человек есть то что он ест фейербах
Человек есть то, что он ест
Человек есть то, что он ест
С немецкого: Der Mensch ist, was er isst.
Из рецензии немецкого философа Людвига Андреаса Фейербаха (1804—1872) на книгу немецкого философа и физиолога Якоба Моле-шотта (1822—1893) «Популярное учение о питательных продуктах» (1850).
Смотреть что такое «Человек есть то, что он ест» в других словарях:
ЧЕЛОВЕК — Рыбам вода, птицам воздух, а человеку вся земля. В мире, что в море. В мире, что в омуте: ни дна, ни покрышки. Мир во зле (во лжи) лежит. Мир в суетах, человек во грехах. Бог что захочет, человек что сможет. Все мы люди, все человеки. Что ни… … В.И. Даль. Пословицы русского народа
Что-то злое (Сверхъестественное) — Нечто злое Something Wicked Номер эпизода 1 сезон, 18 эпизод Место действия Фитчбург (Висконсин) Сверхъестественное Штрига Автор сценария Дэниел Кнауф Режиссёр Уитни Рэнсик Премьера 6 апреля, 2006 Хронология … Википедия
Есть, еда — (Ис.66:17 ). Евреи чуждались есть и пить с Египтянами, равно как и Египтяне в столе не сообщались с Евреями. Египтяне не могут есть и пить с Евреями, замечает свящ. бытописатель, потому что это мерзость для Египтян (Быт.43:32 ). Учение Иисуса… … Библия. Ветхий и Новый заветы. Синодальный перевод. Библейская энциклопедия арх. Никифора.
Понятие философской антропологии. Человек особый род сущего. Человеческое в человеке — кратко Фил я антропология течение современной фил й мысли в центре внимания проблема человека, а основная идея создание синтетической концепции человека. Его главные представители М. Шелер, А. Гелен, Г. Плесснер. Принципиальной задачей фил й… … Малый тезаурус мировой философии
Людвиг Андреас Фейербах — Людвиг Андреас фон Фейербах (нем. Ludwig Andreas von Feuerbach; 28 июля 1804, Ландсхут 13 сентября 1872, Рехенберг) выдающийся немецкий философ, сын криминолога, специалиста по уголовному праву Пауля Йоханна Анзельма фон Фейербаха. Изучал… … Википедия
Людвиг Ансельм Фейербах — Людвиг Андреас Фейербах Людвиг Андреас фон Фейербах (нем. Ludwig Andreas von Feuerbach; 28 июля 1804, Ландсхут 13 сентября 1872, Рехенберг) выдающийся немецкий философ, сын криминолога, специалиста по уголовному праву Пауля Йоханна Анзельма фон … Википедия
Людвиг Фейербах — Людвиг Андреас Фейербах Людвиг Андреас фон Фейербах (нем. Ludwig Andreas von Feuerbach; 28 июля 1804, Ландсхут 13 сентября 1872, Рехенберг) выдающийся немецкий философ, сын криминолога, специалиста по уголовному праву Пауля Йоханна Анзельма фон … Википедия
Фейербах, Людвиг — Людвиг Андреас Фейербах Людвиг Андреас фон Фейербах (нем. Ludwig Andreas von Feuerbach; 28 июля 1804, Ландсхут 13 сентября 1872, Рехенберг) выдающийся немецкий философ, сын криминолога, специалиста по уголовному праву Пауля Йоханна Анзельма фон … Википедия
Человек есть то, что он ест
Важнейший процесс в функционировании любого живого организма – питание. Пища дает нам энергию, строительный материал для роста и обновления, биологически активные вещества, определенным образом воздействующие на психику. Но здоровье и долголетие телу может прибавить только правильное питание, оптимальное соотношение поступающих белков, жиров, углеводов, минеральных веществ и витаминов. Недостаток или избыток их со временем становится причиной развития заболеваний и раннего старения. Напротив, соблюдение принципов правильного питания позволяет укрепить иммунитет, оптимальный вес, нормализовать функции не только пищеварительной, но и других систем.
Существует множество мнений об основных принципах здорового питания, и не всегда они соответствуют истине. Из курса биологии вам известны основные правила, давайте их вспомним:
Даже ярые последователи здорового питания иногда могут себе позволить что-нибудь «вредненькое». И дело тут вовсе не в отсутствии силы воли. Чаще причиной этому является дефицит каких-либо элементов в организме.
Наверняка каждому из вас известно такое состояние, когда перед сном просыпается потребность в сладком и жирном. Эту нездоровую закономерность объяснили ученые Гарвардского университета. Согласно их исследованиям, благодаря биоритмам тело запасается энергией перед сном. Именно поэтому пик голода приходится на вечерние часы. Утром же в 8.00 организм еще «не проснулся», и аппетит отсутствует. Похоже, что природа так и не перевела стрелки внутренних часов с древности, когда наши предки при вечерней трапезе запасались энергией на утреннюю охоту, а переедание с утра могло стоить жизни.
Эксперты в области пищевого поведения изучили феномен появления восторга людей от гамбургеров, чипсов и булок. Им удалось раскрыть главный секрет «мусорной пищи»: ее состав сбалансирован так, что насыщение организма наступает очень быстро, посылаются сигналы в мозг, а через полчаса возбужденные рецепторы требуют новой порции. Кроме того, не одно сбалансированное блюдо не может быть сладким, соленым, хрустящим, жирным и одновременно тающим на языке.
Что же делать, если полакомиться чем-нибудь вредным очень-очень хочется? Возможно, так проявляется дефицит полезных веществ. Существует несколько способов «обмануть» организм. Предлагаем вам полезные аналоги, которые помогут заглушить нездоровую потребность:
Бывают моменты, когда хочется махнуть рукой на все запреты и позволить себе все-таки съесть «что-нибудь эдакое». Нет ничего страшного в таких маленьких слабостях. Но нужно знать, что некоторые, на первый взгляд безвредные продукты зачастую могут оказаться не такими уж безобидными:
Еще 900 лет назад известный персидский поэт Омар Хайям писал: «Ты лучше голодай, чем что попало есть…». К сожалению, сегодня к группе «что попало» можно отнести множество продуктов. Устройство человеческого организма таково, что «запрограммированность» на «правильные» блюда позволяет самостоятельно вывести изредка попавшую в него «отраву».
Самое главное для каждого из нас – приучить себя к простой, здоровой и полезной еде!
Людвиг Фейербах о вере и человеке.
Людвиг Фейербах (1804—1872) окончил Берлинский университет, где слушал лекции Гегеля, защитил диссертацию «О едином, всеобщем и бесконечном разуме» вполне в гегелевском духе, стал приват-доцентом, но в 1830 году анонимно опубликовал «Мысли о смерти и бессмертии», где отрицал идею бессмертия души. Авторство было разоблачено, книга конфискована, автор лишен права преподавания, но продолжал научную работу в области истории философии. Разобравшись в философии Гегеля, Фейербах подверг ее резкой критике. В 1836 году Фейербах женился и уехал в деревню, где жил безвыездно 25 лет. В конце жизни изучал Маркса, даже вступил в социал-демократическую партию.
Идеалистическая философия и религия возникает, по мнению Фейербаха, из-за принижения человека. Но человек дитя природы, и именно человек в центре его внимания. Мой метод, пишет Фейербах, опираясь на факты и «посредством человека свести все сверхъестественное к природе и посредством природы к человеку».
В 1841 г. был опубликован главный его труд «Сущность христианства», в котором он хотел «Осветить тёмную сущность религии факелом разума, дабы человек мог перестать, наконец, быть добычей, игрушкой всех тех человеконенавистнических сил, которые испокон века, ещё и до сих пор пользуются тьмой религии для угнетения людей». (Избр. филос. произв. Том 2. М., 1955 С. 516).
Сущность человека – чувственность, а не дух. Не Бог создал человека, а люди создали себе Бога, приписав ему те качества, которыми сами мечтали обладать, и поклоняются ему. Это, неправильно, это противоречит разуму и нравственности, с помощью поклонения Богу человека не осчастливить. «Бог не ничто, а не то, чем его сделали. Бог – это человек», поэтому надо заменить веру в Бога верой и любовью к Человеку.
Мир познается чувствами, и первый объект для человека – это другой человек. И зачинается человек не «во грехе», а в любви.
Философию Фейербаха называют антропологическим материализмом. Фейербах убежден, что религия ложна, вредна, и является орудием политической борьбы и господства. Ошибочно мнение о том, что религия не вмешивается в жизнь и «можно равнодушно предоставить каждому быть дураком на свой манер».
Фейербах согласен с французскими просветителями в том, что религия рождается «во тьме невежества и страха», но главное – это чувство зависимости и нужды. Бессилие удовлетворить свои желания находит утешение в иллюзии. При этом фантазия тем необузданнее, чем невежественнее человек. «Вера освобождает желания человека от уз естественного разума». Вера в чудо тождественна с сущностью веры, «сверхъестественность есть сущность веры». «Ни в чем человек так не чувствует свое бессилие, как в сознании неизбежности смерти. Ему труднее всего примириться с этой неизбежностью. Вот почему самая властная религиозная иллюзия – это обещание загробной жизни». Использование кнута (угроза ада) и пряника (обещание вечной жизни и блаженства в раю) довершает картину. Фейербах убежден: «Вера ограничивает, сужает горизонты человека; она отнимает у него свободу и способность подвергать оценке то, что от него отличается. Вера замыкается в себе. … Вера сообщает человеку особое чувство тщеславия и эгоизма. Верующий мнит себя лицом привилегированным. …Вера нетерпима, она неизбежно переходит в ненависть; вера противоположна любви. …Религии разъединяют людей».
«Посредничество между христианской догматикой и философией следует отвергнуть в интересах как философии, так и религии, всякая философия необходимо иррелигиозна».
У Фейербаха есть любопытная фраза:
«Иудейство есть мирское христианство, а христианство – духовное иудейство». (Сущность христианства. М., 1965, С. 151). Он поясняет: человеком признается только христианин. Причем цель иудейской религии – желание земного благополучия, «но будучи превращенной в христианскую религию – это стремление к небесному блаженству». Таким образом, для богоизбранного народа «Бог есть любовь, исполняющий наши желания», причем на Земле. Для всех остальных – спасения в Царствии Небесном и угроза вечных мук в аду. Политика кнута и пряника в этом случае выражается явно, это и есть способ внедрения в сознание идеологии послушания.
Фейербах хотел, чтобы для всех людей и всех народов Бог был бы любовью, исполняющим их желания в этой единственной и короткой земной жизни.
Дуализм разделения души и тела Фейербах объявляет противоестественным: «Тело есть фундамент разума». Он пишет: «Если вы хотите улучшить людей, то сделайте их счастливыми; если же вы хотите сделать их счастливыми, то ступайте к источникам всякого счастья, всех радостей – к чувствам. Лишения, «самоотрицание», ханжество делают человека мрачным, угрюмым, грязным, похотливым, трусливым, скупым, завистливым, коварным, злобным, а удовлетворенность чувств – веселым, отважным, благородным, открытым, сострадательным, свободным, добрым. Все люди добры в радости, злы в горе, но источник горя есть именно отвлечение от чувств. Разумное наслаждение настоящим составляет единственно разумную заботу о будущем».
Фейербах призывает к, любви, счастью, путешествиям. Он отбрасывает Гегеля вместе с его системой и методом. Однако, ни какого-либо социального анализа исторического процесса, ни развернутой теории познания, ни даже анализа глубинных истоков религиозности, соотношения церкви, власти и собственности Фейербах не даёт. Его антропологический материализм упрекают в ограниченности. Хотя, мне думается, просто он занимался тем, что его интересовало.
По сути, Фейербахом заканчивается немецкая классическая философия, которая оказала существенное влияние на всю мировую культуру, на становление взглядов Маркса и его последователей. Мы не будем обходить эту тему и добросовестно посвятим ей отдельную главу.
Человек есть то, что он ест
Человек есть то, что он ест
Страшное слово «голод»… Сегодня это слово в первые секунды звучания ассоциируется с популярным реалити-шоу, с откормленными молодыми людьми, ищущими еду в незнакомом городе для потехи не менее откормленного телезрителя. Спустя несколько секунд размышлений накрывает другая ассоциация с этим словом: «голодающие Поволжья»… Фраза, тоже почти ничего не значащая для нашего современника. Вспоминаются обрывки текста из Ильфа и Петрова: импровизированный суд Остапа Бендера над подпольным миллионером… Что же еще? Еще голод – это страшные кадры кинохроники про умирающих детей из Алжира. Голод — это обледеневший блокадный Ленинград; содранные со стен обои, вымоченный из них клейстер и жадно выпитый. Голод – это отобранные у истощенный людей «излишки сельхозпродукции» в предвоенные годы на Кубани. Это постоянная мысль о еде, о еде, о еде…
Питание – есть процесс духовный, метафизический. Людвиг Фейербах прекрасно подметил, что человек является тем, что он употребляет в пищу. Пища – нечто, постоянно спасающее нас от смерти; она – то, что отталкивает нас от кромки небытия. Питание – процесс поглощения и усвоения нами чьих-то жизней, пожертвованных для нас, для нашего существования. Кто-то, или что-то, отдало себя нам; стало для нас котлетой или куском хлеба, стаканом сока или банкой варенья, чтобы сделаться в нашем организме строительным материалом, субстанцией нашей плоти, нашим естеством, сменить наши устаревшие и отжившие клетки, пройдя сложный биохимический процесс стать кровью, костями, мышцами, нервами, мыслями, душой. Таинство питания, нашедшее свое место в величайшей Тайне Евхаристии, связывает воедино духовный и телесный миры, выступая мостом между вечным и временным, между тленным и нетленным, между нами и Богом. Голод ужасен, как взгляд в пустоту смерти, как интуитивное чувствование гибели нашей души.
Замысел Божий о творении изначально предполагал поедание одних другими (по крайне мере растительной пищи). Одно должно было служить другому. Низшее должно было служить высшему, такова была воля Творца. Адам осуществлял свою причастность и единство с землею, вкушая от нее плоды. Это «причастие» демонстрировало всему творению царственный статус человека, венца всего творения. Употребляя в пищу плоды земли, человек был представителем от всей природы перед Богом, так как нес в себе частицы этой земли. Грех Адама повлек за собой проклятие на всю природу, ни в чем не повинную. Земля стала родить «терние и волчцы» вместо прекрасных плодов. Связи человека с природой явно не было достаточно, чтобы жить вечно. Тогда Бог послал с Небес «хлеб живой», питающий душу, вливающий в нее силу жизни, приводящий в жизнь вечную. Хлеб этот – Сын Божий, Христос Иисус. «Ядущий Его» принимает жизнь Его, делая этот Хлеб частью самого себя.
Христос провозгласил недвусмысленно: «Я — есть хлеб жизни. Я хлеб живой, сошедший с небес; тот, кто ест хлеб этот, будет жить вовек. Хлеб…- есть Плоть Моя, которую Я отдам за жизнь мира. Если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни. Ибо Плоть Моя истинно есть пища, и Кровь Моя истинно есть питие… и тот, кто ест Меня жить будет Мною» ( Ин. 6:41-55 ). В этих, на первый взгляд, непонятных словах, открывается ответ на вопрос: чем питаться, чтобы быть духовно живыми и здоровыми. Речь идет не о каннибализме: тело Христово – прообраз Его учения. Съедание Его тела – принятие Его законов и правил, следование Его уставам. Христос, пожалуй, как ни кто другой, провозглашает эксклюзивность своего учения. Это потому, что именно так обстоит дело в природе вещей: кроме учения Христа нет здоровой пищи в мире. Все, что прямо или косвенно не основано на Его учении, смертоносно.
Библия говорит также то, что бесчестные «кормильцы» будут наказаны Богом. «Горе тем, которые зло называют добром, и добро — злом, тьму почитают светом, и свет — тьмою, горькое почитают сладким, и сладкое — горьким!» ( Ис. 5:20 ). «Горе тебе, который подаешь ближнему твоему питье с примесью злобы твоей и делаешь его пьяным, чтобы видеть срамоту его!» (Авакум 2:15). Горе всем тем, которые зарабатывают деньги, растлевая и спаивая нацию! Горе тем, кто формирует в обществе ценности, приводящие общество к самоуничтожению!
Чем питаешься ты? Что у тебя сегодня на завтрак? Модный журнал или Библейский текст? Что на обед: свежие сплетни о политике или молитва о власть имущих? Чего ты ждешь от будущего? Духовного здоровья или истощения в тайных недугах души? ТЕБЕ РЕШАТЬ, ЧЕМ ПИТАТЬСЯ! ЧЕЛОВЕК ЕСТЬ ТО, ЧТО ОН ЕСТ!
Основные направления философии Фейербаха
Немецкий философ Людвиг Андреас фон Фейербах родился 28 июля 1804 года в Баварии. Его отец был известным криминологом, специалистом по уголовному праву. Сам же Людвиг посвятил жизнь философии. Он придерживался материалистического направления и был одним из самых ярых представителей атеизма.
Биография мыслителя
Фейербах был студентом факультета теологии Гейдельбергского университета. Молодой философ увлеченно изучал богословие, охотно посещал лекции. Его любимым преподавателем был Карл Дауба. Фейербаху нравилось, что профессор читал лекции, донося до студентов живые, интересные мысли. Заставлял их размышлять. Курсы были построены на Философии Гегеля. Людвигу нравилось общаться с этим знаменитым мыслителем. Чтобы продолжить образование, в 1824 году он переезжает в столицу немецкого государства — Берлин.
Позже, Фейербах становится преподавателем философии в Эрлангене. Его лекции по логике, метафизике, новой философии внимательно слушал знаменитый Карл Маркс.
Философия Фейербаха уделяла большое значение мыслям. Мысль в его понимании, это нескончаемый поток, способный сметать все на своем пути. Кто виртуозно владеет мыслями, тот не должен бояться никаких преград. Людвиг говорит о том, что вера в бессмертную душу обесценивает земные старания человека. А ведь ценность каждого определяется тем, что он оставил своим потомкам.
В 1836 году, философ женился на девушке, которая была одной из владелиц небольшого завода по производству фарфора и переехал в небольшую деревеньку Брукберг, где продолжил писать научные труды.
Политическая жизнь не представляла для ученого большого интереса, но в 1872 году он стал членом социал-демократической партии под предводительством Карла Маркса.
В последние годы жизни, философ жил в городке Рехенберг, рядом с Нюрнбергом. Он переехал сюда в 1859 году. Фарфоровый завод, который приносил его семье прибыль долгие годы, обанкротился. Поэтому у Фейербаха возникли серьезные финансовые проблемы.
Философ умер 13 сентября 1872 года и был похоронен в городе Нюнберг. Сегодня, на месте дома, где жил Фейербах находится парк Рехенберг. В нем есть «Философская тропа» с выдержками из трудов Людвига. Память мыслителя увековечена мемориалом — большой каменной глыбой.
Учение Фейербаха о познании
Людвиг Фейербах утверждал, что истина, действительность и чувства не могут находиться друг без друга. Человек понимает только то, что чувствует. Если мы прислушиваемся к чувствам, то перестаем сомневаться. Это главный инструмент познания окружающей действительности и единственный источник истинного знания.
Достоверность происходящего определяется не только тем, что чувствует человек, но и тем, как он относится к другим людям. Мы познаем окружающих и лишь затем — самих себя. Теплые чувства к окружающим, солидарность с ними раскрывают перед нами настоящий смысл жизни. Эта концепция получила название «туизм» (противоположность эгоизма). Жить без осознания нравственного долга – невозможно.
Этика Фейербаха
В философии Людвига Фейербаха, огромное внимание уделяется вопросам этики и религии. Предметом этики является область человеческой воли, которая исходит из стремления к счастью. Не имеет смысла говорить о вопросах нравственности, если человек не стремится к личному счастью. Забота о собственном счастье противоречит стремлению служить на благо других.
Истинная этика основывается не на удовлетворении собственных нужд, а на уважении интересов других людей. Можно стать счастливым лишь, сделав счастливым своего партнера.
Если возникает конфликт между чувством долга и эгоизмом, его можно преодолеть. Мы часто пытаемся находить компромисс между своими интересами и долгом. Даже если поначалу мы чувствуем сопротивление, постепенно приходит удовлетворение и счастье от служения другим.
Основные работы Фейербаха
За свою жизнь, Людвиг Фейербах написал немало работ, ставших значимыми в развитии философской мысли.
В 1830 году вышел труд Фейербаха под названием «Мысли о смерти и бессмертии», где подвергался критике вопрос бессмертия души человека. Этот труд был издан без указания авторства, но многие поняли, кто приложил руку к его созданию. Весь тираж сожгли и Людвигу запретили заниматься преподавательской деятельностью до конца его дней. Несмотря на то, что друзья ученого пытались ему помочь остаться преподавать, они не смогли этого сделать.
Первая книга, которая стала известной — «История новой философии от Бэкона до Спинозы». Первый том был написан в 1833 году. В этой работе чувствуется влияние лекций Гегеля. В ней затрагивается вопрос отношений философии и религии.
В 1837-1838 годах вышли дополнения к этой работе. Автор отвергает учения традиционной теологии о бессмертной душе. В том томе, который был посвящен Бейлю, он заявляет о своем атеистическом взгляде на мир и формулирует принципы личного отношения к религии. Подробно, Фейербах развивает свои мысли в следующих трудах: «Философия и христианство» (1839) и «Сущность христианства» (1841).
В более поздних работах — «Необходимость реформы философии», «Основы философии будущего» (1843), «Сущность религии» (1845) и «Чтения о сущности религии» (1851) — материалист радикально склоняется к роли чувственности в познании.
Он отрицает роль бессмертной души и говорит о том, что каждый «человек есть то, что он ест».
Последнее произведение мыслителя — «Эвдемонизм». Не смотря не то, что Людвиг Фейербах в то время терпел тяжелые лишения, он написал философский труд, пронизанный искренней верой в счастье людей.
Эвдемонизм — особое направление в этике, которое считает главным критерием нравственного поведения людей их стремление к счастью — наивысшему благу.
Работы философа не остались незамеченными. Его идеи сильно повлияли на взгляды Фридриха Энгельса, Карла Маркса и других представителей немецкой социалистической демократии. Представитель русской философии Сергей Булгаков называл его философом и богословом материалистического социализма.
Философские взгляды мыслителя
Людвиг Фейербах в своих трудах уделил внимание изучению человека. Каждый имеет единые тело и душу. Большую роль играет именно тело. Оно является сущностью личности. Фейербах подвергает критике учение идеалистов, с их «абстрактным мышлением». Упор делается на ощущения — зрение, осязание, обоняние и слух. Они по-настоящему реальны и нужны человеку, чтобы изучать психические состояния.
Невозможно ничего познать абстрактно, лишь при помощи разума. Если кто-то предлагает вам подобное — это не более, чем идеалистическая спекуляция.
Это направление в учении Фейербаха называют антропологией. «Объектом» для каждого из людей будет являться другой человек. Между людьми существует внутренняя связь. И поэтому возникает альтруистическая мораль, которая способна стать сильнее «ложной» любви к Богу.
Учение Фейербаха о религии
Людвиг Фейербах имел необычные взгляды на религию. Он пытался показать то, что у людей на протяжении веков формировался взгляд на мир, как нечто созданное Богом. Мысль о том, что именно Бог управляет судьбами всего живого, согласно его учению, тоже есть нечто, сформировавшееся в течение долгих лет. Божественное невозможно понять и осознать, а потому —Бога нет.
В трудах Фейербаха фигурирует такое понятие, как психогенезис духовных религиозных представлений и чувств. Каждый склонен к антропоморфизму (проецирование своих черт во вне). Человеку хотелось бы создать лучшую версию себя. Так создаются образы богов, которым не чужды человеческие мысли, чувства и желания.
Когда мы не достигаем того, чего хотим всей душой, мы испытываем горькое сожаление, душевные терзания. Смягчить эту досаду помогает религиозное творчество. Человек придумывает себе бога и надеется когда-нибудь приблизиться к его чертам. Человек сам создает Бога.
Людвиг Фейербах в своих трудах говорит об антагонизме в философии и религии. Люди, которые готовы обманывать самих себя, которых обманывают те, кто у власти, верят в Бога. Влияет на это и зависимость их от природных стихий.
Ученый считает, что религиозный культ вреден людям. Он препятствует их желанию жить здесь и сейчас. Они ожидают, что обретут вечное блаженство после смерти, но не хотят что-либо делать, чтобы улучшить свою жизнь и мир вокруг.
Ученый говорит о том, что не существует ничего выше и важнее, чем природа. Благодаря появлению на Земле людей, природа созерцает саму себя. Природа это нечто вечное, что не имеет конца. Нескончаемы также пространство и время.
Немецкий философ Людвиг Фейербах привнес в мировую культуру и философию много ярких, свежих мыслей. Его взгляды уже много лет изучаются другими представителями науки. И не только немецкими. Труды Фейербаха читают на разных континентах. Фейербах посвятил свою жизнь постижению человеческой сущности.