чаша иуды что это
Тайна Чаши Святого Грааля. Крым. эРКод
Как известно на Тайной вечере Исус Христос в последний раз причастил своих учеников из Чаши виноградным соком. (Кроме Иуды, который в это самое время бежал предавать Христа.) Сам же Исус восемь дней постился перед распятием.
И вот здесь ясно и понятно, что вряд ли без подробных указаний Самого Христа Иосиф рискнул прилюдно собирать ЕГО кровь на Голгофе!
Значит всё это было подробно ОГОВОРЕНО ИМИ заранее.
И здесь вполне очевидно и ясно, что Иосиф также был на Тайной вечере! (На что богословы не обратили вообще никакого внимания.) И более того Тайная вечеря и проходила в доме друга Христа, в доме Иосифа Аримофейского!
После распятия Христа Чаша то появлялась, то исчезала. Какое-то историческое время она хранилась в храме Сиона, построенном на месте где проходила Тайная вечеря. Есть надуманный британский след Чаши, но при этом сказочном описании её путешествия нет главного – самой Чаши! Более же вероятен русский след! Ананербе искала Чашу в Крыму! И фашисты прекрасно знали где её искать! Специалисты Ананербе – лучшие радиоэстезисты этой организации на карте локализовали район поисков Чаши Грааля в районе горного Крыма.
(Кстати, целые куски горного Крыма распродаются. Ещё тот вопрос! Многие уникальные пещеры Крыма не изучены. Входы завалены камнями или же умышленно взорваны. Есть пещеры идущие под дном Чёрного моря в Турцию, однако непроходимые и также заваленные, затопленные и пр.)
Идём дальше. Из огромного количества окружающих нас предметов быта, и в частности той же посуды, в течении своей жизни я едва нашёл несколько предметов условно или отдалённо напоминающих по своим целебным формам и свойствам Чашу Святого Грааля. Три – четыре предмета на фоне тысяч и тысяч? Согласитесь, это до странного очень и очень мало! Это вообще ничто – для человеческой цивилизации и опосредованно для каждого из нас! Вот такой феномен или парадокс – как угодно! Что за пустота на ровном месте? Те поделки под Чашу Грааля, что имеются в христианском мире, богато украшенные, отделанные снаружи, (их фото можно увидеть в интернете) собственно и по этому внешнему признаку Чашей Грааля не являются.
И мы понимаем, что разнополярные чаши для приготовления живой или мёртвой воды были в арсенале древних целителей! Благонесущие чаши, посуда были ценностью в быту, в любой семье. И по теме наших исследований мы несомненно имеем в виду благонесущую Чашу для приготовления Живой воды, Чашу, которую Иосиф Аримофейский на Тайной вечере поставил перед Христом! Именно целебную Чашу – как наиболее ценную из всего, что имел. А разве вы сами не поставите для дорогого гостя лучшую посуду из той, что имеете?
Однако же теперь перейдём к тому, что нас сразу приведёт к конкретизации цели поиска, исследований. И поможет нам в этом просмотр ролика в ютубе. Можно просмотреть и весь ролик, а нам нужно конкретно взглянуть на золотую чашу поднятую со дна моря, с затонувшего в 17-м веке испанского галеона. Эта чаша хранится в морском музее семейства Фишеров, во Флориде! Но сами владельцы чаши без понятия о том, что имеют. И все их фантазии о безоаровом камне в чаше, предупреждающем владельца если вино отравлено, не имеют, и это понятно, ничего общего с темой наших исследований.
Вот вы и сами видели некий праобраз (скифской) Чаши Грааля! И прекрасно понимаете, (а многие просто почувствовали при просмотре!) что это наиболее близко к той Чаше, в которую Иосиф Аримофейский собирал кровь Христа!
И здесь нужно упомянуть ещё одну особенность сокральных предметов – их копии также работают! Пусть и слабее по энергетике, но работают! Почему утонула Аточа? Возможно из этого дорогого кубка пил вино сам капитан, да ещё и ругался при этом не очень хорошими словами. Вот Провидение и решило опустить эту Чашу – праобраз Чаши Святого Грааля на дно моря. А так это было на самом деле – то Богу известно! Что-то утверждать мы не имеем права, разве, что предложить свой взгляд на это событие!
Чашу Любви и Света каждому!
Культ Ура (Сообщество)Культ Ура написал о КРЫМЕ.
Остров Тавруссия (совр. Крым) часто называли священным Островом Русов, так как именно здесь, впервые на планете, древние русы изобрели земледелие и виноградарство. Здесь же родились первые в мире мифы, ставшие основой всех последующих мифов древнего мира. Одни и те же боги и племена, названия гор, рек, городов и т.д. вскоре распространились из Тавруссии = Тавроссии по всему Черному и Средиземному морям. Именно здесь сложился литературный древнерусский язык, ставший основой всех современных, так называемых, I«индоевропейских языков». Именно этот древнерусский язык обнаружил со временем «основатель кириллицы» Кирилл, когда посетил Русскую Империю и неожиданно для себя установил, что все священные писания и не только они, давно уже переведены на русский язык и широко изданы, настолько повсеместно, что Кирилл в первом же русском небольшом провинциальном крымском городке с удивлением обнаружил «книги, писаные древнерусской письменностью». Именно от этого древнерусского языка и крымской древнерусской письменности родились со временем и известные критомикенская, древнегреческая, древнетроянская, древнеримская и другие письменности.
В 1998 г. группа исследователей во главе с В.Н. Тараном между Ялтой и Севастополем обнаружила свыше 37 подземных пирамид, погруженных в землю на 5—20 метров, в основном, вершиной вниз. Пирамиды сложены из известковых блоков длиной 2,5 м и высотой 1,5 м, обмазанных глиной со свинцом и жидким стеклом. Высота пирамид — 45 м, длина стороны основания — 72 м. Крымские пирамиды напоминают египетские, только намного древнее и некоторые пирамиды, например у Севастополя, соединены между собой подземными ходами. Это открытие свидетельствует, что Крым — это древнейший русский сакральный центр. Одно из назначений подземных полых увенченных пирамид — это конденсация священной влаги внутри стен, которая стекала затем в подземную лунку и по мере наполнения поднималась выше, откуда ее доставали жрецы и раздавали людям. Позже, после завоевания иудеями Крыма (3-е тыс. до н.э.), пирамиды стали строить небольшие и только для сбора воды (вплоть до 16 века).
Дополнение от Сергея Очкивского:
История Крыма хранит ещё много нераскрытых тайн. Даже в официальной истории христианства на Руси полуостров считается ЕГО КОЛЫБЕЛЬЮ. Это по легенде и крещение там крестителя древней Руси – Владимира. Здесь же и преданное забвению начало пути Андрея Первозванного, одного из 12 апостолов, которое подтверждается как отечественными, но и ЗАРУБЕЖНЫМИ историческими документами.
Надпись, присутствующая на распятиях Христа и даже упоминаемая в Евангелиях: «Исус Назарей, Царь Иудейский». Чем же можно объяснить слепоту исследователей, ведь здесь воочию видна реальная ХАЗАРИЯ, а не мифический городишко Назарет. Достаточно прочитать русскую Н, как латинскую букву. А если принять во внимание, что очень старые тексты писались одними согласными и огласовке НУЖНО НЕ ДОВЕРЯТЬ, то сведения о том, что мать Исуса были из ТиВиРиДии, говорит, что она была родом из ТАВРИДЫ – территория, в которую входил нынешний Крым ещё в романовской России. А в более
древние времена – это была часть Хазарии.
А как быть с фактами?
ТАВРЫ ПОКЛОНЯЛИСЬ БОЖЕСТВЕННОЙ ДЕВЕ! Страбон писал, что на мысе ПАРТЕНИТ у Аюдага стоял храм Девы. Таврские святилища Девы обнаружены в пещере Ени-Сала II у села Чайковское, в пещерах Кизил-Коба, в урочище Селим-Бек у Ялты. Культ Девы был распространен и в греческих городах-колониях на полуострове. Считается ныне, что этот культ относится к язычеству.
А почему тогда храм Девы у Аюдага находился на мысу, который называли ПАРТЕНИТ?
Деву Марию ведь именовали ПАРТЕНОС, то есть Непорочной. Мы видим, что «античные» наименования сохранили прямое указание на то, что крымские тавро-скифы
поклонялись именно Непорочной Деве, то есть Деве Марии.
С такой точки зрения становится понятно, почему православный центр Готской епархии(в Крыму) сначала находился в ПАРТЕНИТАХ, а позже им стал УСПЕНСКИЙ
МОНАСТЫРЬ, посвященным Успению Марии Богородицы, то есть Успению Непорочной
Девы = ПАРТЕНОС.
Если это всё вымысел, то как объяснить, что вблизи от Чуфут-Кале, столицы Крымского Ханства, НАХОДЯТСЯ УЩЕЛЬЕ МАРИИ, ГОРОД МАРИИ, ХРИСТИАНСКИЙ
НЕКРОПОЛЬ И СЛЕДЫ ХРИСТИАНСКОГО ХРАМА? Или что в Чуфут-Кале, Успенский монастырь и Бахчисарай приезжали на поклонение русские императоры и члены их семей? Бывали здесь и заграничные правители. Теперь мы начинаем понимать, в чем дело. Августейшие особы прибывали сюда, дабы почтить места, где жила и почила Мария Богородица. В то же время никто из русских венценосцев не ездил на поклонение в палестинский Иерусалим. Наверное, хорошо понимали, что поклоняться там нечему.
Мыс Фиолент также был местом паломничества многих царственных и знатных особ. С
двух сторон от входа в Георгиевский монастырь помещены мраморные плиты с текстами, где перечислены царственные особы, посетившие обитель.
Существует и устойчивая легенда о долговременном нахождении в Крыму некой святыни
– ЗОЛОТОЙ КОЛЫБЕЛИ. А в книге «Легенды и предания крымских караимов» прямо
говорится, что в этой Колыбели вырос Спаситель Мира. То есть Христос. Ведь караимы (тюрко-язычный народ, исповедовавший иудаизм) издревле не теряли духовной связи с Иерусалимом. Некоторые ученые уже давно придерживаются гипотезы караимского происхождения девы Марии.
Рекомендую также посмотреть ролик в ютубе:
Таинственные узоры Атлантиды – шифры великой памяти
Узоры и орнаменты Атлантиды – это величайшее изобретение Мастеров, ответственных за сохранение Универсального Знания и Опыта. Орнаменты Атлантиды созданы Жрецами – Хранителями таким образом, что рисунок этих орнаментов хранит в себе в настоящем моменте весь объем Памяти и Знания Атлантиды, накопленных с момента ее сотворения. Узор Атлантиды создан таким образом, что при минимальном соприкосновении с ним, память активизируется и начинает разматывать драгоценный клубок образов и воспоминаний. Эти орнаменты являются ключами! Они открывают подсознание и активируют память! Такими свойствами и задачей обладают все орнаменты и узоры Великой страны, цивилизации. Узоры являются матрицей самой Атлантиды. И, пока они живы, жива сама Атлантида. Даже если ее орнаменты исчезли, на какое-то время из пространства физической реальности, то они присутствуют в генетической памяти человечества и могут быть активированы и восприняты миллионами людей. Но это еще не вся тайна этих узоров.
Орнаменты удивительной красоты – такие, на которые не смотреть невозможно – непрерывно изливали в пространство энергию времени, чистоты, здоровья, изобилия, вечности, совершенной Любви и Истинной Красоты. Все, кто соприкасался с этими узорами, воспринимали Знание напрямую. А так же впитывали необходимый объем энергии самого рисунка, достаточный для того, чтобы использовать практически полученное Знание. Узоры Атлантиды рождены Бесконечностью. Они таят в себе непрерывность Жизни и неисчерпаемость Времени. Для каждой цели есть определенный орнамент. Для каждого чувства и желания – свой узор. Мантры в виде узоров-кодов присутствовали везде и во всем и творили процветание. Главный принцип сотворения гармоничного Времени – Красота.
Атлантида – мир Красоты, которая не утрачена, но забыта. Но ее можно воскресить, и воскреснет она поистине усовершенствованной и преображенной. Каждый орнамент Атлантиды хранит в себе числовую матрицу той цели, для которой он создан. Но все узоры генерируют энергию Жизни и Времени. Просто вспоминание и воспроизведение этих узоров приведет вас к прозрению и вспоминанию самих себя. Песни, мантры и молитвы могут быть записаны в виде орнамента. Причем вписаны в него будут все октавы и полутона молитвы и каждое слово. Используя животворящие орнаменты Атлантиды можно исцелить все тела и души Земли, исцелить саму планету, ее Время и Пространство и активировать древнюю память Космических Мастеров. Ибо орнаменты Атлантиды – есть сама Атлантида.
Воистину, возвращение памяти начнется с них. А с ними вернется и вся реальность Возлюбленной Атлантиды. Земной Атлантиды – той, которую любим мы все.
Узоры Атлантиды
(продолжение)
Все орнаменты Атлантиды имеют магнетическую природу. Они разработаны таким образом, что благодаря их удивительной красоте, от них невозможно отвести взгляд. На них хочется смотреть снова и снова, разглядывать их, любоваться ими, благодаря чему смысловая подоплека орнамента, активно воздействует на подсознание человека и корректирует его таким образом, чтобы впоследствии оно, используя базу данных, загруженной посредством того или иного орнамента, информации, генерировало желаемую реальность. Каждый орнамент, созданный Мастером с определенной целью, является ассоциативной цепочкой – сплетением символов. Символами так же являются цвета и числа, которые могут выполнять роль усилителей орнамента и самих символов, из которых он создан.
Например, если вам необходима энергия вечной молодости, для вас, причем строго индивидуально, жрецом разрабатывался специальный орнамент, несущий энергию и информацию бесконечного времени. Подсознание способно прочесть любые символы и, читая орнамент вечной молодости, который мог быть размещен на посуде, одежде, стенах и дверях, т.е. во всех местах, по которым каждый день скользит ваш взгляд, оно впитывало каждый день энергию и информацию вечного времени, благодаря чему происходила подстройка магнитных полей физических органов и клеток тела, которая обращала поток внутреннего времени вспять и делала этот процесс бесконечным. Более того, те, кто владел искусством сплетения информации и энергии в прекрасные, гармонизирующие пространство и время, узоры, никогда не скрывали эти технологии от других существ, но, напротив, обучали этому искусству всех желающих и нуждающихся. Например, если бы вы пришли в храм за орнаментом Красоты, то вышли бы из этого храма, овладев искусством создания орнамента Красоты, причем разных его вариантов. А впридачу получили бы еще технологию создания орнаментов изобилия. Все храмы и мосты, дороги, лестницы и фонтаны, а так же одежда, посуда и инструменты древнейшего народа были украшены удивительными узорами, главная цель которых заключалась в сохранении и накоплении Мастерства, Времени и Процветания.
И знайте, что ныне, когда вам захочется провести эксперимент и попытаться вспомнить свое умение, свое атлантическое искусство, когда вы возьмете чистый белый лист бумаги и простой карандаш и начнете выводить им причудливые и непонятые вами пока завитки, вы тем самым подключите свое сознание и подсознание, свое сердце и свою Любовь к Величайшему Космическому Движению – Возрождению Атлантиды. Когда вы будете отстраненно чиркать своим простым карандашом по белому листу бумаги, не надеясь особо на то, что что-то из этого получится и совершенно не чувствуя и не осознавая своей атлантической памяти, знайте – вы тем самым материализуете Древнюю Атлантиду прямо здесь и прямо сейчас, в этой вашей реальности. Каждым движением руки, каждым витком вашего карандаша. Так позвольте же рисовать вашему сердцу. Пусть карандаш легко и спокойно скользит по бумаге и делает то, чего хочет ваше сердце и ваша память. Позвольте прекрасному таланту вашей удивительной ДНК вылиться наружу и сотворить из забвения ваш Светлый и Чистый, Спокойный и Вечный, наполненный Изобилием и Красотой, желанный сердцу, Дом.
Мастер Магнетизма, Крайон
Грааль
Свято́й Граа́ль — загадочный христианский артефакт, обретённый и утерянный. Слова «Святой Грааль» часто используются в переносном смысле как обозначение какой-либо заветной цели, часто недостижимой или труднодостижимой.
Содержание
Происхождение Грааля
Считается, что в основе легенды лежит христианский апокриф о прибытии в Британию Иосифа Аримафейского. По другой версии, у этой легенды местные корни, уходящие в мифологию древних кельтов. Третьи считают, что сказание о Граале связано с тайным оккультным обществом, основанным в незапамятные времена и обладающим сокровенным знанием, которое передаётся из поколения в поколение.
Природа Грааля
Испивший из чаши Грааля получает прощение грехов, вечную жизнь и т. д. В некоторых версиях даже близкое созерцание дает бессмертие на некоторое время, а также различные блага в виде еды, питья и т. п. (по книге Вольфрама Фон Эшенбаха «Парцифаль»).
Поиски Грааля
В средневековых романах о Персифале главный герой ищет и находит волшебный замок Мунсальвеш, в котором под охраной тамплиеров хранится Грааль. Несомненно, что это представление основано на легендах, существующих и поныне, что хранителями Грааля являются тамплиеры.
В средневековой литературе
В романе Вольфрама Фон Эшенбаха «Парсиваль» Грааль — это камень:
В другом месте Эшенбах упоминает один из катарских обрядов:
«В тот же день к Граалю приходит известие, в котором заложена огромнейшая сила. Сегодная Святая Пятница, и все ждут, когда с небес спустится голубка. Она приносит маленькую облатку и оставляет её на камне. Затем, сверкая белизной, голубка вновь взмывает в небеса. Всегда в Святую Пятницу она приносит к Граалю то, от чего Грааль обретает нежное благоухание…»
Томас Мэлори, писавший о рыцарях Круглого стола, тоже упоминает чашу Грааль:
«Но вот очутилась в зале Священная чаша Грааль под белым парчовым покровом, однако никому не дано было видеть её и ту, что её внесла. Только наполнилась зала сладостными ароматами, и перед каждым рыцарем оказались яства и напитки, какие были ему более всего по вкусу».
Его Грааль, похоже, выполняет роль рога изобилия.
Артуровский цикл
В артуровском цикле Грааль появляется во французском куртуазном романе — впервые у Кретьена де Труа в книге «Персеваль, или Легенда о Граале».
Галахад считается святым рыцарем, единственным человеком, которому удалось добыть Грааль. С детства воспитанный монахами в целомудрии и праведной жизни, Галахад заслужил прикоснуться к святыне. После этого он был вознесен на небо как святой.
Список произведений
Конспирологическое представление о Граале
Поиски настоящего значения слова «Грааль» вызывают огромное количество спекуляций. Основные варианты:
Волшебные чаши в других мифах
В тех же кельтских преданиях есть и другой миф, связанный с камнем Граалем. Это был особый камень, который умел кричать. Криком он признавал истинного короля и был установлен в столице Ирландии Таре.
В современной литературе
О Граале говорится в нашумевшем романе Дэна Брауна «Код да Винчи». Известна также книга Майкла Бейджента, Ричарда Ли и Генри Линкольна «Тайна Святой Крови и Святого Грааля», авторы которой подали в суд на Дэна Брауна за то, что тот попросту «списал» у них.
В поп-культуре
В кинематографе
См. также
Литература
Ссылки
Герои Артуровского цикла
Полезное
Смотреть что такое «Грааль» в других словарях:
ГРААЛЬ — (старофранц. Graal, Grâl, лат. Gradalis), святой Грааль (Sangreal, Sankgreal), в западноевропейских средневековых легендах таинственный сосуд, ради приближения к которому и приобщения его благим действиям рыцари совершают свои подвиги. Обычно… … Энциклопедия мифологии
ГРААЛЬ — древнефранц. graal. от средневеков. gradalis, лат. cratalis, от греч. krater, большой сосуд, в котором смешивали вино с водою. Чаша, сделанная, как говорит средневековое сказание, из светящегося драгоценного камня и употребленная Христом за… … Словарь иностранных слов русского языка
ГРААЛЬ — в западноевропейских средневековых легендах таинственный сосуд, ради приближения к которому и приобщения к его благим действиям рыцари совершают свои подвиги. Считалось, что это чаша с кровью распятого Иисуса Христа или чаша для причащения,… … Большой Энциклопедический словарь
Грааль — (старофраиц. Graal, Gral, лат. Gradalis), святой Грааль (Sangreal, Sankgreal), в западно европейских средневековых легендах таинственный сосуд, ради приближения к которому и приобщения его благим действиям рыцари совершают свои подвиги. Обычно… … Энциклопедия культурологии
грааль — я, м. graal m. <ср. лат. Чаша из светлого камня, якобы употребленная Христом за тайной вечерей. Михельсон 1888 … Исторический словарь галлицизмов русского языка
ГРААЛЬ — Легенды о Граале возникли в Средние века как составная часть Артуровских легенд, в письменной литературе появились на территории Франции в 12 в. Искатели Грааля Персеваль, Гавейн, Ланселот, Борс, Галахад все рыцари короля Артура, отправлявшиеся в … Энциклопедия Кольера
Грааль — Чудесный кормилец, тарелка или сосуд, обладающий способностью исполнять любые желания, чтобы каждый рыцарь мог поесть и попить, сколько его душе угодно. Магический Камень (lapis exilis), вдыхающий новую жизнь в Феникса и дающий вечную юность тем … Словарь символов
грааль — Согласно некоторым источникам. Святой Грааль это чаша, из которой Иисус Христос пил во время Тайной вечери. По другим источникам, Святой Грааль чаша, в которую была собрана кровь, пролившаяся из раны Иисуса Христа, которую нанес ему центурион (в… … Кельтская мифология. Энциклопедия
ГРААЛЬ — символ бессмертия, духовной чистоты, мистический центр Земли. Трансформированные в рамках христианской культуры кельтские легенды о Граале были распространены в Испании, Франции, Германии, Англии, Исландии и других странах. По различным версиям… … Символы, знаки, эмблемы. Энциклопедия
грааль — в западноевропейских средневековых легендах таинственный сосуд, ради приближения к которому и приобщения к его благим действиям рыцари совершают свои подвиги. Считалось, что эта чаша с кровью распятого Иисуса Христа или чаша для причащения,… … Энциклопедический словарь
Святой Грааль: что это и где его найти
Кубок, блюдо, котёл, камень или женщина? А может быть, лестница или ключ к Царству Небесному? Что он такое — Святой Грааль? Начиная с XII века версий по его поводу было множество. А он сам, затерявшись где-то между всеми версиями, остаётся тем, чем был в авантюрном пространстве-времени рыцарских романов: недостижимой целью духовного поиска, который по определению не может быть завершён.
Смотрите также
Читаем волшебный рассказ Нила Геймана «Сказание о странствующем рыцаре»
«Святой Грааль отыскала миссис Уайтекер. Под старым пальто на меху…»
В посудной лавке
Странности вокруг Грааля начинаются с его названия. Современное английское слово grail в староанглийском писалось именно так, как мы привыкли его слышать, — graal. Пришло оно из старофранцузского, где graal или greal означало кубок или чашу, изготовленную из дерева, металла либо глины. В прочих родственных языках — старопровансальском, старокаталанском и разнообразных диалектах, которые были распространены на территории современной Франции, — похожие слова обозначали другие типы сосудов.
Все они, по наиболее популярной версии, происходят от латинского gradalis, которое, в свою очередь, происходит от древнегреческого krater (большой сосуд с широким горлом, используемый для смешивания вина с водой). Альтернативные версии возводят слово graal либо к слову cratis — «плетёная корзина», либо к gradus — «порядок»: так называли различные типы посуды для еды, подающейся к столу по определённому расписанию.
Вот так привычная нам чаша для вина превратилась не то в большой сосуд, из которого это вино разливали, не то в целый сервиз. И в зависимости от того, когда Грааль появился в европейской мифологии, он мог быть тем или иным типом посуды — для вина, для еды или вообще для приготовления пищи либо напитков.
Так пьют из Грааля или едят? Из наиболее вероятного предшественника этого кубка — магического котла из кельтской мифологии — как правило, ели. По легенде, дети богини Дану, волшебный народ Туата Де Дананн, принесли с собой на землю четыре чудесные реликвии: котёл, камень, копьё и меч. Котёл давал вечное изобилие — от него никто не уходил голодным. Подобным свойством обладало блюдо Риддерха — полулегендарного короля бриттского королевства Страйклайд. Это блюдо, по преданию, могло накормить своего владельца любой едой, какую бы он ни пожелал. Кстати, рыцарские романы приписывают Граалю и это свойство тоже. А вот у короля-великана Брана Благословенного (имя Бран, по некоторым источникам, носит Король-рыбак, хранитель Святого Грааля) имелся котёл, в котором оживали мёртвые.
Особое место среди кельтских котлов занимает котёл Керидвен, богини плодородия. По легенде, она варила в нём напиток мудрости для своего уродливого сына Афаггду, однако второй её сын (по другой версии — мальчик-слуга) Гвион Бах по случайности отведал именно те три капли этого напитка, которые обладали волшебным свойством. Разъярённая богиня съела своего сына, превратившегося в зёрнышко. Однако в её чреве он переродился и появился на свет легендарным бардом Талиесином — иногда его отождествляют с волшебником Мерлином. Котёл Керидвен — или другой волшебный котёл — хранился в загробном мире Аннун, странствие по которому описано в древней валлийской поэме «Сокровища Аннуна», а позже — в знаменитом сборнике кельтских легенд «Мабиногион». Это путешествие в поисках котла — похоже, самая ранняя версия «квеста Грааля».
Первое явление Святого Грааля в литературе обошлось без больших букв. Кретьен де Труа, автор неоконченной поэмы «Персиваль, или Повесть о граале» (между 1180 и 1191), упоминает некий богато украшенный сосуд (un graal, имя нарицательное), который главный герой видит в замке Короля-рыбака. Рыцарь Персиваль, обедая с Королём в заколдованном дворце, наблюдает странную процессию, шествующую через зал: юноша несёт окровавленное копьё, двое мальчиков — канделябры, и последней идёт дева с этим самым граалем с маленькой буквы.
Кретьен де Труа был поэтом-трубадуром, полжизни провёл при дворе Марии Шампанской, а последние годы — при дворе Филипа, графа Фландрии. В диалектах его современников слово graal означало большое плоское блюдо, на котором обычно подавали к столу рыбу. В поэме Персиваль замечает, что вместо рыбы на блюде, которое несёт таинственная дева, лежит облатка для причастия. Но так как Персиваля предупредили ничему не удивляться и ни о чём не спрашивать, он не интересуется назначением этой процессии. И лишь позднее узнаёт, что если бы он задал правильный вопрос («Кому предназначено это блюдо?»), то замок Короля-рыбака перестал бы быть зачарованным, а сам правитель исцелился бы от своей давней незаживающей раны.
Персиваль при дворе Короля-Рыбака
Итак, в ранних текстах грааль — это некий волшебный сосуд, обладающий чудесными свойствами, но не более того. Однако практически одновременно с поэмой Кретьена де Труа появляется цикл романов некоего Робера де Борона, где образ Святого Грааля (уже с больших букв и в единственном экземпляре) становится не эпизодическим, а центральным. Он соединяет судьбы трёх легендарных персонажей: святого Иосифа Аримафейского, короля Артура и Персиваля.
Именно святой Иосиф, по версии де Борона, заварил всю эту кашу с поисками Грааля. Он привёз на Запад чашу, из которой пил Христос во время Тайной Вечери и в которую была собрана кровь из его раны, когда он умирал на кресте. Если верить автору, когда Иосиф Аримафейский был заключён в тюрьму за свои убеждения, к нему явился Иисус и преподнёс ту самую чашу. Он же открыл святому, что его миссия — основать на Земле своего рода филиал Тайной Вечери: особый стол, вокруг которого будут собираться самые достойные и истинно верующие люди. Иначе говоря, идея Круглого Стола, по мнению Борона, принадлежала не Мерлину и не Артуру. Это вполне логично для эпохи: кельтские корни легенд об Артуре и его рыцарях окончательно утратили актуальность, на смену языческой мистике пришла христианская.
Кубок для чемпиона
Грааль не случайно стал Святым и получил свою большую букву именно на рубеже XII-XIII веков. В культуре это было время перехода от ранней готики к высокой — не только в архитектуре, но прежде всего в богословии, которое в Средние века заменяло философию. Пока крестовые походы обогащали церковь (и литературу, породив основу для рыцарского романа), религиозные мыслители углублялись в тонкие материи отношений человека с Богом посредством христианской церкви. Богослужения становились пышнее, музыка — затейливее, богословские тексты — сложнее.
Служение сюзерену и Прекрасной Даме (куртуазная любовь) приравнивалось к служению Богу и Деве Марии, а рыцарские ордена немногим отличались от монашеских. Привычные вещи, «подсвеченные» религиозными метафорами, обретали сакральное значение. Именно так мыслили люди средневековья — за материальным миром им всегда виделся возвышенный, духовный, и любое действие имело последствия не только на земле, но и на небесах.
В 1239 году король Людовик Святой начал свозить в Париж с Востока, из разграбленного крестоносцами Константинополя, священные христианские реликвии — так называемые Орудия Страстей. Это все предметы, имеющие отношение к пыткам и казни Иисуса Христа, от тернового венца до кошеля с тридцатью сребрениками Иуды. Людовику удалось обрести немало таких реликвий, но чаши, в которую была собрана кровь Христа, среди них не было. Это сделало ещё более популярными легенды о её поиске.
Англия, которой тогда принадлежала часть территории современной Франции, поддерживала легенды артуровского цикла, по которым Грааль находился на Британских островах — по одной из версий, в аббатстве Гластонбери, куда якобы привёз чашу Иосиф Аримафейский. Соперничество Франции и Англии, выраженное не только на политическом, но и на религиозном уровне, в конце концов вылилось в Столетнюю войну. Можно сказать, что воевали славные рыцари в том числе и за Грааль.
Иосиф Аримафейский у тела Христа. В этой версии у него скорее не чаша, а целый тазик
Тайная Вечеря, символическим отображением которой стала христианская месса, завершающаяся причастием, была основой для мистических построений богословов. Этот эпизод Евангелий содержит в себе подсказку, как можно приобщиться к Богу, стать его частью. Вино и ритуальный хлеб во время причастия на символическом уровне действительно были кровью и плотью Христа, а потир (церковный сосуд для вина) — Святым Граалем.
Уже в романе немецкого поэта-мистика и, что немаловажно, рыцаря Вольфрама фон Эшенбаха «Парцифаль» (первая четверть XIII века) Святой Грааль — это вообще не посуда. Это Lapsit Exellis — «камень, упавший с небес» (метеорит?), обладающий всеми свойствами Грааля: он дарует пищу, возвращает мёртвых к жизни, делает своего владельца практически бессмертным. Грааль у фон Эшенбаха хранится в замке Мунсальвеш (в другой транслитерации — Монсальват, «гора спасения»), а охраняют его рыцари-храмовники. По мнению автора, обретение Грааля становится закономерным завершением всех странствий и подвигов героя.
Помимо Парцифаля, только три рыцаря из всех романов артуровского цикла обрели Святой Грааль — в разных текстах это Галахад, Борс и Гавейн (последний — только в малоизвестном немецком романе «Корона»). История Галахада подробно рассказана в «Вульгате» — самом полном своде артуровских легенд, созданном во Франции в XIII веке. Другое название «Вульгаты», отражающее её основное содержание, — «Ланселот-Грааль».
Галахад зрит Грааль
Галахад, согласно «Вульгате», был сыном Ланселота от Элейны, дочери Короля-Рыбака, которого здесь зовут Пелеас. Родился Галахад в результате обмана: опоённый колдовским зельем рыцарь принял Элейну за свою возлюбленную Гвиневеру. Непорочный и набожный юноша вместо своего грешного отца становится первым рыцарем, успешно завершившим «Квест Грааля». Да, именно в романах артуровского цикла слово «квест» впервые употребляется в привычном нам значении.
В «Вульгате» описано явление Святого Грааля — уже как символической вещи: он сам собой явился рыцарям Круглого Стола в тот день, когда ко двору прибыл и был посвящён в рыцари юный Галахад. Видение Грааля сопровождалось дивными ароматами, а все рыцари испытали такой невероятный душевный подъём, что из их глаз потекли слёзы.
Явление чаши Грааля рыцарям Круглого Стола
Замок, в котором хранится Грааль, по версии «Вульгаты» называется Корбеник — больше это название нигде не встречается. Когда Галахад обрёл Грааль, приняв его из рук самого Иосифа Аримафейского, он попросил Бога забрать его к себе на небо, считая, что на Земле ему уже делать нечего. После смерти благочестивого рыцаря с неба простёрлась рука, которая забрала и чашу. Больше её никто никогда не видел.
В XV веке история Артура и его рыцарей, взыскующих Грааль, обрела свой окончательный канон — грандиозный роман англичанина Томаса Мэлори «Смерть Артура», написанный главным образом на основе «Вульгаты», — и перестала прирастать новыми сюжетами. Наступило время интерпретаций — уже не только в рамках христианской культуры.
Почти сразу после того, как была написана и обрела бешеную популярность «Вульгата», некоторые средневековые комментаторы интерпретировали старофранцузское словосочетание San Graal («Святой Грааль») как созвучное ему sang réal — «королевская кровь». На этой игре слов впоследствии выстроилась самая известная псевдоисторическая спекуляция на тему Грааля — «Святая кровь и Священный Грааль» Майкла Бейджента, Ричарда Ли и Генри Линкольна. Согласно этой книге, Грааль на самом деле означал не сосуд, а династию, якобы основанную детьми Иисуса Христа и Марии Магдалины. Этой идеей воспользовался Дэн Браун, создавая свой знаменитый криптоисторический детектив «Код да Винчи», удостоившийся не только гигантских продаж, но и шумного негодования католической церкви (и, как следствие, ещё больших продаж).
Грааль на шесть персон
Настоящий археолог знает, как выглядит настоящий Грааль!
В фильме «Индиана Джонс и последний крестовый поход» главный герой должен был узнать Грааль среди нескольких десятков самых разнообразных чаш. Доктор Джонс верно рассудил, что сосуд, из которого Иисус пил на Тайной Вечере, должен быть кубком простого плотника, а не богато украшенной посудиной из драгоценных металлов. Однако все «Граали», которые всплывали в самые разные времена человеческой истории, были далеки от такого аскетизма. До наших дней дошли два (что интересно, оба признаны католической церковью как «тот самый Грааль» — видимо, на всякий случай), и совсем недавно наметился третий.
«Грааль» из Генуи (фото: gnuckx, общественное достояние)
В кафедральном соборе Сан-Лоренцо в Генуе хранится восьмигранная чаша — точнее, глубокая тарелка — из зелёного стекла, которое до XIX века считалось изумрудом, пока посудину не забрал в Париж Наполеон и она не вернулась повреждённой. Эту чашу то ли привезли из Первого крестового похода, то ли отвоевали где-то в Испании во время войны против мавров, где генуэзцы помогали королю Альфонсо VII.
В Валенсийском кафедральном соборе хранится чаша, сделанная из агата. Её нашли в монастыре в Каталонии, а туда её будто бы привёз Святой Лоренцо, который был родом из этих мест, — ему якобы вручил эту чашу папа Секст II. В Рим же Грааль привёз сам Святой Пётр. Как видите, никакой Иосиф Аримафейский в этой истории не фигурирует. Как, кстати, нет и указаний на то, что чаша, из которой пил Иисус на Тайной Вечере, и та, в которую была собрана его кровь, — это одна и та же чаша.
«Грааль» из Валенсии (фото: CucombreLibre, CC BY 2.0)
В начале 2014 года в Испании вышла книга историков Маргариты Торрес и Хосе Ортеги де Рио «Короли Грааля». Учёные на основе некоторых свеженайденных арабских рукописей утверждают, что настоящий Грааль был привезён в XI веке в испанский город Леон арабами, которые долгое время правили территорией Испании, и подарен испанскому королю Фернандо I в знак заключения мира мусульман с христианами. К арабам в Египет Грааль попал вместе с семьями первых христиан, спасавшихся от преследований.
Сейчас знаменитая реликвия известна под названием «Чаша доньи Урраки» (Уррака была дочерью Фернандо I) и хранится в базилике Сан-Исидоро. Эта ониксовая чаша с драгоценной оправой тоже не очень-то похожа на «кубок простого плотника» — впрочем, оправа могла появиться на ней намного позднее, как и на всех прочих знаменитых реликвиях.
Чаша донны Урраки. Индиана бы не одобрил
А в 1908 году на территории Турции, в Антиохии, был найден так называемый Антиохийский клад, в составе которого была искусно выполненная серебряная чаша, украшенная чеканкой. Антиохия была одним из центров раннего христианства — видимо, по этой причине чашу окрестили Святым Граалем и под этим именем экспонировали в музее Метрополитен в Нью-Йорке. Позже специалисты датировали чашу VI веком нашей эры, но до этого она успела породить новую волну интереса к легенде о Граале.
Грааль в кустах
Интерес к артуровским мифам вообще и к Граалю в частности вернули романтики XIX века, влюблённые в средневековье. Легенда о Граале была им особенно близка: поиски духовного совершенства, да и вообще сам процесс стремления к чему-то прекрасному и неведомому, — один из лейтмотивов романтизма.
В романе немца Новалиса «Генрих фон Офтердинген» главный герой видит во сне прекрасный голубой цветок и решает посвятить жизнь его поискам. Он ненадолго обретает этот цветок в своей возлюбленной, а когда она умирает — находит его в поэзии. Ничего религиозного в этой истории нет, но аналогия бесконечного путешествия в поисках «того — не знаю чего» очевидна. Именно романтики привнесли в мифологию Грааля идею о том, что священный сосуд может быть чем угодно — у каждого свой Грааль, как свой смысл жизни.
После того, как английский поэт Альфред Тенниссон изящным слогом пересказал историю короля Артура и его рыцарей в объёмном цикле поэм «Королевские идиллии» (1859–1885), миф о Граале прочно вошёл в массовую культуру. Художники создавали картины на рыцарские сюжеты, которые впоследствии затмили собой мифы. Знаменитый прерафаэлит, художник и поэт Данте Габриэль Россетти изобразил в образе девы Грааля свою возлюбленную Джейн Моррис.
Теннисон уже напрямую помещает Грааль не на земле, а в иных сферах. Персиваль, пересказывающий в его поэме историю поиска Святого Грааля, вспоминает, как после долгих скитаний встретил Галахада и увидел его поднимающимся в небеса на сияющей лодке, с бесплотным образом чаши Грааля над его головой, — и так понял, что доблестный рыцарь, обретя цель своих поисков, уже не принадлежит земному миру. Поэмы Теннисона полны сюрреалистических образов, символов и аллегорий — они уже со всей очевидностью изображают не реальное (или пытающееся казаться таковым) странствие, а метафорический «трип» в ином мире, в сфере духа.
Не остались в стороне и композиторы. Историю поисков Грааля пересказал Рихард Вагнер в своей последней опере «Парсифаль» (1882), основанной на повести Вольфрама фон Эшенбаха. Композитор сплёл вокруг приключений Парсифаля сложный сказочный сюжет, связанный с соперничеством рыцарей Круглого Стола и злого волшебника Клингзора за обладание Граалем. Прекрасная дева Кундри, которая служит Клингзору, одновременно и служительница Грааля, а также орудие соблазна для непорочного рыцаря.
Вагнер, вслед за своим учителем Шопенгауэром, считал плотскую страсть непреодолимым препятствием на пути к духовному совершенству. Поэтому в его опере Грааль означает высшую, духовную Вечную Женственность и противостоит телесному влечению, которое в Парсифале возбуждает Кундри — кающаяся грешница, переосмысление образа Марии Магдалины. Интересно, что в третьем акте Кундри опускается на колени перед Парсифалем, умащает ему ноги благовониями и утирает своими волосами — именно так, согласно Новому Завету, падала на колени перед Иисусом Магдалина. Рыцарь, достойный созерцать Грааль, должен быть подобен Христу — не больше и не меньше.
Хайнрих Хенсель в роли Парсифаля
Сам Вагнер считал «Парсифаля» не столько оперой, сколько религиозной мистерией, и разрешал ставить её только в своём собственном театре, причём на представлении было запрещено аплодировать. «Как может спектакль, в котором на сцене открыто явлены самые возвышенные таинства христианской религии, быть поставленным в театрах, где в остальные дни удобно разместилась фривольность?» — вопрошал композитор. Однако одновременно с христианскими в идеологию оперы просочились и восточные духовные ценности, модные в конце XIX века: Грааль воплощает не только приобщение к христианскому Богу, но и буддийское просветление.
Масла в огонь подлил немецкий религиозный философ Оскар Эрнст Бернхард, который в своей работе «В Свете Истины. Послание Грааля» (1931) описывает Грааль как ни много ни мало воплощение источника силы, необходимой для творения и поддержания мироздания. Бернхард, по собственному утверждению, не стремился создать новую религию, но культ вокруг его произведений всё равно образовался: после Второй мировой войны в Австрии появилось Международное движение Грааля, существующее до сих пор. Тоталитарной сектой его не назовёшь — это что-то вроде теософского движения для людей, увлечённых духовным развитием. Однако этот прецедент наглядно продемонстрировал, какой энергией оказался «заряжен» Грааль как символ.
В системе архетипов (первообразов коллективного бессознательного) Карла Густава Юнга и его последователей Грааль и вообще символ Чаши — один из образов Самости, духовной целостности, к которой бесконечно стремится душа человека, в конечном счёте — один из самых мощных символов в человеческой истории вообще. Это заставляет нас с особенным вниманием присматриваться к произведениям, в которых фигурирует Грааль, — особенно написанным в пост-юнгианскую эпоху.
«Король-рыбак» Терри Гиллиама
Юнгиански точная история об обретении Грааля рассказана в прекрасном фильме Терри Гиллиама «Король-рыбак» (1991). Совершенно в средневековом духе режиссёр рассказывает историю сумасшедшего бродяги Перри на двух повествовательных планах одновременно: на одном из них Перри и его новый друг Джек скитаются по реальному Нью-Йорку, на втором — по фантастическому миру артуровских легенд, в котором Перри, сошедший с ума после трагической гибели жены, мечтает найти Грааль. Его обретение приводит к тому, что Перри по-настоящему выздоравливает (как и легендарный Король-рыбак), — в мире, который проживается одновременно как настоящий и символический, иначе и быть не может. Многие психотерапевтические направления так и работают.
Конечно же, фантастическая литература с её любовью к квестовым сюжетам не обошлась без Грааля. Его ищут герои эпопеи Бернарда Корнуэлла «В поисках Грааля», действие которой происходит во время Столетней войны. Хранителями Грааля выступает семья фон Бек в Мультивселенной Майкла Муркока. Поиски Грааля переносятся в космос — в романе Сэмюэля Дилэни «Нова», в сериалах «Вавилон-5» и «Звёздные врата». Наконец, в море конспиролигических триллеров, наводнивших книжный рынок после «Кода да Винчи», поисками Грааля занимаются спецслужбы, безумные учёные и сыщики-любители. Времена изменились — для владения священной реликвией уже не нужны богобоязненность и душевная чистота.
«Ибо я считаю, что Грааль — женщина. Тому, чтобы её отыскать и завоевать, чтобы её понять, стоит посвятить много времени и усилий». Так заканчивает своё блистательное эссе «Мир короля Артура» Анджей Сапковский. Версия не лучше и не хуже других — потому что Грааль, как всегда, ускользает от тех, кто алчет его слишком жадно. И, может быть, честнее всех оказались вампиры из вселенной «Мира тьмы», которые приписывают ему невероятные свойства — от исцеления вампиризма до уничтожения всех вампиров сразу, но честно признаются, что понятия не имеют, что это такое на самом деле.
Пожалуй, тут та же история, что с буддийским просветлением: никто не знает, что это такое, но безошибочно отличит это состояние от множества других. Ибо каждый из нас — сам себе Персиваль, Галахад и Индиана Джонс, и если мы найдём свой Грааль, то уже ни с чем его не спутаем.