Что включает в себя автоматизированное рабочее место
Что включает в себя автоматизированное рабочее место
Возрастающие темпы информатизации общества повышают значение вычислительной техники в управленческих процессах. Использование возможностей современной вычислительной техники для автоматизации процесса обработки информации позволяет увеличит производительность труда, повысить эффективность работы с документами и ускорить обмен управленческой информацией.
В настоящее время большое распространение получила концепция распределенных автоматизированных систем управления, направо ленных на локальную обработку информации. Это позволяет организовать разделение труда управленческого персонала и автоматизировать выполнение им своих функций. Для реализации данной идеи необходимо создание для каждого уровня управления и каждой предметной области автоматизированных рабочих мест на базе персональных электронно-вычислительных машин (ПЭВМ).
Автоматизированное рабочее место (АРМ) — комплекс среди вычислительной техники и программного обеспечения, располагающийся, непосредственно на рабочем месте сотрудника и предназначенный для автоматизации его работы в рамках специальности.
Автоматизированные рабочие места должны создаваться строго в соответствии с их предполагаемым функциональным назначением. Однако общие принципы создания АРМ остаются неизменными, к ним относят:
Под принципом системности понимается следующее: автоматизированное рабочее место должно представлять собой систему взаимосвязанных компонентов. При этом структура АРМ должна четко соответствовать тем функциям, для выполнения которых создается данное автоматизированное рабочее место.
Для обеспечения принципа гибкости в реально работающих автоматизированных рабочих местах все подсистемы отдельно взятого АРМ выполняются в виде отдельных, легко заменяемых модулей. Чтобы при замене не возникало проблем несовместимости, все элементы должны быть стандартизированы.
Большое значение имеет принцип устойчивости. Он заключается в выполнении заложенных в АРМ функций, независимо от воздействия как внутренних, так и внешних факторов. При возникновении сбоев работоспособность системы должна быстро восстанавливаться, неполадки отдельных элементов должны легко устраняться.
Принцип эффективности подразумевает, что затраты на создание и эксплуатацию системы не должны превышать экономическую выгоду от ее реализации. Кроме того, при создании АРМ надо учитывать, что его эффективность будет во многом определяться правильным распределением функций и нагрузки между работником и машинными средствами обработки информации, ядром которых является ПЭВМ. Только при соблюдении этих условий АРМ становится средством повышения не только производительности труда и эффективности управления, но и социальной комфортности специалистов.
Практический опыт использования АРМ как одного из элементов Распределенных систем управления позволяет выделить следующие требования к эффективно и полноценно функционирующему автоматизированному рабочему месту:
· своевременное удовлетворение информационных потребности пользователя;
· минимальное время ответа на запросы пользователя;
· адаптация к уровню подготовки пользователя и специфике выполняемых им функций;
· возможность быстрого обучения пользователя основным приемам работы;
· надежность и простота обслуживания;
· возможность работы в составе вычислительной сети.
Рассмотрим структуру автоматизированного рабочего места и связи между его составными частями.
Как показано на схеме, АРМ состоит из технических и программных средств вычислительной техники, а также необходимой методик ческой документации, позволяющей пользователю эффективно взаимодействовать с данными средствами.
Автоматизированное рабочее место аналитика ИС, предназначенного для поддержки принятия решения
Аналитическая обработка информации очень трудоемка сама по себе и требует большого объема разнообразных вычислений. С переходом к рыночным отношениям потребность в аналитической информации значительно увеличивается. Это связано прежде всего с потребностью разработки и обоснования перспективных бизнес-планов предприятий, комплексной оценки эффективности краткосрочных и долгосрочных управленческих решений. В связи с этим автоматизация аналитических расчетов стала объективной необходимостью.
Оглавление
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Автоматизированное рабочее место аналитика ИС, предназначенного для поддержки принятия решения предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Глава 1. АРМ, виды, классификация, ИАС
1.1 Понятие автоматизированного рабочего места (АРМ), АРМ аналитика
Автоматизация ИС реализуется через создание автоматизированных рабочих мест, состав которых зависит от структуры предприятия и соответствует комплексу решаемых задач. Автоматизированное рабочее место (АРМ) — это рабочее место специалиста, оснащенное персональным компьютером, программным обеспечением и совокупностью информационных ресурсов индивидуального или коллективного пользования, которые позволяют ему вести обработку данных с целью получения информации, обеспечивающей поддержку принимаемых им решений при выполнении профессиональных функций. Отдел, оснащенный совокупностью АРМ работников этой службы, становится автоматизированным подразделением. В нем значительная часть рутинной работы по переработке информации выполняется компьютером. Вместе с тем специалист может активно вмешиваться в процесс решения задач обработки данных, самостоятельно формируя информацию, позволяющую принимать обоснованные решения. Компьютер становится повседневным орудием труда специалиста, органично вписываясь в технологию его работы. При этом: акцент переносится с формально-логических аспектов информации на процесс принятия решений. Такая технология сокращает поток бумажных носителей, снижает трудоемкость выполняемых работ, повышает профессиональный уровень работников и комфортность условий их работы: Как и при ручной технологии организации работы, специалист несет полную персональную ответственность за весь процесс, но, продолжая выполнять традиционные функции, он выступает и в роли оператора ПЭВМ, становясь непосредственным участником процесса автоматизированной обработки информации.
АРМ включает пять основных компонентов: персональный компьютер, комплекс программ для обработки информации, обучающую систему, средства настройки АРМ, средства эксплуатации АРМ. Кроме этого, АРМ комплектуется документацией и методическими материалами по применению программ, а также регламентами выполнения работ по обработке информации. Конкретная насыщенность каждой из компонент определяется решаемыми задачами.
АРМ могут функционировать автономно или в составе компьютерной сети. При автономном режиме работы АРМ создаются для решения отдельных функциональных задач и не могут оперативно использовать всю информационную базу экономического объекта, а обмен информацией между различными АРМ выполняется с помощью машинных носителей. Работа на базе компьютерных сетей позволяет организовать обмен данными между АРМ по каналам связи, объединить информационное пространство объекта управления и организовать доступ к нему любого работника в пределах его полномочий. Каждое АРМ рассматривается как самостоятельная подсистема, а вместе они составляют единое целое. При этом начальник отдела имеет возможность руководить процессом решения функциональных задач и интегрировать результаты работы отдельных специалистов, оперативно получая обработанную информацию для принятия решений. В то же время сохраняется возможность автономной работы каждого специалиста.
Любой специалист для успешного выполнения стоящих перед ним задач должен иметь соответствующим образом оборудованное рабочее место. АРМ классифицируется по следующим признакам:
— По степени автоматизации: ручные рабочие места — имеющиеся в распоряжении работника специальная мебель (стол, стул, шкафы, телефон, таблицы и другие подсобные средства); механизированные рабочие места, кроме того, содержат простейшие или программируемые калькуляторы; автоматизированные рабочие места обязательно используют ПК с соответствующим программным обеспечением.
— По количеству сотрудников, использующих АРМ, и выполняемых ими функций: индивидуальные АРМ, которые характерны для руководителей различных рангов; групповые АРМ, используемые лицами, которые готовят информацию с целью ее дальнейшего использования и принятия управленческих решений руководителями (АРМ бухгалтеров, финансистов, делопроизводителей и др.).
— По типизации решаемых функциональных задач: уникальные АРМ, узкоспециализированные для решения набора нестандартных задач; массовые АРМ, создаваемые для решения типичных задач в различных отраслях.
— По специализации: АРМ руководителя характеризуется функциональной замкнутостью, полностью обеспечивающей автономную работу руководителя. АРМ специалиста должно предоставить ему возможность решать любые стоящие перед ним функциональные задачи, максимально используя всю необходимую информацию. АРМ технического работника должно избавить его от каждодневного выполняемой рутинной работы, требующей определенных профессиональных навыков.
— По технической базе создания АРМ: АРМ на базе больших ЭВМ, обеспечивающих специалистам возможность работать с большими массивами данных при технической и программной поддержке, осуществляемой силами работников собственного информационного центра. АРМ на базе персональных компьютеров являются наиболее простым и распространенным вариантом создания автоматизированных рабочих мест, так как избавляют от всех недостатков АРМ на базе больших ЭВМ.
Аналитическая обработка экономической информации очень трудоемка. Она требует большого объема разнообразных вычислений. Вычислительные средства, которые имеют сейчас предприятия и организации, позволяют целиком автоматизировать обработку всех экономических данных, в том числе и по анализу хозяйственной деятельности. Роль автоматизации аналитических расчетов заключается в следующем:
Во-первых, повышается продуктивность работы экономистов-аналитиков. Они освобождаются от технической работы и больше занимаются творческой деятельностью, что позволяет делать более глубокие исследования, вести постановку более сложных экономических задач.
Во-вторых, более глубоко и всесторонне исследуются экономические явления и процессы, более полно изучаются факторы и выявляются резервы повышения эффективности производства.
В-третьих, повышаются оперативность и качество анализа, его общий уровень и действенность.
Автоматизированное рабочее место аналитика — это рабочее место, оснащенное персональной ЭВМ, которая на основе использования программного, методического и информационного обеспечения позволяет автоматизировать аналитические расчеты.
Необходимым условием создания АРМ аналитика является наличие технической базы, базы данных о хозяйственной деятельности предприятия, базы знаний (методов и методик анализа) и программных средств, позволяющих автоматизировать решение аналитических задач.
Создание АРМ аналитика требует решения многих организационных вопросов, связанных с методическим, техническим, программным и информационным обеспечением.
Методическое обеспечение представляет собой систему общих и частных методик проведения анализа.
Техническое обеспечение сводится к системе технических средств (процессор, дисплей, клавиатура, печатающее устройство и т.д.).
Программное обеспечение состоит из общего и функционального. Общее программное обеспечение включает в себя операционную систему, сервисные программы, системы программирования, инструментальные программные средства, проблемно-ориентированные прикладные программы.
Операционная система представляет собой систему программ и данных, которая предназначена для управления ресурсами персональной ЭВМ и обеспечение работы всех программ, их взаимодействие с аппаратной частью ЭВМ.
Сервисные программы расширяют возможность операционной системы. Они используются для разметки дисков, связи с внешними устройствами и других целей.
Системы программирования представлены в АРМ-аналитика трансляторами с языков программирования.
Инструментальные программные средства могут быть разных видов: текстовые и графические редакторы для подготовки текстов, графиков, диаграмм, табличные процессоры или электронные таблицы для автоматизированной обработки информации, представленной в табличной форме, системы управления базами данных для автоматизации работ по созданию базы данных, поиска необходимых сведений для аналитических расчетов.
Программно-ориентированные прикладные программы (ППП) могут быть универсальные и специфические. Первые пригодны для обработки любой информации, например, пакеты для статистической обработки данных, для решения оптимизационных задач. Вторые применяются только в анализе хозяйственной деятельности.
Функциональное программное обеспечение разрабатывается на базе имеющихся средств общего программного обеспечения для решения конкретных аналитических задач. Это могут быть программы локальные и комплексные.
На первом этапе создания АРМ аналитика используются, как правило, локальные программы, предназначенные для многократного решения однотипных задач.
На втором этапе разрабатывается программа комплексного анализа, охватывающая все стороны деятельности предприятия, и включающая целую систему взаимосвязанных задач. Для ее разработки требуется:
— постановка и описание задач комплексного экономического анализа;
— разработка алгоритмов и моделей решения задач, то есть математическое описание задач для ПЭВМ;
— разработка новой информационной системы, создание банка данных для АРМ аналитика;
— разработка машинных программ решения задач АХД на алгоритмических языках ПЭВМ;
— внедрение АРМ аналитика в практику управления производством.
Эффективность АРМ аналитика во многом зависит от совершенства методик анализа, от того, в какой степени они соответствуют современным требованиям управления производством, а также от технических возможностей ПЭВМ. Достижения в отрасли интегральной электроники, расширение ресурсной возможности и функционального совершенства ПЭВМ создают реальные условия для углубления экономических исследований, позволяют шире использовать оптимизационные методы решения аналитических задач и на их основании принимать оптимальные управленческие решения.
В этой короткой статье объясняется, что такое автоматизированное рабочее место (АРМ), в частности, раскрывается состав автоматизированного рабочего места, принадлежность автоматизированного рабочего места к автоматизированным системам, связь между автоматизированным рабочим местом и персональными компьютерами (ПК), связь между автоматизированным рабочим местом и персоналом автоматизированной системы. Из этого объяснения становится понятно, чем отличается АРМ от ПК.
АРМ – это автоматизированное рабочее место,
ПК – это персональный компьютер.
Другими словами, сокращение АРМ означает некий продукт автоматизации, а ПК означает одно из средств автоматизации. Однако автоматизация далеко не всегда связана с персональными компьютерами.
Значение и сопоставление
Прежде всего, автоматизированное рабочее место – это программно-технический компонент автоматизированной системы 1 и вне этой системы не существует.
Автоматизированные рабочие места в автоматизированной системе (АС) могут быть нескольких видов: АРМ оператора-технолога, АРМ проектировщика, АРМ бухгалтера, АРМ врача и др.
Каждый вид АРМ предназначается для одного вида пользователей АС. Если, например, в травмпункте только один главный врач, но два травматолога, тогда в АС травмпункта будет два вида АРМ: один для главврача, второй для травматолога. Но «натуральных», так сказать, АРМ будет три штуки.
АРМ в качестве компонента автоматизированной системы содержит в себе по определению три составляющих: программную, техническую и информационную.
Программная составляющая АРМ целиком задаётся задачами АС и видом деятельности на этом рабочем месте.
Технической составляющей одного АРМ может, например, быть:
— один настольный ПК,
— несколько настольных ПК,
— один настольный и один носимый ПК (планшет, например),
— терминал, то есть, вовсе не ПК.
Следовательно, АРМ может включать в себя один ПК или несколько ПК разных видов, а может вообще не содержать в своем составе ни одного ПК.
Некоторые из возможных составов АРМ показаны на схеме (Рисунок 1).
В техническое обеспечение АРМ вида А входит единственный настольный ПК; в техническое обеспечение АРМ вида Б входит два ПК (настольный и ноутбук ) ; в техническое обеспечение АРМ вида В входит терминал, который не является компьютером. Программное обеспечение у различных видов АРМ различное.
Рисунок 1 – Отношения между автоматизированной системой, АРМ, ПК
На схеме (Рисунок 1) условно нарисованы отношения между некоторыми компонентами автоматизированной системы, связанными с АРМ. С одной стороны, подчеркивается, что персонал является частью АС, с другой стороны, то, что персонал не является частью АРМ. Каждое АРМ содержит в себе только программное, информационное и техническое обеспечение.
Поскольку каждая автоматизированная система накрепко и неразрывно привязана к организации, для которой создавалась, то никакое АРМ нельзя механически вычленить из этой системы и также механически перенести в другую организацию. АРМ существует только внутри АС. Другими словами, ПК можно купить как серийное изделие; серийных АРМ не бывает, так как не бывает серийных АС.
АРМ и ПК означают совершенно разные понятия.
АРМ имеет три составляющих: программную, техническую, информационную.
В техническую составляющую АРМ может входить один ПК, несколько ПК или не входить ни одного ПК.
1 Само сокращение АРМ появилось в методологии, рекомендованной стандартами на автоматизированные системы [1]: АРМ –программно-технический комплекс автоматизированной системы, предназначенный для автоматизации деятельности определенного вида. В свою очередь, программно-технический комплекс автоматизированной системы ‑ продукция, представляющая собой совокупность средств вычислительной техники, программного обеспечения и средств создания и заполнения машинной информационной базы при вводе системы в действие, достаточных для выполнения одной или более задач АС.
2 АРМ не относится к исключениям вроде МИД и ТАСС, поэтому подчиняется общим правилам и является сокращением среднего рода [2].
1. ГОСТ 34.003-90. Комплекс стандартов на автоматизированные системы. Термины и определения.
2. Русский орфографический словарь / Российская академия наук. Институт русского языка им. В. В. Виноградова / Под ред. В. В. Лопатина. — 2-е изд. — Москва, 2004.
Состав, назначение и функции АРМ
Состав, назначение и функции АРМ
Автоматизированное рабочее место (АРМ) – это человеко-машинная система, в которой пользователь играет активную роль. Это комплекс технических средств в совокупности с математическим обеспечением рассчитанный на профессионального пользователя и ориентированный на решение задач из выделенных проблемных областей.
Основное назначение АРМ – автоматизированное представление результатной информации на ПЭВМ в удобной для пользователя форме, обеспечение развитого диалога между пользователем и ПЭВМ при решении задач управления, автоматизация выполнения экономической документации, разгрузка ресурсов больших ЭВМ АИС, формирование и ведение локальной информационной базы предметной области, предоставление различных сервисных услуг пользователю.
К АРМ предъявляются следующие требования:
своевременное удовлетворение информационных и вычислительных потребностей, приспособленность к уровню подготовки пользователя и его профессиональным запросам, простота общения с системой, возможность обучения пользователя.
С учетом особенностей создания в АИС АРМ предполагается следующая классификация:
• по функциональному назначению: АРМ административных работников, включая руководителей, работников делопроизводства, специалистов, проектировщиков. АРМ административных работников рассматривается, как АРМ бухгалтера, экономиста, финансиста и т. д.
• по технологическому способу и режиму использования: индивидуального пользователя (например, АРМ руководителя) и коллективного пользователя (например, АРМ управленческих работников), что обеспечивает постоянную загрузку технических средств.
• по характеру оснащенности техническими и программными средствами: АРМ общего назначения, АРМ специального назначения. Например, АРМ кассира считается АРМом специального назначения, т. к. выполняет специфическую работу кассира; АРМ бухгалтера – общего назначения.
• обрабатывающие АРМы используются для сбора, подготовки, обработки первичной документации. Они являются разновидностью функциональных специализированных АРМ.
Структура АРМ состоит из 2 частей:
функциональная часть – определяется совокупностью задач, отражающих деятельность конкретного специалиста; обеспечивающая часть – включает традиционные виды обеспечения: информационное, техническое, программное, лингвистическое, методическое.
В общем пользовании группового АРМа находятся такие ресурсы, как оперативная память, процессор, память на магнитном диске большой емкости. В индивидуальном режиме используется дисплей, клавиатура, печатающее устройство и накопитель на магнитном диске, обладающей оперативной памятью и быстродействием меньшим, чем у сервера. Каждое АРМ строится на базе первого ЭВМ и все они подключены в единую вычислительную сеть. Пользователь может работать как автономно, что важно при обработке данных с ограниченным доступом, так и в общем комплексе.
В соответствии с этим АРМ определяется как рабочее место, оснащенное комплексом технических, программных средств и БД, предназначенное для выполнения конкретным специалистом своих функций.
Создание АРМ работников в системах исходит из общепринятых принципов:
Автоматизация офиса
Информационная технология автоматизированного офиса — организация и поддержка коммуникационных процессов как внутри организации, так и с внешней средой на базе компьютерных сетей и других современных средств передачи и работы с информацией.
Рис. Основные компоненты автоматизации офиса
Офисные автоматизированные технологии позволяют повысить производительность труда работников, дают им возможность справляться с возрастающим объемом работ и использовать в качестве инструмента для решения проблем.
Основные компоненты
База данных. Обязательным компонентом любой технологии является база данных. В автоматизированном офисе база данных концентрирует в себе данные о производственной системе фирмы так же, как в технологии обработки данных на операционном уровне. Информация в базу данных может также поступать из внешнего окружения фирмы. Специалисты должны владеть основными технологическими операциями по работе в среде баз данных.
Могут ежедневно по электронной почте поступать с биржи сведения о курсе валют или котировках ценных бумаг, в том числе и акций этой фирмы, которые ежедневно корректируются в соответствующем массиве базы данных.
Информация из базы данных поступает на вход компьютерных приложений (программ), таких, как текстовый процессор, табличный процессор, электронная почта, компьютерные конференции и пр. Любое компьютерное приложение автоматизированного офиса обеспечивает работникам связь друг с другом и с другими фирмами.
Полученная из баз данных информация может быть использована и в некомпьютерных технических средствах для передачи, тиражирования, хранения.
Текстовый процессор. Это вид прикладного программного обеспечения, предназначенный для создания и обработки текстовых документов. Он позволяет добавлять или удалять слова, перемещать предложения и абзацы, устанавливать формат, манипулировать элементами текста и режимами и т. д. Когда документ готов, работник переписывает его во внешнюю память, а затем распечатывает и при необходимости передает по компьютерной сети. Таким образом, в распоряжении менеджера имеется эффективный вид письменной коммуникации. Регулярное получение подготовленных с помощью текстового процессора писем и докладов дает возможность менеджеру постоянно оценивать ситуацию на фирме.
Электронная почта. Электронная почта (E-mail), основываясь на сетевом использовании компьютеров, дает возможность пользователю получать, хранить и отправлять сообщения своим партнерам по сети. Здесь имеет место только однонаправленная связь. Это ограничение, по мнению многих исследователей, не является слишком важным, поскольку в пятидесяти случаях из ста служебные переговоры по телефону имеют целью лишь получение информации. Для обеспечения двухсторонней связи придется многократно посылать и принимать сообщения по электронной почте или воспользоваться другим способом коммуникации.
Когда фирма решает внедрить у себя электронную почту, у нее имеются две возможности. Первая — купить собственное техническое и программное обеспечение и создать собственную локальную сеть компьютеров, реализующую функцию электронной почты. Вторая возможность связана с покупкой услуги использования электронной почты, которая предоставляется специализированными организациями связи за периодически вносимую плату.
Аудиопочта. Это почта для передачи сообщений голосом. Она напоминает электронную почту, за исключением того, что вместо набора сообщения на клавиатуре компьютера вы передаете его через телефон. Также по телефону вы получаете присланные сообщения. Система включает в себя специальное устройство для преобразования аудиосигналов в цифровой код и обратно, а также компьютер для хранения аудиосообщений в цифровой форме. Аудиопочта также реализуется в сети.
Почта для передачи аудиосообщений может успешно использоваться для группового решения проблем. Для этого посылающий сообщение должен дополнительно указать список лиц, которым данное сообщение предназначено. Система будет периодически обзванивать всех указанных сотрудников для передачи им сообщения.
Главным преимуществом аудиопочты по сравнению с электронной является то, что она проще — при ее использовании не нужно вводить данные с клавиатуры.
Табличный процессор. Он так же, как и текстовый процессор, является базовой составляющей информационной культуры любого сотрудника и автоматизированной офисной технологии. Без знания основ технологии работы в нем невозможно полноценно использовать персональный компьютер в своей деятельности. Функции современных программных сред табличных процессоров позволяют выполнять многочисленные операции над данными, представленными в табличной форме. Объединяя эти операции по общим признакам, можно выделить наиболее многочисленные и применяемые группы технологических операций:
- ввод данных как с клавиатуры, так и из баз данных; обработка данных (сортировка, автоматическое формирование итогов, копирование и перенос данных, различные группы операций по вычислениям, агрегирование данных и т. д.); вывод информации в печатном виде, в виде импортируемых файлов в другие системы непосредственно в базу данных; качественное оформление табличных форм представления данных; многоплановое и качественное оформление данных в виде диаграмм и графиков; проведение инженерных, финансовых, статистических расчетов; проведение математического моделирования и ряд других вспомогательных операций.
Любая современная среда табличного процессора имеет средства пересылки данных по сети.
Электронный календарь. Он предоставляет еще одну возможность использовать сетевой вариант компьютера для хранения и манипулирования рабочим расписанием управленцов и других работников организации. Менеджер (или его секретарь) устанавливает дату и время встречи или другого мероприятия, просматривает получившееся расписание, вносит изменения при помощи клавиатуры. Техническое и программное обеспечение электронного календаря полностью соответствует аналогичным компонентам электронной почты. Более того, программное обеспечение календаря часто является составной частью программного обеспечения электронной почты.
Система дополнительно дает возможность получить доступ также и к календарям других менеджеров. Она может автоматически согласовать время встречи с их собственными расписаниями.
В литературе часто можно встретить термин телеконференция. Телеконференция включает в себя три типа конференций: аудио, видео и компьютерную.
Видеотекст. Он основан на использовании компьютера для получения отображении текстовых и графических данных на экране монитора. Для лиц, принимающих решение, имеются три возможности получения информации в форме видеотекста:
- создать файлы видеотекста на своих собственных компьютерах; заключить договор со специализированной компанией на получение доступа к разработанным ею файлам видеотекста. Такие файлы, специально предназначенные для продажи, могут храниться на серверах компании, осуществляющей подобные услуги, или поставляться клиенту на магнитных или оптических дисках; заключить договоры с другими компаниями на получение доступа к их файлам видеотекста.
Обмен каталогами и ценниками (прайс-листами) своей продукции между компаниями в форме видеотекста приобретает сейчас все большую популярность. Что же касается компаний, специализирующихся на продаже видеотекста, то их услуги начинают конкурировать с такой печатной продукцией, как газеты и журналы. Так, во многих странах сейчас можно заказать газету или журнал в форме видеотекста, не говоря уже о текущих сводках биржевой информации.
Хранение изображений. В любой фирме необходимо длительное время хранить большое количество документов. Их число может быть так велико, что хранение даже в форме файлов вызывает серьезные проблемы. Поэтому возникла идея хранить не сам документ, а его образ (изображение), причем хранить в цифровой форме.
Хранение изображений (imaging) является перспективной офисной технологией и основывается на использовании специального устройства — оптического распознавателя образов, позволяющего преобразовывать изображение документа или фильма в цифровой вид для дальнейшего хранения во внешней памяти компьютера. Сохраненное в цифровом формате изображение может быть в любой момент выведено в его реальном виде на экран или принтер. Для хранения изображений используются оптические диски, обладающие огромными емкостями. Так, на пятидюймовый оптический диск можно записать около 200 тыс. страниц.
Следует напомнить, что идея хранения изображений не нова и реализовывалась раньше на основе микрофильмов и микрофиш. Созданию данной технологии способствовало появление нового технического решения — оптического диска в комбинации с цифровой записью изображения.
Аудиоконференции. Они используют аудиосвязь для поддержания коммуникаций между территориально удаленными работниками или подразделениями фирмы. Наиболее простым техническим средством реализации аудиоконференций является телефонная связь, оснащенная дополнительными устройствами, дающими возможность участия в разговоре более чем двум участникам. Создание аудиоконференций не требует наличия компьютера, а лишь предполагает использование двухсторонней аудиосвязи между ее участниками.
Использование аудиоконференций облегчает принятие решений, оно дешево и удобно. Эффективность аудиоконференций повышается при выполнении следующих условий:
- работник, организующий аудиоконференцию, должен предварительно обеспечить возможность участия в ней всех заинтересованных лиц; количество участников конференции не должно быть слишком большим (обычно не более шести), чтобы удержать дискуссию в рамках обсуждаемой проблемы; программа конференции должна быть сообщена ее участникам заблаговременно, например, с использованием факсимильной связи; перед тем как начать говорить, каждый участник должен представляться; должны быть организованы запись конференции и ее хранение; запись конференции должна быть распечатана и отправлена всем ее участникам.
Видеоконференции. Они предназначены для тех же целей, что и аудиоконференций, но с применением видеоаппаратуры. Их проведение также не требует компьютера. В процессе видеоконференции ее участники, удаленные друг от друга на значительное расстояние, могут видеть на телевизионном экране себя и других участников. Одновременно с телевизионным изображением передается звуковое сопровождение.
Наиболее популярны три конфигурации построения видеоконференций:
Факсимильная связь. Эта связь основана на использовании факс-аппарата, способного читать документ на одном конце коммуникационного канала и воспроизводить его изображение на другом. Факсимильная связь вносит свой вклад в принятие решений за счет быстрой и легкой рассылки документов участникам группы, решающей определенную проблему, независимо от их географического положения.