Что включает в себя этап предпроектного исследования
Тема 3 Предпроектное исследование
Предпроектное исследование осуществляется с целью параметризации проекта. Это этап сбора необходимых данных и их анализа. Предпроектные исследования позволяют выбрать оптимальный вариант реализации проекта, что позволяет рассчитать необходимые ресурсы, сроки проектирования и повысить эффективность производства. Отдельным этапом работы является изучение функциональности продукта с целью выявления достоинств и недостатков эксплуатации изделия. В ходе предпроектных исследований необходимо продумать несколько основных моментов: для какого сегмента рынка будет выполняться производство, насколько удобно будет использовать данный продукт, что ему необходимо, а что нужно оставить без изменений. Учитываются факты, которые дают понимание того, чем лучше продукт конкурента, и те ошибки, которых нужно избежать в воплощении новой версии продукта. На основе полученных данных формируется техническое задание, строится дизайн-концепция (фор-проект).
· Анализируется полное и формализованное описание существующей проблемы заказчика.
· Проводится анализ состоятельности бизнес-идеи в контексте реальной ситуации на рынке и возможностей организации — заявителя проекта. Четкая постановка целей и задач проекта.
· Проводится экспресс-диагностика ресурсов и потенциала проектной организации, определение стратегических перспектив по совокупности внешних и внутренних факторов компании.
· Определяется социально-культурная потребность целевой аудитории, т.е. предпочтения потребителей.
· Проводится фотофиксация и зарисовки, необходимые обмеры исходной ситуации или прототипа, хронометраж операций пользователя, строятся специальные соматографические схемы, проводит опрос потребителей и многое другое.
· Ведется патентный поиск, работа с архивами, библиотеками и информационными центрами по изучению аналогов и ознакомлению с передовым отечественным и зарубежным опытом в этой области.
Итак, предпроектные исследования перед подготовкой масштабного дизайн-проекта должны включать в себя:
Дата добавления: 2016-01-20 ; просмотров: 5816 ; ЗАКАЗАТЬ НАПИСАНИЕ РАБОТЫ
Предпроектные исследования
Первым этапом инвестиционного проекта создания конкурентоспособного изделия является этап «Предпроектные исследования», структура и виды работ на данном этапе представлены на рис. 2.4.
Проект начинается с формирования инновационной идеи, которая должна быть положена в основу конкурентоспособного изделия. Инновации могут относиться к совершенствованию рабочего процесса изделия или его конструктивным особенностям, а также использованию перспективных материалов, из которых изготавливаются детали, основные узлы и системы изделия.
При этом обосновываются область применения будущего изделия, техническое задание на него и показатели конкурентоспособности.
Следующим шагом являются маркетинговые исследования, по результатам которых, как показывает практика, может быть уточнено техническое задание и сформированы тактико-технические требования [ТТГ] на изделие, обладающее высокими показателями конкурентоспособности [П-К].
Одновременно формируется техническое задание на инвестиционной проект в целом.
На основании отчета по маркетинговым исследованиям разрабатывается бизнес-план на проект
Структура этапа «Предпроектные исследования»
Этап предпроектных исследований комплексного проекта включает в себя следующую последовательность работ (см. рис. 2.4).
Одним из основных направлений деятельности на этапе предпроектных исследований является маркетинг-исследование состояния рынка продукции, на который будет направлено изделие, созданное в рамках проекта.
В общем случае содержание работ по изучению рынка включает:
• изучение масштабов потенциально возможной ниши рынка и ее емкости;
• исследование требований потребителей к подобной продукции;
• исследование направлений научно-исследовательской и производственной деятельности организаций и фирм, которые действуют на рынке
• создание имиджа компании;
• организация и ведение конкурентной борьбы;
• комбинирование и координация средств и направлений деятельности компании;
Маркетинговая деятельность развивается системно, по следующим направлениям, это так называемая концепция «SP»:
1. Product — товарная политика фирмы (товарный маркетинг), ориентированная на рынок ассортиментного ряда товаров.
2. Price — ценовая политика компании (ценовой маркетинг), ориентированная на рынок разработки уровня и поведения цен, ценовых методов стимулирования сбыта.
4. Place — место и время продажи, товародвижение (сбытовой маркетинг, дистрибьюция) — выбор оптимальных каналов сбыта и торговых посредников, организация хранения.
5. People — продавцы и покупатели (маркетинг отношений) — разработка кадровой политики компании (подбор и обучение персонала, ориентированного на клиента и цели фирмы).
Концепция «SP» (комплекс) на практике реализуется в структуре функционального маркетинга (табл. 2.1).
Кроме функциональной выделяется отраслевая структура маркетинга:
• индустриальный маркетинг (ориентированный на корпоративных клиентов);
• потребительский (ориентированный на конечного потребителя);
• маркетинг промышленной продукции;
• маркетинг интеллектуального продукта;
В зависимости от характера спроса на товары различают следующие виды маркетинга:
• конверсионный маркетинг, связанный с наличием пассивного спроса. Задачи конверсионного маркетинга — зарождение спроса на продукцию;
• стимулирующий маркетинг, связанный с наличием товаров, на которые нет спроса. Задача стимулирующего маркетинга — учесть причины безразличия и преодолеть их;
• развивающий маркетинг, связанный с формирующимся спросом на изделия. Задача развивающего маркетинга — превращение потенциального спроса в фактический;
• ремаркетинг. связанный со снижением спроса в определенный период угасания жизненного цикла товаров. Задача ремаркетинга — оживление спроса при помощи новых возможностей маркетинга, например, с помощью новых рыночных свойств;
• синхромаркетинг связан с колеблющимся спросом, например сезонным. Сглаживание или усиление (в зависимости от целей) сезонных колебаний спроса — задача синхромаркетинга;
• поддерживающий маркетинг используется, когда уровень и структура спроса на продукцию полностью соответствует уровню и структуре предложения;
• демаркегинг используется, когда спрос на продукцию чрезмерно превышает предложение и нет возможности увеличить объем производства;
• выявление торговых марок (товарных знаков), используемых фирмами-конкурентами;
• обоснование конкретных требований к созданию новой конкурентоспособной продукции в рамках проекта;
• технико-экономический анализ и обоснование выбора технических решений (из числа известных объектов промышленной собственности), отвечающих запросам потребителей;
• возможный анализ деятельности хозяйствующих субъектов на выбранном секторе рынка и определение для себя оптимальных направлений развития научно-технической, производственной и коммерческой деятельности;
• выявление технических, конструкторских, программных и других решений, которые могут быть созданы в процессе выполнения НИР и ОКР в рамках проекта с целью отнесения их к охраноспособным объектам интеллектуальной собственности, в том числе промышленной;
• обоснование целесообразности правовой охраны будущих объектов интеллектуальной собственности (в том числе промышленной) в стране и за рубежом, выбор возможных стран патентования;
• предварительный прогноз патентной чистоты продукции (объектов техники), которая будет создана в результате реализации проекта, обоснование мер по обеспечению их патентной чистоты, беспрепятственному производству и решшзации объектов техники в стране и за рубежом;
• выявление и отбор объектов лицензий и услуг инжиниринга. Одним из основных моментов исследования рынка является
обоснование целесообразности и форм проведения в стране и за рубежом коммерческих мероприятий по реализации объектов хозяйственной деятельности, по закупке лицензий, оборудования, сырья, комплектующих изделий, которые понадобятся при реализации «Проекта создания конкурентоспособной продукции».
Все эти материалы должны быть положены в основу разработки бизнес-плана проекта.
Предпроектный анализ
Сергей Нужненко darkboatman, ведущий системный аналитик SuperJob, делится опытом запуска IT-проектов с точки зрения аналитика.
По итогам выступления на прошедшем митапе у меня получается серия заметок, в которых я постараюсь, освободившись от ограничения форматом выступления, обсудить с вами принципы выполнения предпроектных задач и покажу несколько примеров из жизни.
Это пригодится представителям заказчика, системным, бизнес-аналитикам, менеджерам проектов, другим участвующим в запуске ИТ-проектов, итераций или спринтов.
Под предпроектом мы понимаем все задачи, которые надо выполнить до момента получения согласия всех сторон, утверждения бюджета, а главное — понимания, что мы делаем и зачем, а также каким способом, то есть кого надо привлечь и кому позже надо будет ставить задачу. Эти задачи одинаковы как для большого проекта, так и для короткой двухнедельной итерации.
Мы знаем, что, во-первых, хорошая постановка задачи — это половина решения, а, во-вторых, не столь важно, насколько продуктивно ты что-то делаешь, если при этом делаешь не то, что нужно. Системной предпроектной работе уделяется удручающе мало внимания. Подавляющее число обсуждений, книг и статей посвящено тому, что делать внутри проекта, или поиску продукта во взаимодействии с рынком. В серой зоне оказывается переход от понимания, что надо продавать, к самой работе.
Задачи предпроекта
Что нужно сделать для того, чтобы построить ИТ-систему или сервис?
Вот список больших задач, которые так или иначе решаются для любой системы:
Предпроект (хоть он и не всегда так называется) может выполняться в разных условиях: на систему в целом, на подсистемы или на каждую фичу продукта.
Все указанные задачи могут выполняться годы, месяцы или пролетать за неделю в рамках подготовки сессии планирования спринта, могут сопровождаться различным количеством бумаги и разными схемами взаимодействия участников.
Однако перед тем, как мы начнем фиксировать цели, пресловутые 4 параметра проектного треугольника — формулировать обязанности участников проекта, назначать внешние статус-митинги с участием спонсора и расчехлять другие общеупотребимые инструменты проектного управления — необходимо полностью выполнить задачи предпроекта:
1) Понять сроки и стоимость
2) Допродать систему:
4) Определиться с ресурсами: видами, этапами, сроками, объемами работ и источниками ресурсов
Без этого ничего (хорошего) не выйдет.
Трудности
Все проблемы, о которых пойдет речь ниже, развиваются на заведомо неблагоприятном фоне, общем для всех предпроектов.
Надо быстро определиться со стоимостью системы на фоне высокой неопределенности.
Идет торг за бюджет и сроки — это конфликт, изначально заложенный в любой предпроект.
Заказчик хочет Сhrysler Escalade, денег есть на ГАЗ 69, но нужен ему Renault Logan. Бывает, что при этом поставщик решений хочет продавать яхты и самолеты, но реально может сделать только надувную лодку, а сейчас пойдет искать, у кого купить Logan.
Проект еще не «продан» и идет борьба за его запуск.
Обзор проблем и решений
Мы расположили частые проблемы предпроекта по мере роста зрелости заказчика и других участников ИТ-проекта:
1) «Письмо Дяди Фёдора»
2) Не учтены полный ЖЦ и структура как системы, так и финансового актива
3) Не учтены задачи предпроектной фазы
Обзор предлагаемых решений, о которых мы более детально поговорим в следующих разделах:
Кроме этого необходимо помнить о базовых принципах, которые мстят за невнимание к себе. Среди них:
Предпроектное обследования при разработке информационной системы
Что бывает без предпроектного обследования?
В свое время мне пришлось заниматься разработкой и продажей систем для составления маршрутов транспорта: на карту выводятся точки с заказами, обводишь их мышью и размещаешь в машины. Обращается к нам одна компания с просьбой продать приложение. Не один месяц мы пытались выяснить, зачем же им подобная система нужна, в результате продали им «коробку», очень уж они просили. Затем решила данная компания привлечь нас для внедрения. И тут выяснилось, что в первую очередь им нужна была функциональность для учета топлива, которая в нашей системе отсутствовала от слова совсем.
