Что включает в себя атлетическая гимнастика
АТЛЕТИЧЕСКАЯ ГИМНАСТИКА
Атлетическая гимнастика пользуется большой популярностью у значительной части населения, особенно среди подростков и молодежи. Многие стремятся иметь красивые формы тела, мощные, сильные мышцы, гордую осанку. Однако было бы неправильно считать, что атлетическая гимнастика направлена только на наращивание мышечной массы, что характерно для культуризма.
Атлетическая гимнастика — это система упражнений, развивающих силу, в сочетании с всесторонней физической подготовкой, на основе комплекса ГТО, направленная на укрепление здоровья, подготовку молодежи к высокопроизводительному труду и защите Родины. Поэтому категорически отвергая конкурсы красоты и позирование, как несовместимые с задачами физического воспитания в нашей стране, следует ориентировать занимающихся на всестороннюю физическую подготовленность с акцентом на выявлении их силовых возможностей.
При рациональных методах тренировки занятия атлетической гимнастикой способствуют гармоническому слиянию силы, выносливости, ловкости, что в конечном итоге отражается на внешнем облике человека. Занятия атлетической гимнастикой воспитывают крепких, сильных, упорных, уверенных в своих силах людей*.
Атлетическая гимнастика как метод физического развития широко используется в Советских Вооруженных Силах, в тренировке спортсменов различных видов спорта.
Много пользы эти занятия приносят людям, которые еще не приобщились к систематическим занятиям физическими упражнениями, имеют слабое физическое развитие. Для многих людей различных профессий силовые упражнения быстро снимают психические нагрузки, успокаивают нервную систему.
По сравнению с другими видами спортивной деятельности атлетическая гимнастика существенно экономит время, позволяет изолированно воздействовать на слабо развитые группы мышц, тонко дозировать нагрузку. Первые результаты занятий видны уже через несколько месяцев.
По данным А. Н. Воробьева и Ю. К.Сорокина (1980 г.)**, приступающий к занятиям новичок при регулярных занятиях три раза в неделю за три месяца может увеличить окружность бицепса (плеча) на 2 см, а за шесть месяцев — на 3—4 см.
Общедоступность атлетической гимнастики объясняется простотой техники выполнения упражнений. Заниматься можно в группах и самостоятельно, дома, во дворе, на лесной поляне и т. д.
С целью привлечения широких слоев населения к регулярным занятиям физическими упражнениями на предприятиях, в учреждениях, учебных заведениях, на спортивных сооружениях, в клубах и Дворцах культуры, в парках и зонах отдыха, в ФОК по месту жительства населения создаются физкультурно-оздоровительные группы силовой подготовки или группы атлетической гимнастики.
Основные задачи физкультурно-оздоровительных групп силовой подготовки:
1. Достижение высокого уровня гармоничного физического развития и укрепление здоровья молодежи и взрослого населения.
2. На базе повышения силовых показателей развитие других физических качеств, а также овладение широким кругом двигательных навыков, необходимых в жизни, труде и защите Родины.
3. Подготовка и сдача требований и норм Всесоюзного физкультурного комплекса «Готов к труду и обороне СССР».
4. Воспитание устойчивого интереса и привычки к систематическим занятиям физической культурой и спортом, к активному отдыху и полезному проведению досуга.
В группы силовой подготовки принимаются люди различного возраста, допущенные врачом к занятиям атлетической гимнастикой.
Согласно программе для физкультурно-оздоровительных групп силовой подготовки (1978 г.) выделяют три возрастные группы: первая — 16—18 лет; вторая — 19—30 лет; третья — 31 год и старше.
Для подростков 12—15 лет предусматривается создание отдельных групп, работающих по специальной программе, направленной на всестороннее физическое развитие.
Численный состав группы 20—25 человек. В неделю проводится три учебно-тренировочных занятия продолжительностью 1,5—
Однако новичкам, впервые приступившим к занятиям, рекомендуется тренироваться не менее трех раз в неделю по 20—30 мин.
При комплектовании групп должны строго соблюдаться установленные требования по врачебному контролю.
Начинающие проходят медицинские обследования через 2— 3 месяца занятий, затем один раз в год.
В занятиях атлетической гимнастикой широко используют ОРУ без предметов и с предметами: гимнастической палкой, набивными мячами, скакалкой, амортизаторами, эспандером, гантелями; упражнения на снарядах массового использования: гимнастической стенке, канате, шесте, наклонной лестнице, брусьях-рукоходах, перекладине; прыжковые упражнения, лазанье, переноску груза,, метания.
С помощью этих средств решаются задачи ОФП, как базы дальнейшего развития физических качеств.
Специальная силовая подготовка обеспечивается упражнениями с гантелями, гирями, эспандером, металлической палкой, упражнениями на тренажерах и блочных устройствах.
Упражнения с гантелями(вес 5—12 кг): наклоны, повороты, круговые движения туловищем, выжимание, приседание, опускание и поднимание гантелей в различных направлениях прямыми руками, поднимание и опускание туловища с гантелями за головой лежа на скамейке.
Упражнения с гирями(16, 24, 32 кг): поднимание к плечу, на грудь, одной и двумя руками, толчок и жим одной и двух гирь, рывок, бросание гири на дальность, жонглирование гирей.
Упражнения с эспандером:выпрямление рук в стороны, сгибание и разгибание в локтевых суставах из положения стоя на рукоятках эспандера, вытягивание эспандера вверх до уровня плеч.
Упражнения с металлической палкой(5—12кг): рывок различным хватом, жим стоя, сидя, с груди, из-за головы, сгибание иразгибание рук в локтевых суставах и др.
Упражнения со штангой(вес подбирается индивидуально): подъем штанги к груди, на грудь, с подседом и без подседа; приседания со штангой на плечах, на груди, за спиной; жим штанги лежа на наклонной плоскости, скамейке; толчок штанги стоя, от груди, то же, но с подседом; повороты, наклоны, подскоки, выпрыгивания со штангой на плечах; классические соревновательные движения: рывок, толчок.
Упражнения на тренажерах и блочных устройствах:вращение кистеукрепителя, жим ногами на станке, разгибание рук в локтевых суставах в положении лежа на скамейке, подъем на носках на специальном станке, отжимание на брусьях со специальным поясом, изометрические упражнения в приседаниях и жимах на специальном станке; тяга блочных устройств в положении сидя, лежа согнутыми и прямыми руками в различных плоскостях, упражнения в изометрическом и уступающем режимах работы мышц— медленные движения с отягощением уступающего характера (опускания, приседания, упоры на закрепленном в различных положениях грифе штанги).
Ряд сложных упражнений рекомендуется делать на гимнастических снарядах: перекладине, кольцах, брусьях; применять прыжки (вскоки) на козла или коня.
Содержание комплексов и методика их проведения зависят от физического развития, уровня физической подготовленности, возраста занимающихся.
Однако каждое занятие атлетической гимнастикой начинается сходьбы, легкого, ненапряженного бега. После этого выполняются нетрудные упражнения, развивающие все мышечные группы. Этот первый комплекс ОРУ подготавливает организм к выполнению более трудных упражнений, выполняемых с максимальными усилиями и напряжениями мышц для развития физических качеств.
В конце комплекса выполняются упражнения общего воздействия, когда в работе принимают участие все группы мышц. Заканчивается комплекс выполнением интенсивных прыжков с переходом на шаг и остановкой, после чего проделываются дыхательные упражнения. Таким образом, в комплексе атлетической гимнастики должны быть упражнения для плечевого пояса и рук, упражнения для мышц ног, в том числе движения в тазобедренных суставах ипрыжки, упражнения для туловища и шеи, упражнения для формирования осанки. Систематические занятия обеспечивают эффективность физического развития и всесторонней физической подготовленности, что легко определить с помощью контрольных нормативов (табл. 6).
Таблица 6. Контрольные нормативы для мужчин (по С. Лобанову и А. Чумакову, 1980)
и/п | Упражнения | Оценка |
«удовлетворительно» | «хорошо» | «ОТЛИЧНО» |
Отжимания в упоре лежа на полу (туловище прямое, опускаться до касания грудью пола), кол-во Подтягивание на перекладине, кол-во Поднимание и опускание туловища (из положения лежа на спине, ноги закреплены, руки за голову, поднимать туловище до вертикального положения), кол-во Приседание на одной ноге (другая вперед), кол-во Упражнение для проверки скоростных качеств (и, п. — основная стойка: 1 — упор присев, 2 — упор лежа, 3 — упор присев, 4 — и. п. Выполнить 6 раз в максимальном темпе), с |
Особенно важно на первом этапе занятий уделять большое внимание средствам ОФП, создающим необходимые условия (фундамент) для всестороннего физического развития и функциональных возможностей занимающихся.
Для развития выносливости в занятия обязательно включают кроссы пли бег в умеренном темпе, чередуя его с короткими (15— 20 м) ускорениями.
Силоваятренировка дает самый быстрый по сравнению с другими видами физической деятельности рост мышечной ткани. Для этого необходимо применять достаточно большие, но непредельные отягощения, скоторыми можно выполнять упражнения не более 10—12 раз подряд (диапазон от 6 до 15 повторений). Продолжительность работы от 30 до 60 с.
Тренировочная нагрузка на каждом занятии не должна быть постоянной. Наибольший объем планируется на середину или конец недели.
На результат занятий существенное влияние оказывают такие факторы, как режим дня, питание, условия быта, отказ от вредных привычек. Только в этом случае можно надеяться на хорошее самочувствие, улучшение работы систем организма, постоянный прогресс.
Заниматься силовой тренировкой можно в любое время дня, но обязательно не раньше чем через 1—1,5 ч после приема пищи, заканчивать — не менее чем за 1,5—2 ч до сна.
Методический материал. «Атлетическая гимнастика»
Лекция по гимнастике для учащихся 11 классов
Определение, средства и задачи атлетической гимнастики.
Физиологические основы атлетической гимнастики.
Врачебный контроль и самоконтроль.
Методы развития силы.
Урок атлетической гимнастики.
1 . Определение, средства и задачи атлетической гимнастики.
Как много мы знаем и как мало понимаем.
Следует различать понятия «атлетизм» и «атлетическая гимнастика». Атлетизм — производное от слова «атлет», то есть спортсмен высокого класса подразумевает высокий уровень развития физических качеств или процесс достижения наивысших результатов в занятиях физическими упражнениями конкретной направленности (вид спорта). Атлетическая же гимнастика — более объемное понятие, отражающее систему оздоровительно-развивающих воздействий с целью укрепления здоровья человека и улучшения его жизнеспособности.
Например, что такое бодибилдинг? Это система физических упражнений, направленных на увеличение объемов отдельных мышечных групп и их гипертрофированное развитие, формирование рельефной мышечной массы с целью реализации результатов тренировок в соревновательных или конкурсных условиях. Этот вид занятий физическими упражнениями близок к понятию «культуризм».
Пауэрлифтинг — вид физиче-ских упражнений, направленных на преодоление максимального веса штанги в силовом троеборье: жим штанги лежа, приседание со штангой на плечах, тяга штанги в положении наклона, то есть основная задача заключается в максимальном развитии силы тех групп мышц, которые обеспечивают выполнение соревновательных упражнений . Армрестлинг (или армспорт) — силовое единоборство в конкретной статической позе, требующее максимального силового напряжения в действиях рабочей руки.
Не умаляя значимости и популярности занятий различными видами силовых упражнений, следует подчеркнуть, что атлетическая гимнастика — это один из оздоровительных видов гимнастики, представляющий собой систему гимнастических упражнений силового характера, направленных на гармоничное физическое развитие человека и решение конкретных частных задач силовой подготовки. Занятия атлетической гимнастикой в школе являются наиболее пригодным направлением для массового оздоровления детей. Упражнения атлетической гимнастики могут включаться в подготовительную и основную части урока гимнастики со школьниками всех возрастов и любого уровня подготовленности.
Задачи атлетической гимнастики
Способствует достижению высокого уровня гармонического физического развития и укрепления здоровья.
Повышает надежность функционирования нервной и мышечной систем, вырабатывает хорошую осанку.
Позволяет дать нагрузку на отстающие в развитии отдельные группы мышц, исправить или даже устранить приобретенные и врожденные дефекты телосложения (О- или Х-образное искривление ног, впалая грудь, тонкие или толстые бедра, плоский таз и т.д.).
Совершенствует дыхательный аппарат, работу сердечно-сосудистой системы и улучшает обмен веществ.
В силу разнообразия применения нагрузок позволяет молодым и пожилым людям, разных физических данных, заниматься активно и с большой пользой.
Воспитывает устойчивый интерес и привычки к систематическим занятиям физической культурой и спортом.
Воспитывает такие качества, как готовность к нагрузке, высокая работоспособность, умения делать большие усилия над самим собой, упорство, принятие решения к риску.
Средства атлетической гимнастики
Атлетическая гимнастика использует шесть групп специальных упражнений:
1-я группа — упражнения без отягощений и предметов, связанные с преодолением сопротивления собственного веса тела (звена);
2-я группа — упражнения на снарядах массового типа и гимнастического многоборья;
3-я группа — упражнения с гимнастическими предметами определенной конструкции и тяжести (мячи, палки, амортизаторы и т. п.);
4-я группа — упражнения со стандартными отягощениями (гантели, гири, штанга);
5-я группа — упражнения с партнером (в парах, тройках);
6-я группа — упражнения на тренажерах и специальных устрой-ствах.
Вспомогательная группа упражнений. Она включает все средства основной гимнастики: ходьба, бег, прыжки, ОРУ (с предметами и без), упражнения направленные на растягивание и расслабление, а также на развитие «сопутствующих» физических качеств (гибкости, ловкости, быстроты), а при необходимости — переключение на более легкую работу, активный отдых.
2.Фзиологические основы атлетической гимнастики
П. Ф. Лесгафт писал: «Нередко приходится видеть сочетание развитой умственной деятельности с весьма слабым телом, но такое нарушение гармонии в перестройке и отправлениях организма не остается безнаказанным,— оно влечет неизбежно за собой бессилие внешних проявлений: мысль и понимание могут быть, но не будет надлежащей энергии для последовательной проверки идей и настойчивого проведения и применения их на практике».
Среди компонентов веса тела человека мышцам пренадлежит большая часть. Их количество зависит от возраста и пола. Так, доля мускулатуры у женщин составляет от 30 до 35%, а у мужчин – около 42%. Доля мускулатуры может быть увеличена в результате силовой тренировки или уменьшена если мышцы бездействуют.
Различают следующие виды мышц: гладкие, сердечная мышца, скелетные мышцы.
Гладкие мышцы находятся внутри организма, работают медленно и практически не устают. Их работа практически не зависит от воли человека.
Сердечная мышца занимает промежуточное положение между скелетными (поперечно-полосатыми) и гладкими мышцами. Подобно гладким мышцам она чрезвычайно устойчива к усталости и не подчиняется непосредственно воле человека. Подобно скелетным мышцам она обладает способностью быстро сокращаться и интенсивно работать.
При помощи силовой тренировки можно оказывать влияние не только на развитие работоспособности, но и изменить структуру и улучшить функционирование как сердечной мышцы, так и гладких мышц. Сердечная мышца при помощи силовой тренировки на выносливость может быть увеличена и укреплена. При больших нагрузках сердце способно почти десятикратно увеличить свою производительность. Происходит это за счет увеличения количества крови, выбрасываемой каждым сокращением (увеличения ударного объема). Не тренированное сердце не может увеличить ударный объем, удовлетворяя потребность в крови за счет учащения пульса, тем самым уменьшая паузу для отдыха сердечной мышцы. В результате сердце быстро устает, процесс восстановления замедляется.
Систематические занятия силовой гимнастикой, улучшают обмен веществ, снижается уровень холестерина в крови, улучшается взаимодействие функцианальных систем организма, снижается число сокращения сердцебиений при относительно тех же нагрузках. В сердечной мышце происходит увеличение и расширение кровеносных сосудов, стенки сердца утолщаються, они делаются более гибкими и эластичными. Увеличенный поток крови получает более свободный проход, что позволяет сердцу снизить число сокращений.
Скелетная мышца состоит из множества волокон. Мышечные волокна соединяются в мышечные пучки, которые и составляют скелетную мышцу. Мышца переходит в сухожилие, через которые срастается с костями, где силовые усилия передаются на скелет. В результате целенаправленной тренировки объем мышц увеличивается за счет их утолщения и роста саркоплазмы.
Каждая мышца состоит из двух типов волокон: медленно сокращающихся (медленные волокна) и быстро сокращающихся (быстрые волокна). Медленные волокна (красные, от большого содержания гемоглобина) работают при не больших нагрузках- 20-25% от максимальной силы и обладают большой выносливостью. Быстрые волокна (белые, меньше гемоглобина) характеризуются высокой скоростью сокращения и могут развивать большую силу. У каждого человека доля участия в работе медленных и быстрых волокон индивидуальна и не может быть изменена с помощью специальной тренировки. В среднем человек имеет 40% медленных и 60% быстрых волокон (бегун на длинные дистанции в икроножных мышцах имеет значительно больше медленных волокон, чем спринтер, у которого преобладают быстрые волокна).
3.Врачебный контроль и самоконтроль
Умеренно и своевременно занимающийся физическими упражнениями человек не нуждается ни в каком лечении, направленном на устранение болезней.
Приступая к занятиям силовой гимнастики, в первую очередь, надо определить состояние своего здоровья и получить разрешение врача. Затем тренируясь, регулярно (не реже одного раза в год) проходить обследование во врачебном кабинете.
Можно завести дневник самоконтроля и систематически записывать результаты: состояние самочувствия, аппетита, сна, работоспособности, веса, частоты дыхания и пульса, результаты тестирования силовых упражнений и физические нагрузки.
Частота пульса является основным мерилом физического состояния. Так у мужчин в положении стоя частота пульса считается нормальной 60-70 ударов в минуту, у женщин 70-80.
Начинающим тренироваться и пожилым людям следует пользоваться указаниями ВОЗ (Всемирной Организацией Здравоохранения) : максимальное значение ЧСС не должно превышать 80%, а минимальное 70% от разницы. 220- минус возраст.
ЧСС на физкультурно-оздоровительных занятиях
ЧСС минимум в минуту
ЧСС максимум в минуту
Улучшение регуляции сердечно-сосудистой системы выражается в более быстром снижении ЧСС после нагрузки.
Контроль за ЧСС необходимо осуществлять в следующих случаях:
Проверка пульса перед тренировкой
Непосредственно после окончания наиболее интенсивной нагрузки на тренировке (начинающим)
Непосредственно после тестирования силовых упражнений (начинающим)
Непосредственно после прохождения круга в круговой тренировке
Непосредственно после окончания тренировки и через 2-3 минуты.
Если восстановление пульса за период отдыха не происходит (пульс остается высоким), надо на следующим уроке снизить нагрузку.
Частота дыхания в средних значениях составляет 16-18 дыханий в минуту, после систематических занятий силовой гимнастикой может быть снижена до 10-14.
4.Методы развития силы
Мышцы позвоночных несут. двоякую функцию (кинетическую и статическую), что накладывает функциональный отпечаток и на самую мышечную ткань
Развитие силы в атлетической гимнастике осуществляется различными методами.
Метод повторных усилий. Упражнения выполняются с привычной скоростью без отягощения, с отягощением или с преодолением сопротивлением партнера, резинового амортизатора, тренажера до явно выраженного утомления мышц, которые осуществляют основную работу. Упражнение повторяется не более 10-12 раз. Если упражнение выполняется большее количество раз, то его надо усложнить, так как в этом случае преимущественное развитие получает силовая выносливость. Тренирующее воздействие в этом методе оказывают последние повторения. Данный метод является основным в работе с детьми младшего и среднего школьного возраста.
Метод больших (максимальных) усилий. В данном методе применяются такие отягощения или упражнения, которые можно выполнить не более 3-4 раз (силовые упражнения до 90-100% МТ). Перерыв для отдыха 3-4 минуты. Развивает максимальную силу. Работа протекает в анаэробных условиях. Этот метод применяется преимущественно в спортивной практике и не рекомендуется для проведения занятий с оздоровительной направленностью. Преимущество этого метода заключается в уменьшении времени занятий и объема выполняемой работы. Самостоятельно этот метод может рекомендоваться школьникам старшего возраста, прошедшим предварительную специальную подготовку.
Метод динамических усилий. В данном методе максимальное силовое напряжение создается за счет перемещения какого-то непредельного отягощения 45-55% (массы своего тела) с максимальной скоростью. Упражнение необходимо выполнять максимальное количество раз за определенное время, например за10-30 секунд. Прекращать упражнение следует с наступлением замедления скорости выполнения, а иначе действие перейдет в развитие скоростной выносливости. При таком выполнении упражнения повышаются не только силовые, но и скоростные качества (скоростная сила). Этот метод может использоваться в занятиях с учащимися всех возрастных групп, так как дети и подростки обладают большими функциональными возможностями при выполнении кратковременной и скоростной работы.
Метод изометрических усилий. В упражнениях выполняемых в изометрическом режиме, можно сохранять напряжение сравнительно длительное время. Для этого применяются статические упражнения, а также динамические упражнения с остановками и удерживанием статических положений 5-6 с. Рост силы проявляется по преимуществу лишь при том положении тела, в котором выполнялось упражнение, Следовательно, выбирая положение тела для изометрических упражнений. Надо либо давать на одну и туже мышечную группу несколько упражнений при различных углах в суставе, либо находить положения, соответствующие наиболее трудным моментам изучаемого упражнения. Данный метод рекомендуется хорошо физически подготовленным учащимся старшего школьного возраста. Однако следует учитывать, что у нетренированных людей при выполнении изометрических упражнений повышается кровяное давление и нагрузка на ССС увеличивается.
Комбинированный метод развития силы. Этот метод является сочетанием нескольких, так как при использовании только одного метода показатели силы увеличиваются недостаточно или вовсе приостанавливаются, а методы максимальных и изометрических усилий применять отдельно в занятиях с детьми не рекомендуется, в сочетании же с другими методами они могут использоваться с успехом.
В комбинированном методе практически применяются все вышеперечисленные методы развития силы для одних и тех же групп мышц, выполняемых по круговому способу. Последовательность упражнений в комбинированном методе развития силы: упражнение методом динамических усилий (максимально быстрые движения с преодолением небольшого веса за определенное время, 10-30 с.), упражнения с большими усилиями (максимальное количество повторений не должно превышать 5-6раз), упражнения методом изометрических усилий ( динамические и статические упражнения с остановками и удержанием статических положений в каждом из них 5-6 с.), упражнения методом повторных усилий ( упражнения выполняемые до отказа, чтобы возможность повторений была не более 10-12 раз).
5.Урок атлетической гимнастики и методика проведения.
Типичными формами организации занимающихся атлетической гимнастикой являются: урок атлетической гимнастики, групповые занятия, индивидуальные уроки, круговая тренировка, игры, конкурсы и другие формы соперничества.
Урок атлетической гимнастики при сохранении общепринятой структуры (подготовительная, основная и заключительная части) может иметь различный характер: «комплексного типа» — с набором различных средств; «тренажерного типа» — с использованием различных устройств и тренажеров; «узкой направленности» — с акцентом на развитие отдельных мышечных групп или качеств.
Методика проведения основных частей урока атлетической гимнастики.
Подготовительная часть- разминка (6-10 мин.).
Рразновидности ходьбы (1,5-2 мин.), беговые упражнения с переходом на ходьбу (2-3 мин.), ОРУ без предметов и с предметами (скакалка, набивной мяч, гантели), игры, эстафеты, упражнения на растягивание, расслабления мышц и успокоение дыхания (5-6 мин.).
Основная часть (20-30 мин.)
Выполнение силовых упражнений по кругу. Они охватывают основные группы мышц и выполняются до значительного утомления с обязательными паузами для успокоения дыхания и измерения пульса.
Внимание : 1. При выполнении силовых упражнений, между подходами надо соблюдать паузу 60-180 сек. Во время паузы не сидеть и не лежать, медленно передвигаться, выполняя дыхательные упражнения и упражнения на растягивание и расслабление.
2. В каждом подходе упражнение повторяется в одном темпе, без пауз для отдыха.
3. Между упражнениями соблюдать паузы 2-3 мин.
4. Между кругами соблюдать активные паузы 3-5 мин.
5. После окончания круга проверить пульс и через 2-3 мин. Повторить проверку.
Заключительная часть (4-6 мин.)
По окончании основной части, для приведения организма в состояние, близкое донагрузочному, выполнить специальные упражнения: ходьба в медленном темпе или легкий бег с переходом на ходьбу в течение 30-60 с. Упражнение на расслабление и растягивание мышц, дыхательные упражнения (2-3 мин.).
Меры безопасности на уроке по атлетической гимнастике.
Соблюдать дисциплину и условий порядка при работе с силовыми снарядами.
Перед каждой силовой тренировкой следует проводить полноценную разминку.
Техника правильного дыхания должна входить в процесс обучения упражнения.
Силовые упражнения следует проводить при выпрямленном позвоночнике.
При появлении болей следует прекратить силовую тренировку.
Заниматься в спортивной одежде и твердой обуви.
Используемые силовые снаряды должны быть в безупречном состоянии.
Подход- выполнение упражнений без перерыва для отдыха.
Повтор- выполнение нескольких подходов одного и того же движения.
Серия- несколько повторов одного и того же упражнения или комплекса.
Комплекс- объединение нескольких различных упражнений или серий.
Круг- одноразовое выполнение комплекса упражнений на занятиях способом круговой тренировки.
Активная пауза- перерыв в тренировке для отдыха заполненный на 40-60% упражнениями на расслабление и растягивание мышц, принимавших участие в силовых упражнениях.