Что включает папка классного руководителя
Школьное методическое объединение классных руководителей
Положение о ШМО
Папка классного руководителя
Моделирование воспитательной системы класса в связи с переходом на ФГОС ООО
Для воспитания детей нужен не великий ум,
В условиях внедрения стандартов второго поколения особое место отводится роли и функциям классного руководителя. Деятельность классного руководителя непосредственно влияет на заключение лежащего в основе реализации стандарта общественного договора, обеспечивая новый тип взаимоотношений между личностью, семьей и образовательным учреждением, представляющим интересы общества и государства. Этот тип взаимоотношений основан на принципе взаимного согласия обозначенных сторон – субъектов образовательного процесса, что с необходимостью подразумевает принятие сторонами взаимных обязательств. Классный руководитель становится активным участником заключения взаимной договоренности между школой и родителями по удовлетворению потребностей, интересов и требований каждой из сторон, закрепляя за стандартом характер конвенциональной нормы.
В условиях реализации новых образовательных стандартов классному руководителю отведена роль сопровождающего и поддерживающего ребенка в образовательном процессе. Его деятельность должна способствовать формированию инновационного поведения учащихся, создавать условия для проявления инновационной активности детей.
Актуальной становится социальная деятельность классного руководителя, направленная на формирование гражданской идентичности с целью консолидации общества, снижение рисков социально-психологической напряженности в детском коллективе.
Классный руководитель – именно это амплуа педагога приобретает новое наполнение. Конечно, не надо забывать о том, что и до внедрения новых образовательных стандартов деятельность классного руководителя была очень значимой для воспитания школьников.
Разница в том, что сейчас делаются акценты не только на направлениях деятельности классного руководителя, но и на качествах его личности: для обеспечения достижения заявленных результатов воспитания личности педагог должен быть психологом, исследователем, обладать обширным диагностическим инструментарием, активно заниматься поисковой, научно-методической деятельностью, искать (или изобретать!) новые, инновационные формы работы с тем коллективом, который ему доверен.
Деятельность классного руководителя в условиях реализации ФГОС второго поколения — целенаправленный, системный, планируемый процесс, строящийся на основе Устава ОУ и иных локальных актов, анализа предыдущей деятельности, позитивных и негативных тенденций общественной жизни, на основе личностно ориентированного подхода к обучающимся с учетом актуальных задач, стоящих перед педагогическим коллективом
Цель деятельности классного руководителя по ФГОС:
создание условий для саморазвития и самореализации личности обучающегося, его успешной социализации в обществе.
Задачи деятельности классного руководителя по ФГОС:
• формирование здорового образа жизни;
• формирование и развитие коллектива класса;
• создание благоприятных психолого-педагогических условий для развития личности, самоутверждения каждого обучающегося, сохранения неповторимости и раскрытия его потенциальных способностей;
• организация системы отношений через разнообразные формы воспитывающей деятельности коллектива класса;
• защита прав и интересов обучающихся;
• организация системной работы с обучающимися в классе;
• гуманизация отношений между обучающимися, между обучающимися и педагогическими работниками;
• формирование у обучающихся нравственных смыслов и духовных ориентиров;
• организация социально значимой, творческой деятельност и
В школе основными функциями, выполняемыми классным руководителем основной ступени, являются: организация воспитательного процесса в классе, внеурочной деятельности в соответствии с ФГОС ООО, руководство и контроль за развитием этого процесса; содействие созданию благоприятных условий для индивидуального развития и нравственного формирования личности обучающихся в классе, отвечающие ФГОС ООО. Все сказанное выше эти функции как раз и объединяют.
Принципы воспитательной деятельности классного руководителя:
— ориентация на результат (не только знания, но опыт личностного развития, социального, познавательного, коммуникативного развития);
Личностно развивающая деятельность должна быть наполнена воспитывающим содержанием. Для того, чтобы воспитывающая деятельность была результативной важны следующие факторы:
1) личность педагога,
2) удовлетворенность профессией,
3) создание детско-взрослых общностей.
Важно стать интересным для ученика своими увлечениями, знаниями, характером. Лучше всего об этом сказал В.А. Караковский: «Дети не всегда тянутся к знаниям, но всегда тянутся к личности. Самое плохое, когда учитель «пирожок ни с чем».
Классный руководитель сопровождает внеурочную деятельность обучающихся в классе.
В Федеральном стандарте предлагается организовывать внеурочную деятельность по пяти направлениям развития личности детей (общекультурное, общеинтеллектуальное, социальное, духовно-нравственное и спортивно-оздоровительное).
Виды внеурочной деятельности:
1) игровая деятельность;
2) познавательная деятельность;
3) проблемно-ценностное общение;
4) досугово-развлекательная деятельность (досуговое общение);
5) художественное творчество;
6) социальное творчество (социально преобразующая добровольческая деятельность);
7) трудовая деятельность;
8) спортивно-оздоровительную деятельность;
9) туристско-краеведческая деятельность.
Формы организации внеурочной деятельности: экскурсии, кружки, секции, круглые столы, конференции, диспуты, школьные научные общества, олимпиады, соревнования, поисковые и научные исследования, общественно полезные практики.
Три типа форм внеурочной деятельности согласно уровням результатов, полученных при их использовании:
1) формы, содействующие приобретению социальных знаний;
2) формы, способствующие формированию ценностного отношения к социальной реальности;
3) формы, содействующие получению опыта самостоятельного общественного действия.
Деятельность классного руководителя в реализации направлений внеурочной деятельности: ведение кружковой работы, проектная деятельность учащихся.
Как видим, содержание деятельности классного руководителя в условиях реализации ФГОС усложняется, наполняется новыми формами работы с учащимися.
Оценка результативности воспитательной деятельности классного руководителя осуществляется согласно критериям мониторинга неперсонифицированного оценивания (культурный уровень учащихся, создание благоприятного психологического климата, взаимодействие с родительской общественностью).
Организация внеурочной деятельности, как неотъемлемая часть образовательного процесса, должна координироваться классным руководителем, учитывать индивидуальные интересы и потребности обучаемых и их родителей, предоставлять возможность выбора, охватывать весь контингент воспитанников.
Организация внеурочной деятельности, как неотъемлемая часть образовательного процесса, должна координироваться классным руководителем, учитывать индивидуальные интересы и потребности обучаемых и их родителей, предоставлять возможность выбора, охватывать весь контингент воспитанников.
Для успешного решения вопросов обучения, воспитания и развития личности ребенка необходимы активное взаимодействие всех участников образовательного процесса, дифференциация, интеграция и координация педагогического труда в едином образовательном пространстве и социокультурной среде.
Основными документами, регламентирующими организацию внеурочной деятельности являются:
Приказ Минобрнауки РФ от 06 октября 2009 г. N 373 в редакции приказов от 26 ноября 2010 г. №1241, от 22 сентября 2011 года № 2357
«Об утверждении и введении в действие ФГОС начального общего образования»
Приказ Минобрнауки РФ от 17 декабря 2010 г. № 1897 «Об утверждении и введении в действие ФГОС основного общего образования»
Приказ Минобрнауки РФ от 17 мая 2012 г. № 413 «Об утверждении и введении в действие ФГОС среднего (полного) общего образования»
Федеральный закон РФ №273 – ФЗ от 29.12.2012 г. «Об образовании в Российской Федерации»
Концепция духовно – нравственного развития и воспитания личности гражданина России
Письмо Министерства образования и науки РФ от 12 мая 2011 г. № 03-296 «Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования»
Региональные документы, регламентирующие деятельность ОУ на уровне города, области
Основным практическим результатом деятельности классного руководителя является создание и успешная работа воспитательной системы в классе.
Любая воспитательная система проходит 4 этапа развития:
II этап – становление системы (6-7класс)
III этап – стабильное функционирование системы (8 класс)
Цель последнего этапа : Формирование адекватных и целостных представлений о реальном состоянии воспитательной системы, объективное оценивание процесса и результатов четырёхлетней воспитательной деятельности
В условиях внедрения Федеральных государственных стандартов,
возникает необходимость моделировать такую воспитательную систему, которая смогла бы реализовать новую цель образования, а именно, «воспитание, социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина России, способного к творческой инновационной деятельности».