А бывает, присоединяешься к проекту в ходе разработки системы, изучаешь документацию по проекту и уже разработанную функциональность. И в какой-то момент приходит осознание: есть интерфейс, программа что-то делает, а вот ответить, зачем она разрабатывается, какие бизнес-задачи решает, какие показатели должны быть достигнуты, никто из проектной команды не способен. Можно ли таким образом создать систему, отвечающую запросам заказчика?
Иными словами, еще до составления Технического задания следует провести обычно небольшое (это как когда) исследование и ответить на ряд вопросов.
Основные вопросы, на которые отвечает обследование
Как говорится, вам надо понять, ЧТО, ГДЕ, КОГДА. А именно:
Зачем нужно писать, почему недостаточно обсудить и проговорить?
Составление документа позволяет сформулировать мысль на совершенно ином качественном уровне, чем при устном обсуждении. В разговоре неохваченными остаются многие детали, часть информации забывается и позже упускается из виду. А бумага сохраняет все мысли.
Да, составление документов — дело кропотливое и иногда неприятное, но оно того стоит. Мысль ценна только тогда, когда она сформирована, а сформирована она тогда, когда сформулирована на бумаге.
Что должно содержать в себе предпроектное обследование?
Обычно под предпроектным обследованием имеют в виду изучение бизнес-процессов предприятия. Об этом написано много статей и книг. Но к сожалению, простого изложения процессов недостаточно.
Результатом исследования может быть целый пакет документов (часть из них приведена в конце статьи). Центральным (и, к сожалению, часто единственным) документом у меня обычно является документ «Концепция системы». Этот документ мы и обсудим в настоящей статьей.
Разрабатывая собственную структуру Концепции, я взял за основу отчет, подготавливаемый согласно ГОСТ 34 на стадии «Формирование требований к АС» (см. стандарт РД 50-34.698-90 «Методические указания. Информационная технология. Комплекс стандартов и руководящих документов на автоматизированные системы. Автоматизированные системы. Требования к содержанию документов»). Но при этом внес свои дополнения.
«Концепция системы» может содержать 2, а иногда и 30 страниц. Все зависит от постановки задачи. «Концепция», как правило, согласовывается с высшим руководством заказчика, и только на основании этого можно разрабатывать Техническое задание.
Цель создания (модернизации) системы
Под целью создания я понимаю именно бизнес-цели. «Автоматизировать» — это не цель. Добавить функцию — тоже не цель. И «оптимизировать» — не цель. Например, сидит сотрудник и пару часов в день он может поспать прямо на рабочем месте (реальный случай, кстати). И кто-то просит автоматизировать его деятельность. Зачем? Чтобы он четыре часа спал?
За несколько лет анализа десятков проектов удалось определить только пять возможных целей создания (модернизации) системы:
Идея системы
В случае, если документ «Концепция» получается достаточно объемным, имеет смысл вначале кратко изложить самую суть системы, ее идею. Например, вы хотите создать какую-либо специализированную социальную сеть (ходите по музеям и делитесь впечатлениями). Я бы вначале описал потребность в общении между посетителями, а затем кратко — суть: разрабатывается мобильное приложение, в котором пользователь может написать свои впечатления от того или иного экспоната.
Сравнение старого и нового
Самым эффективным способом понять суть создаваемой системы — идти как бы от противного.
Для этого необходимо:
На чем собираемся зарабатывать
Если разрабатывается приложение, с помощью которого планируется зарабатывать деньги, то обязательно нужно определить методы заработка: размещение рекламы, платная подписка, платные услуги, взимаемый процент и т.д. Выбранный способ (или способы) может сильно повлиять на разрабатываемую функциональность.
Заинтересованность сторон
Если для функционирования создаваемой системы необходимо участие других организаций, то обязательно нужно решить, как их привлечь к работе, заинтересовать. Иными словами, сначала выстраиваем всю бизнес-цепочку, потом уже все остальное.
Описание автоматизируемых процессов
Цель данного раздела — дать общее, но полное представление о процессе. Например, вы разрабатываете интернет-магазин. Очевидно, что нужен каталог, корзина, интеграция с банком-эквайером и доставка. Но вот вопросы возврата, отказа при доставке, отказа поставщика, неожиданного отсутствия товара на складе могут ускользнуть от вашего внимания. Лучше продумать все возможные варианты заранее и решить, что из этого будет автоматизироваться, а какие случаи происходят так редко, что лучше их «разгребать» в ручном режиме.
Для описания не обязательно приводить схемы. В общем случае обычный текстовый сценарий намного более полно раскрывает сущность действий.
Юридическое обеспечение
Нередко после создания системы оказывается, что в использующие приложение люди или организации нарушают закон. Поэтому вначале надо найти юридически чистую схему, а затем уже вырабатывать технические решения.
Перечень функций
Документ «Концепция» — это не Техническое задание, поэтому описываются бизнес-функции, верхний уровень. Нет никакого смысла на данном этапе говорить об авторизации и работе с профилем пользователя. Но дать общее представление о функциональности надо обязательно.
Требования к безопасности
Если вы разрабатываете финансовую систему или систему, содержащую строго конфиденциальные данные, то необходимо привести перечень стандартов безопасности. Например, требования к шифрованию хранимых или передаваемых данных. Не забывайте и о все ужесточающихся требованиях к обработке и хранению персональных данных.
Выбор варианта реализации системы
Иногда в зависимости от потребностей необходимо определить вид приложения (веб-приложение, нативное), платформу (Windows, Linux), общую архитектуру (один сервер или несколько кластеров), взять ли типовую систему и доработать или вести разработку с нуля. Для этого необходимо сравнить предлагаемые варианты и выбрать наиболее подходящий.
Другие документы предпроектного исследования
Как мы уже говорили выше, результатом хорошего, серьезного предпроектного исследования, проводимого не одну неделю целой командой, является целый пакет документов. Вот некоторые из них:
Заключение
В статье мы очень бегло пробежались по основным разделам предпроектного обследования. Почему бегло? Потому что такое обследование — крайне творческое занятие. Главное, чтобы при прочтении концепции сложилось полное понимание, как это должно работать. А в остальном два документа с результатами исследования могут никак не быть похожими друг на друга. Соответственно и перечень разделов в вашем документе может сильно отличаться от приведенного выше.
Что включает в себя этап предпроектного исследования
6.3. ПРЕДПРОЕКТНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ и
ТЕХНИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ
Предпроектное исследование осуществляется с целью параметризации проекта создания АИПС. Сначала выявляются все материальные, финансовые людские и временные ресурсы для выполнения необходимых проектных работ. Это этап сбора необходимых данных и их анализа.
На основе полученных данных формируется Техническое задание (ТЗ) – третий этап проектирования (при необходимости – технико-экономическое обоснование проекта – ТЭО), и собственно проект (четвёртый этап проектирования).
При этом следует отличать работы, связанные с автоматизацией физического труда от работ по автоматизации умственного труда.
Объектами автоматизации могут быть как отдельно взятые, автономные операции или процессы, так и интегральные (интегрированные) системы, требующие обеспечения автоматизации целого комплекса процессов. На основе полученных в процессе проектирования данных в дальнейшем будет приобретаться необходимое оборудование и программное обеспечение, осуществляться монтаж и наладка (при необходимости) оборудования, инициализация (инсталляция, установка) необходимых программ, обучение персонала и опытная эксплуатация создаваемых фрагментов (элементов и подсистем) АИС.
Эти условия становятся наиболее актуальными при использовании локальных и глобальных компьютерных сетевых технологий, получивших в наше время название Интранет и Интернет, соответственно.
Этап анализа предполагает подробное исследование бизнес-процессов и информации, необходимой для их выполнения: сущностей, их атрибутов и связей (отношений). На этом этапе создаётся информационная модель ИС, а на следующем за ним этапе проектирования – модель данных.
Вся собранная информация формализуется и уточняется по результатам её анализа.
На этапе анализа происходит уточнение существующих и необходимых для конечной реализации аппаратных и программных средств. Для этого могут привлекаться группы тестирования и технические специалисты. При проектировании информационной системы важно учесть и дальнейшее её развитие, например рост объёмов обрабатываемых данных, увеличение интенсивности потока запросов, изменение требований надёжности информационной системы и др.
На этом этапе определяют модели задач для получения сравнительных характеристик СУБД, которые могут быть использованы для реализации АИС. На этапе исследования может быть осуществлен выбор СУБД. Полученные данные могут показать, что выбранная СУБД не удовлетворит требования Заказчика. Аналогичные данные могут быть получены в отношении предлагаемой аппаратной платформы и операционной системы. Такие результаты свидетельствуют о необходимости изменения и (или) корректировки начальных данных, полученных в результате предпроектного исследования.
По полученным результатам следует выявить необходимые средства разработки АИС, выбор которых уточняется на этапе анализа. Если предполагаемое средство разработки не позволяет выполнять хотя бы часть работ в заранее заданный срок, то принимают решение об изменении срока (как правило, его увеличении) или о смене средства разработки. Осуществляя выбор средств разработки, следует учитывать наличие персонала, владеющего ими.
На этапе анализа уточняю существование или появление возможных ограничений, рисков и критических факторов. Если первичное исследование показало, что какие-либо требования Заказчика не могут быть удовлетворены в проектируемой АИС, то рассматривается возможность их изменения Заказчиком.
Необходимо оценивать степень удовлетворения каждой из потребностей Заказчика, связанных с внедрением ИС. При этом не следует забывать, что отсутствие необходимых исходных данных затрудняет проектирование системы.
В рамках предпроектного исследования может осуществляться концептуальное проектирование (conceptual design) – разработка аванпроекта (пилотного проекта) или программы создания системы.
Он должен осуществляться в течение непродолжительного времени иначе Заказчик может потерять интерес к проекту. Важной функцией пилотного проекта является принятие решения относительно приобретения или отказа от использования ИС.
Возможным следующие варианты решения:
Выполненная на данном этапе работа позволяет ответить на вопрос, какие требования Заказчика могут быть удовлетворены, если стоит продолжать данный проект. Может оказаться, что проект продолжать не имеет смысла, например из-за того, что какие-то требования не могут быть удовлетворены по объективным и иным причинам. Если принимается решение о продолжении проекта, то переходят к формированию Технического задания.
Техническое задание (ТЗ) – третья стадия проектирования АИС. Оно формируется по результатам проведённого предпроектного исследования и включает разработку и утверждение Технического задания на создание АИС.
Напомним, что разработчики к нему могут и не приступить, если в результате предпрпоектного исследования было выявлено, что Заказчику следует отказаться от использования АИС.
В зависимости от условий создания системы возможны различные совмещения функций заказчика, разработчика, поставщика и других организаций, участвующих в работах по созданию АИС.
В соответствии с ГОСТ 34.601-90 после согласования с заказчиком, выполняется разработка, оформление, согласование и утверждение технического задания (ТЗ) на АИС. Данный стандарт также определяет состав участников проектирования и реализации проектных решений при составлении и (или) согласовании ТЗ.
Легко заметить, что многие его компоненты не только базируются на результатах проведённого предпроектного исследования, но и входят в состав ТЗ.
В зависимости от вида, назначения, специфических особенностей объекта автоматизации и условий функционирования системы допускается оформлять разделы ТЗ в виде приложений, вводить дополнительные, исключать или объединять подразделы ТЗ.
В состав ТЗ на АИС включают приложения, содержащие:
1. Расчёт ожидаемой эффективности системы;
2. Оценку научно-технического уровня системы;
3. Использованные при разработке ТЗ методические и наиболее важные информационные материалы из состава документов указанных в разделе «Источники разработки».
Дополнительные рекомендации по составу и содержанию ТЗ на автоматизированные системы различного назначения и приложений к ним содержатся также в РД 50-640-87 и ГОСТ 24.602-86.