Выясните что такое информационное неравенство используйте дополнительные источники информации
Выясните что такое информационное неравенство используйте дополнительные источники информации
Дата публикации: 07.06.2014
Библиографическая ссылка:
Иванова Н.Ю., Боброва И.И. Информационное неравенство // Портал научно-практических публикаций [Электронный ресурс]. URL: https://portalnp.snauka.ru/2014/06/2001 (дата обращения: 12.12.2021)
Иванова Наталья Юрьевна
Руководитель: к.п.н., доцент Боброва И.И.
Магнитогорский технический университет им. Носова
XXI век – эпоха информационных технологий. Общество развивается с немыслимой скоростью. Информация, наравне с другими благами цивилизации, является ценным ресурсом общества.
В настоящее время в обществе наблюдается сильнейшее расслоение. Неравенство можно наблюдать практически во всех сферах жизнедеятельности общества. Информационное неравенство является одной из составляющих социального неравенства общества.
Информационное неравенство – это дифференциация общества в зависимости от доходов, состава семьи, уровню и качества образования и т.д., и как следствие, вызывающее затруднение у граждан в полноценном доступе к информации, к накопленным в обществе знаниям и различный уровень использования информационно-коммуникационных технологий[5].
Огромное влияние на информационное неравенство оказывает общая ситуация в стране. Различная обеспеченность городских и сельских жителей оказывает влияние на такие сферы жизнедеятельности как политика, культура, образование и т.д. Например, уровень и качество образования в городе и в селе существенно отличаются. Следствием этого является различие в уровне получаемой информации.
Высокий уровень развития общества имеет как положительные, так и отрицательные тенденции. Государство вынуждено соответствовать уровню мирового развития. В государстве регулярно издаются законодательные и нормативно-правовые акты. Но общество зачастую не осведомлено о произошедших изменениях. В этом плане общество информационно неграмотно.
Еще одним аспектом информационного неравенства является неравенство детей и молодежи по сравнению со старшим поколением. Современное поколение с легкостью пользуется информационными технологиями, имеет повсеместный доступ к информации благодаря различным гаджетам. А взрослое поколение, в частности люди пенсионного возраста, имеют трудности в использовании технологических средств, доже таких элементарных, как мобильный телефон.
Для эффективной борьбы с информационным неравенством необходима активная позиция государства. Иначе, общество разделится на два слоя: информационная элита и аутсайдеры. Такое разделение может усугубить и без того сложную ситуацию в стране и повысить социальную напряженность. Для преодоления информационного неравенства государство должно активно финансировать программы по созданию и развитию широких телекоммуникационных сетей по всей стране для массовой аудитории. Необходимо увеличить количество точек доступа к информационным ресурсам, для того, чтобы как можно большее количество граждан имело доступ к информации. За счет предоставления доступа к информации широким слоям населения, информационное неравенство существенно сократится[2].
Информационное неравенство
Смотреть что такое «Информационное неравенство» в других словарях:
информационное неравенство — 1. Новый вид социальной дифференциации, вытекающий из разных возможностей использования новейших ИКТ. 2. Термин, характерный для сторонников концепций, связывающих судьбы информационных структур, средств и процессов их неравномерного… … Справочник технического переводчика
Информационное неравенство/DIGITAL DIVIDE — цифровой разрыв, информационный или цифровой раскол, цифровая или электронная пропасть, компьютерный водораздел и ряд других выражений используются как синонимы. 1. Новый вид социальной дифференциации, вытекающий из разных возможностей… … Толковый словарь по информационному обществу и новой экономике
ИНФОРМАЦИОННОЕ РАССТОЯНИЕ — метрика или псевдометрика на совокупности распределений вероятностей, характеризующая непохожесть описываемых этими распределениями случайных явлений. Наиболее интересны И. p. r(P, Q), связанные с мерами информативности эксперимента в задаче… … Математическая энциклопедия
Цифровое неравенство — Цифровой барьер, цифровое неравенство (англ. Digital divide) ограничение возможностей для социальной группы из за отсутствия у нее доступа к современным средствам коммуникации. Содержание 1 Терминология 2 Суть явления 3 Связь с шовинизмом … Википедия
ФИШЕРА ИНФОРМАЦИОННОЕ КОЛИЧЕСТВО — см. Pao Крамера неравенство … Математическая энциклопедия
Цифровой барьер — Цифровой барьер, цифровое неравенство, информационное неравенство (англ. Digital divide) ограничение возможностей социальной группы из за отсутствия у неё доступа к современным средствам коммуникации. Содержание 1 Терминология 2 Суть… … Википедия
Шемуршинское сельское поселение — Шăмăршă ял тăрăхĕ Страна Россия Статус сельское поселение Входит в Шемуршинский район … Википедия
Массовая коммуникация — (англ. mass communication массовое общение) систематическое распространение информации (через печать, радио и телевидение, кино, звукозапись, видеозапись) с целью утверждения духовных ценностей общества и оказания воздействия на оценки,… … Педагогический терминологический словарь
СЦЕНАРИЙ РЕЧЕВОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ — СЦЕНАРИЙ РЕЧЕВОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ. Модель (схема) речевого взаимодействия учащихся, выполняющих разные роли с целью реализации собственных программ поведения в рамках заданной ситуации общения. Такие сценарии речевого поведения хранятся в… … Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам)
Цифровая пропасть — Цифровой барьер, цифровое неравенство (англ. Digital divide) ограничение возможностей для социальной группы из за отсутствия у нее доступа к современным средствам коммуникации. Содержание 1 Терминология 2 Суть явления 3 Связь с шовинизмом … Википедия
Выясните что такое информационное неравенство используйте дополнительные источники информации
учитель информатики и ИКТ,
тьютор ДО «КМ-Образование»
Секция № 2 «Особенности теории и практики неформального дистанционного обучения»
Термин «информационное неравенство» появился в нашем научном лексиконе сравнительно недавно. Понятие «информационное неравенство» может быть рассмотрено в широком и узком смысле слова. В широком смысле слова оно обозначает различие (неравенство) в доступе к информации, к накопленным в обществе знаниям. Эта разница в доступе к знаниям берет начало еще в далеком прошлом, с появления первых форм письменности (пиктографическое, идеографическое письмо), когда люди стали постепенно отчуждать свои знания, переносить их на материальный носитель. Именно тогда возникла реальная основа для хранения и накопления информации. С этого времени доступ к накопленным и сохраненным в письменных документах знаниям мог получать любой грамотный человек. Особая социальная роль тогда принадлежала летописцам и переписчикам. Другими словами, доступность письменной (текстовой) информации была напрямую связана с доступностью образования для различных слоев населения.
В истории нашей страны расширение доступа к образованию являлось целью проведения ряда реформ. Однако долгие годы, начиная практически с появления первой русской школы, оно было доступно лишь наиболее обеспеченным и привилегированным общественным слоям. Происшедшие в 1870-1880 гг. позитивные сдвиги в российском образовании обеспечили резкий социально-экономический подъем в России на рубеже XIX-XX вв. В 1915 году было начато проведение наиболее радикальной школьной реформы, которая предусматривала введение единой общеобразовательной школы. В советский период процесс демократизации образования продолжался, и среднее образование было провозглашено как всеобщее и обязательное (ст. 45 Конституции ).
Сегодня мы можем наблюдать различия в уровне и качестве образования получаемого в различных регионах России. Вряд ли уровень образования сельской школы может сравниться с уровнем образования специализированной школы крупного города. Таким образом, именно степень доступности образования, а, следовательно, и доступности знаний для различных социальных слоев в историческом контексте, раскрывает всю сущность понятия «информационного неравенства» в широком смысле слова.
Понятие «информационное неравенство» в узком смысле слова, следует отождествлять с понятием «цифровое неравенство» («цифровой раскол»). По определению научного коллектива Института развития информационного общества, под «цифровым неравенством» понимается «новый вид социальной дифференциации, вытекающий из разных возможностей использования новейших информационных и телекоммуникационных технологий»
Развитие информационных технологий становится сегодня важнейшим фактором в жизни общества. Их широкое распространение преобразует общественную жизнь и приводит к революционным сдвигам в экономической, социальной, культурной и других сферах. За последние 5-7 лет к традиционным СМИ и СМК добавились сотовая связь, Интернет, спутниковое и кабельное телевидение, в ближайшем будущем ожидается приход интерактивного цифрового телевидения, что уже сейчас постепенно внедряется в жизнь современного человека.
В настоящее время мы живем в Калужской области. Три года после переселения мы жили без телефона, без центральной телевизионной антенны, без интернета. Интернет протянули себе сами, сделали локальную сеть. Кабельного телевидения нет, телефон недавно провели, но для телевидения пар нет! Рады бы были пользоваться мобильным интернетом, но в городе нет точек операторов сотовой связи. И это в 2-х часах от Москвы.
ГДЗ по информатике 11 класс учебник Босова параграф 17
1. Какие социально-экономические стадии прошло человечество в своём развитии? Какой критерий может быть использован для определения стадии общественного развития?
2. Что такое информационное общество? Назовите его основные черты.
Общество, в котором большинство работающих занято производством, хранением, переработкой и реализацией информации, особенно высшей её формы — знаний.
3. Работая в группе, вспомните и дайте краткую характеристику основных этапов информационного развития общества. Подготовьте презентацию, иллюстрирующую эти этапы.
4. Поясните смысл термина «ресурс». Какие бывают ресурсы?
Вспомогательное средство. Информационные ресурсы.
5. Что называют информационными ресурсами?
6. Что представляют собой государственные информационные ресурсы? Выясните, что такое информационный кризис. Используйте дополнительные источники информации.
Совокупность всей информации, накопленной человечеством в процессе развития науки, культуры, образования и практической деятельности людей, называют информационными ресурсами.
7. Выясните, что такое компьютерная зависимость и каковы её основные симптомы. Используйте дополнительные источники информации.
Компьютерная зависимость — психологическое, неврологическое, психоневрологическое расстройство, связанное с нарушением нормальной функциональной асимметрии мозга и с нарушением в структуре белого вещества мозга человека, а также с нарушениями в структуре и деятельности периферийной нервной системы (например, синдром карпального канала) при работе с компьютерами, смартфонами, планшетами, гаджетами.
8. Выясните, что такое информационное неравенство. Используйте дополнительные источники информации.
Информационное неравенство (социология) — ограничение возможностей социальной группы из-за отсутствия у неё доступа к современным средствам коммуникации. Информационное неравенство (математическая статистика) — неравенство для несмещённой оценки с локально минимальной дисперсией, задающее нижнюю границу для величины дисперсии этой оценки.
9. Что такое информационный продукт? Чем информационные продукты отличаются от других продуктов?
Информационный продукт — информация всех видов, программные продукты, базы данных, представленные в форме товара, т. е. созданные с целью продажи за деньги или обмена на другие продукты.
10. Что такое информационная услуга? Приведите примеры. Пользовались ли вы информационными услугами лично?
Информационная услуга — это своеобразный процесс передачи готовых информационных продуктов от владельцев информационных систем заказчику (пользователю). Информационные услуги могут предоставляться только тогда, когда существуют базы данных, которые бывают как в современном компьютерном варианте, так и в обычном некомпьютерном.
11. Опишите структуру рынка информационных ресурсов и услуг.
1-й сектор – деловая информация, состоит из следующих частей:
§ статистическая информация – ряды динамики, прогнозные модели и оценки по экономической, социальной, демографической областям. Поставщиками являются государственные службы, компании, консалтинговые фирмы;
§ коммерческая информация по компаниям, фирмам, корпорациям, направлениям работы и их продукции, ценам; о финансовом состоянии, связях, сделках, руководителях, деловых новостях в области экономики и бизнеса. Поставщиками являются специальные информационные службы.
§ профессиональная информация – специальные данные и информация для юристов, врачей, фармацевтов, преподавателей, инженеров, геологов, метеорологов и т.д.;
§ научно-техническая информация – документальная, библиографическая, реферативная, справочная информация в области естественных, технических, общественных наук, по отраслям производства и сферам человеческой деятельности;
§ доступ к первоисточникам – организация доступа к источникам информации через библиотеки и специальные службы, возможности приобретения первоисточников, их получения по межбиблиотечному абонементу в различных формах.
§ новости и литература – информация служб новостей и агентств прессы, электронные журналы, справочники, энциклопедии;
§ развлекательная информация – игры, телетекст, видеотекст.
§ программные продукты – программные комплексы с разной ориентацией – от профессионала до неопытного пользователя компьютера: системное программное обеспечение, программы общей ориентации, прикладное программное обеспечение по реализации функций в конкретной области принадлежности, по решению задач типовыми математическими методами и др.;
§ технические средства – компьютеры, телекоммуникационное оборудование, оргтехника, сопутствующие материалы и комплектующие;
§ разработка и сопровождение информационных систем и технологий – обследование организации в целях выявления информационных потоков, разработка концептуальных информационных моделей, разработка структуры программного комплекса, создание и сопровождение баз данных;
§ консультирование по различным аспектам информационной индустрии – какую приобретать информационную технику, какое программное обеспечение необходимо для реализации профессиональной деятельности, нужна ли информационная система и какая, на базе какой информационной технологии лучше организовать свою деятельность и т.д.;
§ подготовка источников информации – создание баз данных по заданной теме, области, явлению и т.п.
12. На рынке информационных продуктов и услуг, как и на любом другом рынке, есть поставщики (продавцы) и потребители (покупатели). Кто может быть поставщиком информационных продуктов и услуг? Кто может быть покупателем информационных продуктов и услуг? Приведите примеры.
13. Подготовьте и проиллюстрируйте мультимедийными материалами сообщение на одну из следующих тем.
1) Мир ИТ-профессий.
2) «Поход» за покупками в онлайн-магазин.
3) «Умный дом» — будущее или реальность?
Укажите адреса сайтов, где вы нашли информацию по выбранной вами теме. На основании чего вы считаете возможным доверять этой информации?
14. Знаете ли вы о том, что ещё 50 лет тому назад выпускнику среднего или высшего учебного заведения было достаточно полученных им знаний для успешной профессиональной деятельности практически на протяжении всей жизни? Согласны ли вы с тем, что в наше время это не так? Будьте готовы обосновать свою точку зрения.
Да, вполне возможно, в то время хватало знаний средней школы и высшего образования. Сейчас же все иначе, прогресс не стоит на месте, а вместе с ним и растут требования и необходимые знания, которыми должен владеть специалист.
15. Опишите идеальный электронный учебник, с которым было бы интересно работать современному школьнику.
Учебник с приятным визуальным оформлением, качественным и полезным функционалом.
16. Какие образовательные ресурсы называются открытыми?
Которые могут быть повторно использованы для преподавания, обучения, исследований и прочего, которые сделаны доступными с помощью открытых лицензий и которые позволяют пользователям материалов то, что не было бы просто разрешено согласно одному лишь авторскому праву.
17. Назовите ключевые события, определяющие развитие информационного общества в России.
18. Назовите основные направления государственной программы «Информационное общество (2011-2020)».
19. Выясните, что представляет собой индекс готовности регионов России к информационному обществу (eregion.ru). Что учитывается при его расчёте? Назовите пять регионов-лидеров в рейтинге по готовности к информационному обществу. Какое место в этом рейтинге занимает ваш регион?
20. Проанализируйте адреса сайтов, имеющиеся в разделе 17.4 этого параграфа. Почему информацию на этих сайтах можно считать достоверной?
Статья на тему: «ИНФОРМАЦИОННОЕ НЕРАВЕНСТВО КАК СОЦИАЛЬНАЯ ПРОБЛЕМА»
Онлайн-конференция
«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
ИНФОРМАЦИОННОЕ НЕРАВЕНСТВО КАК СОЦИАЛЬНАЯ ПРОБЛЕМА
Проблема социального неравенства, как феномена, существует на протяжении всей человеческой истории. Данная проблема всегда сопровождала и сопровождает нашу историю. Социальная проблема в России — одна из наиболее болезненных тем. С развитием страны, развитием экономики, растет состояние населения, но не всего, а только «элиты», при этом финансовое благополучие населения в среднем не изменяется, так как распределение доходов происходит неравномерно.
С одной стороны, уровень бедности в России девяностых годов уровень бедности сократился в три раза, а с другой стороны разрыв между «элитой» и «населением» увеличился и продолжает увеличиваться с каждым годом.
Социальные проблемы, общественные проблемы — вопросы и ситуации, которые, прямо или косвенно влияют на человека и, с точки зрения всего или значительного числа членов сообщества, являются достаточно серьёзными проблемами, требующие коллективных усилий по их преодолению.
Если обратится к истории России, то можно увидеть подтверждение вышесказанных слов: приход к власти большевиков, восстание Пугачева — все это, выражение недовольства людей, при этом, обычно, те, кому не нравилось и не нравится данное положение вещей, остаются в стороне.
В Интернете так же, как и социуме существует социальное неравенство, только его принято называть цифровым барьером. Цифровой барьер, цифровое неравенство, информационное неравенство — ограничение возможностей социальной группы из-за отсутствия у неё доступа к современным средствам коммуникации [3, с. 124].
Цифровой барьер рассматривают как социально-экономическое явление, у которого есть множество форм: региональное (территориальное) неравенство (разделение мира на регионы, где информационные технологии доступны большинству населения и где нет, границы информационно богатых и информационно бедных регионов практически совпадают с границами индустриально развитых регионов (Северная Америка, Западная Европа, развитые страны Юго-Восточной Азии) и стран «третьего мира» (Африка, Азия, Южная Америка) и социальное неравенство (одновременное присутствие в обществе социальных групп, активно использующих информационные технологии, и групп, которые не могут себе этого позволить по причинам бедности, недостатка знаний и навыков и так далее).
В 1968 году вышел фильм «Космическая одиссея», в котором было показано будущее, не понятное и фантастическое для большинства: электронные карманные устройства, суперкомпьютеры. Никто и не мог тогда подумать, что через несколько лет это превратится в повседневность. Развитие техники и компьютерных технологий стало главным двигателем прогресса в современном мире. Человечество «вышло» из постиндустриального общества и «вошло» в информационное. Но что принесло это обществу? Лишь новые проблемы, одной из которых является информационное неравенство.
Данную проблему я считаю интересной как для общества, так и для себя, так как с социальным неравенством в Интернете каждый сталкивается практически всегда, когда имеет доступ в сеть.
В XIX веке английский политический деятель Бенджамин Дизраэли писал: «Две нации, между которыми нет ни связи, ни сочувствия; которые так же не знают привычек, мыслей и чувств друг друга, как обитатели разных планет; которые по-разному воспитывают детей, питаются разной пищей, учат разным манерам; которые живут по разным законам…Богатые и бедные»
В постиндустриальную эпоху главной проблемой было разделение общества на богатых и бедных, сейчас, в эпоху информационного общества, данное разделение так же существует, но оно приобрело несколько иную форму, деление на богатых и бедных происходит теперь в сети Интернет. При чем, новым измерением беден или богат человек является информация. Ещё четыреста лет назад английский философ Фрэнсис Бекон заметил: «Кто владеет информацией — владеет миром».
Интернет необходимая основа нашего информационного общества. И даже, при приеме на работу одним из главных требований является владение компьютером на уровне «продвинутого» пользователя. Чем большее развитие получает сеть, тем меньше вероятность найти работу и быть успешным у человека, не имеющего доступа к сети. В настоящее время цифровое неравенство — проблема не только отдельных людей, но регионов и стран [2, с. 159].
К сожалению, информацию в сети могут получать не все. Многие сайты требуют разрешения на доступ к информации. А за это мы должны либо зарегистрироваться на сайте, либо заплатить. То есть получается, что если ты не можешь заплатить, ты не можешь получать информацию. Значит она доступна только избранным?! Но изначально Всемирная паутина задумывалась как бесплатное средство обмена и получения информации, и только в наши дни с помощью сети, предоставляя информацию, можно зарабатывать деньги. Так оно и есть на самом деле, взглянув на жизнь людей на всей нашей планете, можно увидеть, что все имеют далеко не равные права как в жизни, так и в сети. И вообще, что значит избранные люди, почему это они, и кто их выбирал, почему именно они элита? Может быть эти люди «сделаны из другого теста» нежели все остальные? Нет, я думаю, что это самые обычные люди, они такие же, как и мы, сделаны из того же, что и все остальные, и дышат они тем же воздухом, а не каким-то особенным. Просто это люди, имеющие власть и деньги.
Проблема социального неравенства в обществе, в наше время перешла в проблему цифрового барьера. Феномен сильной зависимости потенциальной успешности человека в современном мире от его принадлежности к «новой» культуре стал очень популярной темой в западном современном обществе.
Можно привести множество примеров, когда информация, распространяемая в виртуальном мире, приносит реальную экономическую выгоду. Другой вопрос, все ли имеют доступ к этой информации, или лишь те, кто имеет деньги?
Часто, без доступа в сеть, ориентироваться и владеть информацией просто невозможно. Вряд ли кто-то может похвастаться тем, что он все знает и при этом не пользоваться сетью. Кроме того, Интернет позволяет рассматривать ведение бизнеса, как процесс превращения ресурсов в экономические ценности, а знание — как один из важнейших ресурсов. Сегодня человечество создает новые технологии и инновации, некоторая часть более гибкая и имеющая доступ к информации может принять её и усвоить, а другая часть, не принимающая сеть, вообще выключена из этих процессов. Если так пойдет и дальше, то тот разрыв между богатыми и бедными станет ещё больше, чем сейчас. А я считаю, что не может быть спокойной та страна, в который очень разный уровень благосостояния, хоть и оценивается он сейчас не деньгами, а количеством информации.
Разрыв между информационно-богатыми людьми и информационно-бедными проявляется в самых разных сферах жизни общества. Степень свободы граждан, регулярно имеющих доступ в Интернет, возрастает. Каждый из нас, может высказать какую-либо точку зрения в Интернете. При этом он имеет возможность обсуждать интересующие его экономические, политические проблемы в сети и в реальном времени с неограниченным числом как оппонентов, так и сторонников данной точки зрения. Каждый может проверять информацию о происходящих событиях в различных источниках информации, как отечественных, так и зарубежных.
Сегодня, всеобщий доступ к глобальной сети признан всеобщим благом. При этом Интернет часто сравнивают с бесплатной общедоступной библиотекой, а возможность бесплатно им пользоваться появляется практически у всех граждан.
Так же в информационном обществе изменилась форма взаимоотношения граждан с государственными институтами. Сейчас вместо того, чтобы ждать длинные очереди, все наши просьбы и жалобы могут быть написаны в электронном виде и отправлены, а через несколько часов уже будет получен ответ в электронном виде.
Современные технологии могут помочь так же в борьбе с коррупцией, сделав прозрачными отношения государства с коммерческими структурами. Преимущества глобальной сети можно перечислять очень долго. Ежедневно в мире появляются новые направления использования Глобальной сети, которые помогают в решении самых различных проблем (например, можно оплачивать услуги ЖКХ или заказывать себе еду через интернет) [1].
В наши дни зародилось новое информационное общество, которое состоит из двух классов: класс хорошо образованных людей, умеющих пользоваться сетью и компьютером, имеющих доступ к информации и знаниям, создающих и потребляющих новые товары и услуги, и класса низкоквалифицированных, малообразованных и малообеспеченных людей, не имеющих желания получать новые знания, не хотящих «жить в ногу со временем».
Если обратиться к истории нашей страны, то подобные противостояния очень часто заканчивались кровопролитными революциями. Именно поэтому в разных странах и в частности в России предпринимаются попытки решить проблему цифрового неравенства. Первой такой попыткой решения данной проблемы в нашей стране стало проведение проекта «КомпьютерныйВсеобуч», который был реализован Фондом развития социальных инициатив «Новые Перспективы» при поддержке Министерства образования РФ и компании Microsoft. За один год проведения проекта (согласно статистике Фонда развития социальных инициатив «Новые перспективы») вовлечено 368 школ из 73 регионов, 7000 школьников обучили 18850 взрослых людей базовым компьютерным знания, 70 % обученных желают продолжить обучение, 20 % — планируют перейти на более перспективную работу.
Проблема цифрового неравенства очень серьезная тема для российских дипломатов. Практически на каждом заседании поднимается данный вопрос. Сегодня, есть множество мест, где существует свободная зона доступа в сеть. Я считаю, что данная проблема в России решится только тогда, когда каждый человек сам захочет решить эту проблему и начнет активно получать информацию в сети, разбираться в каждом термине и станет грамотным специалистом своей области.
1. Бурдье, Пьер. Формы капитала. // Журнал «Экономическая социология», Том 3, № 5, ноябрь 2013. М.: ГУ-ВШЭ. Перевод М.С. Добряковой.
2. Вартанова Е.Л. Медиаэкономика зарубежных стран. Учебное пособие М.: Аспект Пресс, 2008. — 336 с.
3. Вершинская О.Н. Информационно-коммуникационные технологии и общество. М.: Наука, 2007. — 203 с.