Что включает территория государства
Государственная территория
Государственная территория – различные пространства, в пределах которых конкретные государства, которым принадлежат эти территории, осуществляют суверенитет, верховенство и юрисдикцию. В состав государственной территории входит суша с ее недрами (сухопутная территория в пределах границ государства) и водная территория (внутренние воды и территориальное море государства). Воздушное пространство, проходящее по периметру границ государства, является его воздушной территорией. Недра, находящиеся под территорией государства принадлежат этому государству и могут разрабатываться им на технически доступных глубинах при соблюдении требований, связанных с необходимостью сохранения окружающей среды.
Сухопутное пространство государственной территории может состоять из отдельного земного массива, может быть разделено водным пространством (островные государства) либо территорией другого государства (территориальные анклавы). Вне зависимости от географического расположения все части государственной территории с точки зрения международного права составляют единую территорию государства, находящуюся под его суверенитетом.
К водной территории государства согласно Конвенции ООН по морскому праву 1982 г. относятся морские воды, расположенные в сторону от берега от прямых исходных линий, принятых для отсчета ширины территориального моря (включая воды государств-архипелагов), воды внутренних морей, морских портов, заливов, берега которых принадлежат одному государству, и, если их ширина не превышает 24 морских миль, воды исторических заливов, гаваней и бухт, озера, каналы, реки и воды территориального моря.
Воздушная территория государства включает в себя воздушные пространства над сухопутной территорией, внутренними водами и территориальным морем государства. Государство осуществляет суверенитет и в этих пространствах, устанавливая в законодательном порядке его правовой режим, в частности правила полетов.
Из закрепленного в международном праве принципа суверенного равенства государств вытекает право каждого государства в пределах собственной территории осуществлять территориальное верховенство, т. е. власть данного государства является высшей по отношению ко всем физическим и юридическим лицам, находящимся в пределах его территории. На территории государства исключается власть другого государства, что вся законодательная, исполнительная, административная и судебная власть государства распространяется как на его собственных, так и на иностранных физических и юридических лиц, за исключением случаев, когда иное предусмотрено в межгосударственных соглашениях.
Территориальное верховенство – невозможность в пределах конкретной территории одновременного существования другой власти. Любые попытки реализовать в пределах территории государства без его ясно выраженного согласия властных полномочий другого государства будут в соответствии с современным международным правом расценены как вмешательство во внутренние дела такого государства и посягательство на его суверенитет.
ТЕРРИТОРИЯ ГОСУДАРСТВА
Смотреть что такое «ТЕРРИТОРИЯ ГОСУДАРСТВА» в других словарях:
Территория государства — территория государственная (национальная) часть поверхности Земли, на которую распространяется власть данного государства … Терминологический словарь библиотекаря по социально-экономической тематике
ТЕРРИТОРИЯ ГОСУДАРСТВА — (лат. territorium область, территория, от terra земля, суша) часть суши (материковая и островная), водного (внутренние и территориальные воды) и воздушного пространства, а также приравненных к ним объектов, находящаяся под суверенитетом данного… … Политологический словарь-справочник
ТЕРРИТОРИЯ ГОСУДАРСТВА ВОЗДУШНАЯ — ВОЗДУШНАЯ ТЕРРИТОРИЯ ГОСУДАРСТВА … Юридическая энциклопедия
ТЕРРИТОРИЯ ГОСУДАРСТВА ВОЗДУШНАЯ — (см. ВОЗДУШНАЯ ТЕРРИТОРИЯ ГОСУДАРСТВА) … Энциклопедический словарь экономики и права
ВОЗДУШНАЯ ТЕРРИТОРИЯ ГОСУДАРСТВА — воздушное пространство, расположенное над сухопутной и водной территориями государства, включая территориальное море. В.т.г. находится под суверенитетом государства и входит в состав его территории. Боковой границей В.т.г. является вертикальная… … Юридическая энциклопедия
ВОЗДУШНАЯ ТЕРРИТОРИЯ ГОСУДАРСТВА — воздушное пространство, расположенное над сухопутной и водной территориями государства; находится под его суверенитетом и входит в состав территории государственной. Боковой границей В.т. г. является вертикальная плоскость, проходящая через… … Юридический словарь
Приграничная территория государства-участника СНГ — Приграничная территория часть территории административно территориальной единицы государства участника СНГ, административная граница которой совпадает с линией государственной границы государства участника СНГ. Перечень приграничных территорий,… … Официальная терминология
ВОЗДУШНАЯ ТЕРРИТОРИЯ ГОСУДАРСТВА — воздушное пространство, расположенное над сухопутной и водной территориями государства, включая территориальное море. В.т.г. находится под суверенитетом государства и входит в состав его территории. Боковой границей В.т.г является вертикальная… … Энциклопедический словарь экономики и права
воздушная территория государства — воздушное пространство, расположенное над сухопутной и водной территориями государства; находится под его суверенитетом и входит в состав территории государственной. Боковой границей В.т. г. является вертикальная плоскость, проходящая через… … Большой юридический словарь
Территория государства
Понятие территории государства
Территория понимается как пространственная сфера действия государственного суверенитета, сфера территориальной юрисдикции государства.
Такое понимание территории является традиционным для договорной практики. Представляет вместе с тем интерес следующее положение из доклада Комиссии международного права ООН: под территорией в данном случае понимаются «области, над которыми государство осуществляет суверенную власть». Вместе с тем отмечается, что термины «юрисдикция или контроль государства более часто используются в некоторых актах». Такое положение понятно, поскольку в международно-правовых актах важно обозначить не только территориальную сферу, но и иные области, находящиеся под юрисдикцией и контролем государства, например военные базы на территории других государств.
Территориальное верховенство государства
В Конституции России говорится, что суверенитет Российской Федерации «распространяется на всю ее территорию» (ч. 1 ст. 4).
Территориальное верховенство включает высшую власть (imperium) и суверенное владение (dominium). Последнее отлично от гражданского права собственности (также dominium). Оно состоит в праве распоряжаться государственной территорией и ее ресурсами, включая передачу той или иной части иностранному государству. Гражданское право собственности существует в рамках установленного государством закона. Приобретение права собственности на земельный участок не исключает его из государственной территории, даже если собственником становится иностранное государство.
Деятельность, осуществляемая в пределах государственной территории, в том числе и не запрещенная международным правом, не должна наносить ущерб другим государствам. Особое значение приобретает сегодня проблема трансграничного ущерба, под которым понимается ущерб, причиняемый другому государству действиями, совершенными на территории или в ином месте под юрисдикцией или контролем данного государства. Прежде всего это касается ущерба, причиняемого окружающей среде.
Территориальный принцип всегда имел решающее значение для определения сферы действия государственной власти. Большое практическое значение этот принцип имеет для права. «Конституция Российской Федерации и федеральные законы имеют верховенство на всей территории Российской Федерации» (ч. 2 ст. 4 Конституции РФ).
Территориальный принцип имеет и экстратерриториальный аспект. Власть государства распространяется на его граждан в международных пространствах, например в Антарктике. Морские, воздушные и космические корабли в международных пространствах рассматриваются как территория государства их флага.
Государственные границы
Поскольку граница определяет пределы не только поверхности, но также недр воздушного пространства, то фактически она напоминает нечто подобное воронке, обращенной узким концом к центру Земли. Внутри этой воронки находится опрокинутый конус государственной территории.
Значение границ прежде всего тем и обусловлено, что они определяют пределы территории. Юридическое оформление границы является одновременно и закреплением права на расположенную за ней территорию. Границы определяют пределы территориальной юрисдикции.
Линия прохождения границы и ее режим закрепляются договорами пограничных государств. Известны также случаи, когда традиционная граница признается без договорного оформления, опирается на сложившиеся нормы обычного права. В спорах по поводу традиционных границ международные судебные органы, как правило, выносят решения, подтверждающие такие границы. Протест государства может предотвратить признание фактической границы традиционной.
Закон РФ «О Государственной границе Российской Федерации» исходит из необходимости договорного закрепления границ. При этом Российская Федерация руководствуется принципами обеспечения безопасности собственной и международной, взаимовыгодного сотрудничества с иностранными государствами, взаимного уважения суверенитета, территориальной целостности государств и нерушимости государственных границ, мирного разрешения пограничных вопросов (ст. 2). Закон подчеркивает, что законодательство о границе основывается на международных договорах. Более правильно было бы указать в качестве основания на международное право в целом. Целый ряд статей Закона воспроизводит нормы общего международного права.
Детально позиция России в отношении границ раскрывается в Основах пограничной политики РФ, утвержденных Президентом РФ 5 октября 1996 г. и представляющих собой систему официально принятых взглядов. Основы соответствуют международному праву, в частности подтверждают принцип нерушимости границ. Оформление границы «осуществляется на основе универсальных принципов международного права». В соответствии с международным правом решается вопрос о границе с новыми независимыми государствами, образовавшимися на территории СССР. Она «совпадает с прежними границами административно-территориального деления СССР».
Типы границ
Принято различать сухопутные, водные и воздушные границы, а также границы недр. Последние два вида границ производны от двух первых, которым и посвящены основные правила их установления.
Сухопутные границы предпочитают проводить по характерным точкам, линиям рельефа или ясно видимым ориентирам. Ими могут быть реки, горы и т.п. Такие границы ясно различимы и вызывают меньше недоразумений. Их именуют естественными границами. Это название не имеет ничего общего с весьма распространенной в прошлом концепцией естественных границ, сторонники которой считали, что границы должны проходить по естественным рубежам, созданным самой природой. Если государство не имеет таких границ, то оно может их добиваться, в том числе с помощью силы.
Во многих случаях границы приходится проводить между условными точками без естественных ориентиров. При этом должны учитываться интересы местного населения.
Известны также так называемые географические границы, совпадающие с меридианами и параллелями географической сетки. Такими являются границы арктического сектора России. Широко применялись такие границы при разграничении колониальных владений в Африке. Будучи проведенными без учета местных условий, они разделяли племена, резали естественные и хозяйственные комплексы. От отрицательных последствий подобного разграничения страны Африки страдают до сих пор. Немало конфликтов из-за колониального подхода к границам существует в современной Латинской Америке.
После создания водохранилища или иного искусственного водоема граница остается на том же месте, где она проходила до затопления. Она лишь превращается из сухопутной в водную. По мостам и плотинам граница проходит в центре этих сооружений независимо от линии водной границы.
Морские границы совпадают с внешними границами территориальных вод. В соответствии с международным правом Россия установила 12-мильную ширину этих вод.
Порядок обустройства и охраны границ
Линия прохождения границы детально описывается в договоре и наносится на карту. Эта стадия называется делимитацией. После этого граница определяется на местности, устанавливаются пограничные знаки, составляются соответствующие документы. Это стадия демаркации границы. Практике государств известна также редемаркация, под которой понимается восстановление или обновление ранее установленной границы.
Если редемаркация ограничивается восстановлением границы, то она обычно проходит гладко. Но порой редемаркация связана с обменом участками, передачей их другой стороне, с приведением границы в соответствие с общими нормами международного права. В таких случаях могут возникнуть трудности. В качестве примера можно указать на историю договора Российской Федерации с КНР 1994 г. о линии границы на ее западном участке, который не нашел понимания у Государственной Думы.
Серьезные проблемы, связанные с границами, возникли после распада СССР. При определении границ между государствами, образовавшимися в результате ликвидации государства-предшественника, бывшие административные границы превращаются в государственные. У новых государств нет материальных возможностей обустроить границы друг с другом.
Международные реки
Реки, разделяющие территории государств, называются пограничными. Существует общее понятие пограничных вод. Под ними понимаются участки рек и других водоемов, по которым проходит граница, а также воды в местах, где их пересекает граница.
Наиболее значительна роль международного права в определении статуса собственно международных рек. Первым прецедентом в этом плане явился Заключительный акт Венского конгресса 1815 г., содержавший принцип свободы судоходства по международным рекам Европы. Одновременно была признана юрисдикция прибрежных государств над соответствующими участками рек. Решающая роль в определении режима международных рек принадлежала крупным державам, в том числе и неприбрежным.
Крупные державы в 1885 г. установили свободу торгового судоходства по рекам Конго и Нигер. После Первой мировой войны мирные договоры установили свободу судоходства по таким европейским рекам, как Одер (Одра), Неман, Висла и др. В 1921 г. Конвенцию о режиме Дуная разработали и подписали помимо придунайских государств Франция, Великобритания, Италия, Бельгия, Греция. Непридунайские державы вошли и в состав международных дунайских комиссий.
