чем в старину красили ткани на руси

Как и чем красили ткани на Руси

чем в старину красили ткани на руси. 1f668f6s 100. чем в старину красили ткани на руси фото. чем в старину красили ткани на руси-1f668f6s 100. картинка чем в старину красили ткани на руси. картинка 1f668f6s 100. Натуральные (растительные и минеральные) красители были основным источником краски для изготовления "крашеной одежды", каковая считалась более нарядной и дорогой, чем из обычной ткани. Не стоит, однако, полагать, что только привозные ткани были крашеными, а на территории Древней Руси не было доступных растений-красителей.

чем в старину красили ткани на руси. 296ae96s 960. чем в старину красили ткани на руси фото. чем в старину красили ткани на руси-296ae96s 960. картинка чем в старину красили ткани на руси. картинка 296ae96s 960. Натуральные (растительные и минеральные) красители были основным источником краски для изготовления "крашеной одежды", каковая считалась более нарядной и дорогой, чем из обычной ткани. Не стоит, однако, полагать, что только привозные ткани были крашеными, а на территории Древней Руси не было доступных растений-красителей.

Натуральные (растительные и минеральные) красители были основным источником краски для изготовления «крашеной одежды«, каковая считалась более нарядной и дорогой, чем из обычной ткани. Не стоит, однако, полагать, что только привозные ткани были крашеными, а на территории Древней Руси не было доступных растений-красителей.

Сырье как для красителей, так и для дубителей в изобилии имелось в окрестных угодьях практически любого населенного пункта лесной полосы России. Этнографические материалы, в сочетании с современным ботаническим определителем позволяют составить список в 54 наименования произрастающих на указанной территории растений, содержащих дубящие и красящие вещества, которые могли использоваться в обиходе.
Обычно натуральные красители довольно нестойки и требуют закрепления при помощи дубильных веществ. Некоторые растения содержат и дубильные, и красящие вещества. В некоторых случаях из разных частей одного растения можно извлечь разные цвета. Комбинируя различные красители, используя кислоту или щелочь можно добиться различных расцветок и густоты тона.

Наименование растения – Источник красителя – Цвет краски:

Марь белая (лебеда).Chenopodium album L. – Трава – Красная.
Сабельник (пятилистник, серебряк). Covarum plustre L. – Корень – Красная.
Гречишник (раковые шейки). Poligonum bistorta L. – Корень – Красная. Дубитель.
Дикий калган (узик, лапчатка). Potentilla erecta Hampe. – Корень. Корень+ржавое железо. Корень+квасцы – Синяя. Дубитель. Черная/ Синяя

Зверобой четырехгранный.Hypericum quadrangulum L. – Корни – Красная (для шерсти)
Зверобой обыкновенный. Hypericum perforatum. – Цветы и листья – Красная и желтая
Подмаренник мягкий (дерябка, косма-трава). Galium mollugo L. – Корни – Красная
Подмаренник настоящий (желтая кашка, сычужник). Galium verum L. – Корни – Красная
Купальница.Trollins europaeus L. – Цветы – Желтая (для холста)

Сурепица. Barbarea vulgaris L. – Цветы – Желтая (для шерсти)
Бессмертник цмин. Helichrysum arenarium DC. – Все растение – Желтая
Пупавка. Anthemis tinctoria L. – Все растение – Желтая
Дрок красильный. Genista tinctoria L. – Все растение – Желтая
Серпуха. Serratula tinctoria L. – Трава – Желтая

Ястребинка зонтичная. Hieracium umballatim L. – Цветы – Желтая
Василек луговой. Centaurea jacea L. – Цветы – Желтая
Манжетка. Alchimilla vulgaris L. – Все растение – Желтая. Дубитель
Щавель. Rumel acetosa L. – Корни – Желтая. Дубитель
Череда.Bidens tripartius. – Все растение – Желтая

Ирис (касатик). Iris pseudacorus L. – Корень – Желтая. Дубитель
Золотарник (золотая розга). Splidago virga auren L. – Цветы и листья – Желтая
Лядвенец рогатый.Genista tinctora L. – Цветы – Желтая
Прыгун (недотрога). Impatiens noli tagare L. – Цветы и листья – Желтая
Дикая яблоня. Pyrus malus. – Кора – Желтая

Береза. Betula verrucosa. – Листья – Желтая
Чернотал (верболоз). Salix pentandra L. – Листья – Желтая
Вереск. Calluna vulgaris salisb. – Все растение – Желтая. Дубитель
Орешник, лещина. Corylus avellani L. – Кора – Желтая. Дубитель
Чистотел. Chelidonium majus L. – Все растение+квасцы – Оранжевая

Плаун (баранец). Lycopodium selago L. – Стебли, листья – Желтая (для шерсти)
Плаун обоюдоострый (зеленка, собачка). Lycopodium complanatum L. – Все растение –Зеленая/Желтая/Красная
Плаун булавидный.Lycopodium clavalum L. – Листья – Зеленая
Крапива двухдомная. Urtica dioica L. – Стебель, листья – Зеленая
Вахта, трилистник. Menyates trifoliata L. – Стебель, листья – Зеленая

Пижма (дикая рябинка). Tancetum vulgaris L. – Корни – Зеленая
Осина.Populus tremula L. – Шишки+шевлюга –Зеленая
Яблоня (дикая и домашняя). Pyrus malus, Malus domestica – Цветы и листья. Кора+квасцы – Зеленая/ Красная
Дуб. Quercus robur L. – Кора/Кора+ржавое железо – Темно-синяя.Дубитель/Черная
Ясень. Fraxinus excelcior L. – Кора – Голубая. Дубитель

Василек. Centaurea cyanus L. – Цветы – Голубая (для шерсти)
Птичья гречиха (травка-муравка). Poligonum aviculare L. – Все растение – Синяя. Дубитель
Черника. Vaccinium myrtillus L. – Ягоды – Голубая (лен)/Темно-синяя (шерсть)
Гречавка (синие колокольчики). Gentiana pneumonathe L. – Цветы – Голубая (шерсть)
Вайда (крутик). Isatis tinctoria L. – Все растение – Синяя

Ежевика. Rubus caesins L. – Ягоды – Фиолетовая/Малиновая
Ольха белая.Corylus avellani L. – Кора+ржавое железо /Кора+еловые шишки – Коричневая /От желтой до черной
Ольха черная. Alnus glutinosa gaerth. – Кора – Рыжая. Дубитель
Ива серая. Salix cinerea L. – Кора – Коричневая (от красноватого до шоколадного). Дубитель
Крушина ольховидная. Frangula alnus Mill. – Кора, листья, ягоды /Сухая кора – Желтая /Коричневая

Воронец. Alkana spicata L. – Ягоды – Черная
Таволга вязолистная. Filipendulla ulmaria Maxim. – Кора – Черная. Дубитель
Зюзик. Lycopus europaeus L. – Сок травы – Черная
Толокнянка (медвежьи ушки, медвежья ягода). Arctostaphylos uva ursi Spr. – Листья – Черная
Подбел. Andromeda polifolia L. – Листья и стебель – Черная. Дубитель
Лук. – Шелуха луковиц – Желтая/Коричневая

(Источник — Статья В.П.Левашевой «Добывание и использование вспомогательных производственных материалов», опубликованной в сборнике серии «Труды Государственного Исторического музея» «Очерки по истории русской деревни X-XIIIвв.», М., 1959 стр.94-104).

Источник

Чем наши предки ткань красили

Экология потребления. Лайфхак: Крашение известно человечеству с незапамятных времен, как считают археологии – не менее 30 тысяч лет. Химических заводов тогда, как вы понимаете, не было, но предки наши.

Крашение известно человечеству с незапамятных времен, как считают археологии – не менее 30 тысяч лет. Химических заводов тогда, как вы понимаете, не было, но предки наши были весьма изобретательны в подборе средств, позволяющих разнообразить цветовую палитру тканей и пряжи.

Арабские купцы, например, завезли из Индии краситель, который самим названием выдает происхождение – индиго. Его изготавливали из стеблей и листьев растений рода индигофера. Только представьте себе: для получения 3 кг продукции необходимо было переработать целый центнер растительного сырья! Кстати, басму и в наши дни производят из листьев индигоферы.

Весьма распространенным был ализарин, который добывали из корней марены ещё в древних Египте, Персии и Индии. Другим древнейшим красителем был пурпур. Тирийский пурпур добывали из улиток-багрянок, измельчая их с водой. Полученной смесью пропитывали ткань и высушивали на улице, в смысле – не в помещении. Только после этого материал приобретал пурпурную окраску.

Это был колоссальный труд, ведь всего-навсего на один грамм красителя надо было истолочь ни много ни мало – 10 тысяч хрупких созданий. Но в Венеции сырьем для местного пурпура был какие-то высушенные жучки (правда, венецианский пурпур ценился меньше).

чем в старину красили ткани на руси. content 9 econet ru. чем в старину красили ткани на руси фото. чем в старину красили ткани на руси-content 9 econet ru. картинка чем в старину красили ткани на руси. картинка content 9 econet ru. Натуральные (растительные и минеральные) красители были основным источником краски для изготовления "крашеной одежды", каковая считалась более нарядной и дорогой, чем из обычной ткани. Не стоит, однако, полагать, что только привозные ткани были крашеными, а на территории Древней Руси не было доступных растений-красителей.
Обзор мировой истории красителей текстиля можно было бы продолжить, но поскольку «это присказка, а сказка… сказка будет впереди», то давайте лучше остановимся на этом и перейдем к вопросу о том, что использовали для крашения русичи. Оказывается, они были очень хорошо осведомлены о возможностях, которые предоставляет для этого растительный мир, и с учетом этих возможностей получали разные цвета.

Желтый и коричневый

Задумав получить солнечную окраску, наши предки могли использовать более двух десятков растений. Некоторые из них применялись целиком: это бессмертник, вереск, манжетка, пупавка, череда. А в роду дроков, кустарников и полукустарников семейства бобовых, так и вовсе есть вид, который прямо так и называется – красильный.

С этой же целью применялись цветы и листья золотарника (именуемого также золотой розгой), прыгуна (тоже имеющего второе название – недотрога), трава серпухи. Только цветы брались, если речь шла о ястребинке зонтичной и, как ни странно, луговом васильке, а еще лядвенце рогатом. Кстати, в ход шли листья березы и чернотала (или верболоза).

О корневой системе растений рачительные хозяева тоже не забывали: здесь полезными оказывались щавель, ирис (он получил очень ласковое прозвание – касатик). А у орешника и дикой яблони в красительных целях брали кору. Иногда определенные части растений выбирались с учетом материала, который нужно было окрасить. Так, листья и стебли плауна (он же баранец), а также цветы сурепицы брались в расчет при работе с шерстью, а купальницу применяли только для холста.

Как желтый, так и коричневый тон можно получить на основе коры, листьев и ягод крушины ольховидной. Как отмечают специалисты, краситель из этого растения отличаются очень высокой устойчивостью к выцветанию.

Оранжевый и красный

Чтобы полотно «порыжело», народных способов было существенно меньше. Это могла обеспечить кора ольхи черной. А чтобы добиться нужного результата с помощью чистотела, к нему добавляли квасцы.

В красном диапазоне возможностей было побольше и, в основном, в качестве красителей использовались корни растений, в частности, сабельника (называемого также пятилистником и серебряком), гречишника (т.е. раковых шеек), подмаренника мягкого (это дерябка, косма-трава) подмаренника настоящего (речь идет о сычужнике – желтой кашке). Если материал был шерстяной, то пользовались корнями зверобоя четырехгранного. Но была и наземная часть травки, благодаря которой ткани «краснели»: это марь белая, а проще говоря – лебеда.

Голубой, синий и зеленый

Голубизну полотну придавали с помощью коры ясеня, а если требовалось окрасить шерсть, цветы василька или гречавки. Птичья гречиха (в народе зовется травкой-муравкой) способна окрашивать материал в синий цвет, при этом растение используется целиком, как и вайда, у которой еще несколько выразительных названий: синячник, синиль, синильник, да вдобавок еще и крутик. Этот самый вайда-крутик применялся в качестве красителя шерстяных материалов и весьма ценился в кустарном производстве ковров. Ягоды черники использовались для окрашивания льна в голубой цвет, а шерсти – в синий.

Кстати, только что упомянутая вайда-крутик применялась и для получения зеленого цвета. Впрочем, наряду с другими растениями. Так, в частности, стебли и листьями хорошо всем знакомой крапивы двудомной и вахты, т.е. трилистника, листья плауна булавидного, корни пижмы (дикой рябинки).

Черный

Для того чтобы добиться черного тона материала, использовались несколько растений. В их числе ягоды и корни воронца (воронка), коры таволги вязолистной, листьев и стеблей подбела, листьев толокнянки (по-другому – медвежьих ушек) и сока травы с забавным названием зюзик блестящий. У него целый ряд народных названий: водяная шандра, волчья нога (или лапа), дикий маточник, конопель лесной, крапива болотная, крапчатка, сердечная трава, чистец).

чем в старину красили ткани на руси. content 91 econet ru. чем в старину красили ткани на руси фото. чем в старину красили ткани на руси-content 91 econet ru. картинка чем в старину красили ткани на руси. картинка content 91 econet ru. Натуральные (растительные и минеральные) красители были основным источником краски для изготовления "крашеной одежды", каковая считалась более нарядной и дорогой, чем из обычной ткани. Не стоит, однако, полагать, что только привозные ткани были крашеными, а на территории Древней Руси не было доступных растений-красителей.

«Разноцветные способности» растений

По ходу рассказа уже вскользь упоминалось, что некоторые представители земной флоры способны при разных технологиях получать различные тона. И первое, что приходит на ум, это всем известная луковая шелуха и свекла. Но они вовсе не единственные в этой группе.

Так, используя цветы и листья яблони, либо ее кору с добавлением квасцов, можно добиться как красной, так и зеленой краски. Из цветов и листьев зверобоя обыкновенного ткань и при соответствующей обработке может стать либо красной, либо желтой. Плаун обоюдоострый (иначе: зеленка, собачка) способен «расцветить» полотно зеленью, желтизной и краснотой.

Ягоды ежевики способны придавать тканям малиновую и фиолетовую окраску, а кора дуба с добавлением ржавого железа – от темно-синей до черной. Если дикий калган дополнить тем же ржавым железом, либо квасцами, получится тот же эффект. Ольха белая и вовсе может окрасить материал в цвета от желтого до черного, если добавлять к ней то – опять же – проржавевшее железо, то… еловые шишки.

чем в старину красили ткани на руси. content 92 econet ru. чем в старину красили ткани на руси фото. чем в старину красили ткани на руси-content 92 econet ru. картинка чем в старину красили ткани на руси. картинка content 92 econet ru. Натуральные (растительные и минеральные) красители были основным источником краски для изготовления "крашеной одежды", каковая считалась более нарядной и дорогой, чем из обычной ткани. Не стоит, однако, полагать, что только привозные ткани были крашеными, а на территории Древней Руси не было доступных растений-красителей.

Завершая этот краткий обзор, хотелось бы высказать две мысли. Во-первых, порадоваться тому, как доброхозяйски использовали растительные дары наши предки, какой огромный труд они совершали, собирая, заготавливая и их и производя красители и как обширны и глубоки был накаливаемые веками знания о свойствах растений. Во-вторых, как велики возможности растительного царства и насколько мы должны быть ему благодарны! Конечно же, ручное и кустарное крашение сейчас используется редко, да ведь не в этом дело… Хочешь попробовать? опубликовано econet.ru

Автор: Валентина Пономарева

Понравилась статья? Напишите свое мнение в комментариях.
Подпишитесь на наш ФБ:

Источник

Чем в старину красили ткани на руси

чем в старину красили ткани на руси. gerb 100. чем в старину красили ткани на руси фото. чем в старину красили ткани на руси-gerb 100. картинка чем в старину красили ткани на руси. картинка gerb 100. Натуральные (растительные и минеральные) красители были основным источником краски для изготовления "крашеной одежды", каковая считалась более нарядной и дорогой, чем из обычной ткани. Не стоит, однако, полагать, что только привозные ткани были крашеными, а на территории Древней Руси не было доступных растений-красителей.

чем в старину красили ткани на руси. spsho 1020 220. чем в старину красили ткани на руси фото. чем в старину красили ткани на руси-spsho 1020 220. картинка чем в старину красили ткани на руси. картинка spsho 1020 220. Натуральные (растительные и минеральные) красители были основным источником краски для изготовления "крашеной одежды", каковая считалась более нарядной и дорогой, чем из обычной ткани. Не стоит, однако, полагать, что только привозные ткани были крашеными, а на территории Древней Руси не было доступных растений-красителей.

чем в старину красили ткани на руси. cover. чем в старину красили ткани на руси фото. чем в старину красили ткани на руси-cover. картинка чем в старину красили ткани на руси. картинка cover. Натуральные (растительные и минеральные) красители были основным источником краски для изготовления "крашеной одежды", каковая считалась более нарядной и дорогой, чем из обычной ткани. Не стоит, однако, полагать, что только привозные ткани были крашеными, а на территории Древней Руси не было доступных растений-красителей.

чем в старину красили ткани на руси. cover. чем в старину красили ткани на руси фото. чем в старину красили ткани на руси-cover. картинка чем в старину красили ткани на руси. картинка cover. Натуральные (растительные и минеральные) красители были основным источником краски для изготовления "крашеной одежды", каковая считалась более нарядной и дорогой, чем из обычной ткани. Не стоит, однако, полагать, что только привозные ткани были крашеными, а на территории Древней Руси не было доступных растений-красителей.

чем в старину красили ткани на руси. cover. чем в старину красили ткани на руси фото. чем в старину красили ткани на руси-cover. картинка чем в старину красили ткани на руси. картинка cover. Натуральные (растительные и минеральные) красители были основным источником краски для изготовления "крашеной одежды", каковая считалась более нарядной и дорогой, чем из обычной ткани. Не стоит, однако, полагать, что только привозные ткани были крашеными, а на территории Древней Руси не было доступных растений-красителей.

БАБУШКИНЫ КРАСКИ

чем в старину красили ткани на руси. pdf 50. чем в старину красили ткани на руси фото. чем в старину красили ткани на руси-pdf 50. картинка чем в старину красили ткани на руси. картинка pdf 50. Натуральные (растительные и минеральные) красители были основным источником краски для изготовления "крашеной одежды", каковая считалась более нарядной и дорогой, чем из обычной ткани. Не стоит, однако, полагать, что только привозные ткани были крашеными, а на территории Древней Руси не было доступных растений-красителей.

Автор работы награжден дипломом победителя II степени

Оглавление

Цветовая гамма одежды Древней Руси.

Красители и типы тканей.

Введение

Выбор темы исследования.

На летних каникулах мы с бабушкой ходили в краеведческий музей. Я обратила внимание на одежду наших предков: она была сшита из тканей, окрашенных в разнообразные яркие и насыщенные цвета. Мне стало интересно, чем же окрашивали ткани наши бабушки?

Цели исследования.

Выяснить какими природными материалами могли окрашивать ткань наши предки.

Задачи исследования.

Проанализировать данные в энциклопедической литературе и в сети Internet по теме исследования;

Провести анкетирование среди учащихся нашего класса.

Получить некоторые органические краски растительного происхождения.

Применить полученные краски для окрашивания тканей.

Объект исследования: различные природные материалы.

Методыисследования: наблюдение, практическая работа, сбор информации из книг, журналов, глобальной сети интернет, обобщение.

Проектный продукт: образцы окрашенной ткани.

Цветовая гамма одежды Древней Руси

Издавна на Руси разные слои населения использовали для пошива одежды разные материалы. Древние фрески говорят о том, что одежда знатных людей была многоцветной и предполагала яркие сочетания, свежие, сочные тона.

Крестьяне сами изготавливали ткань и окрашивали её с помощью доступных растительных материалов.

Но некоторые художники изображают одежду крестьян яркой и разноцветной.

Излюбленным цветом в костюме женщин всех сословий был красный. В притче о доброй жене в «Повести временных лет» упомянуты «червлёны и багряны одеяния». Об этом говорят археологические находки, среди которых более половины — ткани красновато-бурых тонов, хотя попадаются и черные, и синеватые, и зелёные, и светло-коричневые.

Обилие красных оттенков в костюмах древнерусских женщин объясняется и тем, что красный цвет был «цвет-к-оберег», и тем, что существовали многочисленные естественные красители, окрашивавшие ткани именно в красно-коричневые цвета: гречишник, зверобой, кора дикой яблони, ольхи, крушины.

Красители и типы тканей

В средние века для окраски тканей использовались специализированные красильные центры, работавшие на привозном красителе, так и на местном сырье.

Исследование фрагментов тканей, найденных в ходе археологических раскопок, показало, что крашение текстильных материалов в ХII-ХVII вв. было разнообразным по технологии и применяемым красителям. Красили ткани преимущественно растительными, реже животными красками. Синюю краску делали из сон-травы, василька, черники; жёлтую — из дрока, листьев берёзы; золотисто-коричневую — из шелухи лука, коры дуба и груши.

Окрашивание нитей в различные цвета лишний раз подтверждает существование в древней Руси развитых торговых связей. Во многих образцах присутствуют нити, окрашенные в насыщенный синий цвет. Такой цвет может дать лишь индиго — краситель, выделенный из листьев индигоноски красильной, которая произрастает лишь в Юго-Восточной Азии. Согласно результатам анализа, для окрашивания волокон в различные красные оттенки использовались корни марены. Ближайшими ареалами распространения марены являлись Кавказ и Прикаспийская низменность, откуда её высушенные корни и могли импортироваться.

Материалы археологических раскопок позволяют нам судить обо всём разнообразии тканей, использовавшихся на Руси для пошива одежды. Прежде всего, это были шерстяные ткани, сотканные преимущественно из овечьей шерсти, и ткани из растительных волокон (льна, конопли), а также ткани смешанного типа. Широкое распространение имело сукно и предметы из войлока.

Наиболее распространены были ткани однотонные, сотканные из шерсти естественного белого, серого, коричневого или чёрного цвета, а также белёные и небелёные ткани растительного происхождения. Встречаются и крашеные. Для окраски тканей использовались красители растительного и минерального происхождения, наиболее популярными цветами были синий, красный, зелёный, реже – жёлтый и чёрный (имеются в виду крашеные черные ткани). Чем ярче была ткань, тем больше (и более дорогого) красителя пошло на её изготовление, а значит, тем дороже она была. Помимо однотонных тканей были широко распространены ткани клетчатые и полосатые.

Основная часть

Свою работу я начала с теоретической части проекта, т.е. изучила какую одежду носили наши предки, из какой ткани, чем она была окрашена. Прочитала как приготовить сырье и окрасить ткань.

Все используемое сырье я разделила на восемь групп:

1.Овощи.

Для окрашивания тканей я взяла: тыкву, морковь, лук, свёклу.

Процесс окрашивания рассмотрю на примере тыквы:

1. Измельчаю кусочек тыквы.

В полученный сок опускаю небольшой кусочек хлопчатобумажной ткани и оставляю на 1-1,5 часа.

Вынимаю ткань и ополаскиваю водой.

Ткань сушу, глажу утюгом и вклеиваю в альбом.

Аналогичным образом я окрасила ткань моркови и соком свёклы.

При окрашивании ткани шелухой лука шелуху предварительно прокипятила 10-15 мин.

2. Ягоды.

Для окрашивания тканей я взяла: черешню, малину, чёрную смородину, виноград, чернику.

3. Корни растений.

Для окрашивания тканей, корни растений предварительно измельчила и кипятила в течении 1-1,5 часов. В полученный отвар я помещала ткань и оставляла на 1 час. Измельчённые корни дрока красильного – предварительно замочила в воде на сутки, для их набухания.

Отвары из коры, листьев, семян растений и из мха приготавливала аналогичным образом.

4. Цветы растений.

5. Кора растений.

6. Листья растений.

7. Семена растений

8.Мох

Выводы

Наиболее яркие цвета тканей получились при окрашивании отварами из корней и коры растений. Отвары из листьев и цветов растений окрасили ткани в тёплые, пастельные тона. В некоторых случаях (при окраске соком винограда, отваром корня воронца) ткань окрасилась неравномерно.

Я решила сравнить готовые краски для тканей и краски, которые приготовила сама.

Недостатки – достаточно трудоёмкий процесс изготовления, нет ярких цветов и их неудобно хранить, неравномерно окрашивается.

Заключение

Таким образом, я сделала вывод, что органические краски пригодны для использования, они достаточно стойкие, однако их цветовая гамма ограничена, они не такие яркие, как искусственные красители.

Большая часть отваров и соков окрасило ткань в тёплые бежево-жёлтые, жёлто-коричневые и красновато-коричневые тона, которые ещё называют охристыми.

Можно сделать вывод, что некоторые художники, дизайнеры одежды ошибочно изображают древние русские народные костюмы простых людей яркими красочными: синими, алыми, зелёными.

В те далёкие времена ткань окашивали разными местными растениями. И только они могли украсить одежду простого народа, в те цвета, которые я получила в результате исследования: в основном, это оттенки тёплых охристых цветов.

Используемая литература

1. Ёлкина И.И.Текстиль из древнерусских курганов округи Звенигорода. Материалы научной конференции. Звенигород, 2001. С. 10-20.

2. Бродская Н. Импрессионизм. Открытие света и цвета. М.: Аврора, 2009.

3. Алексеева В.В. Что такое искусство? М.: Советский художник, 1973.

4. Аксенова М.Д. Энциклопедия для детей: искусство. Часть 2, М.: Авант+, 2005.

Источник

Как белили и красили ткани наши предки?

Сколько интересных, но забытых вещей можно найти во время переезда! Недавно в одном из самых далёких шкафчиков нашла свою льняную рубаху, засунутую туда во время другого переезда. Рубаха была вручную сшита моей мамой в тот период, когда я увлекалась историей древних славян и вообще историей древнего мира. Собственноручно обшила по краям стилизованную рубаху красной тесьмой. И благополучно убрала в самое редко посещаемое в шкафу место, т.к. началась учёба в университете, потом нашла подработку, потом уже работу — времени на увлечения оставалось меньше и меньше.

А тут достаю рубаху, любуюсь и вспоминаю. Потом приходит в голову найти купленный когда-то на «Майском дереве» в Выборге поясок. Облачаюсь! Как всё красиво и к лицу… Но заходит муж и спрашивает (потом отнекивался, что в шутку сказал), зачем я натащила на себя этот мешок. Всё, приехали. После некоторого обдумывания решила покрасить рубашку «для большей красивости». И начала искать методы, соответствующие тому времени.

Ввела около десятка бесполезных запросов на Яндексе. Нашла забавный опыт из курса физики с хлором по отбеливанию ткани, но там стоит пометка, что опыт необходимо проводить только «под тягой», т.к. хлор ядовит. Я и не собиралась, конечно, но жаль. Решила перелистать книгу Марии Семёновой «Быт и верования древних славян». А там нашлась целая глава «Беление и крашение».

И начинается она так: «Постановщики исторических фильмов о жизни древних славян нередко наряжают своих персонажей сплошь в одежды из сурового (то есть сохраняющего естественный цвет растительных волокон) полотна, полагая, видимо, что создают таким образом „колорит эпохи“. Если бы, однако, кинематографисты проконсультировались у авторитетных учёных, те объяснили бы, что суровые холсты редко употреблялись нашими предками на одежду: прежде их по крайней мере белили».

Процесс отбелки можно поделить на несколько этапов. Для начала готовый холст или нити складывали в котёл или горшок, заливали горячим щёлоком (раствором древесной золы в воде) и оставляли в тёплом месте на целую ночь. Потом отстиранный от золы холст влажным раскатывали по траве на солнечном месте и смачивали водой в течение дня, чтобы лучше «выгорал». Третий этап отбеливания включал опять-таки стирку, а затем холсты били специальными деревянными вальками или мяли ногами.

«Зорили» и отбивали холсты порой по несколько раз, добиваясь белого цвета. И наконец холст «золили»: мокрым складывали в бочку, щедро пересыпая золой, заливали горячей водой и кипятили. О подобной технологии рассказано в памятниках XVI века. Но домотканые одежды наших предков вовсе не были однообразно бело-серыми. И следует ли забывать о мнении языковедов, что древнерусский язык был гораздо богаче цветовыми обозначениями, чем современный?

Древние мастерицы располагали поистине всей гаммой красок: учёные легко составили список из более чем полусотни растений, способных дать им эти краски, — не говоря уже о различных минеральных и животных красящих веществах и о том, например, что сама по себе шерсть бывает разного цвета.

Вот какие растения использовались нашими пращурами для получения различных цветов.
Красный: лебеда, сабельник, гречишник, корень лапчатки, зверобой, обожжённая охра.
Жёлтый: купальница, сурепица, бессмертник, дрок, василёк, щавель, череда, ирис, кора дикой яблони, листья берёзы, вереск, орешник, шелуха лука…
Оранжевый: чистотел.
Зелёный: плаун, крапива, трилистник, пижма, шишки осины, цветы и лист дикой яблони.
Синий: кора дуба и ясеня, цветы василька и колокольчика, вайда, ягоды черники.
Малиновый и фиолетовый: ягоды ежевики.
Коричневый: кора ивы, ольхи и крушины.
Чёрный: таволга, толокнянка, подбел.

А ведь краски можно комбинировать, добиваясь самых различных оттенков! Растворы красок готовили на хлебном квасе, на щёлоке, на «дубовом уваре», добавляли ржавое железо, которое укрепляло и усиливало краску. Я уже подобрала себе подходящий способ окраски. Надеюсь, что этот список пригодится не только мне!

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *