Что включает механизм рыночного регулирования экономики
Раздел 1. Общие основы экономического развития
Цель данной темы – выяснить законы рыночной экономики, сущность и функции рынка.
Оглавление
1.6.1. Экономические законы рыночной экономики
Рыночная экономика, как уже было отмечено ранее, – это сложная специфическая система экономических связей в обществе по поводу производства, распределения, обмена и потребления благ и услуг в мире ограниченных ресурсов, имеющая в качестве своих основ частную собственность, мотив прибыльности и спонтанно функционирующая в результате действия объективных экономических законов.
Важнейшую роль в рыночной экономике играет закон стоимости. Его суть заключена в том, что в основе цены лежит стоимость, которая определяется общественно-необходимыми затратами. При этом механизм действия данного закона – постоянное отклонение цен от стоимости. В результате закон стоимости выполняет три важнейшие функции в экономике: 1) распределение капитала между отраcлями и видами производства; 2) стимулирование роста производительности труда, применения более совершенных технологий; 3) дифференциацию товаропроизводителей.
Закон стоимости выражает самые глубинные связи и зависимости в рыночной экономике. Конкретизируется он через целую группу экономических законов: закон спроса, закон связи спроса с ценами на другие товары, закон предложения, закон взаимной связи спроса и предложения и др.
Особую группу составляют законы денежного обращения. Важнейший из них – закон количества денег, необходимых для обращения:
где: М – количество необходимых для обращения денег;
PQ – сумма цен проданных товаров;
v – скорость оборота денежной единицы.
И, наконец, в рыночной экономике действуют общие экономические законы: закон роста производительности общественного труда, возрастания потребностей, закон экономии времени и др.
Все экономические законы взаимосвязаны и взаимозависимы и в этом своем взаимодействии образуют механизм функционирования экономики. Рыночный механизм представляет собой систему взаимосвязей, обеспечивающую равновесие цен, баланс произведенных и требуемых количеств продукции через движение спроса и предложения. Это механизм приспособления предложения к спросу, т. е. решения трех основных проблем экономики: ЧТО, КАК и ДЛЯ КОГО производить.
1.6.2. Преимущества и негативные стороны рыночной экономики
Преимущества рыночной экономики заключены в следующем (см. рис. 1).
Однако рыночная экономика имеет и негативные стороны (рис. 2). К числу важнейших из них относятся следующие.
Отсюда возникает социальная напряженность в обществе, возможность социальных конфликтов. Негативные стороны рыночной экономики порождают стремление создать регулируемую и социально-ориентированную рыночную экономику. Важнейшую роль при этом должно играть государство.
Регулируемая рыночная экономика характеризуется сочетанием рыночных (товарно-денежных) и плановых рычагов хозяйствования (см. рис. 3).
Сравнительная характеристика стихийного
и регулируемого капиталистического рынка
Источник: Бор М. З. История мировой экономики. – М.: Изд. «Дело и Сервис», 1998. – С. 87.
1.6.3. Рынок, его функции, структура, рыночные индикаторы
Рынок – это неотъемлемая важнейшая часть, «сердце» рыночной экономики. Если в командно-административной системе сигналы идут от государства, то в рыночной экономики – от рынка (см. рис. 4).
В условиях рыночной экономики рынок выполняет ряд следующих важнейших функций (см. рис. 5).
Схему функционирования рынка характеризует модель замкнутого потока деловой активности (см. рис. 6).
Субъекты рынка: домохозяйства и фирмы (основаны на частной собственности) и государство (государственная собственность).
Домохозяйство – «householder» – это экономическая единица в составе одного или нескольких лиц, которая является собственником какого-либо из факторов производства, самостоятельно принимает решения и стремится к максимальному удовлетворению своих потребностей.
Фирма – экономическая единица, которая использует факторы производства для изготовления и продажи продукции, самостоятельно принимает решения, стремится к максимуму прибыли.
Под государством понимаются правительственные учреждения, имеющие юридическую, политическую и экономическую власть для осуществления контроля над другими хозяйствующими субъектами и над рынком для достижения общественных целей.
Структура рынка многогранна. Обычно выделяют 3 основных вида:
Все виды рынка разделяются на субрынки или рыночные сегменты. Их классифицируют по различным признакам (см. рис. 7, 8).
Рынок товаров и услуг
Свою стабильность рынок обеспечивает через рыночные индикаторы. Они выступают элементами рынка как информационной системы.
Главный индикатор – цена. На основе цены потребитель формирует спрос, производитель – предложение.
Следующий индикатор – заработная плата. Она характеризует состояние рынка труда: какие профессии являются дефицитными, какие – избыточными.
Норма ссудного процента – дает информацию, что выгоднее: вкладывать деньги в производство или в ценные бумаги; тратить ли имеющиеся средства сегодня или сберегать.
Важным индикатором выступает валютный курс: цена валюты данной страны, выраженная в денежных единицах других стран.
Выводы
Вопросы для самопроверки
Литература
1. Экономическая теория: Учебник / Под общ. ред. акад. В. И. Видяпина, А. И. Добрынина, Г. П. Журавлевой, Л. С. Тарасевича. – Изд. испр. и доп. – М.: ИНФРА-М, 2005. – С. 57-83, 138-140.
2. Борисов Е. Ф. Экономическая теория: Учебник. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Юрайт-Издат, 2005. – С. 106-114.
3. Павлова И. П. Общая экономическая теория: Электронное учеб. пособие. – СПб.: РИЦ МБИ, 2006.
4. Павлова И. П. Общая экономическая теория. Опорный конспект: рабочая тетрадь. – СПб.: РИЦ МБИ, 2006.
5. Гукасьян Г. М. Экономическая теория: ключевые вопросы: Учеб. пособие / Под ред. А. И. Добрынина. – 3-е изд., доп. – М.: ИНФРА-М, 2005. – С. 50-56.
Государственное регулирование экономики
Под регулированием любой из систем понимается комплекс из действий, способов, управленческих решений, применяемых для корректировки данной системы. В разное время своего различия, различные типы экономических систем либо строились полностью полагаясь на государственное регулирование, либо полностью отрицали роль государства в экономическом развитии. Современные реалии говорят о том, что в некоторых сферах и областях данный инструмент является обязательным, но не отрицает существование частного бизнеса и партнерства с ним.
Государственное регулирование экономики – определение термина
Жесткое ГРЭ присуще административному (командному) типу экономических систем, характеризующемуся плановыми показателями, централизацией, монополией на ресурсы и директивным установлением цен.
Для модели рыночной экономики присущи снижение регулирующей функции государства, она основана на праве частной собственности, рыночном ценообразовании и конкуренции.
Однако, приведение экономической модели к рыночному типу может характеризоваться шоковой терапией, резкими изменениями, иными негативными процессами. Также следует признать, что существуют изначально неприбыльные отрасли, но необходимые для экономики. В данной ситуации, возникает необходимость ГРЭ даже при рыночной модели.
Роль государства в экономике
Роль государства в экономике определяется следующими направлениями:
Государственное регулирование экономики – цель, принципы и методы
Целью ГРЭ является обеспечение стабильного функционирования экономической системы в переходном периоде путем принятия определенных мер. Это могут быть меры законодательные, контрольные и иные. Они призваны помочь экономике приспособиться к изменяющимся условиям функционирования. Меры направляются на регулирование ресурсной базы, процесса производства, финансовых потоков.
Меры ГРЭ могут приниматься как на уровне федерации, так и локально.
Принципами ГРЭ являются:
Прямые методы ГРЭ характерны административной экономической модели, и предполагают директивные планы, ограничения, запретительные меры, обязательные к исполнению.
Косвенные методы характерны рыночной модели экономического развития, и задают только индикативные параметры («рамочные» условия). Они носят стимулирующий характер.
Воздействие различными методами с целью регулирования осуществляется на бюджетную политику, эмиссию денежных средств, распределение ресурсов.
Регулирование экономики
Регулирование экономики может осуществляться в формах государственного регулирования экономики и рыночного саморегулирования экономики.
В современной рыночной экономике пропорции в распределении ресурсов складываются, в первую очередь, на основе рыночного регулирования экономики.
Инструменты рыночного регулирования экономики регулируют объемы предложения (производства) и спроса (потребления). Сложные по своей структуре взаимопереплетающиеся рынки товаров и услуг, капиталов, труда, валюты, ценных бумаг через складывающуюся на них систему ценовых, курсовых сигналов направляют ресурсы в сферы их наиболее эффективного использования. Давление конкуренции побуждает производителей к инновациям, снижению издержек, повышению качества и расширению ассортимента продукции.
Элементы саморегулирования экономики, самоорганизации экономики, свойственные рыночному механизму распределения ресурсов и формирования пропорций, позволяют национальной экономике, хотя подчас и не без потерь, осуществлять самонастройку применительно к потребностям научно-технического прогресса, экономического роста, быстро меняющимся внутренним и внешним условиям.
Однако этих рыночных механизмов экономического регулирования недостаточно для бесперебойного функционирования современного общества, удовлетворения некоторых потребностей как всего общества, так и его отдельных членов. Поэтому их действие дополняется и корректируется государственным регулированием экономики. Последнее создает условия для нормального функционирования рыночного механизма и нейтрализует связанные с ним негативные тенденции. Для этого используется oбширный арсенал средств административного и правового воздействия государства на экономику, прямого и косвенного экономического регулирования.
Формирование социальной ориентации рыночной экономики, развитие системы социальной защиты направлены на смягчение социальной дифференциации, связанной с действием рыночного регулирования. На полном или частичном обеспечении финансовыми ресурсами государства находятся отрасли инфраструктуры (например дорожное строительство и дорожное движение), другие сферы производства общественных благ и услуг (учреждения здравоохранения, культуры), сектора, выполняющие общенациональные функции (фундаментальная наука, оборона, образование).
Государственная финансовая поддержка предоставляется под приоритетные стратегические цели: ресурсосбережение, развитие новых производств, поощрение технологических прорывов, минимизацию отрицательных последствий НТП, охрану окружающей среды.
Рыночный механизм регулирования экономики
4. Рыночный механизм регулирования экономики.
Рынок представляет собой форму взаимоотношений, связей между отдельными самостоятельно принимающими решения хоз.субъектами. Индивидуальные решения участников рынка мотивированы собственными частными интересами и вовсе не направлены на то, чтобы успешно функционировала экономика в целом.
Координацию же всех принимаемых решений осуществляет рыночный механизм. Он обеспечивает как доведение решений отдельных хозяйствующих субъектов др.другу, так и увязку этих решений через систему цен и конкуренцию. Рынок выполняет функции: посредническую, информационную, ценообразования, регулирующую и стимулирующую.
Регулирующая функция рынка самая важная. Она связана с воздействием рынка на все сферы экономики и прежде всего на производство. Рынок дает ответ на вопрос: что производить? Для кого производить? Как производить?
Рынок немыслим без конкуренции.
Внутриотраслевая конкуренция стимулирует снижение затрат на единицу продукции, поощряет рост производительности труда, технич.прогресс, повышение качества продукции.
Межотраслевая конкуренция путем перелива капиталов из отрасли в отрасль формирует оптимальную структуру экономики, стимулирует расширение наиболее перспективных отраслей.
Ценовая конкуренция ведется путем маневрирования ценами в целях наиболее выгодного использования конъюнктуры. В зависимости от обстановки и степени прочности своего дела конкурент может использовать монопольно высокую цену, приносящую ему монопольно высокую прибыль или временно использовать монопольно низкую цену для вытеснения с рынка менее могущественного конкурента. Цена “снятия сливок” используется тогда, когда на рынке появляется какая-то “ниша”, т.е. возможность временно упредить конкурентов в выпуске каких-то новых товаров. Цена внедрения предполагает временное снижение цен для завоевания позиций на новом для данной фирмы рынке. Цена лидера существует в условиях, когда конкуренты договариваются не маневрировать произвольно ценами, а следовать за теми ценами, которые устанавливает ведущая фирма.
В неценовой конкуренции используются средства, не имеющие непосредственного отношения к цене. Это улучшение качества, реклама, организация выставок, ярмарок.
В результате стихийные действия предпринимателей приводят к установлению более или менее оптимальных экономич.пропорций: посредством колебания спроса и предложения, а соответственно и цен, устанавливается тот уровень цен, при котором обеспечивается равновесие спроса и предложения, а соответственно производства и потребления. Действует регулирующая “невидимая рука”. Предприниматель имеет в виду лишь свой собственный интерес, преследует собств. выгоду, но часто при этом более действенным способом служит интересам общества, чем тогда, когда сознательно стремится служить им.
В современных условиях экономика управляется не только “невидимой рукой “, но и государ.рычагами, однако регулирующая роль рынка продолжает сохраняться, во многом определяя сбалансированность народного хозяйства.
Инфраструктура рыночного хозяйства:
содержание, формирование и функционирование.
Применительно к рынку как самостоятельной подсистеме инфраструктура это совокупность организационно-правовых форм, опосредующих движение товаров и услуг, акты купли-продажи, или совокупность институтов, систем, служб, предприятий, обслуживающих рынок и выполняющих определенные функции по обеспечению нормального режима его функционирования.
Основными элементами инфраструктуры современного рынка являются:
1) биржи (товарные, сырьевые, фондовые, валютные);
2) аукционы, ярмарки;
3) кредитная система и коммерческие банки;
4) эмиссионная система и эмиссионные банки;
6)информационные технологии и средства деловой коммуникации;
7) налоговая система и налоговая инспекция;
8) система страхования коммерческого хозяйственного риска и страховые компании;
9) специальные рекламные агентства, информационные центры и агентства средств массовой информации;
10) торговые палаты, др-е общественные, добровольные и государственные объединения (ассоциации) деловых кругов;
11) таможенная система;
12) профсоюзы работающие по найму;
13) коммерческо-выставочные комплексы;
14) система высшего и среднего экономического образования ;
15) аудиторские кампании;
16) консультативные (консалтинговые) компании;
17) специальные зоны свободного предпринимательства.
Инфраструктура призвана обеспечить цивилизованный характер деятельности рыночных субъектов, ее элементы не навязаны извне, а порождены самими рыночными отношениями.
Функции инфраструктуры рынка следующие:
·облегчение участникам рыночных отношений реализации и их интересов;
·повышение оперативности и эффективности работы рыночных субъектов на основе специализации отдельных субъектов экономики и видов деятельности;
·организационное оформление рыночных отношений;
·облегчение форм юридического и экономического контроля, государственного и общественного регулирования деловой практики.
17.Инструменты государственного регулирования рыночной экономики
Многообразие задач, которые стоят перед государством в рыночной экономике, можно выразить через выполняемые государством экономические функции. К ним относятся:
создание и регулирование правовой основы функционирования экономики
проведение политики макроэкономической стабилизации
воздействие на размещение ресурсов
деятельность в сфере распределения доходов
Для решения этих задач в распоряжении государства имеются важнейшие инструменты:
фискальная и денежная политика
социальная политика и политика регулирования доходов
К фискальной политике относят деятельность государства по распоряжению бюджетными средствами. Одна сторона этой деятельности связана со сбором средств через систему налогообложения, другая-с их расходованием. Именно за счет этих средств государство решает вопросы национальной безопасности, обеспечивает потребности населения в общественных благах и услугах, решает экологические, социальные проблемы и др.
Ф.п.важный инструмент для достижения макроэкономической стабилизацииэкономики. Манипулируя государственными расходами и налогами, можно стимулировать деловую активность, воздействовать на безработицу и инфляцию. Понятно, что неразумное применение этого инструмента-чрезмерно высокие налоги, гипертрофированные размеры расходной части гос.бюджета-превращают фискальную пол-ку в фактор, дестабилизирующий экономику.
Денежная политика. Регулируя денежную массу,, гос-во может влиять на цены, инвестиционные процессы и потребление населения, объем национального производства и темпы экономического роста.
Любое гос-во проводит определенную социальную политику. Функцию перераспределения доходов гос-во выполняет через гос-ю налоговую систему, а также через различные социальные программы по гос.помощи малоимущим, проводя определенную политику в сфере занятости и т.д. К соц.пол-ке относится и деятельность гос-ва в области образования, медицины, культуры и т.п.
Внешнеэкономическая деятельность Гос-во осуществляет торговое и валютное регулирование, использует валютные ограничения и валютные инвестиции, квотирование, лицензирование, таможенные пошлины,субсидии, налоги и т.д.
Все инструменты проведения экономической политики тесно взаимосвязаны. И при принятии решений в одной сфере необходимо учитывать их влияние на другие. Так, изменение в государственных расходах и налогах, т.е. в фискальной политике, требует соответствующего изменения денежной массы. Изменения в фискальной и денежной политике повлияют на инвестиции, занятость, уровень доходов, объем национального производства и размеры чистого экспорта. Причинно-следственные связи могут быть и иными. Важно подчеркнуть, что ни один из инструментов экономической политики не действует изолированно от других.
Для истории становления и развития рыночной экономики характерны постоянные колебания от периодов расширения роли гос-ва в экономике к периодам его относительного сужения и обратно.
Смешанная рыночная экономика: реальности современного капитализма
Государственный сектор (правительственные закупки и трансфертные платежи)
Классики экономической теории (А. Смит, Д. Рикардо) считали, что рыночная экономика должна развиваться на основе саморегулирования, т.е. без участия каких-либо внешних сил, в том числе и государства. Однако разразившийся в 1929-1933 гг. глубочайший кризис капиталистической экономики ознаменовал конец саморегулирования, или свободного предпринимательства, и показал неспособность рыночной системы развиваться без государства как экономического агента.
Причинами роста государственного вмешательства в экономику являются: а) рост расходов на оборону; б) рост населения; в) решение проблем окружающей среды и инфраструктуры; г) решение социальных проблем: безработицы, образования, здравоохранения, бедности, социального равенства и справедливости.
Если государству (правительству) принадлежит весь национальный доход, то это чисто государственная, или командная, экономика. В таком случае управление экономикой осуществляется из единого центра. Подобная экономика, как уже говорилось, имела место в социалистических странах, в частности, в нашей стране, или бывшем Советском Союзе.
Если государство распоряжается частью национального дохода, то такая экономика является смешанной.
Теперь более подробно рассмотрим функции государства в смешанной экономике.
Государство всегда будет иметь свою долю национального дохода в современной рыночной экономике.
Государство берет на себя задачу уменьшить неравенство доходов в обществе.
Правительство берет на себя создание общественных благ, или инфраструктуры.
Общественные блага (инфраструктура) удовлетворяют коллективные потребности. К ним относятся: национальная оборона, космос, информация, электроэнергия, общественный транспорт, здравоохранение, образование, охрана окружающей среды и т.д.
По своему потребительскому назначению они противоположны товарам индивидуального потребления.
Во-первых, общественные блага неделимы, их нельзя продать поштучно, как, скажем, автомобиль. Например, дорогой пользуется любой человек: имеет он автомобиль или нет.
Во-вторых, каждый человек пользуется этими благами, и не существует эффективных способов отстранения его от пользования ими, как только эти блага возникают. Классическим примером общественного блага служит маяк, предостерегающий корабли от коварного морского побережья или гавани. Практически нет способа исключить для некоторых кораблей возможность пользования выгодами от маяка.
В конечном итоге государство в смешанной экономике решает три задачи:
Между тем стремительное увеличение государственного сектора и государственного регулирования в условиях рыночной экономики не может быть беспредельным. Рыночная экономика накладывает на функции государства определенные ограничения.