Идеологической и методологической основой Федерального государственного образовательного стандарта является «Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России», определившая систему базовых национальных ценностей; современный национальный воспитательный идеал; цель и задачи духовно-нравственного развития и воспитания школьников в единстве урочной и внеурочной деятельности.
«Портрет выпускника начальной школы»
Из ФГОС НОО (Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от « 6 » октября2009 г. № 373 )
«Портрет выпускника основной школы»
Из ФГОС ООО Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от «17» декабря 2010 г. № 1897
«Портрет выпускника школы»
— любящий свой народ, свой край и свою Родину;
— уважающий и принимающий ценности семьи и общества;
— любознательный, активно и заинтересованно познающий мир;
— владеющий основами умения учиться, способный к организации собственной деятельности;
— готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьей и обществом;
— доброжелательный, умеющий слушать и слышать собеседника, обосновывать свою позицию, высказывать свое мнение;
— выполняющий правила здорового и безопасного для себя и окружающих образа жизни.
— любящий свой край и своё Отечество, знающий русский и родной язык, уважающий свой народ, его культуру и духовные традиции;
— осознающий и принимающий ценности человеческой жизни, семьи, гражданского общества, многонационального российского народа, человечества;
— активно и заинтересованно познающий мир, осознающий ценность труда, науки и творчества;
— умеющий учиться, осознающий важность образования и самообразования для жизни и деятельности, способный применять полученные знания на практике;
— социально активный, уважающий закон и правопорядок, соизмеряющий свои поступки с нравственными ценностями, осознающий свои обязанности перед семьёй, обществом, Отечеством;
— уважающий других людей, умеющий вести конструктивный диалог, достигать взаимопонимания, сотрудничать для достижения общих результатов;
— осознанно выполняющий правила здорового иэкологически целесообразного образа жизни, безопасного для человека и окружающей его среды;
— ориентирующийся в мире профессий, понимающий значение профессиональной деятельности для человека в интересах устойчивого развития общества и природы.
— любящий свой край и свою Родину, уважающий свой народ, его культуру и духовные традиции;
— осознающий и принимающий традиционные ценности семьи, российского гражданского общества, многонационального российского народа, человечества, осознающий свою сопричастность к судьбе Отечества;
— креативный и критически мыслящий, активно и целенаправленно познающий мир, осознающий ценность науки, труда и творчества для человека и общества, мотивированный на образование и самообразование в течение всей своей жизни;
— владеющий основами научных методов познания окружающего мира, мотивированный на творчество и современную инновационную деятельность;
— готовый к учебному сотрудничеству, способный осуществлять учебно-исследовательскую, проектную и информационную деятельность;
— осознающий себя личностью, социально активный, уважающий закон и правопорядок, выполняющий свои обязанности перед семьёй, обществом, государством, человечеством;
— уважающий мнение других людей, умеющий вести конструктивный диалог, достигать взаимопонимания и успешно взаимодействовать;
— осознанно выполняющий и пропагандирующий правила здорового и экологически целесообразного образа жизни, безопасного для самого человека и других людей;
— подготовленный к осознанному выбору профессии, понимающий значение профессиональной деятельности для человека и общества, его устойчивого развития.
Согласно «Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России» «результаты общего образования должны быть прямо связаны с направлениями личностного развития и представлены в деятельностной форме».
Конечно, существуют результаты, проверить которые в ходе итоговой аттестации представляется достаточно сложным. Например, оценить ценностные ориентации выпускника, его социальные чувства (гражданственность, патриотизм, толерантность, гуманизм), индивидуальные личностные достижения.
Примерный план описания воспитательной системы класса
Классный руководитель-фамилия, имя, отчество, образование, пед.стаж, продолжительность работы с данным классом, наличие званий и наград, увлечения, интересы.
Цель воспитательной системы:
• Кто участвовал в ее выдвижении
• Интересы и потребности учащихся и родителей
• Соответствие поставленной цели выдвинуты школой задачам воспитания
• Принципы построения воспитательной системы
4. Коллектив класса и особенности его развития
5. Родители учащихся, их активность и включенность в жизнедеятельность класса
6. Воспитательный процесс, содержание и способы построения деятельности, общения и отношений в классе:
• Приоритетный вид деятельности
• Другие виды деятельности
• Взаимосвязь учебно-познавательной и внеурочной деятельности (в каких формах проявляется)
• Отношения в коллективе, наличие лидеров, наличие органов самоуправления, комфортность и защищенность ребенка в коллективе
• Стиль, формы и способы работы классного руководителя, «изюминки» во взаимодействии педагога с детьми и их родителями, владение различными методиками диагностики и умение проанализировать свою работу.
Информация для классных руководителей «Что должно быть в папке классного руководителя»
«Управление общеобразовательной организацией:
новые тенденции и современные технологии»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Что должно быть в папке классного руководителя.
1. Нормативные основы. Обязанности классного руководителя. (Положения и инструкции кл. рук.)
2. Основания для определения целей и задач воспитательной работы с классом
3.1 Психолого-педагогическая характеристика класса
3.2. Анализ воспитательной работы за предыдущий год
3.4. Цель и задачи воспитательной работы классного руководителя.
3. Данные об учащихся
2. 1. Список учащихся класса с адресами и телефонами
2.2. Сведения о здоровье учащихся. Сведения о питании.
2.4. Учёт общественных поручений, участие в мероприятиях (актив класса)
4. Годовой план работы по направлениям
4.1. Пояснительная записка
4.2. Циклограмма мероприятий по обеспечению жизни и здоровья учащихся
4.3. Циклограмма мероприятий по воспитанию патриотических чувств, формирования опыта гражданско-правового поведения, развития социальной компетентности учащихся
4.4. Циклограмма кл. рук.
5. Оперативное планирование.
5.1.План-сетка воспитательной работы классного руководителя (по месяцам и направлениям)
5.2. Расписание уроков класса и классного руководителя.
6. Организация деятельности.
6.1. Сведения об участии учеников в дежурстве по классу, генеральных уборках.
6.2. Учет успеваемости и посещаемости
6.3. Анализ проводимых мероприятий. Сведения об участии школьников в классных и школьных мероприятиях.
7. Отчетные и аналитические материалы
7.1. Работа с детьми «группы риска»
7.2. Отчет о проделанной воспитательной работе (каждый месяц)
8. Работа с родителями
8.1.Список членов родительского комитета
8.2. Тематика родительских собраний.
8.3. Листок учета посещений родительских собраний
8.4. Протоколы родительских собраний
9. Диагностические исследования. (результаты проведения)
9.1. Анкеты, тесты уч – ся
9.2. Анкеты, тесты родителей
10.1. Разработки мероприятий
10.2. Анкеты уч – ся и родителей
ОТЧЕТ Ы КЛАССНЫХ РУКОВОДИТЕЛЕЙ:
ПОСЕЩАЕМОСТЬ УЧАЩИХСЯ (ЕЖЕДНЕВНО)
Планы воспитательной работы (1 раз в год) – 2 экземпляра. В начале года.
Анализ ВР класса (конец года), храниться в папке классного руководителя.
Отчет + фотоотчет о проведении мероприятия в классе. (по мере проведения)
Журнал бесед и классных часов сдавать на проверку в конце каждой четверти.
Характеристика на учащегося (по мере необходимости).
Отчет классного руководителя по профилактике безнадзорности и неуспеваемости в курируемом классе (в конце каждой четверти).*
Отчёт классного руководителя по итогам контроля (дети ВШУ, опека, дети, требующие особого контроля, дети из неблагополучных семей)(в конце каждой четверти)*
Информационная справка об учащемся (дети ВШУ, опека, дети, требующие особого контроля, дети из неблагополучных семей) (в конце каждой четверти).*
Акты обследования бытовых условий проживания учащихся (дети ВШУ, опека, дети, требующие особого контроля, дети из неблагополучных семей). (1 раз в год)*
Мониторинг деятельности классного руководителя по воспитательной работе (по мере необходимости)
*отчеты сдавать социальному педагогу
Направления в плане – сетке
Духовно – нравственное воспитание.
Профилактическая работа по охране здоровья детей. ( Профилактика детского дорожно-транспортного травматизма)
Познавательная деятельность уч-ся
Творческая деятельность уч-ся
Работа с родителями
СВЕДЕНИЯ ОБ УЧАЩИХСЯ
СВЕДЕНИЯ О ЗАНЯТОСТИ УЧАЩИХСЯ ВО ВНЕУРОЧНОЕ ВРЕМЯ
ЦИКЛОГРАММА КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ
Встреча с учителями предметниками, замдиректора по УВР
Контроль поведения учащихся в школе
Индивидуальная работа с родителями и детьми.
Внеклассные мероприятия по планам предметных недель
Ведение классного журнала
Работа с активом класса
Работа с медсестрой
Посещение уроков своего класса
Консультации с психологом
Работа с родительским комитетом
Беседы по ТБ, ПДД, ОБЖ
Организация генеральной уборки класса
Оформление журнала по итогам четверти
Организация мероприятий совместно с родителями
Составление и осуществление плана работы на каникулы
Подведение итогов четверти
Проверка личных дел
Сентябрь: День Знаний, День Здоровья,
Октябрь: оформление личных дел
Ноябрь: классные вечера, экскурсии
Декабрь: новогодние праздники
Январь: организация каникулярного времени
Февраль: День защитника Отечества
Март: 8 марта, месячник «Антинаркомания»,
Май: Международный день «Телефон доверия»,
Июнь: сдача классных журналов, ремонт учебных кабинетов, сдача учебников
Август: составление воспитательного плана на год, получение учебников
СВЕДЕНИЯ ОБ УЧАЩИХСЯ
СВЕДЕНИЯ О ЗАНЯТОСТИ УЧАЩИХСЯ ВО ВНЕУРОЧНОЕ ВРЕМЯ
СВЕДЕНИЯ ОБ УЧАСТИИ УЧЕНИКОВ В ДЕЛАХ КЛАССА И ШКОЛЫ
Контроль внешнего вида
Участие в заседаниях Совета школы
УЧЕБНЫЙ СЕКТОР ______________________________________________________________________________
Проверка дневников и учебников
Участие в организации и проведении тематических вечеров, выставок, конкурсов по предметам
ТРУДОВОЙ СЕКТОР ____________________________________________________________________________
Составление графика дежурства по кабинету
Организация и контроль уборки кабинета
Организация и контроль генеральной уборки и уборки территории у школы
КУЛЬТМАССОВЫЙ СЕКТОР ________________________________ ______________________________________
Организация участия класса в проведении различных школьных мероприятий
Проведение классных мероприятий
СПОРТИВНЫЙ СЕКТОР ___________________________________________________________________________
Подготовка и организация походов
Организация соревнований по различным видам спорта
Участие в организации и проведении общешкольных спортивных мероприятий
РЕДКОЛЛЕГИЯ КЛАССА _________________________________________________________________________
Подбор материалов для газеты
Оформление классного уголка
Организация участия в общешкольных художественных конкурсах
Фамилия, имя учащегося
2. Ослабленное зрение
РАБОТА С ДЕТЬМИ «ГРУППЫ РИСКА»
Дата рождения ____________________________________________________
Домашний адрес __________________________________________________
ПЛАН РАБОТЫ РОДИТЕЛЬСКОГО КОМИТЕТА НА 2017-2018 УЧЕБНЫЙ ГОД
Члены 1. _____________________________________
ТЕМАТИКА РОДИТЕЛЬСКИХ СОБРАНИЙ
ПРОТОКОЛ РОДИТЕЛЬСКОГО СОБРАНИЯ
Дата проведения собрания __________________________
Присутствовало ________ родителей
Повестка дня ____________________________________________________ ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Проблемы _______________________________________________________ ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Предложения ____________________________________________________ ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Итоги голосования по предложениям:
Примечания ________________________________________________________________ ________________________________________________________________
Классный руководитель _____________________
Обязанности кл. рук.
Работа с опаздывающими и выяснение причин отсутствия учащихся.
Организация питания учащихся.
Организация дежурства в классном кабинете.
Индивидуальная работа с учащимися.
Проверка дневников учащихся.
Проведение мероприятий в классе (по плану).
Работа с родителями (по ситуации).
Работа с учителями-предметниками (по ситуации).
Посещение уроков в своем классе.
Консультации у школьного психолога.
Сбор денег на питание
Встреча с родительским активом.
Оформление классного журнала по итогам четверти.
Семинар (учеба) классных руководителей.
Анализ выполнения плана работы за четверть, коррекция плана воспитательной