чем вредны автомобильные покрышки
Чем вредны автомобильные покрышки
Увидела по телевидению сюжет о вреде отработавших своё автопокрышек и узнала, будто они опасны. Более того, их, оказывается, запрещено размещать на детских площадках. Неужели и в самом деле это правда? Сколько себя помню, «народное творчество» с использованием старых шин было распространено всюду.
И вроде никаких трагедий не произошло…
Екатерина Л., Шарыпово
Трагедий не произошло… По крайней мере, о них не трубили СМИ, но ведь есть и «мины» замедленного действия, также как и яды, убивающие не сразу, а тихой сапой подрывающие здоровье. Действительно, «отмотавшие» свой век автомобильные шины используют для декора еще со времен СССР. Бросовый материал обретал и продолжает обретать вторую жизнь на игровых площадках детских садов, школ, во дворах домов. Буйству «резиновой» фантазии нет предела: из старых автопокрышек народные умельцы вырезают лебедей, жирафов, змей, мастерят собачек, кошечек, сиденья для качелей и пр. Всё это расцвечивается красками, скрашивая нашу действительность. «Резиновая замена» специализированным площадкам смотрится вполне, считают многие, пристойно, а главное – стоит гроши. О том, что эти экономичные «арт-объекты» опасны для детского здоровья, активно заговорили в России несколько лет назад, а с 2013 года резиновый «мусор» начали активно выкапывать и вывозить на свалки в Сыктывкаре, Новгороде, на Кузбассе и в других регионах. Но далеко не во всех. И единого мнения на сей счёт нет. Нет и сверху чёткого указания о запрете. Немудрено, что до Шарыпово тревожный звон долетел совсем недавно. Он поселил в некоторых горожанах тревогу, но, и заронил сомнения: так ли страшна покрышка, как её малюют?
По обращениям родителей в детсадах ряда городов России, в том числе и в Красноярске, были проведены соответствующие проверки. Эксперты управления Роспотребнадзора по Красноярскому краю предписали убрать шины с площадок из-за нарушений СанПиНа – санитарных правил и норм. Но, подчеркиваю, проверки прошли не повальные, а именно после обращений родителей. «Санитарными правилами предусмотрено использование оборудования в детских дошкольных образовательных учреждениях сертифицированного, а это отработанные шины, они могут нанести вред здоровью детей. Нужны сертификаты о безопасности и качестве на всё оборудование для детей», − пояснили в Роспотребнадзоре.
Автомобильные покрышки, согласно ГОСТу, относятся к четвертому классу опасности наряду с бетонной пылью или конским навозом. Это условно малоопасные отходы, однако они нарушают экологическую систему, которой требуется на восстановление не менее трёх лет. Но и тут согласия нет. Например, в 2016 году Костромская межрайонная природоохранная прокуратура отнесла отработанные шины с кордом к отходам второго класса опасности, то есть к высокоопасным по степени токсичности и воздействия на среду обитания и здоровье человека, без корда – к третьему классу опасности (умеренно опасные).
Основная часть вредных веществ попадает в окружающую среду – непосредственно при использовании покрышек – в виде резиновой пыли при стирании о дорожное покрытие. А при элементарном сжигании этих изделий вреда еще больше. Однако даже в «спокойном» состоянии покрышка может выделять свыше сотни химических веществ. Наиболее опасные из них – бензапирен (вещество первого класса опасности), нитрозамины (канцерогены, мутагены), фенолы (токсичные вещества). Но нельзя сказать определённо, сколько таких веществ выделяет за год одна покрышка или несколько десятков, да еще покрытых краской, а также оценить степень вреда, который они оказывают на людей. Почему нельзя? Да потому, что подобных исследований ещё никто толком не проводил. Так что думайте сами, решайте сами… И всё же власти некоторых городов России не рекомендуют использовать старые покрышки на клумбах и детских площадках или прямо это запрещают. Но борьба ведётся с переменным успехом. А в большинстве субъектов РФ об этом даже и не задумывались.
Но действительно ли шины так опасны? Справедливости ради приведём и мнение одного из представителей природоохранной прокуратуры.
– Под отходами мы понимаем остатки сырья, материалов или иных изделий, которые образовались в процессе производства или потребления, а также товары, утратившие свои потребительские свойства. Но если в автомобильные покрышки вдохнули, как говорится вторую жизнь, их уже нельзя считать отходами, – объяснил помощник природоохранного прокурора Ярославской области А. Лебедев. – В данном случае применение покрышек и их использование для других целей никакого вреда окружающей среде не наносят. Утверждать, опираясь на домыслы или догадки, что шины вредны, нельзя. Нужны специальные исследования…
Но, как мне стало известно, в Костроме старым покрышкам объявили настоящую войну. Местные депутаты требуют не только срочным порядком демонтировать все изделия из покрышек, но и штрафовать тех, кто не сделает этого.
Как сообщили в прокуратуре Хакасии, в Саяногорске провели проверки и установили, что в одиннадцати детских садах города при оборудовании игровых элементов, клумб и ограждений использовано 1958 отработанных автопокрышек, считающихся теперь «опасными отходами» в соответствии с новым федеральным законодательством, а потому в связи с «вредным воздействием на здоровье детей» нахождение использованных автопокрышек на территории садиков больше не допустимо. Внесено представление и в отдел образования, и в адрес руководителя регионального управления Роспотребнадзора: прокуратура считает, что санитарные инспекторы не выполняют в полном объеме возложенные на них контрольно-надзорные функции при проведении плановых проверок детских садов, поскольку не требовали истребить все покрышки на территории садиков. Но далеко не во всех – даже прокурорских – структурах слышали о начавшихся гонениях на старые автопокрышки. Однако нет дыма без огня. А чтобы дыма не было, надо потушить огонь, то есть разобраться в проблеме самым высоким ведомствам. А пока они молчат или сомневаются, журналисты бьют в набат. К примеру, на страницах специализированного журнала «Автомир» рассказывается об исследовании «начинки» старых шин. Оказывается, воздух, который выходит из шин, «обогащен» более чем 120 вреднейшими химическими веществами. С онкологической точки зрения, самые опасные среди них – N-нитрозамины. Они выделяются тем интенсивнее, чем горячее шина. К тому же этот газ тяжелее воздуха, он не улетает в «высокие» слои атмосферы, а скапливается у поверхности земли – на уровне верхних дыхательных путей. Летом, когда шины нагреваются от жаркого солнца, происходит то же самое: краска лопается, канцерогены испаряются, а дети дышат этой ядовитой гадостью… Согласно санитарным правилам, все оборудование в детских дошкольных учреждениях должно быть сертифицировано. По логике, у старой покрышки тоже должен быть свой сертификат. Только вот на шины, бывшие в употреблении, их не выдают. Получается, использование отработанных шин взамен игрового оборудования недопустимо, но его используют.
Также, по требованиям к оборудованию и содержанию территорий дошкольных образовательных организаций, прописанных в СанПиНах, игровое оборудование должно соответствовать возрасту детей и быть изготовлено из материалов, не оказывающих вредного воздействия на человека. Вряд ли отмотавшая свой километраж шина отвечает этим нормам.
Сложилось мнение, что «автопокрышечная» проблема волнует только журналистов, а заставить активно действовать контролирующие органы можно только с помощью официальных бумаг и газетных публикаций.
В ситуации разбирался
обозреватель «Твоего Шанса»
Трофим ПУЗЫРЁВ
Вреда не будет: экологическая безопасность шин
На фоне ужесточения экологических стандартов для автомобильных двигателей до недавнего времени оставалась в стороне проблема влияния на окружающую среду других, возможно, не менее сильных источников канцерогенной опасности. Речь идет о шинных ингредиентах
Автомобильный транспорт является источником канцерогенной опасности не только из-за отработавших газов, вред природе также наносят продукты износа шин. По данным из открытых источников, каждый автомобиль ежегодно вносит в окружающую среду через контакт с дорожным полотном около 200 граммов нефтепродуктов, в которых содержатся чрезвычайно опасные полициклические ароматические углеводороды (ПАУ). При этом вклад шин в общее выделение ПАУ даже более значителен, чем отработавших газов ДВС, — он составляет 55–60 % ПАУ, выбрасываемых в атмосферу.
В рецептуре шин используется целый ряд ингредиентов, которые могут содержать канцерогенно опасные ПАУ. Это, в первую очередь, технологические масла-пластификаторы, а также технический углерод и маслонаполненный каучук. Их вклад в безопасность конечного изделия является предметом постоянного изучения всего научно-химического сообщества.
В рецептуре шин используется целый ряд ингредиентов, которые могут содержать канцерогенно опасные ПАУ
О влиянии ингредиентов на канцерогенную безопасность шин много говорилось на V Всероссийской конференции с международным участием «Каучук и Резина — 2015: традиции и новации», организованной ООО «НИИЭМИ» и МИТХТ им. М.В. Ломоносова. Наш корреспондент взял на себя труд обобщить информацию из наиболее интересных докладов.
ГОДЕН ОДИН ИЗ ТРЕХ
Институт канцерогенеза им. проф. Гриммера (Гросхансдорф, Германия) изучил три образца технического углерода и три образца маслонаполненного бутадиен-стирольного каучука российских производителей, а также полученные на их основе вулканизаты протекторной резины с использованием различных технологических масел ароматической природы. Ученые, задавшись целью определить содержание индивидуальных ПАУ в исследованных образцах, получили неожиданные результаты: в двух пробах технического углерода выявлено значительное содержание ПАУ (эквивалентная канцерогенность 4,361 и 3,561 мг/кг), лишь третий образец характеризуется очень низким содержанием ПАУ (1,485 мг/кг) и является канцерогенно безопасным. Стоит отметить, что этот безопасный компонент был произведен на крупном отечественном предприятии по специальной технологии с применением дополнительной очистки и термообработки. В целом же, образцы, полученные от различных производителей, показали, насколько вариативными могут быть содержание индивидуальных ПАУ и общая канцерогенность неочищенных ароматических экстрактов.
Анализ маслонаполненного каучука дал не менее интересные результаты. В первом тестовом образце содержание опаснейшего бензапирена превышало допустимые нормы в 3,3 раза, а общее содержание ПАУ составило 36,0 мг/кг и превысило нормы канцерогенности в 7,8 раза. Второй образец оказался в несколько раз «чище» предыдущего, однако и он имел показатели, значительно превышающие допустимый порог безопасности. Лишь третий образец маслонаполненного каучука характеризовался приемлемо низким содержанием ПАУ. Интересно, что и годный, и негодный образцы были взяты из продукции одного и того же производителя, но в случае с годным образцом было использовано неканцерогенное масло-наполнитель.
Вклад каждого компонента в безопасность шины является предметом постоянного изучения всего научно-химического сообщества
Далее с использованием проанализированных каучуков, технического углерода и ряда технологических масел были приготовлены вулканизаты протекторной резины. Их также подвергли скрупулезному исследованию. Установлено, что вулканизаты, полученные с использованием вредного масло-наполненного каучука, независимо от использования технического углерода и технологического масла являются канцерогенно опасными. В итоге, из трех изученных образцов лишь в одном случае был получен канцерогенно безопасный вулканизат, в котором содержание ПАУ не превышало установленные нормы.
Ученые делают вывод: для получения канцерогенно безопасного вулканизата необходимо использование исключительно канцерогенно безопасных компонентов — не только канцерогенно безопасного технологического масла и наполнителя, но и маслонаполненного каучука, полученного с использованием неканцерогенного масла.
Жесткие требования по экологии должны распространяться и на наварную резину
ГДЕ ЗАВИС РЕГЛАМЕНТ
Канцерогенная безопасность шин и каучуков обеспечивается законодательством Евросоюза. Речь идет о регламенте REACH с учетом его последних изменений (EU1907/2006, EU552/2009, EU1272/2013, EU1215/326). В частности, в производстве шин и каучуков запрещено использование технологических масел-наполнителей, в которых содержание бензапирена превышает 1 мг/кг, а содержание 8 ПАУ превышает 10 мг/кг.
Нормативное регулирование содержания ПАУ действует не только в Европе: подобные регламенты приняты в США, Японии, Южной Корее и Китае (отраслевой стандарт CRIA XXZB/LT-102-2014). Вскоре к этому «клубу по интересам» должна присоединиться и Бразилия.
В мировой шинной индустрии существует понятие экологически «зеленая» шина, такой продукт обычно маркируется специальным знаком
Стоит заметить, что одной из немногих стран, в которых до сих пор нет закона о производстве веществ, потенциально содержащих канцерогенные соединения, является Россия. В марте 2014 года отечественный биохимический холдинг «Оргхим» (Нижегородская обл.) предложил законопроект, отражающей концепцию канцерогенной безопасности — Технический регламент «Об ограничении реализации и использования каучуков, шин, РТИ и технологических масел, содержащих канцерогенные вещества». Этот документ устанавливает требования к производству и обороту шин, каучуковых и резиновых изделий, а также технологических масел, используемых для их производства, и, что немаловажно, определяет методику испытаний в отношении содержания ПАУ.
Технический регламент был представлен на заседании Комитета Государственной думы по природным ресурсам, природопользованию и экологии в марте 2014 года.
Введение в РФ экологических требований к составу шин пока только обсуждается
Готовность принять участие в совместной работе над внедрением данного документа выразили крупнейшие шинные компании. Всем важен скорейший результат.
НАДЕЖДА АРЗУМАНЯН / ДИРЕКТОР ПО КОММУНИКАЦИЯМ «МИШЛЕН» В РОССИИ И СНГ
Для пневматических шин, продаваемых в Европейском Союзе, как и для других товаров, имеющих контакт с человеком, существуют требования химической безопасности REACH (директива EC №1907/2006 от 18.12.2006) о недопущении или ограничении использования некоторых химических веществ. Среди подпадающих под директиву REACH веществ есть и полициклические углеводороды. Отметим, что естественным источником этих соединений является нефть и нефтепродукты, также они образуются при неполном сгорании углеводородов. Данная директива поэтапно вводилась в жизнь в течение более 10 лет. Компания «Мишлен» выполняет требования директивы REACH глобально, на всех заводах, вне зависимости от страны производства. Никакой дополнительной маркировки для продукции, соответствующей директиве REACH, законодательно не предусмотрено.
Отметим также, что требования REACH являются базовыми для товаров, вступающих в контакт с человеком, и не являются непосредственными требованиями по экологической безопасности транспортного средства. Более полную информацию об этом законодательстве, о его применении и различных подходах в регулировании данного вопроса можно получить на сайте Европейской ассоциации шинных производителей и производителей резинотехнических изделий (ETRMA), в которой Группа МИШЛЕН активно работает уже много лет.
По официальным данным Всемирной организации здравоохранения, основным источником техногенного формирования опасных полициклических углеводородов является процесс сгорания: «ПАУ образуются, главным образом, в результате пиролитических процессов, особенно при неполном сгорании органических материалов во время промышленных и других видов деятельности человека, таких как обработка угля и сырой нефти, сжигание природного газа, в том числе для отопления, сжигание мусора, работа автомобильного транспорта, приготовление пищи и курение табака, а также в результате природных процессов, таких как карбонизация».
Влияние автомобилей на здоровье человека является сложным, комплексным вопросом, т.к. в данной системе много взаимосвязанных факторов: дорожная инфраструктура, вид покрытия, виды и качество топлива и смазочных материалов, сами автомобили и их компоненты.
На международном уровне этот вопрос активно прорабатывается в рамках GRPE — Рабочей группы по загрязнению и энергии в рамках Женевского соглашения ООН по автомобильному транспорту.
На сегодня усилия мирового сообщества и законодательные инициативы на уровне Евразийского экономического союза направлены на уменьшение выбросов в результате сгорания топлива, а соответственно — уменьшение воздействия на окружающую среду. Поэтому в мировой шинной индустрии существует понятие экологическая, «зеленая» шина. Это шина с уменьшенным сопротивлением качению, позволяющая существенно уменьшить выбросы CO2 — до 20 %. Такие шины компании «Мишлен» промаркированы соответствующим знаком на боковине.
Технический регламент Таможенного союза «О безопасности колесных транспортных средств» (ТР ТС018.2011, принятый решением №877 от 09.12.2011) предусматривает введение с 01.01.2017 обязательных требований к шинам в отношении сопротивления качению. То есть с 01.01.2017 года предусматривается обязательное подтверждение соответствия (обязательная сертификация) шин требованиям по сопротивлению качения (первая стадия) международных документов уровня Женевского соглашения 1958 года — Правил 117 ЕЭК ООН. Кроме того, этот Технический регламент описывает требования по выбросам автомобиля.
ДМИТРИЙ КРАЕВ / СПЕЦИАЛИСТ СЛУЖБЫ ПОДДЕРЖКИ КЛИЕНТОВ ООО «КОНТИНЕНТАЛ ТАЙРС РУС»
Компания Continental производит грузовые шины для региона EMIA в Чехии (Отроковице), Словакии (Пухов) и России (Нижнекамск). По вопросу компонентов для шин российского и европейского производства у нас однозначная позиция: разницы нет. Абсолютно одинаковые рецептуры шин. Более того, даже поставщики сырья одни и те же. Хочу заметить, что около 50 % своих шин для российского рынка мы производим все еще в Европе, и там мы их берем со склада готовой продукции. Словом, когда шины производятся, еще неизвестно, на какой рынок они попадут и в каких условиях будут эксплуатироваться. В любом случае разница в свойствах шин и используемых в них компонентах исключается.
ВЕРА ЖУЛИКОВА / ЭКСПЕРТ НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКОГО ЦЕНТРА «ИНТАЙР» ОАО «КОРДИАНТ»
Существует ли в шинной индустрии определение «канцерогенно безопасная шина»? Для шинников более характерно понятие «зеленая шина», подразумевающее, что такая шина является экологически безопасной. К сожалению, выявить по внешнему виду канцерогенную безопасность невозможно. Это позволяют сделать химические методы, в частности, ISO 21461, по которому оценивается количество канцерогенных веществ, выделяемых из шины. Полученные результаты определяют соответствие шины требованиям, например, Европейской экологической директивы 552/2009 REACH. Шины ОАО «Кордиант» полностью соответствуют данным требованиям.
Введение на территории РФ экологических требований к шинам обсуждается в органах власти. Это достаточно сложный вопрос, так как введение требований и осуществление контроля за их исполнением — это задача, требующая как изменений законодательной базы, так и создания внутри страны контрольных лабораторий.
С 1 августа по 30 сентября, при приобретении нового автомобиля Skoda в автосалоне «Пулково-Авто», Санкт-Петербург, вы получаете скидку до 15% на покупку и установку дополнительного оборудования.
С подробностями можно ознакомиться у менеджеров отдела продаж автоцентра «Пулково-Авто» в Санкт-Петербурге по телефону: (812)331 7773.
Почему старые шины лучше не использовать на огороде?
Многие используют шины как клумбы для цветов. Но не догадываются, что вместо чистого дачного воздуха вдыхают вредные испарения и пыль от резины, которая оседает и на других растениях Фото: Алексей Кунилов
Садоводы нередко находят применение старым и даже абсолютно не огородным вещам на своих участках. К таким предметам относятся и старые автомобильные шины, которые чаще всего становятся клумбами, но, как оказывается, не только оригинальными, но и опасными.
Как пояснили «Облгазете» в Институте промышленной экологии УрО РАН, старые автомобильные шины действительно опасно держать на садово-огородном участке. Они относятся к отходам четвёртого класса опасности и подлежат специальной утилизации или переработке.
– Автомобильные покрышки содержат довольно много вредных веществ. При их изготовлении в резину для ускорения процесса вулканизации и замедления старения добавляют полимеры и другие химические компоненты, которые со временем разлагаются, – пояснил «Облгазете» председатель УрО РАН, директор Института органического синтеза Валерий Чарушин. – Многие, наверное, замечали, что когда шины нагреваются, появляется неприятный запах – выделяются диоксины, от них самый большой вред. И мы этим дышим, что просто вредно для здоровья.
Вредны же старые шины тем, что от них идёт постоянное испарение таких вредных и канцерогенных веществ, как бензопирен, диоксин, фуран. Опасна и высокотоксичная пыль от шин. Они разлагаются около 100 лет и за это время наносят большой вред природе и человеку. Просто сжигать шины тоже нельзя – много копоти, усиленное выделение вышеперечисленных вредных веществ да ещё и серной кислоты. От старых покрышек вреда даже больше, чем от выхлопных газов. Вредные испарения попадают и в воздух, и в почву, а из неё – в урожай. И краска от этих испарений не защитит: она нагревается на солнце и постепенно облупляется. Так что картошку в них выращивать точно нельзя.
По статистике, у нас в России сейчас оборот шин составляет почти миллион тонн в год. И всё это опасно для здоровья, поэтому подлежит переработке или утилизации. В Екатеринбурге этим занимается шесть предприятий, но самостоятельно сдать старые шины садоводы могут только на несколько из них. Например, в компании «Лидер», «Экопром» и«Урал-Эко».
МЕЖДУ ТЕМ
Старые шины действительно лучше сдавать: их могут измельчить и пустить на изготовление новых шин и других резинотехнических изделий или добавлять в асфальтную смесь для пластичности и износоустойчивости. По сути, это очень ценное сырьё, поскольку покрышки делают из синтетического каучука, а его получают из нефти.
Сюжет
Обратная связь
Каждый день в редакцию звонят и пишут наши читатели. Ответы на свои вопросы они могут получить со страниц газеты.
Дворовые поделки из шин — большая опасность. Почему? Разбираем с экологами
Инициатива жителей домов в вопросах благоустройства двора — безусловный плюс. Высадить у подъезда цветы, починить лавочку, облагородить старые качели. а с конца 80-х особенно творческие соседи делают прекрасные инсталляции из шин. Матрешки, лебеди, персонажи сказок и мультфильмов: разноцветные поделки с особым креативом украшают сегодня некоторые территории в Томске.
Но не все так однозначно. Оказывается, шинный лебедь (или клумба) таит в себе серьезную опасность для земли. Мы сделали большой разбор с экологами ОГБУ «Облкомприрода» (Областной комитет охраны окружающей среды и природопользования). Эксперты рассказали, чем на самом деле опасны такие инсталляции. Спойлер: все серьезнее, чем мы думали.
На фото: кажется, такие поделки настолько прочно вошли в наши дворы, что и мысли не возникнет, как «колесико из детства» может быть опасно.
Правда, что автомобильные шины относятся к отходам опасных групп? В чем их опасность для экологии?
Да, это правда. Автомобильные шины относятся к отходам III – IV класса опасности, которые осуществляют негативное воздействие на окружающую среду и не могут быть размещены на территории жилых домов и детских площадок (согласно ГОСТ 12.1.007-76 «Вредные вещества. Классификация и общие требования безопасности»; ФККО, утверждённый приказом Росприроднадзора от 22.05.2017 № 242).
А лебеди и матрешки из шин во дворах — выходит, нарушение норм? Какие последствия для экологии несет собой такая дворовая творческая конструкция?
Сколько химикатов выделяет в год шина, да еще и покрытая краской, однозначно сказать нельзя, как и оценить степень вреда для людей – таких исследований пока не проводилось. Тем не менее, покрышки на детских площадках однозначно не имеют права на жизнь уже хотя бы потому, что любая конструкция, которая будет использоваться детьми, должна иметь как минимум сертификат безопасности и качества. «Отмотавшая» свой километраж шина никаким подобным требованиям не соответствует.
Считается, что от шин, окрашенных фасадной краской, меньше испарений в воздух (и поэтому они безопаснее для людей, которые гуляют рядом или спят с открытой форточкой), но даже при этом они не перестают быть вредными для почвы при разложении.
Как правильно избавиться от шин? Можно ли их оставлять в местах сбора ТКО, сжигать? Как организован вывоз шин в Томске?
Автомобильные шины относятся к промышленным отходам и попытки их утилизировать вместе обычным мусором являются нарушением действующих экологических норм. Распоряжением Правительства РФ от 25.07.2017 № 1589-р с 1 января 2019 года шины относятся к отходам, захоронение которых запрещено, а следовательно региональный оператор не будет их вывозить на полигоны ТКО. Но есть и хорошая новость: автомобильные шины можно перерабатывать. Каждый автолюбитель может ответственно подойти к вопросу утилизации опасного типа отходов и снизить потенциальный экологический ущерб. Покрышки (в том числе те, из которых уже вырезаны «лебеди и матрешки) можно безвозмездно передать на переработку в ООО «Экошина» (ул. Ивановского, 4 стр. 6). У переработчиков одна просьба: шины должны быть чистыми. То есть они могут быть с окрашиванием, главное, чтобы не было бытовой грязи: песка, пыли и так далее.
Как сейчас контролируются творческие инициативы жителей? Что грозит нарушителям? Регламентируется это как-либо на государственном/законодательном уровне? Кто решает эти вопросы? У меня во дворе красивая матрешка. Но из шин. Куда мне обратиться и как воздействовать на добродушных соседей, которые по доброй душе сделали такой подарок двору?
Пока в Томске широкой практики понуждения к демонтажу конструкций из шин во дворах и на детских площадках нет. Наверное, потому, что нет и широкого распространения вкапывания покрышек – все-таки это уже «привет из прошлого». Если вы хотите избавиться от матрешки из покрышек в своем дворе, начать стоит с обращения в свою управляющую компанию.
Листайте вправо галерею с фото: подборка милых, но опасных установок.
Какие альтернативы можно предложить, чтобы не использовать шины для изготовления объектов во дворах?
Здесь фантазии нет предела. При желании украсить свой двор, можно начать как с разбивки цветника или устройства газона, так и до размещения фигур из дерева и других безопасных долговечных материалов. Нужно помнить, что ваша инициатива не должна нарушать интересы соседей или мешать управляющей компании осуществлять свои функции по обслуживанию дома (придомовой территории).
Редакция также обратилась к областному центра развития городской среды. Их команда архитекторов в том числе разрабатывает общественные пространства в регионе. По словам руководителя Центра, Константина Казанцева, импровизированные деревянные вазоны вполне могут быть альтернативой
Благо, у нас есть прекрасные примеры экологичного благоустройства. Tomsk.ru сделал свою подборку экспонатов в городе (кстати, некоторые из них — призеры конкурса «Томский дворик». Посмотрите, как круто можно обходиться без шин:
Вот пример деревянной инсталляции у дома на пр. Кирова
Если захотелось создать фигурку — можно сделать аналогично:
Камень — тоже альтернатива. Посмотрите, как на ул. Мокрушина украшает улицу каменный фонтан:
Кстати, разукрасить часть подъезда (согласованно) — тоже вариант преображения придомовой территории, как на ул. Профсоюзной в Томске:
А тут — целая живая изгородь! Экологичнее варианта не придумать:
А деревянные совы на ул. 79 Гвардейской дивизии в сочетании с каменной декоративной мельницей — гораздо интереснее шинных поделок.