Выясните что такое информационный кризис
Результаты исследований группы Информационный кризис /Т-16
«Если химик, свободно владеющий 30 языками, начал читать все выходящие в 1964 году публикации,представляющие для него профессиональный интерес, и читал бы их по 40 часов в неделю со скоростью 4 публикации в час, то прочитал бы 5 % объема«
А.Н. Несмеянов
Содержание
Авторы и участники проекта
Тема исследования группы
Проблемный вопрос (вопрос для исследования)
Что такое информационный кризис?
Каковы причины информационного кризиса?
Какую опасность несет за собой информационный кризис?
Какие способы борьбы с информационным кризисом применяются в наше время?
Гипотеза исследования
Современные информационные технологии предоставляют лишь частичный выход из информационного кризиса. На самом деле, информационный кризис затрагивает много сфер жизни людей и с ним нужно активно бороться разными методами.
Цели исследования
Исследовать причины возникновения информационного кризиса.
Проанализировать различные пути преодоления информационного кризиса.
Результаты проведённого исследования
Сущность информационного кризиса:
Причины информационного кризиса:
1. Образование больших потоков информации (информационный взрыв):
1.1 Чрезвычайно быстрый рост числа документов, отчетов, диссертаций, докладов и т.п., в которых излагаются результаты научных исследований и опытно-конструкторских работ;
1.2 Постоянно увеличивающееся число периодических изданий по разным областям человеческой деятельности;
1.3 Появление разнообразных данных (метеорологических, геофизических, медицинских, экономических и др.), записываемых обычно на магнитных лентах и поэтому не попадающих в сферу действия системы коммуникации.
2. Ограниченные возможности человека по восприятию и переработке информации
Негативные проявления информационного кризиса:
1. Появляются противоречия между ограниченными возможностями человека по восприятию и переработке информации и существующими мощными потоками и массивами хранящейся информации.
2. Существует большое количество избыточной информации, которая затрудняет восприятие информации, полезной для потребителя.
3. Возникают определенные экономические, политические и другие социальные барьеры, которые препятствуют распространению информации.
Информационные революции:
Информационный кризис. Поток информации, который хлынул на человека, столь велик, что недоступен обработке в приемлемое время.
Методы борьбы с кризисом:
1.3 Интеллектуализация процесс развития способности восприятия и порождения новой информации, включая использование средств искусственного интеллекта
1.4 Информатизация образования – процесс подготовки человека к полноценной жизни в условиях современного информационного мирового сообщества, к продуктивному использованию информации и знаний на основе широкого использования вычислительной техники и средств телекоммуникаций.
Свобода доступа к информации и свобода ее распространения.
Рост информационной культуры Современное понимание информационной культуры заключается в умении и потребности человека работать с информацией средствами новых информационных технологий.
Результаты
Вывод
Для борьбы с информационным кризисом нужно внедрять не только современные информационные технологии, но и другие методы, такие как:
Связь информатизации с устойчивым развитием общества.
1. Информационное общество с развитой сферой услуг лишено большинства социально-экономических и экологических проблем.
2. Высокая информированность населения будет способствовать снижению экологической напряженности, устойчивому развитию общества.
3. Глобальная информатизация позволит сформировать интегральный интеллект цивилизации, способный обеспечить устойчивое развитие.
Информационный кризис и его проявления
Таким образом, можно утверждать, что современный этап развития цивилизации с точки зрения информации, сопровождается информационным кризисом. Информационный кризис существует в противоречивом единстве «информационного голода» и «информационного взрыва», то есть в дефиците информации в условиях ее перепроизводства.
Этот кризис проявляется как минимум в трех аспектах:
Ø противоречии между ограниченными возможностями человека по восприятию и переработке информации и существующими мощными потоками и массивами хранящейся информации;
Ø производстве значительного количества избыточной информации, которая существенно затрудняет поступление полезной, ценной для потребителя информации. Можно говорить о том, что большая часть научной продукции повторяет то, что уже опубликовано, а около 70% заявок на изобретения отклоняются из-за отсутствия новизны;
Ø существовании определенных экономических, политических и других социальных барьерах, которые не позволяют информации полностью реализовать свою интегрирующую роль в развитии общества.
Как бы ни называли это явление – «информационный взрыв» или «информационный кризис», история развития информационных коммуникаций свидетельствует о том, что уже с появлением письменности возникло противоречие между объемами накапливаемой информации и ограниченными возможностями ее освоения отдельно взятой личностью. В настоящее время, с появлением электронной информации, распространение которой происходит намного быстрее, данное противоречие усугубляется.Существенная особенность современного кризиса информации, отличающая его от всех предшествующих, заключается в том, что он является следствием серьезных внутренних изменений, происшедших в науке и технике XX в. Это, прежде всего, дифференциация и интеграция наук.
Дифференциация состоит в выделении отдельных разделов той или иной науки в самостоятельные научные дисциплины со своими специфическими задачами и методами. Парадокс дифференциации, а, следовательно, и специализации научной деятельности заключается в том, что отдельный ученый знает всё больше о всё меньшем числе объектов реального мира.
Эта отрицательная тенденция к дифференциации в какой-то мере компенсируется интеграцией знаний, которая проявляется в использовании идей и методов, выработанных в одной области знания, другой областью. Вследствие чего, все наиболее значительные результаты в области науки и техники достигнуты сегодня в пограничных зонах знания, при использовании «чужой» информации.
Внутренние изменения в характере развития науки и техники определяют не только количественный рост информационных потоков, но и расширение всего спектра информационной потребности специалистов, которое обусловлено ростом творческих начал в труде, профессиональной мобильностью, растущими требованиями к самообразованию и повышению профессиональной компетентности и общей культуры специалиста.
Таким образом, качественные изменения информационных потоков и информационных потребностей взаимосвязаны и взаимообусловлены. Проявляются эти изменения, прежде всего, в функциональном расслоении и межотраслевом рассеивании документальной информации: одна и та же информация на различном уровне свертывания публикуется сегодня в большом числе источников (в отчетах, статьях, рефератах, описаниях к авторским свидетельствам, монографиях, различных пособиях и руководствах и т. д.). В то же время сведения, полученные в одной области знания, нередко публикуются в журналах и сборниках весьма отдаленной отраслевой принадлежности.
Еще более серьезное значение имеют качественные изменения в характере информационных потребностей. Для решения задач в русле своей профессиональной деятельности специалисту сегодня нужна не только профильная информация, «избыток» которой в какой-то степени компенсируется постепенным сужением тематики просматриваемой информации (в связи со специализацией знаний), но и значительный объем смежной информации. По оценкам ученых, рост объема информации, необходимой специалисту, ученому, существенно превышает возможности личности в её переработке (просмотре, оценке, анализе, генерации на её основе новых знаний).
Помимо рассмотренных выше количественных и качественных изменений в потоках информации и характере информационных потребностей как факторов, затрудняющих современное научное общение и генерацию нового знания, не меньшее «тормозящее» значение имеют так называемые языковые факторы. Среди них, прежде всего, межъязыковые барьеры, проявляющие себя в том, что в потоке мировой научно-технической литературы все более увеличивается доля публикаций на таких языках, которыми не владеет подавляющее большинство ученых и специалистов, а это затрудняет обмен информацией между ними. Так, по данным ЮНЕСКО, сейчас не менее половины всей научной литературы выходит на языках, которыми не владеет более половины всех ученых (испанском, итальянском, хинди, голландском, шведском, китайском, чешском, датском и др.).
Немаловажное значение имеют и факторы психологического характера:
Ø недооценка длительное время роли информации в процессе технической, производственной и особенно управленческой деятельности;
Ø отсутствие необходимых навыков в работе с информационными источниками, как традиционными, так и современными электронными.
Рассмотрим некоторые (основные) проблемы более подробно.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
Информационный кризис, его предпосылки, содержание, симптомы, последствия
Образование больших потоков информации определяется:
1. Чрезвычайно быстрым ростом числа документов, докладов, отчетов, диссертаций и т.д., в которых излагаются результаты отчетно-конструкторских работ.
2. Постоянно увеличивается число периодических изданий по разным областям человеческой деятельности.
3. Появлением разнообразных метеорологических, медицинских и других данных записываемых на магнитные носители.
В результате возникает информационный кризис.
1. Противоречия между ограниченными возможностями человека по восприятию и переработки информации и огромными потоками хранящейся информации (Пример: изменение суммы значений: к 1900 г. — удваивалось каждые 50 лет, к 1950 г. — каждые 10 лет, к 1970 г. каждые 5 лет, с 1990 — каждый год).
2. Существует большое количество избыточной информации в обществе, которая препятствует быстрому извлечению полезной информации;
3. Возникают социальные барьеры (экономические, политические и др.), которые препятствуют распространению информации (Пример: секретность информации).
Возникает парадокс: громадный информационный потенциал, накопленный в мире, но люди не могут им воспользоваться.
Возникла необходимость выхода общества из кризиса. Внедрение ЭВМ, других средств переработки и передачи информации в различные сферы деятельности, послужили началом нового эволюционного процесса в развитии человеческого общества, названного информатизацией.
Информационное обеспечение ИС
Информационное обеспечение — совокупность единой системы классификации и кодирования информации, унифицированных систем документации, схем информационных потоков, циркулирующих в организации, а также методология построения баз данных.
Информационный кризис. Преодоление информационного кризиса.
Информационный кризис — явление, которое стало заметным уже в началеXXвека. Оно проявляется в том, что поток информации, который хлынул на человека, столь велик, что недоступен обработке в приемлемое время.
Это явление имеет место и в научных исследованиях, и в технических разработках, и в общественно-политической жизни. В нашем усложняющемся мире принятие решений становится всё более ответственным делом, а оно невозможно без полноты информации.
Ускорение накопления общего объёма знаний происходит с удивительной быстротой. В начале XX века общий объём всей производимой человечеством информации удваивался каждые 50лет, к 1950 году удвоение происходило каждые 10 лет, к концу XX века — уже каждые 5 лет, и это, судя по всему, не предел.
Приведём несколько примеров проявлений информационного взрыва. Число научных публикаций по большинству отраслей знания столь велико, а традиционный доступ к ним (чтение журналов) столь затруднен, что специалисты не могут успевать в них ориентироваться, что порождает дублирование работ и иные неприятные последствия.
Часто оказывается проще заново сконструировать некоторое техническое устройство, чем найти документацию о нём в бесчисленных описаниях и патентах.
В результате наступает информационный кризис, проявляющийся в следующем:
1. информационный поток превосходит ограниченные возможности человека по восприятию и переработке информации;
2. возникает большое количество избыточной информации (так называемый «информационный шум»), которая затрудняет восприятие полезной для потребителя информации;
3. укрепляются экономические, политические и другие барьеры, которые препятствуют распространению информации (например, по причине секретности).
Частичный выход из информационного кризиса видится в применении новых информационных технологий. Внедрение современных средств и методов хранения, обработки и передачи информации многократно снижает барьер доступа к ней и скорость поиска. Разумеется, одни лишь технологии не могут решить проблему, имеющую и экономический характер (информация стоит денег), и юридический (информация имеет собственника), и ряд других.
Эта проблема комплексная и решается усилиями как каждой страны, так и мирового сообщества в целом.
Политический руководитель, принимающий на высоком уровне ответственное решение, но не владеющий полнотой информации, легко попадет впросак, а последствия могут быть катастрофическими. Разумеется, одной информации в таком деле мало, нужны и адекватные методы политического анализа, но без информации они бесполезны.
Опасности информационного общества
Восхищаясь возможностями, которые несёт информационное общество, не следует забывать о тех противоречиях, которые оно потенциально содержит и которые уже, по мере продвижения к нему, проявляются.
Следует понимать, что понятие «информационное общество» не лежит в том же круге понятий, которые связаны с понятиями «капитализм», «социализм» и пр., т.е. не указывает напрямую на характер отношений собственности и экономический уклад. Точно так же его не следует воспринимать как очередную утопию, сулящую всеобщее счастье.
Перечислим некоторые опасности и проблемы на пути к информационному обществу:
1. реальная возможность разрушения посредством информационных технологий частной жизни людей и организаций;
2. опасность всё большего влияния на общество средств массовой информации и тех, кто эти средства контролирует;
3. проблема отбора качественной и достоверной информации при большом её объёме;
4. проблема адаптации многих людей к среде информационного общества, к необходимости постоянно повышать свой профессиональный уровень;
5. столкновение с виртуальной реальностью, в которой трудно различимы иллюзия и действительность, создает у некоторых людей, особенно молодых, малоизученные, но явно неблагоприятные психологические проблемы;
6. переход к информационному обществу не сулит каких-либо перемен в социальных благах и сохраняет социальное расслоение людей; более того, к существующим видам неравенства может добавиться информационное неравенство, усилив тем самым социальную напряжённость;
7. сокращение числа рабочих мест в экономике развитых стран, не компенсируемое полностью созданием новых рабочих мест в информационной сфере, ведёт к опасному социальному недугу — массовой безработице.
И. Г. Семакин, Е.К. Хеннер Информатика и ИКТ.10-11 классы. М: 2012, 221 c.
Информационный кризис
Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2012 в 16:11, доклад
Описание
Информационный кризис — явление, которое стало заметным уже в начале XX века. Оно проявляется в том, что поток информации, который хлынул на человека, столь велик, что недоступен обработке в приемлемое время.
Это явление имеет место и в научных исследованиях, и в технических разработках, и в общественно-политической жизни. В нашем усложняющемся мире принятие решений становится все более ответственным делом, а оно невозможно без полноты информации.
Работа состоит из 1 файл
Информационный кризис.doc
Информационный кризис — явление, которое стало заметным уже в начале XX века. Оно проявляется в том, что поток информации, который хлынул на человека, столь велик, что недоступен обработке в приемлемое время.
Основные виды информационных кризисов
Достаточно условно можно выделить два основных типа информационного кризиса — «событийный» и «глобальный»
«Событийный» кризис — конфликтная ситуация. Наиболее очевидные примеры — авария, стихийное бедствие, массовая акция протеста, отставка или назначение руководителя. Графически такой тип кризиса характеризуется быстрым угасанием — резкий пик и не менее резкий (обычно — не более одной недели) спад. Спад информационной активности является не следствием рационального использования механизмов кризисного управления, но нормальным, органически присущим медиа-среде свойством.
«Глобальный» кризис — длительный конфликт, опирающийся на присущие системе (структуре) свойства. Примеры — борьба за крупную собственность, политические конфликты, решение «ресурсоемких» экономических проблем (взаимоотношения между ветвями власти, субъектами
федерации и т.д.); естественно, что наиболее значимым для корпоративного управления является глобальный кризис, порожденный проблемами с переделом собственности и борьбой за рынки.
Графически «глобальный» кризис можно увидеть двумя путями. Либо как «второй» пик, следующий за «событийным» кризисом (средний лаг по времени — 5–10 дней), либо в случае, если сразу вводятся «весовые» коэффициенты, т.е. учитывается не только общее число сообщений, а и их значимость — хронометраж, порядковый номер «новости» (в случае ТВ и радио), объем и местонахождение публикации, авторитетность издания (в случае печатных СМИ).
Ускорение накопления общего объема знаний происходит с удивительной быстротой. В начале XX века общий объем всей производимой человечеством информации удваивался каждые 50 лет, к 1950 году удвоение происходило каждые 10 лет, к 1970 году — уже каждые 5 лет; конца этому процессу ускорения пока не видно.
Приведем несколько примеров проявлений информационного взрыва. Число научных публикаций по большинству отраслей знания столь велико, а традиционный доступ к ним (чтение журналов) столь затруднен, что специалисты не могут успевать в них ориентироваться, что порождает дублирование работ и иные неприятные последствия.
В результате наступает информационный кризис, проявляющийся в следующим:
• информационный поток превосходит ограниченные возможности человека по восприятию и переработке информации;
• возникает большое количество избыточной информации
(так называемый «информационный шум»), которая затрудняет восприятие полезной для потребителя информации;
• возникают экономические, политические и другие барьеры, которые препятствуют распространению информации
(например, по причине секретности).
Существенным шагом на пути разрешения информационного кризиса стало создание в 1971 микропроцессора.