чем больше прибыль тем больше
Выручка и прибыль: в чем разница?
Выручка — то, на какую сумму бизнес оказал услуг или продал товара, а прибыль — сколько у него осталось от выручки после всех расходов
Лариса Баневич
Читатель Павел спрашивает: «Планирую начать бизнес, читаю про налоги и понимаю, что не могу уловить разницу между прибылью и выручкой. Чем отличается выручка от прибыли?»
Выручка — это на какую сумму продали товара, а прибыль — это сколько остается после расходов
Что такое выручка. Выручка — сумма, на которую компания отгрузила клиенту товар или оказала услуг.
Если магазин за день продал только смартфон за 10 000 ₽, то дневная выручка и будет 10 000 ₽.
Если рекламное агентство в сентябре выполнило услуг на 1 000 000 ₽, то его месячная выручка — 1 000 000 ₽.
Что такое прибыль. Прибыль — это доход минус расход. В зависимости от того, какие именно расходы вычитают, выделяют несколько видов прибыли: маржинальная, валовая, операционная, чистая. Они нужны для финансового анализа, подробно мы их здесь касаться не будем.
Но конечный результат деятельности компании оценивается по чистой прибыли.
Чистая прибыль — это выручка минус вообще все расходы: административные затраты, себестоимость товара, зарплата, реклама, налоги, амортизация, проценты по кредитам.
Чистая прибыль бывает как положительной, так и отрицательной. Если расходов больше, чем выручки, прибыль отрицательная. Если выручки больше, чем расходов, — положительная.
Почему важно отличать выручку от прибыли. Когда бизнес продает товары или оказывает услуги, у него всегда есть выручка. Но не всегда есть прибыль.
Выручка и прибыль взаимосвязаны и важны, через их соотношение можно оценить, насколько хорошо работает бизнес — это показывает рентабельность по чистой прибыли. Рентабельность продаж — это отношение прибыли к выручке. Она показывает, сколько прибыли получает компания с каждого рубля выручки. Если рентабельность за месяц равна 30%, то в одном рубле выручки 30 копеек прибыли.
Рентабельность по чистой прибыли помогает понять, сколько денег собственник может вывести себе в качестве дивидендов или вложить в развитие бизнеса.
Эксперты ответят на ваш вопрос
Эксперты Тинькофф отвечают на вопросы по налогообложению, законам, трудовым спорам и другим проблемам в бизнесе. Чтобы мы разобрали вашу ситуацию, пишите на secrets@tinkoff.ru.
Подписка на новое в Бизнес-секретах
Подборки материалов о том, как вести бизнес в России: советы юристов и бухгалтеров, опыт владельцев бизнеса, разборы нового в законах, приглашения на вебинары с экспертами.
Сейчас читают
Как считать налоги при совмещении двух видов деятельности на УСН 15%?
Нужно суммировать доходы и расходы от всех видов деятельности на УСН
Можно ли сделать вывеску на английском языке?
Информационная вывеска должна быть на русском языке, но ее можно продублировать на иностранном. В рекламе можно использовать иностранные слова, если рядом расположить их точный перевод или они зарегистрированы как товарный знак
Как можно разделить отпуск на части?
Отпуск можно делить на сколько угодно частей по договоренности с работодателем с единственным ограничением: одна из частей — не меньше 14 дней
Рассылка для бизнеса
Получайте первыми приглашения на вебинары, анонсы курсов и подборки статей, которые помогут сделать бизнес сильнее
© 2006—2021, АО «Тинькофф Банк», Лицензия ЦБ РФ № 2673 — Команда проекта
Тинькофф Бизнес защищает персональные данные пользователей и обрабатывает Cookies только для персонализации сервисов. Запретить обработку Cookies можно в настройках Вашего браузера. Пожалуйста, ознакомьтесь с Условиями обработки персональных данных и Cookies.
Чтобы скачать чек-лист,
подпишитесь на рассылку о бизнесе
После подписки вам откроется страница для скачивания
Почему предприниматели неправильно считают прибыль и как это делать корректно
Базовая вещь для любого бизнеса — уметь посчитать чистую прибыль. Но на практике не у всех предпринимателей получается делать это правильно — при подсчёте есть несколько каверзных, но важных моментов.
Разбирает ошибки и рассказывает, как нужно считать прибыль, Ирина Ведергорн, финансовый директор компании «Нескучные финансы».
Финансовый директор в компании «Нескучные финансы»
Ошибка 1. Считать прибыль по деньгам в кассе
Прибыль и деньги — это разные вещи. Прибыль правильно считать по выполненным обязательствам перед клиентом. Деньги лишь следствие.
Например, компания занимается поставкой овощей в магазины. Сначала получает оплату, а потом привозит товар. И вот компания получила деньги, а помидоры сгнили в один момент — поставку совершить не удалось. В итоге обязательства не выполнили, а деньги в кассе. Если предприниматель финансово безграмотен, он потратит деньги, которые не отработал. Будет ли он готов к тому, чтобы их вернуть?
Бывает и наоборот. Представьте, что та же самая компания сначала поставляет овощи, а потом уже получает деньги от клиентов, спустя неделю. В момент отгрузки компания уже выполнила обязательства, хотя деньги ещё не пришли. Есть вероятность, что предприниматель будет временно сидеть без денег и ошибочно думать, что его бизнес убыточный.
В обеих ситуациях получается нестыковка обязательств и денег.
Финансовый результат всегда отражают выполненные обязательства — при подсчёте прибыли выручку нужно считать именно по ним.
Ошибка 2. Неправильно понимать суть расходов
Нельзя считать расходом каждую трату денег. Для бизнеса расход — это когда из компании уходит часть активов.
К примеру, торговая компания вложилась в товар для последующей продажи, и у неё на складе появляется актив — запасы. Когда компания продаёт товар клиенту, она несёт расход — себестоимость товара, чтобы получить выручку — стоимость товара для клиента. Это расход. Итак, мы продали товар и получили доход, а расходом будет являться стоимость этого товара для нас.
Активами бывают не только запасы — ещё оборудование, дебиторская задолженность, незавершённое производство и деньги. На последние стоит обратить особенное внимание.
Многие предприниматели закупку товара для последующей перепродажи посчитают расходом — деньги же потратили, значит, расход. И будут неправы, ведь деньги — это точно такой же актив, как и запасы.
Посмотрим на цифрах: мы покупаем партию товара, для чего тратим
100 000 рублей, и получаем запасы, которые тоже стоят 100 000 рублей. Мы просто поменяли один актив на другой. Из компании ничего не ушло, значит, это не расход.
Расходы появляются только тогда, когда активы реально ушли из компании. Например, себестоимость продукции, выплата зарплат, налогов, аренды.
Ошибка 3. Не сопоставлять расходы с выручкой
Мебельная фабрика купила древесину за 100 000 рублей, чтобы произвести 100 стульев. Из прошлой ошибки мы уже знаем, что пока древесина лежит у нас на складе, это ещё не расход. Расходом — по статье себестоимость — это станет, когда мы продадим сделанные из этой древесины стулья.
За июнь компания продала 65 стульев. На какую сумму признавать расходы в июле? На 65 000 рублей — эта сумма пошла на производство товара и, как следствие, получение выручки.
Или, например, вы залили в автомобиль полный бак бензина (50 литров), чтобы поехать из Москвы в Коломну. Приехали в Коломну, осталось 12 литров бензина. Значит, расходы на поездку равны стоимости 38 литров.
курс
Финансист
на удалёнке
Ошибка 4. Не детализировать расходы
Можно просто взять выручку, вычесть из неё все расходы и получить чистую прибыль. Но такой расчёт не позволит ничего проанализировать.
К примеру, видим, что выручка немного выросла, а прибыль упала. Расходы растут быстрее, чем выручка — но в чём конкретно проблема? Мы стали много тратить на чай-кофе-печеньки? Может, аренда выросла? Или наняли слишком много сотрудников в административный отдел? Возможно, дело вообще в себестоимости и цене материала.
Чтобы выяснить причину, нужно взять эти 30‒50 статей расходов и проанализировать их. Но вряд ли это будет приятно, поэтому лучше разделить расходы на категории.
Компании с одним направлением бизнеса будет удобно разделить расходы на переменные и постоянные
Переменные расходы напрямую зависят от выручки. Выручка растёт — переменный расход растёт вслед за ним. Выручка падает — соответствующим образом падает и переменный расход. Например, к переменным расходам относится себестоимость товара — чем больше мы продаём, тем больше должны изначально закупать.
Постоянные расходы от выручки не зависят. Даже если выручки вообще не будет, мы сколько платили по этим расходам, столько и будем платить. К постоянным расходам относятся аренда, оклады сотрудников и другие.
В итоге получится вот такой отчёт, по которому анализировать ситуацию гораздо проще:
Когда расходы разбивают по такому принципу, то более детально видна картина. В таблице выше, например, в мае компания получила больше выручки, но уже на этапе переменных расходов почти вдвое откинулась по маржинальному доходу. Очевидно, что проблема в расходах.
Выделение прямых и косвенных расходов подойдёт для компании с несколькими направлениями
Например, кофейне с несколькими кофеточками по городу будет интересно знать, сколько зарабатывает каждое из направлений. Для этого лучше составлять отчёт не по переменным и постоянным, а по прямым и косвенным расходам.
Прямые расходы — те, которые относятся напрямую к конкретному направлению. Например, расходы на кофейные зёрна и молоко будут прямыми для каждой кофейни.
Косвенные расходы, наоборот, нельзя отнести к конкретному направлению. Например, в компании есть маркетолог, который развивает не кофеточки по отдельности, а бренд кофейни в целом. Его зарплата будет косвенным расходом.
Делим расходы на прямые и косвенные — и можем посчитать прибыльность компании и валовую прибыль по каждому направлению:
Видим, что точка на Василеостровской самая денежная, но с точки зрения эффективности уступает двум другим. Такой отчёт и позволил это выяснить.
Ошибка 5. Не очищать прибыль от НДС
НДС — это налог, который платят покупатели государству. Бизнес в этой цепочке выступает передаточным звеном: покупатель платит деньги за товар и ещё просит передать свой НДС в бюджет. А государство раз в месяц приходит к бизнесу за своими деньгами, поступившими от граждан.
В итоге НДС-ные деньги проходят через предпринимателя, но ему не принадлежат. Поэтому при подсчёте выручки и расходов нужно вычитать из них сумму налога.
Как правильно считать чистую прибыль
Посчитать выручку. Для этого нужно собрать сумму выплат по сделкам, обязательства по которым компания закрыла в том месяце, за который делается расчёт.
Разделить все расходы бизнеса на переменные и постоянные или прямые и косвенные — в зависимости от того, по какой модели работает бизнес.
Посчитать все расходы периода. Не забываем, что они должны соответствовать выручке. Нужно отнять эти расходы из выручки.
Вычесть оставшиеся расходы — налоги, кредиты и амортизацию — и получить чистую прибыль бизнеса.
Как бизнесу избежать кассовых разрывов при помощи платёжного календаря
Что почитать о финансах и инвестировании: лучшие книги и каналы
Как компании Logaster удалось оптимизировать бизнес во время карантина
Мнение автора и редакции может не совпадать. Хотите написать колонку для Нетологии? Читайте наши условия публикации. Чтобы быть в курсе всех новостей и читать новые статьи, присоединяйтесь к Телеграм-каналу Нетологии.
Финансовый директор в компании «Нескучные финансы»
Как увеличить прибыль компании
Автор статьи — Копирайтер Контур.Бухгалтерии
Бизнес создается для извлечения прибыли и закономерно, что собственник постоянно стремится повысить рентабельность. Расскажем о способах увеличения прибыли.
Способы повышения прибыли и их сочетание
Независимо от размеров бизнеса и сферы экономики выделяют три основных способа повышения прибыли:
Планируя стратегию развития и стратегию работы с маржой, собственник или топ-менеджер компании должен учитывать все три способа и искать сбалансированное решение, хотя, например, повышение цены и повышение объема продаж в единицах продукции не всегда могут сработать одновременно.
Работа над повышением маржинальности обязательно соотносится и со стратегией развития компании. Допустим, если стратегия строится на выходе на новые рынки, то в первую очередь упор будет на увеличение объемов продаж. Если же цель при сохранении доли рынка перейти на другой сегмент потребителей, то фокус внимания можно направить на повышение цен или оптимизацию издержек.
Ошибки собственников / руководителей
Зачастую решение по повышению прибыли лежит на поверхности. В силу стереотипов компании упускают прибыль из-за того, что:
Как следствие, у компании нет четкой стратегии, и работа отдела маркетинга может быть похожа, скорее, на решение текущих задач.
Еще одна ошибка — стремление руководителя “лечить” вопросы прибыли модными “фишками”, которые касаются как управления, так и применения инструментов. Например, компания заказывает большой интернет-портал, чтобы через него продавать свои товары и услуги, но на практике оказывается, что для интернет-продаж достаточно подробного лендинга и качественной работы контакт-центра.
Или, к примеру, все увлекаются переводом сотрудников на KPI, хотя эти KPI никак не влияют на рост прибыли. В инструментах и решениях нет ничего плохого. Но плохо, если они применяются без всестороннего анализа ситуации.
Как увеличить объем продаж
Один из самых простых способов — повышение цен, при этом увеличение цены на 3-5% с тем же уровнем издержек позволяет довольно быстро увеличить общий оборот и доходность. Вполне закономерны опасения собственников, что часть клиентов перестанет покупать, и это скажется на объеме продаж. Но тут стоит рассчитать критическую точку потери базы, после которой повышение цены становится необоснованным.
Вот условный пример. Компания продавала продукт по 100 рублей, который покупали 100 раз в месяц, что давало общий оборот 10 000 рублей. С каждого клиента компания зарабатывала 20 рублей чистой прибыли или 2 000 рублей в месяц.
При повышении цены до 105 рублей оборот увеличится до 10 500 рублей. При тех же затратах прибыль составить 2 500 рублей. Но если 2 клиента откажутся от сотрудничества из-за повышения цен, то оставшиеся 98 клиентов все равно принесут компании по 25 рублей чистой прибыли. То есть совокупная прибыль по итогам периода будет — 2450. Таким образом повышение цены в любом случае позволило увеличить прибыль. И при том сосредоточиться на качественном обслуживании существующих клиентов, что позволит сгладить дискомфорт от новых цен.
Дополнительные продажи или повторные продажи
Подумайте, какие продукты вы можете предложить клиенту еще? Например, салон оптики при заказе обычных очков с диоптриями предлагает приобрести солнцезащитные очки со скидкой. Магазин электроники при покупке телефона предлагает сразу же купить чехол и защитное стекло, а также страховку от не гарантийной поломки гаджета. Это работает на увеличение объема продаж и увеличение среднего чека.
Важно вести работу, направленную на возвращение клиента и увеличение LTV (жизненного цикла клиента). Если это ритейл, то хорошо работают бонусные программы и секретные промоакции, специальные скидки. Если это товар, который требует регулярных повторных покупок (например, капсулы с кофе), то здесь та же задача — пригласить клиента прийти в эту точку снова и снова. Для предприятий в сфере красоты и здоровья хорошее решение — записывать клиента сразу же на повторную процедуру через месяц или два.
Таким образом компания не тратит деньги на привлечение новых клиентов, а обеспечивает загрузку и получение прибыли за счет уже имеющейся базы. Дополнительно стоит возвращаться к “спящим” клиентам, которые не делали покупку более 6-12 месяцев. Комплимент, небольшая скидка, специальное предложение поможет привлечь человека, который уже был с вами знаком, а значит гораздо охотнее согласится на повторный визит/покупку.
Оптимизация рекламы и работа с конверсией
Один из способов оптимизации рекламы — работа над увеличением конверсии рекламного объявления в покупку. Так вы существенно снижаете стоимость каждого клиента и экономите маркетинговый бюджет, оставляя себе больше прибыли.
Для работы над конверсией необходимо составить карту пути пользователя, которая помогает оценить, как приходят клиенты, на каких этапах они встречаются с рекламой компании и как принимают решение о дальнейшем шаге.
Например, вы запускаете таргетированную рекламу в социальных сетях и ожидаете, что одна кампания приведет к вам 100 потенциальных клиентов, которые будут готовы посетить сайт и 10 из них сделают заказ. Но чтобы привести 100 человек на сайт, вам сначала нужно показать свое объявление 2000 человек. Если хорошо поработать над объявлением, то на сайт перейдет уже 150 человек, а не 100. Из этих 150 заказ сделают 15, а не 10. Таким образом, при тех же затратах на рекламу вы получаете больше заказов и меньшую стоимость лида.
Расширение клиентской базы
Каналы привлечения клиентов могут быть самыми разными: от покупки готовых баз для запуска ретаргетинга до запуска рекламных кампаний. Стоит помнить и про онлайн, и про оффлайн-каналы привлечения в зависимости от вашего продукта.
Хорошим показателем будет стабильный рост клиентской базы, который позволит компенсировать естественный отток клиентов и за счет новых клиентов обеспечить объем продаж.
Работа с издержками
Этот способ позволяет повысить рентабельность даже при существующем уровне цен. В этом вопросе полезно ориентироваться на технологии “бережливого производства” и оптимизацию работы. Достаточно поработать с уменьшением потерь, к которым относятся:
Повышение прибыли — это системная работа, и даже небольшие действия могут привести к существенным изменениям. В сервисе Контур.Бухгалтерия вы найдете инструменты для анализа и повышения прибыли: управленческие отчеты по продажам, себестоимости и марже, а также возможности для финансового анализа работы фирмы. В сервисе легко вести учет, начислять зарплату и сдавать отчетность. Первые две недели бесплатны для всех новых пользователей.
Финансовый учет на пальцах: как оценить здоровье бизнеса и найти точки роста
Рентабельность собственного капитала, продаж и оборачиваемость активов стоит считать не только крупному бизнесу, но и начинающим предпринимателям. В статье — как можно увеличить прибыль любой компании, влияя на эти три показателя.
Александр Афанасьев
Основатель и директор по развитию компании «Нескучные финансы»
Есть несколько финансовых показателей, которые помогают контролировать состояние бизнеса: рентабельность капитала, продаж, рентабельность и оборачиваемость активов. В статье расскажем, как и зачем считать эти показатели.
Статья будет полезна собственникам малого бизнеса и начинающим предпринимателям, которые хотят навести порядок в деньгах.
Подробно разобрали эту тему на вебинаре «Из малого бизнеса — в крупный. Считаем реальную доходность и находим точки роста» с Александром Афанасьевым, руководителем компании «Нескучные финансы».
Дальше в статье — краткий конспект этого вебинара.
Что такое рентабельность собственного капитала
Рентабельность собственного капитала — первый из показателей, за которым стоит следить владельцу бизнеса. Он показывает, насколько здоров бизнес и эффективно ли работают деньги предпринимателя. А если точнее — сколько копеек приносит каждый рубль, вложенный в бизнес.
Чтобы понять значение этого показателя, можно представить бизнес как коробку по производству денег. Например, в начале года вы вложили в эту коробку 1 млн рублей. В коробке происходило, и в конце года вы из нее достали 1,4 млн рублей.
Рентабельность капитала в такой коробке: 400 000 ₽ / 1 000 000 ₽ × 100 = 40%.
Рентабельность собственного капитала можно сравнивать с доходностью по банковским депозитам или по акциям. Например, если положить деньги на депозит в банк под 3,88%, то вы заработаете на своих деньгах 3,88% за год. Так же и в бизнесе: вы вкладываете деньги, а через некоторое время получаете доход.
Когда владелец бизнеса знает рентабельность капитала в бизнесе, он может принять взвешенное решение: выгодно ли дальше развивать бизнес или лучше поискать другие варианты вложения денег.
Рассчитать рентабельность капитала
Для расчета рентабельности нужно знать чистую прибыль и величину собственного капитала.
Чистая прибыль. Чистая прибыль — это выручка за вычетом всех расходов, в том числе налогов и взносов.
Например, у предпринимателя небольшой магазин.
60 млн рублей — выручка за год. Это деньги, которые пришли на расчетный счет и в кассу.
45 млн рублей — расходы за год. Это деньги, которые он потратил на закупку товаров, зарплату, аренду, коммуналку, транспорт.
5 млн рублей — налоги и взносы за год.
(60 млн − 45 млн − 5 млн) = 10 млн рублей — чистая годовая прибыль.
Собственный капитал. Собственный капитал рассчитать сложнее, чем прибыль: он показывает, сколько денег предпринимателя вложено в бизнес. Чтобы узнать эту цифру, нужно оценить стоимость бизнеса на текущий день и вычесть все обязательства.
Активы — все то, что есть у компании. Сюда могут входить:
В разных сферах бизнеса активы будут разными. Например, в салоне красоты основными активами, скорее всего, будут инструменты, оборудование и деньги в кассе. А в грузоперевозках — автомобили.
Для более точного расчета активы нужно оценивать по их рыночной стоимости. Так, стоимость автомобиля или оборудования — та сумма, за которую их реально сейчас продать, а не цифры в бухгалтерском балансе.
Другими словами, обязательства — это все счета или долги, которые должны быть оплачены компанией.
Отслеживать рентабельность активов
Рентабельность активов — второй показатель бизнеса. Он показывает, как эффективно в бизнесе работают активы.
Представим, что Ваня зарабатывает в год 3 млн рублей, а Петя — 5 млн рублей. У кого более эффективный бизнес?
На первый взгляд кажется, что у Пети, ведь у него больше прибыль. Но если узнать, сколько денег вложил в бизнес каждый предприниматель, то окажется, что Ваня работает с большей отдачей.
Сведем расчеты в таблицу:
Ваня | Петя | |
---|---|---|
Прибыль за год | 3 млн рублей | 5 млн рублей |
Активы | 10 млн рублей | 50 млн рублей |
Рентабельность активов | 30% | 10% |
Рентабельность активов позволяет отслеживать, как результативно работает бизнес в разные периоды. Если активы увеличиваются, а прибыль при этом не растет — значит, нет смысла в расширении бизнеса.
Мы разобрали два основных показателя, которые помогают предпринимателям следить за состоянием бизнеса: доходность собственного капитала и рентабельность активов. Теперь рассмотрим, как улучшить первый из них — рентабельность капитала. В этом поможет формула Дюпона.
Формула Дюпона появилась из стандартной формулы рентабельности капитала. Это видно, если сократить дроби по правилам математики.
В развернутом виде формула показывает, что рентабельность капитала состоит из трех компонентов:
Получается, чтобы рентабельность собственного капитала росла, нужно улучшать каждый из трех компонентов формулы — рентабельность продаж, оборачиваемость активов и финансовый рычаг.
Повысить рентабельность продаж
Рентабельность продаж показывает, какова доля прибыли в общей выручке. Например, рентабельность продаж 10% означает, что 10 копеек из каждого рубля выручки — чистая прибыль компании.
Чтобы повысить рентабельность продаж, нужно:
Контролировать воронку продаж. Воронка продаж — путь, который клиент проходит от момента, когда первый раз узнал о компании, до момента покупки.
Например, представим розничный магазин одежды. У него может быть такая воронка.
Часть воронки | Количество людей за день |
---|---|
Люди, которые просто шли мимо магазина | 1000 человек |
Люди, которые зашли внутрь магазина | 80 человек |
Люди, которые выбрали и зашли в примерочную | 30 человек |
Покупатели | 15 человек |
Если повысить конверсию на каждом этапе или нескольких, общие продажи вырастут.
Пересмотреть политику скидок и повышать средний чек. Скидка — это не хорошо и не плохо, главное, чтобы она была обоснованной. В среднем 1% скидки уменьшает прибыль компании на 11%. Нужно понимать, может ли компания позволить себе давать скидки клиентам. Иначе может возникнуть ситуация «продал много, а денег не заработал».
Способы повышения среднего чека зависят от специфики бизнеса. Например, можно предлагать клиентам более дорогие аналоги, сопутствующие товары, формировать наборы.
Контролировать расходы. Чем ниже расходы компании, тем выше прибыль при том же объеме продаж. Например, компания может экономить на аренде офиса, закупке канцтоваров, отказаться от неэффективных каналов маркетинга, или найти новых поставщиков с более выгодными ценами.
Оценить оборачиваемость активов
Оборачиваемость активов показывает, как быстро компания зарабатывает деньги на своих активах. Например, если оборачиваемость активов равна двум, это означает, что компания за год получает выручку, вдвое большую стоимости своих активов. Получаем, что активы за год оборачиваются два раза.
Чтобы повысить оборачиваемость активов, нужно:
Отслеживать, какие товары продаются быстрее. Представим, что у магазина есть товары А и Б.
Товар А | Товар Б | |
---|---|---|
Продали, цена за штуку | 120 000 ₽ | 55 000 ₽ |
Купили, цена за штуку | 70 000 ₽ | 50 000 ₽ |
Прибыль с одной штуки | 50 000 ₽ | 5 000 ₽ |
Продали штук за месяц | 1 | 20 |
Прибыль за месяц | 50 000 ₽ | 100 000 ₽ |
Прибыль от продажи товара А — 50 000 ₽, а товара Б — всего 5000 ₽. Но товар Б покупают гораздо чаще, поэтому он в итоге приносит больше прибыли за месяц и помогает активам оборачиваться быстрее.
Контролировать запасы на складе. Запасы обеспечивают бесперебойные продажи. Если покупатель хочет вещь, а ее нет в наличии — клиент может уйти к конкурентам.
С другой стороны, запасы — это замороженные деньги. Если у предпринимателя на складе лежит товар на 100 000 ₽ и долго не продается, предприниматель теряет деньги. Он мог бы его продать, даже по сниженной цене, и вложить эти 100 000 ₽ в более прибыльное дело.
Посчитать финансовый рычаг
Финансовый рычаг показывает, сколько активов приходится на каждый рубль собственного капитала. Чем выше коэффициент финансового рычага, тем больше заемных средств используется для финансирования активов.
Получается, чем больше заемных денег привлекается в бизнес, тем больше доходность собственного капитала предпринимателя.
Рассмотрим на примере, как привлечение заемных денег влияет на рост бизнеса и рентабельность капитала. Представим две одинаковые компании, которые работают 10 лет и всю прибыль вкладывают в бизнес.
Развивается на свои | Привлекает чужие деньги | |
---|---|---|
Стартовый капитал | 1 000 000 ₽ | 1 000 000 ₽ |
Рентабельность активов | 50% годовых | 50% годовых |
Привлекает кредит | Нет | Каждый год берет кредит на сумму собственного капитала, ставка 20%. Так, в первый год взял кредит на 1 млн рублей |
Собственный капитал через 10 лет | 57 000 000 ₽ | 357 000 000 ₽ |
Использовать заемный капитал необязательно, достаточно и 57 000 000 ₽. Но если компания хочет ускорить развитие бизнеса, то чужие деньги в этом помогут.
Чтобы заемные деньги пошли компании на пользу и не разорили бизнес, важно соблюдать два условия:
Рентабельность активов выше, чем процент за пользование деньгами. В нашем примере рентабельность активов 50%, а ставка по кредиту 20%. Это показатель, что компания сможет выплачивать проценты и оставаться в плюсе. Чем больше разница между рентабельностью и ставкой по кредиту, тем безопаснее и выгоднее для бизнеса.
Есть понятные точки роста. У компании должно быть понимание, куда ей развиваться и инвестировать заемные деньги
Например, у предпринимателя есть кафе, и он хочет открыть еще четыре кафе в том же городе. Четких планов и расчетов нет, просто планирует взять кредит и работать как привык. В таком случае высок риск, что чужие деньги приведут к банкротству.
Также не стоит идти за кредитом, когда у компании есть проблемы. В идеале привлекать заемный капитал стоит, когда бизнес растет, чтобы помочь ему развиваться быстрее.
Какие документы важны для финансового учета
Чтобы контролировать финансовые показатели и принимать правильные решения, нужно вести несколько видов отчетности. Вот самые главные:
Отчет о прибылях и убытках. ОПиУ — отчет, который показывает, на какую сумму компания выполнила обязательств и сколько заработала.
В ОПиУ отражают выручку и расходы за определенный период: месяц, квартал, год. Собственник видит весь объем обязательств и расходы по каждому виду деятельности. Так он понимает, приносит ли бизнес прибыль или терпит убытки.
Иногда ОПиУ строят на будущее, чтобы спрогнозировать доходы и расходы. Также отчет покажет, насколько прибыльным будет новое направление в бизнесе или стоит ли закрывать убыточное.
Отчет о движении денежных средств. ДДС — самый простой из управленческих отчетов. В нем отражено, сколько денег поступило на счет и ушло с него. ДДС ничего не говорит о прибыли компании и эффективности ее работы, поэтому его всегда рассматривают в связке с ОПиУ.
В ДДС ищут аномалии. Например, компания полгода тратит на офисные расходы по 300 000 рублей, а потом вдруг 600 000 рублей. Здесь нужно проанализировать, почему статья резко выросла. Возможно, арендатор поднял цену или в офисе обновили компьютеры.
Платежный календарь — один из подвидов ДДС — спасает бизнес от кассовых разрывов. Это когда нужно платить налоги или зарплату, а денег хватает только на кофе. Не всегда это катастрофа: возможно, завтра с компанией рассчитается крупный клиент. Платежный календарь поможет все просчитать и действовать исходя из реальной ситуации.
Управленческий баланс. Отражает состояние дел на конкретную дату: сколько активов и пассивов есть сегодня. В управленческом балансе видно, какая сумма собственных средств находится в бизнесе и сможет ли компания расплатиться с кредиторами, если закроется.
Крупная сумма на расчетном счете не означает, что все деньги принадлежат компании. Возможно, большая часть пойдет на обязательства в виде кредиторской задолженности, а сколько именно — покажет баланс.
Управленческий баланс помогает понять, откуда можно взять деньги для срочных нужд. Например, сделать скидку на нереализованный товар и быстро его продать или собрать дебиторскую задолженность с клиентов.
Как и где вести учет финансов
Выбор инструмента для финансового учета денежных средств зависит от размера бизнеса. Предпринимателю без сотрудников хватит «Экселя» или гугл-таблиц. Крупному бизнесу лучше подключить специальный сервис.
«Эксель» или гугл-таблицы. Это бесплатно, но данные вносят вручную. Если над отчетом работает не один человек, а команда, лучше выбрать гугл-таблицы. Тогда один и тот же документ можно комментировать, редактировать, отслеживать изменения. И не нужно бесконечно пересылать его друг другу и путаться в версиях.
Минус в том, что по данным таблиц сложно принимать серьезные стратегические решения, так как нет аналитики.
1С и сервисы бухучета. Программу 1С изначально разрабатывали для бухгалтерского учета, а не финансового. Можно приспособиться, но это неудобно: нужен специальный плагин или помощь специалиста, который доработает нужный функционал.
Иногда инструменты для фин. учета встраивают в онлайн-бухгалтерию. Собственник ведет учет, отправляет в банк платежки, начисляет зарплату, а система формирует не только бухгалтерские отчеты, но и управленческие.
Специализированные сервисы. Это отдельные платные программы, предназначенные специально для финансового учета. Сначала их интегрируют с интернет-банком или бухгалтерским сервисом, и далее система строит отчеты сама.
Готовые решения экономят время, так как большая часть процессов автоматизирована и отчеты можно настроить под себя. Еще один плюс: в наглядных и читаемых отчетах легче разобраться и вовремя принять меры.
Подробно разобрали тему и ответили на вопросы зрителей на вебинаре по финансовому учету с экспертом Александром Афанасьевым. Все, кто оставит почту на сайте inv.tb.ru, получат подарок от «Нескучных финансов» — комплект шаблонов для автоматического расчета показателей.
Подписка на новое в Бизнес-секретах
Подборки материалов о том, как вести бизнес в России: советы юристов и бухгалтеров, опыт владельцев бизнеса, разборы нового в законах, приглашения на вебинары с экспертами.
Сейчас читают
Как организовать вебинар и заработать на нем
Рассказываем, как вебинары помогают бизнесу увеличить прибыль, даем пошаговый план организации вебинара и делимся приемами, которые помогают продавать в прямом эфире
Что такое CRM-система и как она помогает бизнесу зарабатывать больше
CRM помогает эффективнее работать с клиентами и увеличивать продажи. В статье — как выбрать CRM-систему, которая подойдет для вашего бизнеса
Как увеличить онлайн-продажи с помощью аналитики
Бывает, что у онлайн-бизнеса активно крутится реклама и вроде много обращений, но денег с этих обращений мало. Почему так, поможет разобраться аналитика продаж.
Рассылка для бизнеса
Получайте первыми приглашения на вебинары, анонсы курсов и подборки статей, которые помогут сделать бизнес сильнее
© 2006—2021, АО «Тинькофф Банк», Лицензия ЦБ РФ № 2673 — Команда проекта
Тинькофф Бизнес защищает персональные данные пользователей и обрабатывает Cookies только для персонализации сервисов. Запретить обработку Cookies можно в настройках Вашего браузера. Пожалуйста, ознакомьтесь с Условиями обработки персональных данных и Cookies.
8000 ₽ на рекламу во ВКонтакте
Реклама ВКонтакте поможет привлечь новых клиентов. Помогаем с настройками рекламных объявлений.
Чтобы скачать чек-лист,
подпишитесь на рассылку о бизнесе
После подписки вам откроется страница для скачивания