чего кот в сказке андерсена гадкий утенок не умел делать

Какова мораль сказки «Гадкий утенок»

чего кот в сказке андерсена гадкий утенок не умел делать. 1 5305e7d6d38b35305e7d6d38ee. чего кот в сказке андерсена гадкий утенок не умел делать фото. чего кот в сказке андерсена гадкий утенок не умел делать-1 5305e7d6d38b35305e7d6d38ee. картинка чего кот в сказке андерсена гадкий утенок не умел делать. картинка 1 5305e7d6d38b35305e7d6d38ee. Главный смысл сказки Андерсена состоит в том, что надо стойко и терпеливо переносить трудности, невзгоды. Несчастному утенку (который на самом деле был лебедем) пришлось выдержать целый ряд жестоких испытаний в самом начале своей жизни. Его дразнили и травили грубые сородичи. От него отвернулась собственная мать-утка, убоявшись общественного мнения. Затем, когда он сбежал с птичьего двора и подружился с дикими гусями, этих гусей убили охотники, а сам утенок спасся лишь чудом. После этого несчастного утенка подобрала старушка и принесла в свой дом. Но его обитатели – кот и курица – смеялись над новым жильцом и бесцеремонно учили «уму-разуму». Утенку пришлось покинуть дом старушки, зиму он провел в камышах у озера, где следующей весной встретил прекрасных лебедей. И сказка закончилась счастливым исходом.

В чем мораль сказки «Гадкий утенок»

Главный смысл сказки Андерсена состоит в том, что надо стойко и терпеливо переносить трудности, невзгоды. Несчастному утенку (который на самом деле был лебедем) пришлось выдержать целый ряд жестоких испытаний в самом начале своей жизни. Его дразнили и травили грубые сородичи. От него отвернулась собственная мать-утка, убоявшись общественного мнения. Затем, когда он сбежал с птичьего двора и подружился с дикими гусями, этих гусей убили охотники, а сам утенок спасся лишь чудом. После этого несчастного утенка подобрала старушка и принесла в свой дом. Но его обитатели – кот и курица – смеялись над новым жильцом и бесцеремонно учили «уму-разуму». Утенку пришлось покинуть дом старушки, зиму он провел в камышах у озера, где следующей весной встретил прекрасных лебедей. И сказка закончилась счастливым исходом.

Мораль этой сказки в том, что жизнь может преподнести много нелегких испытаний, но надо не падать духом и не опускать руки. Ведь утенку-лебедю было очень трудно, но он все выдержал и в итоге стал счастливым.

Точно так же и человек, не склонившийся перед судьбой, в итоге может торжествовать победу.

Из-за чего вообще начались беды утенка

Мораль сказки состоит еще и в том, что не надо бояться быть непохожим на других. Утенок отличался по виду от других утят. То есть был не таким как все. И поэтому его начали дразнить и травить утки. Почему его бранили и бесцеремонно поучали кот и курица? Потому что он вел себя не так, как надо. То есть, опять был не таким как все! У утенка был выбор: или смириться с тем, что нельзя отличаться от других ни внешним видом, ни поведением, ни привычками, или вести себя в соответствии с принципом: «Да, я другой, но имею на это право!» И он сделал этот выбор, не испугавшись того, что навлечет на себя непонимание, брань и даже травлю.

Человеку также следует отстаивать право быть самим собой, даже если для этого придется пойти наперекор общественному мнению.

Источник

Тест с ответами по литературному чтению, 3 класс: Андерсен «Гадкий утёнок»

2. В каком месте сидела на яйцах утка?
А. на берегу озера
Б. в чаще лопуха
В. на вершине горы

3. Какой цвет, по мнению утки, полезен для глаз?
А. голубой
Б. жёлтый
В. зелёный

4. Какое яйцо долго не хотело лопаться?
А. самое большое яйцо
Б. самое маленькое яйцо
В. яйцо среднего размера

5. Каким был птенец, который вылупился последним?
А. красивый и неуклюжий
Б. большой и гадкий
В. маленький и забавный

6. Что сказала мама в защиту своего утёнка?
А. он некрасив, но у него доброе сердце
Б. он ещё мал, чтобы быть очень красивым
В. он не очень мил, зато умеет хорошо плавать

7. Как отнеслись жители птичьего двора к «гадкому утёнку»?
А. делились с ним рыбьими головками
Б. клевали, толкали и дразнили его
В. не обращали на него никакого внимания

8. Почему утёнок убежал с птичьего двора?
А. потому что решил показать себя всему миру
Б. потому что его обижали другие птицы

9. Сколько дней просидел гадкий утёнок в болоте?
А. неделю
Б. месяц
В. два дня

10. В избушке вместе со старухой жили…..
А. собака и гусь
Б. курица и кот
В. мышка и кошка

11. Когда гадкий утёнок впервые увидел лебедей?
А. Осенью
Б. Весной
В. Зимой

12. Кто спас примёрзшего ко льду утёнка?
А. крестьянин
Б. бедный мужик
В. местный рыбак

13. Как гадкий утёнок узнал, что он стал прекрасным лебедем?
А. ему сказали птицы
Б. увидел своё отражение
В. ему сказали об этом дети

Ответы:
1. а
2. б
3. в
4. а
5. б
6. а
7. б
8. б
9. в
10. б
11. а
12. а
13. б

Источник

Литературное чтение. 3 класс

Конспект урока

Литературное чтение, 3 класс

Урок 66. Г. X. Андерсен «Гадкий утенок» Часть 1

Перечень вопросов, рассматриваемых на уроке:

Урок посвящён знакомству учащихся с произведением Ганса Христиана Андерсена «Гадкий утёнок».

Как правило, дети знают множество разнообразных сказок, но мало кто догадывается, что все они относятся к одной из двух групп.

Первая включает в себя фольклорные сказки. Особенность таких произведений в том, что они создаются с течением времени, путем пересказа вымышленной истории одного человека к другому. Это устное творчество, хотя оно и может быть записано.

Второй вид данного жанра – это литературная сказка. Она, как и фольклорная, относится к эпическим произведениям. Она также опирается на народное творчество, однако имеет конкретного автора. Такие истории не были распространены до непосредственной публикации, и у них нет вариативности сюжета.

Важно отметить, что данные произведения, как правило, выполняются в прозаической форме, нередко насыщенны волшебством, и, чаще всего, имеют счастливый финал.

Определение появилось примерно в семнадцатом веке – именно тогда данное слово попало в письменные источники. Этимология понятия была связана с термином «казать», который обозначал некий список или точное описание. Однако после этого, в период до девятнадцатого века, «сказка» приобрела своё современное значение.

Основные виды сказок

Как правило, практически любая сказка концентрируется либо на животных, либо на волшебстве, хотя иногда оба эти аспекта связаны.

Сказки о животных называются животным эпосом. Их отличительной особенностью является то, что главными героями становятся животные. Это могут быть как звери, так и рыбы или птицы. Нередко ключевое место отводится предметам или растениям, а иногда даже природные явления становятся персонажами.

Если в животном эпосе присутствует человек, то он либо является второстепенным, временами практически незаметным, либо (гораздо реже) примерно равен персонажу-животному.

Данный вид является несколько более сложным с точки зрения композиции. Как правило, в таких сказках можно четко выделить вступление (зачин сказки), завязку, центральный сюжет, кульминационный момент, развязку и финал.

Вступление (зачин сказки) – это начало сказки. Он может быть коротким (состоять из одного предложения), а может быть длиной в целый абзац. Он дает первоначальные сведения о персонажах.

Завязка – событие, знаменующее начало развития действия.

Сюжет (от французского слова sujet – предмет, содержание, событие) – ряд событий, описанных в художественном произведении, положенных в его основу.

Кульминация – момент наивысшего напряжения в художественном произведении.

Развязка – одна из основных композиционных единиц драматического произведения. По определению Аристотеля, развязка начинается с момента свершения «переворота в судьбе героя» и заканчивается победой или поражением последнего.

Финал – заключение, конец сказки.

Устное народное творчество; сказки и их виды, литературная сказка, волшебная сказка, вступление (зачин сказки), завязка сказки, события, кульминация, развязка, финал

Основная и дополнительная литература по теме урока:

2. Бойкина М. В., Виноградская Л.А. Литературное чтение. 3 класс. Рабочая тетрадь. 3 класс. Пособие для учащихся общеобразовательных организаций. – 3-е изд. – М.: Просвещение, 2012. с. 29-32.

3. Литературное чтение: аудиоприложение к учебнику Л. Ф. Климановой, В. Г. Горецкого, М. В. Головановой и др. [Электронный ресурс]. — М. : Просвещение, 2013. — 1 электрон. опт. диск (CD-ROM) — Загл. с экрана.

расширить свой кругозор по теме «Литературная сказка».

Основное содержание урока

Ребята продолжаем наше увлекательное путешествие по Стране сказок, это волшебная страна и в ней возможны любые чудеса, поэтому сегодня мы в гостях у великого датского сказочника – Ганса Христиана Андерсена.

Смотрите, он оставил для нас записку, давайте посмотрим, что в ней.

Текст записки: Я, Ганс Христиан Андерсен – великий сказочник.

Я предлагаю посмотреть на картинки и вспомнить, какие сказки я написал.

Здесь появляются друг за другом либо герои сказок, либо обложки сказок, написанных Андерсеном.

Принцесса на горошине

Наше путешествие по стране «Литературной сказки» продолжается. Сказки великих русских писателей уже прочитаны нами. Сегодня очередная встреча со знаменитым сказочником мира Г. Х. Андерсеном, с его сказкой «Гадкий утенок». На уроке мы познакомимся с биографией Г. Х. Андерсена, проследим за действиями героев сказки, подумаем, что же может скрываться за убогой и гадкой внешностью.

В далекой европейской стране, в городе Оденсе, что на острове Фюн, в семье бедного башмачника Андерсена 2 сентября 1805 года родился мальчик, которого назвали Ганс Христиан.

Больше всего на свете мальчик любил театр. Он придумывал необыкновенные, волшебные истории, которые потом оживали в многочисленных домашних спектаклях. Ещё у него был свой кукольный театр, который смастерил ему отец.

А позже, когда никому неизвестный мальчик, стал великим сказочником, его произведения стали печатать.

Так появились первые Сборники сказок Ганса Христиана Андерсена, которые с большим удовольствием читали и взрослые, и дети.

Больше всего на свете Г. Х. Андерсен ценил чистое сердце, настоящий ум и доброту.

Теперь, прежде чем перейти к сказке, давайте посмотрим, какие трудные слова нам могут повстречаться при чтении:

Рожь (фото) – хлебный злак, молотые зёрна которого обычно служат для выпечки ржаного хлеба.

Стог (фото) – куча плотно уложенного сена под открытым небом.

Лопух (фото) – растение (репейник), у него широкий, овальной формы лист.

Выкарабкались (фото) – после больших усилий вылезть из скорлупы.

Озираться (фото) – оглядываться назад.

Гадкий (фото-рисунок Гадкого утенка) – некрасивый, вызывающий отвращение.

Канава (фото-рисунок) – длинный, неширокий ров.

Бултыхнуться (фото-рисунок) – падать в воду.

Ров (фото-рисунок) – длинное углубление, вырытое в земле.

Голос диктора: Сегодня ребята, мы отправимся в сказку Ганса Христиана Андерсена «Гадкий утёнок». Ребята, как вы думаете, почему у сказки такое название?

Маша: Потому что утёнок был некрасивым.

Голос диктора: Ребята, как вы считаете, что такое красота? Давайте посмотрим, что об этом написано словаре: Красота – всё красивое, прекрасное, всё то, что доставляет эстетическое и нравственное наслаждение.

Значит, мы говорим о красоте внешней и внутренней.

О внешней красоте мы узнаём сразу. Но вот как распознать внутреннюю красоту?

Петя: По делам и поступкам.

Голос диктора: Как вы считаете хорошо быть красивым?

– А некрасивым? Почему?

– Кому в жизни легче?

– А если внешне некрасив, то, как сделать так, чтобы люди полюбили тебя?

– Как это происходит в жизни, мы ещё мало знаем. Попробуем увидеть это в нашей в сказке.

Голос диктора: С гадким утёнком мы попробуем пройти все этапы его жизни, чтобы понять – какие уроки даёт жизнь главному герою. Попробуем составить его характеристику на каждом этапе жизни.

– Утёнок родился, что про него говорят? Какой он?

Маша: Утёнок гадкий, ужасный урод!

Голос диктора: Кто про него так сказал?

Голос диктора: Должна ли была мама утка так говорить? Как можно назвать этот этап жизни утёнка?

Он внешне не такой как все.

Голос диктора: Мама-утка отправилась со утятами к канаве, чтобы утята учились плавать, а как плавал серый утенок?

Маша: Серый утенок хорошо плавал.

Голос диктора: Что можно еще добавить к характеристике утенка?

Петя: Он хорошо плавает.

Голос диктора: А сейчас мама-утка повела свое семейство на птичий двор и сказала: « Сейчас я введу вас в общество, представлю вас на птичьем дворе. Только держитесь ко мне поближе, чтобы кто-нибудь не наступил на вас, да берегитесь кошек!»

Что говорят про утенка жители птичьего двора?

Маша: Они говорят, что утенок большой и несуразный, бедняга, слишком велик.

Голос диктора: Почему они так себя ведут? Разве так можно делать?

Петя: Нет, нельзя, они унижают утенка, делают его жизнь невыносимой на птичьем дворе.

Голос диктора: Ребята, что ответила мама-утка старой утке про своего утенка?

Маша читает за старую утку: «Славные у тебя детки! – сказала старая утка с красным лоскутом на лапе. – Все славные, вот только один… Этот не удался! Хорошо бы его переделать!»

Петя читает за маму-утку: «Это никак невозможно, ваша милость! – ответила утка-мать. – Он некрасив, но у него доброе сердце.»

Голос диктора: Ребята, как можно кратко охарактеризовать маму-утку, что она сказала?

Маша: Мама-утка сказала, что он некрасив, но у него доброе сердце.

Голос диктора: Ребята, а что потом произошло с мамой-уткой, почему она так изменилась? Что она сказала про утенка потом?

Петя: Мама-утка его обидела, она сказала: «Все гнали бедного утенка, даже братья и сестры сердито говорили ему: Хоть бы кошка утащила тебя, несносный урод! А мать прибавляла: Глаза бы на тебя не глядели!»

Голос диктора: Ребята, почему она так сказала, как вы думаете?

Маша: Дело было не в утке-маме, а в обитателях птичьего двора. Они не могли принять утенка, который имел такую необычную внешность.

Голос диктора: Что сделал бедный утенок? Куда он убежал с птичьего двора? Изменилась ли его жизнь? Что сказали про него дикие утки?

Маша: Он почувствовал себя очень одиноким, никому не нужным, даже семья отвергла его.

Петя: А дикие утки сказали: «Ты такой урод, что, право, нравишься нам! Хочешь летать с нами и быть вольной птицей?»

Голос диктора: Но вскоре пришли охотники и дикие утки погибли. и утенок остался совсем один-одинешенек.

Ребята, как можно назвать этот этап в жизни утенка?

Голос диктора: Утенок был так напуган, что бежал не разбирая дороги.

Давайте прочитаем, куда убежал утенок?

Маша читает: «К ночи добежал он до бедной избушки. Избушка до того обветшала, что готова была упасть, да не знала, на какой бок, потому и держалась. Ветер так и подхватывал утенка — приходилось упираться в землю хвостом. А ветер все крепчал. Тут утенок заметил, что дверь избушки соскочила с одной петли и висит так криво, что можно свободно проскользнуть через щель в избушку. Так он и сделал.»

Петя читает: «В избушке жила старуха с котом и курицей. Кота она звала сыночком; он умел выгибать спину, мурлыкать и даже пускать искры, если погладить его против шерсти.»

Голос диктора: Ребята, несмотря на то, что утенок нашел для себя времнный приют, он все же не остался жить у старушки, почему?

Маша: Ему пришлось уйти из избушки, так как кот и курица ограничивали его свободу, они его не понимали.

Петя: Они считали, что он должен подчиняться правилам, принятым в избушке, жить так, как ему указывают.

Ребята – на этом закончилась первая часть сказки.

Ребята, мы закончили обсуждение первой части сказки «Гадкий утенок». В ней главные

персонажи были животные.

Но ведь и в нашей жизни мы часто встречаемся с несправедливостью, высокомерием, унижением.

Какие чувства у вас вызвала сказка «Гадкий утенок»? Какие выводы мы можем сделать?

Маша: Эта сказка очень поучительная, нельзя оскорблять, унижать других.

Петя: Надо быть более чутким, добрым друг к другу.

Вася: Нельзя обижать человека, который выглядит иначе, чем другие люди.

Леша: Сказки Ганса Христиана Андерсена учат нас чуткости и доброжелательности в обращении с людьми.

Голос диктора: Молодцы, ребята!

Разбор типового тренировочного задания

Прочитайте вопросы и выберите правильные ответы.

1. Как выглядел утенок, который вылупился последним? (а. красивым, б. не красивым, с. страшным)

2. Куда повела утка своих утят? (а. на луг, б. купаться на пруд, с. в лес)

3. Как вы думаете, что чувствовал утенок, когда его дразнили, клевали, толкали? (а. радость, б. обиду, с. страх)

4. Почему утёнка не любили?

(а. он был не похож на других, б. у него было доброе сердце, с. никто не хотел на него смотреть)

1. Как выглядел утенок, который вылупился последним? (а. красивым, б. не красивым, с. страшным)

2. Куда повела утка своих утят? (а. на луг, б. купаться на пруд, с. в лес)

3. Как вы думаете, что чувствовал утенок, когда его дразнили, клевали, толкали? (а. радость, б. обиду, с. страх)

4. Почему утёнка не любили?

(а. он был не похож на других, б. у него было доброе сердце, с. никто не хотел на него смотреть)

Разбор типового контрольного задания

Единичный / множественный выбор

Прочитайте вопросы и выберите правильные ответы.

1. Последнее яйцо, из которого еще не вылупился птенец, было …

2. Что сказала Жирная испанская утка непохожему на других Утенку?

а) сказала, что он большой и несуразный, в общем, гадкий утенок

б) сказала, что он самый красивый

в) не заметила, что он как-то отличается от всех остальных утят

3. Как встретили Гадкого утенка все остальные обитатели птичьего двора?

а) все с радостью приняли его

б) его клевали, толкали и дразнили не только утки, но и куры

в) никто не обращал на него никакого внимания

4. Куда сбежал утенок с птичьего двора?

а) в дом к маме-утке

в) на болото, где жили дикие утки

5. Куда отправился Утенок после того, как на болоте была устроена охота на диких уток?

а) попытался вернуться домой на птичий двор

б) добрался до крошечной убогой избушки, где жили Старушка, Кот и Курица

в) спрятался в кроличьей норе

6. Почему Утенок решил покинуть домик старушки, кота и курицы?

а) потому что два гуся, предложили ему лететь с ними на пруд

б) потому что он не мог нести яйца, как Курица, и сыпать искрами, как Кот; все считали его бесполезным

в) потому что ему стало скучно, и он решил поискать более интересное место

1. Последнее яйцо, из которого еще не вылупился птенец, было …

2. Что сказала Жирная испанская утка непохожему на других Утенку?

а) сказала, что он большой и несуразный, в общем, гадкий утенок

б) сказала, что он самый красивый

в) не заметила, что он как-то отличается от всех остальных утят

3. Как встретили Гадкого утенка все остальные обитатели птичьего двора?

а) все с радостью приняли его

б) его клевали, толкали и дразнили не только утки, но и куры

в) никто не обращал на него никакого внимания

4. Куда сбежал утенок с птичьего двора?

а) в дом к маме-утке

в) на болото, где жили дикие утки

5. Куда отправился Утенок после того, как на болоте была устроена охота на диких уток?

а) попытался вернуться домой на птичий двор

б) добрался до крошечной убогой избушки, где жили Старушка, Кот и Курица

в) спрятался в кроличьей норе

6. Почему Утенок решил покинуть домик старушки, кота и курицы?

а) потому что два гуся, предложили ему лететь с ними на пруд

б) потому что он не мог нести яйца, как Курица, и сыпать искрами, как Кот; все считали его бесполезным

в) потому что ему стало скучно, и он решил поискать более интересное место

Источник

Андерсен Ганс Христиан сказка «Гадкий утенок»

Читательский дневник по сказке «Гадкий утёнок» Ганса Христиана Андерсена

Автор: Ганс Христиан Андерсен.

Название произведения: «Гадкий утёнок».

Жанр произведения: сказка.

Главные герои: Утёнок (он же Лебедь).

Второстепенные герои: мама Утка, обитатели птичьего двора, старушка, крестьянин, лебеди.

Характеристика главных героев:

Гадкий утёнок — добрый, доверчивый и храбрый.

Пережил все издевательства и поверил в себя.

Счастливым и свободный.

Характеристика второстепенных героев:

Утка-мать — заботливая и любящая.

Добрая, но ей пришлось прогнать утёнка.

Птицы во дворе — чванливые, гордые, не любят тех, кто на них непохож.

Старушка — помогла утёнку, пыталась не дать ему плавать.

Крестьяне — спасли героя, прогнали его.

Лебеди — гордые, красивые, добрые, приветливые.

Краткое содержание сказки «Гадкий утёнок»

Однажды, у утки родился большой, некрасивый птенец.

Когда мама привела его к птицам на дворе, те стали обижать некрасивого утёнка.

Утёнок долго терпел издевательства, но не выдержал и сбежал.

На болоте он познакомился с двумя гусаками, но их убили охотники.

Только чудом утёнок спасся.

Он нашёл приют у доброй старушки, которая надеялась, что утёнок станет нести яйца.

Но потом утёнок поспорил с котом и ушёл.

Осенью герой едва не замёрз.

Его подобрал крестьянин, но когда дети захотели поиграть с утёнком, он испугался и снова убежал.

С большим трудом герой пережил зиму, а весной увидел на пруду прекрасных лебедей.

Он обнаружил, что и сам стал лебедем.

Лебеди приняли его, и герой был счастлив.

План сказки

Основная мысль сказки «Гадкий утёнок»

Главная мысль сказки заключается в том, что нельзя судить человека по его внешности.

Под невзрачной внешней оболочкой может скрываться добрая и чистая душа.

Основная идея произведения в том, что не стоит бояться быть непохожим на других.

Чему учит сказка

Произведение учит нас тому, что нельзя оценивать людей только по их внешним данным.

Часто первое впечатление обманчиво.

Сказка учит нас быть сильными, верить в себя, оставаться самими собой.

Учит помнить добро, и забывать зло.

Краткий отзыв о сказке «Гадкий утёнок» для читательского дневника

Прочитав эту сказку, я подумала о том, что люди часто судят других по первому впечатлению.

Между тем, внешность часто оказывается обманчивой.

Поэтому гораздо правильней оценивать людей по их поступкам, делам.

Ведь только поступки говорят о том, хороший человек или плохой.

Сказка эта увлекательная, очень динамичная.

На долю главного героя приходится множество опасных приключений.

Он пребывает в отчаянии, но выдерживает всё и находит своё счастье.

Автору удалось написать очень красивую и местами романтическую историю.

Он описал, как страшненький утёнок, которого никто не принимал и все гнали, внезапно стал лебедем.

Прекрасной и гордой птицей, которую все полюбили.

Мне очень нравится главный герой сказки.

Он не сдался, не опустил крылья, он продолжал бороться за жизнь.

Он много вынес, но не озлобился.

Он так и остался добрым и приветливым.

Я всем рекомендую прочитать эту сказку и подумать о том, справедливо ли наше отношение к людям.

Может быть его стоит пересмотреть?

Ведь внутри любого может скрываться прекрасный лебедь.

Пословицы к произведению:

Словарь неизвестных слов:

Отрывок, поразивший меня больше всего:

— Славные у тебя детки! — сказала старая утка с красным лоскутком на лапке.

— Все очень милы, кроме одного…

Этот не удался! Хорошо бы его переделать!

— Никак нельзя, ваша милость! — ответила утка-мать.

— Он некрасив, но у него доброе сердце, и плавает он не хуже, смею даже сказать — лучше других.

Я думаю, что он вырастет, похорошеет или станет со временем поменьше.

Он залежался в яйце, оттого и не совсем удался.

— И она провела носиком по пёрышкам большого утёнка.

— Кроме того, он селезень, а селезню красота не так ведь нужна.

Я думаю, что он возмужает и пробьёт себе дорогу!

Ещё читательские дневники по произведениям Ганса Христиана Андерсена:

Библиотека произведений автора пополняется.

Источник

Конспект урока по литературному чтению для 3 класса на тему: Х.К. Андерсен. «Гадкий утенок»

Конспект урока по литературному чтению для 3 класса на тему: Х.К. Андерсен. «Гадкий утенок»

Раскрыть идейно-образное содержание сказки, в ходе разговора выяснить понятие внутренней и внешней красоты человека; выявить нравственные уроки произведения.

1.1 Ознакомление учащихся с произведением Х.К.Андерсена «Гадкий утёнок»

2.1. Развитие устной речи учащихся, навыка выразительного беглого чтения.

2.2. Способствовать нравственному восприятию текста.

3.1. Воспитание чувства любви ко всему, что окружает человека.

3.2. Учить проявлению чувств доброты, сострадания, радости к окружающим и к людям с ограниченными возможностями здоровья.

Ход урока.

1. Организационный момент

Доброе утро (руки в стороны)

Улыбнись скорее (повороты туловища влево-вправо, руки на поясе)

И тогда весь день будет веселее.

Я поглажу лобик, носик, щёчки (поглаживают)

Будем мы красивыми, как в саду цветочки (поворот головы влево-вправо)

Разотрём ладошки сильнее-сильнее (трут)

А потом похлопаем дружнее-дружнее (хлопают)

Ушки мы теперь потрём и здоровье сбережём (трут ушки)

Будьте все здоровы! (руки в стороны)

Урок сейчас пойдёт,

В мир знаний поведёт.

— Доброе утро, ребята! А чтобы наше утро было действительно добрым, подарите свою улыбку учителю, друг другу и, закрыв глазки, себе. Настройтесь на новые открытия!

Здравствуйте, дорогие мои мыслители. Приглашаю вас на урок литературного чтения. Улыбнитесь друг другу, улыбка – хороший настрой на работу.

— Долгожданный дан звонок,

Пусть нам всем пойдёт он впрок.

Тихо сядут девочки, мальчики.

Не смотря на пасмурный осенний денёк, наше солнышко (на доске) приветствует вас, дарит вам свои тёплые лучики и желает всем хорошего настроения и плодотворной работы.

— Напомните главное правило на уроке литературного чтения:

внимательно слушай учителя и своих товарищей,

не перебивай других, уважай их мнение!

Работа со скороговоркой:

На окошке крошку – мошку
Ловко ловит лапой кошка.

— О ком говорится в скороговорке?
— Что делает кошка?
— Почему мошку называют крошкой?

-Все расселись по местам? Никому не тесно?

По секрету скажу вам: «Будет интересно!”

-Мне очень приятно видеть в ваших глазах лучики любознательности и творчества. Вы готовы меня слушать и слышать?

— Новый день приносит всегда что-то новое, интересное. Я надеюсь, что сегодня на уроке вы тоже получите новые знания. Новые знания мы будем складывать в портфель знаний и в конце урока посмотрим, каким он станет.

2. Речевая разминка.

— Ребята, вспомним главное правило.

Дети: Каждый день всегда, везде,

На занятиях, в игре,

Верно, четко говорим,

Никогда мы не спешим!

• Работа по развитию дыхания и голоса.

«Задуйте свечу» (три свечи, много маленьких свечей на именинном торте).

— Сделайте глубокий вдох и разом выдохните весь воздух. Задуйте одну большую свечу. Сделайте глубокий вдох и выдохните тремя порциями. А теперь задуйте, сколько вам лет.

— Добавим эмоции (испуганно, больше испугались, удивлённо, разочарованно, задумчиво, улыбнитесь)

— Для выразительного чтения, нужно уметь правильно ставить логическое ударение. Прочитайте предложение, выделяя голосом выделенное слово.

Я люблю читать книги.

Я люблю читать книги.

Я люблю читать книги.

Я люблю читать книги.

1. Удивительный ребёнок!

Только вышел из пелёнок,

Может плавать и нырять,

Как его родная мать. (Утенок)

Тема урока: Произведение Х.К.Андерсена «Гадкий утёнок»

Как вы понимаете слово «гадкий»? (некрасивый, страшный, отвратительный, неприятный)

Давайте обратимся к словарю Ожегова.

— Сказку «Гадкий утёнок» можно считать автобиографической, ведь Х.К. Андерсен родился в бедной семье и знал немало горя, прежде чем прославиться.

Исследователи творчества Андерсена видели в «Гадком утенке» гениальный символ жизни писателя, прославившегося благодаря своему широкому взгляду на мир, умению видеть величие и благородство души под убогой одеждой и внешностью.

3. Беседа по первичному восприятию произведения и анализ прочитанного текста.

– Дома вы прочитали сказку Г.Х.Андерсена «Гадкий утенок».

Сейчас мы проверим, насколько внимательно вы читали.

Класс делится на 2 группы.
Каждая группа получит конверт с вопросами, на которые нужно будет ответить.

1 конверт.
1.Как отнеслись к гадкому утенку обитатели птичьего двора? (Его толкали, клевали).

2. О чём подумал утёнок, когда встретился на болоте с собакой?(Какой я безобразный, даже собаке противно до меня дотрагиваться»

1. Каким был последний вылупившийся птенец?( Не такой как все)

2.Что говорили братья и сёстры гадкому утёнку?(«Чтоб тебя утащила кошка, урод несчастный!»)

– А теперь проверим, как вы ответили на вопросы.

Очень часто людям трудно найти общий язык с другими людьми, потому что они другие, не такие как мы. Как строить отношения с теми, кто не похож на нас?

Давайте проведем маленький эксперимент (приглашаются три участника). Сейчас, я завяжу вам глаза и дам поочередно дотронуться до одного и того же предмета, очень хорошо знакомого вам. А затем вы решите вместе, что это за предмет! Все остальные, пожалуйста, не подсказывайте. Завязываются глаза детям и они дотрагиваются до яблока: 1-й только до кожуры яблока одним пальцем, 2-й только до мякоти яблока одним пальцем, а 3-й до стопочки яблока одним пальцем. Дети трогают предмет, водят по нему пальцем в течение 30-ти секунд, затем предмет убирается в коробку и им развязывают глаза.

Что это за предмет, обсудите втроём и придите к одному выводу.

— Какие шаги приближали вас к принятию общего решения? (умение прислушиваться друг к другу, умение идти на компромисс, сотрудничество, взаимоуважение, доверие друг к другу, доброжелательность …)

— Какие шаги отдаляли вас друг от друга и от общего решения? (неумение слушать внимательно других, торопливость, эгоизм, недоверие, сомнения, самоуверенность …)

Посмотрите, каждый из вас анализировал данную проблему по-своему, но вы смогли найти общее решение, хотя предмет был неоднозначный.

— Все вы смогли проявить очень хорошее качество личности – толерантность в общении. (На доске написано определение толерантности).

— Часто ли люди бывают, терпимы друг к другу в современной жизни?

Если человек отличается от нас по внешности, по убеждению, по мировоззрению, по физическим возможностям или национальности, языку, вере, какие отрицательные чувства он может вызывать у нас?

(Ответы учащихся, которые необходимо записать на доске)

Если же мы проявляем терпимость, доброжелательность и внимание к другим людям, эти негативные чувства могут превратиться в положительные.

Давайте попробуем вместе это сделать.

— умение владеть собой,

Сегодня вместе мы вырастили свое дерево толерантности, которое будет напоминать нам, какие качества помогают людям позитивно общаться.

1. Представь то место, где утка высиживала своих утят. Опиши его по памяти.

У большой канавы недалеко от двора разрослись огромные лопухи. Среди зарослей было глухо, как в лесу, и там сидела на своем гнезде утка. Она высиживала утят.

2. Почему утёнок сбежал с птичьего двора? Расскажи о его приключениях.

Рассказ о приключениях гадкого утенка для 3 класса

У утки вылупились утята, но один из них отличался от других утят. Из-за этого над ним все издевались, клевали, называли гадким и некрасивым. Маленький птенец не знал, как поступать. Он не мог больше терпеть такого издевательства, ведь даже родная мать не поддерживала его, и гнала ребенка вместе с остальными. Утенок решил убежать. Он попал на болото, где водились дикие утки. На глазах малыша они были убиты охотниками. Он побежал к избушке, где жила старушка со своим хозяйством, которое состояло из курицы и кота. Но и с ними подружиться утенку не удалось, ведь ни мурлыкать, ни нести яиц он не умел. Утенок вновь отправился в путь и попал на озеро, где и остался жить.
Как-то утенок примерз к самому льду, так как полынья замерзла. Добрый человек спас утенка и принес его домой. Там его семья отогрела и выходила уже полумертвую птицу. Когда детишки захотели поиграть со своим новым питомцем, утенок убежал. Он боялся, что его вновь будут обижать.

3. Найди в тексте описание красивых, чудесных птиц, нарисуй словесную картинку к этому эпизоду.

«Таких красивых птиц утенок никогда еще не видел – все белые как снег, с длинными гибкими шеями. Их крик был похож на звуки трубы. Они распростерли свои широкие, могучие крылья и полетели. »
У белоснежных лебедей длинные шеи и большие, красивые крылья. Они все как один прекрасны.

«Три чудных белых лебедя. Они плыли так легко и плавно, точно скользили по воде».
Три красавца лебедя плывут по чистому, как хрусталь, озеру. Птицы выглядят грациозно и уверенно.

4. Расскажи, когда ты сочувствуешь утенку, переживаешь за него, а когда радуешься.

Мне очень жаль маленького утенка, когда его обижают, дразнят, издеваются над ним на птичьем дворе. Ведь он совсем не виновен, что таковым родился. Обидно, что даже родная мать не принимает своего ребенка. Также я ему сочувствую, когда утенку приходится постоянно искать себе приют. Он голодает, мерзнет, чувствует себя одиноким и никому не нужным.

Еще я очень разволновался, когда утенок чуть ли не умер. К счастью, нашелся добрый крестьянин, что спас его. Я очень обрадовался, когда утенок нашел себе семью: лебедей, что не убили его, а любезно приняли. Я рад, что и он стал прекрасной птицей, и больше не будет терпеть насмешек и издевательств.

1. Утка с удивлением смотрит на своего новорождённого ребенка. (Утка, гнездо, скорлупа от яйца и рядом гадкий утенок).
2. Птичий двор. Вокруг утенка собрались утки и куры. Пинают его, что-то кричат и показывают на выход.
3. Маленький, гадкий утенок со слезами на глазах уходит с птичьего двора
4. Утенок смотрит на удивительных белых лебедей, которые пролетают над озером.
5. По чистому озеру плывет прекрасный лебедь.

Когда утенок жил на птичьем дворе, ему приходилось терпеть издевательства и насмешки. Утенка унижали, отвергали и желали его смерти. Некому было даже заступиться за маленькое создание, ведь и мама была на стороне злого птичьего двора. Совсем по-другому отнеслись к утенку лебеди. Они сразу его приняли, дали ему тепло, ласку и любовь. Он почувствовал себя увереннее.

6. Как ты думаешь, почему Г.- Х. Андерсен назвал свою сказку «Гадкий утенок»? Кого мы так обычно называем?

Так называли на птичьем дворе маленького лебедя, потому что он был не похож на остальных, и таковым он сам себя считал. Поэтому маленькое создание было отвержено не только курами и другими утками, но даже родной матерью. И сегодня можно услышать выражение «гадкий утенок». Как правило, его используют для описания детей либо подростков, которые еще не раскрыли всю свою красоту.

7. Вспомни, что ты знаешь о великом сказочнике Г.- Х. Андерсене. Где и когда он жил? Какие сказки Г.-Х.Андерсена ты читал раньше? Расскажи одну из них.

Рассказ о великом сказочнике Гансе Христиане Андерсене для 3 класса

Ганс Христиан Андерсен родился в 1805 году на острове Фюн, в Дании, город Оденсе. Там он и прожил всю жизнь.

Андерсен написал очень много произведений. Я читал его сказки «Дюймовочка», «Русалочка», «Снежная королева».

ГДЗ к Страница (ы) 215 Проверим себя и оценим свои достижения

Сказки любят везде: в Европе и в Азии, в Америке, Африке. Подумай и ответь, что общего в сказках русского и других народов. Чем они отличаются?
Докажите это примерами из прочитанных сказок.

Сказки всех народов мира учат добру и справедливости. Зло в них всегда наказывается. Все сказки имеют фантастический сюжет, такого не может произойти в реальной жизни. Часто в сказках используются волшебные предметы. Сюжеты произведений тоже могут повторяться. Например, написанная В. Жуковским «Спящая красавица» имеет много общего со сказкой Шарля Перро «Спящая красавица». Также имеют схожие сюжеты русская сказка «Волшебное кольцо» и «Сказка о волшебном кольце» итальянского народа. Русский «Мальчик с пальчик» похож с героем испанской сказки «Горошинка» и героем сказки «О мальчике с сапожок», что является французским произведением. Сказка «Морозко» имеет общие черты с произведением «Звездочка». Сказки, написанные разными народами, имеют свои особенности, потому что каждая нация отличается своими традициями, героями. Это находит отражение в сказках.

Всегда ли сказки заканчиваются благополучно?

Сказки обычно заканчиваются победой добра над злом, но бывают и исключения, например сказка «Снегурочка» или «Русалочка»..

Сочини и расскажи сказку с хорошим концом. Используй в ней такие сказочные выражения, как «жили-были…», «в тридевятом царстве, в тридесятом государстве…», «летели они в дальние края за синие моря…», «стали они жить-поживать и добра наживать…».

Пример сказки со сказочными выражениями и с хорошим концом для 3 класса.

Дополнительный разбор вопросов по литературному чтению 3 класс, 2 часть учебник «Школа России». Ответы на задания

Здесь будут приведены отдельные вопросы-ответы по ГДЗ.

Страница 214 (Произведение Гадкий утенок)

1. Утка высиживала яйца среди глухих и диких лопухов, которые росли возле старой загородной усадьбы, окруженной глубокими канавами с водой. Лопухи были такими высокими, что маленькие дети могли стоять под его листьями во весь рост.

2. Утенка называли гадким и безобразным, ему «никто не давал проходу. Его клевали, толкали в дразнили не только утки, но даже куры. Бедный утенок просто не знал, что ему делать, куда деваться. И надо же было ему уродиться таким гадким, что весь птичий двор смеется над ним!» Птенца гнали даже мать, братья и сестры. «Утки щипали его, куры клевали, а девушка, которая давала птицам корм, отталкивала его ногою».

Утенок не выдержал унижений и убежал. Он жил на болоте с дикими утками, на его глазах охотники убили диких гусей и уток. Гадкий утенок добрался до ветхой избушки, где жила старуха со своей курицей и котом. Он не умел нести яйца, выгибать спину, сыпать искрами и мурлыкать. Его никто не понимал, и он ушел куда глаза глядят и стал жить на озере. Однажды полынья замерзла, и утенок примерз ко льду. Крестьянин принес полумертвую птицу домой, где его отогрели. Дети хотели поиграть с ним, но утенку показалось, что его хотят обидеть, и он убежал в открытую дверь.

3. Таких красивых птиц утенок никогда еще не видел — все белые как снег, с длинными гибкими шеями. Их крик был похож на звуки трубы. Они распростерли свои широкие, могучие крылья и полетели. Утенок не знал, как зовут этих птиц, не знал, куда они летят, но полюбил их, как не любил до сих пор никого на свете. Красоте их он не завидовал. Ему и в голову не приходило, что он может быть таким же красивым, как они». Второй раз утенок увидел прекрасных птиц, когда они выплывали из тростника. «Три чудных белых лебедя. Они плыли так легко и плавно, точно скользили по воде.

4. Утенку сочувствуешь, когда его все клевали на птичьем дворе, когда бедняжка мечтал лишь о том, чтобы ему позволили жить в камышах, когда его чуть не унесла собака, когда утенок, нахохлившись, сидел в углу избушки, отвергнутый всеми, когда он чуть не погиб от холода. «Было бы слишком печально рассказывать про все беды и несчастья гадкого утенка в эту суровую зиму».

К какому выводу мы пришли, сформулируйте его.

(Каждый человек индивидуален и прекрасен по – своему. Все мы разные – но мы живём на одной планете и должны относиться друг к другу с пониманием. Если мы будем проявлять друг к другу терпимость, чуткость, доброжелательность, нам легко будет найти общий язык с теми, кто не похож на нас.)

7. Домашнее задание.

Нарисуйте иллюстрацию к сказке и составьте синквейн.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *