чарчбэк что это такое
Что такое чарджбэк или возвратный платеж?
Как вернуть деньги на карту, если вас обманули в интернет-магазине, авиакомпании или банке? Можно ли отменить двойное списание денег со счета? И что делать, если банкомат не выдал деньги, но деньги с карты списаны.
Участие в процессе чарджбэка принимают пять основных сторон:
Чтобы воспользоваться чарджбэком и отменить определенную транзакцию по карте плательщик должен:
Несмотря на то, что процедура выглядит простой и понятной, здесь существуют свои подводные камни и нюансы, о которых следует знать.
Чарджбэк возможен только при соблюдении определенных условий:
Если все вышеперечисленные пункты соблюдены, то банки обязаны принять ваше заявление и начать процедуру чарджбэк, которая занимает в среднем от нескольких недель до трех месяцев, в зависимости от суммы возврата и ситуации.
Если платежные системы посчитают ваши доказательства недостаточными, или ситуация будет не на вашей стороне, то в чарджбэк вам откажут.
Это специализированный онлайн-сервис, которые выступает посредником между клиентом и банком. Фактически чарджбэк-сервис ведет все коммуникации с банком самостоятельно, предоставляя вам отчет о проделанной работе и ходе процедуры.
Как работает чарджбэк сервис:
Чарджбэк сервисы удобны тем, что позволяют отслеживать ход рассмотрения вашего дела в личном кабинете на сайте, не нужно личное присутствие в банке, самостоятельно ведут переговоры с банком. Некоторые чарджбэк-сервисы работают с небольшими суммами ущерба.
Зачастую чарджбэк это единственная возможность забрать деньги от мошенников. Особенно от тех жуликов, кто находиться за пределами России и СНГ. Так как чарджбэк это международная процедура регламентируемая платежными системами, которым должны подчиняться абсолютно все банки. Но на практике не все подчиняются.
Помимо замораживания денег после обращения за чарджбэком банки могут наложить повышенный контроль за счетом и в случае последующих жалоб на компанию будут наложены санкции. В этом плане чарджбэк работает эффективнее правоохранительных органов.
В связи с этим жулики чарджбэк очень не любят, пытаются очернить его, а иногда угрожают жертвам, чтобы те не задумывались о чарджбэке. В последние годы доля пользователей все больше узнает о процедуре и происходит постепенный рост доверия к этой услуге.
Как я отменила платеж по карте с помощью чарджбэка
Личный опыт на примере карты «Мастеркард»
Если вы не согласны с тем, что с карты списали деньги, иногда банк может их вернуть.
Расскажу подробнее, в чем было дело, что такое чарджбэк и как я действовала.
Как с карты ошибочно списали деньги
Я знала, что, когда пробный период закончится, активируется подписка за 1990 Р в месяц. Планировала протестировать сервис и отключить его до первого платежа, если он мне не понравится.
списали с моей карты в сервисе «Файнд-зенграм»
Я плачу в интернете отдельной картой. Это бывает редко, поэтому мобильный банк к ней не подключен. Чеки приходили мне на почту, но перед Новым годом ее завалили спамом. Поэтому первый чек от ОФД я приняла за рекламу и удалила, обратила внимание только на второй. Так и вышло, что деньги списали даже не за один месяц, а за два.
Что сказали в техподдержке
Я начала разбираться, почему подписка еще действует. Написала в техподдержку и только тогда узнала, что «Файнд-зенграм» и «Зенграм» — это разные сервисы. Когда регистрируешься в первом, автоматически появляется аккаунт и во втором. К слову, об этом забыли написать в оферте.
Но сотрудники поддержки явно юлили и не отвечали на некоторые письма. В итоге они отказались признать недоработки на сайте и не захотели возвращать деньги. Поэтому я решила оформить чарджбэк, то есть оспорить списания через банк.
Как победить выгорание
Что такое чарджбэк
Слово «чарджбэк» — от английского chargeback — переводится как «возвратный платеж». Это внутренний механизм платежной системы, который позволяет оспорить некоторые операции. Иногда с его помощью можно вернуть деньги, которые списали с карты. Я пользовалась чарджбэком по карте «Мастеркард», но такая процедура есть, например, и у «Визы». А у российской системы «Мир» она называется «диспут».
В российском законодательстве нет понятия «чарджбэк», но этот процесс описан в регламентах платежных систем. Например, у «Мастеркарда» есть Chargeback Guide. На русском языке в открытом доступе этого гайда нет: держателям карт необязательно его читать, это инструкция для банков. Если банк выпускает карточки «Мастеркард», он обязан исполнять регламент по чарджбэку: это часть договора между банком и платежной системой.
В некоторых случаях деньги на карте еще защищает закон о национальной платежной системе. Но в основном это касается ошибочных операций или некоторых видов мошенничества. Например, если в банке случился технический сбой и он дважды снял деньги за одну и ту же покупку. Или если мошенники расплатились в интернете банковской картой, хотя ее владелец никому не сообщал коды из смс.
По правилам платежных систем случаев для чарджбэка намного больше, но перечень все равно ограничен. Например, если покупатель спорит с продавцом напрямую, его права определяет закон о защите прав потребителей. Если решают вопрос чарджбэка, банки действуют по регламентам платежной системы. И по ним можно защитить не все права потребителя.
Предположим, вы вернули в интернет-магазин бракованный товар. По закону продавец должен отдать деньги за покупку и за ее пересылку обратно. Если вы не получили возврат и обратились за чарджбэком, банк поможет вернуть деньги за заказ, но не за обратную пересылку, потому что в правилах платежной системы о ней ничего не сказано.
Как работает чарджбэк
Иногда суд выгоднее: чарджбэк делают только на сумму платежа, который вы оспариваете. А отсудить можно, например, компенсацию морального вреда, расходы на юриста или процент за пользование чужими деньгами. Я решила не судиться, потому что в моем случае речь шла о маленькой сумме.
Банк-эквайер запрашивает у продавца документы по сделке. И тот должен доказать, что покупатель получил товар. Допустим, продавец не предоставит доказательства или просто согласится вернуть деньги. Тогда банк-эквайер подтвердит чарджбэк, и покупатель получит деньги обратно. А если продавец докажет, что доставил товар, то покупателю ничего не вернут.
У процесса чарджбэка много деталей, и он может быть длиннее. Например, если продавец найдет подтверждающие документы, а покупатель в ответ предоставит дополнительные доказательства. Такой спор может выйти на второй круг, а потом и дойти до арбитража платежной системы. И тогда она сама решит, возвращать ли деньги.
Ситуация, которую я описала, — просто один пример. Чарджбэк может сработать и во многих других случаях.
В каких ситуациях возможен чарджбэк
Не получится отменить перевод в пользу обычного человека, даже если вы что-то у него покупали.
Причина для чарджбэка должна соответствовать правилам платежной системы. Я опишу основные. Но если у вас будет другой случай, спросите о нем в своем банке — вдруг он тоже подходит под условия чарджбэка.
Я условно разделила причины на две категории:
Разберу эти причины для чарджбэка подробнее.
Вы не совершали платеж. То есть никому не сообщали коды из смс, карта все время была у вас, вы не пользовались услугами торговой точки, где был платеж. А деньги все равно списали.
Операция прошла некорректно. Допустим, вы вносили одну сумму, а списали больше или в другой валюте. Или деньги по одной и той же операции списали несколько раз.
Не сработал банкомат. Вы снимали наличные, а банкомат выдал только часть суммы или не выдал ее вообще, при этом на карте стало меньше денег.
Не сработал терминал, и вы оплатили что-то наличными или другой картой. А потом деньги списали и с первой карты.
Проблема с онлайн-покупкой. Вы не получили товар или онлайн-сервис не оказал вам услугу: например, кинотеатр не дал доступ к фильмам, а библиотека — к книгам. Товар оказался некачественным или не соответствовал описанию на сайте. Бывает, что заказ пришел не весь или в нем не то, что вы покупали. А иногда на сайте может возникнуть сбой: вы что-то оплатили, но заказ остался в статусе «не оплачен».
Проблема с туроператором, транспортной компанией или отелем. Вы отменили бронь по всем правилам, но компания не вернула деньги. Или отмена должна была быть бесплатной, а с вас все равно списали штраф. Или вы выезжали из отеля и полностью оплатили проживание, а потом отель списал дополнительную сумму.
Проблемы с абонементом. Фитнес-клуб не открылся в срок, а деньги за абонемент не вернул. Или, наоборот, неожиданно закрылся и не возместил неиспользованную часть абонемента.
Проблемы с подпиской. Вы отключили платную подписку, но за нее все равно списывают деньги.
Во всех этих ситуациях можно запрашивать чарджбэк.
Когда чарджбэк не сработает
Клиент просто ошибся. Например, не прочитал оферту магазина, поставил галочку, подтвердил, что согласен на платную подписку, а потом просит вернуть деньги. При этом компания не нарушала пользовательское соглашение.
Появились ограничения в законе. Например, в 2020 году в России появилось постановление насчет авиарейсов, которые отменили в период пандемии. Российским авиакомпаниям разрешили выдавать за них ваучеры, а деньги возвращать, только когда истекут 3 года.
По закону клиент прав, но нарушений договора-оферты нет. Допустим, человек купил в интернет-магазине вещь, а потом передумал, или она не подошла. По закону о защите прав потребителей он может сдать ее обратно. Но если на сайте магазина не прописано, что качественный товар можно вернуть, сделать чарджбэк будет сложно.
Банк действует строго по правилам платежной системы, а в них есть отсылка к договору с продавцом. К тому же в положении Центробанка сказано, что банки не могут вмешиваться в договорные отношения клиентов. То, что продавец или его договор нарушают закон, может установить, например, суд, но не банк.
Услуга или товар некачественные, но формально соответствуют договору. К примеру, вы купили обучающий курс. Вам обещали крутой экспертный материал, а на деле там полная ерунда. Вам очевидно, что услуга некачественная. Но в договоре-оферте нет пункта, который нарушен. Там указаны общие темы, количество уроков и их продолжительность, а про содержание уроков нет ни слова. В такой ситуации банку практически невозможно вернуть деньги.
Замешан брокер. В Т—Ж уже разбирали вопрос о компаниях-посредниках. Они предлагают вернуть деньги, которые вы заплатили брокеру, но по факту это очень сложно.
Но даже если причина не подходит для чарджбэка, все равно есть смысл обратиться в банк. Возможно, он вернет деньги каким-то другим способом. Например, у карт бывает страховка от мошеннических действий, а владелец может не знать об этом или забыть.
Сроки для чарджбэка
Важно, чтобы не вышли сроки, когда можно подать на возврат. Они разные и зависят от платежной системы, конкретного банка и причины чарджбэка.
Если вы добровольно совершили платеж, но хотите его отменить, ориентируйтесь на правила платежной системы. По ним сроки зависят от конкретной причины, но, например, по правилам «Мастеркарда» это чаще всего 120 дней.
Обычно отсчет идет с момента, когда вы совершили платеж. Но есть и исключения. Допустим, вы купили что-то в интернет-магазине — тогда банк может исчислять срок с даты доставки товара. Но с момента платежа все равно должно пройти не более 540 дней.
Если вы не совершали платеж или в нем ошибка, читайте договор с банком. Сроки, когда можно подать претензию, есть в договоре обслуживания. Например, в моем банке это 30 дней.
Если сроки не прописаны в договоре, нужно ориентироваться на закон о национальной платежной системе. По нему надо обратиться в банк максимум на второй день после получения уведомления об операции.
В России процесс чарджбэка пока что плохо регламентирован. И иногда банки все равно опираются на правила платежной системы, где сроки больше. Так было и у меня. Срок для претензий в моем договоре — 30 дней. Я оспаривала два списания, и с даты первого прошел 41 день. Но банк сделал чарджбэк по обеим операциям.
В общем, даже если вы думаете, что время упущено и деньги не вернуть, проконсультируйтесь в банке. В процедуре чарджбэка много тонкостей, и вы можете чего-то не знать или неверно трактовать сроки.
Дальше в статье расскажу, как действовать, чтобы оформить чарджбэк, и что предпринимала я.
Если вы что-то купили и хотите вернуть деньги, нужно перечитать договор с продавцом и убедиться, что он действительно нарушен.
Если вы уверены, что точно не совершали платеж, впервые слышите о магазине и ничего там не покупали, расспросите родственников. Вдруг это они что-то оплатили вашей картой. И подумайте: может, вы просто забыли о какой-то покупке или подписке. Если выяснится, что это добровольный платеж и продавец не виноват, банк не вернет деньги. А может еще и заставить заплатить штраф. Такое условие иногда бывает в договоре.
Если карту украли, напишите заявление в полицию. И обязательно сохраните талон-уведомление или копию заявления: их нужно будет приложить к заявлению в банке.
Нужно написать в техподдержку, объяснить ситуацию и попросить вернуть деньги. Это часто срабатывает. Например, редактор этой статьи заказала на «Озоне» игрушки. Во время доставки их потеряли, и ей пришло смс, что деньги скоро вернут. Но прошло несколько недель, а их не было. Редактор написала в чат поддержки и выяснила, что деньги забыли отправить. В итоге они поступили в тот же день.
Если продавец не согласился вернуть деньги, банк попросит это подтвердить. Из переписки с магазином должно четко следовать, что он вам отказал. Иногда продавец отвечает формальными отписками — не говорит ни да ни нет. Или предлагает заменить товар, но вас это не устраивает. Спросите прямо: « Вернете ли вы деньги?» Продавцу придется ответить. Мне написали, что не вернут деньги, только в ответ на восьмое письмо.
Внимательно читайте пользовательское соглашение магазина и его ответы в переписке: там могут быть противоречия. Для вас ошибки магазина будут плюсом.
Например, в последнем письме техподдержка сообщила, что я должна писать на другую электронную почту. Ее не было в пользовательском соглашении. В этом же письме дали ссылку на неверный договор оферты. Увидев эти несостыковки, я закончила переписку и обратилась в банк.
Иногда с компанией невозможно связаться или она не отвечает на письма в срок. Сделайте скриншоты переписки, чтобы можно было увидеть даты ваших писем. А потом подробно опишите банку, какие контакты продавца были в открытом доступе и куда и когда вы обращались.
Во время спора продавец будет отстаивать свою правоту, а банк-эквайер — защищать его интересы в рамках правил платежной системы. Поэтому к заявлению на чарджбэк нужно приложить максимум доказательств. Это повысит шансы вернуть деньги.
Помочь могут чеки, выписки со счета карты, скриншоты из личного кабинета в интернет-магазине и банковском приложении, скриншоты смс с подтверждением заказа и писем с электронной почты. Я изучила сайты нескольких банков и составила подробный список доказательств, которые нужны для чарджбэка.
Сложно подтвердить то, чего вы не делали. Но дайте банку хотя бы косвенные доказательства и подробно опишите, что произошло. Например, мне нужно было доказать, что я регистрировалась только в одном сервисе, а о втором не знала. Я могла просто написать: «Я не регистрировалась в другом сервисе». Но «Зенграм» мог прислать логи того, что я заходила в личный кабинет на его сайте. В таком случае банку было бы сложно защитить мои интересы.
В обращении к банку я написала, что уведомление о регистрации пришло только от одного сервиса. А от второго ничего не было, и его не упоминали в оферте. В итоге банк уже знал, как объяснить, что у «Зенграма» есть логи о входе в личный кабинет.
Вот что я собрала в качестве доказательств:
Если бы я собиралась подавать в суд, то сразу заверяла бы скриншоты у нотариуса. Потом я бы не смогла этого сделать: во время переписки со мной сервис изменил функционал личного кабинета.
В банк можно позвонить или написать в чат поддержки. Иногда он сразу принимает претензии в работу, а иногда присылает форму заявления и просит ее заполнить.
У меня был второй случай. Я обратилась в чат поддержки во «Вконтакте» и кратко описала ситуацию, а в ответ мне прислали бланк заявления и адрес для претензий. Он отличался от адреса общей банковской почты.
Чтобы заполнить заявление, понадобились данные карты, с которой списали деньги, и информация из выписки по картсчету.
Я заполнила заявление, распечатала его, подписала, отсканировала и отправила скан в банк. Подробное описание не поместилось на бланке, поэтому в нем я кратко изложила ситуацию. Детали я указала в отдельном документе и приложила его к письму.
Я постаралась сделать так, чтобы сотруднику банка было проще во всем разобраться. Документы подготовила в форматах DOC и PDF. Переписку с «Файнд-зенграмом» скопировала в файл DOC по хронологии и кратко ее прокомментировала.
Банк зарегистрировал мое обращение на третий день и прислал его номер по электронной почте и смс.
По закону о национальной платежной системе банк должен ответить на претензию в течение 30 дней. А если операция прошла за границей, то в течение 60 дней. Этого времени достаточно, чтобы решить простые ситуации: например, если деньги списали по ошибке.
Но решение по чарджбэку может занять больше времени. Все зависит от того, согласился ли магазин с возвратом, как быстро банк-эквайер рассмотрит чарджбэк, придут ли банки к общему решению или отправят обращение в арбитраж платежной системы.
Я получила ответ от своего банка через 91 день. А на следующий день мне зачислили деньги.
Что делать, если в чарджбэке отказали
Если не получилось оспорить платеж через банк, это не значит, что вы не правы. Скорее всего, для вашей ситуации не подходит механизм чарджбэка. Но на продавца можно подать в суд, а в случае мошенничества — написать заявление в полицию.
Вряд ли получится оспорить решение по чарджбэку через суд. Суды считают, что их нельзя обжаловать в рамках закона о защите прав потребителей. Такой результат был во всех судебных делах, которые мне удалось найти.
Еще суд не может сослаться на регламенты платежных систем и заставить банк вернуть деньги с чужого счета. Например, в правилах «Мастеркарда» сказано, что они не создают прав для держателя карты. То есть формально отказ в чарджбэке — это не нарушение прав клиента банка. И чарджбэк — это внутренняя процедура, которая помогает решить спорные ситуации между банками. Она не защищает права потребителя в том объеме, который есть в законодательстве.
А вот если банк не выполнил условия договора об обслуживании, например не принял претензию, то он нарушил права клиента. Но в таких случаях обычно достаточно отправить жалобу в клиентскую службу банка.
Запомнить о чарджбэке
Привязала основную карту к какому то левому сервису.
Виртуальная карта с 0 на счету:
Светлана, ко всем сервисам подписок привязываю новую Вирт карту и называю её соответсвенно и на ней всегда ноль.
Я подал на чарджбэк в итоге. К счастью у меня был итоговый счёт об аренде, который я всегда прошу распечатать и забираю. Сначала я описал свою версию (на английском), приложил скан счета, отдал в банк. Через 60 дней мастеркард прислал ответ в банк и там была версия арендодателя и все его документы. Меня спросили, по прежнему ли я оспариваю. Я сказал «да», ещё раз переписал свою версию другими словами. Дальше мастеркард, как посредник решал, чья версия более правдивая на основе документов. Ещё через 60 дней банк прислал мне письмо, что мастеркард решил, что прав я. Через пару дней получил всю сумму полностью.
Антон, да, они все мне прислали.
Антон, это было с кредиткой Ситибанка. Я ничего специально не запрашивал, Сити сам мне отфорвардил все документы, которые ему присылали.
Автор молодец 👍И дело даже не в сумме, а в том что, вы разобрались в чем то новом для себя, зачастую получив такие навыки и поняв алгоритмы действия в определенных ситуациях, в дальнейшем можно обнаружить, что они пригодились совершенно в другой области. Ну и плюсом иногда такие маленькие, но победы несоразмерно радуют)))
Ed, дааааа) Как же Вы правы! Это был такой спортивный интерес, получится или нет) Я радовалась безумно))
Как то приехал в Москву и заселился в гостиницу «Вечный Зов» оплатил проживание естественно до заселения. Когда зашёл в номер ужаснулся: грязь, плесень, вонь, торчащие из стен провода и отваливающиеся розетки, ещё и грязные рваные полотенца. Сидя в номере забронировал другой отель. И пошёл выселяться. В возврате денег отказали. Ведь я в номере провел 15 минут. Вызов полиции не помог. В итоге отменил операцию оплаты в приложении, и думал что все хорошо. Через пару дней деньги опять списали. Тогда то я и лфлрмил чарджбэк. Хорошо, что у меня были фото грязного номера и фото заявления на возврат денег, в котором отказали + скриншоты брони другого отеля на эти же даты. В итоге сработало. Процесс затянулся на +/- 100 дней. Но все же это сработало
Оформляла 1 раз: возвращала стоимость авиабилетов после банкротства компании Aigle Azur в 2019 (спасибо за подсказку людям с форума Винского). Оформила заявку в Сбер через онлайн форму, прикрепила чеки и билеты. Вернули деньги дней через 50. Зато не пришлось лично общаться с сотрудниками сбера.
Онлайн переписка в приложении показала, что сотрудники сбера не знают, что такое чарджбек и несут полную околесицу, что такого нет и банк тут ни при чем
Анастасия, ооо, напомнили, как-то раз банкротство авиакомпании обнаружили сами совершенно случайно за несколько недель до вылета. Тоже оформляли возврат через банк, успешно.
Была похожая история 4-5 лет назад. Спасибо Тинофф, что вернули деньги.
Схема там простая, надеются, что большинство забьёт на это. Так в принципе и происходит.
Как самостоятельно сделать Чарджбэк (Chargeback): пошаговая инструкция
Банковские карты уже давно и вполне оправданно заслужили репутацию надёжного и удобного платёжного инструмента. Однако безналичный способ оплаты не способен дать представление о добропорядочности участников сделки, а потому сопряжён с рисками, будь то система финансовых рынков или покупка товаров и услуг в интернет-магазинах.
В связи с чем платёжные системы разработали процедуру chargeback (чарджбэк), позволяющую защитить держателя карты от проблем, связанных с мошенничеством или другими непредвиденными ситуациями, грозящими потерей денег.
К сожалению, уровень финансовой грамотности не у всех граждан на высоте, чем и пользуются не только мошенники и недобросовестные продавцы, но и банковские сотрудники. Будем исправлять ситуацию и расскажем всю правду о том, что такое чарджбек, как инициировать возвращение платежа и всегда ли это возможно.
Как работает электронная платёжная система
Система электронных платежей (СЭП VISA, Mastercard или даже МИР) представляют собой комплекс взаимосвязанных структур и объектов, осуществляющих финансовые транзакции (операции по переводу денежных средств с одного счёта на другой).
Рассмотрим алгоритм проведения электронных переводов посредством СЭП:
Что такое чарджбэк?
В переводе с английского «chargeback» означает «возвратный платёж». Именно под данным термином процедура опротестования проведённой транзакции вошла в практику безналичных взаиморасчётов, с помощью банковских карт. Говоря простыми словами, чарджбэк – это возможность вернуть деньги в досудебном порядке.
Chargeback – это не банковская услуга! И за возврат денег на карту с банком придется побороться.
Механизм и этапы процедуры chargeback
Механизм чарджбэка регулируется:
Высокая степень защиты системы чарджбека исключает возможность её использования в мошеннических целях. Фактически операция сводится к следующим этапам:
К сведению! Продавцы замотивированы на снижение процента возвратных платежей, т.к. МПС предъявляют высокие требования к репутации банков-эквайеров, которые в свою очередь лимитируют допустимый процент чарджбэков в отношении каждого своего клиента. Превышение обозначенного лимита грозит продавцам, как минимум, существенными штрафными санкциями, а как максимум – отказом в дальнейшем обслуживании.
Поэтому большинство добросовестных продавцов заинтересованы в цивилизованном методе решения проблемных ситуаций со своими клиентами посредством рефанд-метода (refund), заключающегося в добровольном (порой автоматическом) возмещении денег покупателю без привлечения банков и МПС. Тем более что причины возникновения проблем чаще непреднамеренны:
В зависимости от ситуации и суммы возврата рефанд бывает полным или частичным.
Ремарка. В роли инициатора чарджбека может выступать и продавец товара или услуг, когда оказанная им услуга была выполнена в полном объёме, но оплаты он не получил (чаще всего из-за технических проблем в работе СЭП).
Сроки подачи на Чарджбэк
Регламентом МПС обозначен максимальный срок, отведённый на опротестование платежа и проведение чарджбэка, — 540 дней с момента осуществления транзакции. Однако следует учитывать, что подготовка документов на Chargeback банком-эмитентом и передача дела в арбитраж могут быть затянуты, а значит, практически этот срок ограничивается 500 днями.
К сведению! Каждая платёжная система (ПС) предъявляет свои требования к срокам оспаривания Chargeback. Сроки для ПС Visa и MasterCard рассмотрим ниже.
В процессе рассмотрения претензии на каждый этап также отводится определённый период времени:
Документы, которые понадобятся для подачи на Chargeback
Для того чтобы опротестовать законность оспариваемого перевода, в банк необходимо предоставить ряд документов, которые обоснуют Ваши требования. Без них заявление на chargeback просто не примут!
В первую очередь – это копии документов, подтверждающие личность заявителя, и письменное заявление, в котором указываются:
Кроме того понадобятся документы, подтверждающие факт нарушения Ваших прав:
Обратите внимание: все предоставленные в банк документы должны быть зарегистрированы с обязательным составлением их описи.
Чарджбэк с VISA
К сожалению, основные правила по чарджбеку (chargeback guide) ПС Visa в свободном доступе изложены только на английском языке: https://usa.visa.com/dam/VCOM/download/merchants/chargeback-management-guidelines-for-visa-merchants.pdf
В самом обобщённом виде некоторые разъяснения изложены на русском в Правилах ПС Виза по осуществлению финансовых операций в РФ от 01.01.2018. Это существенно осложняет процедуру инициализации chargeback и контроля механизма возврата гражданам, не владеющим английским, чем, собственно говоря, и пользуется большинство банков сознательно затрудняя подачу на чарджбэк.
Разберём базовые моменты, относящиеся к основаниям, по которым инициализируется процедура возврата денежных средств по чарджбэку:
Коды основных причин возвратных платежей Visa Chargeback reason codes
На картинке ниже представлена выжимка из правил «Chargeback management guidelines for visa-merchants».
Важно! 14.04.2018 вышел в свет новый регламент. После ознакомления с ним, информация на сайте будет обновлена. Следите за нашим релизом!
По опыту процедура подачи на chargeback в Виза проходит легче.
Самые распространенные коды chargeback для Виза
Код 30. Товар не доставлен (или сервис не предоставлен)
Для процедуры чарджбэк физический товар и услуга – это одно и то же!
Основания для chargeback:
Код 41. Отмена повторяющихся транзакций
Пример: автоматическое списание денег с карты раз в год за пользование лицензионным ПО.
Основания для chargeback:
Код 53. Дефектный или не соответствующий описанию товар
Товар не соответствует своему описанию в платежных документах: он сломан, он с дефектами или с абсолютно другими техническими характеристиками. Еще один вариант: товар идентифицирован как подделка (например, нейтральным экспертом).
Основания для чарджбек:
Причины отказа в возврате денег по чарджбэку:
Код 57. Множественная мошенническая транзакция
Обязательные условия для подачи на chargeback (все одновременно):
Важный момент! Код 57 неприменим для покупок через Интернет, по телефону и по почте!
Код 75. Транзакция не признается
Суть претензии: владелец карты утверждает, что не оплачивал проведенную транзакцию. Актуально только для неумышленных транзакций и тех, что подтверждаются подписью владельца.
Код 80. Неверная сумма сделки или неправильный номер счета
Основания для chargeback:
В случае удачного чарджбэка на счет будет возвращена разница между правильной и неправильной суммой!
Код 82. Двойная оплата
Суть претензии: одна и та же транзакция была проведена больше одного раза (например, в торговом терминале). Бывает, что одну сумму депонировали сразу и продавец, и эквайер. Либо же по одной транзакции создали два чека-дубля.
Код 85. Оплата не была оформлена
В каком случае используется этот chargeback-код:
Сумма возврата не может быть больше суммы транзакции!
Чарджбэк с MasterCard
Руководство по чарджбеку ПС MasterCard также представлено только в англоязычном формате: https://www.mastercard.us/content/dam/mccom/en-us/documents/rules/chargeback-guide.pdf
Ключевые моменты операции полностью описанному выше механизму, отличия касаются следующих аспектов:
Коды основных причин возвратных платежей MasterCard reason codes
На картинке выше выжимка из официального chargeback-guide.pdf
Опять же по опыту chargeback в Mastercard и Maestro проходит сложнее чем в других системах. Особенно если ваш случай связан с брокерами на Форекс и Бинарными опционами.
Обновление правил от апреля 2017, связанное с брокерами
Обратите внимание что в апреле 2017 года правила были обновлены и появилась следующая, противоречащая самой себе формулировка:
Chargebacks are available to the issuer for transactions in which any value is purchased for gambling, investment or similar purposes. However, issuers have no chargeback rights related to the use of these chips or value, unspent chips, or withdrawal of such value, or on any winnings, gains or losses resulting from the use of such chips or value.
Этой формулировкой вводится в действие новое правило, которое запрещает проведение чарджбэка по операциям, связанным с использованием денежных средств в гэмблинге, трейдинге и инвестициях.
Пугаться не стоит, потому что почти во всех случаях подачи на chargeback, связанных с брокерами форекс, фондовых рынков и бинарных опционов правило можно обойти, доказав, что компания, в которую вы перечислили деньги не имеет лицензий на осуществление своей деятельности. Проблема в том, что на практике это долго и сложно доказать, но положительные прецеденты есть!
Чарджбэк с МИР
Единственный официальный русскоязычный источник, позволяющий в полной мере ознакомиться с регламентом разрешения спорных вопросов, — это правила ПС «МИР». В некотором смысле их можно рассматривать как эталонные, т.к. основы работы механизма чарджбека схожи во всех платёжных системах:
Кодировка оснований возвратных платежей (аналог Чарджбэк) ПС МИР
Примеры и самые частые ситуации, в которых работает чарджбэк
Предлагаем рассмотреть наиболее частые причины для инициализации процедуры chargeback:
Если в сложившихся обстоятельствах доказана непосредственная вина самого покупателя (владельца карты), в chargeback отказывают:
Варианты подачи заявления на Чарджбек
Заявление на чарч бэк в банк может быть подано:
• лично (владельцем карты);
• посредством привлечения третьих лиц, действующих на основании нотариально оформленной доверенности.
Как подать на возврат с помощью юриста
В роли посредника выступают, как правило, профессиональные юристы. По факту заключения договора, они берут на себя обязательства по:
Стоимость их услуг, безусловно, зависит от суммы возврата (завязана на проценте от неё), но не может быть меньше определённого рубежа. Поэтому большинство юридических компаний не берут в работу возвраты, менее 50 000 руб.
Как самостоятельно подать на чарджбек?
Данный вариант предпочтительнее: личное участие позволит держать ситуацию под неусыпным контролем, да и обойдётся дешевле. Однако специфика процедуры chargeback потребует от Вас определённых знаний, навыков и настойчивости.
Здесь также существует 2 варианта обращения в банк:
Первый способ лучше, т.к. помогает контролировать и при необходимости корректировать ситуацию на месте: настоять на принятии заявления по чарджбеку, удостовериться в его регистрации, своевременно предоставить недостающие документы и пр.
Второй, безусловно, экономит Ваше время, но увеличивает шансы затянуть процесс и получить форменную отписку.
Четыре этапа оспаривания платежа
Для общего понимания процесса chargeback приводим схему, далее подробно расскажем про каждый этап.
Алгоритм ваших действий на получение чарджбэка на первом этапе
Короткий чеклист для тех, кто хочет подать на chargeback как можно быстрее:
Далее расскажем как действовать в каждом конкретном случае.
Пошаговая инструкция по самостоятельному ведению процесса Chargeback
Предлагаем вам инструкцию на примере возврата депозита от Forex-дилера или брокера бинарных опционов. Инструкция подготовлена исходя из нашей практики и позволит вам понять весь процесс чарджбэка изнутри.
Один из самых распространенных случаев: вы завели деньги на счет брокера, далее путем обмана или пользуясь вашей некомпетентностью эти деньги были потеряны. Компания больше не выходит на связь либо пытается вытянуть из вас дополнительные деньги под видом «страховки», «кредитования» или других совершенно стандартных ухищрений.
Запомните — их главная цель на данном этапе — постараться вытянуть из вас как можно больше денег. Поэтому не затягивайте процесс и сразу начинайте готовить документы на чарджбэк.
Шаг 1. Попытка урегулирования проблемы до инициализации процедуры чарджбэка
Как мы уже упоминали выше, чарджбек по банковской карте должен рассматриваться как крайняя мера. Возможно, что на первом этапе Вам удастся договориться с поставщиком товаров (услуг) в мирном порядке и оформить возврат посредством рефанда.
В любом случае данная попытка позволит Вам собрать дополнительный материал для его предоставления в качестве доказательной базы:
Если договориться все-таки не получается, используйте собранные доказательства, чтобы показать банку, что вы пытались решить проблему мирным путем и смело начинайте готовить документы на chargeback. Здесь главное быстрота.
Шаг 2. Подготовка документов для обращения в банк
Перечень документов, которые могут использоваться в качестве аргументов, мы уже обозначили выше. Главное помните, что чем больше документов, доказывающих Вашу правоту, будет предоставлено, тем больше шансов на благоприятный исход чарджбека.
Шаг 3. Подача заявления в свой банк-эмитент
Заявление на оспаривание подаётся владельцем карты в свободной форме или на фирменном бланке (зависит от условий и уровня кредитного учреждения) Например в Сбербанке требуют заполнить свое чарджбек-заявление, которое называется «Заявление о спорной транзакции».
Будьте готовы к отстаиванию своей точки зрения и проявите максимум настойчивости, т.к.:
Заявление должно быть зарегистрировано, а Вам — предоставлены данные, по которым Вы сможете отслеживать процесс, т.к. непосредственное Ваше участие в нём на данном этапе заканчивается. Напомним что подавать на чарджбэк можно лично, либо по почте, с описью вложения.
Шаг 4. Взаимодействие банков-участников процесса
Механизм взаимодействия регулируется правилами ПС и описан выше. Непосредственное участие заявителя в процессе исключается. Итогом становится решение о выплате чарджбэка или отказе в нём, которое и сообщается заявителю.
По итогу, в случае отказа вам обязаны предоставить объяснения, которые дала противоположная сторона.
Шаг 5. Подача заявления на повторное рассмотрение дела (арбитраж)
В случае получения отказа по первоначальному заявлению, необходимо оценить его правомерность и предоставленные противоположной стороной контрдоводы. Возможно, удастся собрать дополнительную доказательную базу. И в течение 45 дней подать заявление на повторное рассмотрение чарджбека, которое теперь будет рассматриваться ПС на основании установленных ею правил.
Шаг 6. Обращение в суд
В случае полной уверенности в своей правоте и невозможности её доказать в рамках установленного механизма чарджбека может быть использовано право обращения в суд, как в последнюю инстанцию.
Советы или как повысить шансы на Чарджбэк
Что делать если банк отказывается принимать заявление на Chargeback?
Приём заявления на чарджбэк – обязанность банка, а не право. Работая с МПС, он принимает её условия, что закреплено соответствующими договорами, и нарушение данных правил грозит банку определёнными санкциями. Тем не менее, в ряде случаев банковские учреждения отказывают в приёме заявления. Причин может быть несколько:
Однако чаще всего сотрудники банков просто игнорируют эти проблемы, не желая загружать себя дополнительной работой, связанной с рассмотрением чарджбека.
Помните! Ответ по заявлению может быть разный, но принять его они обязаны в любом случае!
Настаивайте на своём, требуйте принятия заявления и его регистрации, в противном случае, требуйте предоставления письменного отказа с обоснованием его причин. При невозможности последнего, отправляйте заявление официальным заказным письмом с уведомлением, подавайте официальные запросы с требованием отреагировать и предоставить обратную связь.
В дальнейшем с данным документом Вы сможете обратиться с жалобой на некомпетентность и незаконность действий сотрудников банка:
В крайнем случае, можно возбудить судебное разбирательство против банка по статье о нарушении прав потребителя, затребовав при этом не только возмещение морального ущерба, но и выплату той суммы по чарджбэку, возврату которой он воспрепятствовал.
Что делать если пришел по чарджбэку пришел отказ в возврате?
Если заявление было принято, но в результате по нему пришёл отказ, необходимо разобраться в причинах этого решения, которыми могут быть:
Проинформируйте руководство банка о своём несогласии с принятым решением, исправьте допущенные ошибки, соберите дополнительную доказательную базу и подавайте запрос на повторное разбирательство. По правилам чарджбека на это отводится 30-45 дней.
Однако следует помнить, что неудовлетворяющее Вас решение может быть вполне обоснованным. Если нарушены сроки или представленные доказательства не были убедительными, а других просто нет, инициировать повторный чарч бэк не имеет смысла.
Подводные камни процедуры
Как отдельные банки относятся к чарджбэку
Как мы обозначали выше, не все банки однозначно относятся к практике чарджбэков. Ниже мы представляем сводную таблицу лояльности, основанную на отзывах клиентов банков по вопросу возвратных платежей.
«> Лояльны | «> Не очень лояльны | «> Не лояльны |
---|---|---|
«> Сбербанк | «> Газпромбанк | «> |
«> ВТБ (но затягивают процесс) | «> Альфабанк | «> БанкМосквы |
«> ПочтаБанк | «> БинБанк | «> Тинькофф |
«> Райффайзен | «> Русский Стандарт | «> |
«> ДойчеБанк | «> СитиБанк | «> БКС-банк |
«> Азиатско-тихоокеанский банк | «> Хоум Кредит | «> Абсолют |
«> ЮниКредитБанк | «> МТС банк | «>Статистика отзывов по чарджбэк в РоссииРеальность такова, что в России шансы на положительный результат по чарджбеку невелики – не больше 25% от поданных заявок. Причин этому много, но основных всего три.
И напоследок. В наш век цифровых технологий и электронных денег просто необходимо работать над своей финансовой грамотностью, ведь при её отсутствии мы становимся лёгкой мишенью для всякого рода мошенников. Если у вас есть какие-то вопросы по проведению процесса chargeback или вам нужен наш совет — пишите в комментариях к этой статьи и не стесняйтесь спрашивать нашего юриста-консультанта на сайте. Его консультации для вас бесплатны!
|