанты.
Закрепление за студентами тем выпускных квалификационных работ, назначение руководителей и консультантов осуществляется распорядительным актом образовательной организации.
Информация об изменениях:
Приказом Минобрнауки России от 31 января 2014 г. N 74 пункт 14 изложен в новой редакции
14. Государственный экзамен по отдельному профессиональному модулю (междисциплинарному курсу, дисциплине) определяет уровень освоения студентом материала, предусмотренного учебным планом, и охватывает минимальное содержание данного профессионального модуля (междисциплинарного курса, дисциплины), установленное соответствующим федеральным государственным образовательным стандартом среднего профессионального образования.
Информация об изменениях:
14.1. Демонстрационный экзамен предусматривает моделирование реальных производственных условий для решения выпускниками практических задач профессиональной деятельности.
Информация об изменениях:
15. Программа государственной итоговой аттестации, методика оценивания результатов, требования к выпускным квалификационным работам, задания и продолжительность государственных экзаменов определяются с учетом примерной основной образовательной программы среднего профессионального образования и утверждаются образовательной организацией после их обсуждения на заседании педагогического совета образовательной организации с участием председателей государственных экзаменационных комиссий.
Задания демонстрационного экзамена разрабатываются на основе профессиональных стандартов (при наличии) и с учетом оценочных материалов (при наличии), разработанных союзом.
16. Государственная итоговая аттестация выпускников не может быть заменена оценкой уровня их подготовки на основе текущего контроля успеваемости и результатов промежуточной аттестации.
Информация об изменениях:
16.1. Результаты победителей и призеров чемпионатов профессионального мастерства, проводимых союзом либо международной организацией «WorldSkills International», осваивающих образовательные программы среднего профессионального образования, засчитываются в качестве оценки «отлично» по демонстрационному экзамену.
IV. Порядок проведения государственной итоговой аттестации
ГАРАНТ:
См. Методические рекомендации по проведению государственной итоговой и промежуточной аттестации в виде демонстрационного экзамена по профессиям и специальностям среднего профессионального образования в условиях введения режима повышенной готовности, согласованные с Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, направленные письмом Минпросвещения России от 16 апреля 2020 г. N ГД-238/05
17. К государственной итоговой аттестации допускается студент, не имеющий академической задолженности и в полном объеме выполнивший учебный план или индивидуальный учебный план по осваиваемой образовательной программе среднего профессионального образования*.
18. Программа государственной итоговой аттестации, требования к выпускным квалификационным работам, а также критерии оценки знаний, утвержденные образовательной организацией, доводятся до сведения студентов, не позднее чем за шесть месяцев до начала государственной итоговой аттестации.
Информация об изменениях:
18.1. Образовательная организация обеспечивает проведение предварительного инструктажа выпускников непосредственно в месте проведения демонстрационного экзамена.
19. Сдача государственного экзамена и защита выпускных квалификационных работ (за исключением работ по закрытой тематике) проводятся на открытых заседаниях государственной экзаменационной комиссии с участием не менее двух третей ее состава.
20. Результаты любой из форм государственной итоговой аттестации, определяются оценками «отлично», «хорошо», «удовлетворительно», «неудовлетворительно» и объявляются в тот же день после оформления в установленном порядке протоколов заседаний государственных экзаменационных комиссий.
21. Решения государственных экзаменационных комиссий принимаются на закрытых заседаниях простым большинством голосов членов комиссии, участвующих в заседании, при обязательном присутствии председателя комиссии или его заместителя. При равном числе голосов голос председательствующего на заседании государственной экзаменационной комиссии является решающим.
22. Лицам, не проходившим государственной итоговой аттестации по уважительной причине, предоставляется возможность пройти государственную итоговую аттестацию без отчисления из образовательной организации.
Дополнительные заседания государственных экзаменационных комиссий организуются в установленные образовательной организацией сроки, но не позднее четырех месяцев после подачи заявления лицом, не проходившим государственной итоговой аттестации по уважительной причине.
23. Обучающиеся, не прошедшие государственной итоговой аттестации или получившие на государственной итоговой аттестации неудовлетворительные результаты, проходят государственную итоговую аттестацию не ранее чем через шесть месяцев после прохождения государственной итоговой аттестации впервые.
Для прохождения государственной итоговой аттестации лицо, не прошедшее государственную итоговую аттестацию по неуважительной причине или получившее на государственной итоговой аттестации неудовлетворительную оценку, восстанавливается в образовательной организации на период времени, установленный образовательной организацией самостоятельно, но не менее предусмотренного календарным учебным графиком для прохождения государственной итоговой аттестации соответствующей образовательной программы среднего профессионального образования.
Повторное прохождение государственной итоговой аттестации для одного лица назначается образовательной организацией не более двух раз.
V. Порядок проведения государственной итоговой аттестации для выпускников из числа лиц с ограниченными возможностями здоровья
26. При проведении государственной итоговой аттестации обеспечивается соблюдение следующих общих требований:
проведение государственной итоговой аттестации для лиц с ограниченными возможностями здоровья в одной аудитории совместно с выпускниками, не имеющими ограниченных возможностей здоровья, если это не создает трудностей для выпускников при прохождении государственной итоговой аттестации;
присутствие в аудитории ассистента, оказывающего выпускникам необходимую техническую помощь с учетом их индивидуальных особенностей (занять рабочее место, передвигаться, прочитать и оформить задание, общаться с членами государственной экзаменационной комиссии);
пользование необходимыми выпускникам техническими средствами при прохождении государственной итоговой аттестации с учетом их индивидуальных особенностей;
обеспечение возможности беспрепятственного доступа выпускников в аудитории, туалетные и другие помещения, а также их пребывания в указанных помещениях (наличие пандусов, поручней, расширенных дверных проемов, лифтов, при отсутствии лифтов аудитория должна располагаться на первом этаже, наличие специальных кресел и других приспособлений).
27. Дополнительно при проведении государственной итоговой аттестации обеспечивается соблюдение следующих требований в зависимости от категорий выпускников с ограниченными возможностями здоровья:
задания для выполнения, а также инструкция о порядке государственной итоговой аттестации оформляются рельефно-точечным шрифтом Брайля или в виде электронного документа, доступного с помощью компьютера со специализированным программным обеспечением для слепых, или зачитываются ассистентом;
письменные задания выполняются на бумаге рельефно-точечным шрифтом Брайля или на компьютере со специализированным программным обеспечением для слепых, или надиктовываются ассистенту;
выпускникам для выполнения задания при необходимости предоставляется комплект письменных принадлежностей и бумага для письма рельефно-точечным шрифтом Брайля, компьютер со специализированным программным обеспечением для слепых;
б) для слабовидящих:
обеспечивается индивидуальное равномерное освещение не менее 300 люкс;
выпускникам для выполнения задания при необходимости предоставляется увеличивающее устройство;
задания для выполнения, а также инструкция о порядке проведения государственной аттестации оформляются увеличенным шрифтом;
в) для глухих и слабослышащих, с тяжелыми нарушениями речи:
обеспечивается наличие звукоусиливающей аппаратуры коллективного пользования, при необходимости предоставляется звукоусиливающая аппаратура индивидуального пользования;
по их желанию государственный экзамен может проводиться в письменной форме;
ГАРАНТ:
Нумерация подпунктов приводится в соответствии с источником
д) для лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата (с тяжелыми нарушениями двигательных функций верхних конечностей или отсутствием верхних конечностей):
письменные задания выполняются на компьютере со специализированным программным обеспечением или надиктовываются ассистенту;
по их желанию государственный экзамен может проводиться в устной форме.
28. Выпускники или родители (законные представители) несовершеннолетних выпускников не позднее чем за 3 месяца до начала государственной итоговой аттестации, подают письменное заявление о необходимости создания для них специальных условий при проведении государственной итоговой аттестации.
ГАРАНТ:
Нумерация разделов приводится в соответствии с источником
IV. Порядок подачи и рассмотрения апелляций
30. Апелляция подается лично выпускником или родителями (законными представителями) несовершеннолетнего выпускника в апелляционную комиссию образовательной организации.
Апелляция о нарушении порядка проведения государственной итоговой аттестации подается непосредственно в день проведения государственной итоговой аттестации.
Апелляция о несогласии с результатами государственной итоговой аттестации подается не позднее следующего рабочего дня после объявления результатов государственной итоговой аттестации.
31. Апелляция рассматривается апелляционной комиссией не позднее трех рабочих дней с момента ее поступления.
32. Состав апелляционной комиссии утверждается образовательной организацией одновременно с утверждением состава государственной экзаменационной комиссии.
Информация об изменениях:
Приказом Минобрнауки России от 31 января 2014 г. N 74 пункт 33 изложен в новой редакции
33. Апелляционная комиссия состоит из председателя, не менее пяти членов из числа педагогических работников образовательной организации, не входящих в данном учебном году в состав государственных экзаменационных комиссий и секретаря. Председателем апелляционной комиссии является руководитель образовательной организации либо лицо, исполняющее в установленном порядке обязанности руководителя образовательной организации. Секретарь избирается из числа членов апелляционной комиссии.
34. Апелляция рассматривается на заседании апелляционной комиссии с участием не менее двух третей ее состава.
На заседание апелляционной комиссии приглашается председатель соответствующей государственной экзаменационной комиссии.
Выпускник, подавший апелляцию, имеет право присутствовать при рассмотрении апелляции.
С несовершеннолетним выпускником имеет право присутствовать один из родителей (законных представителей).
Указанные лица должны иметь при себе документы, удостоверяющие личность.
35. Рассмотрение апелляции не является пересдачей государственной итоговой аттестации.
36. При рассмотрении апелляции о нарушении порядка проведения государственной итоговой аттестации апелляционная комиссия устанавливает достоверность изложенных в ней сведений и выносит одно из решений:
об отклонении апелляции, если изложенные в ней сведения о нарушениях порядка проведения государственной итоговой аттестации выпускника не подтвердились и/или не повлияли на результат государственной итоговой аттестации;
об удовлетворении апелляции, если изложенные в ней сведения о допущенных нарушениях порядка проведения государственной итоговой аттестации выпускника подтвердились и повлияли на результат государственной итоговой аттестации.
В последнем случае результат проведения государственной итоговой аттестации подлежит аннулированию, в связи с чем протокол о рассмотрении апелляции не позднее следующего рабочего дня передается в государственную экзаменационную комиссию для реализации решения комиссии. Выпускнику предоставляется возможность пройти государственную итоговую аттестацию в дополнительные сроки, установленные образовательной организацией.
37. Для рассмотрения апелляции о несогласии с результатами государственной итоговой аттестации, полученными при защите выпускной квалификационной работы, секретарь государственной экзаменационной комиссии не позднее следующего рабочего дня с момента поступления апелляции направляет в апелляционную комиссию выпускную квалификационную работу, протокол заседания государственной экзаменационной комиссии и заключение председателя государственной экзаменационной комиссии о соблюдении процедурных вопросов при защите подавшего апелляцию выпускника.
Для рассмотрения апелляции о несогласии с результатами государственной итоговой аттестации, полученными при сдаче государственного экзамена, секретарь государственной экзаменационной комиссии не позднее следующего рабочего дня с момента поступления апелляции направляет в апелляционную комиссию протокол заседания государственной экзаменационной комиссии, письменные ответы выпускника (при их наличии) и заключение председателя государственной экзаменационной комиссии о соблюдении процедурных вопросов при проведении государственного экзамена.
38. В результате рассмотрения апелляции о несогласии с результатами государственной итоговой аттестации апелляционная комиссия принимает решение об отклонении апелляции и сохранении результата государственной итоговой аттестации либо об удовлетворении апелляции и выставлении иного результата государственной итоговой аттестации. Решение апелляционной комиссии не позднее следующего рабочего дня передается в государственную экзаменационную комиссию. Решение апелляционной комиссии является основанием для аннулирования ранее выставленных результатов государственной итоговой аттестации выпускника и выставления новых.
39. Решение апелляционной комиссии принимается простым большинством голосов. При равном числе голосов голос председательствующего на заседании апелляционной комиссии является решающим.
Решение апелляционной комиссии доводится до сведения подавшего апелляцию выпускника (под роспись) в течение трех рабочих дней со дня заседания апелляционной комиссии.
40. Решение апелляционной комиссии является окончательным и пересмотру не подлежит.
41. Решение апелляционной комиссии оформляется протоколом, который подписывается председателем и секретарем апелляционной комиссии и хранится в архиве образовательной организации.
* Часть 6 статьи 59 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 53, ст. 7598; 2013, N 19, ст. 2326).