чего достигает л н толстой композиционным приемом контраста событий

Чего достигает Толстой композиционным приемом контраста событий в рассказе «После бала»

чего достигает л н толстой композиционным приемом контраста событий. answer avatar. чего достигает л н толстой композиционным приемом контраста событий фото. чего достигает л н толстой композиционным приемом контраста событий-answer avatar. картинка чего достигает л н толстой композиционным приемом контраста событий. картинка answer avatar. Рассказ Л. Н. Толстого "После бала" композиционно разбит на две части, совершенно различные по настроению. Первая посвящена описанию бала — яркого, веселого, незабываемого. Главный герой рассказа молод и красив, влюблен и пользуется благосклонностью прелестной девушки Вареньки. Светлые и радостные чувства переполняют юношу, делая первую часть рассказа праздничной и чудесной. Вторая часть рассказа и по событиям, и по настроению составляет абсолютный контраст первой. Сцена страшного наказания солдата чрезвычайно потрясла молодого человека, в душе которого не было места для зла и насилия, жестокости. Реальность, суровая действительность ворвались в мечты юноши, сметая радость и счастье. Оказалось, что рядом с праздником и весельем существуют трагедия, беда, несправедливость. Глубокое потрясение от увиденного вызвало в юноше отвращение, но не чувство протеста. Недоумевая, он думал, что не знает или не понимает чего-то, дающего право одному человеку, пусть и наделенному властью, издеваться, бить и оскорблять других людей, занимающих более низкое положение.

Рассказ Л. Н. Толстого «После бала» композиционно разбит на две части, совершенно различные по настроению. Первая посвящена описанию бала — яркого, веселого, незабываемого. Главный герой рассказа молод и красив, влюблен и пользуется благосклонностью прелестной девушки Вареньки. Светлые и радостные чувства переполняют юношу, делая первую часть рассказа праздничной и чудесной. Вторая часть рассказа и по событиям, и по настроению составляет абсолютный контраст первой. Сцена страшного наказания солдата чрезвычайно потрясла молодого человека, в душе которого не было места для зла и насилия, жестокости. Реальность, суровая действительность ворвались в мечты юноши, сметая радость и счастье. Оказалось, что рядом с праздником и весельем существуют трагедия, беда, несправедливость. Глубокое потрясение от увиденного вызвало в юноше отвращение, но не чувство протеста. Недоумевая, он думал, что не знает или не понимает чего-то, дающего право одному человеку, пусть и наделенному властью, издеваться, бить и оскорблять других людей, занимающих более низкое положение.

Композиция рассказа дает читателю возможность ощутить весь ужас, всю несправедливость происходящего, именно потому, что оно показано после восхитительного, полного любви и радости бала. Выстроив события именно в таком порядке, Л. Н. Толстой помог нам лучше и глубже понять идею и смысл рассказа.

Источник

Курсовая работа «Приём контраста в рассказе Л.Н. Толтого «После бала»

Федеральное государственное бюджетное образовательное

учреждение высшего образования

Сахалинский государственный университет

Институт филологии, истории и востоковедения

Кафедра русской и зарубежной литературы

Астапенок Мария Андреевна

Прием контраста в рассказе

Л.Н. Толстого «После бала»

Направление подготовки 44.03.05 «Педагогическое образование.

Русский язык и литература»

Творчество Л.Н. Толстого – сокровище русской литературы, без него невозможно представить ее во всем ее многообразии. Талант Л.Н. Толстого дал литературе замечательные произведения, ставшие отражением не только современной писателю эпохи, но и настоящей энциклопедией человеческих душ.

Произведения писателя востребованы в настоящее время, так как вопросы, поднятые автором, значимы в современном мире. В этом заключается актуальность данной работы.

В 2008 году исполнилось 180 лет со дня рождения великого русского писателя Льва Николаевича Толстого. О нём написаны сотни книг и статей, его произведения известны во всём мире, имя его чтут во всех странах, герои его романов и повестей живут на экранах, на сценах театров. Слово его звучит по радио и телевидению. «Не зная Толстого, — писал М. Горький, — нельзя считать себя знающим свою страну, нельзя считать себя культурным человеком».

Гуманизм Толстого, его проникновение во внутренний мир человека, протест против социальной несправедливости не устаревают, а живут и воздействуют на умы и сердца людей и в наши дни.

С именем Толстого связана целая эпоха в развитии русской классической художественной литературы.

Наследие Толстого имеет большое значение для формирования мировоззрения и эстетических вкусов читателей. Знакомство с его произведениями, исполненными высоких гуманистических и нравственных идеалов, несомненно, способствуют духовному обогащению.

В русской литературе нет другого писателя, творчество которого было бы столь многообразно и сложно, как творчество Л.Н. Толстого. Великий писатель развил русский литературный язык, обогатил литературу новыми средствами изображения жизни.

Мировое значение творчества Толстого определяется постановкой великих, волнующих общественно-политических, философских и моральных проблем, непревзойдённым реализмом изображения жизни и высоким художественным мастерством.

Его произведения — романы, повести, рассказы, пьесы читают с неослабевающим интересом всё новые и новые поколения людей на всём земном шаре. Об этом свидетельствует тот факт, что десятилетие с 2000 по 2010 гг. было объявлено ЮНЕСКО десятилетием Л.Н. Толстого.

В настоящий момент не существует обобщающей работы о значении контраста в творчестве писателя. В данной работе предпринимается попытка на основе анализа произведений Л.Н. Толстого выявить роль контраста в художественном замысле писателя. В этом заключается научная новизна исследования.

Объектом исследования являются произведения Л.Н. Толстого.

Предмет исследования – прием контраста и его функции в поэтике Л.Н. Толстого.

Ц ель исследования – определить роль и место приема контраста в рассказе Л.Н. Толстого «После бала».

Для достижения цели необходимо решить следующие задачи :

– изучить, проанализировать и творчески осмыслить литературу по исследуемой теме;

– основываясь на анализе текстов произведений, обозначить основные художественные формы и функции контраста в творчестве Л.Н. Толстого;

– определить роль контраста в художественной реализации авторской идеи в рассказе «После бала».

В работе используются общенаучные методы : наблюдение, сопоставление, сравнительный, филологический анализ, обобщение, метод герменевтики.

Основная цель и задачи исследования определили следующую структуру работы: выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы, в котором насчитывается 27 источников.

Глава 1. Прием контраста в литературоведении и поэтике Л.Н. Толстого

1.1. Контраст как один из приемов организации художественного текста

Таким образом, понятие «контраст» характеризуется как определенное отношение между явлениями, понятиями, языковыми единицами, а именно:

а) отношение противоположности;

б) отношение противопоставленности;

в) отношение резко выраженной противоположности.

Неоднозначность в толкованиях термина контраст обусловлена отсутствием разграничения понятий «противоположность» и «противопоставление», а также различными «системами отсчета» в изучении этого явления.

Из определений исследователей О.С. Ахмановой, В.В. Одинцова, Л.А. Новикова, И.И. Ковтуновой и других следует, что под контрастом понимается фигура речи, которая заключается в антонимировании (противопоставлении) лексико-фразеологических, фонетических и грамматических единиц, воплощающих контрастное восприятие писателем действительности. Контраст представляет собой источник синтагматического напряжения, проявляется на всех уровнях языковой организации и в композиционной структуре художественного текста.

В соответствии с научной литературой выделяются следующие типы контраста: лексико-семантический, стилистический, ритмико-синтаксический, композиционный. Как разновидности лексико-семантического контраста рассматриваются антитеза и оксюморон. Между понятиями «контраст», «антитеза», «оксюморон» существует родо-видовое соотношение.

Контраст возникает в результате появления неожиданного элемента (стилистической фигуры, отличной грамматической формы) в нейтральном контексте, находя свое выражение в системе разноуровневых оппозиций (лексических, стилистических, синтаксических), и функционирует как один из видов семантико-стилистической организации текста. Продуктивным для исследования является мнение о том, что система противопоставлений в большей степени определяет художественный текст, чем структура сюжета. Контраст может иметь место не только в области всех языковых уровней, но и в противопоставлении образов и планов описания художественных произведений, речевого поведения людей в конфликтных ситуациях.

Структура контрастов двучленна и представляет собой органическое диалектическое единство противоположностей, что и порождает необходимый смысловой и эстетический эффект. Базой для создания контраста служат, в первую очередь, антонимы, которые обретают в художественном тексте необходимую экспрессивность и реализуют авторские идеи, связанные с раскрытием образа героев и с наиболее рельефным изображением действительности. Наряду с антонимами, представляющими собой явление языка, в качестве лингвистической основы для контраста выступают антонимированная лексика разных частей речи, межчастеречные антонимы, контекстно противопоставляемые слова.

Таким образом, к онтраст, являясь отражением одной из основных закономерностей человеческого мышления – познания мира через соотношение противоположностей, в художественной литературе выступает как важный компонент авторского стиля, который создается многообразием художественных средств, воплощающих контрастное восприятие писателем действительности. Разнообразные формы словесных контрастов составляют сложную систему средств художественной речи.

1.2. Роль контраста в произведениях Л.Н. Толстого

Контраст можно определить как один из способов восприятия художником действительности. Стремительность изменений в жизни общества на рубеже Х I Х – ХХ веков, резкое обострение социальных конфликтов, смена литературных направлений, усложнение научных представлений о мире формировали в искусстве этого времени новое восприятие действительности в единстве ее разнообразных, далеких друг от друга и противоречивых явлений. Принцип контраста стал одним из ведущих в поэтике ряда направлений и индивидуальных поэтических систем XX в.

Значение приема контраста в литературе сложно переоценить, потому что литература, как и другие виды искусства, является в некотором роде двигателем прогресса, заставляет человечество не только инертно мыслить, но и действовать, литература побуждает. А помогает ей в этом прием контраста, благодаря которому можно точнее выразить замысел произведения, обличить и противопоставить различные аспекты.

Л.Н. Толстой широко использует прием контраста в своих произведениях. Многогранность творчества писателя, тяготение автора к контрастному изображению действительности четко прослеживается в реализации динамики художественного смысла. Использование приема контраста позволяет не только показывать события с нескольких сторон, но и в какой-то степени оказывать существенное влияние на действия героев. Л.Н. Толстой умело использует контраст, чтобы показать, как может измениться жизнь человека не только от случая, но и от восприятия контрастности того мира, в котором он живет.

Прием контраста в творчестве Л.Толстого наблюдаем в таких произведениях, как «После бала», «Севастопольских рассказах», «Война и мир», «Анна Каренина» и д.р. Значение контраста велико, так как его использование позволяет глубже проникнуть в творческий замысел писателя. В своих произведениях Л.Толстой использует выразительные средства, которые составляют контрастную картину повествования, например, антитезу.

В рассказе «После бала» Л.Н. Толстой ярко представляет антитезу как стилистическую фигуру контраста:

Воображение Ивана Васильевича пленила прелестная Варенька Б., «высокая, стройная, грациозная и величественная», имела она царственный вид, «который отпугивал бы от нее, если бы не ласковая, всегда веселая улыбка у рта, и прелестных, блестящих глаз». На балу у губернского предводителя он весь вечер танцевал с Варенькой и «без вина был пьян любовью ». Он видел только ее « высокую стройную фигуру в белом платье с розовым поясом», видел только «ее сияющее, зарумянившееся, с ямочками лицо и ласковые, милые глаза». Любовь к Вареньке «освободила всю скрытую» в душе молодого человека «способность любви». Но судьбе было угодно, чтобы вся его жизнь «переменилась» после одной ночи, или, скорее, утра, наступившего следом, когда он стал свидетелем сцены чудовищного, бесчеловечного наказания беглого татарина.

Рассказ, большая часть которого посвящена изображению блистательного бала, не случайно называется «После бала». Чудовищное событие, сыгравшее решающую роль в судьбе Ивана Васильевича, произошло именно после него. Но для того чтобы полнее воплотить свою идею, Толстой построил рассказ как последовательное и контрастное изображение сцен мазурки и экзекуции со множеством противопоставляющих деталей. Без эпизода истязания солдата картина бала, с его грациозностью, красивыми и нарядными женщинами, восторженными чувствами и нежными бело-розовыми красками, потеряла бы всякий смысл. И сцена экзекуции не показалась бы студенту такой страшной, если бы ей не предшествовал бал. Чем более праздничным и блистательным представлял себе окружающий мир молодой человек вначале, тем неожиданнее, трагичнее оказалось его прозрение, показавшее мир с совершенно другой, жестокой и крайне неприглядной, стороны.

Функции антитезы в романе «Война и мир» очень разнообразны. Этот стилистический прием лежит в основе принципа композиции, на нем строится система персонажей, с его помощью создаются художественные образы и раскрывается внутренний мир действующих лиц.

«Мысль семейная» противопоставляет семью Ростовых «клану» Курагиных.

Таким образом, прием антитезы играет немаловажную роль в романе «Война и мир». Она на идейно-композиционном уровне помогает разграничить добро и зло, показать опасность эгоистическое разъединения людей, наметить пути нравственного совершенствования личности, т.е. служит средством выражения авторской позиции в романе.

Прослеживая параллельное развитие обеих линий, мы обнаруживаем, даже несмотря на их видимую обособленность, постоянное их взаимодействие: они сопоставляются, противопоставляются, взаимодействуют от начала и до конца романа. Причем эти отношения между линиями заметнее всего в ключевых эпизодах. Но способ развития действия по принципу антитезы не ставит непреодолимой преграды между сюжетными линиями. Напротив, он позволяет почувствовать их внутреннюю близость, отражение которой в композиции можно обозначить вслед за Э.Г. Бабаевым как «одно-центренность». Антитетичность линий Анны и Левина ещё раз подчеркивает не только их тесную связь, но и общий исток, общий взгляд автора, который и обеспечивает единство романа. Отсутствие между сюжетными линиями Анны и Левина прямой фабульной связи компенсируется их общей философской основой. И именно философская проблематика и является тем центром, вокруг которого разворачиваются коллизии обеих сюжетных линий.

Продолжая анализировать соотношение сюжетных линий, мы исследуем стыки переходов от одной линии к другой, замечая при этом, что соотнесенность (то в виде аналогии, то в виде антитезы) линий Анны и Левина еще ярче проявляется на стыке глав. Соотнесенность эта может проявляться в сходстве психологических ситуаций, совпадении интонаций, вплоть до повторения одних и тех же фраз.

Таким образом, контраст играет важную роль в произведениях Л.Н. Толстого. Система контраста в творчестве писателя отличается сложностью, многообразием именно потому, что является воплощением одного из основных творческих принципов художника, обусловленного особенностями мировосприятия, творческого мышления автора.

Источник

Чего достигает Л. Н. Толстой композиционным приёмом контраста со­бытий

Чего достигает Л. Н. Толстой композиционным приёмом контраста со­бытий? Подготовьте развёрнутый ответ на этот вопрос, для аргумен­тации своих утверждений используйте цитаты из текста рассказа.

Ответ

Композиция — состав и определённое расположение частей, элементов и образов произведения в некоторой значимой временной последовательности. Композиция «держит» элементы целого, скрепляет отдельные части произведения; в то же время она самим расположением и соотношением образов выражает художественный смысл.

Основные композиционные приёмы — это повтор, усиление, противопоставление и монтаж.

Сочетание повтора и противопоставления (зеркальная композиция) — основной композиционный принцип рассказа. Противопоставление заложено уже в названии: во время бала — «После бала».

В рассказе противопоставлены друг другу и образы, и персонажи, и художественные детали.

Рассказ Л. Н. Толстого «После бала» композиционно разбит на две части, совершенно различные по настроению. Первая посвящена описанию бала — яркого, веселого, незабываемого. Главный герой рассказа молод и красив, влюблен и пользуется благосклонностью прелестной девушки Вареньки. Светлые и радостные чувства переполняют юношу, делая первую часть рассказа праздничной и чудесной. Вторая часть рассказа и по событиям, и по настроению составляет абсолютный контраст первой. Сцена страшного наказания солдата чрезвычайно потрясла молодого человека, в душе которого не было места для зла и насилия, жестокости. Реальность, суровая действительность ворвались в мечты юноши, сметая радость и счастье. Оказалось, что рядом с праздником и весельем существуют трагедия, беда, несправедливость. Глубокое потрясение от увиденного вызвало в юноше отвращение, но не чувство протеста. Недоумевая, он думал, что не знает или не понимает чего-то, дающего право одному человеку, пусть и наделенному властью, издеваться, бить и оскорблять других людей, занимающих более низкое положение.

Композиция рассказа дает читателю возможность ощутить весь ужас, всю несправедливость происходящего, именно потому, что оно показано после восхитительного, полного любви и радости бала. Выстроив события именно в таком порядке, Л. Н. Толстой помог нам лучше и глубже понять идею и смысл рассказа.

Источник

Чего достигает л н толстой композиционным приемом контраста событий

Вопрос по литературе:

Чего достигает Толстой композиционным приемом контраста событий в рассказе «После бала».

Трудности с пониманием предмета? Готовишься к экзаменам, ОГЭ или ЕГЭ?

Ответы и объяснения 1

Рассказ Л. Н. Толстого «После бала» композиционно разбит на две части, совершенно различные по настроению. Первая посвящена описанию бала — яркого, веселого, незабываемого. Главный герой рассказа молод и красив, влюблен и пользуется благосклонностью прелестной девушки Вареньки. Светлые и радостные чувства переполняют юношу, делая первую часть рассказа праздничной и чудесной. Вторая часть рассказа и по событиям, и по настроению составляет абсолютный контраст первой. Сцена страшного наказания солдата чрезвычайно потрясла молодого человека, в душе которого не было места для зла и насилия, жестокости. Реальность, суровая действительность ворвались в мечты юноши, сметая радость и счастье. Оказалось, что рядом с праздником и весельем существуют трагедия, беда, несправедливость. Глубокое потрясение от увиденного вызвало в юноше отвращение, но не чувство протеста. Недоумевая, он думал, что не знает или не понимает чего-то, дающего право одному человеку, пусть и наделенному властью, издеваться, бить и оскорблять других людей, занимающих более низкое положение.

Композиция рассказа дает читателю возможность ощутить весь ужас, всю несправедливость происходящего, именно потому, что оно показано после восхитительного, полного любви и радости бала. Выстроив события именно в таком порядке, Л. Н. Толстой помог нам лучше и глубже понять идею и смысл рассказа.

Знаете ответ? Поделитесь им!

Как написать хороший ответ?

Чтобы добавить хороший ответ необходимо:

Этого делать не стоит:

Есть сомнения?

Не нашли подходящего ответа на вопрос или ответ отсутствует? Воспользуйтесь поиском по сайту, чтобы найти все ответы на похожие вопросы в разделе Литература.

Литература — в широком смысле слова совокупность любых письменных текстов.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *