Что включает в себя гос сектор экономики
ГОСУДА́РСТВЕННЫЙ СЕ́КТОР ЭКОНО́МИКИ
Том 7. Москва, 2007, стр. 538
Скопировать библиографическую ссылку:
ГОСУДА́РСТВЕННЫЙ СЕ́ КТОР ЭКОН О́ МИКИ, элемент экономики, обеспечивающий выполнение государством его функций в процессе обществ. воспроизводства. Г. с. э. служит материальной основой для выполнения государством своих целей: гос. управления, нац. обороны и нац. безопасности, охраны обществ. порядка, экологич. безопасности, развития науки, отраслей инфраструктуры, социального и мед. обеспечения населения, культуры и образования. В состав Г. с. э. входят: 1) гос. имущество (земля, леса, недра, здания и сооружения, интеллектуальная собственность); 2) гос. предприятия [как правило, в отраслях инфраструктуры, ТЭК (топливно-энергетич. комплекс), ЖКХ, ОПК и т. п.]; 3) бюджетные учреждения (госаппарат, армия, кредитно-финансовые структуры, правоохранит. органы, таможня, организации здравоохранения, культуры, образования). Г. с. э. возник вместе с появлением государства и на протяжении историч. эпох параллельно с ним видоизменялся. Наиболее динамично Г. с. э. развивался в 20 в. под влиянием 1-й и 2-й мировых войн; вследствие появления социалистич. стран, в которых экономика была почти полностью огосударствлена; крушения колониализма и активизации процессов национализации в Азии и Африке. Размеры и состав Г. с. э. различаются в отд. странах в зависимости от уровня и этапа политич. и экономич. развития, нац. традиций. Так, в США очень мало гос. предприятий, а в странах ЕС в сер. 1980-х гг. их удельный вес составлял 70% в энергетике, связи, на транспорте, 30% в пром-сти. В России в нач. 21 в. сложился мощный Г. с. э. В таких крупнейших предприятиях, как ОАО «Газпром», ОАО «Роснефть», занимающих доминирующее положение в ТЭК страны, государство является гл. акционером, 75% минус 1 акция принадлежит государству в ОАО «Связьинвест», в РАО «ЕЭС России» гос. пакет акций составляет 52,7%; в сфере ж.-д. транспорта учреждено ОАО «Российские железные дороги», где единственный акционер – государство. В оборонном комплексе насчитывается 35 гос. вертикально интегрированных структур, практически полностью определяющих состояние отрасли. Участие государства в процессе обществ. произ-ва и функционирование Г. с. э. – объективная необходимость, поскольку частный сектор, несмотря на его огромный потенциал, доминирующее значение для обеспечения экономич. роста, не в состоянии решить все проблемы социально-экономич. развития. В частности, вне поля зрения частного сектора остаются факторы экономич. роста, формирующие социальный эффект, такие как обеспечение доступности для всех членов общества высококачественных услуг образования, здравоохранения, культуры, социальной защиты малообеспеченных слоёв населения, поддержка малого предпринимательства. Не представляет особого интереса для частного капитала использование таких значимых факторов экономич. роста, как охрана окружающей среды, проведение фундам. науч. исследований, реализация крупных долгосрочных проектов стратегич. характера. Отсутствие интереса частного сектора к использованию названных факторов объясняется в одних случаях тем, что они не обеспечивают субъектам частной собственности максимизации прибыли. С др. стороны, некоторые факторы экономич. роста частный сектор не в состоянии использовать по причине недостаточного уровня концентрации капитала, в связи с высокой степенью риска в процессе их использования, из-за длительных сроков окупаемости вложенного капитала и т. д. Границы, масштабы и структура Г. с. э. и гос. собственности, обеспечивающей его функционирование, подвижны и подвержены изменениям в соответствии с изменениями тенденций совр. экономич. роста, изменениями степени востребованности услуг гос. сектора обществ. воспроизводством, а также в соответствии с экономич. ситуацией и нац. традициями.
Государственный сектор экономики
Государственный сектор экономики (сокр. госсектор) — совокупность предприятий, организаций, учреждений, находящихся в государственной собственности и управляемых государственными органами или назначаемыми ими лицами.
Государственный сектор экономики включает в себя все экономические ресурсы, которыми владеет государство, и все организации, с помощью которых осуществляется государственное регулирование экономики. Это и государственный бюджет, государственные производственные предприятия, государственные организации в сфере управления, здравоохранения, образования, обороны, государственные земли.
См. также
Трех секторная модель экономики:
Ссылки
Полезное
Смотреть что такое «Государственный сектор экономики» в других словарях:
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СЕКТОР ЭКОНОМИКИ — (public sector) Часть смешанной экономики (mixed economy), охватывающая деятельность центральных и местных властей. В государственный сектор экономики входят образование, Национальная служба здравоохранения, социальные услуги, общественный… … Словарь бизнес-терминов
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СЕКТОР ЭКОНОМИКИ — (public sector) Часть смешанной экономики, охватывающая деятельность центральных и местных властей. В государственный сектор экономики входят образование, Национальная служба здравоохранения, социальное обслуживание, общественный транспорт,… … Финансовый словарь
государственный сектор экономики — Часть смешанной экономики, охватывающая деятельность центральных и местных властей. В государственный сектор экономики входят образование, Национальная служба здравоохранения, социальное обслуживание, общественный транспорт, полиция, местные… … Справочник технического переводчика
государственный сектор экономики — Отрасли хозяйства, находящиеся полностью или в значительной степени в руках государства, они включают национализированные предприятия, правительственные и муниципальные службы, общественные объединения (в противоположность частному сектору). Syn … Словарь по географии
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СЕКТОР ЭКОНОМИКИ — совокупность проводящих экономическую деятельность предприятий, организаций, учреждений, находящихся в государственной собственности и управляемых государственными органами или назначаемыми и нанимаемыми ими лицами. Райзберг Б.А., Лозовский Л.Ш … Экономический словарь
государственный сектор экономики — часть экономики, находящаяся в собственности государства; материальная основа выполнения государством своих целей (управление, обеспечение обороноспособности, охрана общественного порядка, решение социальных проблем, развитие образования, науки и … Географическая энциклопедия
Государственный сектор экономики — (госсектор) совокупность предприятий и организаций, находящихся в государственной собственности и финансируемых из средств государственного бюджета (федерального или региональных) … Экономика: глоссарий
Сектор экономики — Сектор экономики крупная часть экономики, обладающая сходными общими характеристиками, экономическими целями, функциями и поведением, что позволяет отделить ее от других частей экономики в теоретических или практических целях. В зависимости … Википедия
Государственный сектор — часть смешанной экономики, полностью контролируемая государственными органами, находящаяся в собственности государства. В государственный сектор экономики входят: образование, национальная служба здравоохранения, социальные услуги, общественный… … Финансовый словарь
Государственный сектор — часть смешанной экономики, полностью контролируемая государственными органами, находящаяся в собственности государства. В государственный сектор экономики входят: образование, национальная служба здравоохранения, социальные услуги, общественный… … Словарь бизнес-терминов
Государственный сектор экономики
Если государство не будет вмешиваться в экономические процессы, многие отрасли могут прийти в упадок. Именно потому в противовес частному сектору экономики, где предприятия не подчиняются государству, существует государственный сектор. Государственный и частный сектор экономики уживаются в пропорциях, которые сложились исторически и под действием современных процессов.
Существуют отрасли, которые не очень интересны частным предпринимателям. Обычно такие области производства или услуг требуют большие финансовые вложения, а прибыль не покрывает расходов. Либо прибыль можно будет получить нескоро. Такие секторы забирает «под свое крыло» государство, чтобы обеспечивать их бесперебойную работу. Это образование, здравоохранение, природопользование и т.д.
То есть государственный сектор в экономике – это все предприятия, организации и учреждения, которые управляются государственными служащими. Государство представлено не только как регулирующий субъект, но и собственник.
Главные задачи государственного сектора – обеспечение экономического роста, сохранность национальных богатств. Если какая-то отрасль промышленности находится в кризисном состоянии, то туда направляется дополнительное финансирование. Особенно важна роль государства в периоды упадка экономики. Государство поддерживает определенный уровень цен на некоторые продукты и товары, следит за уровнем безработицы, стимулирует развитие частного бизнеса, устанавливает определенный уровень процентных ставок для регуляции финансового рынка.
Госсектор главенствует в тех областях, где недопустимо частное предпринимательство:
В России управление государственным сектором экономики происходит на двух уровнях:
Модели государственного сектора экономики
Нет плохих и хороших, эффективных и неэффективных моделей государственной экономики. Что в одной стране прижилось и работает, в другой вызывает проблемы экономического развития. Где-то госсектор занимает очень большую часть. Это такие страны, как Греция, Франция. А в некоторых госсектор практически отсутствует. Яркие примеры – Япония и Люксембург. Страны «нащупывают» нужную экономическую модель, опираясь на национальные особенности.
Но в целом все-таки выделяют три модели государственного сектора:
В западноевропейской модели преобладает государственный сектор. Он является генератором эффективности.
В североамериканской модели все действует с точностью до наоборот. Превалирует частный сектор практически во всех областях. Государство сохраняет за собой привилегию наблюдателя. Оно выполняет административную функцию, играет роль социального защитника, а также отвечает за безопасность страны.
Классическим примером североамериканской модели являются Соединенные Штаты Америки и Канада. Западноевропейской – Франция и Португалия. Восточноазиатскую модель представляет Япония и Северная Корея.
Восточноазиатская модель – нечто среднее между двумя описанными моделями. В Японии и Северной Корее два сектора экономики успешно сотрудничают. Настолько, что четкая грань стирается.
Формально в восточноазиатской модели госсектор находится в явном меньшинстве, но составляет с частным сектором симбиоз.
Все зависит от того, насколько эффективно в какой-либо стране увеличивать государственный сектор. Если это приносит свои плоды, то вовлеченность государства во многие сферы экономической жизни остается. Если нет – увеличивается частный сектор.
Главный показатель меры вовлеченности государства в экономику – государственные расходы в ВВП.
Элементы экономики государственного сектора
Предлагаем нашим читателям книгу Е.В.Балацкого «Элементы экономики государственного сектора». Как измерять масштаб и эффективность государственного сектора? Что входит в состав госсектора? Каково цивилизационное значение общественного сектора экономики? Какие национальные модели развития госсектора существуют? Как оценивать их эффективность?
Е.В.БАЛАЦКИЙ
ЭЛЕМЕНТЫ ЭКОНОМИКИ ГОСУДАРСТВЕННОГО СЕКТОРА
МОСКВА
КАПИТАЛ СТРАНЫ
2013
Предлагаемый курс лекций направлен на систематизацию представлений об экономике государственного сектора. Однако данную дисциплину можно читать по-разному как с точки зрения включаемых в нее вопросов, так и с точки зрения способа подачи материала. На наш взгляд, современный лекционный курс такого рода должен базироваться на следующих пяти принципах.
1. Наличие общей «идеологии» читаемой дисциплины. На сегодняшний день многие учебные курсы построены таким образом, что студент по мере продвижения вперед буквально «закапывается» в частных вопросах и перестает ориентироваться в ключевых установках курса, теряет нить изложения обширного материала и не понимает перспективы изучаемого предмета. В этой связи предлагаемый курс будет включать разделы, в которых будут показаны самые общие моменты, связанные с развитием госсектора. Например, куда идет госсектор? Каковы вековые тенденции изменения его масштабов? Каково его значение для современной цивилизации? Какие новые организационные формы принимает госсектор и т.п. Без понимания общекультурного, цивилизационного значения госсектора понимание его функционирования всегда будет грешить некоторой ущербностью. Именно поэтому идеологическая линия курса должна быть представлена очень четко, чему мы и будем неуклонно следовать.
2. Наличие большого внимания к политике регулирования. Многие специалисты, рассказывая о госсекторе, уделяют большое внимание организационным и юридическим деталям некоторых механизмов управления. Однако знание, например, методов приватизации еще не дает понимания того, нужна эта приватизация или нет. Существует большой блок вопросов, связанных с принятием решений о трансформации госсектора в зависимости от фазы экономического цикла, от состояния национальной и мировой экономики, от этапа развития тех или иных отраслей. Понимание того, когда нужно, а когда не нужно что-либо делать с госсектором, является неотъемлемым элементом предлагаемого курса. В этом состоит постижение основ политики управления и регулирования экономикой вообще и экономики государственного сектора в частности. В этом проявляется и методологическое единство читаемой специальной дисциплины с другими экономическими курсами более общего характера.
3. Присутствие специфических инструментальных средств дисциплины. Любая современная экономическая дисциплина предполагает определенный набор принципов, методов и подходов к решению различных проблем. Без развитого инструментария анализа, прогнозирования, планирования и принятия решений никакой курс экономики не имеет смысла. В этой связи данный курс также предусматривает изучение специфических инструментальных методов, которые используются при работе с хозяйствующими субъектами госсектора. Здесь есть традиционные экономические методы, есть нетрадиционные экономические измерители и индикаторы, есть и новые социологические методы. Овладение ими, а также понимание их места в системе принятия решений, является одной из целей читаемой дисциплины.
4. «Проблематизация» курса. Очень часто многие лекторы излагают учебный материал как нечто незыблемое, непререкаемое, абсолютно правильное и неизменное. Такая «пассивная» форма подачи материала, во-первых, малоинтересна, во-вторых, не соответствует духу времени. Сейчас большинство серьезных вопросов, в том числе и те, которые читаются в экономических курсах, являются неоднозначными и не до конца решенными. «Открытость» многих вопросов, на наш взгляд, не должна вуалироваться; наоборот, она должна максимально сильно выпячиваться для того, чтобы показать студентам «живую» науку и приобщить их к поиску решений еще не решенных вопросов. Поэтому озвучивание актуальных проблем современности является одним из важнейших моментов сформированного курса.
5. Международный контекст рассматриваемых явлений. Серьезная ошибка, которая допускается лекторами при чтении различных специальных экономических дисциплин, состоит в том, что они замыкаются на российской специфике излагаемых вопросов. Опыт показывает, что такой подход в подавляющем большинстве случаев неправомерен. Это связано с тем, что многие вопросы, так или иначе решенные в России, в других странах решаются совершенно иначе. Иметь представление обо всей гамме существующих подходов чрезвычайно важно и ограничиваться чисто российской практикой ни в коем случае нельзя. Кроме того, некоторые вопросы в России либо вообще не решены, либо решены явно плохо и нерационально, а это еще больше актуализирует знание зарубежного опыта. Поэтому рассмотрение России в контексте развития мировой экономики также является одним из необходимых элементов предлагаемого лекционного курса.
Следование перечисленным принципам позволяет надеяться, что это повысит качество предлагаемого курса и повысит его «эргономичность».
В книге используется сплошная нумерация формул, рисунков и таблиц. Вместе с тем в курсе лекций используется разветвленная система обозначения для глав, параграфов и пунктов излагаемого материала. Поэтому для каждого пункта каждого параграфа каждой главы используется тройной индекс, например, 2.3.1. Это означает, что речь идет о первом пункте третьего параграфа второй главы.
В лекционном курсе наряду с обычным шрифтом иногда фигурирует материал, набранный мелким шрифтом. Это означает, что данный информационный блок является факультативным и поясняющим к основному материалу. Некоторые термины и важные понятия в тексте выделены курсивом, чтобы лишний раз заострить на них внимание читателя.
Библиография книги не содержит исчерпывающего списка литературы по экономике государственного сектора. Это связано с тем, что данная книга представляет собой учебный курс, а не научную монографию. Обширный список специальных работ в таких случаях только дезориентируют студентов.
Хотелось бы заранее предупредить читателей, что многие вопросы, включенные в данную дисциплину, никогда ранее в такой форме и в таком виде не излагались, что накладывает определенные требования и на самих читателей – они должны максимально критично воспринимать всю получаемую информацию. Данная дисциплина еще не успела превратиться в свод догматов – и в этом ее главное преимущество по сравнению со многими другими учебными курсами.
ГЛАВА 1. ИСТОРИЧЕСКИЕ КОРНИ
ГОСУДАРСТВЕННОГО СЕКТОРА ЭКОНОМИКИ
Само понимание государственного сектора экономики, его роль, специфика и инструменты регулирования его деятельности во многом определяются историческими традициями. Без понимания государственного сектора в контексте длительной исторической перспективы нельзя понять все тонкости и нюансы той или иной национальной модели его построения и развития. Для предварительного рассмотрения исторических корней феномена госсектора нам достаточно простого понимания его сути как совокупности предприятий, находящихся в руках государства. Альтернативой государственному сектору выступает частный сектор, предприятиями которого государство может управлять лишь косвенно. В дальнейшем это понимание будет уточнено.
В данной главе феномен государственного сектора рассматривается с точки зрения его относительного размера. Мы пока не рассматриваем его строение, модели функционирования, характеристики эффективности и т.п. Для начала необходимо определиться хотя бы с масштабом изучаемого явления и направлением его эволюции.
1.1. ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СЕКТОР В ДРЕВНЕМ МИРЕ
Исторически государственный сектор возник одновременно с государством. Как только государство получает свое организационное оформление, возникает специфический класс чиновников, занимающихся оказанием общественных услуг: армия, полиция, суды, администрация представителей публичной власти и т.д. На их нужды выделяются государственные финансы, которые формируются за счет собираемых налогов. Таким образом, государственный сектор в той или иной форме существовал во всех государствах.
1.1.1. Государственный сектор в Древнем Китае. Государственный сектор как таковой, т.е. как особый сектор производства, возник еще задолго до периода зрелого капитализма. Так, в Китае еще в 140 году до нашей эры император Ханьской династии У Ди создал, как полагают некоторые исследователи, первый в истории вариант государственного сектора экономики. Надо сказать, что древнекитайская модель госсектора была сконфигурирована в соответствии с самими современными экономическими нормами и стандартами. Ханьский госсектор представлял собой сеть государственных предприятий разных отраслей: шахты, кузнечное производство, солеварни, строительство, наземный и водный транспорт, кредитные учреждения. Примерно в это же время император У Ди ввел единую денежную систему, пропорциональный акциз, контроль за конкуренцией и ценами, план межрегионального развития и фонд совместного регулирования сельскохозяйственного развития. Тем самым в древнем Китае одновременно с созданием госсектора были заложены и основы системы управления им. Сформированная императором У Ди древняя модель госсектора «перешагнула» века и в модифицированном виде нашла свое воплощение в современном Китае.
1.1.2. Государственный сектор в Древнем Египте.Из стран древнего мира Египет выделяется централизованной масштабной государственностью и сравнительно небольшими размерами частной собственности. Это связано с необходимостью постоянного ведения ирригационных и дренажных работ, а в связи с этим содержания государственного аппарата, централизации государственной собственности, наличия организующей, системной роли данного факта. Развитие в Древнем Египте государственного сектора привело к формированию уникальной для того времени системы управления и планирования: народ работал, фараон управлял, жрецы составляли планы. Начиная с 4-го века до нашей эры «огосударствление» собственности приобрело необычайные масштабы: все принадлежало фараону, а весь процесс сельскохозяйственного производства планировался и контролировался государством. Государственной монополией являлись добыча мрамора и драгоценных камней, производство зерновых и льна, а в некоторых местах также кирпича, сезамового масла и других продуктов; все рудники были государственными. В конце существования древнеегипетской цивилизации одним из основных элементов экономической политики страны стала своеобразная система приватизации и концессий в форме разгосударствления земель и средств производства посредством сдачи их в аренду от имени фараона. Данная политика была направлена на сокращение масштабов чрезмерно разросшегося государственного сектора. Таким образом, уже в Древнем Египте просматривается в самой зачаточной форме регуляторный цикл «национализация-приватизация». Сегодня практически все развитые страны перешли к осваиванию данного циклического механизма и к формированию гибкой системы регулирования масштабов государственного и частного секторов экономики.
1.1.3. Государственный сектор в Древней Греции. Считается, что самыми древними хозяйственными структурами госсектора были кредитные учреждения. Так, в античной Греции действовали публичные (общественные) банки, созданные государствами и свободными городами. Еще в 4 веке до нашей эры одним из таких банков руководил некий Диоген. В целом в Древней Греции имело место сосуществование общинно-частного и государственного секторов экономики. В состав госсектора входили рудники, неразделенные пастбища и запасной земельный фонд. В некоторых случаях, как, например, в Спарте, государственный сектор превращался в единственный и безальтернативный сектор античного хозяйства. При этом данный сектор принимал весьма специфические формы. Так, государственный сектор Спарты существовал без государственного хозяйства как такового, вместо которого практиковалось частное использование государственного имущества илотами, которые представляли собой государственных рабов, имевших собственное хозяйство и работающих на правящий класс свободных граждан. Древние Афины с течением времени прошли похожую эволюцию в смысле увеличения государственного сектора. Так, афинская демократия постепенно переросла в своеобразный государственный капитализм с присущим ему усилением роли государства, государственным регулированием промышленности и сельского хозяйства, внешней торговли, товарного и натурального хозяйства, отношений между городом и селом. В настоящее время феномен государственного капитализма стал нормой экономической жизни всех активно развивающихся сообществ.
В конце существования Римской Империи соотношение между государственным и частным секторами изменилось в пользу первого. С конца 2-го века во время правления Септимия Северия римское государство начало систематическое наступление на частную собственность, которое закончилось тотальным огосударствлением и централизацией древнеримской экономики, что, в конечном счете, привело к гибели цивилизации Древнего Рима. По этому пути прошли многие страны как древнего, так и современного мира; разница состоит только в степени катастрофичности последствий таких однонаправленных мер против частного сектора экономики.
1.1.5. История цивилизаций в контексте взаимодействия государственного и частного секторов экономики. Даже краткое рассмотрение истории древнего мира позволяет выявить универсальную экономическую закономерность: чрезмерное расширение государственного сектора приводило к упадку древних цивилизаций. Превышение некоей критической величины размера госсектора ведет к разрушению фундаментальных устоев общественно-экономической формации.
Логика развития цивилизаций в общем виде подчиняется следующей схеме: развитие государства предполагает его внешнюю (военно-политическую и экономическую) экспансию; внешняя экспансия государства объективно требует расширения государственного сектора экономики и усиления системы государственного регулирования; необходимость содержания гипертрофированного госсектора требует финансовых и организационных (институциональных) репрессий в отношении частного сектора (увеличение налогов, национализация, конфискация, контроль цен, квотирование и нормирование производства, экспорта и импорта и т.п.); финансовые и институциональные репрессии разрушают систему стимулов и мотивации частного производителя, что, в конечном счете, ведет к разрушению самого частного сектора; разрушение частного сектора лишает общество источника развития, в результате чего цивилизация постепенно погибает.
Под описанный процесс подпали и Древние Афины, где медленно, но верно происходило усиление роли государства и государственного регулирования экономики. Начиная с 5-го века до нашей эры, явным становится увеличение удельного веса государственной собственности при ослаблении института частной собственности, военизации государства, росте агрессивности внешней политики, огосударствлении внешней торговли, расширении чиновнического аппарата, что, в конечном счете, и привело к падению афинского государства. Разрушение института частной собственности лишило афинское общество социально-экономической базы дальнейшего развития – частного товаропроизводителя. Деградация древнегреческой цивилизации привела к тому, что впоследствии она была поглощена другой античной цивилизацией – Древним Римом.
Впоследствии аналогичная схема гибели цивилизации повторилась и в отношении самого Древнего Рима, в котором изначально само государство и госсектор выступали в качестве вспомогательного инструмента урегулирования отношений между субъектами частного сектора экономики. Бурное развитие древнеримской культуры имело место в эпоху Римской республики и начального периода Римской империи и основывалось на развитом институте частной собственности. Однако в период с 40-х годов до нашей эры до конца 4-го века нашей эры начинается чрезмерное усиление роли государства в экономике и беспрецедентный рост масштабов государственного сектора. Так, во времена Нерона действовала система, в соответствии с которой все граждане должны были завещать свое имущество лично императору. В таких обстоятельствах удельный вес государственной собственности всего за несколько десятилетий стал преобладающим. В конце 2-го века представитель семитской династии Септимий Север, воспитанный в финикийской семье с ее азиатской психологией, впервые в истории Рима начал открытое наступление на частную собственность, в результате чего он в кратчайшие сроки отнял у аристократов столько имущества, что сделался собственником половины Апеннинского полуострова. В 235 г. во время правления Максимилиана получили всеобщий характер проскрипции (списки лиц, объявленных вне закона) и конфискации. В 286-305 гг. в период правления Диоклетиана положение дел еще больше обострилось, когда вместо рыночного механизма спроса и предложения была введена система управляемого хозяйства, включающая в себя: централизованное распределение продовольствия (наподобие карточной системы); государственный надзор за экспортом и импортом; огосударствление промышленности; квотирование и нормирование производства; ограничение уровня рентабельности; национализация фабрик, связанных со снабжением органов государственной власти и армии; государственный контроль за деятельностью гильдий и коллегий. «Вершиной» экономической политики Диоклетиана стал эдикт 301 г. о ценах (Edictum de pretiis), когда впервые в истории государство устанавливало цены на все товары.
Все это привело к тому, что основа римского государства – институт частной собственности – фактически перестала существовать. Римская империя создала столь централизованную экономическую систему, что существование института частной собственности в ее рамках стало бессмысленным. Из-за высоких налогов огромные земельные площади уже не обрабатывались; землевладельцы давали свободу своим рабам, передавали им и крестьянам в распоряжение земли лишь бы суметь уплатить налоги государству. В свою очередь высокие налоги были обусловлены тем, что с ослаблением частного сектора в римском обществе исчез «излишний» доход. Государство должно было содержать огромную империю: в 1-ом веке на содержание армии в 300 тыс. чел. Рим ежегодно тратил огромные суммы (в современном эквиваленте 9-10 млрд. долларов). Такое положение вещей привело к тому, что люди покидали города и селились в деревнях, производство, торговля и культура приходили в упадок. Результатом таких событий стало падение Рима и его завоевание германскими племенами.
Схема гибели Древнего Рима не только была идентична, но на конечном этапе и непосредственно сопрягалась со схемой гибели Древнего Египта. В 3-емтысячелетии до нашей эры, когда образовалось объединенное египетское государство, структура экономики страны была такова: обрабатываемые сельскохозяйственные земли находились в общинной собственности, хотя надел каждого отдельного крестьянина был обособлен; производственная инфраструктура, включающая в основном ирригационные системы, была государственной; ремесла образовывали частный сектор; внешняя торговля являлась государственной монополией; в пределах государства осуществлялась единая налоговая политика. Многие египтологи считают, что в Древнем Египте в целом преобладал не рабский, а наемный труд, в связи с чем вплоть до 4-го века до нашей эры наблюдался расцвет его экономики: развивались астрономия, земледелие и гидростроительство. В результате этого ранее пустынные или болотистые территории превратились в черноземы, благодаря чему получаемого дохода стало хватать не только для текущего потребления общества, но и для осуществления больших инвестиционных проектов. Возникли гигантские пирамиды и храмы, начался цикл развития ремесел, гончарного дела, мореходства, торговли, обработки камня и градостроительства, интенсивного земледелия. Появилась промышленность: производство бумаги, кирпича, льняных тканей, стекла, одежды. Египет того времени был мировым законодателем моды. В стране широко развернулось дорожное строительство, а канал «Нил-Красное море» позволил вести постоянную торговлю с Индией. Бурно развивались финансово-кредитные учреждения. Несмотря на государственный аппарат подавления, образовались первые торговые и ремесленные гильдии. Однако периодически повторяющиеся и со временем усиливающиеся притеснения института частной собственности, когда царские династии в начале своего правления перераспределяли частную собственность в пользу общин, отдельных граждан, воинов, а впоследствии и «огосударствливали» ее, в конце концов, привели к ликвидации этого института, а затем и самого египетского государства.
Особый интерес в жизни Древнего Египта представляет период с конца 1-го века до нашей эры, когда Египет на несколько десятилетий превратился в римскую провинцию, до 4-го века нашей эры. В это время в стране происходила либерализация социально-экономической жизни, связанная с распространением более демократических традиций Рима. В стране наметился «возвратный» процесс, когда частный сектор получил некоторую поддержку. В этот момент экономика Египта и Рима развивались синхронно и испытывали подъем. Наблюдался очередной расцвет египетского хозяйства, науки, искусства. Александрия стала вторым после Рима городом империи по величине и первым как центр науки и искусства. Однако данный процесс не получил дальнейшего развития, т.к. само римское общество переживало этап централизации и огосударствления. В результате возник феномен «культурного резонанса», когда обе древние культуры погибали вместе по единообразной схеме. Начиная с 3-го века, централизация социально-экономической жизни привела к необратимому массовому оттоку из страны творческих сил с последующей гибелью древнеегипетской цивилизации.
В настоящее время госсектор имеется абсолютно во всех странах мира, в связи с чем можно констатировать, что с политэкономической точки зрения госсектор является «сквозным», универсальным понятием, ибо как экономический феномен он присущ практически всем историческим эпохам и общественно-экономическим формациям. Разумеется, каждая эпоха и этнос привносили свою специфику, но сам госсектор существовал на протяжении практически всей официальной истории человечества.
Чрезвычайно любопытны следующие закономерности в возникновении госсектора. Если использовать официальную историографию человечества, то до эпохи рабовладельческого капитализма люди жили в рамках первобытно-общинного строя. В это время практически все материальные блага были собственностью племени. За исключением самых примитивных предметов (одежды и оружия) все остальное имущество находилось в совместном пользовании членов племени. Данная общественная собственность еще не была государственной, т.к. еще не было самого государства, однако по сути дела общественная форма собственности исторически предшествовала частной форме. В этом смысле создание государства позволило преобразовать общественную собственность в государственную и создать на этой основе государственный сектор экономики. Однако по своему глубинному замыслу институт государства был направлен на институциональное закрепление права частной собственности. В данном случае просматривается чрезвычайно важная историческая закономерность: людей не устраивала жизнь в условиях абсолютного доминирования общественной собственности, в связи с чем и возникла необходимость в создании особого института – государства – для поддержания частного права.
Образно говоря, частная собственность как бы «вылупилась» из общественной собственности, после чего обе формы продолжили свое существование, претерпевая дальнейшую эволюцию.
1.2. ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СЕКТОР И МЕНЕДЖМЕНТ
Государственный сектор экономики как историческое явление имеет особое значение, так как именно благодаря его существованию и активному развитию в эпоху зрелого капитализма появился феномен, который известен под названием менеджмент. Это связано с тем, что именно государственные предприятия, организации и учреждения ставили перед своим управленческим персоналом самые масштабные и сложные проблемы. Соответственно именно государственным управляющим пришлось решать эти проблемы, в результате чего и сложились научные основы менеджмента. Более того, именно в сфере госсектора складываются наиболее впечатляющие возможности для приложения сил сегодняшних квалифицированных менеджеров.
1.2.1. Государственный сектор и генезис менеджмента. Специалисты, рассматривающие историю возникновения менеджмента, подчеркивают, что начало практическому применению теории менеджмента было положено отнюдь не в коммерческих (частных), а в общественных (государственных) организациях. Так, родоначальник «научного менеджмента» Ф.У.Тейлор в своем докладе 1912 года Конгрессу США в качестве «экспериментального примера» применения «научного менеджмента» привел не частное коммерческое предприятие, а общественную некоммерческую организацию – клинику Мейо. Именно после этого доклада в Соединенных Штатах всерьез задумались о менеджменте как особом явлении.
Самое известное применение «научного менеджмента» Ф.У.Тейлора имело место отнюдь не в коммерческой организации, а в Уотертаунском Арсенале армии США, принадлежащем государству и находящемся в государственном управлении. Первая должность, которая соответствовала термину «менеджер» в его современном понимании, также появилась не в бизнесе – это был «управляющий городом» (невыборное, назначаемое должностное лицо). Первое осознанное и целенаправленное применение «принципов управления Тейлора» произошло не в частном секторе, а в армии США, реорганизация которой была проведена министром обороны Э.Рутом в 1901 году.
Наконец, организационное и институциональное оформление менеджмента как особого научного направления было также осуществлено государством. Так, первый Конгресс по менеджменту, состоявшийся в Праге в 1922 году, организовали не бизнесмены, а министр торговли США Г.К.Гувер и президент Чехословакии Т.Масарик. Таким образом, менеджмент как экономический феномен зародился в недрах государственного сектора и с исторической точки зрения имеет определенные преимущества перед менеджментом в частном бизнесе.
1.2.2. Перспективы менеджмента в государственном секторе. Перспективы государственного менеджмента базируются на прогнозах специалистов, в соответствии с которыми сектором роста в развитых странах в 21 веке будет не «бизнес» (организованная частная экономическая деятельность), а некоммерческий общественный сектор. Уже в 20 веке основным сектором, поглощающим рабочую силу, были «некоммерческие» сферы – работа на промышленных предприятиях государственного сектора, в учреждениях сферы здравоохранения и образования. На протяжении всего 20 века бизнес неуклонно сдавал свои позиции в качестве источника рабочих мест. В настоящее время приоритет в этой области все больше и больше переходит к некоммерческому общественному сектору. Соответственно именно в этом секторе менеджмент будет наиболее востребован; именно здесь практическое применение менеджмента может в кратчайший срок дать самые впечатляющие результаты. Таким образом, считается, что в долгосрочной перспективе потенциал менеджмента в общественном (государственном) секторе гораздо выше по сравнению с бизнес-структурами частного сектора.
1.2.3. Становление системы публичного (государственного) менеджмента: зарубежный опыт. По мере развития менеджмента как специфического вида человеческой деятельности он претерпевал метаморфозы специализации. В сфере частного бизнеса менеджмент оформился как самостоятельное направление в форме так называемого бизнес-администрирования (Business Administration). Данная специальность предполагала освоение методов управления в частных коммерческих структурах. Однако к концу 20-го века в большинстве стран мира из данного направления ответвилась самостоятельная дисциплина – паблик-администрирование (Public Administration). Эта дисциплина была направлена на освоение методов государственного управления и управления в общественных (государственных) структурах. В настоящее время многие высшие учебные заведения осуществляют подготовку специалистов по названным двум специальностям. Высшим достижением при подготовке по данным специальностям являются учебные программы MBA и MPA с соответствующими дипломами магистра бизнес-администрирования (Master of Business Administration) и магистра паблик-администрирования (Master of Public Administration). Таким образом, вопросы управления государственным сектором превратились в самостоятельное научное и практическое направление деятельности.
Исторически оформление паблик-администрирования и административной науки в разных странах произошло в разное время. Например, в Италии это 1955 г. (с 1957 г. Высшая школа государственного управления готовит кадры для кабинета министров); во Франции – конец 1960-х – начало 1970-х годов; в Испании такая новая отрасль знаний, как политические и административные науки, была признана только в 1986 г.
В настоящее время признание экономики государственного сектора как самостоятельного научного и практического направления закреплено в соответствующих специальностях, которые подтверждаются дипломами магистра публичной (общественной) экономики (Master of Public Economics) и магистра экономики публичного (общественного) сектора (Master in Public Sector Economics). Во многих странах (например, в Италии) пока еще нет, но планируется введение ученой степени доктора государственного управления (Doctor of Public Administration). Не исключено, что именно это направление в будущем станет наиболее перспективным направлением менеджмента и экономической теории.
Характерно и то, что во многих странах происходит интеграция университетского образования по специальности общественного администрирования (управления) с самими органами государственного управления. Так, в США ряд университетов имеет специальное соглашение с правительством и осуществляет подготовку работников высшего и среднего звена государственных органов. Один из них – Американский университет – совместно с Управлением кадровой службы Правительства США разработал программу подготовки для получения степени магистра в области государственного управления (МРА) для работников центрального аппарата правительства США.
1.2.4. Становление системы публичного (государственного) менеджмента: российский опыт. В России становление научного менеджмента в сфере государственного сектора происходило с некоторым запаздыванием по сравнению с развитыми западными государствами. Тем не менее, в 1930-е годы в стране был открыт Московский инженерно-экономический институт (ИИЭИ), который в 1970-е годы был преобразован в Московский институт управления (МИУ), в рамках которого появилась специальная кафедра государственного и муниципального управления. В настоящее время данный вуз преобразован в Государственный университет управления (ГУУ), в котором на правах самостоятельного факультета действует Институт государственного и муниципального управления и кафедра с аналогичным названием.
В более позднее время, в конце 20-го века, процесс становления системы образования по специальности «государственный менеджмент» интенсифицировался. Одним из результатов этой деятельности стало основание в 1994 г. Российской академии государственной службы (РАГС) при Президенте РФ, в рамках которой были созданы следующие кафедры: государственного управления и правового обеспечения государственной службы; государственной службы и кадровой политики; информатизации структур государственной службы и т.п. В 1997 г. при московском правительстве был создан еще один специализированный вуз, который с 2004 г. имеет название Московского городского университета управления (МГУУ). В настоящее время в России действует множество вузов, в которых ведется обучение студентов по специальности «Государственное и муниципальное управление», входящей в Государственный общеобразовательный стандарт. Сейчас ведется активная работа по формированию в стране системы MPA (Master of Public Administration).
1.3. ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО СЕКТОРА В КАПИТАЛИСТИЧЕСКИХ СТРАНАХ
1.3.1. Вековая тенденция эволюции государственного сектора. В настоящее время возникновение и развитие госсектора имеет множество страновых различий. Это связано, прежде всего, с грандиозным социально-экономическим экспериментом, имевшим место в 20-ом веке и связанным с построением мировой системы социализма. В государствах социалистического блока госсектор претерпел довольно сложные трансформации, в то время как в традиционных капиталистических странах он развивался во вполне определенном направлении, а именно: в направлении постоянного увеличения удельного веса в экономике. Из табл.1 видно, что еще в конце 19-го века госсектор практически во всех странах мира составлял ничтожную величину национальной экономики, в то время как спустя 120 лет он принял такие размеры, что превратился в полноценный экономический сектор. Деятельностью сегодняшнего госсектора не только нельзя пренебречь, но она становится решающей во многих областях социально-экономической жизни всех стран.
Однонаправленное увеличение доли госсектора, продолжавшееся на протяжении многих десятилетий, вскрывает одну из генеральных тенденций в его эволюции. В последующих разделах мы рассмотрим причины такой «монотонной» линии развития событий, здесь же мы ограничимся лишь ее констатацией.
Таблица 1. Динамика параметров государственного сектора ведущих стран мира.