чгу или вогу что лучше
Череповецкий госуниверситет занял последнюю строчку рейтинга востребованности классических вузов России. По данным специалистов, выпускники вуза не пользуются спросом на рынке труда.
В результате 463 высших учебных заведения страны распределили по группам в зависимости от направления их деятельности: классические, инженерные, сельскохозяйственные, гуманитарные, медицинские, вузы, дающие образование в сфере управления – экономика, финансы, юриспруденция.
В рейтинге классических вузов России Череповецкий государственный университет оказался на последней, 87 строчке. Как показало исследование, среди выпускников ЧГУ нет тех, кто бы получил направление на работу, от коммерциализации своих интеллектуальных трудов вуз получает 4,6% дохода, а индекс цитирования научных сотрудников университета – 5. Кстати, напомним, что ректор ЧГУ уже второй год обгоняет по доходам ректора МГУ.
Более престижную позицию в рейтинге – 48 строчку – занимает Вологодский госуниверситет. Более 93% его выпускников получают направление на работу, доля доходов от коммерциализации интеллектуальных продуктов вуза составляет 5,7%, индекс цитирования равен 7.
Добавим, что лидерами рейтинга классических вузов стали МГУ, Новосибирский исследовательский государственный университет и Национальный исследовательский Томский государственный университет.
В национальном рейтинге ВоГУ получил в два раза больше баллов чем ЧГУ
Вологодский и Череповецкий госуниверситеты оказались в числе середнячков Национального рейтинга университетов России.
В 2016 году в специальном проекте группы «Интерфакc», независимой системы оценки российских вузов участвовали 238 университетов, в том числе два национальных университета, 10 федеральных университетов, 29 национальных исследовательских университетов, 11 опорных университетов.
Оценивался спектр образовательных программ, организация практик студентов, комплексный параметр «Образование», восприятие исследований вуза международным академическим сообществом, восприятие исследований вуза русскоязычным академическим сообществом.
Как и ожидалось, первое место с 1000 баллов получил Московский Государственный университет имени Ломоносова. Второе место у Санкт-Петербургского госуниверситета. Замыкает тройку лучших Национальный исследовательский университет Высшая школа экономики. Замыкают «табель от рангах» Карачаево-Черкесский госуниверситет, Дагестанский аграрный университет, Якутская сельхозакадемия, Северо-Восточный госуниверситет и Иркутский аграрный университет.
Вологодский Государственный университет занял в Национальном рейтинге вузов 164-166 места. Специальное жюри оценило работу вологжан в 40 баллов. Такую же оценку получили Бурятский и Кузбасский университеты. Отметим, что в номинации «организация практики студентов» вологжане заняли весьма высокое 25 место.
Университет Череповца получил только 20 баллов. Как итог, Череповецкий госуниверситет делит со Смоленским госуниверситетом, Ленинградским госуниверситетом имени Пушкина и Хакасским госуниверситетом 220-224 рейтинговые места.
Без опоры
У вологжан больше не только площадь учебных зданий и общежитий, но и доходы выше — на 346 тысяч рублей. А главное, несмотря на отсутствие финансирования, коллектив ВоГУ по научным публикациям/цитированиям ушел далеко вперед — вологодские 9394/14036 против череповецких 5512/2824.
Ректор Леонид Соколов сообщил «Премьеру», что считает обращение анонима в Интернете провокационным. Ведь для того, чтобы принять участие в конкурсе Минобрнауки на получение статуса «опорный вуз», был создан проектный офис. Команда специалистов разработала программу развития «ВоГУ-РОСТ35. Развитие. Опережение. Стратегия. Технологии» и представила 12 проектов по направлениям, определенным условиями конкурса. Их суть — модернизация как образовательной деятельности, так и управления, кадрового потенциала, материально-технической базы, развитие местных сообществ.
«Программа стратегического развития вуза рассматривалась и утверждалась на ученом совете в августе 2016 года, конкурсная программа является ее частью, — рассказывает Леонид Иванович. — Среди проектов, которые вуз предлагал финансировать, — создание системы непрерывной профессиональной подготовки кадров в различных сферах, открытие регионального центра поддержки технологий и инноваций, формирование научно-образовательных и методических площадок «Инженерный класс» на базе школ Вологды и области».
Авторы концепции планировали открыть Парк экспериментов как интерактивного объекта культурного и научно-образовательного туризма на базе агробиостанции ВоГУ рядом со стадионом «Локомотив» и парком Победы. Еще один проект направлен на поддержку прорывных технологий в отраслях знаний: информатике, робототехнике, математике.
Специалисты предложили проекты непрерывного технического образования «Школа — машиностроительный техникум — ВоГУ-университет — инжиниринговые центры», создание «Центра сохранения и развития культурного наследия» и «Школы молодого архитектора».
Планировалось открыть новые специальности и направления подготовки: мехатронику и робототехнику (бакалавриат и магистратура), публичную политику и социальные науки (бакалавриат); инноватику (магистратура), а также специалитет: экономическую безопасность, наземные транспортно-технологические средства.
Также ВоГУ открывает 2 новые специальности — это информационные системы и программирование; монтаж, техническое обслуживание и ремонт промышленного оборудования (по отраслям).
Конечно, федеральные и областные вливания могли бы изменить Вологодский университет к лучшему, и прежде всего, в бытовом плане. На эти средства можно было бы отремонтировать общежитие и сделать настоящий кампус с тренажерными залами и комнатами для творчества. Впереди было много намеченных задач — от покупки нового оборудования до создания сети компьютерных классов свободного доступа, обеспечения доступа к электронно-библиотечным системам в формате «7 х 24» и развития базы отдыха и практики студентов «Бережок» в Белозерском районе.
Череповецкий университет празднует победу и составляет список первоочередных покупок. «Наиболее затратные касаются обновления и покупки лабораторного оборудования, инжиниринговых центров и реконструкции инфраструктуры вуза. Мы планируем создать территории, на которых студенты смогут развивать свои проекты», — отметил ректор ЧГУ Дмитрий Афанасьев.
Олег ВАСИЛЬЕВ, заместитель губернатора Вологодской области:
— В 2018 году будет проведен третий этап в работе Министерства, и мы надеемся, что ВоГУ станет опорным вузом. В этот раз Правительство Вологодской области поддерживало оба вуза, сопроводив их заявки письмами поддержки.
Причина, почему ВоГУ не получил звание, пока неизвестна — мы не видели мотивировочную часть решения комиссии. В любом случае это не вина вологодского университета. Когда мы общались с представителями Минобразования, обращали внимание на то, что в нашем регионе — уникальная ситуация. Череповецкий и вологодский вузы не дублируют друг друга в подготовке кадров, поэтому мы надеемся, что заявка ВоГУ в следующем году будет успешной.
ЧГУ почти не виден. Опорный вуз Вологодской области занял 169 место из 288 университетов России
Первым 6 июня обнародовал свои данные глобальный рейтинг Quacquarelli Symonds (QS) 2018. Было бы, конечно, опрометчивым видеть в нём провинциальный вуз из Череповца, учитывая, что всего в него вошли 27 российских вузов, а в первую сотню — лишь один Московский госуниверситет имени Ломоносова, занявший 90-е место. И это ещё лучшие показатели российских вузов в наиболее авторитетном мировом рейтинге с 2004 года!
Кроме того, в этом году в академический совет QS впервые вошли два представителя России — ректор МГУ Виктор Садовничий и ректор РУДН Владимир Филиппов.
Наверное, с удовлетворением можно отметить, что из вошедших вQS27 отечественных вузов, 17— участники проекта «5–100», программы созданной после президентского указа 2012 года о вхождении не менее пяти российских университетов в первую сотню по ведущим мировым рейтингам. Можно сказать, что программа работает. При этом её главную задачу, сформулированную президентом Путиным, выполнил лишь МГУ.
Успехи российских вузов в QS связывают с улучшением большинством участников показателей по индикатору «Репутация среди работодателей»
Кроме того, 18 российских вузов улучшили показатели в категории «Доля иностранных студентов». «Ахиллесовой пятой» российских участников остается индекс цитируемости научных публикаций, региональный директор QS Зоя Зайцева: «Почти все вузы показали негативную динамику, ни один не вошел в топ-800 по этому показателю. Судя по оценкам работодателей и академических экспертов, с профессиональным сообществом мы научились работать, хотелось бы теперь подтянуть и научную составляющую».
Страна
Два других рейтинга отранжировали вузы России по значимости и достижениям внутри страны. В среду топ-100 лучших вузов России за 2018 год опубликовало рейтинговое агентство RAEX. ЧГУ среди них опять нет. Зато эксперты RAEX выявили низкий уровень финансирования ведущих педагогических и аграрных вузов России и проблемы с их кадровым составом.
«На одного студента педагогических вузов приходится в два раза меньше средств, чем в среднем в вузах из топ-100 рейтинга (143,9 тыс. руб. против 315,5 тыс.), аналогичный показатель по аграрным вузам также невысок — 186 тыс. руб.», — говорится в отчете исследователей.
Исследование выявило ещё несколько проблем, характерных для системы российской высшей школы.
Во-первых, это моноцентричность высшей школы: 50 из 100 лучших вузов России расположены в четырех регионах — Москве, Санкт-Петербурге, Томской и Московской областях. Тот факт, что сильные университеты сконцентрированы в очень ограниченном количестве субъектов Федерации, препятствует развитию региональных экономик.
Во-вторых, отраслевые вузы взяли четкий курс на многопрофильность. Преимущества в рейтинге вузов RAEX получили те из них, кому удалось выйти за рамки привычных предметных областей. Узкая специализация содержит немало угроз и идет вразрез с междисциплинарным подходом, который важен как для научных исследований, так и для успешности выпускников на рынке труда.
Наконец, среди социально значимых вузов наилучшие успехи демонстрируют медицинские образовательные учреждения: 13 медицинских вузов вошли в топ-100 рейтинга. При этом педагогические вузы представлены в сотне лучших всего тремя участниками, аграрные университеты — двумя. Такая ситуация создает риски с точки зрения развития человеческого капитала в масштабах страны.
Регион
Единственным рейтингом, в котором упомянут Череповецкий госуниверситет, ставший в прошлом году опорным вузом Вологодской области, оказался национальный рейтинг университетов, составленный Интерфаксом.
Здесь ЧГУ оказался на 169 позиции из 288 оценённых экспертами вузов. Деятельность вузов оценивалась по шести параметром: образование, исследования, социальная среда, международное и межрегиональное сотрудничество, инновации и бренд университета.
Можно отметить, что череповецкий вуз по сравнению с прошлым годом (сам проект «Интерфакса» запущен в 2010 году) сумел подняться на 36 позиций и остался лидером в Вологодской области. Эксперты отметили прогресс ЧГУ по пяти критериям оценки: образование, бренд, исследования, интернационализация, инновации.
Так радоваться ли нам или печалиться таким результатом, глядя на результаты всех трёх рейтингов?
Скорее всего, к приведённым показателям нужно относиться спокойно. Речь идёт всё-таки о таком небыстром процессе, как образование, в котором почти не бывает стремительных прорывов. Здесь нужна кропотливая, упорная, повседневная работа. Приоритеты которой у разных вузов даже одной страны отличаются весьма существенно.
К примеру, эксперты Московской школы управления «Сколково» делят российские вузы на две большие группы. В первую входя так называемые глобальные университеты (в частности, те, что фигурируют в рейтинге QS). Их роль — определять «дизайн» системы высшего образования страны. Они —»горный хребет«, который определяет «климат» национальной высшей школы. Такие вузы являются стандартом качества, и их лидеры задают направление дискуссии о высшем образовании. Несмотря нанациональную укоренённость, они соревнуются на мировом рынке за таланты, проекты и влияние.
Гораздо большую группу составляют так называемые регионообразующие университеты.
«Это значит, — полагают исследователи „Сколково“ Андрей Волков и Дара Мельник, — что университет имеет проактивную позицию во взаимодействии с региональными индустрией и правительством, принимает участие в разработке стратегии и берет на себя часть ответственности за развитие региона. Наряду с образованием, исследованиями и инновациями это еще одна миссия университета».
Регионообразующие университеты должны быть порталом, по которому идеи с глобального уровня переходят на региональный. Но это не должна быть профанация, упрощение при адаптировании идей к «почве», полагают в «Сколково»: нужно, чтобы у региональных вузов были собственные интересные исследовательские, R&D и образовательные предложения для партнеров за пределами региона.
Региональные вузы должны доступны для всех желающих, но по-разному. Здесь должны найти для себя сверхсложные треки талантливые и требовательные молодые люди, но здесь же должно быть и массовое «незаурядное образование для обычных людей». Так, например, определял свою миссию вуз Мичигана, считающийся одним их успешных примеров регионального университета мирового класса. Плюс к этому, в региональном вузе должна быть система дополнительного образования для всех возрастов и всех групп локального населения — от предпринимателей до учителей. При этом программы должны быть так по-разному хороши в разных регионах, чтобы студентам хотелось не только уезжать, но и приезжать.
Насколько смог понять СамолётЪ из прошлогодней беседы с ректором ЧГУ Дмитрием Афанасьевым, все три упомянутые составляющие сегодня присутствуют в стратегии развития вуза. И это, в общем, вселяет оптимизм.
Сергей Михайлов
СамолётЪ
- чгпу что нужно для поступления
- чгу что нужно для поступления