час вежливости доброе слово что ясный день
Классный час на тему:
«Доброе слово, что ясный день»
Помогать, детям осваивать формулы словесной вежливости, побуждать интересоваться смыслом слов.
Продолжать работу по обогащению словарного запаса слов.
Воспитывать вежливость и уважение к окружающим.
Виды детской деятельности : коммуникативная, познавательно-исследовательская, игровая.
Интеграция образовательных отраслей : «Познание», «Коммуникация», «Социализация», «Чтение художественной литературы»
Заучивание стихов, пословиц
Знакомить с «Уроками Вежливости»
Предполагаемые итоги реализации
Умение детей вести себя в своём окружении
Умение детей определять: « Что такое хорошо, а что такое плохо»
Понимание детьми высказывания: « В огромном море, море слов купается ежечасно».
1.Сегодня, мы поговорим на очень важную тему в жизни каждого человека. Узнать тему поможет вам кроссворд !
Кто помогает в трудную минуту? (Друг)
Как называется предмет, который дарят? (Подарок)
Кто из животных самый преданный хозяину? (Собака)
Какое чувство появляется при получении подарка? (Радость)
Как по-другому можно назвать скромность, застенчивость? (Робость)
Какое ключевое слово получилось в кроссворде? (ДОБРО)
2.Просмотр мультфильма «Просто так»
3. Дети читают стихотворение «Доброта».
Добрым быть совсем, совсем не просто.
Не зависит доброта от роста.
Не зависит доброта от света.
Доброта не пряник, не конфета.
Только надо, надо добрым быть
И в беде друг друга не забыть.
И завертится Земля быстрей,
Если будем мы с тобой добрей.
Доброта с годами не стареет,
Доброта от холода согреет,
Если доброта, как солнце, светит,
Радуются взрослые и дети.
А какого человека мы называем добрым?
Добрый человек совершает хорошие поступки;
Старается всем помочь; Заботится о других;
Приносит пользу окружающим и самому себе;
Использует в речи только «вежливые» слова
4. Сегодня мы совершим экскурсию по нашему городу Добра. Перед нами мост «Волшебных слов».
Игра «Доскажи словечко»
Предлагаю сыграть в игру «Доскажи словечко». Мы сейчас узнаем, знаете ли вы «волшебные» слова
(Ведущий читает, дети заканчивают предложения.)
Слова коротенькие эти
Повсюду слышатся с утра.
Они живут на белом свете,
Запомнить их давно пора.
Растает даже ледяная глыба
От слова теплого… (спасибо.)
Зазеленеет старый пень,
Когда услышит … (добрый день.)
Мальчик вежливый и развитый
Говорит, встречаясь… (здравствуйте.)
Когда нас бранят за шалости,
Говорим:… (простите, пожалуйста.)
И во Франции, и в Дании
На прощанье говорят… (до свидания.)
Нужно знать как дважды два
Все волшебные слова,
В день, пожалуй, раз до ста
Говорю… (пожалуйста.)
Товарищи! Твердите
С утра по словарю:
Спасибо, извините,
Позвольте, разрешите,
Я вас благодарю.
Какие еще волшебные слова вы знаете и используете в своей речи?
Почему эти слова называют «волшебными»? (Ответы детей.)
5. Давайте заглянем в библиотеку в книгу мудрости, чтобы постигнуть значение слова «ДОБРО ».
6. Продолжаем нашу прогулку. Перед нами улица «Добрых сердец».
(на доске рисунок улицы)
Кто в дружбу верит горячо,
Кто друга чувствует плечо.
Тот никогда не упадет,
В любой беде не пропадет.
Ты добрых слов не пожалей
Произнеси их для друзей.
Проводится игра «Комплименты» (Дети передают друг другу воздушный шарик и говорят «вежливые» слова.)
Как бы жизнь не летела –
Дней своих не жалей,
Ради счастья людей.
8. Учитель:- Как вы понимаете смысл пословицы «Доброе слово лечит, а злое калечит»
Поговорим об этом подробнее.
Учитель: Сегодня я разрешу вам делать то, чего никогда не разрешала. Познакомьтесь, это Настя (кукла, вырезанная из бумаги). Сейчас мы её будем обижать. Я попрошу Лизу помочь мне. Вспомните, как вы обижаете, друг друга на перемене, когда злитесь и ссоритесь. Обижая друг друга, даже словом, мы причиняем боль. Лиза будет говорить Насте что-то обидное, а я буду причинять ей боль, загибая край бумаги.
(Ученица называет обидные слова, учитель загибает края куклы)
Учитель: Посмотрите на куклу, изменилась она? Такая ли она была в начале? Что в ней изменилось?
— Мы очень травмировали куклу. Можем ли мы что-то изменить? Как нам исправить положение? (пожалеть куклу, попросить прощения, сказать что-то приятное).
— Давайте попробуем сказать ей что-нибудь хорошее, сами тем временем будем разглаживать те шрамы, которые мы оставили.
(Дети по очереди называют слова)
— Ребята, а сейчас посмотрите на Настю, ей уже лучше, но стала ли она такой, какая была в начале разговора? Почему?
11.Чтобы на Земле никогда не было зла, люди должны
научиться выращивать «сады доброты». Сообща, все вместе, дружно, дерево за деревом. В своем классе мы тоже хотим посадить дерево.
Сегодня мы говорили о добре, добрых делах, добрых словах. Какой вывод вы сделали из сегодняшней беседы для себя?
Быть добрым – это не значит все прощать. Быть добрым – значит бороться с плохим. Спешите делать добро, а не ждите, когда его сделают за вас другие. И в заключение мы исполним песню о добре.
Воспитательное мероприятие «Доброе слово, что ясный день. «
Внеклассное мероприятие на тему:« Доброе слово, что ясный день…»
Цель: способствовать нравственному развитию личности
Познакомить детей с понятием «вежливость» «доброта», показать необходимость употребление в речи «вежливых » слов ;
Воспитывать культуру общения, формировать уважение и доброжелательное отношение, внимание, чуткости к другим людям; вызвать у ребенка желание подумать над тем, как бы он поступил в той или иной ситуации
Игры: «Цветик-семицветик», «Вежливые слова», «Игра – приветствие « Что такое здравствуйте» тебе моём», «игра – приветствие разными частями тела»
Оформление зала: плакат ромашка с вежливыми словами.
-Я очень рада видеть вас и ваши добрые лица!
Давайте подарим частичку своего настроения друг- другу!
Посмотрите, ребята, друг на друга и улыбнитесь!
Сегодняшнее занятие у нас не простое…
А знаете почему? Потому что мы отправимся с вами страну, где узнаем много волшебных слов и научимся, где правильно их говорить.
Вы готовы? Закройте глаза. Все вместе считаем до трех (один, два, три) и мы с вами в волшебной стране.
Игра путешествие «Что в «здравствуйте» тебе моём»
Вы озвучиваете пожелания для друзей на каждую букву слова «здравствуйте», которые можно подарить другому человеку.
Правила игры: не пропустить не одной буквы, не повторить пожелания на одну и ту же букву, например:
З- здоровья. Зрелости, задора, зоркости,
Д- добра, доброжелательности, доверия,
Р – радости, решимости,
А- аккуратности, активности,
В- внимания, веселья, важности,
Т- творчества, таланта, трудолюбия, терпения,
В- вежливости, верности, внимания,
У- уважения, успеха, улыбок,
И (й) – интереса, идей, искренности,
Т- творчества, таланта, трудолюбия, терпения,
Е- единства, естественности,
Слова можно называть устно, разместив слово «здравствуйте» в строчку на доске, или записывать пожелания рядом с каждой буквой. Расположив по вертикали.
Игра – приветствие разными частями тела.
Все участники двигаются по кабинету хаотично. По команде педагога дети соприкасаются различными частями тела – приветствуют друг друга рукопожатием, коленками, локтями, носками правой ноги, лбами, плечами, спинами и т.д. количество соприкосновений друг к другу разными частями тела определяет учитель.
Перед вами удивительный цветок с волшебными словами.
Хотите узнать, какие слова скрываются за каждым лепестком.
Для этого выйдут ко мне по одному участнику и отрывают лепесток.
Читают волшебное слово, и рассказывает, когда мы его говорим.
Если он правильно отвечает, то волшебный листок остается у него.
А если, нет то… выходит другой.
Здравствуйте (при встречи говорим друг другу).
С кем вы должны здороваться?
( с учителем, с друг другом, со знакомыми).
Спасибо ( в благодарность за помощь)
До свидания (прощаясь с друзьями, учителем, мамой, папой …)
Доброе утро ( при встречи утром).
Спокойной ночи (перед тем как ложитесь спать).
Добрый день ( при встречи днем).
Привет ( при встречи с другом).
Четвёртое чудо: чудесный ларец :
Отработка речевых ситуаций.
(на табличках написаны вежливые слова)
Выходят три участника. Они должны выбрать те таблички, которые соответствуют другу, соседу, учителю).
(в мешочке три таблички – ДРУГ. УЧИТЕЛЬ. СОСЕД )
Добрый день. До свидания. Пожалуйста.
Приветствую Вас. Пока. Позвольте.
Привет. До встречи. Будьте добры.
Здравствуйте. Всего хорошего. Будьте любезны.
«Встреча друзей, которые давно не виделись».
« На перемене ребята бегали по коридору, а Ваня, быстрее всех. И налетел на учительницу, чуть не сбив её с ног. Учительница остановила его и спросила;
— Здравствуйте! – сказал Ваня.
— Для того чтобы стать вежливыми, мы должны как можно чаще говорить эти «волшебными словами».
Посмотрим что там: « игра «Вежливые слова»
Чтобы закрепить наши знания поиграем в игру,
— пожалуйста, добавьте строчки волшебными словами:
Растает даже ледяная глыба от слова теплого …(спасибо);
Зазеленеет старый пень, когда услышит … (добрый день);
Если больше есть не в силах, скажем маме мы … (спасибо);
Когда нас бранят за шалости, говорим … (простите, пожалуйста);
— молодцы, ребята, с этим заданием вы справились хорошо.
Шестое чудо: «Мешок пословиц и поговорок»
Про доброе дело…( говори смело).
Жизнь дана на….( добрые дела).
Ласковое слово лучше….( мягкого пирога).
Добрые вести … (прибавляют чести).
Доброе слово…( дороже богатства).
Добрым словом и …(бездомный богат).
На добрый привет – …(добрый ответ).
Седьмое чудо : Корзина сюрпризов
На столе лежат картинки с фруктами и овощами. Вы, подумайте, какие вежливые слова вы запомнили, или добрые дела, которые вы уже сделали на этом мероприятии. Напишите об этом на плодах и положите в корзинку.
( ребята работают и помещают плоды в корзинку ).
Посмотрите, какой богатый урожай добрых дел и вежливых слов у нас получился. Пусть эта корзинка все больше и больше пополняется добрыми делами.
Сегодня мы говорили о добре, о добрых словах и добрых делах.
Спешите делать добро, а не ждите, когда его сделают за ваc.
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
Курс повышения квалификации
Скоростное чтение
Курс повышения квалификации
Педагог дополнительного образования: современные подходы к профессиональной деятельности
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Номер материала: ДБ-232945
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Безлимитный доступ к занятиям с онлайн-репетиторами
Выгоднее, чем оплачивать каждое занятие отдельно
Только каждый 10-й россиянин может дать платное образование своим детям
Время чтения: 2 минуты
Создана Ассоциация руководителей школ России и Беларуси
Время чтения: 1 минута
ОНФ проверит качество охраны в российских школах
Время чтения: 2 минуты
Путин поручил не считать выплаты за классное руководство в средней зарплате
Время чтения: 1 минута
Каждый третий российский школьник хотел бы стать разработчиком игр
Время чтения: 2 минуты
Учителям предлагают 1,5 миллиона рублей за переезд в Златоуст
Время чтения: 1 минута
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
Сценарий классного часа «Доброе слово – что ясный день»
Цель классного часа: привлечь внимание к культуре общения как составной части нравственного облика будущего специалиста и семьянина.
Оснащение классного часа: ПК, мультимедиапроектор, экран, компьютерная презентация классного часа.
Оформление классной доски:
Этот мир многогранен и тесен,
Человеку не просто в нём жить
Так, чтоб обществу был он полезен,
Мог дружить и, конечно, любить.
И какой бы он не был натуры,
В шутку, юморе меру чтоб знал,
Категории «долг», «честь», «культура»
Без условий всегда понимал.
А поможет уму разобраться
И поверить в себя самого
Наша Этика – вдумайтесь, братцы,
Мы ж теперь изучаем её!
Ход классного часа
Преподаватель: Добрый день, дорогие ребята и уважаемые гости. Нашу встречу мне хотелось бы начать со строк, автором которых является Вадим Шефнер.
Вдумайтесь в эти строки!
Итак, сегодня мы поговорим о слове. Тема нашего классного часа: «Доброе слово, что ясный день». Эпиграфом к теме нашего классного часа я выбрала древнерусский афоризм «Ничто так не ободряет человека, как доброе слово».
На экране появляются цели классного часа. (Приложение 1)
Сегодня мы познакомимся с понятием « этикет в общении», узнаем о губительном влиянии сквернословия на здоровье человека.
Но прежде чем начать классный час, я хотела бы спросить у вас: как вы понимаете значение фразы «Доброе слово, что ясный день»? Что значит для вас «доброе слово»?
Преподаватель: Все люди на свете испытывают потребность в общении. О современной культуре общения можно говорить лишь в том случае, если в речевой «репертуар» включены манеры общения, подчеркивающие интеллигентность и воспитанность. К ним можно отнести: доброжелательность, отзывчивость, тактичность, вежливость и т. д.
Первый выступающий расскажет нам о значении повседневной вежливости для каждого человека в любых ситуациях.
Студент: Здороваясь, вежливый человек не должен цедить сквозь зубы: «здрасьте». Здороваясь, мы приветствуем другого человека и на самом деле желаем ему здоровья. Не стоит хмуро сдвигать брови и произносить приветствие куда-то в сторону или бурчать себе под нос. Тот, кому адресовано приветствие, должен видеть твое расположение. Произнося приветствие, не забудь улыбнуться. Тебе тоже ответят улыбкой. Некоторые молодые люди говорят друг другу при встрече вместо «здравствуй» «здорово» или «привет». Конечно, такая форма приветствия допустима, но среди множества вариантов это не самое удачное и красивое приветствие, да и подобрать можно что-нибудь другое. Приветствуя кого-нибудь, не стоит излишне жестикулировать. Девушкам не следует забывать, что пожимать при встрече руку должны только мужчины. Для девушки будет достаточно легкого кивка головой. Прощаясь, не стоит бросать в спину уходящему знакомому или приятелю: «пока». Вежливый человек должен обязательно сказать «до свидания». При этом нужно смотреть в лицо человеку, с которым прощаешься. Ребята должны помнить, что здороваться и прощаться с взрослыми они должны первыми. При этом необходимо следить за мимикой. Если ты будешь гримасничать, вряд ли в следующий раз с тобой захотят общаться. Вежливый человек не должен забывать о том, что приветствие или благодарность, сказанные пренебрежительным или насмешливым тоном, могут оскорбить человека.
Преподаватель: Человек, который не научился быть благодарным, не может рассчитывать на помощь окружающих. Вряд ли кто-то захочет помогать невеже и вообще общаться с ним. Самое главное правило вежливости гласит: «Уважай окружающих, считайся с ними». Однако и здесь важно соблюдать чувство меры. Вспомните рассказ Чехова «Смерть чиновника». Главный герой, случайно чихнув в театре на начальника, потом излишне ему надоедал своими извинениями и все же решил, что его не простили. Какой вывод мы можем сделать из данного отрывка? Можем ли мы сказать, что чиновник является вежливым человеком? Следует ли таким образом приносить свои извинения?
Студенты высказывают свои мнения.
Преподаватель: О том, что вежливым человек должен быть не только на работе, помнят, а может, и знают, не все. Послушайте о правилах поведения в семье.
