Что включает в себя диагностическое обследование готовности ребенка к школе
Психологическая диагностика готовности ребенка к школе
Врачи
Прием психолога, первичный | 1 790 руб. |
Психологическая диагностика готовности ребенка к школе | 1 600 руб. |
Зачем нужна психологическая диагностика?
Дети, которые не посещали детский сад, могут столкнуться с серьезными проблемами, поэтому они в первую очередь нуждаются в помощи со стороны родителей и психологов.
Ребенок по мере взросления проходит через несколько кризисных этапов развития. И на каждом из этапов возникают определенные трудности, связанные с адаптацией к возникающим изменениям. Мало кому из детей удается спокойно реагировать на происходящее, поэтому родителям важно всегда быть готовыми к тому, чтобы предоставить ребенку профессиональную психологическую помощь.
Так называемый кризис 7 лет подразумевает начало учебной деятельности и появление новых обязанностей. Без адекватной подготовки ребенку сложно справляться с возникающими нагрузками. Соответственно, возникает необходимость в своевременном и грамотном определении уровня психологической готовности к школе, что позволит в дальнейшем избежать проблем с успеваемостью в обучении.
Ребенок должен обладать некоторыми качествами, благодаря которым переход на новый жизненный этап произойдет без каких-либо сложностей:
Психологическую диагностику рекомендовано проводить заблаговременно, чтобы подготовка к школе осуществлялась с учетом индивидуальных моментов развития. Если ваш ребенок скоро станет учеником, в нашем медцентре вы сможете получить консультацию у квалифицированного психолога.
Диагностика готовности детей 6–7 лет к школьному обучению
Елена Косолапова
Диагностика готовности детей 6–7 лет к школьному обучению
Одним из многочисленных направлений деятельности практического психолога является отбор детей в школу, и в частности диагностика готовности детей 6-7 лет к школьному обучению. Несмотря на наличие самого разнообразного материала по данной проблеме, основным недостатком большинст-ва таких пособий является неполное описание процедуры обследования и обработки результатов. По-мимо этого в диагностике не всегда учитываются все компоненты психологической готовности.
Традиционно выделяются три аспекта школьной зрелости: интеллектуальный, эмоциональный и социальный. Под интеллектуальной зрелостью понимают дифференцированное восприятие, вклю-чающее выделение фигуры из фона; концентрацию внимания; аналитическое мышление, выражаю-щееся в способности постижения основных связей между явлениями; возможность логического запо-минания; умение воспроизводить образец, а также развитие тонких движений руки и сенсомоторную координацию. Эмоциональная зрелость в основном понимается как уменьшение импульсивных реак-ций и возможность длительное время выполнять не очень привлекательное задание. К социальной зрелости относится потребность ребенка в общении со сверстниками и умение подчинять свое поведение законам детских групп, а также способность исполнять роль ученика в ситуации школьного обучения.
На основании выделенных параметров создаются тесты определения школьной зрелости. В связи с этим в настоящем издании собраны не просто методики, а целые программы, позволяющие проводить полноценную диагностику готовности ребенка к школе и получать сведения о сформированности ка-ждого компонента школьной зрелости.
В работе изложены 5 программ (включающие в себя специально подобранные методики, 5 методик для определения ведущих мотивов учения и методика исследования обучаемости, пользующаяся большой популярностью из-за ее практической значимости, которую можно применять как самостоя-тельно, так и дополнительно к программам.
Материалы по каждой из диагностическихметодик представлены в следующем порядке:
• цель исследования с помощью данной методики;
• необходимый диагностический материал;
• особенности предъявления инструкции;
• особенности проведения исследования;
Диагностическая программа 1
Автор: И. В. Дубровина и др.
Психологическая готовность к школьному обучениювключает в себя четыре сферы: 1) аффек-тивно-потребностная; 2) произвольная; 3) интеллектуальная; 4) речевая.
Исследование аффективно-потребностной сферы.
а) методика по определению доминирующего мотива у ребенка
Оборудование: На столе заранее расставляются игрушки.
Ребенка приглашают в комнату, показывают игрушки, которые он рассматривает в течение одной ми-нуты. Затем экспериментатор подзывает ребенка к себе и предлагает послушать интересную сказку (но не очень длинную).На самом интересном месте чтение сказки прерывается и задается вопрос: «Чего тебе сейчас хочется больше: дослушать сказку или пойти поиграть с игрушками?»
Дети с развитым познавательным интересом просят дочитать сказку, со слабым – идут играть (но игра, как правило, носит манипулятивный характер – хватают то одну игрушку, то другую).
б) Экспериментальная беседа по выявлению внутренней позиции школьника
Беседа должна содержать вопросы, которые бы косвенным образом позволяли определить наличие познавательных или учебных потребностей.
Вопросы могут быть такими:
• Что ты знаешь о школе?
• Как ты думаешь, что там будет интересного?
• Ты со своими друзьями играешь в школу?
•А кем тебе больше нравится быть: учителем или учеником?
• Тебе нравятся мультики или фильмы про школу?
• А сам ты умеешь читать?
• А ты хочешь научиться читать, писать?
• Как ты думаешь, зачем детям надо идти в школу?
• Как ты думаешь,как лучше учиться: в школе с учительницей или дома с мамой?
• Кем ты хочешь быть? А что для этого нужно?
Число положительных ответов 6 и более свидетельствует о наличии познавательных или учеб-ных потребностей.
Исследование произвольной сферы
Цель: Выявить у ребенка умение ориентироваться в работе на образец, умение точно скопировать его, уровень развития произвольной памяти, внимания, сенсомоторной координации и тонкой моторики руки.
Инструкция: «Перед тобой лежит лист бумаги и карандаш. Нарисуй на этом листочке точно такую же картинку, какую ты видишь здесь (положить перед ребенком образец с домиком). Не торопись, будь внимателен, постарайся, чтобы твой рисунок был точно такой же, как на образце. Если ты что-то на-рисуешь не так, то стирать резинкой или пальцем нельзя, а надо поверх неправильного (или рядом) нарисовать правильно. Тебе понятно задание?»
Рисунок выглядит следующим образом:
Пока ребенок рисует,стоит отметить:
• как работает с образцом;
• быстро или медленно проводит линии;
• отвлекаемость во время работы;
• сравнивает ли свой рисунок с образцом по окончании работы;
• исправляет ли сам ошибки.
• отсутствие какой-либо детали на рисунке;
• увеличение отдельных деталей более чем в 2 раза при сохранении общих размеров рисунка;
• неправильное изображение деталей в пространстве рисунка;
• отклонение прямых линий более чем на 30° от заданного направления;
• разрывы линий в тех местах, где они должны быть соединены;
• наложение линий одна на другую.
За каждую ошибку начисляется один балл.
Таблица 1 Уровни оценки результатов для детей 6 и 7 лет
Для детей 6 лет: Для детей 7 лет:
1-2 балла – высокий уровень;
3-5 баллов – средний уровень;
> 5 баллов – низкий уровень. • балл – высокий уровень;
• балла – средний уровень;
> 3 баллов – низкий уровень.
б) Методика «Да и Нет»
Инструкция: «Давай с тобой поиграем в игру, в которой нельзя произносить слова «да» и «нет». По-втори, какие слова нельзя будет произносить? (Ребенок повторяет эти слова). Теперь будь внимателен, я тебе буду задавать вопросы, отвечая на которые нельзя будет говорить слова «да» и «нет». Понят-но?»
После того, как ребенок подтвердит, что ему понятно правило игры, экспериментатор начинает зада-вать ему вопросы, провоцирующие ответы «да» и «нет».
Ошибками считаются только слова «да» и «нет». Слова «ага», «неа» и тому подобные не рассматри-ваются в качестве ошибок. Также не считается ошибкой бессмысленный ответ, если он удовлетворяет формальному правилу игры. Допустимо, если ребенок вместо словесного ответа отвечает утверди-тельным или отрицательным кивком головы.
Высокий уровень – ни одной ошибки;
Средний уровень – 1 ошибка;
Низкий уровень – более 1 ошибки.
Исследование интеллектуальной сферы.
а) Методика исследования обучаемости А. Ивановой (приложения А, Б).
б) Сюжетные картинки
Методика предназначена для исследования развития логического мышления, речи и способности к обобщению.
Материал: 3-4 сюжетные картинки, предъявляемые в неправильной последовательности.
Инструкция: «Посмотри, перед тобой лежат картинки, на которых нарисовано какое-то событие. По-рядок картинок перепутан, и тебе надо догадаться, как их поменять местами, чтобы стало ясно, что нарисовал художник. Подумай, переложи картинки, как ты считаешь нужным, а потом расскажи по ним рассказ о том событии, которое здесь изображено».
Высокий уровень – если ребенок все сделал правильно или же при неправильной раскладке картинок сочинил логичную версию рассказа.
Средний уровень – если картинки разложены правильно, но рассказ ребенок смог составить только при помощи наводящих вопросов.
Низкий уровень – если ребенок не справился с заданием.
Считается, что ребенок не справился с заданием в том случае,если:
• не смог выложить последовательность картинок и отказался от рассказа;
• по выложенной им самим последовательности картинок составил нелогичный рассказ;
• выложенная испытуемым последовательность не соответствует рассказу (за исключением тех случаев, когда ребенок после наводящего вопроса взрослого меняет последовательность, несоответ-ствующую рассказу);
• каждая картинка рассказывается отдельно, сама по себе, не связанно с остальными – в результате рассказа не получается;
• на каждом рисунке просто перечисляются отдельные предметы.
В случае если наблюдаются феномены, описанные в пунктах 4 и 5, требуется дополнительная проверка интеллектуальных способностей ребенка, т. к. подобные нарушения характерны для детей с ЗПР.
Данная методика позволяет определить и уровень развития речи ребенка: как он строит фразы, сво-бодно ли владеет языком, каков его словарный запас и т. д. Но не менее важно и умение выделять на слух в слове различные звуки, т. е. развитие фонематического слуха.
Исследование речевой сферы
Методика «Звуковые прятки».
Предназначена для проверки фонематического слуха.
Экспериментатор рассказывает ребенку, что все слова состоят из звуков, которые мы произносим, и поэтому люди могут слышать и произносить слова. Для примера произносятся несколько гласных и согласных звуков. Затем ребенку предлагается поиграть в прятки со звуками.Условия игры следую-щие: каждый раз договариваются, какой звук надо искать, после чего экспериментатор называет испытуемому различные слова, а тот должен сказать, есть или нет разыскиваемый звук в слове.
Предлагается по 4 слова на каждый звук:
«о» – кошка, море, точка, баня;
«а» – мама, парта, стол, каша;
«ш» – шайба, ручка, школа, суша;
«с» – суп, киска, лужа, свет.
Высокий уровень – ни одной ошибки;
Средний уровень – 1 ошибка;
Низкий уровень – более 1 ошибки.
Если ребенок на все слова подряд отвечает, что искомый звук есть, или, что разыскиваемого звука ни-где нет, то правильные ответы стоит рассматривать как случайные.
Общие итоги: готовность ребенка к школе определяется преобладанием высокого и среднего уровней по каждой из четырех обследуемых сфер. Наличие низкого уровня по одной или двум сферам свиде-тельствует о недостаточном развитии соответствующих способностей. В связи с этим родителям да-ются соответствующие рекомендации по развитию отстающих способностей, и в конце августа проводится повторное тестирование.
Форма протокола, заполняемого в процессе обследования, представлена ниже.
Возраст Дата обследования
Исследование аффективно-потребностной сферы
1.Доминирующий мотив: а) познавательный
Беседа по выявлению внутренней позиции школьника
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
Исследование произвольной сферы
высокий средний низкий
высокий средний низкий
Исследование интеллектуальной сферы
а) Методика исследования обучаемости А. Ивановой
б) Методика «Сюжетные картинки»
высокий средний низкий
IV. Исследование речевой сферы
Методика «Звуковые прятки»
высокий средний низкий
Диагностическая программа 2
Данная программа является достаточно затратной по времени, однако она дает наиболее полное пред-ставление о сформированности самых необходимых для успешного школьного обучения психических и физических функций.
Описание диагностических процедур и оценка их выполнения
• Общий кругозор (пункты «а» и «б» из протокола):
С начала обследования для установления контакта с ребенком проводится беседа, которая носит и ди-агностический характер. Она включает в себя 11 вопросов, из которых первые восемь направлены на выявление общего запаса знаний ребенка, а 9-11 вопросы выявляют отношение к школе:
• Как зовут твоих родителей?
• Как называется город (село, где ты живешь?
• Каких домашних животных ты знаешь? А диких?
• В какое время года на деревьях появляются листья?
• Что остается на земле после дождя?
• Чем отличается день от ночи?
• Хочешь ли ты идти в школу?
• Как ты думаешь, что хорошего, интересного будет в школе?
• Как ты думаешь, лучше учиться дома с мамой или в школе с учительницей?
В протоколе рядом с номером вопроса плюсом отмечаем правильный ответ, а минусом – неправиль-ный.
• Ориентировка в окружающем,запас знаний:
Ответы на вопросы 1-4 оцениваем по информации родителей, ставится «+», даже если ребенок ответил в уменьшительной форме. Ответ на вопрос пять считаем правильным, если названо не менее двух домашних и двух диких животных, и они не перепутаны. Ответ на вопрос шесть считается правильным, если ребенок ответил «весной», «когда закончится зима» и т. п. Седьмой ответ будет правильным, если ребенок сказал «лужи», «грязь» и т. д. Восьмой ответ засчитывается как правильный, если ответ типа «днем светло, солнце», «ночью темно», «днем работают, а ночью спят» и т. п.
Итоговый уровень определяется по количеству правильных ответов:
Высокий – 7-8 правильных ответов;
Средний – 5-6 правильных ответов;
Низкий – 4 и меньше правильных ответов.
• Отношение к школе:
Ответ на девятый вопрос считается правильным, если ребенок ответил положительно. 10-й ответ будет правильным, если ребенок говорит «занятия, уроки, новые знания», а неправильный, если называет «перемены, игры с детьми, новый портфель» и т. д. Правильный ответ на 11-й вопрос – школьное обучение лучше домашнего.
Итоговый уровень определяется по количеству правильных ответов:
Высокий – 3 правильных ответа;
Средний – 2 правильных ответа;
Низкий – 1 правильный ответ или 0.
• Мышление и речь (пункт «в» протокола).
Уровень развития мышления и речи определяется по четырем заданиям, каждое из которых оценива-ется.
А) Понимание грамматических конструкций.
Ребенку дается следующая инструкция: «Сейчас я прочитаю предложение. Ты внимательно послушай, а потом ответишь мне на вопрос. Договорились?»
Предложение: Петя пошел в кино после того, как прочитал книгу.
Вопрос:Что Петя делал раньше: смотрел кино или читал книгу?
Если ребенок не может сразу ответить на вопрос, то предложение можно прочитать еще раз, а потом снова задать вопрос.
Б) Выполнение словесных поручений
На столе рассыпать карандаши и рядом поставить коробку от них.Ребенку дается инструкция: «Собе-ри карандаши, сложи их в коробку и поставь на подоконник». После того, как ребенок выполнил задание,задаются вопросы: где теперь лежат карандаши? Откуда ты их взял?
Если ребенок не понял инструкцию и не приступает к ее выполнению,то ему дается упрощенное задание: «Возьми карандаши и положи их в коробку». Соответственно,задается вопрос: где теперь лежат карандаши?
В) Изменение существительных по числу
Ребенку дается инструкция: «Я назову тебе словом один предмет, а ты измени его так, чтобы получи-лось много предметов.Например: если один, то карандаш, а если много, то карандаши».
Слова для предъявления: книга, лампа, стол, окно, город, стул, ухо, брат, флаг, ребенок.
Г) Рассказ по картинкам
Перед ребенком вразброс выкладывается 4-5 картинок, связанных одним сюжетом.Инструкция пред-лагается следующая: «У меня есть картинки, но они перепутались. Ты сложи их по порядку и приду-май по ним рассказ».
Итоговый уровень определяется по результатам всех четырех заданий:
Высокий – если четыре «+»
Низкий – если четыре «-» или два «-» и два «+-»
Средний – все остальные варианты
Образные представления (пункт «г» протокола).
Способность ребенка к образным представлениям обнаруживается с помощью двух методик:
А) Собирание разрезных картинок
Ребенку предъявляется разрезанная картинка (сначала сложный вариант)и дается инструкция: «У ме-ня была картинка, но она сломалась. Помоги мне ее сложить». Если ребенок не справляется, то дается упрощенный вариант.
Картинки должны быть размером не менее 10*15, цветные, с крупными деталями.Разрезаются они следующим образом:
Б) Рисунок человека
Ребенку даются карандаши и листок бумаги со словами: «Нарисуй мне, пожалуйста, на память челове-ка. Рисуй так, как у тебя получится».
Оценивается рисунок по трем критериям: наличие основных частей тела (голова, глаза, рот, нос, туло-вище, ноги, руки); наличие второстепенных деталей (пальцы, шея, уши, волосы, шапка, обувь, одеж-да); способ изображения рук и ног (двумя или одной чертой).
Итоговый уровень определяется по результатам обоих заданий:
Низкий – если два «-» или один «-» и один «+-»
Средний – все остальные варианты
1. Анализ образца (пункт «д» протокола).
На столе из спичек выкладывается фигурка человечка.Ребенку говорится: «Что это? Правильно, это человечек. Давай я тебе дам спички, и ты сделаешь точно такого же. Посмотри внимательно и теперь делай». Своего человечка накрываем листом бумаги.
После того, как ребенок закончил работу, убираем листок со своей фигурки и предлагаем сравнить его работу с образцом.При этом говорим: «Все, ты закончил? А теперь посмотри, твой человечек получился точно такой же?» Если ребенок не исправляет допущенные ошибки самостоятельно,то задаем наводящие вопросы: «Посмотри, что у человечка есть? Голова. А у твоего есть голова? Что у него на ногах? Тапочки. А у твоего где тапочки?»
Итоговый уровень определяется по способу исправления ребенком допущенных ошибок:
Высокий – если он сам исправил ошибки
Низкий – если никак не исправляет
Средний – если исправляет с помощью вопросов
1. Одномоментное восприятие количества (пункт «е» протокола).
На стол выкладывается две кучки спичек: около ребенка и около себя.
Инструкция: «Ты бери отсюда столько же спичек, сколько я буду брать. После этого мы спрячем спички в кулачок, а на счет раз-два-три откроем ладошки». Сначала берется одна спичка, несколько секунд показывается ребенку, и ладонь сжимается в кулак. Ребенок проделывает то же самое. Ошибки ребенка не исправляются. Таким образом, ребенку предъявляются до пяти спичек вразброс без повто-рений.
Высокий – если ребенок способен одномоментно воспринимать 4-5 спичек
Средний – если ребенок одномоментно воспринимает 3 спички
Методика «Езда по дорожкам»
Материал: 2 варианта рисунка, карандаш
Инструкция: «Давай представим, что ты водитель и тебе нужно подъехать вот к этому домику (пока-зать на варианте Б)». На варианте А рисуем,поясняя: «Ты поедешь вот так: карандаш не должен отры-ваться от бумаги, иначе получится, что машина взлетела. Постарайся ехать аккуратно, так, чтобы ма-шина не съехала с дороги».
Высокий – нет выхода за пределы дороги, карандаш отрывается от бумаги не более 3-х раз;
Низкий – 3 и более выходов за пределы дороги или неровная, дрожащая линия, очень слабая, невиди-мая или наоборот очень сильный нажим, рвущий бумагу и многократное проведение по одному и тому же месту;
Средний – все остальные варианты.
9. Крупные движения
Уровень развития проверяется по выполнению совокупности упражнений:
• пройти по линии длиной 2-3 метра пяточка к носочку;
• встать на левую ногу, правая нога подогнута, глаза закрыты. Можно балансировать руками. Норма 15 секунд;
• ребенок на расстоянии 3-4 метров ловит маленький мячик и кидает обратно (6-7 бросков).
Недостаточный: 1) неровная походка; 2) наличие большого количества движений, которые сопутству-ют основному заданию и мешают его выполнению; 3)нарушение координации: ребенок не может поймать мячик, удержать его или кинуть обратно.
Достаточный – отдельные незначительные нарушения инструкции при выполнении заданий.
Протокол индивидуального психолого-педагогического обследования
ФИО Дата обследования
Дата рождения Посещал ли детский сад
а) Ориентировка в окружающем,запас знаний:
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
Итоговый уровень: высокий средний низкий
б) Отношение к школе:
Итоговый уровень: высокий средний низкий
Итоговый уровень: высокий средний низкий
Итоговый уровень: высокий средний низкий
Итоговый уровень: высокий средний низкий
е)Одномоментное восприятие количества:
Итоговый уровень: высокий средний низкий
Итоговый уровень: высокий средний низкий
Итоговый уровень: высокий средний низкий
Роль психолога при подготовке детей к школе Роль психолога при подготовке детей к школе“Быть готовым к школе – не значит уметь читать, писать и считать. Быть готовым к школе.
Выставка «Я иду в школу» Выставка «Я иду в школу»Описание: совместное творчество детей и родителей. Цель: формирование мотивационной готовности к обучению.
Педагогическая диагностика готовности ребенка к обучению в школе
В настоящее время остро стоит проблема преемственности между дошкольным и начальным образованием. Это связано, с одной стороны, с тенденцией раннего изучения в дошкольных образовательных учреждениях школьного программного материала, когда возникает ситуация дублирования, и часть детей приходит в первый класс с достаточно высоким уровнем развития. С другой стороны, определенная часть детей не посещает дошкольные учреждения, а семейное воспитание не всегда успешно компенсирует общественное. Кроме того, возможны индивидуальные особенности развития детей. В одном классе, как правило, собираются дети с разным уровнем готовности к обучению. Поэтому педагогу для успешной организации обучения необходимо определить стартовые интеллектуальные и личностные особенности каждого ученика.
Физическая готовность ребёнка к школе определяется врачами и заносится в медицинскую карту.
Интеллектуальная готовность включает в себя состояние сенсорного развития (фонематический слух и зрительное восприятие), состояние ряда познавательных процессов (восприятия, внимания, воображения, памяти), умственное и речевое развитие.
Личностная готовность включает в себя ориентировку в окружающем мире, отношение к школе, самостоятельность ребенка, его активность, инициативу, потребность в общении, умение установить контакт со сверстниками и взрослыми, что определяет желание ребенка учиться и его успехи.
Готовность детей дошкольного возраста к обучению в школе можно установить, используя различные диагностические методики, которых сегодня немало. Нами используются те, которые может организовать и интерпретировать сам учитель.
Педагогическая диагностика, используемая нами, разработана под редакцией Л.Е. Журовой. Она включает в себя два взаимосвязанных этапа. Первый этап – групповое обследование, в ходе которого дети работают на предложенных рабочих листах. Второй этап – индивидуальное обследование, в процессе которого учитель наблюдает за деятельностью одного ребенка.
Групповое и индивидуальное изучение детей осуществляются на занятиях “Введение в школьную жизнь”.
При проведении групповой педагогической диагностики мы придерживаемся следующих основных правил:
1. На каждой парте сидит один ребенок, у которого должны быть рабочие листы и набор цветных карандашей.
2. На выполнение каждого задания отводится в среднем не более трех минут. При переходе к чтению следующего задания следует предупредить детей об этом словами: «Слушайте следующее задание». Каждое задание дается в точном соответствии с инструкцией, никаких слов “от себя” добавлять не нужно.
3. Общая продолжительность группового обследования не должна превышать 30 минут. Если в ходе работы будет отмечено, что многие дети устали, нужно провести игровую паузу (физминутку).
4. Во время работы важно поддерживать доброжелательную атмосферу.
Индивидуальное обследование включает в себя часть, связанную с определением уровня речевого развития, и дополнительные задания только тем детям, которые допустили ошибки в ходе группового обследования.
При проведении индивидуального обследования важно выполнить следующие условия:
1. После проведения первого этапа педагогической диагностики (групповое обследование) проанализировать рабочие листы всех детей и определить вероятную причину каждой ошибки.
2. Индивидуальное обследование необходимо проводить таким образом, чтобы ответы ребенка не могли слышать другие дети.
3. Общая продолжительность индивидуального обследования не должна превышать 20 минут.
Для получения выводов об уровне готовности будущих первоклассников к школьному обучению мы используем четырехуровневую шкалу.
4. Низкий уровень готовности к обучению доминируют 1-балльные результаты с единичными показателями 2-х баллов; (до 9 баллов). Нужно принять, что дети, показавшие такой уровень развития в I классе, будут справляться с большинством заданий со значительной помощью учителя.
Данные этой педагогической диагностики, безусловно, не могут лежать в основе далеких прогнозов. Опыт показывает, что специально организованная система обучения может оказать значительное влияние на развитие ребенка.
Для определения готовности ребенка к школьному обучению мы изучаем ряд интеллектуальных умений, необходимых ребенку с первых шагов обучения.
1. Умение передавать форму фигуры (вычерчивать равную или подобную фигуру, соблюдая пропорции между элементами фигуры). Кроме этого, задание позволяет судить о твердости руки ребенка, умении рисовать прямолинейные отрезки и углы, не округляя их.
Текст задания: «На своих листах вы видите фигуру. Рассмотрите её внимательно. Возьмите карандаш. Нарисуйте похожую фигуру”. (Приложение 1)
2. Умение ориентироваться на плоскости (влево, вправо, вверх, вниз), умения пересчитывать клеточки.
Текст задания: «Задание будете выполнять на клетчатой бумаге (указывается место для выполнения задания). Найдите на своих листах клеточку, закрашенную в черный цвет. (Приложение 2)
1. Возьмите красный карандаш, отсчитайте от черной клеточки вправо 4 клеточки и пятую закрасьте красным карандашом.
2. Возьмите синий карандаш. От красной клетки отступите вниз две клеточки и третью закрасьте, синим карандашом.
4. Возьмите желтый карандаш. Отсчитайте от зеленой клетки вверх пять клеток и шестую закрасьте жёлтым карандашом».
3. Умения выбрать и выполнить операцию сложения и вычитания, соответственно правильному пониманию текста задачи. Перейти от числа к соответствующему конечному множеству предметов (кружков, квадратов)
Текст задания: «На полянке играют 3 девочки и 2 мальчика. Сколько детей играют на полянке? Нарисуйте столько кружков, сколько детей играло на полянке».
«В машине ехало 6 человек. Двое вышли из машины. Сколько человек осталось в машине? (Нарисуйте столько квадратов, сколько человек осталось в машине).» (Текст задачи можно повторить).
4. Интуитивные топологические представления, понимание терминов «внутри», «вне»; способность правильно понимать высказывание.
5. Умения сравнивать множества по числу элементов; выявление способа сравнения двух множеств по числу элементов (вне зависимости от навыка счета).
Чего больше: кругов или треугольников? Если кругов, то нарисуйте рядом еще один круг; если треугольников, то нарисуйте еще один треугольник».
6. Умения классифицировать наглядный материал (геометрические фигуры) по самостоятельно найденному основанию.
Детям раздаются листы с нарисованными треугольниками (Приложение 5). Перед каждым ребенком лежит шесть цветных карандашей.
Текст задания: “Внимательно рассмотрите эти фигуры и мысленно разделите их на несколько групп так, чтобы в каждой группе были одинаковые фигуры. Фигуры каждой группы нужно закрасить одинаковым цветом. Сколько найдете групп одинаковых фигур, столько и понадобится вам разных цветных карандашей. Цвет выбирайте сами”.
7. Состояние моторики и зрительно-моторных координаций, умения копировать заданный письменными буквами образец.
8. Состояние фонематического слуха, фонематического восприятия.
Текст задания: «Столбиком нарисованы кружки. Я показываю картинки. (солнце, собака, зонт, коса, слон, лиса, роза, цыпленок, ваза, кисточка для рисования, капуста). (Приложение 7), вы зачеркиваете кружок, если в названии имеется звук [с].). Первая картинка «солнце», в слове «солнце» есть звук [с], значит, нужно зачеркнуть кружок, а на этой картинке нарисован зонт. В слове «зонт» нет звука |с|, поэтому не зачеркиваем кружок”. Приступаем к выполнению задания.
Для получения объективной картины обязательно учитываются итоги индивидуального обследования.
По итогам проведенных диагностик проводится беседа с родителями. Особое внимание уделяется тем родителям, чьи дети показали низкий уровень готовности к обучению. В тактичной форме нужно не только познакомить с результатами, но и совместно наметить план необходимой коррекционной работы.
Диагностику, определяющую готовность учащихся моего класса к школьному обучению, я осуществляла в 2012-13 учебном году. Необходимо отметить, что результаты диагностики интеллектуальной готовности подтвердились при последующем обучении. В 2012-13 учебном году диагностика проводилась в июне.
Результаты педагогической диагностики по классу.
Количество человек | |
Высокий уровень 21- 25 баллов | 6 человек |
Хороший уровень 15 – 20 баллов | 9 человек |
Средний уровень 9 – 14 баллов | 11 человек |
Низкий уровень 7-8 баллов | 2 человека |
Анализ результатов диагностики показал, что высокий уровень готовности имеют 6 детей, что составляет 21%; 32% составляют дети с хорошим уровнем – это 9 ребят; 39%, т.е. 11 детей имеют средний уровень, а 2 человека (8%) – низкий уровень (один из них не посещал ДОУ). Это говорило о хорошей подготовке к школе большей части детей, однако в организации образовательной деятельности обязательно было важно осуществлять индивидуальный подход. Все это в значительной степени подтвердилось при последующем обучении.