Основы современного режима международных рек были заложены на Белградской конференции по Дунаю 1948 г. Решающую роль в этом сыграл СССР. Кроме придунайских государств в конференции приняли участие Великобритания, Франция и США, которые, однако, отказались подписать разработанную Конвенцию. Конвенция установила свободу невоенного судоходства для всех стран, включая свободу захода в порты. В органы управления Дунаем вошли представители лишь придунайских государств.
Подписанный в штаб-квартире Дунайской комиссии (Будапешт) в 1998 г. Протокол подтвердил полноправное участие в Конвенции 1948 г. всех ее сторон, включая Россию (несмотря на произошедшие территориальные перемены).
Режим трансграничных и пограничных рек определяется по взаимному соглашению прибрежных государств.
Если в прошлом режим международных рек касался только судоходства, то сегодня растущее значение приобретает регулирование использования рек в хозяйственных целях: для получения электроэнергии, для обеспечения нужд промышленности и сельского хозяйства. Здесь действует общий принцип: любые способы использования не должны наносить ущерба законным интересам других прибрежных государств. Более того, прибрежные государства совместно и каждое в отдельности должны принимать меры, необходимые для сохранения реки.
Конкретно эти вопросы решаются в двусторонних соглашениях граничащих государств. Такого рода соглашения были заключены СССР и в порядке правопреемств перешли к образовавшимся на его территории государствам.
В качестве примера можно привести Соглашение с Румынией о сотрудничестве в области водного хозяйства на пограничных реках 1986 г. Соглашение подтверждает право каждой из сторон самостоятельно осуществлять хозяйственные мероприятия на пограничных водах на территории своего государства. Вместе с тем стороны обязались не предпринимать односторонних действий на пограничных водах и их притоках по возведению гидротехнических сооружений или иных действий, способных причинить ущерб другой стороне. Каждая сторона будет использовать не более половины согласованной величины водных ресурсов. Стороны обязаны предпринимать меры по предотвращению загрязнения пограничных вод, а также по предотвращению изменения русла пограничных вод.
Территория государства
Территория государства состоит из:
* сухопутной территории (материковая часть, острова, анклавы);
водной территории (внутренние воды и территориальное море шириной 12 миль).К внутренним водам относятся:
воды заливов, бухт, лиманов и проливов, исторически принадлежавших определённому государству;
воды рек, озер и иных водоемов, берега которых принадлежат определённому государству.земные недра, находящиеся под сухопутной, водной территорией, а также недра континентального шельфа. Глубина недр не ограничена и теоретически распространяется до центра Земли.
* воздушная территория над сушей и водами государства. Высотный предел воздушной территории не установлен. Высотный предел воздушного пространства, находящегося под государственным суверенитетом, отграничивает его от космического пространства, подчиненного международному режиму.
объекты, условно приравненные к территории государства (морские и воздушные суда, космические корабли, официальные резиденции дипломатических представительств в других странах).Территория одного государства отделяется от территории другого государства государственными границами, которые определяют пределы государственной территории и распространения территориального верховенства.
Существуют и специальные понятия территории, например, таможенная территория. В принципе она совпадает с территорией государства, однако с некоторыми исключениями, например в неё не входят свободные таможенные зоны и свободные склады в портах. Процедура установления границ включает:
* делимитацию — установление линии государственной границы по крупномасштабной карте;
демаркацию — установление линии государственной границы на местности.Территория государства и его границы могут быть изменены на основании:
* плебисцита — голосования населения спорной территории о её государственной принадлежности;
* цессии — соглашения государств о территориальных уступках на компенсационной основе;
* отторжение территории — территориальные изменения, направленные на исключение возможности противоправных действий с них.
Территория и другие пространства
Территория в международном праве: понятие, объекты регулирования, виды территорий
Под территорией (в широком смысле) в международном праве понимаются различные пространства земного шара с его сухопутной и водной поверхностью, недрами и воздушными пространствами, а также космическое пространство и находящиеся в нем небесные тела. Вся территория подразделяется на три типа:
Государственной территорией является такая территория, которая находится под суверенитетом определенного государства, т. е. принадлежит определенному государству, осуществляющему в ее пределах свое территориальное верховенство. Некоторые временные исключения возможны в случаях военной оккупации и международно-правовой аренды территории.
К территориям с международным режимом относятся лежащие за пределами государственной территории земные пространства, которые не принадлежат кому-либо в отдельности, а находятся в общем пользовании всех государств в соответствии с международным правом. Это прежде всего открытое море, воздушное пространство над ним и глубоководное морское дно за пределами континентального шельфа.
Особый международно-правовой режим установлен в Антарктике по Договору 1959 г. Согласно этому договору Антарктика полностью демилитаризована и открыта для научных исследований всех стран. Ни одна часть Антарктики не находится под суверенитетом какого-либо государства, но в то же время территориальные притязания государств в Антарктике сохраняются.
Космическое пространство находится за пределами земных территорий, и его правовой режим определяется принципами и нормами международного космического права, в частности Договором о принципах деятельности государств по исследованию и использованию космического пространства, включая Луну и другие небесные тела, от 27 января 1967 г. Оно не подлежит национальному присвоению каким бы то ни было образом и открыто для исследования и использования всеми государствами на основе равенства.
Государственная территория: понятие и виды
Сухопутной территорией государства является вся суша в пределах его границ. Водную территорию государства составляют внутренние (национальные) воды и территориальное море. Различие этих двух водных пространств обусловлено режимами плавания иностранных гражданских судов и военных кораблей и связанными с этим вопросами. К внутренним водам согласно Конвенции ООН по морскому праву 1982 г. относятся:
Внутренними водами являются также воды рек, озер и иных водоемов в пределах границ одного государства. Территориальным морем является полоса прибрежных морских вод, ширина которой согласно Конвенции 1982 г. не должна превышать 12 морских миль.
В состав территории государства также входят находящиеся под его сухопутной и водной поверхностями недра без каких-либо ограничений по глубине. Воздушную территорию государства составляет воздушное пространство, находящееся в пределах его сухопутных и водных границ.
Согласно международному праву юрисдикция государства распространяется на лица, сооружения, установки и транспортные средства, находящиеся в морских водах за пределами его территориального моря и, следовательно, вне пределов его территории. Государство осуществляет исключительную юрисдикцию над своими военными кораблями в открытом море, над своими воздушными судами, находящимися вне пределов территории иностранного государства, а в некоторых случаях и на иностранной территории, над запущенными им в космическое пространство объектами и их экипажами.
Государственная территория представляет собой не только пространство, в котором осуществляется верховная власть данного государства, но также и природную среду с ее компонентами: сушей и водами, воздушным пространством и недрами. Эта среда включает в себя и природные ресурсы, которые используются в промышленности и сельском хозяйстве, в обычной повседневной человеческой деятельности. Все это составляет материальное содержание государственной территории и с точки зрения международного права принадлежит тому государству, в пределах границ которого находится. Согласно современному международному праву никто не вправе насильственно лишать государство принадлежащей ему территории и соответственно природных ресурсов. Об этом свидетельствуют принципы неприкосновенности и целостности государственной территории, неприкосновенности и нерушимости государственных границ.
Государственные границы: определение, виды, порядок установления, изменения и охраны
Государственной границей считаются линия и проходящая по этой линии вертикальная плоскость, отделяющие государственную территорию от территории, на которую суверенитет государства не распространяется. Различают сухопутные, водные и воздушные границы государственной территории. Сухопутные границы устанавливаются на основе договоров между сопредельными государствами и согласно этим договорам отмечаются на местности. Существует три типа сухопутных границ:
Водные границы делятся на: речные, озерные, границы других водоемов, морские.
Границы, как правило, устанавливаются договорами (договорные границы). Существуют и «исторически сложившиеся границы», признанные сопредельными государствами в результате длительного их соблюдения.
Существуют следующие основания изменения государственной границы:
Государственная граница устанавливается путем:
В целях обеспечения неприкосновенности и нерушимости границ, их охраны внутренним законодательством и международными договорами сопредельных государств устанавливается специальный пограничный режим, который предусматривает:
Международные реки. Конвенция о режиме судоходства на Дунае от 18 августа 1948 г.
Вопросы судоходства по международным рекам оговорены в: