Говорят на территории россии много часовых поясов и несмотря на то что
Материал для подготовки к ЕГЭ по русскому языку. Практикум по пунктуации в сложном предложении.
ПРАКТИКУМ ПО ПУНКТУАЦИИ В СЛОЖНОМ ПРЕДЛОЖЕНИИ
А23. Как объяснить постановку тире в данном предложении?
Взошла луна — появился трус дикобраз, который к чему-то принюхивался и рыл под нашим деревом.
1) Вторая часть бессоюзного сложного предложения содержит причину того, о чём говорится в первой части.
2) Первая часть бессоюзного сложного предложения указывает на время совершения того, о чем говорится во второй части.
3) Вторая часть бессоюзного сложного предложения указывает на следствие из того, о чём говорится в первой части.
4) В неполном предложении на месте пропуска главных или второстепенных членов предложения ставится тире.
А 23. Объясните постановку двоеточия в предложении.
Никогда я не видел такой осени: ни ветерка, ни облака не было на прозрачном небе.
Первая часть бессоюзного сложного предложения указывает на условие того, о чём говорится во второй части.
Вторая часть бессоюзного сложного предложения указывает на следствие того, о чём говорится в первой части.
Первая часть бессоюзного сложного предложения противопоставлена по содержанию второй части.
Вторая часть бессоюзного сложного предложения раскрывает, уточняет содержание того, о чём говорится в. первой части.
А24. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?
Нужно беречь драгоценные слова (1) и музыку наших великих предшественников (2) за творения которых (3) нас уважают (4) и любят во всем мире.
А25. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?
Блокадный Ленинград стал символом несгибаемой стойкости и мужества (1) и (2) когда Международному трибуналу были продемонстрированы фотографии (3) на которых умирающие от голода дети делали снаряды для фронта (4) то многие отказывались верить (5) что такое возможно.
1) 1, 2, 3, 4, 5 3) 2, 3, 4, 5
А26. В каком предложении придаточную часть сложноподчиненного предложения нельзя заменить обособленным определением, выраженным причастным оборотом?
1) Большим успехом у городской публики пользовался кукольный театр Петрушки, который известен на Руси с допетровских времён.
2) Представление этого театра состояло из отдельных. забавных сценок, которые веселили публику.
3) Петрушка превозносил красоту невесты, у которой на самом деле было очень уродливое лицо.
4) Ни одно кукольное представление с Петрушкой не обходилось без сценки, которая обучала его солдатскому делу.
В6. Среди предложений 18-24 найдите сложноподчинённое (-ые) предложение (-ж с придаточным (-и) определительным (-и). Напишите номер (-а) этого (-их) предложения (-ий).
В тот день мы завтракали втроём (1) и (2) когда подали вишневый кисель (3) сестра капризно сказала (4) что десерт сегодня невкусный.
19. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложениях должны стоять запятые.
Рядом с нами робко шевелились тени (1) и мне казалось (2) что сюда из прошлого несмело пришли (3) некогда жившие здесь люди (4) чтобы погреться у огня и рассказать о своей жизни.
18. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложениях должны стоять запятые.
Санаторий «Удельная» (1) строительство (2) которого проходило в пятидесятые годы прошлого века (3) стал здравницей (4) республиканского значения.
19. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложениях должны стоять запятые.
Лиза пошла безлюдной площадью (1) и (2) когда ноги её стали тяжело срываться с круглых лысин булыжника (3) она вспомнила (4) как возвращалась по этой площади после первой встречи с Валентином.
18. Расставьте знаки препинания. Установите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.
В нескольких шагах от дома (1) течёт (2) разливающаяся весной (3) чистая река (4) берега (5) которой (6) покрыты мягкой густой травой.
19. Расставьте знаки препинания. Установите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.
Говорят (1) на территории России много часовых поясов (2) и (3)несмотря на то (4) что (5) когда (6) в восточных регионах страны уже 8 часов утра первого января (7) в западных районах еще 12 часов ночи тридцать первого декабря (8) так (9) что Новый год москвичи встречают на несколько часов позже сахалинцев.
18. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.
Государственная Третьяковская галерея (1) коллекция (2) которой (3) насчитывает более шестидесяти тысяч художественных произведений (4) отражает развитие русского искусства начиная с XI века.
19. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.
18. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.
На нём был чёрный пиджак (1) из кармана (2) которого (3) выглядывала (4) свёрнутая в трубочку (5) газета.
19. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.
Маленькая девочка громко смеётся (1) потому (2) что ей весело (3) и (4) весна шумит на дворе.
Все за сегодня
Политика
Экономика
Наука
Война и ВПК
Общество
ИноБлоги
Подкасты
Мультимедиа
Общество
Почему Россия так невероятно огромна
Все страны разные, есть совсем маленькие, как, скажем крошка-Монако, площадь которого составляет всего два с небольшим квадратных километра, а это меньше большинства городов. Но здесь речь скорее идет об исключении из правил. Давайте рассмотрим страну побольше, скажем, Бельгию, чья площадь более 11 000 км2. Есть страны еще больше, та же Франция имеет площадь около 550 000 км2. У нас в Соединенных Штатах все ощутимо крупнее, и площадь одного штата может превышать площадь целой Франции. Например, Техас занимает 695 000 квадратных километров. Все 48 континентальный штатов Америки огромны, как минимум по европейским меркам. В совокупности они занимают порядка восьми миллионов км2. В общем, размеры у всех стран разные, в среднем он составляет вот столько. Здесь мы видим вторую по площади страну на планете — Канаду, а теперь взглянем на крупнейшую.
Россия просто огромна, ее площадь двое превосходит размер континентальной части США и составляет 17 миллионов квадратных километров. Это одна восьмая всей обитаемой территории Земли и почти вдвое превосходит следующую за ней в списке страну. Просто потрясающе.
Россия является частью Европы, она имеет морскую границу с Турцией и тянется дальше до Китая и Северной Кореи, имея с ними обширную границу. Далее ее территория идет вверх и достигает точки, из которой буквально можно вплавь добраться до Америки, если, конечно, вы умеете плавать. Плыть там километра четыре.
Да, Россия огромна, колоссальна. Но не так давно она таковой не была. По факту, в сравнении с другими империями и их владениями, Россия представлялась мелкой сошкой. Вот об этом-то я и хочу рассказать.
Тысячу лет назад Россия представляла собой группу славянских народов в Восточной Европе, имеющих растущее и процветающее общество. Но была у них одна серьезная слабость, а именно равнинные луга, которые под силу пересечь любой армии, стремящейся к завоеванию и разорению чужих земель. В то время здесь свирепствовали группы конных воинов-монголов, которые шли в основном по этому пути через степи и равнины Азии с целью расширения собственных территорий. 40 тысяч вооруженных луками монголов на лошадях добрались в конце концов и сюда, к славянским народам России. Они осуществляли нашествия на города, поджоги и порабощение населения. Я бы и сам испугался, если бы в мой город въехало 40 тысяч конных монголов.
Итак, монголы захватили здесь власть и сильно подорвали общественный строй славянских племен. Они разрушили все хоть как-то связанные друг с другом города. И люди оказались вынуждены платить монголам дань, хоть их империя и находилась на другом краю света. Но был в этих землях один набирающий силу город, который был готов дать отпор врагу. Назывался он Московией (так в тексте. — Прим. ИноСМИ.), а позже стал Москвой. То был центр торговли мехами, которые так ценились в Европе. В Москве учились пользоваться порохом, ружьями и различными пришедшими из Европы технологиями, так что они были готовы сражаться с монголами, чья империя росла так стремительно, что одолеть их было очень трудно. Москва в итоге оказалась зажата между ее «клешнями».
И пошла на ответные меры. Благодаря вырученным за меха деньгам и умению обращаться с порохом она разгромила монголов и вытеснила их далеко на восток. То, что было Московией, превратилось в Российскую империю, которая заявляла, что более никому не позволит нападать на нее исподтишка. В Европе над этим посмеивались, приговаривая: вы что не понимаете, что от нападения вас смогут защитить только горы, реки и моря?
А русские такие в ответ: «Да ну? Как у вас в Европе что ли?» И Москва, которая была до этого просто городом, начала превращаться Российскую империю и расширилась аж до этих самых гор, достигнув в скором времени приличных размеров. Горы для защиты, торговля мехами, богатства и технологии — все это замечательно, но погодите-ка, а что это за зеленый просвет между горами, откуда вторгались монголы? В этой естественной границе огромная дыра, равнины да степи, которые легко можно миновать и направиться прямиком к Москве.
Контекст
El Periódico: угрозы экосистеме Байкала нарастают
Англичанин о селе в Дагестане: «Найти здесь место для ночлега в туристический сезон — удача» (The Independent)
Hürriyet: «вакцинный тур» с прогулкой по Москве. Какова цена вопроса?
Мне одному кажется, что это было попыткой скомпенсировать монгольские нашествия? Итак, они шли на восток, пока не достигли Тихого океана на самом краю света. И не остановились на достигнутом, а продолжили свой путь. А ведь это же так далеко от изначальной отправной точки — Москвы. Правительство отправляло все новые экспедиции, не вполне осознавая, что же именно их участники делают так далеко и что именно захватывают, ведь связь поддерживать было невозможно. И им ничего не оставалось, кроме как надеяться на лучшее.
Когда какой-то русский мужик отправился в поход и завоевал глухой город на Дальнем Востоке, в Москве сказали, мол, никто не знает, почему это было сделано и с какой целью, но «есть все-таки что-то эротическое в происходящем на границах нашей империи». Эротическое? Разве это слово имеет более одного, основного, значения?
Но вот что самое интересное для меня лично во всем этом российском империализме, который так сильно отличается от большинства тех, в изучение которых я углублялся. Когда русские находили какое-либо племя, народ или культуру, которые сильно отличались своим образом жизни, поначалу они пытались с ними договориться и убедить присоединиться к Российской империи. Если люди отказывались подчиняться, их быстро и предсказуемо подчиняли насильно. А многие племена и не сопротивлялись вовсе, сочтя присоединение к растущей империи выгодным. Так что особых конфликтов не возникало, и в процессе своего становления империя охватила множество культур, которые сохранили свою идентичность и свой язык, несмотря на удаленность от Москвы.
Сегодня Россия состоит из 85 регионов, 22 из которых фактически называются республиками, которые обладают собственными официальным языком и законодательным органом, то есть по большому счету независимы от России во всем, кроме международной политики. Это как 22 страны внутри одной большой, каждая со своим уникальным стилем.
Первую остановку сделаем в Республика Саха. Она расположена далеко на востоке и имеет обширные территории — 3.1 миллиона км2. Внушительно. Находится она в часовом поясе, опережающем Москву на 6 часов. Люди здесь совершенно не похожи на Путина, поскольку их предки не были жителями исконной московской Руси. Говорят они на своем северо-сибирском тюркском языке. Столица республики — Якутск, самый холодный из больших городов на Земле, где средняя температура держится на уровне — 8 градусов по Цельсию. Регион этот полон гигантских то ли дыр, то ли шахт. На республику приходится 25 процентов от мировой добычи алмазов.
Следующая остановка — Дагестан, граничащий с Азербайджаном и Грузией. Его климат сильно отличается от стереотипного российского — здесь сухо и жарко, а люди, помимо русского, говорят на 13 различных официальных языках. Есть еще и множество неофициальных. 83 процента местного населения считают себя мусульманами, что опять же нехарактерно для России, но и это тоже Россия.
Возвращаемся к Дагестану, где так много языков и людей, которые отличаются от традиционного представления о России. Ну и нельзя не упомянуть местную моду.
Следующая республика расположена прямо в горах, тех самых, которые мы упоминали чуть ранее, говоря о естественных границах, а именно — в Уральских, и это республика Коми. Отличается она тем, что здесь нет никаких покрытых льдом московских улиц. Это место славится своими природными красотами. Помимо пейзажей, именно здесь располагался ГУЛАГ, тюрьмы советских времен, где творились ужасные вещи. Местные скальные образование уникальны, но, если верить легенде, взбираться на них не стоит, иначе от человека отвернется удача. Но, разумеется, сюда толпами приезжают иностранцы и делают всякие глупости, не в силах устоять перед соблазном покорить какую-нибудь вершину.
Так, надо упомянуть еще парочку республик. Калмыкию, например. Достаточно одного взгляда на это место и этих людей, чтобы понять, насколько они отличаются от традиционных представлений о России. И все же они — тоже ее часть, хотя она была довольно жестока по отношению к этим людям, пытаясь стереть их культуру. И все же они устояли.
Это Россия. Пока русские искали естественную границу и охотились за пушным зверем, страна разрослась до невероятных размеров, охватывая все попадавшиеся на пути народы и культуры.
Если бы я не ограничился лишь кратким обзором истории этой огромной страны, данный видеоролик длился бы пятнадцать часов. Российская история сложна, ее можно сравнить с «Игрой престолов. Россия столь разнообразна, она представляет собой мозаику культур и языков, а я рассказал лишь о некоторых вещах. Вы наверняка подумали, почему же он не упомянул то-то и то-то? Пишите в комментариях, что вы знаете о других частях России, об их наиболее интересных или удивительных отличиях от той России, которую мы себе представляем.
Я был очарован Россией, когда некоторое время назад мы делали видео о Навальном, а теперь я все глубже и глубже погружаюсь в эту страну, в то, откуда она взялась и что представляет собой сегодня. Сам я там никогда не был, но очень хотел бы съездить. Хотя меня туда, наверное, и не пустят за то видео с Навальным… Не задумывался об этом.
Комментарии подписчиков
Man Ray
Российская империя такая: «Мы построим стену, чтобы не пускать монголов. Они же за нее и заплатят».
Bucket List Travellers
После этого видео хочется поехать посмотреть Россию! Но, похоже, это займет изрядное количество времени.
Zeemas
Они продолжали идти на восток только чтобы узнать, как далеко смогут зайти? Это так по-русски, хотя они тогда и русскими-то еще не были.
SHIMNA KT
Вы только представьте на минутку, что однажды Россия была одновременно европейской, азиатской и североамериканской страной.)
My Name Is Andong
Потрясающее видео! Меня всегда интересовала Карелия, потерянный скандинавский народ. В наши дни она входит в список упомянутых автономных республик, но советскую эпоху пережило не так много из ее самобытной культуры.
Kiun B
Обожаю ваши видео! Спасибо, что показали, насколько Россия разнообразна. Я родом из Республики Саха, в настоящее время живу в Китае. Представляюсь всегда сибирячкой. Мне кажется, разрыв между западной и восточной частями России слишком велик. Прожив в Москве несколько лет, я не чувствовала себя как дома, а некоторые вообще считали меня китаянкой. Честно говоря, здесь в Китае мне куда комфортнее, ведь якуты имеют азиатские черты лица. Еще раз спасибо!
Ricardo Morales Escobar
Было бы интересно узнать о повседневной жизни в Калининградской области и ее отличиях от основной части.
Strangelove Strangelove
Я из республики Саха. Самое забавное, что шестичасовой полет из Якутска в Москву обнуляется из-за разделяющих два города 6 часовых поясов, то есть если вы, например, вылетели в 10 утра, то приземлитесь тоже в 10 утра.
Nathaniel E
Я изучаю российскую политологию и могу сказать, что каждый касающийся этой страны аспект заслуживает отдельного курса и отдельной книги.
NiteStorm324
Забавный факт: Норвегию и Северную Корею разделяет всего одна страна.
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ.
Подготовка к ЕГЭ. Вариант 3
Ответами к заданиям 1–24 являются цифра (число) или слово (несколько слов), последовательность цифр (чисел). Запишите ответ в поле ответа в тексте работы, а затем перенесите в БЛАНК ОТВЕТОВ № 1 справа от номера задания, начиная с первой клеточки, без пробелов, запятых и других дополнительных символов. Каждую букву или цифру пишите в отдельной клеточке в соответствии с приведёнными в бланке образцами.
Прочитайте текст и выполните задания 1–3.
(1)Вероятность того, что неосведомлённый человек подскажет глубокую научную мысль, ничтожна. (2) что могут посоветовать специалистам, работающим на переднем крае науки, инженер, продавец или бухгалтер, знакомящиеся с научными открытиями по популярным книгам?
(3) Естественные науки требуют длительной и серьезной подготовки, способности изменять с каждым новым открытием систему взглядов, пересматривая привычные представления.
1. Укажите два предложения, в которых верно передана ГЛАВНАЯ информация, содержащаяся в тексте. Запишите номера этих предложений.
Серьёзные исследования в области естественных наук могут проводить только профессионалы, способные изменять с каждым новым открытием систему взглядов.
Вероятность того, что неосведомлённый человек подскажет
глубокую научную мысль, невелика, если этот человек недостаточно хорошо знаком с научно-популярной литературой.
Нельзя пренебрегать мнением непрофессионалов: даже неосведомлённый человек иногда может дать хороший совет специалистам.
Человек, знакомящийся с научными открытиями только по популярным книгам, не может вести серьёзных исследований в области естественных наук.
Специалисты, работающие на переднем крае науки, вполне могут пользоваться советами инженера, продавца или бухгалтера.
2. Какое из приведенных ниже слов (сочетаний слов) должно стоять на месте пропуска во втором (2) предложении текста? Впишите это слово.
3. Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова ВЗГЛЯД. Определите значение, в котором это слово употреблено в третьем (3) предложении текста. Выпишите цифру, соответствующую этому значению в приведённом фрагменте словарной статьи.
Направленность, устремлённость глаз на кого-л. Проводить взглядом. Промелькнуло во взгляде.
Выражение глаз. С добрым и печальным взглядом.
Мнение, суждение по поводу чего-л. Личный В. на проблему.
Образ мыслей, убеждения, воззрения, (мн. ч.). Разделить взгляды. Поступиться взглядами.
4. В одном из приведённых ниже слов допущена ошибка в постановке ударения: НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный
гласный звук. Выпишите это слово.
5. В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте лексическую ошибку, подобрав к
выделенному слову пароним. Запишите подобранное слово. ГП
Актёр обладал АРТИСТИЧЕСКИМ темпераментом, который легко подчинял себе зрителей.
Красный ГЛИНЯНЫЙ берег полого спускался к морю и весь был изрыт колёсами машин.
Тонкая и ДИПЛОМАТИЧНАЯ беседа помогла установить дружеский контакт между людьми.
За долгие годы жизни в тайге у меня выработалось ЗВЕРИНОЕ —р чутье: я нюхом чувствовал опасность.
Хвойный лес ОДЕЛ все горы и подошёл вплотную к морю.
6. В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.
БОЛЕЕ ТОНКИЙ рисунок
менее ТРИСТА рублей
7. Установите соответствие между грамматическими ошибками и
предложениями, в которых они допущены: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.
А) нарушение в построении
предложения с причастным
Б) ошибка в построении
В) нарушение в построении
предложения с несогласованным
Г) нарушение связи между
подлежащим и сказуемым
Д) нарушение видовременной
1) Не только способности, но и трудолюбие помогут достичь успеха в работе.
2) Все, кто рано начинает учить иностранный язык, овладевает им в совершенстве.
3) Поднявшись на смотровую площадку, увидишь город как на ладони,
4) Среди домов, построенными на этой улице, было несколько многоэтажных.
5) На картине И.И. Фирсова «Юном живописце» изображена домашняя мастерская художника.
6) Живопись не только обогащает эмоционально, но и заставляла думать.
7) Дом, в котором остановился А.С.Пушкин, находился на набережной,
8) Приезжий спросил у случайного прохожего, что есть ли поблизости почта.
9) Вопреки распространенному мнению, лучшие рестораны Франции находятся не в Париже.
Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
8. Определите слово, в котором пропущена безударная чередующаяся гласная корня. Выпишите это слово, вставив пропущенную букву.
9. Определите ряд, в котором в обоих словах в приставке пропущена одна и та же буква. Выпишите эти слова, вставив пропущенную букву.
10. Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква Е.
11. Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква И.
Наш спутник тоже (НЕ)СИДЕЛ сложа руки.
Вокруг тянулись (НЕ)СКОНЧАЕМЫЕ виноградники.
Путники вышли к ещё (НЕ)ОБРОСШЕМУ кромкой льда берегу.
(НЕ)МЕШКАЯ ни минуты, ребята собрали чемоданы.
Дом, выросший на глазах всего за полгода, (НЕ)СРАЗУ был принят комиссией.
Отец ТАК(ЖЕ) страстно, как и все его друзья, болел за свою футбольную команду. Его сын ТО(ЖЕ) был азартным болельщиком.
ЧТО(БЫ) не видеть происходящего, я закрыл глаза, однако в ТО(ЖЕ)
мгновение в ушах затрещала канонада.
Петя вздрогнул, (ОТ) ТОГО что в дверь позвонили, мама ТО(ЖЕ) не
ЧТО(БЫ) ни говорили дилетанты, к пониманию классической музыки
надо быть подготовленным, (ПО)ТОМУ что не так просто освоить
Отец не смел спросить, в чём дело, и в ТО(ЖЕ) время не понимал,
(ОТ)ЧЕГО дом стал таким пустынным.
14. Укажите все цифры, на месте которых пишется НН.
Окрыле(1)ый успехом своей поэмы, Парни издал сборник «Украде(2)ый портфель», куда вошла забавная пародия на поэму Мильтона «Потеря(3)ый рай». Но все же наиболее известными остаются его любовные элегии, в которых соедине(4)ы ирония и меланхолия, изящество и глубина.
1) Две огромные рыбы клубком вращались почти касались дна и вздымали тучи песка и ила.
2) Композиторы в начале Х1Х века в своих сочинениях использовали и интонации и ритмы и мотивы народных песен и танцев.
3) Жилище человека и его поселения тесно связаны c окружающей средой и c хозяйственной деятельностью.
4) B X-XI вв. в Корее ансамбли дворцов и храмов дозорных башен и крепостных сооружений вписывались в окружающий пейзаж составляли c ним единое целое.
5) И мама и жена брата и сам брат утверждают: перед большой дорогой необходимо посидеть.
Вспыхивая разноцветным оперением (1) с дерева на дерево (2) перелетали попугаи (3) даже на лету (4) не переставая тараторить.
Я (1) признаться (2) не слишком люблю осину с её бледно-лиловым стволом и серо-зелёной металлической листвой. Осина бывает хороша только в ветреный летний день, когда каждый лист её (3) как будто (4) хочет сорваться и умчаться вдаль.
В нескольких шагах от дома (1) течёт (2) разливающаяся весной (3) чистая река (4) берега (5) которой (6) покрыты мягкой густой травой.
Говорят (1) на территории России много часовых поясов (2) и (3)несмотря на то (4) что (5) когда (6) в восточных регионах страны уже 8 часов утра первого января (7) в западных районах еще 12 часов ночи тридцать первого декабря (8) так (9) что Новый год москвичи встречают на несколько часов позже сахалинцев.
Прочитайте текст и выполните задания 20–25.
. (3)Всегда вдвоём. (4)Я говорила ему: «Я тебя очень люблю». (5)Я ещё не знала, как я его любила… (6)Мы жили в общежитии пожарной части, где он служил. (7)И тут среди ночи какой-то шум – на Чернобыльской АЭС пожар. (8)Уехали они без брезентовых костюмов: как были в одних рубашках, так и уехали. (9)Их не предупредили.
(10)Вызвали на обыкновенный пожар…
(11)А теперь – клиника острой лучевой болезни. (12)После операции по пересадке костного мозга мой Вася лежал уже не в больничной палате, а в специальной барокамере, за прозрачной плёнкой, куда заходить не разрешалось, поскольку уровень радиации был очень высокий. (13)Там такие специальные приспособления есть, чтобы, не заходя под плёнку, вводить уколы, ставить катетер… (14)Но всё на липучках, на замочках, и я научилась ими пользоваться: открывать и пробираться к нему. (15)Ему стало так плохо, что я уже не могла отойти ни на минуту. (16)Звал меня постоянно. (17)Звал и звал… (18)Другие барокамеры, где лежали Васины сослуживцы, тоже получившие большую дозу облучения, обслуживали солдаты, потому что штатные санитары отказывались, требуя защитной одежды. (19)А я своему Васе всё хотела делать сама…
(20)Потом кожа начала трескаться на его руках, ногах, всё тело покрылось волдырями. (21)Когда он ворочал головой, на подушке оставались клочья волос. (22)А всё такое родное. (23)Любимое… (24)Я пыталась шутить: «Даже удобно: не надо носить расчёску». (25)Если бы я могла выдержать физически, то я все двадцать четыре часа не ушла бы от него и сидела рядышком. (26)Потому что, верите ли, мне каждую минутку, которую я пропустила, было жалко… (27)И я готова была сделать всё, чтобы он только не думал о смерти… (28)И о том не думал, что болезнь его ужасная и я его боюсь.
(29)Помню обрывок какого-то разговора, кто-то увещевает:
(33)А я как умалишённая:
– (34)Я его люблю! (35)Я его люблю!
(36)Он спал, а я шептала: «Я тебя люблю!» (37)Шла по больничному двору: «Я тебя люблю!» (38)Несла судно: «Я тебя люблю!»
(39)О том, что ночую у него в барокамере, никто из врачей не знал. (40)Не догадывался. (41)Пускали меня медсёстры. (42)Первое время тоже уговаривали:
– (43)Ты – молодая. (44)Что ты надумала? (45)Сгорите вместе.
(46)А я, как собачка, бегала за ними, стояла часами под дверью, просила-умоляла. (47)И тогда они:
– (48)Чёрт с тобой! (49)Ты – ненормальная!
(50)А мне было всё равно: я его любила и ничего не боялась. (51)Утром, перед восьмью часами, когда начинался врачебный обход, показывали мне через плёнку: «Беги!» (52)На час сбегаю в гостиницу. (53)А с девяти утра до девяти вечера у меня пропуск. (54)Ноги мои посинели до колен, распухли, настолько я уставала. (55)Но моя душа была крепче тела… (56)Моя любовь…
(57)Понимаю: о смерти люди не хотят слушать. (58)О страшном…
(59)Но я вам рассказала о любви… (60)Как я любила. (61)И люблю…
(62)А когда есть такая любовь, нет страха, нет усталости, нет сомнений, нет препятствий.
Светлана Александровна Алексиевич (род. 1948 г.) – всемирно известный белорусский прозаик, пишущий на русском языке. Автор прозы о войне, о Чернобыле. Создатель уникального документально-художественного метода, основанного на беседах с реальными людьми.
20. Какие из высказываний соответствуют содержанию текста?
1) Супруг героини получил огромную дозу облучения, несмотря на то, что работал на пожаре в специальном защитном брезентовом костюме.
2) Героине повествования медсёстры не разрешали входить к мужу в барокамеру, однако она, в тайне от них, проникала туда.
3) Героиню никто не предупредил, что она тоже может получить большую дозу облучения, поэтому она не боялась находиться возле супруга.
4) Санитары отказывались подходить к больным в барокамерах, так что за больными (кроме мужа героини) ухаживали солдаты.
5) Героине помогла выстоять в страшных жизненных испытаниях настоящая любовь, не знающая границ.
21. Какие из перечисленных утверждений являются верными? Укажите номера ответов.
1) Суждение, высказанное в предложении 5, противопоставляется в тексте содержанию предложения 4.
2) В предложениях 1-4 содержится рассуждение.
3) Предложение 26 указывает на причину того, о чём говорится в предложении 25.
4) В предложениях 30-32 представлено рассуждение.
5) Предложения 57-62 представляют собой описание.
22. Из предложений 29, 42 выпишите синонимы (синонимическую пару).
23. Среди предложений 50-62 найдите такое, которое соединяется с предыдущим при помощи союза, указательного местоимения и однокоренного слова. Напишите номер этого предложения.
Прочитайте фрагмент рецензии, составленной на основе текста, который Вы анализировали, выполняя задания 20–23.
В этом фрагменте рассматриваются языковые особенности текста.
Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены. Вставьте на места пропусков (А, Б, В, Г) цифры, соответствующие номерам терминов из списка. Запишите в таблицу под каждой буквой соответствующую цифру.
Последовательность цифр запишите в БЛАНК ОТВЕТОВ № 1 справа от номера задания 24, начиная с первой клеточки, без пробелов, запятых и других дополнительных символов.
Каждую цифру пишите в соответствии с приведёнными в бланке образцами.
24. Подчёркнутая документальность, на которой базируется «Чернобыльская молитва» Светланы Алексиевич, создаёт весьма специфический стиль, как представленного фрагмента, так и произведения в целом. Особенно ярко это проявилось в синтаксисе. Обилие _____(А) (например, предложения 34, 35, 48, 49) передаёт волнение героини, глубину её эмоций. Довольно часто встречается также _____(Б) (предложения 22-23, 57-58, 59-61), что характерно для разговорного стиля, и благодаря этому достигается эффект живого повествования. В лексике текста обращают на себя внимание многочисленные _____(B) (например, в предложениях 4-5, 16-17, в предложении 8), а также _____(Г) («барокамера», «объект с высокой плотностью заражения», «катетер»).