чего не хватает цифровым платформам в транспортной отрасли
Новости
ВИКТОР ПАРАХИН: ЦИФРОВЫМ ПЛАТФОРМАМ В ТРАНСПОРТНОЙ ОТРАСЛИ НЕ ХВАТАЕТ ЕДИНЫХ СТАНДАРТОВ
CNews: Как протекает цифровая трансформация в российском транспортном секторе? На каком этапе она находится?
Виктор Парахин: С момента вступления в силу документа «Цифровая экономика Российской Федерации» в транспортном сегменте ведется детальная проработка вопросов цифровизации всех ключевых процессов. С каждым годом увеличиваются объем и сложность государственных задач, стоящих перед отраслью: развитие транзитного потенциала страны, повышение связанности регионов и др. Со стороны бизнеса сформировано множество значимых сервисов. Это электронная цифровая накладная, «умная дорога», обеспечение безопасности на транспорте, цифровые сервисы для пассажирских и грузоперевозок, электронная пломба и декларирование грузов, сопутствующие услуги.
CNews: Какие значимые проекты были реализованы в этой сфере?
Виктор Парахин: Сейчас в России реализуются мега-проекты по развитию и модернизации транспортной инфраструктуры. Они отражены в программах «Комплексный план модернизации и расширения магистральной инфраструктуры» и «Безопасные и качественные автомобильные дороги». Данные инициативы нацелены на реализацию транзитного потенциала России, улучшение качества и безопасности транспортных услуг, увеличение экспортного потенциала и повышение мобильности граждан.
Новые подходы к правовому и техническому регулированию, единые стандарты, применение «сквозных технологий» — все это делает мультимодальные перевозки простыми и удобными, снижаются логистические издержки на маршрутах. Интеграция транспортных интеллектуальных систем, телематических и информационных ресурсов в итоге дает прозрачность логистическим потокам. Такая оптимизация при международном сотрудничестве со странами-партнерами ЕАЭС, ШОС, БРИКС, СНГ открывает новые возможности для всех.
Виктор Парахин: Сейчас в России реализуются мега-проекты по развитию и модернизации транспортной инфраструктуры
Любая работа должна быть спланирована и продумана. Как приоритезировать усилия? Какие заявки на развитие транспортной инфраструктуры можно считать первоочередными? И как понять, принесли ли вложения в инфраструктуру отдачу? Это возможно при использовании инструментов планирования, основанных на моделях транспортных потоков и инфраструктуры, с учетом прогнозов развития отраслей экономики. Мы работаем над этим.
В России экосистема цифровых платформ уже приобрела свои формы. Бизнес и государство ведут слаженную работу. Прорабатываются все три уровня взаимодействия: внутриотраслевой, межотраслевой и трансграничный инфообмен.
CNews: На каком этапе находится создание единой цифровой платформы транспортного комплекса РФ, разработка стандартов информационного взаимодействия отрасли?
Виктор Парахин: Экосистема цифровых платформ находится в постоянном взаимодействии. Здесь очень важно наличие единой доверенной среды для участников транспортного рынка. Каждый должен быть уверен в том, что получает достоверные данные от надежного источника. Мы проработали этот вопрос и создали концепцию Единой цифровой транспортно-логистической среды (ЕЦТЛС), которая позволяет в режиме реального времени безопасно обмениваться данными о движении транспортных средств, груза и его составе, доступности, общем состоянии объектов инфраструктуры, возможностях хранения грузов и перевалки, текущем метеорологическом состоянии и влиянии транспортных объектов на окружающую среду.
ЕЦТЛС — это организованная совокупность цифровых платформ, систем и инфраструктуры их взаимодействия между собою и с объектами и участниками транспортного комплекса с максимально возможной эффективностью. Это унифицированная, стандартизированная среда информационного обеспечения транспортно-логистических процессов. Надежная и безопасная ЕЦТЛС, доступность достоверных и юридически-значимых данных от подключенных объектов позволят сократить сроки доставки грузов за счет повышения скорости обмена информацией и ее интероперабельности. ЕЦТЛС не только обеспечит создание доверенной среды для внутриотраслевого общения, но сделает Россию привлекательным партнером для стран Евразийского континента, позволит предложить лучшие и самые прозрачные условия по транспортировке всех видов грузов по своей территории.
CNews: Расскажите о ходе реализации программы «Цифровой транспорт и логистика». Что было сделано за прошедший год?
ЕЦТЛС по своей сути полностью соответствует направлениям, отраженным в ведомственном проекте «Цифровой транспорт и логистика». Это грузовые и пассажирские перевозки, внедрение беспилотников. Для повышения уровня безопасности будет создана доверенная среда на логическом уровне — Цифровая платформа транспортного комплекса (ЦПТК). Она установит единые стандарты, правила и регламенты информационного обмена, в том числе юридически значимые данные о транспортной инфраструктуре и транспортных средствах. Платформа выступит в качестве агрегатора информации о транспорте, который исключает приватизацию этих данных и гарантирует недискриминационный доступ к ним всех заинтересованных участников отрасли. Только внедрив ЦПТК, мы сможем создать доверенную ЕЦТЛС. А Россия, построив единое цифровое транспортно-логистическое пространство, сможет предложить всем странам Евразийского континента лучшие услуги международных транспортных коридоров и транспортно-логистических центров, превратившись в глобальный мега-хаб.
CNews: Какие задачи будут решены в ходе построения Цифровой платформы транспортного комплекса?
Виктор Парахин: Если ЕЦТЛС — это обеспечивающий уровень для доверительного взаимодействия участников транспортной отрасли, то логическим ядром, которое установит все правила инфообмена между ними, будет ЦПТК. Основное назначение ЦПТК — реализация механизма «Единого окна», к которому в доверительном режиме смогут обращаться все участники транспортного рынка. Это обеспечение доступа к государственным информационным ресурсам и сервисам транспортного комплекса. Также будет решена задача создания и ведения единого реестра цифровых платформ и сервисов в составе цифровой экосистемы. ЦПТК позволит сохранить наш национальный суверенитет над информационными потоками в транспортном комплексе страны.
В основу построения ЦПТК закладываются тенденции к сокращению логистических издержек во всех цепях поставок по международным транспортным коридорам, проходящим через территорию страны, уменьшению сроков оформления в транспортно-логистических узлах, сокращению количества «бумажных» документов. Реализация проекта позволит создать комплекс цифровых сервисов для бизнеса по управлению движением транспортных логистических потоков на основе мониторинга информации в цепях поставок товаров и услуг. А также обеспечит автоматизированную заполняемость информационных ресурсов министерства транспорта Российской Федерации достоверными, унифицированными и гармонизированными первичными данными о процессах транспортной отрасли. Причем на внутриотраслевом, межотраслевом и трансграничном уровнях.
CNews: Как вы можете охарактеризовать взаимодействие государства и бизнеса в рамках программ цифровой трансформации транспортного сектора?
Виктор Парахин: Множественность и разнообразие цифровых платформ просто необходимо привести к единым стандартам для того, чтобы вся конструкция представляла собой полную, взаимосвязанную и устойчивую структуру. Также необходимо создание системы прослеживаемости, в том числе и для транзитных грузов: формирование условий для так называемого «зеленого коридора» транзита через территорию ЕАЭС при трансграничном взаимодействии.
Данные этой системы хранятся у бизнеса, который является владельцем цифровых платформ, где циркулирует информация. Бенефиты от ее реализации понятны: получатель и отправитель видят состояние груза, идет сокращение транзакционных издержек, при сопряжении цифровых платформ снижается вероятность задваивания данных при мультимодальной перевозке, появляются новые источники информации для исследования, другие выгоды.
С другой стороны, государство является владельцем всех данных о транспортной инфраструктуре, регулятором изменений. Бизнес нуждается в достоверных и своевременных данных, которые помогут планировать развитие, создавать и модернизировать транспортные услуги. Инфообмен должен быть непрерывным. Государство взаимодействует с бизнесом, коммерческие компании — друг с другом. Бизнес зависит от изменений данных о транспортной модели, а она меняется в соответствии информацией, поступающей от бизнеса. И все взаимодействие происходит в онлайн-режиме, работают механизмы удостоверения информации, очистки от некорректных данных, формируются разноуровневые аналитические отчеты, меняются рейтинги.
CNews: Каков текущий статус Цифровой платформы транспортного комплекса?
Виктор Парахин: ЦПТК — главный элемент, обеспечивающий формирование единого цифрового пространства транспортного комплекса. Возникает необходимость выстраивания взаимоотношений между субъектами, определения прав на цифровые активы, постоянной систематизации данных и поддержания архитектуры цифрового пространства. ЦПТК — это ключевой механизм создания Отраслевой системы управления данными транспортного сектора, которая, в свою очередь, является неотъемлемой частью Национальной системы управления данными (НСУД). Последняя будет ориентирована на обеспечение контроля качества информации, единообразие требований к управлению ею, однократное предоставление государственных данных для их дальнейшего многократного использования.
CNews: Какие ключевые проекты «ЗащитаИнфоТранс» в области цифровизации на транспорте вы могли бы отметить?
Виктор Парахин: Компанией «ЗащитаИнфоТранс» проделана существенная работа по созданию концепции ЕЦТЛС и ЦПТК. Также совместно с нашими партнерами — участниками ассоциации «Цифровой транспорт и логистика» мы ведем ряд проектов по созданию цифровых сервисов по организации доступа к массивам данных существующих цифровых бизнес-платформ.
Также среди ключевых проектов «ЗащитаИнфоТранс» — цифровизация Единой государственной информационной системы обеспечения транспортной безопасности (ЕГИС ОТБ), созданная во исполнение Федерального закона от 09.02.2007 № 16-ФЗ «О транспортной безопасности». Цифровое развитие ЕГИС ОТБ как самостоятельной платформы соответствует темпам цифровой трансформации всего транспортного комплекса. Данная платформа в определенном смысле находится в авангарде соответствующих работ. Прежде всего, это совместный опыт государства и бизнеса по созданию единой территориально распределенной системы аттестации сил транспортной безопасности в масштабах всей страны. В процесс вовлечены почти 150 органов аттестации и аттестующих организаций. Это и комплексная система сбора в трансграничном режиме сведений о пассажирских перевозках, в которую передают данные перевозчики 138 стран мира. Наряду с техническими разработками, рядом компетентных органов в области транспортной безопасности разработаны новые методологические подходы для совершенствования процессов информационной поддержки, развивается нормативно-правовая база.
Чего не хватает цифровым платформам в транспортной отрасли
Обзор: ИТ в транспортной отрасли 2019
CNews: Как протекает цифровая трансформация в российском транспортном секторе? На каком этапе она находится?
Виктор Парахин: С момента вступления в силу документа «Цифровая экономика Российской Федерации» в транспортном сегменте ведется детальная проработка вопросов цифровизации всех ключевых процессов. С каждым годом увеличиваются объем и сложность государственных задач, стоящих перед отраслью: развитие транзитного потенциала страны, повышение связанности регионов и др. Со стороны бизнеса сформировано множество значимых сервисов. Это электронная цифровая накладная, «умная дорога», обеспечение безопасности на транспорте, цифровые сервисы для пассажирских и грузоперевозок, электронная пломба и декларирование грузов, сопутствующие услуги.
CNews: Какие значимые проекты были реализованы в этой сфере?
Виктор Парахин: Сейчас в России реализуются мега-проекты по развитию и модернизации транспортной инфраструктуры. Они отражены в программах «Комплексный план модернизации и расширения магистральной инфраструктуры» и «Безопасные и качественные автомобильные дороги». Данные инициативы нацелены на реализацию транзитного потенциала России, улучшение качества и безопасности транспортных услуг, увеличение экспортного потенциала и повышение мобильности граждан.
Новые подходы к правовому и техническому регулированию, единые стандарты, применение «сквозных технологий» – все это делает мультимодальные перевозки простыми и удобными, снижаются логистические издержки на маршрутах. Интеграция транспортных интеллектуальных систем, телематических и информационных ресурсов в итоге дает прозрачность логистическим потокам. Такая оптимизация при международном сотрудничестве со странами-партнерами ЕАЭС, ШОС, БРИКС, СНГ открывает новые возможности для всех.
Любая работа должна быть спланирована и продумана. Как приоритезировать усилия? Какие заявки на развитие транспортной инфраструктуры можно считать первоочередными? И как понять, принесли ли вложения в инфраструктуру отдачу? Это возможно при использовании инструментов планирования, основанных на моделях транспортных потоков и инфраструктуры, с учетом прогнозов развития отраслей экономики. Мы работаем над этим.
В России экосистема цифровых платформ уже приобрела свои формы. Бизнес и государство ведут слаженную работу. Прорабатываются все три уровня взаимодействия: внутриотраслевой, межотраслевой и трансграничный инфообмен.
CNews: На каком этапе находится создание единой цифровой платформы транспортного комплекса РФ, разработка стандартов информационного взаимодействия отрасли?
Виктор Парахин: Экосистема цифровых платформ находится в постоянном взаимодействии. Здесь очень важно наличие единой доверенной среды для участников транспортного рынка. Каждый должен быть уверен в том, что получает достоверные данные от надежного источника. Мы проработали этот вопрос и создали концепцию Единой цифровой транспортно-логистической среды (ЕЦТЛС), которая позволяет в режиме реального времени безопасно обмениваться данными о движении транспортных средств, груза и его составе, доступности, общем состоянии объектов инфраструктуры, возможностях хранения грузов и перевалки, текущем метеорологическом состоянии и влиянии транспортных объектов на окружающую среду.
ЕЦТЛС – это организованная совокупность цифровых платформ, систем и инфраструктуры их взаимодействия между собою и с объектами и участниками транспортного комплекса с максимально возможной эффективностью. Это унифицированная, стандартизированная среда информационного обеспечения транспортно-логистических процессов. Надежная и безопасная ЕЦТЛС, доступность достоверных и юридически-значимых данных от подключенных объектов позволят сократить сроки доставки грузов за счет повышения скорости обмена информацией и ее интероперабельности. ЕЦТЛС не только обеспечит создание доверенной среды для внутриотраслевого общения, но сделает Россию привлекательным партнером для стран Евразийского континента, позволит предложить лучшие и самые прозрачные условия по транспортировке всех видов грузов по своей территории.
CNews: Расскажите о ходе реализации программы «Цифровой транспорт и логистика». Что было сделано за прошедший год?
ЕЦТЛС по своей сути полностью соответствует направлениям, отраженным в ведомственном проекте «Цифровой транспорт и логистика». Это грузовые и пассажирские перевозки, внедрение беспилотников. Для повышения уровня безопасности будет создана доверенная среда на логическом уровне – Цифровая платформа транспортного комплекса (ЦПТК). Она установит единые стандарты, правила и регламенты информационного обмена, в том числе юридически значимые данные о транспортной инфраструктуре и транспортных средствах. Платформа выступит в качестве агрегатора информации о транспорте, который исключает приватизацию этих данных и гарантирует недискриминационный доступ к ним всех заинтересованных участников отрасли. Только внедрив ЦПТК, мы сможем создать доверенную ЕЦТЛС. А Россия, построив единое цифровое транспортно-логистическое пространство, сможет предложить всем странам Евразийского континента лучшие услуги международных транспортных коридоров и транспортно-логистических центров, превратившись в глобальный мега-хаб.
CNews: Какие задачи будут решены в ходе построения Цифровой платформы транспортного комплекса?
Виктор Парахин: Если ЕЦТЛС – это обеспечивающий уровень для доверительного взаимодействия участников транспортной отрасли, то логическим ядром, которое установит все правила инфообмена между ними, будет ЦПТК. Основное назначение ЦПТК – реализация механизма «Единого окна», к которому в доверительном режиме смогут обращаться все участники транспортного рынка. Это обеспечение доступа к государственным информационным ресурсам и сервисам транспортного комплекса. Также будет решена задача создания и ведения единого реестра цифровых платформ и сервисов в составе цифровой экосистемы. ЦПТК позволит сохранить наш национальный суверенитет над информационными потоками в транспортном комплексе страны.
В основу построения ЦПТК закладываются тенденции к сокращению логистических издержек во всех цепях поставок по международным транспортным коридорам, проходящим через территорию страны, уменьшению сроков оформления в транспортно-логистических узлах, сокращению количества «бумажных» документов. Реализация проекта позволит создать комплекс цифровых сервисов для бизнеса по управлению движением транспортных логистических потоков на основе мониторинга информации в цепях поставок товаров и услуг. А также обеспечит автоматизированную заполняемость информационных ресурсов министерства транспорта Российской Федерации достоверными, унифицированными и гармонизированными первичными данными о процессах транспортной отрасли. Причем на внутриотраслевом, межотраслевом и трансграничном уровнях.
CNews: Как вы можете охарактеризовать взаимодействие государства и бизнеса в рамках программ цифровой трансформации транспортного сектора?
Виктор Парахин: Множественность и разнообразие цифровых платформ просто необходимо привести к единым стандартам для того, чтобы вся конструкция представляла собой полную, взаимосвязанную и устойчивую структуру. Также необходимо создание системы прослеживаемости, в том числе и для транзитных грузов: формирование условий для так называемого «зеленого коридора» транзита через территорию ЕАЭС при трансграничном взаимодействии.
Данные этой системы хранятся у бизнеса, который является владельцем цифровых платформ, где циркулирует информация. Бенефиты от ее реализации понятны: получатель и отправитель видят состояние груза, идет сокращение транзакционных издержек, при сопряжении цифровых платформ снижается вероятность задваивания данных при мультимодальной перевозке, появляются новые источники информации для исследования, другие выгоды.
С другой стороны, государство является владельцем всех данных о транспортной инфраструктуре, регулятором изменений. Бизнес нуждается в достоверных и своевременных данных, которые помогут планировать развитие, создавать и модернизировать транспортные услуги. Инфообмен должен быть непрерывным. Государство взаимодействует с бизнесом, коммерческие компании – друг с другом. Бизнес зависит от изменений данных о транспортной модели, а она меняется в соответствии информацией, поступающей от бизнеса. И все взаимодействие происходит в онлайн-режиме, работают механизмы удостоверения информации, очистки от некорректных данных, формируются разноуровневые аналитические отчеты, меняются рейтинги.
CNews: Каков текущий статус Цифровой платформы транспортного комплекса?
Виктор Парахин: ЦПТК – главный элемент, обеспечивающий формирование единого цифрового пространства транспортного комплекса. Возникает необходимость выстраивания взаимоотношений между субъектами, определения прав на цифровые активы, постоянной систематизации данных и поддержания архитектуры цифрового пространства. ЦПТК – это ключевой механизм создания Отраслевой системы управления данными транспортного сектора, которая, в свою очередь, является неотъемлемой частью Национальной системы управления данными (НСУД). Последняя будет ориентирована на обеспечение контроля качества информации, единообразие требований к управлению ею, однократное предоставление государственных данных для их дальнейшего многократного использования.
CNews: Какие ключевые проекты «ЗащитаИнфоТранс» в области цифровизации на транспорте вы могли бы отметить?
Виктор Парахин: Компанией «ЗащитаИнфоТранс» проделана существенная работа по созданию концепции ЕЦТЛС и ЦПТК. Также совместно с нашими партнерами – участниками ассоциации «Цифровой транспорт и логистика» мы ведем ряд проектов по созданию цифровых сервисов по организации доступа к массивам данных существующих цифровых бизнес-платформ.
Также среди ключевых проектов «ЗащитаИнфоТранс» – цифровизация Единой государственной информационной системы обеспечения транспортной безопасности (ЕГИС ОТБ), созданная во исполнение Федерального закона от 09.02.2007 №16-ФЗ «О транспортной безопасности». Цифровое развитие ЕГИС ОТБ как самостоятельной платформы соответствует темпам цифровой трансформации всего транспортного комплекса. Данная платформа в определенном смысле находится в авангарде соответствующих работ. Прежде всего, это совместный опыт государства и бизнеса по созданию единой территориально распределенной системы аттестации сил транспортной безопасности в масштабах всей страны. В процесс вовлечены почти 150 органов аттестации и аттестующих организаций. Это и комплексная система сбора в трансграничном режиме сведений о пассажирских перевозках, в которую передают данные перевозчики 138 стран мира. Наряду с техническими разработками, рядом компетентных органов в области транспортной безопасности разработаны новые методологические подходы для совершенствования процессов информационной поддержки, развивается нормативно-правовая база.
Чего не хватает цифровым платформам в транспортной отрасли
Обзор: ИТ в транспортной отрасли 2021
Спрос транспорта и логистики на цифровые технологии в 2020 г. составил ₽89,4 млрд, а к 2030 г. может вырасти до ₽626,6 млрд. Благодаря цифровой трансформации производительность труда в отрасли к 2030 г. увеличится на 20%. В списке самых востребованных технологий — безбумажный документооборот, системы распределенного реестра, беспроводная связь, искусственный интеллект, дополненная и виртуальная реальность.
Что происходит в России
По данным опроса, проведенного Институтом статистических исследований и экономики знаний Высшей школы экономики (ИСИЭЗ НИУ ВШЭ), спрос отрасли транспорта и логистики на передовые цифровые технологии в 2020 г. составил ₽89,4 млрд, а к 2030 г. может вырасти до ₽626,6 млрд. Среднегодовые темпы роста составят 21%). Современному состоянию цифровых сервисов в различных отраслях, в том числе и на транспорте, посвящен представленный в апреле 2021 г. на XXII международной конференции по проблемам развития экономики и общества доклад НИУ ВШЭ «Цифровая трансформация отраслей: стартовые условия и приоритеты». Его авторы отмечают, что транспортная отрасль движется в направлении развития мультимодального, подключенного, автоматизированного, безопасного, более экологичного и в конечном счете беспилотного транспорта.
Первым и необходимым шагом на этом пути является переход на безбумажный документооборот. «Транспортные (перевозочные) документы, форматы и требования к ним существенно различаются в силу разного регулирования, тарифной политики и иных аспектов развития отдельных видов транспорта. Их синхронизация и перевод в электронный вид позволят многократно ускорить процессы обработки, регистрации, контроля и прослеживаемости грузов», — говорится в докладе.
Основой для развития мультимодального транспорта должны стать интеллектуальные транспортные системы (ИТС), которые обеспечат взаимодействие дорожного полотна, объектов инфраструктуры (светофоров, видеокамер, систем освещения и др.), транспортных средств, приложений для оперативного управления дорожным движением и т.п. Ключевой тренд — создание беспилотного транспорта на базе технологий искусственного интеллекта, появление умных дорог (smart road), развитие технологий коммуникации машин между собой (Vehicle-to-Vehicle) и с дорожной инфраструктурой Vehicle-to-Infrastructure.
В логистике быстрый рост электронной торговли, в том числе благодаря пандемии, привел к ускорению темпов сквозной цифровизации цепочек поставок и доставки, в том числе с использованием беспилотников («умный склад»). Авторы доклада отмечают рост спроса на цифровые платформы на основе технологий распределенных реестров, в том числе блокчейна, для осуществления сделок и оформления грузовых перевозок, интернет вещей для отслеживания движения грузов, аналитики для управления запасами и предиктивной аналитики для планирования ремонта и технического обслуживания.
Новые бизнес-модели на транспорте
В списке самых востребованных технологий — беспроводная связь, искусственный интеллект, в том числе компьютерное зрение, речевые технологии, системы поддержки принятия решений и пр., системы распределенного реестра, решения в области виртуальной и дополненной реальности.
Россия обладает значительным транзитным потенциалом, отмечается в докладе. Однако в настоящий момент имеющиеся возможности реализуются не в полной мере. Наибольшие эффекты ожидаются от создания транспортных коридоров на евразийском пространстве.
Цифровизация транспорта в ЕАЭС
Теме цифровизации транспорта на территории Евразийского экономического союза (ЕАЭС) посвящен опубликованный в 2020 г. Департаментом транспорта и инфраструктуры Евразийской экономической комиссии (ЕЭК) аналитический доклад «О принципах и подходах цифровой логистики в сфере транспортных услуг государств-членов ЕАЭС». Напомним, что в состав ЕАЭС входят Россия, Армения, Беларусь, Казахстан, Кыргызская Республика. В 2019 г. странами была разработана концепция экосистемы цифровых транспортных коридоров, а в январе 2020 г. утвержден план мероприятий по ее формированию. Завершается подготовка концепции развития электронного документооборота в морских пунктах пропуска.
В докладе отмечается, что если вчера потребителям транспортных услуг достаточно было вовремя отправить и получить в целости и сохранности груз, то сегодня они хотят отслеживать, в каком состоянии и где он находится, где и почему происходит задержка, как обеспечивается сохранность, и с учетом этой информации оптимизировать логистические процессы. Сделать это можно только путем цифровизации.
Беспилотный транспорт на дорогах
Источник: Департамент транспорта и инфраструктуры ЕЭК, 2020
По мнению авторов доклада, самыми перспективными в сфере транспорта и логистики являются проекты по внедрению интеллектуальных транспортных систем (ИТС), систем автономного вождения и беспилотного транспорта, применение искусственного интеллекта, цифровых платформ, доставки дронами, использование больших данных.
Развитие ИТС предусмотрено транспортной стратегией Российской Федерации на период до 2030 г. Отдельные мероприятия прописаны и в национальном проекте «Безопасные и качественные автомобильные дороги» — здесь речь идет, в основном, об обеспечении безопасности дорожного движения.
Тестирование беспилотного транспорта уже началось в отдельных регионах России. Одновременно разрабатывается нормативная база для эксперимента по беспилотной перевозке грузов в рамках «регуляторных песочниц». В списке пока не решенных вопросов порядок расследования нарушений ПДД с их участием. В работе участвуют крупнейшие российские компании, такие как «Сбер», «Яндекс», КАМАЗ, группа ГАЗ. Планируется, что первые беспилотники появятся на дорогах уже к 2024 г.
Доставка посылок автомобилем и коптером
Источник: Департамент транспорта и инфраструктуры ЕЭК, 2020
Что касается дронов, то пока их можно использовать только при доставке грузов до 3 кг на 10–15 км в городской среде и 3–6 кг на 30–100 км в труднодоступных районах. Нормативная база для эксперимента по перевозке грузов до 500 кг только прорабатывается в рамках «регуляторных песочниц».
Цифровой транспорт: за и против
В докладе Департамента транспорта и инфраструктуры Евразийской экономической комиссии перечислены факторы, сдерживающие развитие цифровой логистики на территории ЕАЭС. Это низкий контроль транзитных и импортных грузов; отсутствие возможности мониторинга, анализа и прогнозирования всех видов перевозок для принятия решений; слаборазвитая логистическая инфраструктура.
Примерно о том же говорят и в НИУ ВШЭ. К числу основных факторов, сдерживающих активное внедрение цифровых технологий в отрасли, эксперты относят низкий уровень развития взаимодействия между участниками; неравномерный уровень цифровизации организаций; низкие темпы развития инфраструктуры (как цифровой, так и транспортной). «Для форсированного роста необходима развитая инфраструктура беспроводной передачи данных, способная обеспечить передачу и обработку огромных массивов информации, которые генерируют транспортные средства, — согласен с ними Илья Черкасов, заместитель генерального директора по инфраструктурному бизнесу «МаксимаТелеком». — Появление такой единой связывающей среды (Total Connectivity) позволит ускорить запуск цифровых сервисов и решений «Индустрии 4.0» в транспортно-логистическом секторе».
Еще один существенный фактор — недостаток квалифицированных кадров и нехватка стандартов создания объектов умной инфраструктуры. «В первую очередь речь идет об отсутствии стандартов на федеральном уровне. Текущие формулировки касательно ИТС/КСОДД/АСУДД имеют весьма расплывчатое определение и трактуются внутри регионов по-своему. В результате мы имеем «лоскутное одеяло» при анализе общей картины по стране. А это, в свою очередь, приводит к сложности корректного моделирования (из-за невозможности состыковать данные) и дальнейшей оптимизации (мусор на входе=мусор на выходе)», — уточняет Александр Сергиенко, исполнительный директор «Иннодата».
Дмитрий Попов, генеральный директор Integro Technologies, добавляет к этому списку отсутствие стратегии цифровизации на федеральном уровне (должно быть решено в 2021), отсутствие централизованного мониторинга инфраструктуры, высокая транзакционная нагрузка транспортных коридоров, отсутствие единого ситуационного центра, отсутствие единого подхода к обеспечению информационной безопасности на транспорте (например, до сих пор допускается использование разнородных платформ для хранения данных за рубежом), низкие доходы перевозчиков, связанные с пандемией.
А Леонид Парамонов, директор дирекции по продажам АО «ГЛОНАСС», напоминает о человеческом факторе. По его мнению, уровень доверия граждан к цифровизации в целом высок, но носит избирательный характер. «В вопросах использования современных технологий я часто встречаюсь с антагонизмами. Например, многие люди привыкли пользоваться транспортными приложениями при вызове такси или ожидании общественного транспорта. Но если мы говорим о применении установленного в автомобиле устройства вызова, причем не только при аварии, но и для получения услуги «Помощь на дорогах», то узнаем, что многие опасаются нажимать на кнопку SOS, не совсем понимая, что дает им такая цифровизация», — рассказывает он. Поэтому очень важно научиться пользоваться уже имеющимися, работающими цифровыми возможностями, заключает эксперт.
Стимулировать развитие цифровизации в транспортной отрасли, по мнению специалистов НИУ ВШЭ, могут покрытие транспортных магистралей 5G-сетями, модернизация дорожной инфраструктуры; разработка стандартов цифровых сервисов и протоколов безопасной передачи данных; создание нормативной базы в области эксплуатации беспилотного транспорта; выдача льготных займов малым и средним предприятиям для тиражирования российских цифровых решений; расширение возможностей использования отраслевых данных и создание отраслевых центров подготовки кадров.
«Россия пока не является лидером в цифровизации транспортно-логистической отрасли, однако мы уже видим первые шаги в этом направлении, — отмечают в компании «ИКС Холдинг», занимающей первое место в подготовленном CNews рейтинге крупнейших поставщиков ИТ в транспортный сектор. — Драйверами здесь выступают сразу несколько факторов: заинтересованность государства и бизнеса, а также новые экономические условия, которые нам диктуют, в том числе, эпидемиологические обстоятельства».
По мнению экспертов «ИКС Холдинг», в ближайшие 5-10 лет появятся сервисы, которые позволят не только создавать новые бизнес-модели, но и приносить прибыль. Процесс документооборота в перевозках станет полностью цифровым и бесшовным, отрасль окончательно избавится от бумаг. Функционирование транспортной инфраструктуры станет эффективнее и безопаснее, будет обеспечено коммерческое использование беспилотного транспорта для перевозок пассажиров и грузов.
Илья Черкасов уверен, что к 2030 г. существенно увеличится доля общественного транспорта, уровень его социальной доступности и персонализации под ожидания конкретного пассажира. Модель мобильности как сервиса (MaaS) будет расширяться за счет развития мультимодальных перевозок и цифровых транспортных сервисов, шире тиражироваться в регионы.
Вырастет доля автономного транспорта при условии появления сетей связи с минимальной задержкой отклика, что критично для работы самодвижущихся транспортных средств. Продолжится переход на экологически чистые виды транспорта: электробусы, современные трамвайные сети. Будет развиваться модель шеринга ресурсов, уменьшится количество частных автомобилей. «В целом концепция построения общественного транспорта будет направлена «изнутри-наружу», то есть от потребностей пассажира в направлении обеспечения максимальной безопасности и комфорта перевозок», — отмечает Илья Черкасов. Существенно повысится доля цифровых сервисов в процессах обслуживания транспорта: от автоматической диагностики до предиктивного ремонта, когда каждое транспортное средство будет само формировать перечень операций и запчастей под эти операции.
По оценкам ИСИЭЗ НИУ ВШЭ, цифровая трансформация способна обеспечить дополнительный рост производительности труда на транспорте и в логистике на 20% к 2030 г.