Что включает в себя дидактика

Что включает в себя дидактика

Взаимосвязи между основными дидактическими категориями как структурными компонентами целостного дидактического процесса изображены на рисунке:

Что включает в себя дидактика. pic06. Что включает в себя дидактика фото. Что включает в себя дидактика-pic06. картинка Что включает в себя дидактика. картинка pic06. Взаимосвязи между основными дидактическими категориями как структурными компонентами целостного дидактического процесса изображены на рисунке:

Основные категории дидактики: обучение, преподавание, учение, образование, знания, умения, навыки, а также цель, содержание, организация, виды, формы, методы, средства, результаты (продукты) обучения. В последнее время статус основных дидактических категорий предлагается присвоить понятиям «дидактическая система» и «технология обучения».

Целью в дидактике является образ конечного результата, то, к чему стремится процесс обучения.

Под содержанием обучения понимается система знаний, умений, навыков, способов деятельности и мышления, ценностных отношений, которыми учащиеся овладевают в процессе обучения.

Как теория обучения и образования дидактика разрабатывает следующие проблемы:

Дидактика как наука изучает закономерности, действующие в сфере ее предмета, анализирует зависимости, обуславливающие ход и результаты процесса обучение, определяет методы, организационные средства, обеспечивающие осуществление запланированных целей и задач. Благодаря этому она выполняет две главные функции:

Дидактика охватывает систему обучения по всем предметам и на всех уровнях учебной деятельности. По ширине охвата изучаемой действительности выделяют общую и частную дидактику.

Частные дидактики называют методиками преподавания. Они изучают закономерности протекания процесса, содержание, формы и методы преподавания различных учебных предметов. Каждый учебный предмет имеет свою методику.

Основополагающие требования к практической организации учебного процесса педагогике принято называть дидактическими принципами. К наиболее важным дидактическим принципам относятся:

Эти принципы составляют систему, определяются целями воспитания и имеют исторический характер. Некоторые принципы утрачивают свое значение в новых условиях, и появляются новые, в которых отражаются новые требования общества к обучению.

Обучение как целостная система. Охарактеризовать процесс обучения как систему можно только в динамике, проследив за ее составом (элементами), структурой (связями) в соответствии с функциями:

Что включает в себя дидактика. pic07. Что включает в себя дидактика фото. Что включает в себя дидактика-pic07. картинка Что включает в себя дидактика. картинка pic07. Взаимосвязи между основными дидактическими категориями как структурными компонентами целостного дидактического процесса изображены на рисунке:

Характерные черты учебного процесса как системы:

Учебный (дидактический) процесс содержит следующие главные звенья взаимодействия:

Деятельность педагогаДеятельность обучаемых
Разъяснение учащимися целей и задач обученияСобственная деятельность по созданию положительной мотивации учения
Ознакомление обучаемых с новыми знаниями (явлениями, событиями, предметами, законами)Восприятие новых знаний, умений
Управление процессом осознания и приобретения знаний и уменийАнализ, синтез, сравнение, сопоставление, систематизация
Управление процессом перехода от теории к практикеПриобретение умений и навыков, их систематизация
Организация эвристической и исследовательской деятельностиПрактическая деятельность по самостоятельному решению возникающих проблем
Проверка, оценка измерений в обученности и развитии учащихсяСамоконтроль, самодиагностика достижений

Для обучения характерны следующие признаки:

Образовательная. Состоит в том, что процесс обучения направлен на формирование знаний, умений, навыков, мировоззрения и опыта творческой деятельности. Имеет значение то, что усвоенные знания должны характеризоваться полнотой, системностью, осознанностью и действенностью.

Развивающая. Обозначает то, что в процессе обучения происходит развитие обучаемого обо всех направлениях: развитие речи, мышления, сенсорной, двигательной, эмоционально-волевой и потребностно-мотивационной сфер личности.

Воспитательная. Состоит в формировании нравственных и эстетических представлений, системы взглядов на мир, способность следовать нормам поведения в обществе, исполнять принятые в нем законы.

Для понимания роли обучения как средства развития и формирования личности большое значение имеет то, что этот процесс не сводится только к овладению обучающимися знаниями, выработке практических знаний и умений. Обучение оказывает более широкое развивающее и формирующее влияние на личность. Знания как предмет усвоения имеют 3 взаимосвязанных стороны:

При правильно поставленном обучении учащиеся овладевают всеми этими тремя сторонами материала.

Источник

Структура дидактики

Дидактика как теория обучения.

Науку, изучающую и исследующую проблемы образования и обучения, называют дидактикой.

Термин «дидактика» происходит от греческого didaktikos, что переводится как «поучающий». Впервые это слово появилось благодаря немецкому педагогу Вольфгангу Ратке, написавшему курс лекций под названием «Краткий отчет из дидактики, или искусство обучения Ратихия». Позднее этот термин появился в работе чешского ученого, педагога Яна Каменского «Великая дидактика, представляющая универсальное искусство обучения всех всему». Таким образом, дидактика – это «искусство обучения всех всему».

Наряду с термином «дидактика», в педагогической науке используют термин теория обучения.

Дидактикаявляется частью педагогики, которая изучает важнейшие проблемы теоретических основ обучения. Основной задачейдидактики является выявление закономерностей, которым подчиняется процесс обучения,и использование их для успешного достижения задач образования.

Выделяют две функции дидактики:теоретическую (диагностическую и прогностическую), которая связана с описанием процесса обучения, его закономерностями, сущностью и т.п. и практическую (инструментальную), которая является конструированием проекта педагогической деятельности, которым будет руководствоваться педагог-практик в соответствии с целями образования. Обе функции неразрывно связаны между собой.

Дидактика отражает наиболее общие закономерности учебного процесса, осуществляемого в различных учебных заведениях при преподавании самых разных учебных дисциплин. Каждая учебная дисциплина имеет свою специфику, определяемую целью ее изучения, свои характерные особенности, закономерности, требует своих особых методов и организационных форм обучения. Этими вопросами занимаются частные дидактики, или частные методики преподавания отдельных учебных предметов.

Структура дидактики

Что касается структуры дидактики, то она включает в себя 7 разделов.

· Первый раздел дидактики дает сведения о содержании всего образования и обучения. Сюда же принято включать учебные планы и программы.

· Второй раздел рассматривает процесс обучения с точки зрения разных дидактических систем в рамках педагогики и в какой-то степени психологии.

· Третий раздел изучает законы и закономерности процесса обучения, а также те принципы, которые вытекают из этого обучения.

· Четвертый раздел посвящен методам обучения и его средствам.

· В пятом разделе исследуются формы организации и осуществления учебного процесса.

· Шестой раздел рассматривает методы контроля результатов обучения.

· Сравнительно молодым является седьмой раздел дидактики. Особое внимание в нем уделяется технологиям и системам обучения. Он рассматривает как традиционные, так и новаторские методики и приемы обучения.

1. Основные категории дидактики.

Теория обучения оперирует свойственными ей понятиями. Наиболее употребительными терминами являются: обучение, образование, учение, принципы, содержание, методы обучения, формы организации обучения и др.

Обучение — это целенаправленный процесс взаимодействия учителя и учащихся, в ходе которого осуществляется образование, воспитание и развитие учащихся, это способ организации образовательного процесса. Оно является самым надежным путем получения систематического образования. В основе любого вида или типа обучения заложена система: преподавание и учение.

Преподавание — это деятельность учителя по:

· организации учебно-познавательной деятельности учащихся;

· оказанию помощи при затруднении в процессе учения;

· стимулированию интереса, самостоятельности и творчества учащихся;

· оценке учебных достижений учащихся.

Целью преподавания является организация эффективного учения каждого ученика в процессе передачи информации, контроля и оценки ее усвоения. Эффективность учения предполагает также взаимодействие с учениками и организацию как совместной, так и самостоятельной деятельности.

Учение — это деятельность ученика по:

• освоению, закреплению и применению знаний, умений и навыков;

• самостимулированию к поиску, решению учебных задач, самооценке учебных достижений;

• осознанию личностного смысла и социальной значимости культурных цен­ностей и человеческого опыта, процессов и явлений окружающей действи­тельности. Целью учения является познание, сбор и переработка информа­ции об окружающем мире. Результаты учения выражаются в знаниях, уме­ниях, навыках, системе отношений и общем развитии учащегося.

Учебная деятельность включает в себя:

• овладение системами знаний и оперирование ими;

• овладение системами обобщенных и более частных действий, приемов (способов) учебной работы, путями их переноса и нахождения — умениями и на­выками;

• развитие мотивов учения, становление мотивации и смысла последнего;

• овладение способами управления своей учебной деятельностью и своими психическими процессами (волей, эмоциями и пр.).

Эффективность обучения определяется внутренними и внешними критериями. В качестве внутренних критериев используют успешность обучения и академическую успеваемость, а также качество знаний и степень наработанности умений и навыков, уровень развития обучающегося, уровень обученности и обучаемости.

Образование — это процесс и результат обучения, связанный с усвоением учащимися знаний, умений и навыков, формированием мировоззрения, нравственных качеств личности, развитием их творческих сил и способностей.

Принципы обучения— важнейшие дидактические требования, которые обеспечивают эффективное функционирование учебного процесса.

Содержание образования— система знаний, умений и навыков, которые являются основой для развития и формирования личности человека.

Методы обучения— это способы взаимосвязанной деятельности учителя и учащихся по овладению знаниями, умениями и навыками, воспитанию и развитию в процессе обучения.

Формы организации обучения— это особенности объединения учащихся для занятий с учителем, в процессе которых совершается учебно-познавательная деятельность.

2. Закономерности и принципы обучения.

Выделяют внешние и внутренние закономерности обучения.

К Внешним относят зависимость обучения от общественных процессов и условий (социально-экономической, политической ситуации, уровня культуры, потребностей общества и государства в определенном типе и уровне образования:

· социальная обусловленность целей, содержания и методов обучения;

· воспитывающий и развивающий характер последнего;

· обучение всегда осуществляется в общении и основывается на вербально-деятельностном подходе;

· зависимость результатов обучения от особенностей взаимодействия обучающегося с окружающим миром.

К внутренним относят — связи между компонентами процесса обучения (между целями, содержанием образования, методами, средствами и формами обучения; между учителем, учеником и смыслом учебного материала):

· зависимость его развития от способа разрешения основного противоречия между познавательными или практическими задачами и наличным ypoвнем необходимых для их решения знаний, умений и навыков учащихся, умственного развития;

· отношение между взаимодействием учителя и ученика и результатами обучения;

· подчиненность результативности обучения способам управления процеccом последнего и активности самого ученика;

· задачная и структура, то есть при успешном решении одной учебной задачи и постановке следующей ученик продвигается от незнания к знанию, от знания к умению, от умения — к навыку.

И.П. Подласый в учебнике «Педагогика» дает классификацию всех имеющихся закономерностей, действующих в учебном процессе. Эти закономерности подразделены на две группы: на общие и частные. Общие закономерности охватывают процесс обучения в целом, тогда как частные закономерности связаны лишь с отдельными компонентами учебного процесса.

Общие закономерности процесса обучения (И.П.Подласый):

1. Закономерность цели обучения.

Цель обучения зависит от:

а) от уровня и темпов развития общества;

б) потребностей и возможностей общества;

в) уровня развития и возможностей педагогической науки и практики.

2. Закономерность содержания обучения.

Содержание обучения (образования) зависит от:

а) общественных потребностей и целей обучения;

б) темпов социального и научно-технического прогресса;

в) возрастных возможностей школьников;

г) уровня развития теории и практики обучения;

д) материально-технических и экономических возможностей учебных заведений.

3. Закономерность качества обучения.

Эффективность каждого нового этапа обучения зависит от:

а) продуктивности предыдущего этапа и достигнутых в нем результатов;

б) характера и объема изучаемого материала;

в) организационно-педагогического воздействия обучающих;

г) обучаемости учащихся;

д) времени обучения.

4. Закономерность методов обучения.

Эффективность дидактических методов зависит от:

а) знаний и навыков в применении методов;

в) содержания обучения;

г) возраста учащихся;

д) учебных возможностей (обучаемости) учащихся;

е) материально-технического обеспечения;

ж) организации учебного процесса.

5. Закономерность управления обучением.

Продуктивность обучения зависит от:

а) интенсивности обратных связей в системе обучения;

б) обоснованности корректирующих воздействий.

6. Закономерность стимулирующего обучения.

Продуктивность обучения зависит от:

а) внутренних стимулов (мотивов) обучения;

б) внешних (общественных, экономических, педагогических) стимулов.

Знание этих закономерностей поможет учителям более эффективно планировать учебный процесс и управлять им.

Действие частных закономерностей распространяется на отдельные стороны системы обучения.К частным относятся закономерности процесса обучения:

· собственно дидактические (результаты обучения зависят от применяемых методов, средств обучения, профессионализма преподавателя и т.д.);

· гносеологические, т.е. познавательно оценочный (результаты обучения зависят от познавательной активности обучаемых, умения и потребности учиться и т.д.);

· психологические (результаты обучения зависят от учебных возможностей обучаемых, уровня и стойкости внимания, особенностей мышления и т.д.);

· социологические (развитие индивида зависит от развития всех других индивидов, с которыми он находится в прямом или косвенном общении, от уровня интеллектуальной среды, от стиля общения и т.д.);

· организационные (эффективность процесса обучения зависит от организации, от того, насколько он развивает у обучаемых потребность учиться, формирует познавательные интересы, приносит удовлетворение, стимулирует познавательную активность и т.д.)

Закономерности обучения находят свое конкретное выражение в принципах обучения.

3. Последовательность. Каждое новое знание опирается на предыдущее.

4. Связь теории с практикой. Соединение теоретической и практической подготовки учащихся, их профессиональная ориентация при изучении всех предметов учебного плана.

5. Сознательность и самостоятельность обучения. Обоснованное самостоятельное мышление обучающихся. Сознательность рассматривается как личное убежденное направление в процессе приобретения знаний, умений, навыков и в своем творческом развитии. Сознательность неразрывно связана с активностью и самостоятельностью, с проявлением интереса, увлеченности, инициативности, требовательности к себе.

6. Наглядность. Эффективность обучения зависит от степени привлечения к восприятию органов чувств человека. Чем более разнообразны чувственные восприятия учебного материала, тем более прочно он усваивается. Наглядность в теории обучения понимается более широко, чем непосредственное зрительное восприятие. Она также подразумевает использование моторных, тактильных, слуховых и вкусовых ощущений.

7. Доступность. На основе этого принципа определяется степень научно-теоретической сложности учебного материала, его объем, формы и методы обучения. Доступность определяет меру эффективности учебного процесса.
8. Прочность знаний. Знания приобретаются не только для увеличения их объема, а для использования в дальнейшей учебной и самостоятельной работе, для формирования научного мировоззрения и для практического применения. Возрастающий объем информации, изменяющееся содержание научных областей требуют отбора сведений, подлежащих прочному запоминанию.

9. Учет возрастных и индивидуальных особенностей.

Дата добавления: 2017-03-29 ; просмотров: 19846 ; ЗАКАЗАТЬ НАПИСАНИЕ РАБОТЫ

Источник

Понятие дидактики

Вы будете перенаправлены на Автор24

Дидактика – это отрасль педагогической науки, основная цель которой заключается в исследовании и раскрытии теоретических проблем организации воспитательно-образовательного процесса.

История становления дидактики

Впервые мысли о необходимости организации целенаправленного процесса обучения высказывались такими философами и учеными как Сократ, Демокрит, Аристотель и Платон. В своих трудах, они рассматривали процесс обучения подрастающего поколения, не как стихийное и случайное мероприятие, а как целенаправленный, систематически проводимый и управляемый педагогом процесс. С течением времени процесс обучения приобрел именно такие черты, были поставлены четкие рамки и требования к его организации и реализации. Однако, несмотря на это, процесс обучения до сих пор является предметом исследования среди ученых-педагогов. Выявляются проблемы, которые необходимо решать и предотвращать. В этой связи возникает такая отрасль педагогики как дидактика.

Впервые термин «дидактика» был введен в оборот немецким педагогом В. Ратке в курсе лекций. Позднее вопросами дидактики занимался Я.А. Коменский, написавший свой знаменитый труд «Великая дидактика», в котором впервые была разработана и описана теория обучения, как система научных знаний.

Дальнейший вклад в развитии дидактики осуществлен посредством психологических и педагогических исследовательских работ таких ученых как Л.С. Выготский, Д.Б. Эльконин, П.П. Блонский, С.Т. Шацкий, П.Я. Гальперин.

На сегодняшний день выделяют следующие этапы становления и развития дидактики:

Готовые работы на аналогичную тему

В настоящее время современная дидактика охватывает всю систему обучения, по всем направлениям (предметам) и по всем видам учебной деятельности.

На современном этапе своего существования и развития, современная дидактическая система ориентирована на демократизацию и гуманизацию процесса обучения и образования.

Отличие современной дидактики в том, что целью обучения является общее развитие индивида, процесс обучения рассматривается как двусторонний процесс, управляемый учителем, при этом учитываются интересы и потребности обучаемых.

Предмет и задачи дидактики

Дидактика является самостоятельным разделом педагогики, занимающимся исследованием общей теории обучения и образования.

Сущность дидактики заключается в том, что она рассматривает и изучает процесс обучения без отрыва от воспитания и развития учащегося.

Предметом дидактики выступает процесс обучения, который понимается как единый процесс учения и преподавания.

Объектом дидактики являются реальные процессы обучения, во всех аспектах их проявления, а также обучение и образование различных категорий учащихся в разных видах и типах образовательных учреждений.

Основными задачами дидактики выступают:

Прослеживается взаимодействие и взаимосвязь дидактики с другими науками, например, с философией, социологией, логикой, психологией, кибернетикой, математикой и т. д. Методологическую основу дидактики составляет философская теория познания. Изучение законов функционирования и развития общества, социальных отношений сближает дидактику с социологий.

Общая и частная дидактика

На сегодняшний день дидактику подразделяют на частную и общую. Частная дидактика (предметная методика) – направлена на разработку теории преподавания отдельных учебных дисциплин.

Разработанные частной дидактикой теории и методики исследуют образовательный процесс каждой конкретной дисциплины и предмета. Это обусловлено тем, что процесс преподавания учебных предметов имеет свои особенности, закономерности протекания, формы и методы организации. Каждая учебная дисциплина имеет свою индивидуальную методику преподавания. Исходя из этого, частные дидактики иначе называют конкретными методиками преподавания.

Таким образом, частная дидактика занимается изучением и исследованием закономерностей, действующих в рамках конкретного предмета, анализирует его течение, содержание и конечный результат, определяет методы, средства и приемы, используемые для достижения поставленной цели и задач.

Общая дидактика направлена на решение вопросов, связанных с установлением целей обучения, а также методов и средств, используемых на всех этапах обучения.

Общая дидактика является теоретической основной частных дидактик. Однако в свою очередь она базируется на результатах исследований частных дидактик.

Таким образом, в отличие от частной дидактики, общая дидактика охватывает весь учебный процесс на всех его этапах и уровнях. Она исследует процесс преподавания учебных предметов и процесс обучения вместе со всеми факторами и условиями, в рамках которых он организуется и реализуется. Помимо этого под исследование попадает и конечный результат обучения.

Получи деньги за свои студенческие работы

Курсовые, рефераты или другие работы

Автор этой статьи Дата последнего обновления статьи: 09 02 2021

Источник

Сущность дидактики, предмет изучения, основные категории

Что такое дидактика

Педагогическая наука изучает воспитание и обучение в едином комплексе, как деятельность, ориентированную на социальную личность и приобщающую поколение к существованию в общественной среде. Для подробного исследования каждой из частей, педагогические дисциплины делят на теорию и методику воспитания и теорию обучения.

Дисциплину, которая занимается исследованием теоретического уровня обучения, называют дидактикой.

Дидактика (от греческого didakitos ­­— «поучающий», didasko ­­— «изучающий») ­­— раздел педагогики, который раскрывает теоретические фундаментальные образовательные и обучающие основы. Он обнаруживает закономерности, принципы обучения, сущность образования, методику преподавания и контроля учебного процесса, характеристики всех образовательных дисциплин для всех возрастов.

Осторожно! Если преподаватель обнаружит плагиат в работе, не избежать крупных проблем (вплоть до отчисления). Если нет возможности написать самому, закажите тут.

Объект дидактики — процесс обучения.

Предмет ­­— исследование закономерностей учебного процесса, взаимоотношения между учебным материалом, учеником и учителем.

Дидактика выполняет две функции, которые взаимосвязаны между собой:

История развития

Ввел термин «дидактика» немецкий педагог Вольфган Ратке, обозначая им искусство обучения.

Среди задач дидактики Ритке выделял:

Современные исследователи добавляют следующие задачи:

В начале XIX века И. Ф. Гербарт перевел дидактику в статус теории обучения, которое воспитывает. Его считают основоположником классической дидактики. Педагог выделил четыре ступени в структуре процесса обучения:

В начале XX века в такой системе увидели недостатки: передача готовых знаний не способствовала развитию мышления ребенка.

Появились новые подходы.

Педоцентристская дидактика связана с именем английского педагога Д. Дьюи. Цель обучения он определил в развитии умственных способностей учеников. Процесс обучения следовало формировать, основываясь на потребностях, интересах и способностях ребенка. Однако частое применение такой методики приводит к потере систематичности, не дает глубоко освоить материал.

Современная дидактическая концепция заслуга таких педагогов, как П. Гальперин, Л. Занков, В. Давыдов, Дж. Брунер.

Основные цели

Цель дидактики состоит в решении перечня теоретических задач:

Разделы дидактики

В состав дидактической науки входят 7 разделов:

Что такое навык в дидактике

Одной из значимых категорий дидактики является навык.

Навыки — элементы практической деятельности, которые проявляются в ходе выполнения определенных действий и доведены неоднократным повторением до безупречности.

Существует несколько видов навыков:

На формирование навыков оказывают влияние следующие факторы:

Знания, умения и навыки (ЗУН) являются основой обучения.

К базовым категориям дидактики также относят:

Дидактика и частные методики обучения

Длительное время дидактика была единственным разделом педагогики, изучающим теорию и методы обучения. В дальнейшем исследователи выявили, что дидактика не может охватить все предметы в целом, в силу их специфики. Обучение физике отличается от обучения литературе. Вследствие этого стали образовываться отдельные педагогические дисциплины, которые получили название частных методик или частных дидактик.

Таким образом, сфера изучения дидактики — обоснование общих теоретических направлений обучения. Сфера изучения частных методик — организация обучения по определенным предметам, на основе идей и теорий дидактики.

Дидактика и частные методики взаимодействуют друг с другом. Их роль постоянно возрастает, они направлены на совершенствование учебного процесса, развитие инновационных форм обучения, повышение качества успеваемости и воспитания учеников.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *