Что включает в себя брендбук
Неоднозначные термины: что такое брендбук, логотип и шрифт на самом деле
Думаете, надкусанное яблочко Apple — это логотип? Как бы не так! Рассказываем о путанице в терминологии.
Разночтения в терминах — проблема, которая встречается во многих сферах, и графический дизайн не исключение.
Приходит клиент в студию и говорит: «Сделайте мне брендбук с логотипом и фирменным шрифтом…» Звучит похоже на ТЗ. Добросовестный дизайнер выполняет работу, а заказчик недоволен: «Почему брошюра на сто листов, почему логотип без картинки, почему шрифт всего один?»
Дизайнеру с клиентом бывает трудно понять друг друга. Но иногда между собой не могут договориться даже специалисты. Давайте разберёмся, как правильно использовать термины и насколько это важно в работе.
Пишущий дизайнер. Пришла в профессию, получив второе образование, ранее занималась когнитивными исследованиями, SMM и копирайтингом. Пишет о визуальных трендах, делится наблюдениями из отрасли и техническими лайфхаками.
Брендбук и гайдлайн
Если быть точными в терминах, брендбук (brand book) — это пособие для всех сотрудников, документ с изложением концепции бренда. В брендбуке описываются:
Для руководства по фирменному стилю есть отдельное название — гайдлайн. В нём описание бренда ограничивается несколькими абзацами, необходимыми для обоснования визуальных решений. А вот нюансы использования фирменного стиля расписаны во всех подробностях. Гайдлайн адресован не всем сотрудникам, а только маркетологам и дизайнерам, которые будут работать над рекламными кампаниями и поддержанием фирстиля в дальнейшем.
В обиходе и владельцы бизнеса, и сами дизайнеры зачастую называют гайдлайн брендбуком. Это привычно для всех, хотя формально и неправильно.
Дело в том, что потребности в «настоящем» брендбуке у большинства компаний нет: толстые «книги брендов» актуальны скорее для крупных корпораций с долгой историей. У небольших молодых фирм характеристика бренда умещается в несколько предложений, такое описание есть и в гайдлайне. Но «гайдлайн» — сложный термин по звучанию для русского уха, а слово «брендбук» легко запомнить всем, кому в школе преподавали английский.
Логотип и фирменный блок
Термин «логотип» образован от греческого «логос» — «слово». Правильно употреблять его для названия компании, написанного определённым образом.
Если же есть ещё и нарисованный символ бренда, эту картинку правильно называть фирменный знак.
Обычно фирменный знак и логотип используют вместе, и такое сочетание называется фирменный блок.
Иногда фирменный блок может ещё дополняться слоганом компании; но современный дизайн стремится к лаконичности, и эту опцию используют всё меньше.
Дизайнерам редко заказывают разработку написания логотипа или создание символа бренда по отдельности. В большинстве случаев клиенту нужен именно фирменный блок.
Если же требуется сделать логотип в строгом смысле этого слова, его называют шрифтовым или типографическим логотипом. Но такие эпитеты не просто избыточны, а неверны. Для написания слова иногда используют леттеринг, который к шрифтам и типографике отношения не имеет.
У Disney, Google, Virgin, Yahoo и многих других компаний нет рисунка-символа, а есть только название, написанное определённым образом. Но логотипы без фирменного знака выбирают преимущественно крупные бренды с солидным бюджетом на продвижение.
Малому и среднему бизнесу особенно важно выделиться, запомниться, зацепить покупательский взгляд с первых секунд, и этого трудно достичь без картинки. Так что большинство клиентов ждут от дизайнера именно фирменный блок, но называют его логотипом. И сами дизайнеры предпочитают это ёмкое слово. Причины, вероятно, в благозвучности термина. Или в банальной привычке.
Шрифт и гарнитура
Шрифт — это набор символов в определённом стиле с единым начертанием. Шрифтом можно напечатать длинный текст, и он будет единообразным. Но есть ещеё шрифтовая гарнитура — семейство шрифтов, в которое входят наборы символов, объединённые общей логикой построения и визуальными характеристиками.
Например, Helvetica — это гарнитура. В неё входят прямые и наклонные, толстые и тонкие буквы, но у всех сходные пропорции и изгибы штрихов. А вот Helvetica Bold Italic — это уже конкретный шрифт: жирненький и наклонный.
В некоторых гарнитурах вариантов шрифтов два или три, а иногда речь идёт о десятках.
Каждому дизайнеру разница между шрифтом и гарнитурой знакома, но в повседневной речи большинство не соблюдают точную терминологию. А люди, далёкие от дизайна, о гарнитурах могли вообще ничего не слышать.
На бытовом уровне в разделении шрифтов и гарнитур нет острой потребности. Обычно, если просят напечатать название «шрифтом» Bodoni, то имеют в виду Bodoni Regular. А если нужно не Regular, тогда уж уточняют: Bodoni Light, Bodoni Bold или Bodoni Italic. Необходимость обозначить шрифтовое семейство в работе возникает редко, поэтому и слово «гарнитура» благополучно забыто.
Как с этим жить
В работе важно взаимопонимание: как между клиентом и дизайнером, так и между дизайнерами внутри команды. Упрощённую терминологию оказалось удобнее использовать на практике — чтобы и с заказчиками, и внутри профессиональной среды общаться на одном языке. Но всегда будут отдельные эстеты и даже отдельные студии, которым важно говорить правильно. Поэтому стоит знать непопулярные термины: чтобы всегда понимать, о чём говорят коллеги.
Главная проблема неоднозначных терминов в том, что порой непонятно, что человек имеет в виду. Называет ли заказчик гайдлайн брендбуком или действительно хочет полноценный брендбук? Подразумевает под логотипом фирменный блок или хочет именно надпись без картинки?
Решение одно: нужно внимательно вчитываться в ТЗ и подробно брифовать клиента до начала работы — тогда проблем с трактовкой терминов удастся избежать.
Хотите совершенствовать навыки в графическом дизайне и научиться взаимодействовать с заказчиками? Записывайтесь на наш курс!
Брендбук в деталях
1. Что такое брендбук?
2. С чем можно спутать брендбук?
Руководство по фирменному стилю (Corporate Identity Guidelines) было предшественником брендбука, его задачей была регламентация правил использования товарного знака фирмы, в нем прописывались основные положения для коммуникаций компании. Поэтому многие до сих пор путают эти два понятия. Но большие компании понимают это различие и разрабатывают именно брендбук.
Кат-гайд – это понятие применяется в различных сферах, и характеристика его может разниться. Но оно всегда содержит описание сложных процессов для создания брендовых идентификаторов, включает в себя все необходимые материалы и план действий в той или иной ситуации. Это подробная инструкция для подрядчиков и партнеров, незаменимый документ для франшизы.
Логобук – это положение по описанию логотипа, графического товарного знака. Включает в себя подробное описание цветового решения, шрифтов, построение графических элементов, основные версии логотипа, его пропорции и размеры, безопасное поле (отступы), запрещенное использование лого. Является очень важным документом для качественной визуальной идентификации бренда.
Мини-гайд – сочетает в себе избирательные характеристики кат-гайда и логобука. Содержит описание одного или нескольких элементов. Часто используется для работы с полиграфией, когда не хотят раскрывать всю служебную документацию по бренду.
3. Для кого создается брендбук?
4. Что включает в себя брендбук?
Брендбук состоит из трех основных частей:
Идеологическая часть – в ней отображается основная концепция, идея, ценность бренда. Указываются все основные элементы и характеристики бренда, определяется целевая аудитория компании. Именно эта часть дает полное осознание бренда для сотрудников конкретной организации. Для того чтобы прописать эту часть, нужно определиться с самим пониманием бренда: для чего, для кого, какова суть и политика компании. Это будет своеобразная бренд-платформа. Составляющие данной части брендбука:
— Платформа бренда: видение компании, долгосрочные цели развития бренда, миссия компании и основная цель существования на рынке, ценности бренда, особенности коммуникации бренда
— Стратегия бренда
— Позиционирование компании
Логобук. В этой части описываются особенности логотипа, фирменного стиля. Еще раз напомним, что следует уделить особое внимание логотипу, так как практика показывает, что в этом сегменте ошибки допускаются очень часто. Укажите отступы (охранную зону), если не соблюдать ее, логотип потеряет свою эффективность и яркость; цветовую схему для использования в Интернете и в полиграфии. Не поленитесь и укажите максимальное количество вариантов неправильного использования логотипа.
Правила оформления корпоративной идентификации на носителях – это третья часть и она может быть самой объемной. Она включает в себя множество нюансов: от особенностей оформления визиток, рекламной, сувенирной продукции до дизайна интерьера. Чтобы не запутаться и не делать лишней работы – определитесь, какая основная точка контакта бренда и потребителя, выясните, с какими носителями клиент будет чаще всего контактировать. Именно их и стоит отобразить в брендбуке. Нередки случаи недопонимания на различных этапах воплощения фирменного стиля. Например, ситуация – есть работающий фирменный стиль, который активно используется, компания приносит доход, но как только бизнес начинает расширяться, возникают некоторые проблемы. Разные подразделения используют логотип, не согласовывая между собой, не утверждая, какой вариант логотипа нужно использовать в конкретном случае. Из-за этого происходит неразбериха внутри компании, что естественно влияет на восприятие бренда.
Подведем итоги
В нашей повседневности под брендбуком понимают руководство по фирменному стилю. Однако нужно понимать, что это не только набор указаний к правильному графическому оформлению. В первую очередь, это идеологический документ, очень важная часть брендбука – это именно смысловое обоснование бренда и его задач. Остальные документы являются исключительно техническими для внешних коммуникаций компании. Каждый из них имеет право на отдельное существование.
Помните, что брендбук для Вашего бренда нужно создавать, не исходя из рекомендаций по разработке брендбука, которые Вы можете найти в Интернете, а именно из потребностей Вашей компании и ее точек контакта с потребителем.
Брендбук: что это такое, как создать
Бренд представляет собой комплекс визуальных (звуковых) образов и эмоциональных ассоциаций, сформированных у потребителя в отношении определенной компании или продукта. Чтобы он был узнаваемым и выполнял заложенную функцию, устанавливаются строгие правила и стандарты в отношении его использования. Они прописываются в документе, получившем название брендбук — что это такое, из каких элементов состоит и как применяется на практике, важно понимать каждому предпринимателю.
Структура и содержание брендбука
Формирование и внедрение бренда – многосторонний процесс, одним из этапов которого является создание брендбука. Он выступает главной частью стратегии управления брендом и описывает правила разработки маркетинговых материалов. Также его можно охарактеризовать как описание идеологии и перечень методов ее передачи потребителю.
В практике любой компании брендбук — это важный документ, который должен охраняться коммерческой тайной. Он разрабатывается для того, чтобы все сотрудники компании, имеющие отношение к продвижению и рекламе, понимали особенности бренда и придерживались единых стандартов.
Что входит в брендбук
Содержание брендбука зависит от размеров и вида деятельности компании. В базовом варианте он должен включать в себя следующую информацию:
Особенности создания фирменного стиля
При рассмотрении вопроса как сделать брендбук, очень важно понимать где и как может реализоваться фирменный стиль. Вы можете взять за основу стандартную структуру guideline и далее адаптировать ее для своего вида деятельности. Она включает в себя следующие разделы:
Что такое cut guide и когда его используют
Дополнительным документом брендбука является cut guide. Он представляет собой техническую документацию по созданию сложных элементов бренда. Сюда относится:
И cut guide, и guideline являются частью брендбука, но могут быть представлены как отдельные документы. Обусловлено это тем, что сам брендбук — секретная информация, доступ к которой могут иметь только сотрудники компании. В свою очередь cut guide и guideline — могут быть переданы компаниям подрядчикам, использующим указанную в них информацию как инструкцию к выполнению работ (изготовление рекламной продукции агентствами, оформление помещения строительной компанией, создание сайта вебмастером).
Какими бывают брендбуки
Как правило, разработкой, визуализацией и составлением стандартов бренда занимается группа профессиональных дизайнеров и маркетологов, что стоит довольно дорого. Но полный объем информации необходим не каждой компании, даже при условии ее роста в перспективе. Различают брендбуки, в зависимости от объема guideline, выделяя несколько типов:
Функции брендбука и фирменного стиля
Многие компании, особенно небольшие, не понимают зачем им необходим брендбук. На практике он в первую очередь упрощает процесс маркетинга. Выделяют несколько типов задач, которые призван решить этот документ:
Правильный брендбук позволяет оптимизировать целый ряд важных процессов:
Общие советы по разработке брендбука
Чтобы документ эффективно выполнял заложенные в него функции, необходимо понимать, как создать брендбук правильно. Он должен удовлетворять следующим требованиям:
Понимая, что включает в себя брендбук, что это такое на практике и чем он может быть полезен вашему бизнесу, вы сможете проконтролировать грамотность его выполнения брендинговыми агентствами или, в отсутствии свободных финансов, даже разработать базовую стратегию самостоятельно.
Предприниматель с опытом в сфере франчайзинговых продаж, операций, маркетинга, переговоров по ценам, консалтинга и бухгалтерского учета.
Что такое брендбук и зачем он нужен
Представьте, что ваш друг Вася – это бренд. Вы знаете его имя, его историю, как он любит одеваться, как взаимодействует с другими людьми и так далее. Если бы о Васе можно было написать документ, содержащий все эти вещи – это можно было бы назвать брендбуком.
Итак, брендбук – это документ, содержащий в себе правила о визуальном представлении бренда, его философию, особенности коммуникации, миссию и цели. Зачастую в России брендбуком называют гайдлайн по фирменному стилю, однако эти документы отличаются: на самом деле, фирменный стиль – это часть брендбука.
Сегодня я расскажу вам о том, что такое брендбук и для чего он вообще нужен компаниям. Поехали!
Нужен ли моей компании брендбук?
Оформление рекламы Clubhouse. Источник этой и следующих картинок (если не указано иное): Behance
Конечно! Так как брендбук – это руководство по коммуникации, он решает несколько глобальных задач. Брендбук позволяет поддерживать единство стиля во всех проявлениях: от способа общения с клиентами до визуального представления бренда. Не так важно, насколько крупная ваша компания – с помощью брендбука вы сможете разложить по полочкам все представление о вашем бренде.
А еще брендбук выступает в качестве инструкции для всех людей, которые будут работать с брендом – от дизайнеров до маркетологов и SMM-специалистов. Он помогает команде понять, какой язык использовать в общении с миром, как выстраивать стратегии позиционирования, а также создать живой образ бренда со своей индивидуальностью и голосом. Дизайнерам брендбук поможет сориентироваться в визуализации, ведь он содержит руководство по фирменному стилю: это правила использования лого, цветовой схемы, шрифтов, образов и всего остального.
Из чего состоит брендбук?
Брендбук состоит из двух частей – идеологической и визуальной. Идеологическая часть – это все, что связано с позиционированием и философией. А визуальная – все, что связано с графическим представлением и фирменным стилем. Давайте разберемся подробнее.
Описание специфики бренда
Первое, что содержится в брендбуке – это полное описание философии бренда, ее миссии и глобальной цели. Здесь рассказывается обо всех характеристиках компании и ее корпоративной культуре. Например, если бренд является производителем натуральной косметики, которую не тестируют на животных – эта идея будет обязательно отражена в идеологической части брендбука.
У каждого бренда, даже самого маленького, есть своя история. Эту уникальную историю также включают в брендбук. Можно снова провести аналогию с вашим другом Васей: он был незнакомцем до того момента, как вы узнали его историю в деталях. Бренд – это живая сущность, которая когда-то была просто идеей, а затем обрела форму. И эту историю необходимо рассказать людям.
Гайдлайн (руководство по фирменному стилю)
Гайдлайн – это полное руководство по управлению всеми визуальными элементами фирменного стиля бренда: логотипом, цветами, шрифтами и прочим.
Уникальная айдентика позволяет вашему бренду выделиться среди конкурентов, привлечь внимание, а также повысить узнаваемость. Например, увидев на улице курьера с ярко-розовой термосумкой на спине, вы сразу поймете, что это – Самокат, а если с зеленой – Деливери. Маленькое надкусанное яблочко сообщит вам, что это реклама Apple, а белое яйцо на красном фоне – что МТС.
Единый фирменный стиль также необходим для того, чтобы все графические элементы смотрелись одинаково и были узнаваемы на всевозможных носителях. Имея четкие представления о взаимодействии этих элементов, дизайнеры могут создавать упаковки, оформлять рекламу, форму одежды для сотрудников и так далее.
Особенности коммуникации
В этом разделе содержится описание принципов коммуникации для брендбука, например:
Что входит в фирменный стиль?
Логотип
Гид по фирменному стилю обязательно рассказывает о логотипе и способах его использования.
Например, это могут быть различные цветовые версии логотипа, верные и неверные варианты использования, а также его охранное поле. Здесь же можно рассказать о логике создания товарного знака и показать его эволюцию.
Фирменные цвета
Это набор цветов, который будет использоваться в визуальных материалах. Сочетания этих цветов тоже могут повлиять на узнаваемость. Вспомните новые фирменные цвета Ozon – ярко-синий и малиновый. Набор цветов также отражает идеологию: в случае с Ozon эти два цвета говорят о смелости и динамичности бренда.
Шрифты
Зачастую компании используют несколько фирменных шрифтов: декоративный, еще один – для заголовков и для основного текста. Также здесь представляют рекомендации по использованию: расстояние между символами, использование регистра и прочие нюансы.
Оформление текстов
Тут можно показать, как правильно оформлять текст: указать отношение размеров заголовка к основному тексту, дать рекомендации по стилю выравнивания и многое другое.
Фирменная графика
Это все графические элементы, возможные для использования. К примеру, если у вас кафе, где подают только блюда из бананов, то ваш визуал может быть наполнен всевозможными изображениями бананов, выполненных в определенном стиле. Сюда же можно включить паттерны, иконки и значки.
Стиль фотографий
Иногда в гайдлайн включают руководство по стилю фотографий. Это может быть важно для компаний, связанных, например, с модой или ресторанной сферой. Проще говоря, это мудборд, на который будут опираться для составления ТЗ фотографу или поиска изображений на фотобанках.
Визуализация на мокапах
Мокапы – это представление того, как продукт будет выглядеть в реальности. О мокапах в Комьюнити, кстати, есть подробный материал. Например, можно показать стаканчики для кофе, шоперы, визитки и остальное.
А что еще?
Помимо вышеупомянутых элементов, фирменный стиль может включать:
И это далеко не полный перечень. Все зависит только от необходимости создания какого-либо носителя и фантазии дизайнеров и маркетологов.
Примеры брендбуков
Для того чтобы окончательно понять, что же такое брендбук, нужно увидеть парочку хороших примеров. Я подумала, что лучше всего было бы показать примеры брендбуков самых известных компаний, которые многие годы четко следуют своим руководствам.
Брендбук NASA
Созданный в 1976 году брендбук NASA расположился на целых 60 страницах! Только посмотрите, здесь учтены все мельчайшие детали визуализации бренда. Почему-то я его листаю уже полчаса 🙂
Источник: брендбук Nasa
Брендбук Intel
Еще один отличный пример брендбука. Полностью отражает футуристический взгляд Intel на технологии.
Брендбук Skype
Книга бренда Skype выполнена в стиле комикса – нарисованные персонажи, представляющие аудиторию Skype, описывают свой опыт взаимодействия с программой. Интересное решение оформления 🙂
Заключение
Брендбук – один из важнейших документов для компании любого масштаба. Это не только гайд по дизайну, а целый свод правил жизни вашего бренда. Все это может показаться очень сложным, если вы только открыли компанию и начинаете разбираться. Но помните, брендбук может быть настолько сложным, насколько вам нужно! Попробуйте сформулировать миссию и положения бренда, посмотрите примеры брендбуков успешных компаний, и вдохновение обязательно найдет вас. Удачи!