чага байрам что за праздник
Чага-Байрам или Новый Год по-алтайски
Чага-Байрам(в переводе с алтайского — белый праздник) входит в древний этно-обрядовый комплекс мероприятий, имеющих отношение к временам года.
Издревле эти мероприятия готовились и проводились в строгом соблюдении традиций.
Чага-Байрам ранее был семейным праздником и служил точкой объединения одной семьи или нескольких семей, которые составляют сеок(попросту говоря — род). Это событие ежегодно собирало людей и объединяло их по родовому признаку, сближало, мирило, духовно объединяло перед лицом предков и своего национального наследия. Так было до 20 века, когда после определенных событий религиозного характера культурно — этнический и обрядовый комплекс алтайцев претерпел глубокие изменения. За более чем 100 лет, которые минули с тех пор, обряд подготовки и проведения этого праздника в основном был утрачен и роль ведущих в этом событии приняли на себя сельские активные общественные деятели из числа культпросвет-работников.
В основном Чага-Байрам сегодня вы увидите именно в виде современного торгово-развлекательного мероприятия, на которое приглашено все село, так как в отдельной семье и роду зачастую некому вспомнить правила проведения обряда и люди забыли священные тексты, которыми сопровождается моление Алтаю…
Сегодня лишь жители Чуйской долины сохранили Чага-Байрам в виде первоначальной традиции, потому, что впервые ламаистический способ встречи Нового Года зафиксирован именно в этой местности.
Эту традицию поддерживают тувинцы, буряты, калмыки, но так же народы Тибета и Индии.
Думаю, многие знают, что практически все древнетюркские праздники отмечаются по так называемому китайскому календарю.
Это зоонимический календарь, в основе которого лежит 12 типов животных и их специфические характеристики.
Принято считать, что соответственно названию, календарь зародился и применялся изначально в Китае,(еще иногда его называют Тибетским календарем), что в сущности неверно.
В древности все действия носили и подчинялись простой логике и служили чисто практическим, жизненным целям. Китай, как известно, никогда не был животноводческой страной; сильной стороной его сельского хозяйства было земледелие, растениеводство.
Животноводство во всех возможных проявлениях процветало среди кочевых племен Центральной Азии. Они входили в состав гунн того политического союза еще до рубежа эр. Именно тогда, более 2000 лет назад календарь уже существовал в среде тюрков; поэтому принято считать, что он 3-3,5 тысячи лет назад уже служил Центральноазиатским кочевникам.
Чага-Байрам проводится в середине зимнего солнцеворота, когда увеличение весеннего времени начинает обретать силу. Убывающее солнце начинает обратный ход и, как говорили люди того времени, начинается Движение Света, Тьма отступает…
Как и многие праздники и торжественные события проводится в новолуние. Время для Чага-Байрам выпадает на 2 лунный месяц, это может быть конец января или начало февраля. Луна проходит через созвездие Плеяд.
Проводится на 4,6,8,10 дни новолуния (только в четные дни!)
Сегодня праздник Чага-Байрам мы называем Новым годом по Китайскому стилю. Или восточному календарю.
Итак, стартуя в конце зимы, Чага-Байрам открывает список сезонного обрядового комплекса.
Как и любое мероприятие, Чага-Байрам начинается с тщательной подготовки. Для планирования, подготовки и проведения праздника избираются жители из числа почитаемых мужчин и женщин (количество их будет четным). В семье каждого из них не должно было происходить смертей и похорон родственников в течении календарного года.
Когда такая инициативная группа готова, внутри нее выбирается неме билер кижи(знающий правила человек, «знаткой», как иногда говорят еще по старинке). Или это может быть служитель Белой Веры, Дьярлык. Таковых в группе может оказаться двое, и удача, если это мужчина и женщина: женщина будет руководить всей технической частью обряда, мужчина будет вести службу: читать алкыш — состор и держать определенный настрой и состояние всех тех, кто пожалует на праздник.
Все участники группы накануне проходят жесткий пост, готовятся, очищаются.
В назначенный день рано утром, еще до рассвета вся инициативная группа в национальной одежде едет на аржан- суу*(священный источник). Там испрашивается право и благословение на проведение праздника, проводится омовение каждого участника группы, после чего весь ее состав двигается к месту проведения праздника.
Как правило, это курее, — святилища, которые соответствуют или принадлежат тому или иному роду, сеоку*, деревне, поселку.
Там уже вовсю идут подготовительные действия и собирается весь приглашенный люд.
В таком месте находятся тагылы*, но ради сегодняшнего случая будет построен еще один тагыл(сан). Это каменное сооружение специально для розжига арчына.
Итак, когда все готово, обряд начинается с розжига можжевеловой ветви и окуривания обрядового пространства, затем окуривание — благословение проходят все гости, каким бы долгим не был этот процесс.
После чего мужчины и женщины располагаются на курее с соблюдением гендорных* правил: мужчины будут находиться слева, женщины — справа, курее и тагылы у них за спиной.
Обряд начинается с моления Алтаю. У Алтай-Ээзи-Кудая просят благословения, радости, здоровья всем близким, молятся и поклоняются.
В числе алкышей звучат священные тексты поклонения всему сущему, вершинам гор, перевалам, рекам.
Звучит благопожелание соседям.
Ключевым моментом в проведении обряда можно назвать поклонение и приношение даров От- Эне*(матери- огню). В культово-родовом обрядовом фольклоре тысячи священных текстов для От- Эне; все они созданы в древности, носят отпечаток еще древнего способа мышления и мировосприятия алтайцев и при переводе являются потрясающе красивыми.
Апофеозом обряда является кормление духов, духа огня в первую очередь. Для этого готовы тепши(обрядовая пища).
Обязательно в качестве подношения эштеп: четное количество кусков свежей несоленой баранины.
Как правило, в качестве ритуального подношения венчает список белая пища: курут и пыштак(сыры), öрöмö, сардю, талкан, эдигей, боорсок, которые парными кусками предаются огню.
В течение обряда наступает момент, когда курее-таш(каменный тагыл) окропляется молоком; каждый из участников так же проходит процедуру кропления молоком, что является высшей степенью благословения со стороны Светлых Духов Тенгри, Ульгеня и Умай-Эне.
После чего Дьярлыкчы или неме билер кижы готовит ленты (кыйра, jaлама); окуривает их арчыном и каждый человек повязывает ленты на ветках священного дерева.
Можно считать эти минуты апогеем обрядового действа; все участники преклоняют колено, повторяют молитву, который произносит ведущий обряд. В молитве звучит благодарность Духам Алтая, уважение, почитание и просьба…
Здесь нет возможности полностью описать картину обрядового комплекса, но я и не преследую такой цели! Хочется сказать только одно: это потрясающе красивый обряд, очень торжественный и одухотворенный, приносящий просветление и очищение для всех присутствующих!
Тем временем здесь же, недалеко от курее или в селе так же идут подготовительные мероприятия с приготовлением праздничной пищи. Готовится в обязательном порядке кöчö и традиционные мясные блюда.
После совершения обряда моления и очищения наступает время празднества и игр.
Готовится большое количество конкурсов, национальных игр и забав. Звучат национальные алтайские песни «данар»; можно увидеть такую логическую игру, как шатра (фактически, это те же шашки), а желающие посостязаться в физической силе могут принять участие или просто понаблюдать кодурге-таш — поднятие камня. В различных этнических группах алтайцев камень либо поднимают, либо его нужно поднять и перебросить через круп лошади, что несомненно под силу только истинным батырам!
Самым любимым состязанием у алтайцев все же являются скачки на лошадях и зажигательная алтайская игра на лошадях — кöк бöру. И стар и млад в эти минуты забывают обо всем на свете, превращаясь в ярых болельщиков и просто зрителей удивительных по силе и ловкости состязаний!
Если повезет, можно увидеть куреш — национальный вид борьбы, распространенный в среде тюркских народов от Монголии до Турции.
На празднике царит веселье и хорошее настроение; люди празднуют приход нового года, как нового цикла жизни. Зима заканчивается, впереди лето, новые надежды, новые события, оживание Природы.
Чага-Байрам длится до момента, когда солнце начинает клониться к закату и касается вершин гор(3-4 часа после полудня). Весь народ еще раз благодарит Духа Алтая и заручается обещанием встретиться здесь с ним в следующем году!
Как и все события ритуально-этнического направления, Чага-Байрам служит связующим звеном между людьми внутри рода, способствует укреплению родовых связей, является основой поддержания правила экологичных отношений человека и Матери-Природы.
Не нужно лишний раз упоминать, как нетерпеливо ожидают этого события дети: тут их ждет много радости, много интересного и любопытного, много вкусного, что немаловажно!
К слову сказать, дети в такие минуты учатся определенной коммуникативности, знакомятся и обучаются традициям своего народа, учатся почитать и уважать силу и мудрость Природного и Божественного начал…
Д. Эвей
фото Светланы Казиной с зимнего праздника Чага-Байрам
Чага-Байрам стал выходным праздничным днем для жителей Горного Алтая
ГОРНО-АЛТАЙСК, 4 фев — РИА Новости, Елена Козлова. Новый год по восточному лунному календарю, или Чага-Байрам, официально стал нерабочим праздничным днем для жителей Республики Алтай, сообщил РИА Новости в понедельник представитель республиканских властей.
Соответствующий закон депутаты приняли на последней сессии
Алтайский Чага-Байрам тождественен по времени и традициям проведения аналогичным праздникам родственных тюрко-монгольских народов Южной Сибири и Центральной Азии, восходящим, в свою очередь, к сезонным хозяйственно-трудовым нормам быта и уклада. Так как дата наступления Чага-Байрам определяется с учетом летоисчисления, осуществляемого по центральноазиатскому лунному календарю, день начала празднования Чага-Байрам является «плавающим».
«Чага-Байрам — праздник наступления Нового года и смены символа (названия) года по лунному календарю — будет проводиться в единый день, и этот день в Республике Алтай объявляется нерабочим (праздничным)… Праздноваться Чага-Байрам будет в один из трех первых четных дней с начала новолуния. Законом установлено, что дата проведения народного праздника Чага-Байрам ежегодно будет определяться указом главы Республики Алтай, как законодательно установлено в ряде субъектов Российской Федерации», — отметил собеседник агентства.
Он добавил, что в 2013 году Чага-Байрам в Горно-Алтайске отметят 17 февраля. В день празднования Нового года в регионе пройдут праздничные мероприятия.
Народный праздник «Чага байрам» на Алтае
Древний национальный праздник Чага-Байрам имеет ламаистские корни и является началом нового года, символом обновления природы и человека, чистоты и открытости его помыслов.
Почитая традиции предков, Чага-байрам издавна отмечают многие центрально-азиатские народы: алтайцы, монголы, тувинцы, буряты, калмыки, народности Индии и Тибета.
Дата проведения
Дата праздника определяется с учетом лунного календаря и начинается в один из первых четных дней новолуния в конце февраля или в начале марта. В этом году праздник состоится в Республике Алтай 17 февраля 2018.
Традиции и обычаи
Празднование начинается рано утром с соблюдения обрядовых действий, подчиненных основной идее – обновлению природы и человека. Утром на ближайшей горе старейшины поселения с пожеланиями мира, благополучия и процветания родной стране, его народу зажигают костер и проводят обряд поклонения Солнцу, повязывают кайра-ленты, преподносят в дар Алтаю угощения из молочных продуктов, символизирующих своим белым цветом чистоту помыслов. Этот обряд называется «Сан-салары» или «Сан-салыш».
Торжественная часть
Поздравление родственников
«Чага-Байрам» в Республике Алтай является нерабочим днем и, как официальный праздник, проводится в единый день во всех районах региона. Объединяя людей, он способствует сохранению народных традиций, укреплению родов и родственных связей. В этот день, кроме совершения традиционных обрядов и ритуальных подношений, все стремятся встретиться с родственниками, чтобы вручить друг другу символические подарки с пожеланиями добра, мира, благополучия и здоровья всей семье и всем родным. На столе – обильные угощения и обязательно присутствуют мясные и молочные блюда, а традиционное у алтайцев мучное блюдо боорсок готовится в форме фигурок животных и домашней утвари. Эти фигурки с благими пожеланиями дарят друг другу.
Праздник для всех
Празднование обычно проходит весело, дружно и с национальным колоритом. С каждым годом на праздник приезжает все больше гостей. Здесь можно увидеть разнообразие традиционных алтайских костюмов, послушать горловое пение, купить удивительные картины из войлока и сувениры ручной работы, попробовать блюда национальной кухни алтайских народов: суп кочо, колбасу кан, сыры курут и быштак, боорсок, чегень и другие. Для коренных жителей Алтая это возможность познакомить гостей со своими традициями, историей, обычаями и верованиями, а для гостей – возможность увидеть во всем многообразии жизненный уклад, почувствовать культурные, духовные ценности народов Алтая, принять участие в интересных мероприятиях, посетить самостоятельно или в составе экскурсионных туров местные достопримечательности, Национальный музей им.А.В. Анохина, Драматический театр Республики Алтай.
Празднование «Чага- Байрам» получило статус «Национального события» и вошло в Национальный календарь значимых мероприятий и праздников России наряду с другими фестивалями Алтая.
Чага-Байрам, Навруз и другие
00:00, 12 января 2013г, Общество 2369
Мы привыкли встречать Новый год дважды – в ночь с 31 декабря на 1 января и с 13 на 14 января. С традиционными ёлкой, шампанским, мандаринами и салатом оливье. А как и когда его отмечают алтайцы, казахи, татары и китайцы, живущие на Алтае?
Символический огонь
У алтайцев Новый год называется Чага-Байрам – «Белый праздник». Он празднуется в соответствии с лунным календарём, на новолуние, и выпадает на конец января или начало февраля (в 2013 году – 10 февраля в 14 часов 19 минут по местному времени).
Отмечают Чага-Байрам так: утром старейшины окропляют молоком камни, привязывают на веточки две ленточки-кайры белого и синего цветов.
Главным символом является огонь. Его традиционно зажигает глава семьи, сопровождая молитвами, пожеланиями всяческого благополучия и различными угощениями. В ходе действа его участники просят друг у друга прощения, благодарят друг друга.
Традиционный праздничный стол алтайцев украшают национальные мясные и молочные блюда – каймак, боорсоки, сырчики, талкан, колбаски – дёргом и кан, пьют чегень и араку.
Пришёл Аяз Ата – открывай ворота!
Казахи встречают Новый год 22 марта, в день весеннего равноденствия. Впрочем, сейчас многие из них отмечают и первоянварский праздник. Праздник называется Наурыз мейрамы или Навруз. Он символизирует весеннее обновление, любовь, плодородие. Казахский Дед Мороз называется Аяз Ата.
Праздник сопровождается посещением гостей, обменом поздравлениями и пожеланиями благополучия в наступающем году. Каждый должен посетить семь домов и пригласить семь гостей. В этот день нужно обязательно накормить голодного, одарить обездоленного.
Главным украшением новогоднего стола казахов является наурыз-коже – традиционный весенний суп из семи компонентов с обязательным присутствием копчёного мяса, молока или айрана, злаков. Они символизируют радость, удачу, мудрость, здоровье, благосостояние, скорость, рост и божественную защиту. Праздник сопровождается весенним карнавалом, народными играми, состязаниями певцов, острословов, борцов.
Кыш-Бабай и Кар-Кызы
Татары, как казахи и другие представители тюрков, прежде праздновали Навруз, который выпадает на конец марта, день весеннего равноденствия. Происхождение этого древнего праздника связано с возникновением земледельческого календаря, началом весенних работ в поле. Женщины выпекали печенье в форме пташек, а дети, раскрошив их в руках, кормили птиц у крыльца дома. А в домах на столы ставили зеркало и зажигали по числу членов семьи свечи, которые нельзя было гасить, пока они не догорят до конца.
Сейчас Новый год многие татары встречают вечером 31 декабря в кругу семьи, на стол ставят татарские пироги губадия и перемяч, а также тукмач, бялеш, катламу и хворост. Ночью ходят в гости. С собой обязательно берут чак-чак – восточную сладость из теста с мёдом. Поздравляют детей Кыш-Бабай с внучкой по имени Кар-Кызы.
Пельмени по-китайски
В канун китайского Нового года, который придётся на 3 февраля 2013 года, китайцы заняты… лепкой пельменей. У них это главное новогоднее блюдо называется «тяоцзы», что в переводе означает «деньги». Круглая форма пельменей тоже символизирует достаток, который желает иметь в наступающем году каждая китайская семья.
Между прочим, китайцы, как и русские, празднуют как минимум два Новых года. У них есть ещё и так называемый Малый Новый год, который наступает накануне главного праздника – с 23 на 24 день последнего месяца года. В это время бог очага Цзаован отбывает ко двору Небесного правителя с докладом о поведении вверенных ему семей за истекший год.
А всамделишный Новый год китайцы отмечают целый месяц. Сначала они очищают жилища от проблем старого года: выбрасывают остатки пищи, тряпки. Затем украшают дом разноцветными фонариками, бумажными цветочками, кипарисовыми ветками с привязанными к ним мандаринами и мелкими монетками, плакатами син фу, которые в переводе означают «счастье». Иероглиф этот пишется обязательно вверх ногами, чтобы счастье пришло в дом, а не упорхнуло мимо – вверх. Надписи обязательно красного цвета.
Вся эта красота должна заманить в дом добрых духов. После ритуала в честь богов и поминовения предков праздничное буйство продолжается на улице. Чем больше шума и грохота в этот день, тем успешнее будет наступивший год. Китайцы семьями выходят из домов, зажигают фонари, устраивают маскарадные процессии и отплясывают эротические «танцы львов».
Подготовил Анатолий МУРАВЛЁВ.
14-го Февраля в Горно Алтайске встретят новый год по Лунному Календарю.
В 7:00 часов на горе Тугая состоится обряд освящения.
Основная же часть праздничной программы традиционно проходит на площади им. В.И.Ленина.
Для жителей и гостей города обычно проводятся театрализованные представление, национальные игры и спортивные состязания, выставки народных промыслов и национальных блюд, выступление артистов, самодеятельных творческих коллективов республики, конкурсы, традиционный.
*Однако в этом (2021) году в условиях распространения коронавирусной инфекции мероприятия пройдут в дистанционном формате.
Праздник Чага Байрам у алтайского народа, как и у многих других центрально-азиатских народов, знаменует астрономическое начало нового года.
Он не имеет точной, фиксированной даты и вычисляется ежегодно по лунно-солнечному календарю. в 2019 году праздник Чага-Байрам отмечался 9 Февраля.
Обычно в день празднования во всех муниципальных образованиях Республики Алтай проходят народные гулянья, праздничные концерты и спортивные состязания.
Традиционно праздник начинается рано утром, когда старейшины проводят обряд поклонения Алтаю на горе Тугая.
Массовое торжество проводится на центральной площади города. Во время празднования Чага-Байрам обычно проходит выступление главы республики Алтай, Олега Хорохордина.
Организаторами праздника к каждому празднику подготавливают театрализованное представление, концертные номера и спортивные мероприятия.
**Праздник Чага-Байрам знаменует астрономическое начало нового года. Он не имеет точной фиксированной даты и вычисляется ежегодно по лунно-солнечному календарю.
Праздник обычно отмечается в период с конца января по конец февраля каждого года и проводится в один из трех первых четных дней новолуния.
В 2021 году новолуние наступает 11 февраля, 14 февраля – второй четный день с начала новолуния. В календаре 12-летнего животного цикла у алтайцев и телеутов для каждого года цикла имелись свои приметы, по которым предсказывали события, могущие иметь место в наступающем году. Алтайцы выделяли годы хорошие / (благоприятные), неблагоприятные и средние для окружающей природы и жизнедеятельности человека. Так, год коровы, относящейся к категории животных с «холодным дыханием» созданных богом нижнего мира Эрликом, предвещавших холодную и долгую зиму, считается неблагоприятным для людей и зверей.
По материалам:
1. Алтайцы: Этническая история. Традиционная культура. Современное развитие /редколл. Н.В. Екеев (отв. ред.), Н.М. Екеева, Э.В. Енчинов, НИИ алтаистики им. С.С. Суразакова. – Горно-Алтайск, 2014.