час работы научит большему чем день объяснений

Час работы научит большему, чем день объяснений, ибо если я занимаю ребенка в мастерской, его руки работают в пользу его ума: он становится философом, считая себя только ремесленником.

ПОХОЖИЕ ЦИТАТЫ

ПОХОЖИЕ ЦИТАТЫ

Цель обучения ребенка состоит в том, чтобы сделать его способным развиваться дальше без помощи учителя.

Как только вы вообразите, что не в состоянии выполнить определенное дело, с этого момента его осуществление становится для вас невозможным.

Если человеку кажется, что самое важное явление в мире — это его персона, он не сможет ощутить мир. Он не видит в нем ничего, кроме себя.

Если человек теряет перспективу настолько, что винит других в бедствиях, навлечённых на себя им самим, он становится бременем для тех, кто его любит.

Уважайте текущий час и сегодняшний день! Уважайте каждую отдельную минуту, ибо умрет она и никогда не повторится.

Прежде чем выразить человеку свое мнение, подумай о том, в состоянии ли он его принять.

В чем разница между нравиться и люблю? Когда вам нравиться цветок, вы его срываете. Но если вы любите цветок, вы его поливаете и ухаживаете за ним каждый день. Тот, кто понимает это, понимает жизнь.

Неудача или временная остановка – это не поражение. Поражение – всегда состояние ума. Вы терпите поражение только в том случае, если признаете его.

Поражение — не поражение, если только вы не признаете его таковым в своем сознании.

Так просто быть добрым. Нужно только представить себя на месте другого человека, прежде чем начать его судить.

Источник

Работа, эссе. Вместо пролога.
Работа – это главное в жизни.
От всех неприятностей,
от всех бед
можно найти одно избавление
– в работе.

Работать надо с уверенностью в себе.
За легкое дело берись, как за трудное, это раз; и, во-вторых, наоборот, за трудное – как за легкое.
В первом случае – видя дело легкое, не кичись, чтобы уверенность твоя не перешла в беспечность.
Во-втором – чтобы неуверенность, когда находишь дело трудным, не перешла бы в робость.
А то не совершишь дело – заранее считая его совершенным, при легкости, и заробев, бросишь его, оставив неисполненным.
И еще важно помнить, что усердие совершает невозможное. Великие начинания даже не надо обдумывать, иначе, увидев трудности, отступишь. Начав дело, уже не отступай, все трудности решатся по ходу его.
__________________

Человек должен трудиться, работать в поте лица, кто бы он ни был, и в этом одном заключается Смысл и Цель его жизни, и его счастье и его восторги.

Люди от природы ленивы, всем хочется нежиться и отдыхать, блаженствовать. Но в нас заложено инстинктом стремление к труду. Во всей природе, все организмы трудятся для развития своих обществ. И труд человека – это первый плод благоустроенного общества. А когда народ впадает в состояние лени и безразличия – это общество разваливается. Все начинается из-за несправедливого устройства общества, которое не придает уже больше труду той цены, которую он заслуживает.

Так было со всеми великими империями: Римские патриции жировали, а им прислуживал народ, который был неграмотен и которому всякие достижения цивилизации были незнакомы – ни науки, ни искусства – и мы видим разрушение Римского цивилизованного мира. Где их акведуки и где их термы (бани). Народ в Средневековой Европе вообще не мылся лет 300 после распада Римской империи. Тогда как Римский патриций принимал ванны каждый день раньше. А варвары ходили в туалет на улицу и выливали помои на мостовую из окон на головы прохожих, канализации и водопровод римский разрушен до сих пор! Теперь все достижения Римской науки только в музеях.
Вот что значит – когда не придается должное значение труду человека!
Жить – значит работать. Труд есть жизнь человека.
_____________________
Главное достоинство труда состоит в том, чтобы он сам по себе был целью, и средством, чтобы наслаждение было в нем, а не в результатах его.

Трудитесь! Ибо мир не будет раем
Для тех, кто хочет жить лентяем.
Труд, который мы делаем охотно,
Исцеляет все боли, и мы не хвораем.
Труд, который приятен нам
Излечит и горе и не даст места бедам.
Добытое трудом, с радостью
И принимается и сохраняется.
А что получено без труда
То быстро проходит и исчезает.

Не случайно давали такие наставления рабочим наши предки. Все служит благу: сосредоточенность в каждом труде нужна, а отвлечения вредны.

Что наспех делается – недолго длится – как говорится. Только терпеливый закончит дело свое, а торопливый упадет. И способности и смелость и доблести – всё это ничто, пока мы не приложим ко всему – труд. И никто и ничего не делает хорошо, если это против воли, даже если человек мастер в своем деле. Чрезмерное усилие больше портит, чем улучшает.

Труд – это целительный бальзам,
Он добродетели источник.
Кто малого не может сотворить,
Тому и большее невозможно.
Неусыпный труд всегда
Все препятствия преодолеет.

Берись за дело, как следует, и ты получишь хорошие результаты, потому что всякому известны поговорки: Капля по капле – камень ломает; и небольшими ударами топора можно свалить толстый дуб.

Будем трудиться, потому что труд – это отец удовольствия. Корабль жизни, идущий по волнам времени, поддается всем ветрам и бурям, если не будет иметь трудового балласта. Надо поставить свою жизнь в такие условия, чтобы труд был, почитаем и необходим. Без труда не может быть чистой и радостной жизни.
Конец.

Источник

15 лучших мыслей Жан-Жака Руссо о воспитании.

час работы научит большему чем день объяснений. big. час работы научит большему чем день объяснений фото. час работы научит большему чем день объяснений-big. картинка час работы научит большему чем день объяснений. картинка big. Цель обучения ребенка состоит в том, чтобы сделать его способным развиваться дальше без помощи учителя.

Жан Жак Руссо — французский писатель и философ. Задачей воспитания он провозгласил защиту нравственных чувств от разлагающего влияния общества.

15 ЛУЧШИХ МЫСЛЕЙ ЖАН-ЖАКА РУССО
О ВОСПИТАНИИ.

Знаете ли, какой самый верный способ сделать вашего ребенка несчастным,— это приучить его не встречать ни в чем отказа.

Если вы уступите ребенку, он сделается вашим повелителем; и для того, чтобы заставить его повиноваться, вам придется ежеминутно договариваться с ним.

Вам не удастся никогда создать мудрецов, если будете убивать в детях шалунов.

Величайшая ошибка при воспитании — это чрезмерная торопливость.

Чтобы сделать ребенка умным и рассудительным, сделайте его крепким и здоровым: пусть он работает, действует, бегает, кричит, пусть он находится в постоянном движении!

Любите детство, будьте внимательны к его играм и забавам, к его малому инстинкту! Кто из вас не жалел о том возрасте, когда улыбка не сходит с уст, когда душа наслаждается постоянно миром?

Дайте детству созреть в детстве.

Жалкое заблуждение — воображать, что телесные упражнения вредят умственным занятиям! Как будто эти два дела не должны идти рядом, как будто одним не должно направляться другое!

Один только урок нравственности годен для детства и в высшей степени важен для всякого возраста — это не делать никому зла.

Первоначальное воспитание важнее всего, и это первоначальное воспитание, бесспорно, принадлежит женщинам.

Истинное воспитание состоит не столько в правилах, сколько в упражнениях. Час работы научит большему, чем день объяснений, ибо, если я занимаю ребенка в мастерской, его руки работают в пользу его ума: он становится философом, считая себя только ремесленником.

Воспитание человека начинается с его рождения; он еще не говорит, еще не слушает, но уже учится. Опыт предшествует обучению.

Есть избыток строгости и избыток снисходительности: обоих надо одинаково избегать.

Много рассуждают о качествах хорошего воспитания. Первое, которое я потребовал бы от него — а оно предполагает и много других, — это не быть человеком продажным.

Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов

Источник

Методическая разработка «Совершенствование навыков чтения младших школьников»

Абасова Сефият Агасиевна., учитель начальных классов

«Час работы научит большему,

чем день объяснений».

Мудрые слова. Можно соглашаться с ними, а можно и не соглашаться. Но как бы мы порой в текучке дел не хотели бы избежать в работе каких-либо новых влияний, по разным причинам нам это не удается, так как сама жизнь, наши обычные и необычные дети вносят в нее коррективы, “подталкивают” нас, учителей, к решению ряда проблем разными путями, одним из которых применение новых технологий. К. Д. Ушинский утверждал, что основной закон детской природы состоит в том, что “дитя требует деятельности беспрестанно и утомляется не деятельностью, а ее однообразием и односторонностью”. Неосознанно ребенок тянется к той деятельности, которая сулит ему возможности развития.

Только тот ученик “читает”, в сознании которого слово играет, трепещет и переливается всеми красками и мелодиями окружающего мира. Это возможно только при условии овладения синтетическим чтением, которое характеризуется слиянием техники и понимания. Проблема становления навыка чтения, обучения восприятию и пониманию текста, а также формирования квалифицированного чтения – одна из самых острых и постоянных проблем школьного обучения и ее успешное решение во многом зависит от первых шагов ребенка, обучающегося читать. Изменившиеся социальные условия предъявляют иные, чем в прошлом, количественные и качественные требования к объёму и способу восприятия информации. Слабочитающий ученик, перейдя в среднее, а затем и в старшее звено школы, будет если не тонуть, то захлебываться в потоке информации. Надеяться “на авось”, на то, что с годами беглость чтения придёт сама, не стоит. Младшеклассники находятся в том благоприятном возрасте, когда можно добиться оптимальной скорости, они имеют практически неисчерпаемый резерв повышения техники чтения.

Вопрос, как научить детей читать быстро, рационально, эффективно и сознательно интересует каждого учителя. Как показывает опыт, быстро обычно читают те учащиеся, которые читают много. В процессе чтения совершенствуется оперативная память и устойчивость внимания. От этих двух показателей в свою очередь зависит умственная работоспособность. Вслух долго читать невозможно, так как громкое чтение как средство извлечения информации нерационально. При чтении “про себя” скорость чтения намного возрастает. При этом ученые и практики сходятся во мнении, что большинству учащихся вполне доступна скорость чтения 120 слов в минуту. Как же научить ребенка осознанно и правильно читать, сформировать навык работы с разными видами текстов, определить уровень понимания прочитанного? Как привести учащихся вообще к пониманию смысла текста, к пониманию и запоминанию условия арифметической задачи, грамматического правила и задания при однократном чтении, научить вычленять главное в научно-познавательной статье, учебном тексте? Как сделать уроки чтения и сам процесс чтения радостью для учащихся? Наверное, каждый учитель задумывается над этими вопросами и каждый старается по-своему решить проблему совершенствования навыков чтения, стремится к тому, чтобы уроки чтения оставляли заметный след в сознании каждого ученика, были наделены на то, чтобы двигать детей в их идейно-нравственном, умственном, эмоциональном, эстетическом и речевом развитии, развивали у школьников интерес к книге, любовь к чтению, прививали им полезные для жизни и дальнейшей учебы умения и навыки. Этим вопросом заинтересовалась и я, так как несмотря на многие мои усилия, в классе всегда оказывается группа слабочитающих детей. У них работа с книгой вызывает умственную перегрузку, а это приводит к нежеланию читать. И, в конечном счете, к отставанию в учебе.

Таким образом, Цель моей работы: на основе анализа результатов беглого, осознанного выразительного чтения, определить наиболее эффективные методы и приёмы, способствующие развитию навыков чтения.

1.Изучить литературу по вышеуказанной теме.

2.Определить наиболее целесообразные методы и приёмы работы, способствующие развитию скорости, осознанности и выразительности чтения.

3.Разработать комплекс мероприятий для формирования навыка чтения.

Интерес к чтению возникает в том случае, когда читатель свободно владеет осознанным чтением и у него развиты учебно-познавательные мотивы чтения. Одним из вариантов повышения качества чтения в начальных классах является целенаправленное управление обучением чтению. В процессе работы формируются навыки осознанного чтения и умения самостоятельно работать с текстом с помощью системы специальных упражнений и способов действий, активно влияющих на основные параметры чтения: осмысление, технику, выразительность.

Какие же упражнения использую я в работе по совершенствованию навыков чтения? К ним относятся:

1) упражнения, направленные на развитие четкости произношения; 2) упражнения, вырабатывающие внимание к слову и его частям и являющиеся предпосылкой правильного чтения; 3) упражнения, развивающие оперативное поле чтения и память; 4) упражнения, развивающие гибкость и скорость чтения вслух и про себя, умение угадывать последующий текст.

Предлагаются упражнения следующего вида:

а) разминка (артикуляционная гимнастика)

б) упражнения для развития четкости произношения:

Самолеты взлетают: у-у-у. Машины едут: ж-ж-ж. Лошадки поскакали: цок-цок-цок. Рядом ползет змея: ш-ш-ш. Муха бьется в стекло: з-з-з-з.

в) чтение шепотом и медленно:

ра-ра-ра – начинается игра, ры-ры-ры – у нас в руках шары, ру-ру-ру – бью рукою по шару.

г) чтение тихо и умерено:

арка арца арта арда арла арча арса аржа

д) чтение громко и быстро:

гарь – парь – жарь дверь – зверь – червь

е) чтение скороговорок, чистоговорок, пословиц, поговорок.

Довольно часто на уроках использую такой вид работы, как чтение трудных слов с доски с последующим объяснением значения этих слов, чтение слов наоборот:

ецнлос ансев цясем

ж) чтение зашумленных слов:

снег зима мороз вьюга

з) чтение наложенных друг на друга слов:

к) чтение согласных по таблице. Учащиеся делают глубокий вдох и на выдохе читают 15 согласных одного ряда:

БТМПВЧФКНШЛЖЗЦС КВМСПЛБШГРДБЛСТ ПРЛГНТВСЧЦФБХНМ ВМРГКТБДЗЩЗБЧВН ФЩМЖДШХЧМКПБРВС ПТКЗРМВДГБФКЗРЧ

Чтение согласной с какой-нибудь гласной, используя эту же таблицу. Например:1 ряд читает с гласным [а], 2 ряд – с гласным [о], 3 ряд – с гласным [у]. После этого упражнения учащиеся тренируются в чтении ряда гласных с ударением на одном из них: а о у ы и э.

Следующий вид работы – чтение по таблице – треугольнику.

Учащиеся смотрят только на точку и читают все слоги: ма; мо; му; мы; ми (или смотрят на цифру 1 и читают все слоги).

Любимый у учащихся вид чтения – ролевое чтение, вызывает массу чувств, эмоций. Весьма полезны и принимаемы детьми еще и такие виды чтения, как “игра в прятки” и “мнимое слово”.

“Игра в прятки”: ведущий начинает читать не сначала, а где попало, называя только страницу, остальные должны найти и подстроиться под чтение ведущего. Дети очень радуются, когда первыми успевают найти абзац, который читает ведущий.

“Мнимое слово”: учитель в ходе чтения произносит неправильно слово, дети прерывают чтение и прочитывают слово с исправлением. Этот вид чтения привлекателен тем, что они имеют возможность поправить самого учителя, что поднимает их собственный авторитет и придает уверенность в своих силах. Слабо читающему ученику больше помогает такой вид работы, как “чтение за диктором”. Диктором может быть и учитель, и хорошо читающий ученик, можно использовать и грамзапись произведения.

Большую пользу приносит и хоровое чтение. Здесь уже на равных работают все учащиеся: как быстро читающие, так и читающие медленно.

В своей работе использую методику профессора И.П. Федоренко, которая способствует достижению результативности в обучении чтению. Она гласит, что при работе над книгой (при чтении) важна не длительность, а частота тренировочных упражнений. Память человеческая устроена таким образом, что запоминается не то, что постоянно перед глазами, а то, что мелькает: то есть, то нет. Именно оно создает раздражение и запоминается. Потому, если мы хотим освоить какие-то умения, довести их до автоматизма, до уровня навыка, то мы вовсе не должны проводить длинные упражнения, длинные по времени; мы должны упражнения проводить короткими порциями, но с большей частотой.

Что же зачастую наблюдается во многих семьях? Папа или мама усаживают своего сынишку – первоклассника, который плохо читает, у которого чтение вызывает затруднение, и говорит следующее: “Прочитай вот эту сказку. Пока не прочитаешь, из-за стола не выходи”. При той низкой технике чтения, которой обладает первоклассник, ему необходимо час – полтора, чтобы прочитать эту коротенькую сказку. Это час – полтора очень трудной работы. Папа и мама допускают здесь очень серьезную педагогическую ошибку, подавляя у ребенка желание читать. Было бы гораздо лучше, если бы домашняя тренировка проводилась тремя порциями по 5 минут. Небольшой абзац ребенок прочитывает и пересказывает его содержание. Через час-два еще одна порция. Перед сном еще одна порция. Эффективность такой тренировки гораздо выше, чем тренировки в течение часа – полутора за один прием. Если ребенок не любит читать, то необходим режим щадящего чтения. В самом деле, если ребенок не любит читать, то это означает, что у него при чтении возникают трудности. Ему трудно читать, поэтому он и не любит читать. Режим щадящего чтения – это такой режим, когда ребенок прочитывает одну – две строчки и после этого получит кратковременный отдых. Такой режим автоматически получается, если ребенок просматривает диафильмы, слайды: 2 строчки под кадриком прочитал, посмотрел картинку – отдохнул. Следующий кадрик – опять две строчки прочитал, опять посмотрел картинку. Вполне можно рекомендовать этот прием обучения родителям, дети которых читают неохотно. Хорошо бы просмотр проводить перед сном, так как последние события дня фиксируются эмоциональной памятью, и то время, когда человек спит, он находится под их впечатлением. Поэтому чтение перед сном дает хорошие результаты. В качестве средства современного обучения можно использовать компьютер. Сейчас разработано много образовательных программ для детей младшего школьного возраста.

Эффективным является хоровое чтение (жужжащее), когда все ученики читают одновременно вслух, вполголоса, каждый со своей скоростью, кто-то быстрее, кто-то медленнее. Поэтому я провожу ежеурочные пятиминутки чтения. Наиболее эффективными из системы И. Т. Федоренко оказались упражнения:

Все три упражнения проводятся коллективно, то есть читают одновременно все ученики (каждый в своем темпе), вполголоса. Проводится это практически таким образом. После того как начало нового рассказа прочитано и осознано, осмыслено детьми я предлагаю начать чтение всем одновременно, продолжать в течении 1 минуты. По истечении 1 минуты каждый из учеников замечает, до какого слова он дочитал. Затем следует повторное чтение этого же отрывка текста, при этом ученик снова замечает, до какого слова он дочитал, сравнивает результаты. Естественно, что во второй раз он прочитал больше. Это вызывает у детей положительные эмоции и им хочется читать еще раз. Однако более 3-х раз не следует читать один и тот же отрывок, лучше изменить характер упражнения и поупражнять на этом же кусочке текста артикуляционный аппарат. Это чтение в темпе скороговорки, при этом требования к выразительности чтения здесь понижены, но зато повышены требования к четкости прочтения окончаний слов. Окончания слов не должны “проглатываться” учениками, они должны четко проговариваться. Упражнение длится не более 30 секунд. Затем мы останавливаем учеников и начинаем третье упражнение: читайте текст чуть медленнее, зато красиво и выразительно. Ребята прочитывают знакомую часть до конца и учитель не останавливает их. Они переходят на незнакомую часть текста. И вот здесь совершается маленькое чудо. Чудо это состоит в том, что ребенок, несколько раз прочитавший один и тот же отрывок текста, выработавший уже здесь повышенный темп чтения, при переходе на незнакомую часть продолжает читать ее в том же повышенном темпе. Его возможностей ненадолго хватает (полстрочки, строчка), но если ежедневно проводить три таких упражнения на уроках чтения, то длительность чтения в повышенном темпе будет увеличиваться. Через 2-3 недели чтение ребенка заметно улучшится.

Надо стремиться достигнуть скорости 80 – 90 слов в минуту уже к концу 3 класса, к середине 4 класса вывести большую часть детей на уровень 120 слов в минуту, во 2 полугодии 4 класса основное внимание уделять отстающим ученикам. Перед детьми поставлена цель: постепенно достичь чтения 120 слов в минуту. Надо, чтобы ребенок постоянно видел свое приближение к цели. Поэтому в конце урока отводится несколько минут для самостоятельного замера скорости чтения. Все читают одну минуту и подсчитывают количество прочитанных слов и записывают в “Таблицу достигнутых результатов”. Дети должны видеть свои достижения.

Большая роль в правильном руководстве детским чтением принадлежит семье. Поэтому родителям предлагаю следующие рекомендации:

1. Занятия чтением должны вызывать положительные эмоции и создавать хорошее настроение у ребенка. 2. При выборе книг опирайтесь на желания ребенка. 3. Начинать самостоятельное чтение книг надо с книг с большими рисунками. 4. Литература для чтения должна быть разнообразной: сказки, научно-фантастическая, рассказы, стихотворения, басни, фольклор. 5. Время, выбранное для чтения, не должно ущемлять других интересов ребенка. 6. Надо организовать семейное чтение книг. Это сближает родителей и детей, помогает лучше узнать ребят, понять их увлечения и интересы. 7. Для совместного чтения выбирайте интересную и занимательную книгу, чтобы дети с удовольствием ждали вечера. 8. Читать вслух следует по очереди. Чтение вслух – полезная тренировка для детей, они привыкают читать громко, выразительно, четко. 9. Продолжительность домашнего чтения не должна превышать 45 минут, чтобы не утомлять детей, не притуплять интереса к чтению. 10. После чтения важно завоевать доверие у ребенка, чтобы он захотел поделиться своими впечатлениями, ни в коем случае не навязывать ему свои мысли о прочитанном. 11. Всячески поддерживайте, одобряйте и хвалите, особенно неуверенного в себе ребенка. 12. И конечно, невозможно воспитать любовь к книге без навыков культурного обращения с ней. Надо приучать ребенка любить книгу.

Умение работать с книгой тоже одно из важнейших умений учиться.

Уроки чтения и развития речи должны прежде всего решать две основные задачи: нравственное воспитание и совершенствование навыков чтения и речи учащихся. Однако в практике начальной школы мы не всегда наблюдаем успешное решение этих задач. И причина этого кроется в неправильной организации уроков чтения.

Наиболее распространенные недостатки:

Над чем же нужно думать учителю. Который ищет пути совершенствования уроков чтения?

Учитель должен прежде всего определить идею произведения и в соответствии с нею наметить конкретную цель урока и его план.

Тема произведения – это ответ на поставленный вопрос, а идея – это главная мысль произведения, оценка жизни, событий, героев в свете миропонимания, взглядов самого автора. Она не преподносится как нечто готовое, требующие запоминания. Это вывод, к которому писатель подводит нас всем развитием сюжета. Идея, основная мысль, есть в каждом художественном произведении.

Артюхова – «Большая береза»: мама поймет своего ребенка лучше других.

Паустовский – «Прощание с летом»: русская зима прекрасна так же, как и лето. «Подарок»: природа и люди живут по своим законам.

Л. Толстой – «Прыжок»: самообладание и находчивость – необходимые качества человека.

В. Одоевский – «Городок в табакерке»: человек может разобраться во всем, нужно только научиться.

К. Чуковский – «Федорино горе»: во всем всегда должен быть порядок.

Когда учитель определит тему и идею произведения, то становится ясной воспитательно-образовательная цель урока.

Работая с книгой, а это прежде всего понимание и запоминание текста, я поняла, что не все дети могут это делать. Работу по пониманию и неправильному запоминанию можно разделить на 3 этапа:

Исходя из этих этапов мы вместе с детьми попробовали составить инструкцию, которая помогает ребенку научиться самостоятельной работе с текстом.

Инструкция.

Начинай работу с заголовка, автора. Обрати внимание на иллюстрации.

Настраивай себя для дальнейшей работы с текстом.

Веди диалог с текстом.

Выявляй скрытые в тексте вопросы, строй предложения и проверяй их.

Выясняй трудные для тебя вопросы.

Делай выписки, подчеркивай важные мысли, составляй схемы.

Попытайся выразить главную мысль текста.

Прочитай повторно трудные для тебя части.

Задавай себе вопросы по всему тексту.

Эта инструкция помогает ребенку выстроить план действий при работе как с художественной книгой, так и научно-познавательной. Мы используем ее и на уроках чтения.

Приведу фрагменты двух уроков по чтению:

В конце одного из уроков я сказала детям, чтобы они открыли учебники (Книга для чтения, 4 класс. 1 часть) на стр. 45

На следующем уроке я дала такое задание:

После проверки выяснилось, что все успешно справились

Каждый урок должен совершенствовать умение детей читать. Под умением читать, надо понимать не только овладение техникой чтения и не только умение понимать прочитанное. Умение читать обязательно включает в себя возникновение того или иного отношения как к самому произведению, так и к той действительности, которая в нем изображена.

Карточки задания, которые можно предложить учащимся при проведении работы с текстом:

Карточка.

Прочитай рассказ сам. Выбери заглавие. Соедини его с рассказом.

Волк.Лгун.Мальчик и овцы.

Мальчик стерег овец и будто увидал волка, стал звать: «Помогите, волк! Волк!»

Умение определять смысловую структуру текста, связи смысловых частей можно формировать с помощью следующих упражнений:

Карточка

Наведи порядок!

Расположи предложения так, чтобы получился связный рассказ. Для этого установи, что было сначала, затем, в конце рассказа (1,2,3)

Лодочка плыла, а дети бежали за нею, кричали и нечего впереди себя не видели и в лужу упали. Дети взяли дощечки, сделали лодочку, пустили лодочку по воде.

Пришла весна, потекла вода.

Зная, на каком уровне находится ребенок, можно с помощью таких карточек осуществить дифференцированное обучение, выделив следующие группы знаний:

А – понимание предметного содержания текста;

Б – понимание обобщенного содержания;

В – понимание скрытой мысли (подтекста);

С – определение личностного отношения к прочитанному.

Карточка

Горькая вода.В. Осеева.

Но Витя не послушал товарища и помог бабушке отнести ведро.

Через несколько дней Толя шел один по лесу. Ему страшно хотелось пить. Толя решил зайти в первую избу и попросить воды.

Только он открыл дверь – увидел ту же самую старушку.

Толя покраснел, скорее попил, поблагодарил и выбежал на улицу. Вода показалась ему горькой.

Куда возвращались ребята?

Кого встретили ребята?

Б – Кто поступил правильно?

Что чувствовал Толя, когда пил воду?

В – объясни название рассказа.

Почему вода показалась Толе горькой?

С – Как бы ты поступил на месте мальчиков?

С кем бы из этих мальчиков ты хотел дружить? Почему?

Такую работу по пониманию текста лучше начинать с 1 класса.

Используя все эти приемы и формы на уроках чтения в начальной школе, мои дети вот уже на протяжении трех лет справляются с нормой техники чтения.

По завершению исследовательской работы можно сделать следующие выводы:

1) упражнения в чтении должны быть каждодневными;

2) отбор текстов для чтения не должен быть случайным, а должен производиться с учетом психологических особенностей детей и литературных особенностей текстов;

3) учителем должна вестись систематическая работа по предупреждению ошибочного чтения;

4) учителем должна быть использована в работе целесообразная система исправления допущенных при чтении ошибок;

5) специально должно быть организовано обучение чтению про себя, предполагающее несколько ступеней: чтение шепотом, беззвучное артикулирование читаемого, “тихое чтение” (в плане внутренней речи), собственно чтение про себя.

Быстрое чтение активизирует, процессы мышления и являются одним из средств совершенствования учебного процесса для самых различных уровней обучения.

Современная методика понимает навык чтения как автоматизированное умение по озвучиванию печатного текста, предполагающее осознание идеи воспринимаемого произведения и выработку собственного отношения к читаемому.

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *