Что включает инфраструктура рынка
Что такое рыночная инфраструктура
К рыночной инфраструктуре относятся биржи, банки, страховые и инвестиционные компании, транспорт etc. Также в нее входят государственные институты: суды, антимонопольные службы, налоговая система.
Зачем нужна рыночная инфраструктура? Функции инфраструктуры рынка
Рыночная инфраструктура нужна для бесперебойного и эффективного функционирования рыночного хозяйства. Она облегчает обращение товаров и услуг, ресурсов, денег и ценных бумаг. Например, на бирже всегда можно приобрести иностранную валюту, чтобы закупить необходимые товары за рубежом.
Важную роль на рынке играют посредники, соединяющие потребителя и производителя, помогающие уравновесить спрос и предложение. Посредники позволяют покупателю и продавцу не тратить время и силы на поиски друг друга, а обеспечивают максимально быстрый и удобный обмен экономическими благами.
Говоря общими словами, к функциям инфраструктуры рынка относятся:
Организация заключения контрактов на поставку продукции.
Продвижение товарных потоков по отраслям и регионам.
Регулирование сбыта продукции.
Что входит в инфраструктуру рынка
К инфраструктуре рынка относятся экономические институты, связывающие рынок в единое целое:
Банки и другие кредитно-финансовые организации.
Суды. Отвечают за разрешение споров между хозяйствующими субъектами.
6. Инфраструктура рынка
6. Инфраструктура рынка
Инфраструктура рынка включает в себя стандартный набор составляющих, без которых процесс функционирования рынка был бы невозможен или, по крайней мере, весьма затруднен. Организационно—правовые и экономические составляющие инфраструктуры рынка:
2) кредитная, банковская, налоговая, страховая, таможенная системы;
3) биржи: товарно—сырьевые, фондовые, валютные, труда;
4) транспорт и связь.
Правовая база рынка как цельный, связанный комплекс кодексов отсутствует. Основой правовой базы рынка являются Гражданский и налоговый кодексы РФ. Первый из них регламентирует все стороны деятельности фирмы, а второй – взаимоотношения с государством.
Что касается банковско—кредитной составляющей, то на рынке активно выступают как отдельные банки, так и банковские организации (союзы) и фонды, которые также занимаются кредитной деятельностью.
Таможенная система представлена на рынке таможенными организациями отдельных стран либо групп стран (Европейский союз).
Тарифное регулирование осуществляется посредством таможенных пошлин и таможенных тарифов. Ставки таможенных пошлин устанавливаются на национальном уровне.
Биржи – важный элемент рыночной инфраструктуры.
На крупных биржах мирового значения реализуются огромные количества биржевых товаров, но что более важно, на крупных мировых биржах (сырьевых, валютных, товарных, фондовых) устанавливаются цены, с которыми вынуждены считаться участники соответствующих рынков всего мира, от них зависят рыночная ситуация, положение дел внутри стран.
Транспорт – первый появившийся элемент инфраструктуры. Транспортные средства обеспечивают движение товаров и услуг от поставщика к потребителям. Хозяйственные отношения обусловливают громадные потоки передвижения товаров от одних фирм к другим. Транспортная сеть сформирована в рамках национальных экономических систем.
Все виды транспорта (за исключением морского) имеют внутрихозяйственные цели для своего функционирования. Вместе с тем они обслуживают и международные перевозки. По мере расширения и углубления международной торговли развиваются и международные транспортные связи. Важнейшими факторами их постоянного роста и качественного совершенствования являются:
1) темпы и объемы внешнеэкономической деятельности;
2) НТП, использование достижений которого непосредственно влияет на качество транспортных средств.
Данный текст является ознакомительным фрагментом.
Продолжение на ЛитРес
Читайте также
Возведение не-инфраструктура
Возведение не-инфраструктура Если у вас есть и готовность, и возможность читать эту книгу, то я рискну предположить, что вы располагаете как минимум одним банковским счетом, а скорее всего – больше чем одним, а также миллионами способов получить доступ к своим деньгам,
6.2. Инфраструктура инвестиционного рынка
6.2. Инфраструктура инвестиционного рынка Для эффективного функционирования инвестиционного рынка (рынка финансирования, капитала), конечной целью которого является перелив свободного капитала в реальные инвестиционные проекты, необходима слаженная работа многих
7.1. Национальная инновационная инфраструктура
7.1. Национальная инновационная инфраструктура Инновационные проекты характерны тем, что для их финансирования используется специальный тип финансирования – венчурное. Рисунок 23 наглядно показывает, какое место занимает финансирование инновационных проектов среди
Глава 4 ИННОВАЦИОННАЯ ИНФРАСТРУКТУРА
Глава 4 ИННОВАЦИОННАЯ ИНФРАСТРУКТУРА 4.1. Классификация инновационных организаций по секторам науки и сферам деятельности 4.2. Особенности организационных структур инновационных предприятий 4.3. Технологический аудит 4.4. Бенчмаркинг, выявление технологических эталонов 4.5.
Глава 2 Инфраструктура фондового рынка РФ
Глава 2 Инфраструктура фондового рынка РФ Поговорим о тех, кого мы встретим на фондовом рынке и из каких составных частей этот рынок состоит – об инфраструктуре.Эмитент – юридическое лицо или органы исполнительной власти либо органы местного самоуправления, несущие от
5.3. Оценка емкости рынка и доли рынка коммерческой организации
5.3. Оценка емкости рынка и доли рынка коммерческой организации Емкость рынка определяется совокупным объемом продаж на нем конкретного вида продукции в течение определенного периода времени в натуральном или стоимостном выражении. Данный показатель характеризует
6.3. Инфраструктура рынка
6.3. Инфраструктура рынка Современный рынок невозможен без развитой инфраструктуры, т. е. вспомогательных отраслей и организаций. Инфраструктура рынка – это совокупность учреждений, государственных и коммерческих фирм, обеспечивающих успешное функционирование
2. Структура и инфраструктура предприятий
2. Структура и инфраструктура предприятий Структура предприятия – это состав и соотношение его внутренних звеньев: цехов, отделов, лабораторий и других компонентов, составляющих единый хозяйственный объект.Структура предприятия определяется следующими основными
6. Инфраструктура рынка
6. Инфраструктура рынка Инфраструктура рынка включает в себя стандартный набор составляющих, без которых процесс функционирования рынка был бы невозможен или, по крайней мере, весьма затруднен. Организационно—правовые и экономические составляющие инфраструктуры
8. Структура и инфраструктура предприятий
8. Структура и инфраструктура предприятий Структура предприятия – это состав и соотношение его внутренних звеньев: цехов, отделов, лабораторий и других компонентов, составляющих единый хозяйственный объект.Структура предприятия определяется следующими основными
5.3. Инфраструктура рынка
5.3. Инфраструктура рынка Современный рынок невозможен без развитой инфраструктуры, т. е. вспомогательных отраслей и организаций.Инфраструктура рынка – это совокупность учреждений, государственных и коммерческих фирм, обеспечивающих успешное функционирование
Глава 4. Исполнители и инфраструктура
Глава 4. Исполнители и инфраструктура Как организовать работу участников процесса Помните, в самом начале мы писали про Боба – корпоративного героя? Отличный парень, правда? Однако в организации с хорошо отлаженными процессами для таких героев нет места. Точнее
Проектирование, исполнители и инфраструктура
Проектирование, исполнители и инфраструктура Члены команд по проектированию получали от работы массу удовольствия. Они были счастливы испробовать новые методы и реализовать свои идеи, о чем мечтали уже много лет. Даже те, кто не участвовал в проектировании, а помогал
ТЕХНИЧЕСКАЯ ИНФРАСТРУКТУРА
ТЕХНИЧЕСКАЯ ИНФРАСТРУКТУРА ИНФОРМАЦИОННАЯ СИСТЕМА ЧЕЛОВЕЧЕСКИХ РЕСУРСОВ Эта система предоставляет информацию, необходимую для управления процессами ЧР. Она может быть в виде базы данных работников и системы начисления зарплаты и в дальнейшем расширена за счет таких
23.3. Инфраструктура рынка ценных бумаг
23.3. Инфраструктура рынка ценных бумаг Инфраструктура рынка ценных бумаг – сложная система институтов, обеспечивающих бесперебойное функционирование рынка ценных бумаг путем создания необходимых условий деятельности его участников.В инфраструктуру рынка ценных
Структура и инфраструктура рынка. Сущность и основные элементы
Целью данной главы является дальнейшее изучение проблем современного рынка. Характеристику рынка как совокупности или арены актов купли-продажи можно раскрыть через его структуры, систему и инфраструктуру. Становление и налаживание эффективно функционирующей системы и инфраструктуры рынка является важнейшим компонентом процесса перехода экономики России на рыночные условия хозяйствования.
Многокритериальный характер системы и структуры рынка
Структура рынка — это внутреннее строение, расположение, порядок отдельных элементов рынка, их удельный вес в общем объеме рынка.
Признаками любой структуры являются:
Совокупность всех рынков, расчлененных на отдельные элементы на основе самых разнообразных критериев, образует систему рынков.
Рынок в целом характеризуется весьма богатой и сложной структурой. Описание его структуры зависит от выбранных критериев.
Можно выделить следующие критерии для характеристики структуры и системы рынка.
По объектам структура рынка может быть представлена в виде следующей схемы (рис. 4.1).
По объектам рыночного обмена можно выделить и агрегированные (укрупненные) рынки: товарный (средств производства, товаров и услуг, труда или рабочей силы, ноу-хау) и денежный (денежный, ценных бумаг, валютный, инвестиций и др.). Можно выделить и частные рынки отдельных товарных групп или товаров (мяса, одежды, обуви кожаной, резиновой, валяной и т.д.).
Потребительский рынок в нашей стране до недавнего времени состоял из предприятий государственной и кооперативной торговли, общественного питания, колхозных рынков и мелких предприятий частной, семейной и индивидуальной торговли. Он включает рынки товаров и услуг (бытовых, коммунальных, транспортных). Эта сфера обеспечивает удовлетворение потребностей различных социальных групп, каждой семьи, каждого человека. Здесь в наибольшей степени проявляются колебания спроса и предложения, инфляции, денежного обращения. Данный рынок оказывает непосредственное воздействие на благосостояние нации. В рамках этого рынка выделяется продовольственный рынок и рынок промышленных товаров.
Рынок жилья до недавнего времени в нашей стране существовал в виде купли-продажи частных домов, дач и других владений подобного рода, а также кооперативных квартир, которые могли быть проданы и куплены. В связи с приватизацией государственного жилого сектора можно ожидать формирования полноценного, а не ограниченного узкой зоной обмена или теневой продажи «по договоренности» рынка жилья, охватывающего все виды жилой площади. Это покончит с вопиющей социальной несправедливостью, когда одни люди (зачастую обеспеченные) получают жилье бесплатно, а другие покупают за полную стоимость. Рынок жилья — это часть рынка недвижимости.
Рынок труда, или рабочей силы, в принципе существовал всегда. Однако в нашей экономике рабочая сила не была объектом свободной купли-продажи в связи с ее плановым распределением, внеэкономическим принуждением к труду (борьба с тунеядством) и государственными тарифами оплаты труда, отсутствием свободной системы найма и увольнений. До недавнего времени отрицался товарный характер рабочей силы. Развитие рынка рабочей силы предполагает признание за каждым индивидуумом права свободной продажи своей рабочей силы по собственному выбору, желанию и по рыночной цене на основе контракта между работником и нанимателем. Рынок труда представляет собой куплю-продажу услуг всех работающих, включая услуги неквалифицированных и квалифицированных рабочих, управляющих, руководителей фирм. Важнейшим механизмом этого рынка является биржа труда, где формируется спрос и предложение рабочей силы. Другой составной частью рынка факторов производства является рынок реального капитала, к нему следует отнести прежде всего товары и услуги производственного назначения или те товары и услуги, которые непосредственно не предназначены для удовлетворения потребностей населения, но косвенным образом (через поставляемое оборудование, машины, технологии, сырье, материалы) направленные на решение задач по удовлетворению потребностей общества в необходимых благах. Для данного рынка характерна устойчивость производственных связей, крупномасштабность коммерческих операций и долгосрочный характер отношений между партнерами, ибо, как правило, с этим рынком сопряжено решение проблем инвестиций или капитальных вложений. К разновидности данного типа рынка можно отнести продукцию научного производства, которая определяет совершенствование технологий, техники, систем организации и управления хозяйственными и социально-экономическими процессами. Это тот рынок, для которого характерны самый высокоинтеллектуальный и творческий труд, сверхсовременные инвестиционные товары и материалы, а также с которым связана высокая степень риска, особенно в области фундаментальных и прикладных исследований. Объектами купли-продажи являются патенты, лицензии, ноу-хау (знания и опыт), инжиниринг, опытные образцы и т.п.
