чего достоин человек в жизни
Чего достоин человек в жизни
Основания жизни, достойной человека
В решении вопроса очень важно очертить тот ракурс, с которого видится предмет, обрисовать методологические позиции, которые занимаем мы прежде, чем приступим к выявлению характеристик достойной Человека жизни.
Такую позицию нам, в первую очередь, задает принципиальное отличие человека, как биологического существа от всех представителен фауны. Человек как часть природы и продукт природы обладает свойствами, вырывающими его из природной среды и ставящими его в надприродную ситуацию.
Однажды открыв для себя свое принципиальное отличие в мире животном, человек на протяжении веков, сменяющих друг друга, пытался точно сформулировать данное отличие, придумать для самого себя название, которое бы выделило разум человека в ряду всех биологических существ на земле. Задача оказалась не столь простой. И чем далее идет продвижение познания сущности человека, тем труднее ста нови ч с я выполнение данной задачи: что есть человек как феномен земной жизни? каково его сущностное название, которое бы полно передавало пред назначение человека в мире?
Найти ответы на поставленные вопросы сейчас особенно важно: кризисное состояние общества привело ко всеобщему падению уровня жизни и деятельности людей: ощущение социальной помойки, на которой приходится выживать и сохранять в себе человека во что бы то ни стало; разгул безнравственности, вседозволенности и жестокости выбивают \18\ почву из-под ног даже самых сильных людей, повергают их в состояние расслабленной растерянности — все это Грозит потерей человеческого достоинства, и все это можно было бы пережить, зная свое предназначение как человека.
Ответы мы найдем у философии — науки об общих закономерностях жизни, о главных и вечных проблемах жизни на земле.
Ответ первый. Человек есть существо разумное, обладающее интеллектуальными способностями. Его называют homo sapiens. Он способен проникать в глубь явления, открывать суть вещей, скрытую формой. Животные, даже самые умные по нашим характеристикам, не обладают такой возможностью. Впрочем, сказав, что человек есть homo sapiens, мы только заявили о потенциальной возможности человека, он не рождается разумным, таковым ему еще надо стать. Приобретение интеллекта протекает в ходе интеллектуальной деятельности, духовного напряжения. Когда мы встречаем тупой взгляд, пустые глаза, слышим мычание вместо человеческой речи, нам приходится констатировать несовершение того, что дала природа: «человек разумный» не состоялся, интеллект не развит, хотя «здравый смысл», возможно, присутствует.
Не потому ли мы так вдохновенно поем славу здравому смыслу, что нам не хочется развивать свои интеллектуальные способности?! Не желаем мы тратить духовные силы на взращивание в себе способности видеть сущность предмета за его формой истину там, где кружево хитрых словесных сплетений?! Правда, мы платим за нашу лень: нас как баранов может вести за собой любой, кому удается обмануть «здравый смысл».
Ответ второй. Человек есть существо моральное, обладающее способностью быть нравственным. Его называют homo moralis. Это означает, что он человек поскольку, поскольку \19\ может учитывать другого человека, ориентироваться на благо других людей и выстраивать свое поведение с учетом сохранения блага для других. Помните, когда-то все мы взахлеб повторяли слова Достоевского о слезе ребенка, которая не должна лежать в основе нашего счастья? Сейчас забыли о том, что хором бормотали, и выстраиваем свое бессовестное счастье на потоках слез несчастных детей. Но человек только тогда человек, когда он включает в себя все человечество, когда его жизнь вплетена в жизнь Другого. Быть нравственным — естественно для Человека. Не быть нравственным — свойство зомби, человекоподобного существа. Что же касается пресловутого «рынка», на основе которого нас призывают построить всю нашу жизнь, то принцип рынка — это принцип сферы экономической, и экономикой ограничено его действие. В сфере взаимоотношений «человек-человек» лежит не рынок, а добро как ориентация на благо друг друга. Тот, кто рынок сделал основой межличностных отношений, расплачивается за это отсутствием друзей, любви, внимания, нежности, общения. Правда, плата придет потом, когда исправить судьбу невозможно. Мать, сегодня выплачивающая сыну деньги за любовь и помощь ей, йотом не вернет ни любви, ни помощи, когда но закону рынка у сына пропадет «спрос» на нее.
Не способный на творческий акт, теряет право называть себя Человеком, хотя нельзя не признать его человекообразным существом, зомби. Наша действительность, к сожалению, поставляет нам немало приемов глухоты духовной и биологического т у инка, в котором находится зомби. Вглядимся в лица, мелькающие вокруг… не заставит ли это задуматься о том, как проводят наши дети свободное время, и насколько они вовлечены в плодотворную деятельность?!
Однажды древнегреческий философ Диоген выйдет на улицу, полную солнечного света, с фонарем в руке, ища что-то, и на вопрос: «Что ты ищешь, Диоген?» ответит: «Я ищу Человека». Его побьют за такой оскорбительный ответ люди, среди множества которых философ не находил человека.
Достойная человека жизнь — это жизнь, позволяющая ему максимально реализовать сущностные свойства и всю полноту функций, характерных лишь человеку как представителю наивысшей ступени биологического мира.
Названные сущностные свойства позволяют человеку создавать свою жизнь, выстраивая ее согласно имеющемуся у него представлению о достойной жизни.
Но что такое жизнь, достойная Человека? Имеются ли общие черты у того многообразия жизни, которое перед нами разворачивается, когда мы наблюдаем за разными судьбами и вариантами устройства жизни? Даже в том случае, когда человек ссылается на волю обстоятельств, которые, якобы, помешали ему организовать достойную его жизнь, даже и во всех подобных случаях мы находим нечто общее, а вернее, мы найдем это общее, если обратимся к философии за помощью.
Три принципа лежат в основании жизни, достойной Человека. К ним человечество приходило на протяжении многовекового своего существования и их реализовывало, воссоздавая и отступая, вновь воспроизводя и вновь нарушая то, что объявляло основой достойной жизни.
Рассмотрим эти принципы. Первое основание жизни отражено в категории Добро. Эта категория охватывает все то, что является благом для «другого человек:!». Цели каждый ориентирован на благо для другого, то каждый и выигрывает в таком устройстве жизни, ибо рождается общая защищенность каждого человека, вне зависимости от его положения, ранга, возраста, внешности, силы, богатства, успеха и других личностных характеристик. Разумеется, чтобы совершить благо для другого, необходимо думать и искать, что же именно для конкретного человека в конкретных условиях станет благом для него и не обернется злом.
Поэтому строить свою жизнь на основании Добра нелегко, необходимы постоянные усилия души. Духовная леность уничтожает Добро. В одном случае кусок хлеба, отданный другому, станет добром для него, в другом случае тот же поступок сыграет зловещую роль в судьбе другого. Добро должно быть умным. Фраза «добро должно быть с кулаками» — не что иное, как реабилитация глуповатых люден, лишенных ума и жажды совершать духовные усилия для Другого. Сегодня более чем когда-либо мы ощущаем потерю основания Добра, лишенные какой-либо защиты вообще и представленные на откуп случаю и разгулявшемуся бандитизму.
Другим основанием жизни достойной Человека является Истина: все то, что объективно существует вне воли, протекает независимо от людских желаний. Примером истины может служить «2х2=4», и было бы странным для нас сердиться на ч о, что это так и что «дважды два» не «восемь», например. Овладение истиной раскрывает пере/т человеком причины происходящего, помогает планировать свои действия, предвидя их последствия, то есть делает человека свободным в выборе своего пути. Если бы мы знали, чем закончатся наши необдуманные поступки, если бы мы владели истиной, мы действительно были бы свободными, реализовали бы свои потенции и стремления, выявили бы свое «Я» вольно и полно. Но мы не уважаем истину, вернее не хотим потрудиться ради нее, не развиваем своп умственные силы для познания объективного мира.
Получив аттестат или диплом, перестаем читать: листая всего две книжки (трудовую и сберегательную), отучаемся думать. И попадаем в западню — теперь нами правят обстоятельства. Маши крики о свободе остаются пустыми звуками, а попытки быть свободными приобретают характеристику анархизма или варварства. Мечта о свободе отнюдь не улетучивается, переходит в область иллюзий. И лишь тот, кто истину провозгласил основой своей жизни, не сетует на обстоятельства, а сознательно правит своей судьбой, свободный потому уж, что владеет истиной — пусть не абсолютной и пускай хотя бы частичной. Чем больше истины — тем больше свободы. Смехотворные распоясавшиеся юнцы с низким уровнем мышления и криками о свободе — они целиком не свободны, полностью зависимы от обстоятельств, от течения жизни, по которому плывут, либо по которому их направляет чья-то корыстная воля.
Третье основание жизни, достойной Человека, — Красота. Определим ее как все то, что представляет собой гармоническое сочетание формы и содержания в уникальном варианте. Уникальна Джоконда. Единственна Струйская кисти Рокотова. Неповторима Венера Милосская. Невоспроизводимы пушкинские строки, моцартовские мелодии, росписи Микеланджело. Красота всегда в единственном числе. Для красоты не нужны «тысячи роз» — достаточно одной. Популярная песня про миллион алых роз не про розы, а про миллионы как объект вожделений автора и певицы. Красота дает наслаждение человеку, он начинает «полюблять» жизнь, благодаря красоте, принимая ее такой как она есть, не уходит из жизни даже в самые трудные и мучительные минуты своего пребывания в жизни. Наслаждение лечит и спасает, вдохновляет и ободряет. Конечно, если человек замечает красоту, или если красота создается людьми в процессе их взаимной жизни. Улицы и одежды людей, посуда и инструменты, манеры и речи, музыка и картины, театр и природа — все несут, а вернее, могли бы нести в себе красоту, если бы мы не портили, если бы не искажали, если бы не предавали красоту за богатство и теплое должностное местечко, жидкую славу популярного пророка. Строить жизнь на основа ни и красоты — это значит содействовать тому, чтобы человек жил в наслаждении жизнью.
Выстраивая жизнь на основаниях Добра, Истины и Красоты, мы могли бы иметь следующие характеристики нашей жизни: она давала бы нам всеобщую защищенность; она представала бы для нас свободной, избирательно создаваемой каждым; она становилась бы наслаждением и высочайшей ценностью, которую бы мы берегли. Спрашивается: отчего же мы не следуем за философами, согласные с их открытыми основаниями? Кровавая история человечества. полная трагедий, революций, борьбы, согласий, вражды и дружеских союзов — разве не ответ на поставленный вопрос. Человечество всегда шло по пути к Добру, Истине, к Красоте — но этот путь труден тем, что зависит от усилий Каждого, а Каждый не хочет, либо не может, либо не знает, либо не умеет. Ошибки и обманы, перемешанные с открытиями и подвигами, усложняют картину мира, смывая ясные и чистые краски образа достойной Человека жизни. Но в отдельных судьбах людей мы найдем немало примеров жизни, достойной Человека. И среди этих примеров будут не только случаи великих и выдающихся личностей, будут среди них и люди вовсе неизвестные миру, но тем не менее, они построили свою жизнь как жизнь, достойную Человека, сопротивляясь невеселым обстоятельствам, толкающим их на уровень биологической борьбы за выживание и выхватывания у жизни максимума жизненных благ, восходили со дна жизни на уровень, достойный Человека, опираясь на истину, извлекаемую из науки, совершай доброе, сформулированное в морали, открывая в природе, созидая вокруг себя и постигая через искусство красоту.
Национальное — форма в отношении к общественному как сущности. Образ жизни — это обобщенная картина человеческой жизни на Земле вне ее частных специфических черт, присущих отдельным регионам Земли. В реальности эта обобщенная картина существует в каких-то определенных формах, несущих на себе черты национального. Японец иначе мыслит себе жизнь, достойную Человека, чем русский. Но отличие это будет в форме представления, сотканного из национальных элементов, а не в сущности.
Более того, только восхождение к образу мира (картине мира) и способно воссоединить людей в единый человеческий дом Земли, когда за разнообразием национальных форм обнаружится принципиальное сущностное для человека грядущего XXI века.
Как человечество в филогенезе шло от национального к общечеловеческому, так в онтогенезе ребенок проходит путь от на цп опального к общечеловеческому.
Будучи в микросреде казахом, татарином, латышом или русским, он с развитием личности и духовным обогащением в макросреде преобразуется в человека как такового — лишь в национальной форме своего бытия, специфически отражая особенности своей микросреды — части макросреды.
В педагогической сфере противоречие общечеловеческого и национального разрешается только введением понятия «Жизнь, достойная Человека».
ЩУРКОВА Н. Е. Образ жизни, достойной Человека, и его формирование у школьника (Методическое пособие для педагогов школы).
12 признаков, что человек достоин быть в вашей жизни
Запомните эти признаки, они вам пригодятся.
1. Если они тратят время на то, чтобы узнать вас.
Цените людей, которые хотят узнать вас лучше. Больше, чем вашу внешнюю оболочку. Больше, чем просто совместные гулянья. Люди, которые хотят разговаривать с вами на серьезные темы. Те, с которыми вы можете быть настоящими.
Они узнали вас настолько хорошо, что знают, когда вы не настоящие. И вы практически чувствуете вину за то, что лжете им.
3. …и все равно они не уходят.
Они остаются рядом, потому что знают, что вам нужен кто-то рядом, когда вы поймете, что вы больше не хотите быть тем, кто вы есть.
4. Если они не ставят вам ультиматум…
Даже когда вы принимаете неправильные решения, они хотят сказать вам, что делать, потому что знают, что вы должны ошибаться, чтобы учиться.
5. …но они остаются рядом, чтобы помочь.
Они не остаются, чтобы сказать: «Я же говорил(а)». Они просто рядом, когда молчание говорит громче слов.
6. Когда вы падаете…
Когда кажется, что ваша жизнь рушится, это те люди, которые всегда ответят на ваш звонок. Они будут рядом несмотря ни на что.
7. …но они все равно верят в вас.
Они судят вас не по вашим неудачам, а по вашим достижениям. И хотя вам может казаться, что это конец света, они знают, что это не так.
8. Им больно, когда вам больно.
И они постоянно на связи с вами, чтобы знать, что с вами все хорошо. А если нет, то будут рядом, пока с вами не станет все хорошо.
9. Они принимают вас такими, какие вы есть.
Даже когда моментами вы ведете себя ужасно, они видят в вас лучшее, и знают, что на то есть причина.
10. Они заставляют вас увидеть ваш потенциал.
Они хотят, чтобы вы посмотрели на себя так, как они смотрят на вас. Они желают вам счастья.
11. Вы уверены, что они никуда не уйдут.
В какой бы жизненной ситуации вы ни оказались.
12. Но вы не принимаете их как должное.
У вас взаимное уважение, вы даже почти не ссоритесь. Ваши чувства друг к другу самые искренние.
О Достойной жизни, политике и смыслах
О Достойной жизни, политике и смыслах в Теории Обретения Смысла.
…Так, например, согласно ч.1 ст.7 Конституции РФ, Российская Федерация – социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.
Однако, декларируя этот основополагающий принцип, который, безусловно, важен для любого гражданина, личности и человека, между тем, смысл и значение «достойной жизни» в Конституции к пониманию не дается (не раскрывается). Поэтому, исходя из этого, каждый гражданин России сам выбирает, что такое достойная жизнь.
Представляется, что лицо, назначенное на государственную должность (или) муниципальную должность), где созданы лучшие условия, чем у остальных граждан России, принимает решение и делает Выбор в пользу уже созданного государством вокруг себя, условий «достойной жизни». Все законно! Государство декларирует норму, которая содержится в Основном Законе Страны, а человек эту норму понимает буквально, принимает и действует.
По-своему смысл и значение в понятие «достойная жизнь» здесь будет обретать, а затем и открывать, человек, который будет назначен на соответствующую должность государственного или муниципального служащего. В данном случае, речь будет идти не только о коррупции, но и о свободном развитии человека.
В дальнейшем, отсутствие смыслового наполнения термина «достойная жизнь» приводит к тому, что человек привлекается к уголовной ответственности, предположим за коррупцию. Возбуждение уголовного дела, в отношении коррупционера, это совокупность многих факторов. Нельзя говорить только о том, что это только вина человека. Нет, это не так. Однако, в том, что государство, «создало условия», которые обеспечивают достойную жизнь и свободное развитие человека, говорить надо. Бытие определяет сознание. Имея полный желудок, переходим к развитию человека (личности). Однако и здесь все не так просто. Именно к человеку, а не как к личности!
Таким образом, в настоящее время, присутствует также и разный смысл, значения человека и личности.
Смысловой контекст данного поста открывается в виде:
Смысловой контекст данного поста открывается в виде:
— Любая политическая партия преследует свои цели.
— Любое произошедшее Событие из пространства Событий, может быть использовано политической партией для достижения своих целей, которые определены в Уставе партии.
. Информация, которая исходит от СМИ, делается людьми. Люди также имеют свои проекции, свои переживания, свои тревожности (что, собственно, всегда и происходит) и они накладывают свои переживания (чувства), что особенно важно, на эту информацию и доносят это в таком виде (бутерброда) читателям, зрителям. То есть, в данном случае, присутствует психический аспект, возможно, нездоровой личности, и идет простая констатация факта случившегося. Само Событие уже наделяется психическим «смыслом», вместо того, чтобы извлекать возможность вариантов действий из него. Причем, человек, как личность, будет убежден в том, что это и будет уникальным смыслом его конкретной деятельности. Как писал Бернард Шоу:
«Природа не терпит пустоты: там, где люди не знают правды, они заполняют пробелы домыслом».
Смысл это уникальный аспект жизни и деятельности любого человека. Участвуя в каком-либо производственном процессе, выполняя определенную работу, человек, часто, и не задумывается над проделанной им работой: может быть, он делает ее на «автомате». Как только он, условно, остановиться, и задаст себе вопрос: «Есть ли смысл в том, что я что-то делаю?», то он делает выбор, и сам вопрос для него, уже приобретает условно личностную смысловую окраску, а процесс, при участии уже личности, обретает свой уникальный Смысл.
Смысловой контекст данного поста открывается в виде:
— Информация, которую получает Человек из среды своего обитания (Бытие), готовится людьми (редактор, блогер, корреспондент и др).
— Тот, кто готовит информацию, также имеет свое видение События и имеет свой взгляд. Он может психически наделять «заразить» информацию своим «видением» и перенести это в новостной блок.
Будь достоин лучшего!
23 февраля 2016 550
Согласны ли вы с тем, что каждый человек заслуживает полной, радостной, интересной жизни? Было бы хорошо, если бы мы рождались с такой установкой. Но на практике, жить яркой жизнью получается лишь у малого количества людей. Обычно люди проживают жизнь серо и скучно, не делая ничего, чтобы это изменить.
Каждый человек достоин только Лучшего!
Когда человек узнает что-то лучшее, чего он не знал до этого, он уже не хочет опускаться ниже. Он будет искать любой способ, чтобы быть на высоком уровне.
Начать я хочу с людей, с которыми вы общаетесь. Насколько эти люди являются для вас “дорогими”?
Дорогие – это те люди, которые делают вашу жизнь лучше, содержательней, наполненной, радостней. Дорогие люди – это люди самодостаточные, не пытающиеся высосать из вас все соки.
Дешевые люди – это пустая трата времени, это лишние имена в вашем списке контактов, и бесполезно проведенное время. От них вы будете страдать.
Старайтесь окружать себя дорогими людьми, ведь с ними вы становитесь лучше, и ваша жизнь становится ярче.
В природе заложен рост в течение всей жизни. Растет человек не только физически, но и интеллектуально, духовно и профессионально. Очень важно выбрать такую цель, к которой можно было бы стремиться всю жизнь! Нужно хотеть стать самым-самым в своей отрасли. Тогда в течение жизни вы будете приобретать необходимые навыки, ваш диапазон целей будет намного шире. Становитесь лучшим в СВОЕЙ сфере!
Каждый получает то, что считает для себя достойным
Не меньше и не больше. В этом состоит огромная загвоздка большинства людей. Они ограничивают себя какими-то убеждениями, и тем самым перекрывают себе путь выше. Они просто не могут перешагнуть через себя и добраться выше. Необходимо убрать все ограничения, и быть Достойным Самого Лучшего, Что Есть На этой Планете.
С такой философией можно подняться очень высоко. Но одному там будет одиноко и скучно. Поэтому у вас должны быть последователи, которые взберутся с вами наверх, станут вашей группой поддержки, и будут с вами на этом пути. Заряжайте людей своей философией ЛУЧШЕГО, и вскоре вы действительно начнете жить, как лучшие мира сего!
Много позитива, мотивации и эйфории ты
получишь на легендарном живом тренинге Ицхака Пинтосевича «Genesis –Путь Бабочки (с огнехождением)™»! Приходи и перезагрузи свою жизнь!
Читайте также
Не пропускай самые интересные публикации для личностного роста. Подписывайся на нас в той социальной сети, которую любишь больше всего: Instagram, Facebook, Telegram.
Достойность Достойный человек
Mерило достойности прожитых лет – это когда в итоге жизни не надо произносить слова прощения.
Недостойно — стремиться к тарелке любой,
Словно жадная муха, рискуя собой.
Лучше пусть у Хайяма ни крошки не будет,
Чем подлец его будет кормить на убой
Достойность как качество личности – способность быть заслуживающей уважения, стоящей личностью, обладателем множества добродетелей.
Эта история произошла около 700 лет назад. Великий учитель, умудренный опытом, пользующийся почетом и славой, лежал на смертном одре. Ученики и верные последователи спрашивали, страшно ли ему умирать. «Да, – ответил мудрец, – я боюсь встречи с Творцом». «Как же так? – удивились они. – Вы прожили такую достойную жизнь. Вы вывели нас из мрака незнания, как Моисей – свой народ. Вы решали споры между нами с мудростью Соломона». Услышав эти слова, учитель тихо ответил: «Когда я встану перед Творцом, он спросит меня не о том, на кого я был похож, на Моисея или Соломона. Он спросит: «Был ли ты собой?»
Творцу безразлично, чем мы занимались и какие должности занимали. Для него важна мера нашей личности, «кто мы, можно ли называть нас достойной личностью в высоком понимании этого слова. Молодого Ницше, как-то, удивил вопрос кладбищенского сторожа: «Кто ты, откуда ты, куда ты идёшь?». Этот же вопрос он задал проходившему мимо монаху. Монах спросил: «Послушай, сторож! Сколько тебе платит твой господин? Я буду тебе платить в два раза больше, чтобы ты задавал мне эти вопросы каждый день!» Задайте себе этот действительно глубокий личностный вопрос: «Кто я? Откуда я? Куда я иду? Зачем мне туда?»
Во времена крутых поворотов, перемен блистательные карьеры, частенько делают откровенные подонки и негодяи. Отто фон Бисмарк говорил: «Революцию замышляют романтики, осуществляют фанатики, а плодами её пользуются мерзавцы». Блистательная карьера благостна, если она сделана достойно.
Поэт Евгений Евтушенко пишет:
Достойно, главное достойно
Любые встретить времена,
Когда эпоха то застойна,
То взбаламучена до дна.
Достойно, главное, достойно,
Чтоб раздаватели щедрот
Не довели тебя до стойла
И не заткнули сеном рот.
Страх перед временем — паденье,
На трусость душу не потрать,
Но приготовь себя к потере
Всего, что страшно потерять.
И если всё переломалось,
Как невозможно предрешить,
Скажи себе такую малость:
«И это надо пережить…»
Человек сразу не рождается личностью, но и не надо думать, что ребёнок — «чистый лист бумаги». Душа маленького человека знает все, но разум пока чист, как белый лист бумаги. Поэтому говорить о новорожденном ребенке как о личности язык не поворачивается. Между тем, все люди приветствуют этот мир криком как индивиды и как индивидуальности. Становление достойной личности происходит в процессе жизнедеятельности. Когда рождается ребенок, мы говорим: «Родился человек», подразумевая «человеческого детеныша» без выделения каких-то его особенностей. Мы только фиксируем, что данное существо физиологически и психологически отличается от других живых существ. Платон дал определение человека: «Человек это двуногое без перьев. Диоген ощипал петуха и принес Платону. – «Согласно твоему определению, это – человек». Тогда Платон уточнил формулировку: «Человек это двуногое без перьев и непротивопоставленным большим пальцем на ноге».
Индивид – это конкретный представитель рода человеческого. В индивидуальности ребенка мы видим внешние, физические и психические особенности, отличающие его от других новорожденных детей. В индивидуальности ребенка запечатлена вся его предыстория, темперамент и физиологические параметры. По темпераменту младенцы отличаются друг от друга. Один более возбудимый, активный, другой более спокойный, уравновешенный. Один может долго удерживать свое внимание, другой устает несколько быстрее. Темперамент, это врожденные, биологически обусловленные качества. Ребенок растет. Как носитель сознания он становится личностью.
Оратор на трибуне провозглашает: «Мы все личности. » Толпа орет: «Мы все личности. » Оратор кричит: «Мы все неповторимы. » Толпа орет: «Мы все неповторимы. » Оратор надрывается: «Мы все индивидуальности. » Толпа орет: «Мы все индивидуальности. » И тут раздается один робкий голос из толпы: «Кроме меня…»
Однажды у придворного шута появилось желание изменить свою жизнь. Ему захотелось богатства, увлекательных путешествий и роскоши. Но больше всего шуту хотелось уважения. Всю жизнь люди показывали на него пальцем и говорили: «Посмотри-ка на этого дурака». Шут же мечтал о том, что все будут его уважать. Он рассказал об этом королю, и тот решил: «Шут, ты долгие годы доставлял мне радость. Я исполню твое желание и подарю тебе богатство». Теперь шут наслаждался своим новым счастьем. Он жил в дорогом доме и ел изысканные блюда. Однако он заметил, что уважение к нему со стороны окружающих — это всего лишь притворство. Для них он по-прежнему оставался шутом, хотя и богатым. Кроме того, он очень скоро промотал все свое состояние. Своими бедами он поделился с мудрым советником короля, но тот с улыбкой покачал головой и указал ему на стакан и полный вина графин: «Я не могу влить все это вино в стакан. Он для этого слишком мал. Точно так же твоя личность слишком мала для твоих желаний. Король одарил тебя богатствами, но твоя личность не в состоянии удержать их».
Чтобы жизнь соответствовала вашим ожиданиям надо стать достойной личностью. Как стать достойной личностью? Этот вопрос волнует многих людей. Многое завист от окружения человека. На этот счёт есть притча:
Король объявил, что мужем принцессы станет самый достойный человек. В назначенный день принцы и юноши из знатных семей собрались во дворце. Каждый хотел доказать, что он достоин принцессы. Но никаких испытаний не было назначено. Для женихов устроили пир, а потом принцесса сказала, что нанесёт ответный визит каждому из женихов по очереди.
— Дочь, надеюсь, ты выберешь принца-воина. Он мужественный полководец и уже выиграл много сражений, — сказал отец. — Учёный принц — тоже достойный юноша. Он так умён! — воскликнула королева. — Не волнуйтесь, я выберу самого достойного, — пообещала принцесса и в сопровождении свиты и двух любимых братьев принцев отправилась в путь. Через год принцесса вернулась и объявила свой выбор родителям. — Дочка, чем привлёк тебя этот принц из самой маленькой страны? — спросила королева. — Я не заметил у этого скромного принца особых достоинств! — добавил король. — Я попросила моих братьев познакомиться со всеми друзьями моих женихов. У моего избранника самые лучшие друзья. Среди них есть мудрецы и учёные, архитекторы и художники. Все они честные, трудолюбивые и достойные люди, — объяснила принцесса. — Доченька, зачем тебе друзья принца? — спросила королева. — Достойного человека окружают достойные люди, — объяснила принцесса.
Первый шаг к становлению личности – найти и принять себя. «Лучший способ найти себя, писал Махатма Ганди, — перестать прислуживать другим людям». Личность – это чувство своей целостности. Не играйте с другими людьми в перегонки, стремитесь перегнать себя. Какой вам прок стать выше другого? Главная задача человека – превзойти самого себя. В каждом человеке есть достоинства, и есть недостатки (нежелательные особенности поведения). Инвентаризация своих плюсов и минусов служит первым шагом к своему «я». Если вы считаете себя минусовым человеком, значит, нужно срочно повышать самооценку. Мы живем в дуальном мире. Совершенно исключено, чтобы у человека отсутствовали достоинства. Самоуглубление позволит вам найти в себе массу положительных качеств. Помните, что главными препятствиями становления личности выступают невежество, самомнение, страх, тщеславие и чувство вины. К примеру, невежество тиранит наши души, ставит заслон восприятию нового.
Второй шаг – откажитесь от погони за собственной важностью. Львиная доля наши усилий уходит на поддержание своей значимости в собственных глазах и глазах окружающих. Новая машина, новый дом, новый супруг – и все это ради понтов. На вечное соперничество с окружением уходит жизнь. Снизив стремление повысить собственную важность, вы можете высвободившуюся энергию направить на личностный рост. Совершенствование человека происходит в труде. Любовный союз с работой делает человека достойной личностью. Возьмитесь с энтузиазмом за работу, и успех поспешит к вам навстречу. Рихард Бах сказал: «Каждый из нас рождается на свет с таящейся внутри глыбой мрамора и инструментами для ее обработки. Мы можем всю жизнь таскать с собой эту необработанную глыбу, можем раздробить ее в щебень, но можем и придать ей изумительную форму».
Третий шаг к становлению достойной личности — принимать решения самостоятельно, жить своей головой, руководствуясь собственным мнением. Достойная личность – это стать самим собою, иметь собственную точку зрения на все, что происходит в вашей жизни. Личности чураются походить на других. Они выбирают другой путь – перепрыгнуть свое собственное бывшее «я». Не бойтесь оказаться в меньшинстве. Марк Твен писал: «Если вы заметили, что вы на стороне большинства, это верный признак того, что пора меняться». «Нет ничего отвратительнее большинства», — считал И. Гете. История не раз показывала, как большая часть побеждает лучшую. Меньшинство всегда не право в начале, а потом из него вырастают легендарные личности, открывшие человечеству новое видение той или иной проблемы.
Четвертый шаг — все подвергайте сомнению, не делайте исключения и для самого себя. Личности не терпят догм. Они не воспринимают на веру ни одно утверждение или верование. Пытливый ум личностей рождает сомнения в неизменности и правильности каких-то сторон жизни. Личность выходит из толпы единоверцев и предлагает новое видение проблемы.
Пятый шаг – забудьте о самодовольстве. Достойная личность всегда в самосовершенствовании, в вечном поиске нового. Революционный дух личностей заставляет бурлить их жизнь. Они расширяют горизонты своего видения, регулярно покидают зону привычного, идут туда, где еще не бывали, интересуются тем, чего не знают. Личности всегда имеют цель. Жизнь с целью становится целью их жизни.
Шестой шаг – ставьте перед собой высокие духовные цели и развивайте свои достоинства, тогда имеющиеся недостатки, например, как грубость, потеряют силу для проявления в вашей жизни. В контексте этой мысли интересна следующая притча. Прекрасная принцесса попросила мудреца: — Помогите мне найти достойного жениха. Мудрец собрал всех влюблённых юношей и объявил: — Вы должны добыть для принцессы золотой цветок из горной пещеры. В пещере жили злые гномы. Одни юноши надеялись добыть цветок силой, другие — хитростью, и только один бедный юноша не обладал ни тем, ни другим. — Не ходи, сынок, пропадёшь, — попросила юношу мать. — Испеките мне, матушка, мешок пряников, а там видно будет, — ответил сын. Сначала в пещеру отправились силачи. Они кричали и размахивали дубинками. Но чем больше они шумели, тем больше получали ударов. Еле живые силачи выползли из пещеры. Потом в пещеру пошли хитрецы. — Милые гномики, разрешите нам пройти, — ласково сказали хитрецы. В ответ они тоже получили удары и, разозлившись, начали драться. В результате избитые хитрецы ползком покинули пещеру. Последним в пещеру вошёл бедный юноша. Он присел на корточки и сказал: — Здравствуйте, гномы. Моя матушка испекла для вас мешок пряников. Послышался топот, и пряники исчезли. Тогда юноша двинулся вперёд. Кто-то толкнул его. Он остановился и извинился. Шёл юноша и рассказывал гномам о своей любви. Если его толкали, он останавливался и извинялся. Вдруг кто-то невидимый вложил в руки юноши золотой цветок. Он поблагодарил гномов и без труда вышел из пещеры. — Этот юноша — достойный человек, — сказал мудрец. — Почему вы так решили? — поинтересовалась принцесса. — Низкий на всё отвечает грубостью, средний — грубостью на грубость, достойный же никогда не груб, как бы с ним ни обращались, — объяснил мудрец.
Согласно Аристотелю, главное предназначение жизни человека — развитие характера. Глобальная цель зрелой личности — стать достойным во всех отношениях человеком. Достойный человек осознаёт, что только посредством взращивания в себе достоинств он добьётся счастья и успеха, уважения, открытости и искренности людей.