чего больше приносит взаимодействие культур пользы или проблем

Проблема взаимодействия культур

Диалог в культуре

Культурные связи наряду с экономическими и политическими – постоянный и существенный компонент общения между народами. Культура охватывает духовную жизнь общества – ту сферу где накапливаются и сохраняются духовные ценности знания, нормы и исторический опыт. Поэтому культура – арена наиболее устойчивого взаимодействия народов, их взаимного обогащения и понимания. Культурное взаимодействие происходит вопреки и вне зависимости от множества условий. Открытость внешним влияниям, взаимодействие – важное условие для поддержания и развития любой культуры.
Исходя из типов культурных общностей можно выделить следующие уровни взаимодействия (диалога):

· наднациональный

· региональный тип – общность культуры Средиземноморья, Ближнего Востока и т.д.

· этнический уровень осуществляется между локальными этносами, этноязыковыми,
культурно-хозяйственными, историко-этнографическими, этно-конфессиональными и другими общностями.
Во взаимодействие этого типа проявляются двойственные тенденции. Взаимное усвоение элементов культуры,
с одной стороны, способствует интеграционным процессам, взаимному обогащению и т.п., а с
другой сопровождается усилением этнического самосознания, закреплением этнической специфики.
Важное место занимают языки межэтнического общения.

· национальный уровень

· цивилизационный уровень – именно на этом уровня достигались и достигаются наиболее существенные
результаты в обмене духовными, художественными, научными достижениями.

Механизм и последствия взаимодействия различных культур: прибавление, усложнение и обеднение (эрозия). Прибавление (Европа и Восток), усложнение (Китай и Индия плюс Европа). Эрозии обычно подвергаются те культуры, которые испытывают массированное воздействие извне и не имеют достаточно устойчивой и развитой собственной культуры, способной адекватно отвечать новым жизненным требованиям.

Среди факторов способствующих позитивному эффекту воздействия следует выделить следующие:

· степень дифференциации принимающей культуры. Общество располагающее развитыми системами
морали, права, художественной культуры, эстетики, философии оказывается в состоянии адаптировать
к себе функционально приемлемые нововведения, не подрывая основную культуру;

· длительность контакта – растянутое во времени воздействие вызывает не шоковое состояние и отторжение.
А привыкание и постепенное приятие;

· политические условия взаимодействия. Ситуация господства или зависимости, последнее приводит как
правило к росту культурного протеста.

Колониализм оказал различное влияние на культурные процессы:

· расчленение сложившихся и складывающихся этнических общностей границами колониальных
владений нарушало этнические процессы, приведя к обособлению частей ранее единого
народа их дивергентному развитию;

· стимулирование этнических процессов (Вьетнам);

· искусственное объединение различных этносов.

К началу ХХ века сложились следующие критерии принадлежности странны к цивилизованному обществу:

1. Государство должно гарантировать основные права: на жизнь, достоинство, частную собственность, а также свободу передвижения, торговли и воспроизводства прежде всего для иностранцев европейского происхождения.

2. Государство должно управлять своей территорией через достаточно эффективную административную систему.

3. Государство создает условия для регулярности дипломатических и информационных связей.

4. Цивилизованное общество утверждает гуманные нормы общественной жизни.

Сегодня экспансия Запада встречает отрицательное отношение прежде всего по причине культурного империализма. Характерными чертами империализма можно считать следующие:

1. перенесение образа жизни и потребительских ориентаций, присущих западному обществу;

2. насаждение западной культуры как универсальной, исключающей вклад других культур;

3. стремление достичь путем культурных связей политических целей;

4. односторонний поток от центра к периферии;

5. формирование социально-культурной элиты, которая должна способствовать утверждению прозападных ориентаций.

Диалог культур является формой существования культуры. Как известно, культура внутренне неоднородна — она распадается на множество несхожих культур, объединенных в основном национальными традициями. Поэтому часто, говоря о культуре, мы уточняем: русская, французская, американская, грузинская и т.д. Национальные культуры могут взаимодействовать по различным сценариям. Одна культура может исчезнуть под давлением другой, более сильной культуры. Культура может уступить нарастающему давлениюглобализации, которая насаждает усредненную интернациональную культуру, основанную на потребительских ценностях.

Проблема взаимодействия культур

Для существования и развития любой культуре, как и любому человеку,необходимы общение, диалог, взаимодействие. Идея диалога культур подразумевает открытость культур друг другу. Но это возможно при выполнении ряда условий: равенства всех культур, признания права каждой культуры на отличия от других, уважения к чужой культуре.

Русский философ Михаил Михайлович Бахтин (1895- 1975) считал, что только в диалоге культура приближается к пониманию себя самой, глядя на себя глазами иной культуры и преодолевая тем самым свою односторонность и ограниченность. Не существует изолированных культур — все они живут и развиваются только в диалоге с другими культурами:

Чужая культура только в глазах другой культуры раскрывает себя полнее и глубже (но не во всей полноте, потому что придут и другие культуры, которые увидят и поймут еще больше). Один смысл раскрывает свои глубины, встретившись и соприкоснувшись с другим, чужим смыслом: между ними начинается как бы диалог, который преодолевает замкнутость и односторонность этих смыслов, этих культур. При такой диалогической встрече двух культур они не сливаются и не смешиваются, каждая сохраняет свое единство и открытую целостность, но они взаимно обогащаются.

Культурное многообразие — важное условие для самопознания человека: чем больше культур он узнает, чем больше стран посетит, чем больше языков выучит, тем лучше он поймет себя и тем богаче будет его духовный мир. Диалог культур — основа и важная предпосылка для формирования и укрепления таких ценностей, как толерантность, уважение, взаимопомощь, милосердие.

Источник

Взаимодействие культур

Вы будете перенаправлены на Автор24

Особенности культуры

Взаимодействие культур, как процесс, является определенной формой существования культуры.

Национальные культуры в свою очередь, могут взаимодействовать друг с другом по различным сценариям, которые будут рассмотрены ниже.

Проблема взаимодействия культур

Итак, рассмотрим различные способы взаимодействия различных культур друг с другом.

Один из способов взаимодействия, или вернее сказать сопротивление взаимодействию, это изоляция культуры. Она является одним из вариантов противостояния национальной культуры давлению других культур и интернациональной культуры в целом. Сущность изоляции культуры состоит в запрете любых изменений извне и пресечению любых чуждых влияний. Такой способ реагирования на влияние других культур приводит к тому, что культура перестает развиваться и превращается в набор прописных истин, которые не имеют ничего общего с постоянно изменяющейся окружающей жизнью.

Для существования и развития любой культуре необходимы взаимодействие, открытость, признание равенства и уникальности каждой из существующих культур.

Конструктивный диалог культур является основой для формирования и укрепления в человеческом сознании ценностей уважения, взаимопомощи и милосердия.

Уровни взаимодействия культур

Выделяют следующие уровни взаимодействия культур:

В современном мире, именно отношения между цивилизациями выходят на первый план в связи с тем, что границы государств становятся все более прозрачными и открытыми. Отношения между представителями различных культур на цивилизационном уровне приобретают все большее значение для успешного функционирования мировой культуры в целом.

Источник

Аналитика культурологии

Электронное научное издание

чего больше приносит взаимодействие культур пользы или проблем. doc15210004 202060989. чего больше приносит взаимодействие культур пользы или проблем фото. чего больше приносит взаимодействие культур пользы или проблем-doc15210004 202060989. картинка чего больше приносит взаимодействие культур пользы или проблем. картинка doc15210004 202060989. Диалог в культуре

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ КУЛЬТУР КАК ОТЛИЧИТЕЛЬНАЯ ЧЕРТА СОВРЕМЕННОГО РОССИЙСКОГО ОБЩЕСТВА

культура, народ, полиэтничность, межкультурное взаимодействие.

Аннотация:

В статье рассматривается проблема межкультурного взаимодействия через призму цивилизационного самосознания и цивилизационных ценностей.

Текст статьи:

В нашей стране представление о сфере культуры второстепенно. Можно сказать, что культура воспринимается как что-то символическое, нежели практическое. И это вполне естественно, ведь материальные ценности стали важнее и выше духовных. «Культура, как показатель уровня духовной жизни людей, результат их воспитания и образования, интеллектуального, нравственного и эстетического развития, должна быть ориентирована на формирование отношений сосуществования, добрососедства, согласия и мира» [4].

Именно так и должны понимать культуру во всем мире. Ведь культура является продуктом совместной жизнедеятельности людей, взаимообмена культурными ценностями, объединения во имя достижения общероссийских культурных ценностей. Но, культура – как игра, а люди – игроки. Если «игроки» не будут взаимоуважительны, то «игра» будет проиграна.

Вся история человечества заполнена постоянной борьбой различных культур и конфессий. Вся история – это процесс непрерывного взаимодействия народов, каждый из которых обладает своей определенной системой ценностей. И. Гердер – выдающийся немецкий историк культуры — считал, что взаимодействие культур – способ сохранения культурного многообразия [2]. Основным критерием взаимодействия народов является соперничество или сотрудничество. Характер взаимоотношений между народами определяется экономическими, политическими и культурными интересами. Взаимодействие культур – необычайно актуальная тема в условиях современной России и мира в целом. Проблемы межкультурного диалога не менее важны и значимы, чем экономические и политические проблемы. Чем больше внешних и внутренних культурных связей и отраслями, тем выше поднимается сама культура [3]. Главную роль в межкультурном диалоге играют цивилизационное самосознание и цивилизационные ценности. Диалог цивилизаций – это всегда диалог об их мировоззренческих основах первичных символах, сакральных ценностей, где объединяются все социокультурные ценности.

В настоящее время обособленное сосуществование народов и культур становится невозможным, так как интенсификация миграционных и демографических процессов, увеличение числа этнически смешанных семей, образование многонациональных институтов значительно расширяет рамки межэтнического взаимодействия. Все это обуславливает преобразование социальной среды, характерной особенностью которой является полиэтничность [6]. Люди сталкиваются с разнообразием культурного окружения, с иной системой ценностей, что зачастую обостряет проблему адаптации в данной среде, а так же может привести к трансформации этнической идентичности человека.

Целостность и будущее России во многом связаны с полиэтничностью. В России проживает более 160 национальностей, которые относятся к разным конфессиям, этнолингвистическим группам и семьям и имеют свою особую историю. Все нации в России находятся в непрерывном взаимодействии. Из этого следует, что необходимо на ранних этапах становления каждой личности, возникновения определенных мировоззрений, обучать людей к толерантности. С учетом полиэтничности общества, в котором формируется молодое поколение России, необходимо разрабатывать новые образовательные проекты, стратегии и подходы к формированию у людей этнокультурной компетентности. Этнокультурная компетентность позволяет каждому индивиду найти адекватные модели поведения, способствующие эффективному межэтническому взаимодействию и взаимопониманию.

Для этого каждому человеку необходимо на «отлично» знать свою культуру и уже, затем приобщать ее к иной. Незнание всегда ведет к разногласию мировоззрений. Поэтому, необходимо мультимедийными и традиционными способами знакомить культуры с культурами. В целом, через образование нужно донести, что культурные различия были, есть и будут. И это – норма, которая объясняется многообразием форм человеческой жизнедеятельности.

Взаимодействие культур – неизбежно, тем более в нашей многонациональной стране. Вот почему этнокультурная компетентность так необходима. Очень важно, чтоб каждый человек был готов узнать культурные различия с целью мирного сосуществования в полиэтнической среде. Как отмечал П. П. Блонский: «Путь к общечеловеческой культуре лежит через национальное воспитание» [1].

Рассматривая этот вопрос, необходимо отметить культурный контакт. Тут можно говорить, что взаимодействие социальных субъектов-носителей разных культур может ограничиться сугубо социальным взаимодействием, а может и перейти на социокультурный уровень. В современном мире, насквозь пронизанным бесчисленными и разнообразными межкультурными коммуникациями, сегодня становится почти невозможно избежать контактов между различными культурными традициями и стилями. Тем не менее, не всякий контакт двух культур тождественен межкультурному взаимодействию. Главное условие контакта двух культур – взаимообмен и взаимообогащение. Если это условие сохранено и выполнено, то можно говорить о том, что контакт культур перерос во взаимодействие.

Взаимовлияние культур – это и есть взаимодействие. Оно имеет место быть тогда, когда есть достаточные основания рассматривать различные версии тех или иных аспектов социально значимой действительности не как случайные мнения и суждения, носящие частный характер, но и как закономерные моменты соответствующих этим культурам глобальных и социальных концепций.

Общение культур происходило всегда. В наше время межнациональные связи очень активизировались, межгосударственные и межнациональные миграции усложнили этническую структуру страны, особенно крупных городов. Перемещаясь из города в город, из страны в страну человеку необходимо было всегда преодолевать языковой барьер. Для его преодоления использовали либо естественный язык того места, либо переходить на один из общеизвестных.

Язык, вообще, является тем связующим звеном между различными культурами, благодаря которому они способны понимать друг друга, взаимообогащаться и получать взаимный обмен информацией друг о друге. Взаимодействие культур – сложный социокультурный механизм который, с одной стороны, обеспечивает взаимопонимание и взаимообогащение разных народов, а с другой стороны активизирует стремление каждой культуры сохранить свою уникальность и самобытность. Контакт культур открывает широкие возможности приобщения ко всему ценному, что рождено талантами каждого народа нашей страны. В связи с постоянной миграцией народов, огромную роль играет и преемственность духовных ценностей многонационального российского народа.

Исторически сложившиеся традиции взаимообогащения культур не только не потеряли своего значения, но их актуальность возрастает именно в наши дни, когда вызовы глобализации угрожают самим основам самобытности культур.

Одним из важных направлений и задач современной государственной национальной политики РФ является всемерное развертывание диалога культур народов страны, создание необходимого общественно-политического климата и организация предпосылок для более глубокого и интенсивного развертывания процессов взаимодействия и сотрудничества деятелей мастеров культуры, науки и искусства.

Задачей особой важности и сложности является активное, использование последователей нравственного, эстетического потенциала культур народов России в целях снятия возникающих межэтнических напряженностей в регулировании социально-политических противоречий, что приводит к конфликтам. Именно через культуру достигается более высокий уровень понимания, терпимости, уважения особенностей и интересов друг друга. Культуры народов России, выступающие как процесс усиления связей и взаимозависимостей внутри единой системы, являются фактором консолидации народов. Но, при этом, интегрирующие процессы в современном российском обществе, отнюдь, не означают нивелировку культурных особенностей каждой национальности, они объединяют духовные ценности и укрепляют духовную общность российского общества.

Подводя итоги, нужно отметить, что взаимодействие является одной из важнейших движущих сил процесса развития национальной культуры. Оно становится основой специфического отражения объективной действительности и реальности. Отражение действительности и составляет основу взаимодействия культур. Вне взаимодействия с другими, культура не может существовать полноценно. Изоляция одной культуры от других, всегда сказывается негативно на собственном национальном достоинстве. Взаимодействие ведет к умножению опыта всех культур, показывает возможность бесконечного и неисчерпаемого познания и художественного воплощения действительности [5].

Процесс взаимодействия национальных культур народов России является важным фактором социально-политической жизни современного российского общества, реформирования новых отношений. Развитие национально-культурных взаимодействий имеет большую роль. Культура в совокупности со всеми составляющими: наука, образование, искусство, обычаи, традиции и т.д., как показывает практика и опыт играет огромную роль в совершенствовании межнациональных отношений и в углублении и обогащении разностороннего общения представителей всех народов страны, обмена историческим опытом и духовными ценностями.

Таким образом, взаимодействие культур является отличительной чертой современного российского общества, которое обеспечивает условия для упрочнения общероссийской, гражданской и духовно-нравственной общности на основе соблюдения прав и свобод человека и признания его высшей ценностью.

1. Блонский П. П. Избранные педагогические и психологические сочинения: в 2-х тт. [Текст] П. П. Блонский Т. 1, М. 1979.

2. Гердер И.Г. Идеи к философии истории человечества [Текст] / И. Г. Гердер. — М. Наука. — 1977. — 705 с.

3. Есаков В. Характер, цели, задачи и методы управления отраслью культуры в современных условиях [Текст] В. Есаков // Вопросы культурологии. – 2007. — № 7. – С. 52 — 61.

4. Иванов В., Сергеев В. Человек. Культура. Город [Текст] /В. Иванов, В. Сергеев. — М., 2002, С. 154.

5. Кокшаров Н.В. Взаимодействие культур: диалог культур [Текст] / Н. В. Кокшаров. — М.: Наука. — 2005. — 125 с.

6. Поштарева Т. В. Формирование этнокультурной компетентности [Текст] Т. В. Поштарева // Педагогика. — 2005. № 3.- С. 32 — 45.

Источник

«Взаимодействие культур» и «межкультурная коммуникация»: исследование понятий

Основные определения

Термины «взаимодействие культур» и «межкультурная коммуникация» тесным образом переплетены друг с другом. Поэтому целесообразно рассмотреть определения их обоих.

Под взаимодействием культур понимается особый вид непосредственных связей и отношений, которые складываются как минимум между двумя культурами, а также те влияния, взаимные изменения, которые в рамках этих отношений происходят

Под межкультурной коммуникацией понимается связь и общение между представителями разных культур, которые предполагают не только личные контакты между отдельными людьми, но и опосредованные формы коммуникации

Характеристика термина «взаимодействие культур»

В современном обществе культуре отводится важная социальная роль. Можно сказать, что все социальные изменения имеют культурную основу.

Во всем мире проживает более 4 тысяч народов и народностей, и у них у всех есть своя собственная индивидуальная культура

Исходя из представленного определения взаимодействия культур, данный термин подразумевает не только отношения между двумя и более культурами, но и изменения, которые данные культуры претерпевают в процессе взаимодействия. Таким образом, в этом взаимодействии главное заключается в изменении:

Указанные трансформации происходят не одномоментно: взаимодействие культур – это масштабное явление, результаты которого возможно оценить лишь спустя несколько десятилетий.

Необходимо отметить, что привычные в современном мире явления, например, обмен информацией, торговля между народами различных культур, периодические контакты и пр. – неправильно относить к «взаимодействию культур». Но, тем не менее, они имеют определенное значение для культурного контакта.

Культурное взаимодействие развивается на нескольких разных уровнях:

В настоящее время контакты между государствами и народами случаются на всех перечисленных уровнях взаимодействия. Даже в многонациональном государстве культура развивается под влиянием не только многочисленных наций, но и малочисленных. Справедливо, что вклад многочисленных наций ощутимо больше, но нельзя недооценивать и вклад малочисленных наций.

И все же ученые выделяют в многонациональных общностях два вида культуры: культура донора и культура реципиента. Но при этом они отмечают, что указанные роли могут меняться с течением времени.

Большое значение имеет структура взаимодействия культур. В данном случае речь идет о содержательных направлениях и конкретных формах взаимного обмена, посредством которых осуществляется взаимодействие.

Под формой взаимодействия понимается обмен хозяйственными технологиями, специалистами-профессионалами, политипические, правовые связи, межгосударственные отношения. При этом взаимодействие культур бывает как добровольным, так и принудительным.

Особенности «межкультурной коммуникации»

Термин «межкультурная коммуникация» впервые был использован в 1954 году в работе Г. Трейгера и Э. Холла «Культура и коммуникация. Модель анализа». По мнению этих авторов, межкультурной коммуникацией следовало называть «идеальную цель, к которой должен стремиться человек в своем желании как можно лучше и эффективнее адаптироваться к окружающему миру».

В тот период времени культуру рассматривали как стабильную систему норм, правил, ценностей, структур. Совокупность этих элементов составляла национальную культуру.
В современном мире культуру исследуют с точки зрения динамики. Динамическая основа культуры заключается в ее возможности изменяться в зависимости от социальной обстановки

Исследованием термина «межкультурная коммуникация» занимаются многие дисциплины, к примеру, культурология, философия, психология, лингвистика, социология и т.п. В настоящее время сложилось несколько определений этого термина, сформулированных различными исследователями.

А. П. Садохин полагал, что межкультурная коммуникация – это совокупность разнообразных форм взаимоотношений между представителями разных культур.

Т.Б. Фрик рассматривает межкультурную коммуникацию как общение представителей разных культур.

Советский и российский философ В.С. Библер дает следующее толкование термина «межкультурная коммуникация» – это коммуникация, в результате которой рождается «новый всеобщий социум культуры».

Межкультурная коммуникация в некоторых случаях сталкивается с определенными барьерами. В частности:

Поэтому на сегодняшний день по-прежнему актуальным является поиск решения на вопрос о преодолении и устранении барьеров межкультурной коммуникации.

Т. Н. Персикова выделила три основные особенности осуществления процесса межкультурной коммуникации:

Источник

Взаимодействие культур: диалог культур

Проблемами диалога занимались в социолингвистике (Л. Щерба, Л. Якубинский), литературной и философской герменевтике (Х. Гадамер), феноменологии (Х. Гуссерль, М. Мамардашвили), фундаментальной онтологии (М. Хайдеггер), литературоведении и семиотике (А. Аверинцев, М. Бахтин, М. Лакшин, Ю. Лотман), в основах коммуникации (А. Моль, В. Борев) и т.д. Взаимодействие культур исследовали К.Леви-Стросс, Г. Хершковец, С. Артановский, С. Арутюнов, Б. Ерасов, Л. Ионин, Н. Иконникова и другие. Межкультурное общение складывается по мере предметных пересечений, выстраиваемых деятельностью языка. Согласно Х. Гадамеру, диалог является своеобразной аппликацией своего и чужого.

1. Cинтез, слияние разных точек зрения или позиций в одну общую.

2. “При диалогической встрече двух культур они не сливаются и не смешиваются, каждая сохраняет свое единство и открытую целостность, но они взаимно обогащаются”(7, c.360).

3.Диалог приводит к пониманию принципиальных различий между участниками этого процесса, когда “чем больше размежевания, тем лучше, но размежевания благожелательного. Без драк на меже”.

В. Сагатовский выделяет и четвертое возможное последствие несостоявшегося диалога: “договориться не удалось, позиции оказались несовместимыми, затронуты принципиальные интересы, возможно (а иногда и необходимо) недиалогическое столкновение сторон” (9, c. 22). Препятствиями в диалоге могут служить разнонаправленные системы ценностей, что, конечно затрудняет диалог и некоторые культуры неохотно вступают в контакты с другими культурами.

Взаимодействие является одной из важных движущих сил процесса развития национальных культур. Оно становится основой специфического отражения объективной действительности, реальности. Духовная культура, отражая и осваивая конкретную действительность, тем самым постигает внутренний смысл явлений жизни. Отражение жизни и составляет основу взаимодействия культур. Вне взаимодействия с другими культурами не может существовать полноценно национальная культура. Изоляция одной культуры от соседних близких и дальних, всегда сказывается негативно на собственном национальном достоинстве и на национальном престиже. Взаимодействие ведет к умножению опыта не только своей национальной культуры, но и других культур, показывает на возможность бесконечного и неисчерпаемого познания и художественного воплощения действительности. Взаимодействие направляет и способствует осуществлению творческих поисков художника, оно не только условие для проявления таланта, но и условие его формирования.

Если до конца 80-х годов основной тенденцией во взаимодействии культур было стремление к их синтезированию, то с 90-х годов преобладание получает плюрализм культур, признание реального многообразия культурно-исторических систем и диалогические принципы их взаимодействия. Но концепция этноплюрализма принимает во внимание интересы и права народов как этнокультурных общностей, а не индивидуумов, как это характерно для либерального подхода. Вообще процессы взаимодействия культур более сложные, чем понималось раньше, когда считали, что идет прямая “перекачка” достижений высокоразвитой культуры в менее развитую, что логично подводило к выводу о взаимодействии культур как источнике прогресса. Сейчас активно исследуется вопрос о границах культуры, о её ядре и периферии.

С. Ларченко и С. Еремин подразделяют все взаимодействия на три типа: 1. непосредственные межкультурные взаимодействия; 2. взаимодействия посредничества; 3.взаимодействия социальных организмов, находящихся на разных ступенях формационного развития. Отсюда вывод, что не социально-экономические основания лежат в основе своеобразия культур, их особенности надо искать не вовне, а внутри культур, исследуя процессы их складывания и функционирования (11, c. 164). Н. Коновалова в диссертационном исследовании “Диалог Востока и Запада как творческое соизмерение культур (историко-методологический анализ) считает, что в основе межличностного взаимодействия всегда лежат социокультурные основания. Межкультурные взаимодействия не могут протекать иначе, чем через взаимодействие индивидуальных мировоззрений. А. Аблажей в своей диссертации “Методологический анализ проблемы взаимодействия культур, защищенной в 1994 году в Новосибирске, делает такой вывод. Межкультурные взаимодействия возможны, но они не носят закономерного характера с точки зрения источника развития той или иной культуры. Механизм взаимодействия носит сложный, многоуровневый характер. Возможность контактов и взаимодействий между культурами связано с единством их структуры, когда главную роль в области сближения культуры играют мифология, язык, религия, искусство, наука. Сейчас проблемами диалога культур стали активно заниматься исследователи разных наук.

Категория “взаимодействие” применительно к национальным культурам, является родовым по отношению к “взаимовлиянию”, “взаимообогащению”. “Взаимодействие” подчеркивает активное, интенсивное отношение между культурами в процессе их развития. Категория “взаимосвязь” имеет оттенок стабильности, статичности, поэтому она не в полной мере отражает всего многообразия и результата отношений между культурами. Если “взаимосвязь” фиксирует отношения между культурами, то “взаимодействие” отмечает активный процесс этого отношения. Методологическое значение категории “взаимодействие” в том, что оно позволяет во всем объеме понять процесс развития национальных культур. Категория “взаимовлияние” может быть понята как одна сторона, один из результатов “взаимодействия”. В ней нет указания на характер воздействия одной национальной культуры на другую. “Взаимовлияние” включает в себя обращение представителей и той или иной национальной культуры к определенным сторонам действительности, темам, образам. “Взаимовлияние” выражает и практику освоения новых для данной национальной культуры приемов и средств художественного воплощения. Оно включает и психологический аспект: возбуждение творческой энергии в результате восприятия художественных ценностей, созданных другой национальной культурой.

Категория “взаимообогащение” национальных культур несколько уже категории “взаимовлияние”, так как последняя включает учет и отрицательного опыта. “Взаимообогащение” означает процесс возрастания мастерства художественного освоения действительности, стимулирования творческой активности и использовании духовных ценностей, созданных другой национальной культурой.

Обмен духовными ценностями, знакомство с достижениями культуры других народов обогащает личность. Сердцевиной деятельности субъекта культуры, в процессе которой изменяется он сам, изменяя, развивая при этом состояние, содержание национальной культуры. Взаимодействие культур происходит и на уровне межличностного общения, так как в ощущении реализуются общезначимые ценности культур. Межличностное общение, расширяя источники социальной и культурной информации, тем самым может выступить важным фактором в преодолении стереотипизированного мышления и этим способствует взаимообогащению духовного облика людей.

Взаимообогащение национальных культур в плане восприятия инонациональных ценностей происходит на неодинаковом уровне. В одном случае предполагаемое инонациональное произведение культуры воспринимается как инонациональное и не становится фактором национального сознания, самосознания, не входит в ценностную систему духовного мира личности. На более высоком уровне взаимообогащения национальных культур не ограничивается просто ознакомлением с инонациональным произведением искусства, а происходит творчество нового на основе собственно национального и познания инонационального. В таких случаях инонациональные ценности входят в национальное самосознание, обогащают духовный мир личности.

Рефлексия гуманитарного познания имеет диалогическую природу. Человек вступает в диалог не только с другим человеком. Он вступает в диалогические отношения и с самим собой как с “другим”, обращая своё сознание не только на себя, но и к себе. Сопоставляя своё сознание с сознанием “другого” в диалоге, человек познает себя как “другого” и “другого” как себя, что и обуславливает саморазвитие сознания личности и обеспечивает её культурное возвышение. Диалог культур реализуется в индивидуальном мыслительном процессе как диалог индивидуальностей. Изучение языка это есть лучшее понимание иной культуры. Часто скрытая потребность в удовлетворении общекультурных интересов при изучении языка ведет к развитию новых мотивов, непосредственно связанных с содержанием обучения: познание культуры другого народа в широком ее понимании через язык. Влияние нужно рассматривать как творческий процесс, по ходу которого чужое наследие становится неотъемлемой частью собственного духовного опыта. Влияние редко бывает случайным и, в конечном счете, зависит от потребителей, встречных движений.

М. Бахтин наметил новую методологию гуманитарного знания, утвердил центральное значение диалога в культуре, многоголосия культур, способствовал появлению ряда исследователей диалога культур ( А. Баткин, Г. Бирюкова, М. Каган, В. Маклин, Н. Перлина и другие). Появилась “школа диалога культур” (В.Библер). В трудах В. Библера тема диалога истолковывается как диалогическая настроенность на взаимодействие противоположностей. Комуникативная этика Хабермаса предполагала, что в диалоге рождается истина, которая и оказывается основой понимания.

До недавнего времени диалогу придавалась преимущественно литературно-философская форма. Но как философский термин “диалог” начал выделяться только в самое последнее время. В Новейшем философском словаре, изданном в Минске в 1999 году, диалог понимается как “. информативное и экзистенциальное взаимодействие между коммуницирующими сторонами, посредством которого происходит понимание” (12, с. 9-10) Г. Бирюкова в своем диссертационном исследовании “Диалог: социально-философский анализ” даёт следующее определение: “Диалог есть самонастраивающаяся адаптивная система коммуникации, где возникает феномен “пространства коммуникативной соотнесенности” и, стало быть, возникает само понимание. диалог предстает собой способ выяснения и понимания индивидами идей общего блага с целью обеспечения совместных условий для самореализации” (с.9-10).

Диалог культур был и остается главным в развитии человечества. На протяжении веков и тысячелетий происходило взаимообогащение культур, из которых складывалась уникальная мозаика человеческой цивилизации. Процесс взаимодействия, диалога культур носит сложный и неравномерный характер. Потому что не все структуры, элементы национальной культуры активны для усвоения накопленных творческих ценностей. Наиболее активный процесс диалога культур происходит при усвоении близких тому или иному типу национального мышления художественных ценностей. Конечно, многое зависит от соотношения стадий развития культуры, от накопленного опыта. Внутри каждой национальной культуры дифференцированно развиваются различные компоненты культуры.

11. Ларченко С.Г. Социальные детерминации этнокультурного развития.- Новосибирск, 1999.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *