Инструкция: как разработать и утвердить положение о стимулирующих выплатах
Положение о стимулирующих выплатах — это документ, который устанавливает условия и порядок премирования сотрудников за успешную работу. Его цель — мотивация персонала качественно и эффективно выполнять обязанности для повышения производительности труда на предприятии.
Скачать образец положения о стимулирующих выплатах с критериями эффективности для образовательного учреждения
Для чего разрабатывают положение
Ничто так не стимулирует работников качественно и быстро выполнять обязанности, как разнообразные надбавки и премии за особые заслуги на рабочем месте. Чтобы эти премии выплачивались справедливо и максимально рационально для предприятия, необходимо разработать четкую систему мотивации.
Как предусматривают ст. 129 и 135 Трудового кодекса РФ, зарплата на предприятии формируется из нескольких составляющих:
Материальные вознаграждения за эффективный труд работодатели обязаны прописать в коллективных договорах или локальных нормативных актах организации (ч. 2 ст. 135 ТК РФ). Один из способов зафиксировать условия для назначения стимулирующих выплат в положении об оплате труда, — указать их в отдельном разделе. Другой вариант — прописать особенности вознаграждения в отдельном положении.
Примечательно, что правильная система денежных вознаграждений является лучшим способом повысить производительность труда, предотвратить текучесть кадров и привлечь квалифицированных сотрудников. Чтобы эта система принесла пользу предприятию, следует разработать положение по определению стимулирующих выплат, учитывая так называемые критерии эффективного труда. Важно не просто отметить, какие надбавки предусмотрены в компании, а четко рассчитать и указать показатели — кому, за что и сколько предполагается платить за успешное решение производственных задач.
Обычно доплачивают за:
Но единых критериев нет. Работодатель самостоятельно определяет перечень выплат, их размер, дополняя их собственными показателями с учетом специфики деятельности. Например, для отдела продаж таким критерием является выполнение плана продаж, количество заключенных контрактов и др., в промышленном производстве — перевыполнение нормы, качество изготовленных изделий, в сфере услуг — количество довольных клиентов и т. д.
Чаще всего показатели эффективности прописывают в положении о начислении стимулирующих выплат в бюджетном учреждении для следующих категорий:
Для доплат к окладу в госучреждениях выделяется отдельный бюджет на федеральном и региональном уровнях. Например, учителей вознаграждают за внедрение новых курсов и индивидуальных образовательных программ, проведение экскурсий и открытых уроков, организацию конкурсов, олимпиад и других мероприятий.
Структура и содержание документа
Составляют документ, мотивирующий сотрудников, в свободной форме, поскольку единых требований к положению о стимулирующих выплатах в законе не существует. Но есть основные разделы, которые необходимо отразить в нем:
Рекомендуем обратить внимание на то, кто разрабатывает положения об оплате труда стимулирующего характера, — обычно это возложено на бухгалтера и кадровика. А затем документ утверждает руководитель.
Формулировать текст необходимо четко и лаконично. Детально следует перечислить критерии, которые влияют на выплату премии. При подготовке документа, мотивирующего педагогов, врачей, театральных работников и других бюджетников, ориентироваться необходимо на рекомендации госорганов (Минобразования, Минтруда, Минкультуры). В положении прописываются четкие источники финансирования.
Образец
Предлагаем вам ознакомиться с примером о положениях о премиях и стимулирующих выплатах и доработать его с учетом особенностей вашего предприятия. Вот как оформить в ЛНА раздел об условиях и размерах поощрений.
2. Показатели премирования и размеры премий
2.1. Для всех работников, для которых предназначено данное Положение, основным условием премирования является выполнение плана по финансовому результату деятельности ___________.
2.2. Дополнительные условия надбавок и премий по результатам года, квартала и месяца приведены в таблице ниже.
Надбавки, доплаты, премии и иные выплаты
Наименование
Процент
Примечания
Доплаты
За работу в ночные часы
400% за час по тарифной ставке
За труд с 22.00 до 06.00
За сверхурочную работу
За первые 2 часа — 150% за час работы; за последующее время — 200%
Обратите внимание, как выглядит примерное положение о стимулирующих выплатах для образовательного учреждения. Этот образец составлен для педагогов в соответствии с критериями эффективности.
Как утвердить положение
Сначала бухгалтерия и кадровая служба детально прорабатывает каждый раздел документа. Особенно важно для бухгалтеров проверить, чтобы все критерии эффективности положения о порядке распределения стимулирующих выплат были экономически обоснованы. Прежде чем его утвердит руководитель, документ необходимо согласовать с профсоюзной организацией (при наличии). Особенно это важно для бюджетников. Профсоюзы обязаны завизировать его и дать письменный ответ в течение пяти рабочих дней.
Если профсоюзы согласны, то положение о стимулирующих надбавках утверждается приказом директора предприятия. После этого важно ознакомить с новым документом всех работников, для которых он предназначен.
Положение о стимулирующих выплатах с критериями эффективности
Роль положения о стимулировании в расчете зарплаты
Положение о стимулирующих выплатах — документ, наличие которого необходимо для включения в зарплату работников той ее части, которая в ТК РФ определена как стимулирующая.
Согласно ст. 129 и 135 ТК РФ заработная плата состоит:
Стимулирующими в соответствии со ст. 129 ТК РФ могут стать:
Они делятся на установленные:
О том, какие выплаты образуют состав расходов на оплату труда для целей расчета налога на прибыль, читайте в статье «Расходы на оплату труда согласно нормам ст.255 НК РФ».
В основу механизмов стимулирования каждый работодатель закладывает собственную методику, обозначив в ней как основные критерии, за которые следует поощрить работника, так и формулы для определения величины вознаграждения в зависимости от количественной или качественной характеристики этого критерия. Определению этих критериев и методики их применения и посвящен такой документ, как положение о стимулировании.
Как составить и утвердить положение об оплате труда и премировании в организации? Ответ на этот вопрос разъяснил гос. инспектор одела труда Нижегородской области В.И. Неклюдов. Получите бесплатный пробный доступ к системе КонсультантПлюс и следуйте рекомендациям чиновника.
Принципы создания положения о стимулировании
При создании положения о стимулировании необходимо руководствоваться нормами трудового права, в частности ст. 135 ТК РФ. Работодателю следует учитывать:
ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! Все виды выплат, составляющие зарплату, образуют систему оплаты труда. Она формируется индивидуально у каждого работодателя и закрепляется им во внутренних нормативных актах. При этом особенности зарплаты конкретного работника фиксируются в его трудовом/коллективном договоре, где либо отражается вся система полагающихся выплат, либо указывается ссылка на внутренний нормативный акт, согласно которому будет оплачиваться труд. Таким документом может быть положение об оплате труда, в рамках которого есть раздел о стимулирующих выплатах сотрудникам. Либо работодатель оговаривает оплату труда в трудовом/коллективном договоре с работниками, а стимулирующие выплаты документирует в отдельном положении.
Содержание положения о стимулировании
Текст положения о стимулировании, как правило, содержит:
Набор критериев может различаться в зависимости от особенностей деятельности работодателя. Но при этом для всех их должна присутствовать возможность перевода в цифровую оценку (баллы).
Результаты оценки работы каждого рядового сотрудника должны быть сформированы с учетом мнения его самого, профсоюзного органа, руководителей и работодателя. Отражаются они в оценочном листе, оформляемом за определенный период по каждому работнику.
Пример оформления положения о стимулируюих выплатах в организации подготовили эксперты КонсультантПлюс. Чтобы все сделать правильно, получите пробный доступ к системе и переходите к образцу. Это бесплатно.
Особенности создания положения в ГУП и МУП
Большинство работодателей обладает достаточно большой долей свободы в определении правил стимулирования работников. Однако наряду с ними в России существуют организации, оплата за труд в которых регулируется на государственном уровне. Это бюджетные учреждения (ГУП и МУП).
В отношении них текст ст. 135 ТК РФ содержит отсылку к единым рекомендациям по установлению оплаты труда. Такие рекомендации ежегодно разрабатываются трехсторонней (Правительство РФ — профсоюзы — работодатели) комиссией и устанавливают единый подход к оплате труда работников этих юрлиц на всех уровнях бюджетной системы (от федерального до местного). На основе этого документа устанавливаются объемы бюджетного финансирования на очередной год на содержание ГУП и МУП, работающих в том числе в сферах образования и здравоохранения. Если трехсторонняя комиссия не выработала такого документа, то его утверждает Правительство РФ, доводя мнение комиссии до субъектов РФ.
Кроме того, к числу нормативных актов, определяющих систему оплаты труда бюджетников, относится постановление Правительства РФ от 05.08.2008 № 583. Согласно п. 5 данного постановления каждая бюджетная организация разрабатывает и утверждает индивидуальное положение о стимулирующих выплатах.
Виды выплат, имеющих стимулирующий характер, для бюджетных учреждений установлены приказом Минздравсоцразвития РФ от 29.12.2007 № 818. Среди них выделены доплаты:
Для реализации механизма стимулирующих доплат в ГУП или МУП должна быть создана система критериев, которые позволят оценивать эффективность и качество работы каждого работника индивидуально и смогут стать фактором, побуждающим к повышению качественного уровня функционирования бюджетного учреждения в целом.
Общий рекомендованный подход к критериям состоит в следующем:
При разработке положения о стимулировании в ГУП или МУП следует руководствоваться отраслевыми рекомендациями по его формированию, если они установлены. Например, существуют подобные документы:
Но вместе с тем система стимулирования в каждом конкретном учреждении может быть индивидуальной. Разрабатывая ее для себя, каждый ГУП или МУП должен руководствоваться не только едиными рекомендациями, но и документами регионов, посвященными этому вопросу, которые не должны противоречить единым рекомендациям, но могут дополнять и конкретизировать их.
В отличие от прочих работодателей в ГУП и МУП оценивается также и вклад руководителей в результаты работы учреждения. Эта оценка осуществляется вышестоящим органом в целом по результатам работы предприятий.
Системы критериев оценки для ГУП и МУП
В связи с единообразием подхода к оплате труда в бюджетных учреждениях им рекомендовано придерживаться схожих критериев оценки вклада работников в деятельность учреждений одного профиля. Например, критериями оценки могут служить:
Приказ Минтруда РФ от 26.04.2013 № 167н рекомендует указывать эти критерии непосредственно в трудовых договорах (эффективных контрактах) или в допсоглашениях к ним, если давно работающего сотрудника переводят на новую систему оплаты труда.
О бланке, на котором может быть оформлен трудовой договор, читайте в материале «Унифицированная форма № ТД-1 — трудовой договор».
Стимулирующие выплаты педагогическим работникам
Формирование системы стимулирующих выплат учителям и воспитателям дошкольных учреждений осуществляется с использованием методических рекомендаций, утвержденных письмом Минобрнауки РФ от 20.06.2013 № АП-1073/02.
Набор оценочных критериев, отраженных в положении о стимулирующих выплатах для педагогических работников, будет различаться в зависимости от назначения учреждения:
Для руководителей этих учреждений на первый план выходят такие показатели, как:
Более подробно о критериях стимулирующих выплат учителям вы можете прочесть здесь.
Критерии стимулирующего характера для медработников
Рекомендуемые перечни показателей с критериями их выполнения и оценкой в баллах для разных должностей указаны в приказе Минздрава РФ от 28.06.2013 № 421. Примеры таких показателей:
В приказе № 421 описаны также особенности процедуры оценки показателей, коэффициенты, применяемые в зависимости от должности, и максимальные суммы начисляемых баллов.
Подробнее о стимулирующих выплатах медработникам читайте здесь.
Итоги
Положение о стимулирующих выплатах играет очень важную роль в процессе формирования системы оплаты труда у любого работодателя, влияя на прямую заинтересованность работника в результатах. В отношении ГУП и МУП создание такого документа обязательно вследствие имеющихся законодательных предпосылок для применения ими единой системы оплаты труда, включающей доплату стимулирующего характера.
Приложение N 11. Положение о выплатах стимулирующего характера руководителям федеральных государственных бюджетных учреждений и федеральных казенных учреждений, находящихся в ведении Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации
Приложение N 11 к приказу Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 27 ноября 2017 г. N 807н
Положение о выплатах стимулирующего характера руководителям федеральных государственных бюджетных учреждений и федеральных казенных учреждений, находящихся в ведении Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации
С изменениями и дополнениями от:
Действие настоящего Положения не распространяется на работников Учреждений, на которых временно возлагаются обязанности руководителя Учреждения с установлением им соответствующей доплаты.
2. Выплаты стимулирующего характера руководителям Учреждений производятся по итогам работы Учреждения в целях заинтересованности в повышении эффективности работы Учреждений с учетом личного вклада руководителя Учреждения при выполнении основных задач и функций, определенных уставом Учреждения, а также качества выполнения обязанностей, предусмотренных трудовым договором, заключенным с руководителем Учреждения.
3. Выплаты стимулирующего характера руководителям Учреждений производятся в виде премий за I, II, III, IV кварталы отчетного финансового года в пределах годового премиального фонда руководителя Учреждения*.
Порядок рассмотрения Комиссией вопроса о премировании руководителей Учреждений и состав Комиссии и утверждается приказом Министерства.
6. Руководитель Учреждения обязан ежеквартально, не позднее 15 числа месяца (за IV квартал не позднее 10 декабря), следующего за отчетным периодом, представлять в Министерство доклад о выполнении целевых показателей эффективности работы Учреждения. При непредставлении доклада в установленный срок целевые показатели эффективности работы Учреждения считаются невыполненными.
7. Оценка эффективности работы руководителя Учреждения не производится, если на дату рассмотрения Комиссией вопроса о премировании руководителей Учреждений:
а) трудовой договор между руководителем Учреждения и Министерством расторгнут, кроме случаев расторжения трудового договора по состоянию здоровья, в связи со смертью или выходом на пенсию руководителя Учреждения;
б) в отношении руководителя Учреждения возбуждено уголовное дело в связи с исполнением им трудовых обязанностей, а также в отношении него проводятся мероприятия по применению дисциплинарного взыскания.
При прекращении в отношении руководителя Учреждения уголовного дела за отсутствием события преступления, отсутствием в деянии состава преступления, а также принятии решения об отказе от применения дисциплинарного взыскания оценка эффективности работы руководителя Учреждения за период, когда указанная оценка не проводилась по основаниям, предусмотренным подпунктами «а» и «б» настоящего пункта, осуществляется при очередном рассмотрении Комиссией вопроса о премировании руководителей Учреждений.
8. Премия руководителю Учреждения не выплачивается в следующих случаях:
а) применение дисциплинарного взыскания в отношении руководителя Учреждения (исполняющего обязанности руководителя Учреждения) за совершение дисциплинарного проступка, то есть неисполнение или ненадлежащее исполнение по его вине возложенных на него трудовых обязанностей в отчетном периоде;
б) наличие фактов нарушения осуществления лицензируемых видов деятельности Учреждения (по результатам проверок, проведенных органами государственной власти, органами государственного надзора и контроля), выявленных в отчетном периоде по результатам проверок за отчетный период или за предыдущие периоды, но не более чем за два года, предшествующие отчетному периоду, если данный работник исполнял обязанности руководителя Учреждения в период, когда были осуществлены указанные нарушения;
в) наличие фактов грубого нарушения требований к бухгалтерскому учету, в том числе к бухгалтерской (финансовой) отчетности, выявленных в отчетном периоде по результатам проверок финансово-хозяйственной деятельности Учреждения за отчетный период или за предыдущие периоды, но не более чем за два года, предшествующие отчетному периоду, если руководитель Учреждения исполнял обязанности руководителя Учреждения в период, когда были осуществлены указанные нарушения.
Информация об изменениях:
9. В случае нарушения сроков ввода в эксплуатацию объектов строительства, реконструкции и модернизации в соответствующем отчетном периоде премия руководителю Учреждения устанавливается в размере 50 процентов размера премии, определенной на основе расчета суммы баллов за соответствующий отчетный период. Расчет размера премии руководителей Учреждений осуществляется в соответствии с пунктами 11 и 12 настоящего Положения.
В случае невыполнения руководителем Учреждения показателя по выполнению квоты по приему на работу инвалидов в соответствии с законодательством Российской Федерации премия руководителя за IV квартал устанавливается в размере, определенном на основе расчета суммы баллов за IV квартал с соблюдением положений абзаца первого настоящего пункта и уменьшенном на 5 процентов.
10. Для вновь назначенных руководителей Учреждений нарушения, допущенные Учреждением до его назначения, не учитываются.
11. Годовой премиальный фонд руководителя Учреждения распределяется по кварталам согласно приложению N 1 к настоящему Положению.
12. Размер премии руководителя Учреждения определяется в зависимости от общего количества баллов, полученных при оценке целевых показателей эффективности работы Учреждения за соответствующий квартал, согласно приложению N 2 к настоящему Положению.
При общем количестве баллов, соответствующих выполнению всех целевых показателей эффективности работы Учреждения, размер премии руководителя Учреждения за отчетный период равен размеру премиального фонда руководителя Учреждения, установленному для данного периода.
13. Условием премирования за IV квартал является достижение установленных Министерством на соответствующий год целевых значений соотношения средней заработной платы работников (отдельных категорий работников) Учреждения к среднемесячной начисленной заработной плате наемных работников в организациях, у индивидуальных предпринимателей и физических лиц (среднемесячного дохода от трудовой деятельности) в субъекте Российской Федерации, в котором расположено Учреждение, в соответствующем году.
14. Премия вновь назначенного руководителя Учреждения, а также премия руководителя Учреждения при расторжения с ним трудового договора по состоянию здоровья, в связи со смертью или выходом на пенсию до истечения отчетного периода, за который осуществляется премирование, выплачивается пропорционально времени, отработанному в отчетном периоде в должности руководителя Учреждения.
Размер премии в данных случаях рассчитывается путем умножения размера премии за квартал, определенного в соответствии с пунктами 11 и 12 настоящего Положения, на число рабочих дней в квартале с даты назначения руководителя Учреждения (до даты расторжения трудового договора с руководителем Учреждения), а затем деления полученной суммы на число рабочих дней в соответствующем квартале.
При назначении исполняющего обязанности руководителя Учреждения руководителем этого Учреждения в отчетном периоде оценка эффективности работы Учреждения, а также премирование руководителя Учреждения в соответствующем отчетном периоде производится за весь отчетный период работы как исполняющего обязанности руководителя Учреждения, так и в должности руководителя Учреждения.
15. Выплата премии руководителю Учреждения за отчетный период производится на основании приказа Министерства после проведения оценки эффективности работы Учреждения за соответствующий отчетный период.
* Премиальные фонды руководителей Учреждений формируются Министерством.
1. Как разработать локальные нормативные акты в организации 2. Как разработать Положение о стимулирующих выплатах
ПРОФСОЮЗ РАБОТНИКОВ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РФ
МАГАДАНСКАЯ ОБЛАСТНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОФСОЮЗА
Информационный бюллетень № 9 Июль 2017 г.
в организации
г. Магадан, ул. Пушкина 6, каб 43, тел/факс 62-54-03
Как разработать локальные нормативные акты организации ( по материалам электронного журнала «Экономика ЛПУ») Что такое локальные нормативные акты Локальные нормативные акты – это внутренние документы организации, рассчитанные на неоднократное применение. Их разрабатывают в соответствии с действующим законодательством, коллективным договором и соглашениями. Локальные нормативные акты нужны для того, чтобы установить права и обязанности самой организации, всех или отдельных категорий ее работников в части, прямо не урегулированной законодательством. Локальные нормативные акты можно принять в виде положения, порядка, инструкции, политики и т. п. Утверждает такой документ руководитель организации. Какие есть виды локальных нормативных актов Локальные нормативные акты делят на два вида:
1. Если организация не разработает и не утвердит обязательные локальные нормативные акты, ей грозит административная ответственность. Рассмотрим в таблице 1, какие акты – обязательные и какая ответственность предусмотрена за их отсутствие. Ответственность за отсутствие обязательных локальных нормативных актов (ЛНА) Таблица 1
Основание для разработки
Штраф за отсутствие
ЛНА, который определяет порядок аттестации раб- в*
ЛНА о защите персональных данных
ЛНА об оплате труда*
ЛНА о служебных командировках*
Правила трудового распорядка
Правила и инструкции по охране труда
Учетная политика организации
Учетная политика для целей налогообложения
* Порядок аттестации работников, Порядок и размеры командировочных расходов и Положение об оплате труда могут быть в виде локальных нормативных актов, а могут быть частью или приложением к коллективному договору или как соглашение. ** У законодателя нет однозначной позиции, является ли график отпусков локальным нормативным актом организации. Например, письмо Роструда от 31 октября 2007 г. № 4414-6 относит его к локальным нормативным актам. Внимание: когда составляете такие ЛНА, как график отпусков, Правила трудового распорядка и документы об оплате труда и премировании, обязательно учтите мнение профсоюзной организации. 2. Необязательные локальные нормативные акты нужны организации для практической работы. Но за то, что их нет, к административной ответственности не привлекут. К необязательным ЛНА относятся:
Организация может разрабатывать любые локальные нормативные акты с учетом специфики своей деятельности. Внимание: различайте организационно-распорядительные документы и локальные нормативные акты. Если документы применяются только один раз или только к одному работнику – это не локальные нормативные акты (приказы, распоряжения). Требования к содержанию локальных нормативных актов Любой локальный нормативный акт организации состоит из общей части (введения или преамбулы), основной части и заключения. Пример: Структура некоторых документов:
Положения о структурных подразделениях
Связи по должности
Взаимоотношения с другими подразделениями
В общей части опишите цель и основания создания документа. Основанием будут нормативные акты и внутренние документы организации. Нормативными актами могут быть кодексы, законы, постановления, приказы вышестоящих или федеральных органов. Внутренние документы – это учредительные документы, коллективный договор, соглашения, другие локальные нормативные акты. Цель создания документа зависит от самого документа. Например, локальный нормативный акт по оплате труда создают, чтобы установить порядок, форму и размеры оплаты труда. Маркетинговую политику – с целью продвижения услуг на рынке и т. п. В заключении, как правило, указывают срок вступления документа в силу и срок его действия. Например, с момента подписания и до принятия нового. Внимание: тексты документов, которые регулируют деятельность организации (положение, должностная инструкция и т. п.), должны состоять из разделов, пунктов и подпунктов. Каждый раздел должен иметь соответствующий номер и заголовок (Методические рекомендации по внедрению ГОСТ Р 6.30-2003 «Организационно-распорядительная документация. Требования к оформлению документов», утвержденные Росархивом). Этапы разработки локальных нормативных актов Чтобы локальный нормативный акт вступил в силу, он должен пройти несколько этапов:
Сначала издайте приказ «О разработке…», определив в заголовке приказа название локального нормативного акта. В нем определите состав рабочей группы и конкретного исполнителя, которые должны разработать проект. В зависимости от назначения документа такое задание можно поручить работнику отдела кадров (Правила трудового распорядка), главному бухгалтеру (учетная политика), руководителям структурных подразделений (должностные инструкции) и т.д. Проекты локальных актов согласовываются со специалистами других служб, входящих в рабочую группу, – экономических, юридических и т.д. Свои замечания по проекту документа работники могут изложить на отдельном листе согласования или просто поставить свою визу. Когда документ скорректировали (при необходимости) и завизировали, его передают на утверждение руководителю и регистрируют по правилам документооборота организации. Внимание: все действующие нормативные акты храните в одном месте, а их копии – в соответствующих подразделениях. Предыдущие версии документов также нужно хранить (приказ Минкультуры России от 25 августа 2010 г. № 558). Утвердите локальный нормативный акт подписью на самом документе или издайте приказ.
Пример: Вариант 1 УТВЕРЖДАЮ Главный врач ГБУЗ _________________ Ф. И. О. руководителя 29 марта 2017 г. Гриф утверждения с личной подписью руководителя должен быть заверен печатью организации. Пример: Вариант 2 УТВЕРЖДЕНО приказом ГБУЗ от 29 марта 2017 г. № 54 Печать организации в этом случае не ставится.
В приказе «Об утверждении локального нормативного акта» укажите:
Ознакомьте работника с любым локальным нормативным актом, который имеет к нему отношение, под подпись (ст. 68 ТК РФ). Не забывайте, что внутренние документы организации обязательны как для работника, так и для работодателя. Ознакомить работников с локальными нормативными актами можно следующим способом:
Пример: Вариант 1 Приложение 1 к Правилам трудового распорядка
Подтверждение факта ознакомления с документом
Пример: Вариант 2 Утверждено приказом от 12.12.2013 № 18-ла ЛИСТ ОЗНАКОМЛЕНИЯ с локальными нормативными актами и коллективным договором ГБУЗ
Локальный нормативный акт
Факт ознакомления с документом подтверждаю
Главный врач Руководитель И. О.
Правила трудового распорядка
Положение об оплате труда
В этом случае ознакомьте всех работников с коллективным договором, Правилами трудового распорядка и только с теми документами, которые имеют отношение к их трудовой деятельности. Например, если работника не будут направлять в командировки, его не надо знакомить с Положением о служебных командировках и т. п. Пример: Вариант 3 Приложение № 1 к трудовому договору от 12.12.2016 № 23/16 ЛИСТ ОЗНАКОМЛЕНИЯ с локальными нормативными актами и коллективным договором ГБУЗ____________________ врача-хирурга 1-го хирургического отделения Глазкова И.А.
Локальный нормативный акт
Факт ознакомления с документом подтверждаю
Правила трудового распорядка
Положение об оплате труда
Положение о врачебной, служебной и коммерческой тайне
Внимание: организация сама определяет, как часто она будет менять локальные нормативные акты (письмо Роструда от 22 марта 2012 г. № 428-6-1). Локальные нормативные перестают действовать, когда:
Внимание: если изменилось законодательство, коллективный договор или соглашение, перестают действовать только те части локальных нормативных актов, которые им противоречат. Напомним, что изменения в локальные нормативные акты утверждают приказом. Если таких изменений много, то рекомендуем отменить старый документ и утвердить новую редакцию положения, инструкции, правил и т. п. Также можно просто утвердить новый документ, поскольку в заключении любого локального нормативного акта указывают, что он действует до принятия нового.
Как разработать Положение о стимулирующих выплатах
Нина Ковязина, заместитель директора департамента медицинского образования и кадровой политики в здравоохранении Минздрава России К стимулирующим выплатам относятся доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты (ст. 129 ТК РФ). Системы оплаты труда, в том числе и премирования, определяются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами. Как оформить положение о стимулирующих выплатах Порядок стимулирующих выплат можно закрепить:
Примером локального акта может быть Положение о стимулирующих выплатах или о премировании. Также можно не разрабатывать отдельное положение, а включить соответствующий раздел в Положение об оплате труда. Если в медицинской организации Положение о стимулирующих выплатах – отдельный документ, сделайте на него ссылку в Положении об оплате труда: «Стимулирующие выплаты (премии) выплачиваются работникам в случаях и порядке, предусмотренных Положением о стимулирующих выплатах».
Внимание: если премии носят разовый характер, то для их выплаты достаточно издать приказ за подписью руководителя. Однако, в соответствии со статьей 9 Федерального закона от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ, каждый факт хозяйственной жизни нужно оформлять первичным учетным документом. Для этого, зафиксируйте возможность таких выплат в Положении о стимулирующих выплатах (о премировании). Приказ издайте по унифицированной форме № Т-11 (№ Т-11а, если премии выплачиваются сразу нескольким сотрудникам). Стоит отметить, что с 1 января 2013 года формы первичных учетных документов, содержащиеся в альбомах унифицированных форм первичной учетной документации, не являются обязательными, если иное не установлено нормативными актами для бюджетных организаций. Не забудьте перед подписанием трудового договора ознакомить работника с Положением о стимулирующих выплатах под роспись. Внимание: если медицинская организация утверждает Положение о стимулирующих выплатах уже после того, как трудовые договоры заключены, то вначале ознакомьте работников с новым документом. То есть получите от них подписи. Затем внесите изменения в трудовые договоры, оформив дополнительные соглашения. По какой форме составить положение Если в региональных нормативных актах субъекта РФ не установлена форма положения и не указано, что ее применение носит обязательный характер, медицинская организация вправе использовать любую удобную форму. На практике в таком документе указывают:
При необходимости добавьте дополнительные разделы или исключите те, которые не подходят. Например, раздел «Виды выплат» можно включить в раздел «Общие положения». 1. Общие положения В разделе «Общие положения» обычно фиксируют цели, для которых разработано положение. Чтобы указать цели, можно использовать следующую формулировку: «1.1. Настоящее Положение принимается с целью усиления материальной заинтересованности сотрудников Учреждения в повышении качества выполняемых задач, своевременном, добросовестном и инициативном исполнении должностных обязанностей, повышении уровня ответственности за порученный участок работы, а также при выполнении заданий особой важности и сложности».
2. Виды выплат Перечнем, утвержденным приказом Минздравсоцразвития России от 29 декабря 2007 г. № 818, в отношении медицинских учреждений установлены следующие виды выплат стимулирующего характера:
Ситуация: какие стимулирующие выплаты можно включить в систему оплаты труда федеральных медучреждений? Также, к выплатам стимулирующего характера относятся премии. 3. Порядок установления и начисления выплат Размеры и условия выплат стимулирующего характера определяются с учетом показателей и критериев оценки эффективности труда сотрудников в учреждении. При разработке показателей (критериев) руководствуйтесь федеральными и региональными нормативными актами. Размер стимулирующих выплат можно устанавливать как в абсолютном значении (в рублях), так и в процентном отношении к окладу. Пример: Чтобы указать в положении порядок начисления всех предполагаемых выплат, можно добавить разделы:
Ситуация: можно ли добавить в Положение о стимулирующих выплатах условие о том, что за курение в рабочее время сотрудник будет оштрафован? Ситуация: можно ли добавить в Положение о стимулирующих выплатах условие о том, что за курение в рабочее время сотрудник будет оштрафован? Действия работодателя по штрафованию сотрудников за курение незаконны. Работодатель вправе применить к работнику только меры дисциплинарной ответственности за курение в медицинской организации. Вместо штрафов системой оплаты труда в организации может быть предусмотрено, что условием для стимулирующих выплат является отсутствие дисциплинарных взысканий. То есть работник получит выплату, если не будет курить в рабочее время.
Как ввести в действие Положение о стимулирующих выплатах
После того как Положение о стимулирующих выплатах будет составлено, согласуйте его с представительным органом сотрудников и утвердите у руководителя организации (ч. 4 ст. 135 ТК РФ). После ознакомьте с положением сотрудников под роспись (ч. 3 ст. 68 ТК РФ). Для этого можно прикрепить к документу лист для ознакомления, где сотрудники будут ставить свои подписи.
Ситуация: необходимо ли уведомлять работников за два месяца при изменении и внесении дополнений в критерии оценки эффективности, утвержденные в Положении о премировании сотрудников? Нет, в этом случае не нужно. Однако внесение изменений в Положение о премировании должно быть принято с учетом мнения представительного органа работников в порядке, установленном статьей 372 Трудового кодекса РФ. Кроме того, установлена обязанность работодателя знакомить работников под роспись с принимаемыми локальными нормативными актами, непосредственно связанными с трудовой деятельностью работников и, соответственно, с вносимыми в них изменениями (ст. 22 ТК РФ). Обращаем внимание, что в случае, если планируемые к изменению показатели и критерии оценки эффективности также установлены в трудовых договорах с работниками, работодателю необходимо внести изменения в трудовые договоры.