Другим структурным подразделением рынка является рынок земли. Под землей в данном случае понимаются не только земельные участки для сельскохозяйственного производства, строительства или других нужд, но и недра земли, полезные ископаемые. Поэтому на рынке земли встречаются представители и сельского хозяйства, и строительной индустрии, и промышленности, прежде всего добывающих отраслей, и государственных структур. Большинство сделок на данном рынке связано не с куплей-продажей земли, а лишь с передачей земли на определенный срок в аренду. В данном случае исключительное право собственности остается за собственником, который реализует экономическое отношения владение посредством присвоения ренты. Новый хозяин-арендатор получает абсолютное право собственности на срок арендного соглашения, но за это он вынужден ежегодно платить действительному собственнику ренту. Присвоение земельной ренты представляет собой экономическую форму реализации собственности на землю. На рынке земли рента выступает своеобразной ценой земли.
Особое место занимает денежный рынок. Если на обычном товарном рынке деньги выполняют посредническую функцию в обмене товарами и выступают мерилом цены товаров, то на финансовом рынке деньги сами становятся полноправным товаром, цена за их использование согласно законам рынка устанавливается на основе спроса и предложения. Она принимает форму процента, т.е. дохода, получаемого за предоставленные в ссуду деньги. Предложения денег прежде всего формируется за счет сбережений населения, а также накоплений предприятий и организаций. Причем предложение денег обусловлено стремлением их владельцев к получению процента. Спрос на деньги возникает у хозяйственных агентов, а также у государства, когда собственных средств оказывается недостаточно для финансирования тех или иных хозяйственных проектов и программ. Поэтому спрос на деньги связан с нехваткой денежных ресурсов у хозяйственных агентов и государства. Вступая в кредитную сделку, обе стороны находят взаимное удовлетворение интересов: одни получают столь необходимые им денежные ресурсы, другие получают доход в форме процента за предоставленную ссуду, которую к тому же через определенный срок им должны будут вернуть заемщики.
Рынок денег и валюты официально в нашей экономике отсутствовал или носил теневой характер. В крайне ограниченной форме валютный рынок охватывал только сферу внешнеэкономических отношений. Нормальное функционирование этого рынка потребовало создания фондовых и валютных бирж, на которых продается и покупается валюта за рубли по мировому, государственному свободному и аукционному курсу.
Рынок ценных бумаг тесно взаимосвязан с рынком капитала, ибо он представляет реально существующий капитал в титулах собственности — акциях, облигациях, векселях. Фактически происходит раздвоение капитала на реальный и фиктивный, каждый из которых, несмотря на взаимную предопределенность, получает самостоятельное движение, обращение. Реальный капитал — это фонды предприятий (здания и сооружения, машины и оборудование, сырье и материалы). Фиктивный капитал отражает реальный капитал в ценных бумагах; они получают хождение как самостоятельный товар и обладают, как и любой другой товар, ценой, которая называется курсом ценных бумаг.
На рынке ценных бумаг существует две организационные формы торговли ценными бумагами: фондовые биржи, где обращаются ценные бумаги (главным образом акции) прежних выпусков, и внебиржевой оборот, в процессе которого происходит первичное размещение новых эмиссий (выпусков) акций и облигаций, а также продаются и покупаются акции и облигации прошлых выпусков не самых крупных корпораций. Движение ценных бумаг вызывает перелив капиталов из одних производств и отраслей в другие на основе более выгодного их вложения и, следовательно, структурные сдвиги в экономике.
Рынок информационных продуктов — это особый рынок, предметом купли-продажи здесь являются книги, газеты, картины, различного вида реклама и великое множество других предметов и видов деятельности, несущих людям необходимую информацию. Такой рынок у нас существует. Но если понимать информационный продукт в широком смысле слова, включая в него и интеллектуальный, т.е. научный, культурный, духовный, образовательный, продукт, то рынок подобной продукции только формируется. Определенное распространение получают в качестве объекта купли-продажи программы для ЭВМ.
Информационный рынок выступает в роли предвестника будущего состояния прочих рынков. Информационный рынок объективно связан с обеспечением самых разнообразных и многоплановых сведений о состоянии дел на том или ином рынке, с целью принятия адекватных решений в соответствии со складывающейся ситуацией. Поэтому информационный рынок в его прямом функциональном назначении сводится к обеспечению хозяйственных субъектов самой разнообразной информацией краткосрочного и среднесрочного характера.
Рынок инноваций, т.е. нововведений, изобретений, рационализаторских предложений, практически также отсутствовал в нашей экономике. Переход к рыночной экономике дает основание рассматривать инновации как товар, который целесообразно продавать по рыночным ценам, что, несомненно, должно привести к ускорению научно-технического прогресса.
Рынок лицензий — это часть рынка инноваций. Объектом купли и продажи здесь служат патентные и беспатентные лицензии на передачу изобретений, технологического опыта, промышленных секретов и коммерческих знаний, использование товарных знаков и т.д. Это торговля технологией. В современных условиях наибольшее распространение в международной практике получили лицензионные соглашения, предусматривающие комплексный технологический обмен с предоставлением ноу-хау (информации, предоставляющей технические знания и практический опыт, имеющей коммерческую ценность и не обеспеченной патентной защитой; спецификаций, формул, рецептур, документации, схем организации производства, характеристик технологического процесса и пр.) и инжиниринговых услуг по промышленной реализации передаваемой технологии. По субъектам различают рынки:
Па рынке покупателей предложение должно превышать спрос, тогда покупатель сравнивает между собой разные сорта товаров, их цены и оказывает предпочтение тому или иному товару. Здесь есть конкуренция производителей и торговцев, что характерно для современных развитых национальных и международных рынков.
Рынок продавцов характеризует значительное превышение спроса над предложением. Здесь главную роль играет количество товаров и услуг, качеству уделяется минимальное внимание. Ни о предпродажном, ни о послепродажном сервисе не упоминается, все продается сразу, как бы «с колес», так как конкуренция между производителями отсутствует, товарный ассортимент беден. Торговля работает по принципу: «Бери, что дают!» Таков наш рынок.
Рынок государственных учреждений включает совокупность актов купли-продажи государственных организаций, федерального правительства, штатов, местных органов власти, закупающих или арендующих товары, необходимые им для выполнения своих основных функций по отправлению власти.
Рынок промежуточных продавцов выражает совокупность экономических отношений лиц и организаций, приобретающих товары для перепродажи или сдачи их в аренду другим потребителям с выгодой для себя. По общественному разделению труда различают рынки:
Мировой рынок — это не только совокупность национальных рынков различных государств, экономические связи между которыми определены международной торговлей (в том числе торговля лицензиями, услугами, международное перемещение капиталов и т.д.), но и качественно новый уровень.
Выделяют следующие виды рынков:
В экономике зарубежных стран выделяют аукционы, долгосрочные контракты, телефонно-телексный рынок, разовые сделки, биржевую торговлю.
Сущность, происхождение и основные элементы инфраструктуры рынка
Впервые термин инфраструктура был использован в экономическом анализе для обозначения объектов и сооружений, обеспечивающих нормальную деятельность вооруженных сил (начало XX в.). Он произошел от латинских слов «infra» — ниже, под; «struktura» — строение, расположение. Несмотря на широкое использование, существуют различные трактовки этого понятия.
Одна группа авторов определяет инфраструктуру как всю систему обслуживания, видя функцию инфраструктуры в предоставлении услуг производству и населению, в обслуживании производства и населения.
Другие понимают под инфраструктурой только систему производственного обслуживания в виде ее назначения в создании общих условий производства, в обеспечении деятельности основного производства.
Известна и такая точка зрения, согласно которой инфраструктура составляет накопленное материальное богатство, как совокупность объектов и сооружений, обеспечивающих необходимые материально-технические условия для успешного функционирования предприятий промышленности, как часть национального богатства, которое призвано обеспечить беспрепятственное поле деятельности.
В 40-е годы XX в. на Западе под инфраструктурой стали понимать совокупность отраслей, обслуживающих нормальное функционирование материального производства. В нашей экономической литературе эта проблема получила основное развитие в 70-е годы.
Инфраструктура — это обязательный компонент любой целостной экономической системы и подсистемы. Она представляет собой составную часть общего устройства экономической или полит-экономической жизни, носящую подчиненный вспомогательный характер и обеспечивающую нормальную хозяйственную деятельность экономики или политической системы в целом.
Процесс формирования инфраструктуры в качестве относительно самостоятельной сферы общественного производства прошел ряд этапов, определяемых крупными вехами в общественном разделении труда. Так, отделение ремесла от земледелия, или второе крупное общественное разделение труда, вызвав появление городов, объективно способствовало усилению продуктообмена между городом и деревней, что вело к развитию объектов инфраструктуры. Третье крупное разделение труда в обществе — отделение торговли от земледелия и промышленности — привело к дальнейшему росту продуктообмена за счет вовлечения в хозяйственный оборот новых территорий, что в свою очередь с необходимостью потребовало расширения инфраструктурной сферы.
Сегодня выделяют производственную инфраструктуру, обслуживающую производство (транспорт, связь, оптовая торговля и т.д.), социальную инфраструктуру — совокупность объектов отраслей сфер обслуживания (транспорта и связей по обслуживанию населения, образования, здравоохранения, социального обеспечения и т.д.), деятельность которых направлена на удовлетворение личных потребностей, обеспечение жизнедеятельности и интеллектуального развития населения, а также инфраструктуру рынка.
При рассмотрении вопроса о производственной инфраструктуре важно выделить то, что она не производит какой-либо продукт, лишь создает необходимые условия для его производства.
Инфраструктурные элементы экономики являются лишь следствием своеобразных функций, возложенных экономикой на инфраструктуру. Эти функции с течением времени изменяются и все более обособляются от функций основного производства. Поэтому в определении производственной инфраструктуры первичным, признаком выступают ее функции, состоящие в обеспечении производства.
Особенностью хозяйственной деятельности предприятий инфраструктуры является то, что результат их деятельности нельзя резервировать или складировать, ибо он проявляется в форме процесса перемещения, хранения, передачи информации и т.д. Не следует характеризовать инфраструктуру как вспомогательную и тем более как второстепенную сферу.
Новым видом инфраструктуры является рыночная инфраструктура. С развитием рыночного механизма в экономике страны появляется необходимость создания специализированного вида деятельности по удовлетворению потребностей отдельных рынков, организованной системы, отражающей спрос и предложение. Появление рынка обусловило возникновение новых организаций, учреждений, обеспечивающих его цивилизованное функционирование.
Инфраструктура рынка — это совокупность правовых форм, опосредствующих движение товаров и услуг, акты купли-продажи, или совокупность институтов, систем, служб, предприятий, обслуживающих рынок и выполняющих определенные функции по обеспечению нормального режима его функционирования.
Основными элементами инфраструктуры современного рынка являются:
Инфраструктура призвана обеспечить цивилизованный характер деятельности рыночных субъектов, элементы инфраструктуры не навязаны извне, а порождены самими рыночными отношениями.
Функционирование рыночной инфраструктуры имеет двойственный характер: с одной стороны, это обслуживание рыночных субъектов, с другой — воспроизводство трудовых ресурсов, самого человека, т.е. фактора, который непосредственно участвует на рынке. Функции инфраструктуры рынка следующие:
Изменения в экономике страны не могут не отразиться на ее структурных институтах: учреждениях, организациях, обслуживающих и обеспечивающих взаимодействие отдельных частей экономики, в том числе и на инфраструктуре рынка.
Кратко охарактеризуем некоторые элементы инфраструктуры рынка.
В период экономики планового типа кредитная система была развита в соответствии с условиями того времени, т.е. кредиты выдавались не в соответствии с нуждами самого предприятия, а по решению органов государственного планирования. В наше время кредитные учреждения развиваются в большом количестве и с разнообразием услуг, необходимых для удовлетворения потребностей предприятий в денежных средствах в период становления рыночной экономики. Бурное развитие на рубеже XXI в. получили коммерческие банки, которых не было в плановой экономике, а также специализированные небанковские кредитно-финансовые институты. К последним относятся страховые компании, пенсионные фонды, инвестиционные и финансовые компании. Они производят операции и предлагают услуги, которые не оказываются коммерческими банками. Такая структура кредитной системы (с учетом функционирования Центрального банка Российской Федерации) отражает потребности рыночного хозяйства, приближаясь к модели кредитной системы развитых стран.
В консалтинговых компаниях работают крупные специалисты в области теории и практики рынка и бизнеса. По контракту, за счет заказов предпринимателей они предоставляет консультации по экономическим и юридическим вопросам. Для предпринимателей оплата этих консультаций обходится дешевле, чем содержание таких специалистов на фирме. Для России это новое и перспективное дело, так как у наших предпринимателей мало опыта и знаний в области рыночной хозяйственной деятельности.
Аудиторские компании. Аудит — это комплексная ревизия финансово-хозяйственной деятельности фирмы, которая позволяет оценить ее возможности на рынке и в сфере бизнеса. Такая проверка имеет характер независимой экспертизы (по инициативе властей, учредителей, управленцев, руководителей фирмы). В настоящее время в России созданы «Мосаудит» и «Инаудит», их экспертиза — обязательное условие для получения разрешения на внешнеэкономическую деятельность, получение лицензий, организации совместных предприятий (СП). Объективность оценок западных аудиторских компаний служит визитной карточкой на внешнем рынке.
Учебные заведения. Раньше в России ни одно учебное заведение не готовило бизнесменов, менеджеров, и понятно почему. Сегодня таких учебных заведений стало много, но у них главный недостаток — крайне малый срок обучения. Часто в таких учреждениях преподают случайные люди. И все-таки этот элемент инфраструктуры рынка развивается и набирает силу и авторитет.
Существенное значение для развития рынка и формирования рыночной экономики имеют свободные экономические зоны (СЭЗ). Первая свободная экономическая зона появилась в 1959 г. в Ирландии. В 70-е годы наблюдался наибольший расцвет СЭЗ. Темпы занятости в этих зонах за последние 20 лет превышали ежегодно 20%. В русском языке имеет место несколько терминов, определяющих понятие «свободные экономические зоны»:
Все эти зоны рассматриваются как факторы экономического развития с привлечением иностранного капитала, предоставлением различных льгот (освобождение от налогов сроком на 10 лет; прямые государственные субсидии; беспошлинный ввоз и вывоз товаров; сдача земель в аренду за низкую плату; наличие дешевой рабочей силы и др.).
В настоящее время в мире насчитывается более 400 свободных экономических зон (преимущественно в развитых странах), господствующее положение в СЭЗ занимают транснациональные корпорации (ТНК) Японии, США и Западной Европы.
Для привлечения иностранного капитала СЭЗ очень важны: политическая стабильность; отсутствие хаоса, дезорганизации хозяйственных связей; законопорядок, а не война законов, дешевая рабочая сила. Всего этого у нас нет в настоящее время. Кроме того, отсутствует опыт создания и функционирования СЭЗ. Несомненно, это сдерживает развитие свободных экономических зон России.
В советской экономической литературе к инфраструктуре относили основную торговую сеть, постоянно действующие ярмарки, аукционы для оптовой реализации товара, коммерческие банки для обслуживания коммерческих кредиторов, складское хозяйство (элеваторы, холодильники), тарное и транспортное хозяйство, всякого рода биржи и информационную службу. В этом случае инфраструктура рынка имела расширительное толкование.
Говоря об организации торговой сети за рубежом, в числе получивших наибольшее распространение и более перспективных форм стоит выделить следующие:
супермаркеты магазины самообслуживания с преимущественно продовольственным ассортиментом; суперонтер перспективный магазин по торговле скоропортящимися товарами, расположен чаще всего вне города; конвинненс онтор небольшой магазин с ограниченным числом продуктов высокой степени готовности (как дополнение к крупным магазинам); супертриадо новая модель крупного магазина, имеющая современный торговый центр с реализацией высококачественных дорогостоящих товаров, зона супермаркета-склада, зона продажи товаров улучшенного качества; драгонтер розничное предприятие с высокой степенью автоматизации операций, где принимаются кредитные и дебиторские карточки; магазин-дискаунт магазин сниженных цен, реализует товары среднего качества по сравнительно невысоким ценам и др.
Широкое распространение получают розничные конгломераты — корпорации свободной фирмы, объединяющие несколько предприятий разнородных направлений и форм розничной торговли под единым владением с частичной интеграцией функций распределения и управления. Представляют интерес и оптово-розничные клубы, членами которого являются мелкорозничные торговые фирмы (60%), вносящие 20—30 дол. в год, и индивидуальные потребители (40%), вносящие 5% от цены товара. Примером такого клуба может служить фирма Price club (Калифорния).
Классическая инфраструктура рынка включает товарные биржи, фондовые биржи, биржи труда и др. (рис. 4.2).