Студент: Умение вести себя в узком семейном кругу – показатель благовоспитанности человека. Не подлежит сомнению тот факт, что член семьи, соблюдающий дома правила хорошего тона, почти застрахован от всякого рода оплошностей в окружении посторонних, поскольку он привык следить за собой и своим поведением. Некоторые считают, что дома можно позволить себе то, что никогда не позволишь в обществе; что на работе необходимо соблюдать все правила этикета, а дома проявлять по отношению к близким уважение, любезность, учтивость – необязательно.
Такая позиция, занятая по неразумению или в силу недостаточного воспитания, в итоге превращает семейную жизнь в ад и рано или поздно приводит к крушению семьи. Из-за неумения вести себя дома и в обществе происходит ничуть не меньше разводов, чем на почве неверности или пьянства. Очень важно уяснить себе, что соблюдение этикета среди домашних не менее важно и обязательно, чем среди знакомых и посторонних. Нередко служебные и производственные неудачи выливаются в грубое обращение с близкими, которое со временем переходит в привычку срывать на них накопившееся зло.
Студент: Грубое слово, брошенное в пылу гнева, больно ранит ваших родных. И здесь необходимо отметить глубокое заблуждение тех, кто надеется на бесконечное понимание и прощение с их стороны. До поры до времени родные попытаются относиться к грубости любимого человека с пониманием, постараются как-то оправдать его. Но с течением времени несоблюдение элементарного этикета в обращении с домашними становится нетерпимым, в семье наступает разлад. В общем, в отношениях с близкими необходимо соблюдать те же правила, что и в отношениях с чужими людьми, иначе ты станешь похожим на известного персонажа И.Ильфа и Е.Петрова Эллочку по прозвищу Людоедка.
Студенты инсценируют отрывок из романа «Двенадцать стульев». (Приложение 2)
Преподаватель: Да, слова-паразиты, слова-пустышки – это проблема, за которой скрываются наши нерешительность, неосмотрительность и даже глупость. Стать « людоедом» не сложнее, чем раньше, – надо просто перестать работать над собою. На этот счёт даже есть стихотворение А. Шабаева «Язык родной, дружи со мной». Послушайте отрывок:
Вы, это самое, того,
Когда вы говорите,
То, значит, это, как его,
Ну, в общем, не тяните.
Вот, это значит, так сказать,
Что мне хотелось вам сказать.
Мы всегда должны помнить, что речь человека – его визитная карточка. Умение хорошо, т. е. образно, умно и тактично говорить в какой-то степени является мерилом социального положения собеседника и основой уважения и почтительности к нему. Деликатность, тактичность в обращении со словами, как известно, является одним из важнейших правил этикета. Таким образом, отличительными чертами собеседников должны быть, по-нашему глубокому убеждению, доброжелательность, тактичность, высокое чувство человеческого достоинства. Не следует забывать, что доброе слово, сказанное вовремя, продлевает жизнь. Все это очень метко подметил поэт В. Боков:
Друзья мои, внушайте людям веру.
И чаще говорите «Добрый день!»
И следуйте хорошему примеру.
Продляйте добрым словом жизнь людей!
Людям приятно, когда о них говорят хорошо или то, что они хотели бы о себе услышать. Говорите больше любезностей, приятных слов, делайте комплименты.
Преподаватель: Давно известно, что смех продлевает жизнь, но также известно, что шутка в разговоре позволительна только в таком случае, если она отличается тонким смыслом, легка и никого из присутствующих не оскорбляет! Как говорил Н.В. Гоголь, «. помни, что «насмешки» боится даже тот, кто уже ничего не боится на свете».
Студент: Шуткой называется остроумное и деликатное изречение о каких-либо маловажных предметах. Шутка должна действовать на окружающих увеселяющее при непременном условии, что она будет употребляема с умеренностью.
Позволять себе шутки можно только с людьми вежливыми и добродушными, умеющими отличить шутку от оскорбления, так как есть много таких лиц, которые всегда готовы принять шутку за насмешку, за доказательство неуважения к их личности и очень легко могут рассердиться.
Шутка, переходящая в грубость, нетерпима в порядочном обществе, и это вполне справедливо. Приличие и миролюбие общества дозволяют шутку только деликатную, сказанную, кстати, и то лишь между равными. Необходимо, чтобы шутка не походила ни на сарказм, ни на грубость: в первом случае она легко может быть оскорбительна, во втором – должна быть изгоняема из каждой приличной компании. Очень неприлично позволять себе шутки с лицами старше нас – это нарушено должного к ним почтения и уважения. Точно так же лица, поставленные выше, не должны позволять себе шуток со своими подчиненными.
Студент: Каждый из нас когда-нибудь оказывался в неловком положении не только по своей нерадивости, но из-за неуместного смеха окружающих. В жизни столько курьезов, что иногда трудно сдержать смех или улыбку. Они вырываются сами собой и ранят того, над кем мы смеемся. Это печально, потому что смех должен приносить только здоровье и радость, а не печаль и слезы. Постарайся подумать, прежде чем посмеешься над прохожим, который неосторожно сел на окрашенную скамейку или по рассеянности надел туфли, а может быть, носки от разных пар.
Если смеются все – это не значит, что нужно поддерживать их, когда нет вода. Компания, конечно, большая сила, но не нужно терять своей головы. Не стоит ради благосклонности друзей поддерживать издевательский смех ли глупую шутку. Помни, что ты или твой лучший друг запросто могли бы оказаться на месте того, над кем смеются.
Если ты не умеешь сдерживать смех, то сглаживай остроту ситуаций извинением или поддержкой в адрес того, кого обидел смехом. Это не значит, что все должны быть Царевнами-Несмеянами, ходить «как в воду опущенные». Просто неплохо было бы помнить, что все хорошо в меру.
Преподаватель: Каждый из нас так устроен, что тянется к тем, кто способен выслушать нас.
Другими словами, люди обожают, когда их слушают. Именно поэтому многие психотерапевты и психологи достигают такого успеха и популярности у пациентов. В то же время вести разговор – это целая наука, со своими правилами и границами. Вести разговор о разговоре будет с нами следующий выступающий.
Студент: Не бойся начинать разговор первым – обычно такая инициатива не бывает наказуема, правда при условии, что тебе есть что сказать и момент для разговора подходящий. С собеседником нужно вести себя вежливо, доброжелательно и внимательно.
Тему беседы следует выбирать интересную для всех участвующих в разговоре. Постоянно говорить о себе самом неприлично. Так поступают обычно самовлюбленные люди, полагающие, что в мире нет ничего более интересного, чем они сами, и никто не может более живо и красочно рассказывать различные истории.
Чем интереснее и разнообразнее жизнь человека, чем живее он воспринимает все, что его окружает, тем более интересным собеседником он является. С ним легко найти общую тему для разговора. Приятно поговорить, интересно послушать.
Во время разговора проявляется истинный интерес к человеку, с которым общаешься, а если этого не делать, то для чего же тогда общение?
Студент: Когда мы разговариваем, мы руками, позами, мимикой частенько помогаем сделать нашу речь более выразительной. Все эти движения должны быть определенными и не слишком навязчивыми. Если постоянно размахивать руками, гримасничать – это, скорее, сделает разговор утомительным, чем эффективным.
Дергать за рукав собеседника, теребить пуговицу на его одежде, привлекать внимание, широко размахивать руками и вовсе не рекомендуется. От таких жестов стоит избавляться.
Нужно не только уметь других заставить слушать себя, но и самому уметь слушать. Важно не только в нужный момент подставить свои уши, но и всем своим видом выразить внимание к говорящему: смотреть на него, а не по сторонам, кивать головой, время от времени подбадривать его, задавать вопросы. Слушающий не только должен воспринимать информацию, но и понимать эмоции, чувства и переживания собеседника. Правила ведения беседы четко сформулированы в одном из мудрых высказываний: «Кто от беседы с вами уходит довольным собою и своим умом, тот и вами вполне доволен» (Ж. Лабрюйер).
Преподаватель: О значимости слова свидетельствуют русские половицы, поговорки.
Студент: Вот некоторые пословицы, поговорки и афоризмы, которые учат нас тому, как надо общаться.
Преподаватель: Какие еще пословицы и поговорки о слове вы знаете?
Студенты называют пословицы. (Приложение 3)
Наш сегодняшний классный час был посвящён слову, доброму слову. Однако за последние годы наше общество захлестнула наряду с наркоманией и пьянством волна других слов, матерных. Нецензурные слова употребляются повсюду: в семье, на улице, в транспорте, даже в государственных учреждениях. В медицине даже появился термине «капролалия». Это тяжёлое психическое заболевание. Название это происходит от греч. «копрос – кал», «лалия – речь». Так в медицине называют влечение к сквернословию без повода, просто так, для связки слов в предложении.
Студент: Что такое сквернословие? В.И. Даль в своём «Словаре живого великорусского языка» так определил значение слова скверна: «мерзость, гадость, пакость, всё гнусное, противное, отвратительное, непотребное, что мерзит плотски и духовно; нечистота, грязь и гниль, мертвечина, извержения, кал; смрад, вонь; непотребство, разврат, нравственное растление; всё богопротивное.» Вот куда мы добровольно погружаемся, легкомысленно относясь к словам. Сквернословие на Руси во все времена считалось грехом. Брань рассматривалась как проявление бесовского начала, а сквернословящих людей называли богохульникам. Те, которые оскверняли себя бранными словами, не имели права заходить в церковь, с ними не садились за общий стол. Считали, что такие люди притягивают беды и несчастья, потому что Бог наказывает их. В старину считали, что когда человек говорит плохие слова, от него отлетает ангел.
Преподаватель: Современная наука пришла к выводу, что слово мощная энергетическая сила, способная воздействовать на живые и неживые объекты и преобразовывать пространство вокруг себя. Учёные, используя новейшее оборудование, пытались доказать вредное воздействие мата. Проводились, например, опыты на растениях: на одни растения направляли добрые, ласковые слова, молитвы, классическую музыку. На другие – матерщину. В результате «несчастные» обруганные растения хуже развивались, больше болели и давали меньший урожай. Подобные опыты учёные проводили с водой. Вода, заряженная молитвой, становилась целебной, святой. Вода, на которую лилась матерная брань, становилась ядовитой.
Слова оказывают мощное воздействие на энергетическое поле человека. Добрые слова и мысли усиливают его. Нецензурные слова и выражения ослабляют энергетическое поле человека, способствуют возникновению ряда заболеваний, в том числе и рака.
Просмотр видеофильма «Скверна». (http://www.youtube.com/watch?v=DYlR7qjHeWs)
Все вы в будущем заведёте семьи, у вас появятся дети. Говоря о губительном воздействии бранных слов на воспитание и судьбу детей, наш современник, Старец Паисий Святогорец (1924-1994) писал, что «. и даже если родители не проклинали своих детей, а просто пришли из-за них в возмущение и в своём возмущении проступками своих детей использовали бранные слова, то у последних нет потом ни одного светлого дня: вся их жизнь – одно сплошное мучение». Запомните это напутствие и пусть ваши дети никогда не услышат бранных слов из ваших уст!
А сейчас представьте себе, что президент России поручил нам составить памятку для молодёжи «Как избавиться от сквернословия». Какие бы пункты вы включили в эту памятку. Обсудите в группах и запишите. Психологи утверждают, что достаточно в такой памятке 4 пунктов.
Студенты делятся на группы по четыре человека для составление памятки «Наше условие – долой сквернословие!»
Варианты, предложенные группами:
Преподаватель: Подытоживая разговор о скверных словах, повторим в качестве кредо:
«Я – исключение. Мои мысли, моя речь – это моё зеркало, и оно будет чистым. Настоящий контроль – это контроль изнутри.
Не скупитесь на добрые, ласковые слова. И люди вокруг вас тоже будут добрые и внимательные.»
Преподаватель просит студентов высказаться о том, понравился ли им классный час и что поучительного и нового для себя они узнали.