чем болен уилл грэм
Чем болен уилл грэм
У Уилла Грэма нет синдрома Аспергера. Это подтвердил Фуллер:
Bryan Fuller about Will Graham and Asperger’s syndrome
Bryan Fuller: The thing that I found very interesting, was the- he has the line in there about Asperger’s where he says he’s on the spectrum, but then that all of a sudden became «Oh, he’s got Asperger’s». And I was like «Well, no, he doesn’t, he actually has the opposite of that».
Ryan Turek: I ran in to somebody the other day and she was like «Oh, that’s that show where the guy has Asperger’s, and he’s working with Hannibal.» I was like, «No, he doesn’t really. » «But there’s that line!» «You took it out of context.»
Bryan Fuller: Yeah, that has come up so much, and it’s interesting because he’s got an empathy disorder, and Asperger’s is you don’t have- You can’t read social cues. He has an empathy disorder where he reads too much and it overwhelms him. So it’s kind of an interesting place to put the audience in. We’re bombarding them with all this violent imagery that the character is bombarded with. But it’s interesting what comes up in public perception. I’ve heard that a lot, that we’re doing doing a show about a guy with Asperger’s. We’re like «No, he doesn’t have Asperger’s».
Ryan Turek: Set the record straight: Will Graham does not have Asperger’s.
Bryan Fuller: He does not.
читать дальше I’ve been reading some posts about people wondering how on earth Will, being such a good empath and all, cannot twig that Hannibal is completely crazy. Especially considering their last conversation in “Amuse-Bouche.”
For me, this is the least “What the hell?” element of the series but I may have a skewed perception because of my own current training as a therapist of the psychodynamic orientation. Below the cut is my long, boring explanation of how I view it.
Based on Hannibal having a Psy.D, I’m going to assume that he’s also well up on the psychodynamic orientation with regard to therapeutic treatment. So my main understanding of how he’s going to keep Will in the dark is that he’s going to completely manipulate the transference.
We all have transference toward people in our lives but it tends to get cranked up for some people when they develop it with their therapist. I’ve always been amazed at how some of my most well-functioning patients end up having off the wall fantasies about me and my role in their lives and how much their behavior toward me is dictated by these fantasies rather than fact. This isn’t to say they’re becoming psychotic, but highlights the power of transference in a patient-therapist relationship. The same can be said for countertransference.
Will Graham, for all his talents, is not in a terribly good place mentally. It’s clear from even a couple of sessions with Hannibal that he’s starting to trust him and Hannibal has set it up so that Will is starting to feel comfortable in sharing things and using Hannibal as his therapist (his “paddle”) which is ideal in a therapeutic alliance. If only the alliance in this case wasn’t with a complete psycho.
I can totally see how Will could end up placing his own needs of Hannibal as a therapist above the needs of say, reality. Even if his empathy skills start telling him that something’s off about his therapist, Will very likely will just shush it and flat out ignore it unconsciously. His unconscious, meanwhile, might be screaming at him that something is wrong (e.g. that ominous deer dream he keeps having that may be linking him to the deer statue in Hannibal’s office).
In short, Hannibal is a master at manipulating people and having Will as a patient just ups the situation in terms of how easily Will can probably be manipulated despite his heightened abilities at getting into people’s heads. If he ends up needing Hannibal as a therapist, he won’t want to get into his head. At all. Something which I’m sure Hannibal will use to his advantage.
It just becomes a question of when that’ll wear off.
Какова дружба на вкус? Обзор сериала «Ганнибал»
Запеченное в глине, с ароматным шафраном, бедро человека. Омлет Сакромонте с печенью и сладковатой поджелудочной железой. Пестрое сашими из особым образом приготовленного языка, сервированное на элегантном дорогом фарфоре.
Вот какие блюда подает своим гостям Ганнибал Лектер. И попробовать хочется все.
Космический замысел
Прямо скажем, «Ганнибал» — сериал не для всех. Во время показа первого сезона в интернете бродила шутка «говорили, что сериал про маньяка и каннибализм, а оказалось — про геев», и она в полной мере демонстрирует, что сериал совсем не для всех. Даже удивительно, что он продержался целых три сезона: здесь очень медленное, тягучее повествование, на редкость метафоричная и необычная манера вести рассказ, долгие сюрреалистичные кадры. Да и сам рассказ, признаться, странный, шизофренический, больной, извращенный.
Это вовсе не детектив, как послужившие первоисточником книги Томаса Харриса и фильмы, снятые по ним. Детективом он лишь притворяется первые полтора сезона, равно как и сам Ганнибал Лектер создает впечатление обычного законопослушного эстета-аристократа.
В центре композиции — две персоны: сотрудник ФБР Уилл Грэм, обладающий уникальной способностью вживаться в шкуры маньяков, и Ганнибал Лектер — пока еще действующий психиатр, обожающий устраивать званные ужины и уделяющий феноменальное внимание еде.
Одну-единственную мысль из «Красного дракона» Харриса создатели сериала разворачивают на три сезона. Маньяк Лектер и агент Грэм на самом деле похожи. А поскольку манипулятора Ганнибала тянет исключительно к тем людям, кто способен противиться ему и, более того, управлять им, между ними быстро возникает болезненная связь.
Гомосексуальной эту связь назвать сложно — никакого плотского влечения между Уиллом и Ганнибалом нет. Платоническая любовь тоже не подходит — во вселенной, которую создает себе Ганнибал, нет такого понятия. Ближайший аналог из нашего мира — дружба. Дьявольски больная, извращенная, но всамделишная и плодотворная.
Ганнибал называет Уилла агнцем божьим, очевидно обозначая себя как дьявола. Но, в сущности, оба они — поистине космические существа, которые разрывают реальность, кромсают ее на куски и создают из лоскутков новую, свою, вселенную.
Ганнибал — не психопат, его действия исключительно рациональны и осмыслены. Он не социопат — он умеет чувствовать и сопереживать, прекрасно отдает себе отчет о нравственности тех или иных поступков. В сущности, и маньяком его назвать сложно: нет привязанности к убийствам, словно у какого-нибудь Декстера, нет полоумного желания пустить кому-то кровь. Все ради интереса.
Психотип Лектера остается за гранью понимания обычного человека — ни в одно клише он не ложится. И под его пагубным (или наоборот?) воздействием и сам Уилл переживает удивительные метаморфозы сознания. Именно становление Уилла мы наблюдаем на протяжении трех сезонов.
Тем интереснее, что заканчивается третий сезон историей про Красного Дракона, с которой началась книжная тетралогия. Одержимый Красным Драконом психопат болезненно изменяется, превращаясь в мифическое существо, и изменяет всех вокруг. Но все это — безвкусная фальшь. На самом деле именно Уилл меняется, агнец божий отращивает клыки и когтистые крылья, а Красный Дракон — лишь бутафория, жалкая пародия на сверхсущество, созданная для того, чтобы подчеркнуть величие Ганнибала Лектера и Уилла Грэма.
Земной замысел
«Бог любит убивать», — справедливо замечает Ганнибал, ведь намедни тот обрушил крышу церкви прямо на восхваляющих его прихожан. «Убивая, я приближаюсь к Богу» — так мыслит Ганнибал. Совершенно искренне он представляет себя богоподобным существом высшего порядка, имеющим полное право убивать. И именно таким он хочет сделать Уилла, чтобы затем, возможно, разделить небесный трон.
Ганнибал бросает вызов Всевышнему, тем самым как бы заключая с ним негласное, безответное пари. Сможет ли Уилл противиться его влиянию? Удастся ли оросить руки друга кровью? Мадс Миккельсен играет вовсе не маньяка, о нет! Он играет Мефистофеля, будто сошедшего со страниц «Фауста» Гёте. И главный его мотив — интерес. А что будет потом? Таков его замысел.
Но что будет потом, мы, скорее всего, не узнаем, хоть и хочется надеяться. Перестав быть кровавым детективом, этаким правильным «Декстером», «Ганнибал» потерял внимание массовой аудитории и прекратил существовать. Сериал не спас даже фансервис, которого там действительно предостаточно.
«Хочу научиться рисовать по памяти», — говорит Ганнибал в сериале, рассматривая великолепные флорентийские виды. «Такие рисунки — и по памяти?» — спрашивает Клариса Старлинг в «Молчании ягнят», глядя на искусный пейзаж флорентийского Санта-Мария-дель-Фьоре. «Память заменяет мне вид из окна», — отвечает Лектер.
«Фауст» Гёте начинается с диалога поэта и директора театра. Последний утверждает, что зритель туп и бестолков, глубокие мысли его не интересуют, а значит, и искусство творить смысла нет — замысел все равно никто не сможет оценить. Все, что нужно, — выстроить нелогичное повествование, оборвать всякую связь в рассказе и тем самым удивить этих дураков.
Первое время сюжет «Ганнибала» удивлял своей нелогичностью. Но затем перестал, сделав четкий акцент на отношениях двух сверхлюдей, и рейтинги сразу упали. Сериал закрыли, и теперь создатели думают, что делать с ним дальше, ведь история не закончена. Другие каналы сериал не принимают, а полнометражка в качестве завершения не представляется возможной, хотя слухи о ней и бродят по сети.
Похоже, директор театра был прав. Главная проблема «Ганнибала» — зрители. Главная проблема — мы.
Минестроне на бульоне из извращенной морали, приправленный острой смесью боли и разочарования. Перемолотая, доведенная до состояния кровавого паштета месть, которую тонким слоем намазывают на ломтики нравственности и подают холодной. Слегка недожаренная любовь под густым ярко-красным соусом романтики. Сладкая дружба, томленная в вине и компромате, — на десерт. Вот какие блюда на самом деле подает своим гостям Ганнибал Лектер. И попробовать хочется все.
Скрытые смыслы сериала «Ганнибал»
В сериале «Ганнибал» Уилл Грэм время от времени видит Ганнибала Лектера в образе «вендиго»; духа-людоеда в мифах оджибве и некоторых других алгонкинских племён.
Помимо обилия мифологических образов в сериале спрятан кулинарный символизм, выражаемый не только в названии блюд, но и названии серий и способе подачи блюд в сериале.
Второй сезон разворачивается перед зрителем в виде подачи блюд высокой японской кухни «кайсэки».
Почему во втором сезоне все блюда подчиняются японской культуре приема пищи? Казалось бы, логичнее было представить такую тематику в третьем сезоне, т. к. именно в третьем сезоне появляется героиня японка, как некое подобие образа Мурасаки, тетки Ганнибала, строго говоря, не родственницы, но важного человека в становлении Ганнибала, как личности и убийцы. Однако, создатели выбирают японскую тематику именно во втором сезоне и не случайно. В этом сезоне Уилл и Джек расставляют ловушку Ганнибалу, а Уилл в качестве наживки изображает из себя начинающего убийцу, к тому моменту доктор все больше ощущает их связь и похожесть, и становится для Уилла как бы учителем, т. е. здесь происходит «Восхождение: Уилл Грэм», по аналогии с книгой «Ганнибал: Восхождение» ((англ. Hannibal: Rising) — романом Томаса Харриса, опубликованным в 2006 году). И все встает на свои места, ведь в третьем сезоне необходимо было транслировать итальянские мотивы, ведь большая часть действия происходит во Флоренции.
Недавно купил кулинарную книгу Ганнибала, и открыл для себя еще один пласт скрытых в сериале смыслов. Помимо самого блюда, становится крайне важным способ приготовления и подача.
Для этого была придумана целая процедура «иглоукалывания для рыб». Рыбу пронзают тонкой проволокой под определенным давлением, в результате, мозг рыбы перестает функционировать, а нервная система еще нет. Состояние напоминает кому. В 12-часовом рейсе от Японии до Северной Америки, японцы сохраняют самую основную из физических функций рыб, позволяя им дышать слабо вместо того, чтобы немедленно умереть от напряжения. Плоть рыбы будет слаще и нежнее, если рыба расслаблена, когда умирает. Также затаскав рыбу, можно случайно соскоблить защитную слизь, которая обволакивает брюхо рыбы. Именно слизь при готовке становится сине-серой, и придает блюду свою внешнюю привлекательность. В таком виде ее и перевозят до попадания на стол шеф-повару, который ее выпотрошит.
Так выглядит типичная голубая форель по-французски.
Чем закончился сериал «Ганнибал»: краткое содержание
Многосерийный триллер «Ганнибал» о знаменитом маньяке Ганнибале Лектере выходил в эфир с 2013 по 2015 года. Сериал официально был объявлен закрытым по окончании третьего сезона, но шоураннер Брайан Фуллер не раз заявлял, что об будет готов вернуться к этому проекту, сняв минимум еще один сезон. Ясности не этот счет пока нет.
В финальной серии «Ганнибала» агент ФБР Уилл Грэм и доктор Лектер вступают в решающую схватку со зловещим маньяком по прозвищу Красный дракон. Действие переносится в загородный дом Ганнибала, который расположен на скалистом утесе у океана. Ганнибал и Уилл садятся за обеденный стол и ведут беседу в ожидании неизбежной атаки со стороны Красного Дракона. Внезапно раздается выстрел, окровавленный Ганнибал падает на пол. После этого Уилл и Дракон вступают в рукопашную схватку, в ходе которой они несколько раз ранят друг друга ножом. Тем временем Ганнибал приходит в себя и тоже ввязывается в драку. Совместными усилиями Уилл и Ганнибал в итоге убивают антагониста.
Несмотря на предшествующий экшен, эта развязка содержит в себе мощный эмоциональный подтекст, ведь Уилл и Ганнибал, отношения между которыми развивались на протяжении всего сериала, наконец полностью открываются друг другу. В этот по-своему интимный момент герои стоят на краю обрыва, обнимаются и затем падают в пропасть. Это открытый финал, который заставляет зрителей гадать, выжили Уилл и Ганнибал или нет. В то же время создатель Брайан Фуллер дал понять, что персонажи, по его задумке, остались в живых и бежали из хмурого Торонто в теплые края.
Hannibal 2013-2015, Брайан Фуллер
Каннибал-нарцисс, драматичный «bromance» и поэзия мрачной эстетики (18+)
И разумеется, ледяная сексуальность датчанина Мадса Миккельсона, исполнившего главную роль, довершает картину. Увы или по счастью для рейтинга, она и породила бездну фанфиков и слэша у части женской аудитории.
Встречала шутку типа: «Посмотрел всего «Ганнибала» сразу. Рехнулся. Теперь смотрю только мультики.» А если серьезно, это не «Груз 200», но 18+, рисковать не стоит.
На что жалуются зрители? «Много психотерапевтической болтовни». «Слишком красиво. Мало динамики.» «Диалоги словно принадлежат одному лицу. Псевдоинтеллектуальность. Бессмысленная чушь». «Зачем Клариссу заменили на Уилла?» «Сюжетная линия третьего сезона хромает. Первые два смотрел на одном дыхании. Дальше бросил.» Мнения резко делятся на прямо противоположные. 50/50 и недовольства и восторгов.
Это не знающая стыда и совести, не признающая никаких этических норм журналистка Фредди Лаунс, готовая инсценировать даже собственные похороны ради броского заголовка.
Глава клиники для душевнобольных преступников, психиатр Фредерик Чиллтон, компенсирующий мысли о собственной неполноценности, проводя крайне экспериментальное лечение своих подопечных. Фредерик ворует идеи коллег, чтобы приправить их ложью и скрыть свою некомпетентность, прославившись на страницах ведущих изданий по психиатрии.
Еще одна героиня, Эбигейл Хоббс. Совсем молодая девушка. Отец с детства обучал ее охотиться на оленей, а потом вынудил стать приманкой в его охоте на девушек, как две капли воды похожих на Эбигейл. Эбигейл прекрасно понимала, что в случае отказа жертвой станет сама. Всю тяжесть вины и всю любовь к отцу-каннибалу она перенесет через свою недолгую жизнь, спроецировав образ отца на негласно удочеривших ее Ганнибала и Уилла. Убив ее отца в ходе расследования, оба невольно почувствуют ответственность за ее жизнь.
Прежде чем углубляться в дебри взаимоотношений и образы главных героев, попробую рассказать, почему остановилась именно на этом сериале.
Разумеется и подбор актеров меня приятно удивил. Режиссер временами настолько нагнетает атмосферу, что срывается в лютый садо-мазо трэш. Но при этом красиво, сексуально. Браво.
А еще я очень люблю сочинять истории, и как сделана эта мне интересно.
Кто все эти люди/нелюди? Зачем, как и почему они создают свои чудовищные шедевры? В чем главный замысел и, главное, как найти автора, когда жертвы безмолвны, а «творец» не оставляет следов. Как его остановить?
Сложить паззлы воедино и составить психологический портрет психопата Джек приглашает Уилла Грэма.
В способности по малейшим деталям собрать целостную картину ему равных нет. Он практически гениален, но оградил себя от контакта с местом преступления стенами аудитории. Читает лекции и комментирует слайды.
Позднее Джек Кроуфорд скажет: «Я позаимствовал воображение Уилла в своих целях, но в азарте не заметил, как разбил его на осколки, словно хрупкую фарфоровую чашку. Ума не приложу, кто и как сумел эту чашку склеить.»
Но «добивать раненых птиц» Грэм не может.
В помощники Уиллу Кроуфорд приглашает одного из самых блестящих специалистов в области психиатрии, доктора Ганнибала Лектера.
После того как Уилл выстрелит в преступника десять раз, чтобы спасти его семью, Грэму назначат психиатрическое освидетельствование и Лектер станет его психотерапевтом.
Мысленно воссоздав картину убийства, Грэм всегда произносит «Таков мой замысел/This is my design». Фраза в шуточном варианте уже разлетелась по сети, войдя в список универсальных ответов на любое «почему».
Много шуток вызвала и манера Уилла отвечать на вопрос в духе: «Да, то есть нет.» «Я знаю, кто я. нет, я больше не знаю, кто я». Актер хорошо изобразил противоречивость поведения Уилла его мыслям, чувствам и словам. Грэм часто говорит что-то в духе «мне это совсем не нравится» с выражением » мне это дико нравится» или «я не рад вас видеть» с глазами полными «жить без вас не могу».
Это герой глубоко чувствующий, понимающий больше, чем ему бы хотелось. Душевный, глубокий и симпатичный. Но. это далеко не весь Уилл.
Доктор Ганнибал Лектер.
Если бы Грэм с самого начала знал, насколько крепко держит в руках того, кто вечно исчезает как дым. Если бы мог представить, в какой одержимости находится сам Ганнибал, сказавший «Убив меня, ты не только избавишься от меня, ты освободишь меня от себя.» Наверное, многих жертв можно было избежать. Но не было бы такой истории.
Итак, Ганнибал Лектер. Персонаж сдержанный, прохладный и закрытый. Юность Ганнибала омрачена смертью младшей сестры, о которой он заботился как о дочери. Это и есть точка отсчета его внутренней истории. Ганнибал тоже сирота. В детстве его развлечением было бросать в огонь разные ветки и травы, чтобы девочка, которая росла вместе с ним угадывала, что это было за дерево. У Лектера нюх Гренуя и практически настолько же идеальный слух и чувство вкуса. Он эстет и перфекционист до мозга костей. Рисует, сочиняет музыку на клавесине, играет на терминвоксе и посещает оперу. Ганнибал говорит на старотосканском наречии и способен читать лекции по Данте. Он помнит каждую мелочь, фиксирует каждую деталь. И готовит великолепно, собирая в своем доме элиту на званые ужины.
Какой сказкой Ганнибал все это разукрасил при таком художественном вкусе и уме можно только догадываться. У него даже религия своя причудливая.
Личина Ганнибала продумана и отшлифована до блеска. Он приспособился. Ничего не заподозришь в галантном респектабельном докторе. Им даже можно любоваться. Он притягателен как большая хищная кошка, его охота похожа на танец. Однако, как умный хищный зверь, он по-своему одинок и уязвим. С его умением разбираться в самых мрачных дебрях человеческой психики, Лектер шахматист-одиночка. Не находит партнера, способного играть на его шахматной доске. Открытость, необходимая для дружбы для него невозможна, и зверь в нем мечется по клетке, созданной ради собственной безопасности. Кому, скажите, он может открыть свое истинное лицо? Да только такому же, как он. Вот и делает доктор со съехавшей крышей из невротиков, склонных к насилию, таких же психопатов как он сам. Выпускает демонов своих пациентов на прогулку. И дрессирует, направляет. Ох как мастерски, изящно и легко. Берет человека за придуманный им мир и поддерживает всю околесину и бред, пока сам пациент не загонит себя в ловушку. Такая вот игра.
«Ты хотел изменить меня, как я изменил тебя? Удивить хотел?»
Не знал Уилл, что Лектер тайно уже создал целый мир и будущее, можно сказать «семью для себя и Уилла».
— Я тебя простил. Посмотрим, сумеешь ли ты меня простить.
Приведу немного другой пример из совершенно реальной ситуации. Цитирую:
Конечно немало будет искалечен и сам Уилл. Ганнибал научит его охотиться и убивать, они вместе станут ужинать, Уилл будет приносить добычу, вернее делать вид, что приносит. Но есть человечину для него станет делом привычным.
Но когда Ганнибал вытащит его от психопата Верджера, на руках вынесет, устроив «массовый забой скота», Грэм ответит: «Мне не победить. Я скучаю по моим собакам. По вам скучать не буду. Не стану искать вас. Не стану пытаться понять. Я даже думать о вас больше не хочу.» Ох, классная сцена! Лектер покинет дом, встанет на колени, сложив руки за головой, и сдастся полиции. Он продолжает играть, но такая свобода ему вряд ли нужна. «. Это чтобы ты всегда знал, где можешь меня найти.»
Лектер Хопкинса выносит Клариссу на руках, вышагивая посреди голодных свиней. Но для Фуллера такой разворот недостаточно хорош. Его Ганнибалу выжигают на спине клеймо и сажают на привязь в клетку для свиньи, чтобы «жарить до румяной корочки, поливая медом, как утку по-пекински.» Этот Лектер сорвется с ошейника и устроит веселую жизнь двуногим «кулинарам». А после, по уши в крови, проваливаясь в сугробы, понесет на руках через лес бездыханного друга. И только-только, недоверчиво открыв рот, начинаешь задумываться, что очнуться Уиллу непременно теперь стоило бы со словами: «Ты ж мой герой!» Но не тут-то было. Доктору хронически не везет с пациентом. Очнувшийся Уилл серьезно и грустно заводит разговор на тему : «Что-то притомился я от наших бесед. Прощай, Ганнибал.»
Непредсказуемость сюжетных ходов одна из самых сильных сторон сериала.
Развязка сериала впечатляет. «Сногсшибательно» я бы сказала. Жестоко, красиво, больно и неожиданно нежно. Вызывая невольное завороженное «ах» и долгое молчание. Я честно сказать, в этом месте сдалась и заплакала. Оба до последней секунды настолько остаются собой.
Конец истории, переворачивает все, что зритель успел осознать.
Этот Ганнибал любил Уилла во всех смыслах, правда. И конечно съел бы его однажды. Это тоже правда. И в этом, кстати, никакого противоречия нет.
Если уж смотреть, стоит заранее отбросить градации и оценки, игнорировать литры «крови» и прочую жуть. Или не смотреть вовсе. Подробностей много. Я на свой манер лирична в описаниях, а история несмотря на эстетику жестока.
Далее честно предупреждаю, что обрисую и откомментирую сюжет, некоторые сцены, в том числе финал. Если вам еще нужна интрига, закройте эту страницу прямо сейчас, чтобы на автора не обижаться.
2.
Основная сюжетная линия.
Этот короткий эпизод доказывает одну важную вещь: Грэм лжет если не самому себе, то окружающим. О какой охоте на Ганнибала в исполнении Грэма может вообще идти речь? В критический момент Уилл загрызет врага живьем, защищая Лектера. Лектер спасает Уилла и уходит сам. Но Грэм больше ни о какой дружбе и понимании слышать не хочет, он выгоняет Лектера. А Ганнибал в ответ на это сдается полиции.
Грэм ничего об этом обещании не знает. Он даже дает понять Лектеру, что неравнодушие Ганнибала использовать в своих целях не станет. Уилл, похоже, решает умереть.
Но несмотря на своеобразие черт и необычностей в обоих персонажах, герои еще и просто люди, об этом не стоит забывать. Подача Грэма и Лектера еще и в этом ключе делает образы цельными и живыми, а их дуэт превращает в незабываемый драматичный броманс.
В финале оба падают с обрыва. Грэм увлекает за собой Лектера в темный океан. Никто не сопротивляется. Все точки поставлены. В вырезанном при монтаже финальном отрывке наступает следующее утро. У алтаря норманнской капеллы еще горят свечи. Капелла пуста, но свет падает на Лектера и Грэма, замерших на соседних скамьях с закрытыми глазами. Почти в зеркальном отражении, в полуобороте друг к другу, как и падали.
Почему, кроме ироничных шуток, никто не упомянул, что Лектер давно стоял на самом краю, какой бы мишурой из «замков» и «рецептов» он это ни разукрасил? И почему, собственно, лишь Уилл принес себя в жертву?
Я могу ошибаться. Но я вижу и другую драму в этой истории. Я вижу Лектера, который стоит в темноте, в подземелье капеллы, убежденный, что незрим. И выражение его глаз, когда он вслушивается в шаги Грэма. Он ждет его ответа. Ганнибал слеп с наивностью человека, уцепившегося за сказку. И беспомощен перед болью. Тотально открыт. Это само самообладание и безупречность, нарцисс Лектер, в чьей душе кромешный ад пустоты, стыда, одиночества и никчемности. Потому что, кому как не ему понимать, насколько воздушен и хрупок, возведенный им «замок памяти». И перед лицом чего окажется сам Лектер, если его этого замка лишить.
Лектер напоминает временами «Семейку Аддамс» в духе: «Этот поросенок обижает Уилла. Попробуй, кстати, Уилл, я его не пересолил?» Честное слово, и улыбнешься и поперхнешься от «поэм» Лектера.
Лектер не умел ни дружить, ни тем более любить. Себя ему было жаль не больше, чем «свинину», которую он ел. Но в Грэме он видел себя, каким мог бы стать. Не зря он говорил Уиллу: «Хочу, чтобы ты увидел мою светлую сторону, чтобы ты верил в лучшее во мне, как я верю в лучшее в тебе.» И вера Грэма доходила до абсурда, до полного игнорирования негатива. Уилл словно перемещался в другую плоскость, в состояние чем-то схожее с зачарованной влюбленностью, он шагнул по ту сторону человеческих мерок, путешествуя по родине Ганнибала. Он ведь тоже научился создавать свои «шедевры». И он единственный, кто все же сумел Лектера понять. Может именно неравнодушие к судьбе Лектера, а не только профессиональное любопытство сыграло здесь роль. Уилл Грэм действительно умел сопереживать и сочувствовать каждой «раненой птице.» А бездомных псов по дороге с работы подбирал.
Интересно, что и Ганнибал пытается увидеть мир глазами Грэма. Когда Уилла содержат под стражей, посчитав «Чесапикским потрошителем», на расследование убийств отправляется вместо него Лектер. Дара Грэма у него нет, но он изучает места преступлений по-своему. Он тоже зачарован и радуется как ребенок: «Я сегодня был там, где был он и пытался сделать то же самое. Я смотрел, как смотрит он». Они оба пытаются разгадать друг друга, изучают жизнь друг друга с интересом и вниманием, какие свойственны, скорее любви, чем дружбе. Или по крайней мере дружбе, которая трансформировалась уже во что-то большее.
То, что не смог сделать с Лектером ни один психотерапевт, произошло. Грэм открыл его, как распахивают дверь, шагнув за все пределы добра и зла. И плата была слишком велика. Обоим не стало места среди людей.
Сумел ли Уилл выпустить «раненую птицу», которую так советовали «добить»? Очень сложный вопрос.
А сумел ли осуществить свой план лечения Уилла доктор Лектер? Да и нуждался ли в лечении сам Грэм?
Такие вот удивительные отношения.
Возможно последняя схватка с «Красным драконом» окончательно лишает Грэма рассудка. А может быть всего лишь обнажает суть. Уилл умиротворен после убийства. Спокоен Ганнибал. Остается последний шаг.
Однако вместо обещанных чудовищу Лектеру смертей, удавок, ножей, вонзенных в праведном гневе, Грэм, весь в крови, поднимается, чтобы Лектера. обнять.
Звучат последние слова Ганнибала. Уилл опускает голову ему на грудь и через несколько секунд легким движением опрокидывает себя и Лектера в пропасть.
Режиссер, конечно, играет со зрителем, подзадоривая подтекстом (есть подтекст, читабелен). Фуллер неоднозначен в комментариях этих отношений. Да и в конце концов, ну почему и нет?
Но то, что снимал режиссер своеобразную историю любви, это признает. Насколько «платонической», это уже решать не мне. У Брайана Фуллера была идея подняться над сексуальностью, отобразить притяжение двух людей на более высоком уровне. Ведь по его словам, Грэм гетеросексуален, но попадает под обаяние Лектера и пытается бороться с собой. Для понимания происходящего это важно. Хотя. Наблюдая за его поведением, часто сомневаешься.
Грэм приходит в лечебницу исключительно по делу. Но хочется временами горько улыбнуться и добавить: «А я семь дней до вас скакал, чтобы сказать как вы мне безразличны.»
Увы, сериал отцензурирован, местами жутко искажен переводом, некоторые сцены вырезал сам режиссер. Это и дает ощущение недосказанности, усложняет и сбивает с толку. Создает впечатление недостающих паззлов.
Сериал на языке оригинала и комментарий Фуллера, пожалуй, больше приоткрывают суть. Да и Грэм не настолько добродетелен, как могло бы показаться. Он просто человек.
Что дал этот сериал лично мне? Незабываемую историю этого необычного броманса и Брайана Фуллера. Имя режисера, который в своей работе способен легко балансировать на грани яви и сна, находить нужные слова и время для тишины, облекать страшное в иронию и раскрывать внутренний мир своих персонажей очень интересными средствами. Его герои останутся со зрителем, когда растаял последний кадр и уже выключен экран. И зритель посидит какое-то время в тишине, ошарашенный, озадаченный, но покоренный. И спросит, быть может, растерянно: «Что это было сейчас?» А самое ценное, если захочет найти ответ. Свой и только свой, иначе и быть не может.
Брайану Фуллеру огромное спасибо за шикарную страшную сказку и классный трек Брайана Райцела «Love crime». Вам спасибо, что читали.
А мне понравились эти простые слова:
«Если б я имел возможность видеть тебя каждый день и говорить с тобой, как сейчас. целую вечность. Я бы навсегда запомнил это время.»
Посреди своей алхимии правды и лжи Лектер в одном был бесконечно прав.
Ничто не дает человеку такого глубокого понимания и видения другого, как дает любовь.
Именно глазами любви мы способны увидеть в человеке данный ему от рождения потенциал. Выражая свою любовь, тот, кого мы любим, обретает силу свой потенциал реализовать. Это и открывает для него путь к преобразованию.
А чем так цепляет эта странная и страшная сказка? Что за послевкусие эхом продолжает звучать в том, кто досмотрел до конца? Наверно, как ни крути, но иносказательно, через подтекст и всему вопреки напоминает она все же о любви. Той самой, нереальной, несбыточной, которую переживал когда-то каждый. Это и выводит ее на общечеловеческий уровень. И делает доступной для зрителя.
Любовь, прощение и принятие как вечная потребность любой человеческой души.
И я поразилась простоте этих слов. Их было невозможно оспорить.
Я не претендую на исключительную объективность, не настаиваю на своем прочтении этой истории. Просто делюсь, тем как вижу ее сама.