Выворотная кожа что это
Кожа юфть — характеристики, применение
Юфть – это натуральная мягкая кожа, произведенная посредством комбинированного дубления. В качестве сырья для данного материала используются шкуры крупного рогатого скота, лошадей и свиней.
Устоявшееся мнение, что юфть – это исключительно грубая кожа, толщина которой превышает 2 мм, является ошибочным. На самом деле она бывает трех видов: тонкой, средней и плотной.
Свойства материала и методы дубления
Характеристики юфти зависят от типа сырья, его качества и используемого метода обработки. Продукцию, произведенную из коровьих шкур, именуют яловочной, из конских и свиных – конской и свиной.
В XIX столетии за юфтью закрепилось название «русская кожа». Это объясняется тем, что в то время она высоко ценилась за пределами Российской империи, поскольку являлась единственным видом выделанной кожи, обрабатываемой смесью березового дегтя и тюленьего жира.
В настоящее время дубление юфти осуществляется тремя способами:
Где используется
По применению юфть подразделяется на два типа:
Обувная
Производится из высококачественной яловой кожи. В основном используется для пошива верха туфель, ботинок и сапог. Материал характеризуется чрезвычайно плотной структурой, обеспечивающей изделиям высокую износостойкость.
К тому же, он достаточно эластичный благодаря большому количеству жира. Это дает возможность использовать данный вид кожи для пошива форменной обуви (сапог и берец) для военных и охранных структур.
Кроме того, из этого типа юфти создают ботинки и сапоги для сотрудников предприятий промышленности со сложными условиями, а также для тех, кто работает в непростых природных условиях. Верх такой обуви пропитан специальным составом, защищающим от промокания и воздействия агрессивных сред.
Сандальная
Этот вид юфти от предыдущего отличается меньшей толщиной. В основном производится из свиной и конской кожи. Лицевая сторона имеет глянцевую поверхность, что обеспечивается с помощью шлифовки.
Используется для пошива сандалий, сабо и легкой специальной обуви для сотрудников медучреждений, предприятий пищевой промышленности и т.д. Основным плюсом сандальной юфти является ее высокая гигроскопичность, благодаря чему ногам комфортно на протяжении длительного времени.
Однако есть и значительный минус – такую обувь можно носить лишь в сухих условиях, поскольку она слабо отталкивает воду, что объясняется небольшим содержанием в материале жира.
Прочность, размеры, отделка
Яловочная и конская юфть характеризуются высокой износостойкостью, чего не скажешь об их аналоге, произведенном из свиных кож. Этим и объясняются разные нормы прочности, предусмотренные для отдельных типов.
По размерам юфть относится к самым габаритным видам кожи и классифицируется как мелкая, средняя и крупная.
Материал может подвергаться отделке и с лицевой (внешней), и с бахтармяной (внутренней) стороны. Поверхность юфти выравнивается путем шлифования, а, чтобы добиться нужного цвета, применяют покрывное крашение (для красного обычно используется сандал, для черного – галловые чернила или соли железа).
В качестве дополнительной отделки лицевой стороны может выступать мерея (узор, нанесенный на отшлифованную и окрашенную кожу).
Виды и классификация натуральной кожи
Натуральная кожа – уникальный и универсальный материал для художника. Кожа – пластична, нежна, неповторима и послушна. Просто сам по себе кусок кожи уже оригинален и неповторим. Тем более неповторимо украшение из кожи. Даже когда мастер делает копию своей же работы из кожи, новое украшение получается уже другим.
Общая информация
Качество кожи зависит от многих факторов, и поэтому существуют различные классификации, по виду животного, по возрасту, по способу выделки и обработки кожи.
Самые распространенные виды кожи – это свиная, овчина и крупный рогатый скот: коровы, быки и буйволы.
Телячья кожа – самая распространенная и используемая в изготовлении аксессуаров (поясов, сумок и т.п.), верхней одежды и обуви. Она относится к категории «крупный рогатый скот». Основными особенностями этого вида кожи являются благородная фактура лицевой стороны, прочность и большие размеры шкур. Толщина данного вида составляет, как правило, 1,5-4 мм. Современные виды обработки кожи позволяют достичь большого разнообразия фактур и цветов. Путем тиснения и прокраски достигается имитация кожи крокодила, змеи, рыбы и др.
Из козьих шкур вырабатывают тонкую, мягкую кожу с мелким волнообразным рисунком мереи.
Шкурки овчины, как правило, небольшого размера и очень мягкие и нежные на ощупь. Благодаря этим свойствам овчину используют в производстве аксессуаров (декоративных ремней, сумок, перчаток и т.п.) и верхней одежды (куртки, жакеты и т.п.). Этот вид кожи достаточно дорог.
Свиная кожа – самый недорогой и непрактичный из всех видов кож. Она очень толстая и неподатливая, но зато крепкая, из неё получаются отличные подошвы для лёгкой обуви. Часто её разрезают на слои, из которых получаются изделия уже обычной жесткости. Эта кожа в основном используется как подкладочный материал в обуви и в кожгалантереи. Для одежды она не очень подходит именно своей непрактичностью, например, она плохо тянется, поэтому может лопнуть на шве.
Можно выделить три основных способа выделки кожи:
1. Сырая кожа, сырец или гольё. Это шкура, прошедшая процесс мездрения и золения. Сначала она мягкая и пластичная, но после высыхания твердеет. Это свойство используют для придания коже определенной формы, например, ею обтягивают бубны и барабаны, в древности из нее формовали щиты и другое вооружение, использовали для креплений и т.д.
2. Сыромятная кожа, сыромять. Сырую кожу дубят алюмокалиевыми квасцами. Это еще не полноценное дубление. Такую кожу используют в шорно-сидельном производстве, ортопедии и т.д. В древности использование было более широким, из сыромятной кожи изготавливали обувь, ремни, одежду и т.п.
3. Дубленая кожа. Сегодня это самый распространенный способ выделки. Дубление придает коже прочность, пластичность, долговечность. Дубление кожи бывает жировое и растительное, в наше время успешно заменяемые химическими аналогами: дубление хромовое, циркониевое, формальдегидное, таннидное и комбинации.
При хромовом дублении кожи обрабатывают растворами основных солей хрома. Хромовые кожи обладают мягкостью, эластичностью, достаточной тягучестью, высокой термоустойчивостью. Эти кожи очень упруги, поэтому плохо держат тиснение, быстро и сильно намокают и легко пропускают воду. Хромовые кожи могут быть красиво окрашены, но они не прокрашиваются насквозь и имеют срез серовато-голубого цвета.
Циркониевое дубление (соединениями циркония) используется для получения белых кож, обладающих повышенной прочностью на разрыв, сжатие и истирание, устойчивостью к действию воды и пота.
Жировое дубление осуществляется с помощью непредельных жиров морских животных и рыбьего жира.
Классификация кожи по видам:
Чепрак – плотная, толстая износостойкая кожа. Чепрак – срединная часть (без полы и воротка) шкуры крупного рогатого скота, вырабатывается жировым дублением. Кожа поддается гравировке и формовке, при высыхании становится твердой.
Юфть (она же «русская кожа») – мягкая кожа растительного дубления, изготавливается из шкур крупного рогатого скота, лошадей, свиней. Юфть бывает разной толщины. Свойства юфти определяются видом сырья, его качеством и способом переработки в кожу. Юфть из шкур крупного рогатого скота называется яловочной, из конских и свиных шкур соответственно — конской и свиной.
На свойства юфти оказывает большое влияние дубление, которое производится:
а) растительными дубителями в комбинации с основными хромовыми солями; б) растительными дубителями в комбинации с основными хромовыми солями и синтетическими дубителями; в) растительными дубителями в комбинации с основными хромовыми солями, синтетическими дубителями и сульфитцеллюлозным экстрактом.
По толщине юфть делится на тонкую, среднюю и плотную. По размерам юфть принадлежит к наиболее крупным видам верхней кожи и подразделяется на три группы: мелкую, среднюю и крупную. Юфть отделывают с лицевой или с бахтармяной стороны.
Юфть из свиных кож в среднем менее прочна, чем юфть яловочная и конская. Поэтому нормы прочности для свиной юфти установлены менее жесткие, чем для юфти яловочной и конской. В российских стандартах можно встретить два типа юфти: обувная и сандальная.
Спилок – слой кожи, полученный в результате слоения кожи.
Наппа – тонкая полуанилиновая кожа, производится из шкур крупного рогатого скота.
Шевро – изготавливается с помощью хромового дубления из козьих шкур. Кожа мягкая, эластичная, плотная и прочная, поверхность кожи имеет мелкие морщинки, формирующие рисунок.
Шеврет – по внешнему виду похож на шевро, вырабатывается тем же методом, но из овечьих шкур. Шкура плотная и мягкая, но менее эластичная, чем шевро.
Шагрень изготавливается из мягкой шероховатой козлины или овчины.
Лайка – изготавливается хромовым и хромо-жировым дублением из шкур ягнят и козлят. Мягкая, эластичная, тонкая, гладкая кожа.
Замша – вырабатывается жировым дублением из оленьих, лосиных, козлиных шкур. Кожа мягкая, рыхлая, прочная с низким ворсом на лицевой поверхности.
Замша более “капризна” в уходе, чем кожа. Она труднее чистится, быстрее теряет первоначальный цвет, от влаги на ней могут образовываться трудноустранимые пятна и разводы. Также она может покрываться в некоторых местах беловатым налетом. Учитывая вышеперечисленные особенности, замша применяется преимущественно для изготовления более нарядной одежды и обуви, предназначенной «на выход» и подверженной не слишком частой эксплуатации.
Хорошо выделанная замша образует мягкие формы и линии. Ее поверхность выглядит благородно и богато.
Велюр – вырабатывается хромовым дублением из всех видов шкур. Внешняя поверхность кожи (т.е. низдра) шлифуется абразивным методом.
Напплак – кожа с лаковым покрытием.
Шора – плотная толстая кожа из шкур крупного рогатого скота, выработанная жировым дублением. Более пластична, чем чепрак.
Пергамент изготавливается из телячьей кожи. В древности его, натягивая в сыром виде на раму, высушивали и использовали для письма. Сейчас пергаментная кожи используется в переплеточных работах.
Применение кожи
Для украшений используют несколько видов кож. Для техники, в народе называемой «жаткой», представляющей собой жатую кожу, используют тонкие кожи и замши. Для украшений с гравировкой – юфть и чепрак.
Для перчаток обычно используют лайку и замшу.
Для сумок, кошельков больше всего подходят юфть и чепрак. Если используется другая кожа, то ее обычно укрепляют специальными плотными материалами.
Для поясов и ремней чаще всего используются юфть. Для жестких мужских ремней может использоваться чепрак.
Если кому интересно посмотреть магазины авторов этих работ, почти все они представлены в моей последней коллекции:
Шью из кожи. Виды кож.
Здравствуйте, дорогие друзья, здравствуйте подписчики!
Все фото были взяты с разрешения из интернет магазина.
Также информацию частично взял с сайта ярмарки мастеров, чтобы местами не быть столь голословным.
Итак, пожалуй начнем повествование.
Давайте начнем с краста.
Краст проходит барабанное крашение со специальным режимом, называемом сквозным прокрасом, это позволяет получить равномерный цвет не только на поверхности но и по всей глубине. Можно не бояться, что окрашенная лицевая сторона отслоится или потрескается. На шве кожи вы не заметите сильного различия цвета между лицом и самим срезом. Поскольку крашение происходит под давлением на обороте может оставаться легкий отпечаток сетки барабана.
Кожа плотная, идеальна для формовки, толщина, в основном от 1,4 до 1,9 мм
Краст можно покрывать различными мастиками, аппертурами (воски, масла, фирменные составы, которые продаются в магазинах).
Без финишной обработки:
С финишной обработкой:
Шорно-седельная кожа отличается высокой прочностью, большой толщиной, высокой устойчивостью к деформации, истиранию и воздействию на нее всевозможных жидкостей. Также она имеет способность на протяжении длительного времени эксплуатации сохранять свои свойства.
Тяжелого развеса высококачественное сырье идет на выработку шорно-седельной кожи. К тяжелому развесу относят шкуры крупно-рогатого скота, свиные, конские и верблюжье шкуры. Без дубления может происходить выделка такого материала, либо осуществляется она комбинированным или растительным методом, в процессе которого грубая толстая кожа, имеющая плотную структуру внутренних волокон, становится достаточно гибкой, непревзойденно прочной и приобретает заданные эксплуатационные характеристики. Готовая шорно-седельная кожа чаще всего встречается в виде полукожи, целой кожи, чепрака, кулата, ременной полы и воротка.
Кожа с выделкой «под рептилию» обладает гораздо меньшей стоимостью, чем настоящая натуральная кожа экзотических животных, при этом она сохраняет все достоинства, качественные характеристики и носкость, присущие натуральной коже овчины или КРС. Приобретённый в результате отделки эффектный внешний вид кож позволяет создавать из них действительно достойные высококачественные изделия.
Толщина такого вида кожи 1,2-1,4 мм. Кожа уже с финишным покрытием. Подходит для пошива полного спектра изделий для мужчин и женщин: от бифолдов до сумок.
Изделия из «флотера» всегда приятны на ощупь. Из кожи «флотер» производят широкий спектр кожгалантереи, мужских и женских кожаных сумок, ремней, а также различную обувь.
Производится это вид кожи из шкур крупного рогатого скота (коровы, быки) и имеет толщину от 1,2 мм до 1,8 мм.
В процессе производства шкуры помещают в специальный барабан, где они не только окрашиваются, но и размягчаются, обретая приятную органолептику. Затем поверхностный слой кожи дополнительно окрашивается и подвергается термическому тиснению, благодаря которому обретает мелкозернистую фактуру. Цветовая гамма этого вида кожи весьма широка и включает варианты с эффектом «металлик».
Кожа «флотер» по достоинству является одним из лидеров в кожгалантерейной и обувной промышленности.
Натуральная вощеная кожа премиум-класса толщиной до 2 мм.
Pull Up производится с использованием натуральных масел, пигментов и воска, выглядит очень естественно, «живо» за счет множества мелких складочек, отливающих при движении другим цветом. Относится к кожам без покрытия.
Насыщенная маслами, вощеная Пулл Ап при удивительной мягкости, приятности на ощупь отличается повышенной прочностью, износостойкостью, не боится влаги, потери цвета и максимально гигиенична.
Ценителей этой кожи привлекает ее необычная расцветка, возможность приобщиться к истории кожевенного промысла, подарившего технологию изготовления изысканных аксессуаров, которые служат не один год. Потертости и царапины лишь усиливают винтажный эффект.
Крейзи Хорс (Crazy Horse):
Crazy Horse ― это прочная высококачественная кожа крупного рогатого скота (не смотря на название не обязательно лошади). Эта кожа характерна своим эффектом состаривания. Интересный эффект образуется благодаря специальной обработке: на шлифованный краст с помощью нагрева наносится смесь восков с высокой температурой плавления и специальные присадки.
После обработки таким способом кожа становится темнее, нежели была изначально. В результате этого кожа Crazy Horse меняет цвет в местах залома, изгиба или натяжения. В этих местах кожа становится более светлой.
Винтажность ― это самая главная особенность этой кожи. На коже Крейзи Хорс легко появляются следы и царапины. Но это не должно вас беспокоить, так как царапины, потертости и неповторимый рисунок от изгибов придают ей эффект старины и винтажности. Царапины при желании легко удалить. Для этого достаточно протереть это место мягкой тряпочкой. Такая кожа легко затемняется трением с помощью войлочного круга даже без добавления воска.
Кожа Crazy Horse достаточно мягкая, эластичная, гладкая, без блеска. Толщина обычно 1,4-3 мм. Имеет плотную структуру и отлично подходит для производства каркасных бесподкладочных изделий, таких как рюкзаки, дорожные сумки, чехлы, кошельки, портфели и так далее. Такие изделия выглядят необычно, стильно, дорого.
Ну и, наконец, кожа растительного дубления без окрашивания:
Про эту кожу можно говорить очень много, так как она самая пригодная кожа для ваших идей (цвет, рисунок, очень хорошо подходит для тиснения).
Так же, ввиду отсутствия на поверхности кожи различных пластифицированных покрытий, обувь из кожи растительного дубления обладает способностью «дышать», т.е поддерживать оптимальный микроклимат и температурный режим.
Ну и в заключение, хотелось бы сказать, что кожи растительного дубления чаще всего производятся неокрашенными, что позволяет как производителям, так и простым любителям кожевенного ремесла использовать преимущества ручного окраса, проявляя творческую фантазию, и достигая особых эффектов на поверхности, типа антик, винтаж, искусственное старение.
Друзья, написал исключительно о своем опыте. Никого ни к чему не призываю, никого ничему не учу. исходя из этой статьи. Буду очень рад, если останусь полезным.
Заранее благодарен за просмотр, критику, советы и ваши отзывы.
Статьи Ботинки на заказ: Особенности, преимущества, философия
«Модный скривил губы. Он окатил Глеба с головы до ног оценивающим взглядом. Фасон одежды был модным, но фирму Модный на глаз определить не смог. Поэтому пренебрежительно ухмыльнулся. Глеб не счел нужным разъяснять, что костюм от личного портного ценится выше, чем самая дорогая тряпка от самого раскрученного кутюрье.»
Олег Маркеев, Цена посвящения: Время зверя.
Предисловие
Термины
Прежде всего давайте определимся с терминами.
В данной статье я говорю об «индивидуальной обуви» (кратко – «индобувь») – то есть об обуви, сделанной на заказ по меркам стоп её владельца. Жалко, что ремесленный словарь русского языка очень беден и я не могу подыскать эквивалента красивому английскому bespoke, кроме уродливого слова «индпошив».
I. ОCОБЕННОСТИ
Немного о стопе и обувной колодке
В начале любой обуви бывает стопа. Вы знаете, что стопы бывают разные, но вряд-ли знаете, насколько они бывают разные.
По форме пальцевой дуги стопы делятся на египетскую, греческую, римскую, германскую, кельтскую. От формы пальцевой дуги может зависеть не только характер (что доказано), но и оптимальные типы – фасоны носка обуви.
По закосистости стопы бывают симметричными (прямыми) и в разной степени ассиметричными (закосистыми). По моим наблюдениям, в России большинство обуви выпускается на симметричных колодках, а опять же по нашим наблюдениям, большинство стоп ассиметричны. Парадокс.
Стопы бывают плоскими (раздавленными, распластанными) и подъёмными (супинированными), бывают полными и худыми. Ткани стоп бывают плотными и мягкими. От этих параметров также зависит оптимальная форма колодки.
Опорные подушечки стоп (пятки и плюсне-фалангового сустава) бывают массивными и истончёнными. Пятки могут иметь различную форму, быть высокими и низкими, верх пяточной кости может резко выступать сзади, а может и с любого бока, ассиметрично протирая пяточные карманы и даже задники.
У стоп людей среднего возраста и больше уже встречаются болезненные особенности типа шипов, натоптышей, шпор и т.д.
Все популяции людей на разных территориях имеют свои преобладающие особенности строения стопы. Так у итальянцев подъём низкий и стопа узкая, а у русских стопа широкая и подъём высокий. У японцев косолапость есть разновидность нормы и т.д.
Размер стопы и размер обуви
Что такое размер? Длинна стопы – скажете вы. Не совсем так, вернее – не только размером измеряется стопа. У обуви есть баланс пятки и пучков или расстояние от пятки до плюсне-фалангового сустава. Это два главных места на следе колодки – пятка и плюсне-фаланговый сустав (далее этот сустав мы будем называть профессионально – «пучки»). Изгиб следа (профиль низа колодки) усредненной колодки повторяет форму средней стопы в популяции. Средняя стопа удобно ложится в этот изгиб и нагрузка при стоянии и ходьбе распределяется правильно. Но представьте, что у конкретной стопы 43 размера (по длине), необычно длинные пальцы, скажем на 7 мм длиннее обычных. В этом случае пучки ближе к пятке – он как у стопы 42 размера. В обуви 43 размера будет нарушен баланс, а в обуви 42 размера стопа удобно ляжет на изгиб стельки, но не хватит длины. И это только частный случай. Он иллюстрирует факт, что есть несколько типично редких стоп, обладатели которых никогда в жизни не носили впорной обуви. Как правило, это стопы с крайними значениями полнот, асимметрий, длинн и высот пальцев, высот подъёма, ширины пяток или ширины пучков.
Что такое впорность?
Впорность – это соответствие внутренней формы обуви форме стопы. Сюда входит не только размер и полнота, но и геометрия следа, баланс, учёт особенностей скелета, особенностей тканей стопы, и ещё некоторые поправки на цели и характер использования.
Чем жёстче, прочнее обувь, тем критичнее впорность. И наоборот: чем мягче обувь, тем впорность менее критична. Мягкая обувь на низком каблуке под действием веса легко прогибается, меняя баланс, и разнашивается, растягивая тонкие стенки в нужном направлении. Жёсткая обувь с трудом изменяет баланс и с трудом растягивается –разнашивается в поперечных направлениях. Мягкая обувь при разноске не травмирует стопу, а жёсткая обувь способна принести боль и травмировать стопу, особенно возрастную, у которой тоньше подушечки из соединительно-жировой ткани на суставах и пятке, менее плотные ткани стопы и т.д. Вот почему опасно ошибаться с балансом рантовой обуви: это довольно жёсткая обувь, она имеет плотную кожаную стельку и жёсткую подошву. Опасно ошибаться и с полнотой обуви из толстых кож: растянуть 3-4 мм общей толщины верха трудно. Не всякая стопа выдержит сдавленность: это боль, мозоли, онемение тканей, нарушение кровотока, повышенная потливость сжатых ног … Бывает, что жёсткую обувь вообще не удаётся разносить, особенно заказчикам после 50.
ПРИМ: Производители рантовой обуви иногда добавляют поверх основной кожаной стельки вкладную, мягкую стельку из пеноматериалов, призванную смягчить опору и снизить критичность впорности. Но это уже лукавство, которое меняет не только климат в обуви, но и её философию.
Повторю: чем жёстче обувь, которую Вы хотите купить и чем вы старше – тем точнее обувь должна соответствовать строению стопы.
II. ПРЕИМУЩЕСТВА
1. Впорность и удобство
Нелишне упомянуть и мотив экономии времени: вместо поиска обуви в магазинах, заказчик заказывает ещё одну пару на своей проверенной колодке, изменив в заказе только параметры модели: высоту, деталировку, толщину кож, цвета и фактуры, подошву, фурнитуру и т.д. Повторные заказы у всех мастерских имеют приоритет в очерёдности, как и развивающие заказы (интересные заказы, влияющие на развитие мастерской).
2. Эстетика
Целесообразная комплектация и цельность образа. При проектировке модели принимается в учёт всё: вес, рост, физиология стоп, условия погоды, характер почв и использования обуви, соразмерность толщин, сочетание цветов, стиль, одежда и т.д. При хорошем вкусе мастера функциональные и стилевые несоответствия будут исключены. У пары должна быть своя философия: помеси рабочей и семи-дресса, семи-дресса и модельной – нежелательны, хотя бывают исключения.
Ничего лишнего – никаких пустот. Индобувь на обычную стопу красива за счёт максимального прилегания к стопе, исключающей большие складки и дутыши. Большие складки на ботинках – это избыток объёма, недостаток, который производители массовой обуви лукаво стремятся назвать достоинством и сделать фишкой. Стопа в ботинках с пустотами хуже фиксирована в голеностопе и подъёме – а это риск вывиха ноги. В индобуви обуви пустот и складок быть не должно – ничего лишнего.
Ничего лишнего – супинатор. Ручная сборка предполагает, что каждая деталь обуви изготавливается отдельно и не является заложником каких-то унификаций. Так, например, супинатор повторяет сложную форму следа именно данной колодки с привязкой к поддержке, размеру и т.д.. Поэтому он вплотную прилегает к стельке без малейших пустот. А на фабрике на все размеры и полноты – один номер супинатора, а вопрос пустот решается или упрощением контура и уплощением следа колодки, или наполнителем в виде жидкой пробки. Это совсем не элегантные решения.
При ручной затяжке пара затягивается в 2-3 подхода. Кожа увлажняется и пара впервые затягивается на колодку. Далее пара стоит 1-2 дня и происходит сушка и релаксация (расслабление) напряжений в коже. Затем кожу вновь увлажняют и следует вторая затяжка для вытяжки остаточных излишков эластичности. Затем пара снова сушится и выдерживается на колодке от недели до нескольких месяцев, чтобы хорошо запомнить форму колодки. Вытянутая пара хорошо и долго держит форму, плотно держит ногу.
3. Надёжность
Третьим по значимости преимуществом индобуви является, по крайней мере для ботинок из толстых кож, по крайней мере в России, по нашему опыту, является надёжность. Надёжность – это собирательное понятие и широкий функционал: устойчивость к среде (водостойкость, защита ноги от повреждений, цепкость за почву и т.д.), предсказуемость (не может неожиданно выйти из строя, оставить босиком в походе), долговечность. Кстати, надёжность имеет и свои звуки: крепкие ботинки при ходьбе – ударах о землю, о лестницу издают солидные звуки. Звук отличается примерно так, как отличается звук двери машины представительского класса от звука закрываемой двери ВАЗ-2106.
Рантовые ботинки из США начального ценового сегмента, наиболее часто встречающиеся в России, как правило текут в первой луже. Тому есть 2-3 главные причины: непрочная склейка, использование кожкартона вместо кожи для проложки (midsole), отсутствие проложки, использование намазной пробки для простилки.
Ручная же обувь, как правило, не течёт. Причины тому: тщательная склейка деталей низа без пустот, замена пробки кожей или пенорезиной, использование исключительно кожаной проложки, к которой подошва приклеена так, что при замене её приходится отдирать кусками.
Подошвенный шов (прикрепляет резиновую подошву) в ручной обуви защищён – упрятан в канавку, и не стирается на протяжении всего срока службы. Фабричный же машинный шов всегда открыт и стирается за неделю-две, в дальнейшем удерживая подошву как ниточные шпильки – за счёт трения, что менее надёжно и может приводить к расслоению низа.
4.Гигиеничность и экологичность
Данное преимущество – общее для фабричной и ручной рантовой обуви. Оно состоит в том, что у рантовой обуви можно заменить изношенную подошву на новую. Преимущество обуви отечественного производства здесь только то, что для замены низа Вам не надо отправлять обувь заграницу. А замена низа импортной обуви в России производится на чужих обувных колодках (фабричная колодка – секретная оснастка, и её не дают никому), что может сказаться на качестве и внешнем виде пары.
III. ФИЛОСОФИЯ
Наконец-то мы подошли к нематериальным преимуществам вещей, созданных на заказ. Они заключены в ощущениях, восприятии, переживаниях людей. Заказчики с особым мировоззрением и мироощущением, более остро переживающие события жизни – это самые осознанные заказчики единственных в своём роде вещей.
1. ЭКСКЛЮЗИВ
Начнём с самого простого – с эксклюзива. Заказчик получает единственную, уникальную пару. Он надевает ботинки, которых ни у кого из окружающих его нет и быть не может. В отличие от кошелька, который ещё можно как-то повторить, пару обуви на другие ноги повторить нельзя – она всегда будет другой по виду и общему впечатлению. Мир единственных в своём ряду вещей (единственные такие ботинки, единственная сорочка, единственный костюм …) – этот мир непосредственный и живой. Человек рядом с такими вещами острее чувствует историю, время, чувствует, что он сам, его жизнь – нечто единственное и неповторимое. По нашему опыту, половина заказчиков не желают ставить наше клеймо Bootfury на видное место ботинок, чтобы таким образом не снизить градус единичности обуви. В этом случае клеймо мы ставим только на подпяточник (или полустельку), чтобы закрепить принадлежность обуви нашим рукам, но скрыть это от посторонних глаз по желанию заказчика.
Как-то в одном цеху по пошиву танцевальной обуви, нам, пяти мастерам выдавали одинаковые заготовки верха и одинаковые колодки, а также одни и те же материалы для изготовления подошвы и каблука обуви. И при полной одинаковости исходных материалов, инструментов, технологий и станков, у всех пятерых получалась разная обувь – модельер, принимавший работу, мог безошибочно сказать из чьих рук вышла данная пара. Как говорят альпинисты – у каждого есть своя высота. Выше неё человек просто теряет сознание. Так в любом деле.
Прим: в изделиях новичков стиль трудно разглядеть из-за несовершенства ремесленных навыков. Тем не менее, наличие таланта и вкуса глаз опытного заказчика почти всегда может почувствовать.
2. ЭНЕРГИЯ
В изделии сохраняется память о человеке – и она должна доставлять удовольствие, а не раздражение. Я очень бы хотел иметь те сапоги, к которым руку приложил Лев Толстой, не чуравшийся сапожным ремеслом, или отец И.В.Сталина.
Не менее важно, что при совпадении взглядов, взаимопонимании легче решать возникающие проблемы в духе доверия и согласия. Когда различия во взглядах и ценностях велики, опытные мастера обязаны отказать клиенту в заказе под тем или иным предлогом – это рационально и обижаться на это не следует: просто вы встретились с тем, кто хорошо знает своё дело и не будет ковать меч против себя.
3. УСИЛИЕ, ПРЕОДОЛЕНИЕ
4. ПОДДЕРЖКА, АЛЬТРУИЗМ
Четвёртое – это поддержка, альтруизм, благородные чувства заказчика. Это солидарность с ремёслами, с традицией, поддержка доброго здравого смысла и того хорошего порядка вещей, который ремесло воплощает.
Это может быть желание поддержать ручной труд в ущерб фабричному машинному производству, которое, согласно политэкономии (забытой в интеллектуально опущенных массах науки), основано на присвоении плодов чужого труда, то есть на воровстве. Законы моды жестоки: бренды обязаны часто обновлять ассортимент. Следовательно, темпы производства постоянно ускоряются, что означает работу на износ для незащищенных капиталистическими законами людей на фабриках.
Это может быть желание поддержать экономику своей страны (русские материалы и кожи, русские работники), поддержать конкретную марку и тех кто за ней стоит, регион, … что угодно вплоть до воли Провидения.
В общем и целом, самая дорогая вещь для нас обычно та, которая не только красива Инстаграммной красотой, не только удобна и комфортна, но близка нашей душе – связана с личными усилиями, риском, болью (хотя бы от разноски), воспоминаниями, чувствами, временами, местами, историями, и людьми.
Эпилог.
На этом я заканчиваю экскурс в тему личной обуви. Обувь – это одежда для ног, но работает она, в отличие от одежды, в разных средах, соприкасаясь с самыми мокрыми, грязными, острыми и жёсткими предметами, какие только есть в природе. И обувь, в отличие от одежды, имеет форму.
Спасибо за внимание.
Беседовал: Сергей Секирин, марка Bootfury 29 августа 2021г.