чарльз камерон что построил
Чарльз Камерон — выдающийся архитектор XVIII столетия
Между тем, биография архитектора содержит противоречивые факты. Одни источники утверждают, что носитель звучной фамилии Чарльз Камерон — сын знаменитого вождя шотландцев Эвена Камерона, возглавившего борьбу против ганноверской династии в 1745-46 гг. Другие указывают, что отцом будущего создателя дворцовых интерьеров был простой строительный подрядчик, и карьеру свою Чарльз Камерон начал с Гильдии плотников. Так или иначе, юноша приобрел полезные навыки и знания в области строительства и архитектуры, которые последствии принесут ему почет и славу.
Будущий великий архитектор был еще и талантливым художником, знатоком истории искусств. Под руководством Исаака Веара, известного строителя и архитектора XVIII века, он стал соавтором серьезного труда «Термы римлян». После смерти учителя в 1766 году Камерон продолжил работу самостоятельно. Он много путешествовал по Италии, изучал древнеримские памятники, делал чертежи и зарисовки. Огромный том с великолепными иллюстрациями работы Чарльза Камерона был напечатан на двух языках — английском и французском — в 1772 году и имел успех в Лондоне и Париже. Это был блестящий трактат, где говорилось об истории и философии Древнего Рима, сокровища архитектуры были подвергнуты глубокому научному анализу. О молодом архитекторе заговорили.
В 1779 году он прибыл в Россию по приглашению самой императрицы Екатерины II. Чарльз Камерон был к тому времени уже известный архитектор с мировым именем. Ему было поручено создать новые интерьеры Царскосельского дворца взамен затейливых творений Растрелли. Екатерина II была увлечена эстетикой древнего Рима. Ей хотелось создать в Царском селе «проект античного дома, распланированного как в древности». Она восхищенно отзывалась о способностях нового главного архитектора: «В настоящее время я увлечена мастером Камероном, архитектором… Великий рисовальщик. Это голова, голова, вызывающая воображение…».
Интересно, что до приезда в Россию знаменитый архитектор не построил ни одного здания, но за последующие десять лет он создал немало шедевров. Ему удалось воплотить в жизнь античные принципы построения зданий. Новый стиль — классицизм — отличался строгостью линий и особой легкостью, изяществом. Интерьеры дворцов, созданные Чарльзом Камероном, до сих пор являются эталоном вкуса и гармонии. Изящная Лионская гостиная со стенами, обитыми шелком, живописные орнаменты Арабесковой комнаты и приватная спальня в белых и синих тонах, похожая на коробочку-табакерку — эти заново отделанные помещения Царскосельского дворца заслужили высокую оценку самой императрицы. Все придворные приходили любоваться ими даже в то время, когда работы были еще не закончены.
Он спроектировал и отделал Большой дворец в Павловске — архитектор вписал основное здание и многочисленные павильоны в окружающий пейзаж с большим искусством. Фактически он создал поразительные по красоте пейзажные панорамы, сохранившиеся до нашего времени. Уединенный Храм Дружбы на берегу речки Славянки стал эмблемой дворцово-паркового ансамбля Павловска и эталоном градостроительства той поры. Он вдохновил архитекторов всей тогдашней России на создание подобных стилистических решений. А очаровательный Вольер — не просто птичник, но классический павильон с колоннами и зеркальными стенами, украшенный цветами и уютными диванчиками. К зданию примыкала открытая галерея для прогулок и уголок с певчими птицами в клетках.
В 1803 году Камерон был назначен главным архитектором Адмиралтейства, он проектировал и строил сооружения Галерной гавани на Васильевском острове, Андреевский собор в Кронштадте. Умер великий архитектор, мыслитель и художник, исследователь античной культуры, в 1811 году, оставив после себя немало прекрасных творений в стиле классицизма. Многие их них и поныне являются памятниками великолепной эпохи Просвещения, царившей при дворе Екатерины II.
Чарлз Камерон. Одинокий гений
Сергей Ачильдиев
Он родился 275 лет назад. Месяц и число неизвестны. В иных его биографиях даже годы рождения другие — 1730-е, 1745-й, 1746-й. Зато известно, что он стал одним из выдающихся зодчих в истории Европы.
Камерон прибыл в Петербург в начале августа 1779 года по личному приглашению императрицы Екатерины II, и тут же был ей представлен.
Иноземец государыне понравился. Умён, по всему чувствуется, что дело знает основательно, а принципам классицизма, главного направления в европейской архитектуре тех лет, привержен искренне и глубоко. Да к тому же человек солидный, уже за сорок. А уж когда Камерон заявил, что является племянником мисс Дженни, Екатерина окончательно уверилась, что с выбором нового архитектора не ошиблась. Ещё бы, ведь имя мисс Дженни было известно в ту пору всей культурной Европе. Дочь знаменитого сэра Эвена Камерона, который в 1740-х годах был предводителем шотландцев в борьбе за возведение на английский трон Стюартов, она прославилась своими мемуарами, переведёнными на многие языки, в том числе на русский.
С Камероном тут же был заключён трёхлетний контракт, и ему присвоили почётное звание архитектора её императорского величества. Новому архитектору доверили едва ли не самое важное — продолжить перестройку дворца в Царском Селе и вести строительство различных сооружений в расширяющемся вокруг дворца парке. Отныне свои чертежи он подписывал тремя буквами: AMI — Architect Majestique Imperial.
Легенда «о тёте Дженни» продержалась не только до конца дней зодчего, но и до самого последнего времени. Как установил российский исследователь Дмитрий Швидковский, на самом деле Чарлз Камерон был сыном скромного строительного подрядчика Уолтера Камерона, который никогда не являлся братом Дженни, хотя действительно состоял в очень дальнем родстве с теми Камеронами, что сражались за Стюартов. И детство самого Чарлза тоже было весьма скромным: сперва он пошёл по стопам отца и даже состоял в гильдии плотников, потом стал гравёром. Оттого, наверное, и точная дата рождения Камерона неизвестна…
Зачем же понадобилось столь солидному человеку выдумывать про себя всякие небылицы? Сегодня, спустя столько лет, точного ответа на этот вопрос быть не может. Остаётся только предположить, что виной всему, во-первых, склонный к авантюризму XVIII век, и, во-вторых, ясное понимание того, что впереди острейшая конкуренция со стороны уже работавших в Петербурге великолепных зодчих, иностранцев и русских, — Баженова, Старова, Ринальди, Фельтена, Деламота, — а значит, в этой игре с самого начала хорошо бы иметь на руках как можно больше козырей.
Теоретик, он же практик
Положение Чарлза Камерона в Петербурге осложнялось ещё и тем, что прежде он никогда не занимался практической архитектурой. До приезда в Россию шотландец был учёным. Изучал античное зодчество, долгое время участвовал в раскопках Помпеи и Геркуланума, а потом даже написал и издал большой научный труд — «Термы римлян».
Теперь предстояло перейти от теории к практике. Да к тому же из далёкого, древнегреческого и древнеримского, прошлого — в настоящее. Задача неимоверно трудная не только профессионально, но и психологически. В истории архитектуры не так легко отыскать примеры, когда такое кому-либо удалось.
Но Камерон отважно совершил этот поворот в своей судьбе и добился феноменальных результатов. Большинство его работ сегодня имеют всемирную известность.
Вообще-то шотландского мастера пригласили в Россию для того, чтобы он построил на территории царской резиденции термы наподобие древнеримских, «где в одном лице можно было бы встретить Цезаря, Цицерона и Мецената». Этот ансамбль терм, позже по имени своего создателя получивший название Камероновой галереи, включал в себя Агатовые комнаты с Холодными банями, Висячий сад и Пандус. Но вслед затем зодчий получил и другие задания императрицы. В Царском селе это была Китайская деревня в Александровском парке, Пирамида в пейзажной части Екатерининского парка и новая отделка всех апартаментов, в том числе создание интерьеров Арабескового, Лионского, Китайского залов, Опочивальни, Зелёной столовой.
А потом был Павловск, где Камерон возвел величественный архитектурный ансамбль — дворец (особенно великолепны интерьеры Греческого и Итальянского залов Павловского дворца), павильоны, парк…
В одной из книг о зодчем сказано: «Для творчества Камерона характерны неутомимый поиск новых форм и планировочных решений, синтез искусств, гармоничное слияние архитектуры с окружающим пейзажем, совершенство пропорций, лиризм». Сказано очень точно, но эта лаконичная характеристика требует объяснений. Основой всего, что задумывал Чарлз Камерон, служили ему принципы классицизма в стиле античного искусства. Но как бы он ни любил древних, это не были слепые копии того, что они делали. В каждый свой замысел архитектор старался внести новое, своё, заимствуя творческие идеи у французских, итальянских и русских современников. И при этом он проявлял поистине поразительные чувство вкуса, такта, ощущения цветов и пропорций. Это было особенно сложно, если учесть, что только при работе с камнем Камерон использовал самые разные его виды: от грубого, пудостского, — до агата и яшмы. Не считая других самых разнообразных отделочных материалов — стекла, цветной фольги, бронзы, фарфора, фаянса, самоцветов, ценных пород дерева…
Так неудержимая фантазия Чарлза Камерона во многом преобразила и Царское Село, и Павловск, в том числе внутреннюю отделку их дворцов.
Спустя пять лет после приезда в Петербург Камерон женился. Его избранницей оказалась дочь Царскосельского садовника Иоганна Буша — Екатерина.
Выбор не отличался оригинальностью. Дело в том, что шотландец с самого начала поселился в Царском Селе, рядом с Большой каменной оранжереей, где работал Буш. И гуляла «Катья». Здесь, неподалеку от царского дворца, чета Камеронов прожила — с небольшим перерывом — до 1803 года, когда зодчий был назначен Адмиралтейским архитектором и получил квартиру в Инженерном замке, в самом центре Петербурга.
Большинство тех, с кем ему приходилось сталкиваться по работе, относились к Камерону хорошо. Конечно, были и недоброжелатели, завистники. Однако люди не могли не ценить в нём ум, глубокие знания, уважительное отношение даже к самым непримиримым оппонентам. Были и близкие друзья. Но не шотландцы, их национальная диаспора в русской северной столице всегда оставалась крайне малочисленной. Познакомившись с крупным военным инженером и библиофилом Сухтеленом, зодчий вошёл в круг петербургской интеллигенции…
И всё же Камерон, говорят, частенько выглядел чужим даже среди своих. Строительное дело всегда требовало — в том числе от архитектора — зычного голоса, сильного характера и твёрдости в отстаивании собственных решений. Architect Majestique Imperial, увы, не обладал этими качествами.
Хорошо известен случай, когда при строительстве пандуса к Висячему саду Камерон запланировал выполнить облицовку из наиболее прочного, сяського, камня, но руководивший работами итальянский мастер Д. Минчаки настаивал на другом камне, пудостском. Итальянец прекрасно знал, что архитектор прав, но стоял на своём, поскольку, скорее всего, имел запасы пудостского камня, который и в обработке гораздо легче. Спор был долгим, но зодчий, в конце концов, уступил…
К тому же Камерон даже самым близким друзьям предпочитал уединение. Высшим наслаждением для него было сидеть у себя дома перед камином из белого сибирского мрамора и читать книгу. За окном дует пронизывающий, ледяной балтийский ветер, а в очаге потрескивают берёзовые поленья, со стен смотрят на хозяина картины, эстампы и рисунки, которые он собирал всю жизнь. Рядом, в кабинете, громоздятся шкафы с книгами…
Библиотека Камерона недаром считалась одной из самых богатых в Петербурге. Конечно, было много книг по истории и теории архитектуры, прежде всего европейской. Но не только. Здесь встречались редкие издания писателей античности, Возрождения, труды по физике, геометрии, математике, астрономии…
В 1805 году Чарлз Камерон получил отставку. Казалось, ничто больше не удерживало его на невских берегах. Но он предпочёл остаться в России. Он прожил в этой стране чуть больше четверти века, здесь он стал знаменитым, здесь были его дом, его друзья, его близкие, а значит, и родина.
Чарльз Камерон
Чарльз Камерон родился в Лондоне в 1743 году. Его отец, шотландец, был членом гильдии плотников. Под его руководством юный Чарльз обучался организации строительных работ. Но в итоге юноша решил стать не мастером-строителем, а архитектором. Молодой человек отправился в Рим, по возвращении оттуда в 1772 году написал книгу «Термы римлян». Этот труд Чарльза Камерона был высоко оценен не только его соотечественниками, но и иностранными специалистами.
Первое упоминание имени Чарльза Камерона Екатериной II состоялось 23 августа 1779 года. В её личной переписке можно найти следующее:
После официального приёма у императрицы Чарльз Камерон подписал контакт на три года, получил звание архитектора её Императорского Величества. Ему было поручено создание архитектурного ансамбля в Царском Селе. Именной указ от 25 октября 1779 года обозначил: «Камерону назначено жалованье и на квартиру и экипаж ежегодно по 1 800 рублей». Позже контракт с архитектором несколько раз продлевался, увеличивалось его жалование.
В Царском Селе Чарльз Камерон за восемь лет возвёл Холодную баню, Агатовые комнаты, Камеронову галерею, Висячий сад и Пандус. В это же время зодчий работал над интерьерами Царскосельского дворца. Здесь им были созданы залы: Арабесковый, Лионский, Китайский, личные комнаты Екатерины II. В Александровском парке Царского Села Чарльз Камерон построил Китайскую деревню и два «китайских» мостика. С 1780 по 1788 год архитектор вёл строительство Софийского собора. Все чертежи Чарльз Камерон подписывал сокращённо: «AMI», что означает «Architect Majestique Imperial».
Для Царского Села в 1780 году Камерон разработал проект Софийского собора. После показа его модели архитектор обратился в Академию художеств с просьбой о присвоении ему звания академика. В этом Камерону было отказано. Больше зодчий в Академию не обращался, академического звания так и не получил. Софийский собор был освящён в 1788 году.
Чарльз Камерон обладал строгим характером. Архитектор не терпел вмешательства заказчика в свою работу. Из-за этого его отношения с царской семьёй не были благополучными. Постепенно Камерона отстранили от работ в Павловске. Проекты передали В. Бренне, который начинал свою карьеру помощником Камерона. С 1787 года Чарльз Камерон работал только в Царском Селе. Павел I, взойдя на престол, отстранил зодчего от всех работ. Вместе с увольнением, у Камерона отобрали дом в Царском Селе. Однако уехать из России не позволили.
В этот сложный период Камерона выручил К. Г. Разумовский, который поручил ему построить дворец в городе Батурине на Украине. Это строительство было начато в 1799 году. В результате были построены дворец и ряд служебных построек, обустроен парк. Тогда же возобновилось строительство в Павловске, царская семья снова обратилась к Чарльзу Камерону с заказом.
Архитектор был возвращён на службу, ему поручили строительство каменного моста через реку Славянку. В 1802 году Камерону предложили занять пост главного архитектора Адмиралтейств-коллегии. Несколько поразмышляв, шотландец принял это предложение. В новой должности Чарльз Камерон прежде всего составил план строительства в Кронштадте водопровода и канализации. Ему была предоставлена квартира на первом этаже Михайловского замка.
Чарльз Камерон умер в марте 1812 года. Его вдове была назначена пенсия.
Чарльз Камерон
Зодчий шотландский Чарльз Камерон
Римскими термами был восхищён:
Вот где шедевры архитектуры!
Выполнив много рисунков с натуры,
Сделал обмеры и все описал,
В Англии книгу об этом издал.
В парки, дворцы, монументы и шпили,
В город Петра свою душу вложили:
Фельтен, Ринальди, Старов, Камерон,
Росси, Кваренги, Захаров. имён
Много ещё я могла бы назвать.
Люди, не будем о них забывать.
Чарльз Камерон (1743-1812).
Его родители были родом из Шотландии, сам он родился в Лондоне, куда переехала его семья. Отец был мастером-строителем. Чарльз стал одним из его учеников, затем работал под руководством отца.
В 1767 году он едет в Рим изучать римские термы (бани). В 1772 году выходит в свет его книга «Термы римлян», она приносит ему успех и широкую известность. В этой книге он, в частности, поднимает вопрос о необходимости сохранения памятников античности, так как они находились в полуразрушенном состоянии. (Как эта тема актуальна сейчас для нашего города. )
В 1772 году художник Р. Хантер написал портрет Камерона. Этот портрет в 1942 году правительство Великобритании подарило нашей стране.
В 1779 году Камерон приезжает в Россию, в Петербург. Здесь в это время работали такие зодчие как Ринальди, Старов, Деламот, Фельтен, Баженов и др.
Камерону Екатерина II поручает создать в Царском селе термы, наподобие римских. А ведь он как раз мечтал об этом! Так появляется в Царском селе рядом с Екатерининским дворцом знаменитая Камеронова галерея.
Он работает и над интерьерами комнат Екатерининского дворца. Каждая из них была уникальна и неповторима. Он пробовал и сочетал разные отделочные материалы.
Одновременно Камерон работает над проектом дворцово-паркового ансамбля в Павловском. Павловский парк и Дворец, задуманные им в едином стиле, прекрасны по замыслу и воплощению.
Камерон вдохновенно и плодотворно трудится.
Но внезапно в 1796 году он был отстранён от всех работ по распоряжению нового императора Павла I.
Камерон очень переживал без работы, без любимого дела и собирался даже вернуться в Англию. Но К. Разумовский пригласил его в город Батурин строить там дворец и разбить парк на берегу реки Сейм. Камерон с радостью принимает приглашение. По его проекту в Батурине (на Украине) был построен красивейший дворец.
Не закончив его строительство, Камерон вынужден был вернуться в Петербург, куда его вызвали, чтобы предложить должность главного архитектора Адмиралтейств-коллегии.
За 4 года на этом посту он проделал огромную работу, особенно много сделал для Кронштадта.
В 1805 году судьба опять отвернулась от архитектора. Его (62 лет) уволили, на его место был назначен архитектор Захаров. Камерон вновь остался не у дел. Его также попросили выехать из квартиры в Михайловском замке. Власть редко ценит творческих людей.
Он умер в марте 1812 года. Его огромная богатейшая библиотека была распродана с аукциона. Его вдове утвердили пенсию за мужа. Она попросила разрешения покинуть страну, ей разрешили. Но она не успела, умерла в Петербурге.
Печальная участь постигла великолепные интерьеры комнат Екатерининского дворца во время войны. Большая их часть была уничтожена, разграблена, сожжена или вывезена из страны фашистскими варварами. Прекрасные дворцы Царского села, Павловска, Петергофа после войны являли собой страшное зрелище. Много лет и сил, терпения и самоотдачи понадобилось реставраторам, чтобы возродить к жизни творения великих зодчих, чтобы вернуть людям красоту, сотворенную гениальными человеческими руками.
Чарльз Камерон — любимый архитектор императрицы, создатель парковых ансамблей и мастер галерей
Екатерининский парк, Царское Село
В этом году исполнилось 275 лет со дня рождения Чарльза Камерона, одного из любимых архитекторов Екатерины II, выдающегося мастера русского классицизма, создателя садово-парковых ансамблей императорских резиденций в Царском Селе и в Павловске.
Камеронова галерея, архитектор – Ч. Камерон, годы постройки: 1784 – 1787
Чарльз Камерон был представителем так называемого «археологизирующего» классицизма, так как прослыл известным знатоком архитектуры древнеримских терм. По заказу Екатерины II в начале 80-х годов 18 века он воспроизвёл в Царском Селе миниатюрное подобие римских построек. Термы Камерона включают Холодные бани, изящный павильон «Агатовые комнаты», висячий сад и прогулочную колоннаду – Камеронову галерею, непревзойдённый шедевр архитектора.
Холодная баня с Агатовыми комнатами, Екатерининский дворец
Ощущение древности в интерьере Агатового павильона создаёт богатая отделка натуральным цветным камнем (мрамором, яшмой, ониксом) и копии античных скульптур. Камерон был искусным мастером архитектурного декора. Созданные им в Екатерининском дворце интерьеры отличаются разнообразием использованных декоративных материалов. Агатовые комнаты были предназначены для отдыха после купания — здесь императрица проводила ранние утренние часы, занимаясь просмотром государственных документов и отвечая на письма.
Александровский парк, Царское Село. Китайская деревня, архитекторы – Ч. Камерон, А. Ринальди, годы постройки: 1790-е
Последняя четверть 18 века ознаменовалась расцветом стиля шинуазри, или, в буквальном переводе, «китайщина». По всей Европе строили китайские пагоды, интерьеры дворцов оформлялись стилизованными под Восток картинами, а фарфоровая посуда вытесняла серебряную. Екатерина II, естественно, не осталась в стороне от модных веяний и приказала архитектору Чарльзу Камерону подготовить проект комплекса сооружений в китайском стиле. За основу была взята старинная голландская гравюра из личной коллекции императрицы. Строительство уголка Китая в России началось спустя 10 лет, правда успели возвести лишь 10 стилизованных домиков из 18 и обсерваторию. В Китайской деревне любил жить Н. М. Карамзин. Именно здесь он работал над своим самым знаменитым трудом — «Историей государства Российского».
Павловский дворец, г. Павловск. Павловский дворец, архитектор – Ч. Камерон, годы постройки: 1782 – 1786
Долина реки Славянки, Павловский парк. Храм Дружбы, архитектор – Ч. Камерон, годы постройки: 1781 – 1784
Неподалёку от дворца в долине реки Славянки Чарльз Камерон создал павильон «Храм Дружбы», который стал ответным подарком Павла и его супруги Екатерине II в благодарность за эти земли. Здание возведено в псевдоантичном стиле и представляет собой ротонду, украшенную 16 дорическими колоннами. Она удостоилась самого благосклонного отзыва от Екатерины Великой, которая даже заметила, что Храм ей милее, чем самые красивые места во всей Италии. На сегодняшний день Храм Дружбы по праву считается настоящим символом Павловска, и благодаря простоте своей архитектуры является одним из самых посещаемых мест всего дворцово-паркового ансамбля, ещё одного шедевра непревзойдённого шотландского зодчего в России.