Вывод о чем предупреждает читателя карамзин на примере любви эраста и лизы

Любовь Лизы и Эраста по повести Бедная Лиза Карамзина сочинение

Произведение Николая Михайловича Карамзина «Бедная Лиза» считают одной из самых чувственных повестей классической литературы. Главное место в новелле отводится чувствам и эмоциям персонажей. Основой произведения является любовная история колхозницы Лизы и знатного дворянина Эраста.

Настоящая любовь пронизывает весь сюжет «Бедной Лизы», однако присутствуют и иные, описываемые более сжато. Например, тема общественной дифференциации раскрывается тоже, и прекрасно видно, что общественные понятия и принципы не дают возможности пылающим сердцам из противоположных слоев построить счастливые отношения. Также в повести раскрывается тема невинности и положительных качеств индивидуума, которые прослеживаются в его действиях и взаимоотношениях с другими жителями: недобросовестность (как в случае с обманом Лизы) и меркантильные расчёты Эраста (к примеру, выгодная свадьба) являются абсолютно противоположными качествами по сравнению с чистотой и непорочностью Лизиного образа. Однако тема влюбленности как спектра эмоций воодушевляет писателя в большей мере, что дает возможность воссоздать произведение сентиментального стиля.

Любовь главных героев разгорается с первого момента. Эраст встречает девушку, продающую цветы, и моментально очаровывается прекрасной незнакомкой. Мысли девушки тоже заполнены интересным мужчиной. Через время мужчина обнаруживает дом Лизы, в котором она проживает с матерью. Он предлагает ее матери скупать все цветы, которые собирает молодая девушка.

Эраста заинтересовала искренняя и непорочная девушка. Он прозвал её «дочерью природы» и «пастушкой». В угоду чувств к ней дворянин готов бросить свою аристократическую жизнь. У девушки взаимные чувства к Эрасту. Влюблённые не клянутся в верности. Лиза принимает решение во имя любви держать их связь втайне от безумно любимой матери. Они встречаются тайно и не могут существовать в одиночку даже один день. Однако вскоре к Лизе сватается сын богатого крестьянина. Эраст категорически против их свадьбы и клянется девушке, несмотря на социальное неравенство, что они никогда не разлучатся. Но вдруг любовные чувства начали постепенно затихать. У дворянина пропадает интерес к крестьянке. В скором он объявляет ей, что уходит в военный поход. Лиза скучает за своим возлюбленным. И вдруг неожиданно в один из дней она видит его в городе. Лиза безумно обрадовалась их встрече, но Эраст сообщает, что, несмотря на свои чувства, ему нужно жениться на другой девушке.

Николай Михайлович Карамзин стал тем писателем, который впервые так чувственно описал эмоции и переживания персонажей. Повесть «Бедная Лиза» всесторонне раскрывает внутренний мир человека, его чувства и стремления.

2 вариант

Лизу и Эраста можно назвать центральными героями данного замечательного произведения. Карамзин хотел отобразить отношения этих героев через призму того, что они должны были быть композиционной ее частью. Их встреча произошла при весьма случайных обстоятельствах. Лиза продавала цветы, и к ней подошел Эраст, предложив за букет целый рубль, в то время как от него требовалось около пяти копеек. Девушка не хотела брать такую сумму, и она старалась отдать ему сдачу, однако, он отказывался брать ее. Далее, становится понятным факт, что герой влюбился в Лизу, и уже на следующий день он встречал ее у дома.

Когда Эраст познакомился с мамой Лизы, он уже был всецело влюблен в нее. Также, стоит сказать, что и девушка питала симпатию к нему. Спустя какое-то время, у них началась настоящая любовь, основанная на доверии и взаимопонимании. Персонажи данного чудесного произведения проводили вечера друг с другом, и не хотели расставаться. Однако, после некоторых событий, чувства Эраста начали угасать, и он не видел в Лизе прежнюю девушку, которую когда-то полюбил. Когда герой ушел на войну, то пообещал Елизавете о том, что никогда ее не разлюбит. Через некоторое время героиня увидела его с другой девушкой, на которой Эраст хотел жениться. Именно тогда, в душе девушки произошли кардинальные изменения, и она решила свести счеты с жизнью. Ее никто не смог остановить, и через какое-то время Эраст начал считать себя предателем и убийцей.

Для того, чтобы лучше понять весь трагизм сложившейся ситуации, стоит обратить внимание на то, что изначально союз молодых людей был неравноправным. Ведь Эраст был богатым дворянином, который стремился искать новые приключения, и для него не было интересным фактом вести длительные отношения. Лиза же приходилась крестьянкой, и в глубине души она таила некие сомнения насчет своего суженого, однако, любовь не позволяла ей возвращаться к негативным мыслям. Автор показал историю их любви весьма трагичной, однако, она содержит в себе мораль того, что всегда нужно готовиться к плохому исходу, и сильно не уповать лишь на один конец. Героиня свела счеты с жизнью, и безусловно, это очень печально и трагично. Однако, стоит добавить, что, если бы она продолжила жить, и смирилась с личной трагедией, это было правильнее и рациональней. Совсем другое дело, что людьми движут эмоции, и преодолеть их бывает крайне непросто. Автор ставит на этом акцент, и старается донесли глубокий философский смысл.

Также читают:

Картинка к сочинению Любовь Лизы и Эраста по повести Бедная Лиза

Популярные сегодня темы

Личность каждого человека состоит из многих элементов, когда мы взрослеем, то начинаем яснее осознавать эту многогранность. В самом раннем детстве трудно понять власть многих эмоций.

У мальчика была собака, которую звали Бум. Как-то они вдвоем баловались в столовой. Мальчик, сидя за столом, качался на стуле. Бум играл под столом. Вдруг стул сильно качнулся, и, чтобы не упасть, мальчик ухватился за край скатерти

Так сам рассказчик называет жилище этого самого станционного смотрителя. Там, всё-таки, чувствуется женская рука. Глаз «отдыхает» на комнатных растениях, на пестрой занавеске, которая отделяет кровать от остального помещения.

В детстве я просто терпеть не могла читать, только уселась – уже в сон клонит, а буквы становятся лишь чередой непонятных закорючек, в которых я ну никак не могла увидеть хоть какой-то смысл

Источник

Любовь Лизы и Эраста по повести Бедная Лиза Карамзина сочинение

Произведение Николая Михайловича Карамзина «Бедная Лиза» считают одной из самых чувственных повестей классической литературы. Главное место в новелле отводится чувствам и эмоциям персонажей. Основой произведения является любовная история колхозницы Лизы и знатного дворянина Эраста.

Настоящая любовь пронизывает весь сюжет «Бедной Лизы», однако присутствуют и иные, описываемые более сжато. Например, тема общественной дифференциации раскрывается тоже, и прекрасно видно, что общественные понятия и принципы не дают возможности пылающим сердцам из противоположных слоев построить счастливые отношения. Также в повести раскрывается тема невинности и положительных качеств индивидуума, которые прослеживаются в его действиях и взаимоотношениях с другими жителями: недобросовестность (как в случае с обманом Лизы) и меркантильные расчёты Эраста (к примеру, выгодная свадьба) являются абсолютно противоположными качествами по сравнению с чистотой и непорочностью Лизиного образа. Однако тема влюбленности как спектра эмоций воодушевляет писателя в большей мере, что дает возможность воссоздать произведение сентиментального стиля.

Любовь главных героев разгорается с первого момента. Эраст встречает девушку, продающую цветы, и моментально очаровывается прекрасной незнакомкой. Мысли девушки тоже заполнены интересным мужчиной. Через время мужчина обнаруживает дом Лизы, в котором она проживает с матерью. Он предлагает ее матери скупать все цветы, которые собирает молодая девушка.

Эраста заинтересовала искренняя и непорочная девушка. Он прозвал её «дочерью природы» и «пастушкой». В угоду чувств к ней дворянин готов бросить свою аристократическую жизнь. У девушки взаимные чувства к Эрасту. Влюблённые не клянутся в верности. Лиза принимает решение во имя любви держать их связь втайне от безумно любимой матери. Они встречаются тайно и не могут существовать в одиночку даже один день. Однако вскоре к Лизе сватается сын богатого крестьянина. Эраст категорически против их свадьбы и клянется девушке, несмотря на социальное неравенство, что они никогда не разлучатся. Но вдруг любовные чувства начали постепенно затихать. У дворянина пропадает интерес к крестьянке. В скором он объявляет ей, что уходит в военный поход. Лиза скучает за своим возлюбленным. И вдруг неожиданно в один из дней она видит его в городе. Лиза безумно обрадовалась их встрече, но Эраст сообщает, что, несмотря на свои чувства, ему нужно жениться на другой девушке.

Николай Михайлович Карамзин стал тем писателем, который впервые так чувственно описал эмоции и переживания персонажей. Повесть «Бедная Лиза» всесторонне раскрывает внутренний мир человека, его чувства и стремления.

2 вариант

Лизу и Эраста можно назвать центральными героями данного замечательного произведения. Карамзин хотел отобразить отношения этих героев через призму того, что они должны были быть композиционной ее частью. Их встреча произошла при весьма случайных обстоятельствах. Лиза продавала цветы, и к ней подошел Эраст, предложив за букет целый рубль, в то время как от него требовалось около пяти копеек. Девушка не хотела брать такую сумму, и она старалась отдать ему сдачу, однако, он отказывался брать ее. Далее, становится понятным факт, что герой влюбился в Лизу, и уже на следующий день он встречал ее у дома.

Когда Эраст познакомился с мамой Лизы, он уже был всецело влюблен в нее. Также, стоит сказать, что и девушка питала симпатию к нему. Спустя какое-то время, у них началась настоящая любовь, основанная на доверии и взаимопонимании. Персонажи данного чудесного произведения проводили вечера друг с другом, и не хотели расставаться. Однако, после некоторых событий, чувства Эраста начали угасать, и он не видел в Лизе прежнюю девушку, которую когда-то полюбил. Когда герой ушел на войну, то пообещал Елизавете о том, что никогда ее не разлюбит. Через некоторое время героиня увидела его с другой девушкой, на которой Эраст хотел жениться. Именно тогда, в душе девушки произошли кардинальные изменения, и она решила свести счеты с жизнью. Ее никто не смог остановить, и через какое-то время Эраст начал считать себя предателем и убийцей.

Для того, чтобы лучше понять весь трагизм сложившейся ситуации, стоит обратить внимание на то, что изначально союз молодых людей был неравноправным. Ведь Эраст был богатым дворянином, который стремился искать новые приключения, и для него не было интересным фактом вести длительные отношения. Лиза же приходилась крестьянкой, и в глубине души она таила некие сомнения насчет своего суженого, однако, любовь не позволяла ей возвращаться к негативным мыслям. Автор показал историю их любви весьма трагичной, однако, она содержит в себе мораль того, что всегда нужно готовиться к плохому исходу, и сильно не уповать лишь на один конец. Героиня свела счеты с жизнью, и безусловно, это очень печально и трагично. Однако, стоит добавить, что, если бы она продолжила жить, и смирилась с личной трагедией, это было правильнее и рациональней. Совсем другое дело, что людьми движут эмоции, и преодолеть их бывает крайне непросто. Автор ставит на этом акцент, и старается донесли глубокий философский смысл.

Источник

Анализ повести Н.М. Карамзина «Бедная Лиза» 9 кл

Онлайн-конференция

«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Курукальская средняя общеобразовательная школа»

Открытый урок по литературе

Вывод о чем предупреждает читателя карамзин на примере любви эраста и лизы. image001. Вывод о чем предупреждает читателя карамзин на примере любви эраста и лизы фото. Вывод о чем предупреждает читателя карамзин на примере любви эраста и лизы-image001. картинка Вывод о чем предупреждает читателя карамзин на примере любви эраста и лизы. картинка image001. Произведение Николая Михайловича Карамзина «Бедная Лиза» считают одной из самых чувственных повестей классической литературы. Главное место в новелле отводится чувствам и эмоциям персонажей. Основой произведения является любовная история колхозницы Лизы и знатного дворянина Эраста. Вывод о чем предупреждает читателя карамзин на примере любви эраста и лизы. image002. Вывод о чем предупреждает читателя карамзин на примере любви эраста и лизы фото. Вывод о чем предупреждает читателя карамзин на примере любви эраста и лизы-image002. картинка Вывод о чем предупреждает читателя карамзин на примере любви эраста и лизы. картинка image002. Произведение Николая Михайловича Карамзина «Бедная Лиза» считают одной из самых чувственных повестей классической литературы. Главное место в новелле отводится чувствам и эмоциям персонажей. Основой произведения является любовная история колхозницы Лизы и знатного дворянина Эраста.

Вывод о чем предупреждает читателя карамзин на примере любви эраста и лизы. image003. Вывод о чем предупреждает читателя карамзин на примере любви эраста и лизы фото. Вывод о чем предупреждает читателя карамзин на примере любви эраста и лизы-image003. картинка Вывод о чем предупреждает читателя карамзин на примере любви эраста и лизы. картинка image003. Произведение Николая Михайловича Карамзина «Бедная Лиза» считают одной из самых чувственных повестей классической литературы. Главное место в новелле отводится чувствам и эмоциям персонажей. Основой произведения является любовная история колхозницы Лизы и знатного дворянина Эраста.

учитель русского языка и литературы

Урок литературы в 9 классе

Тема: Анализ повести Н.М. Карамзина «Бедная Лиза».

Цели : на примере повести Карамзина «Бедная Лиза» познакомить учащихся с литературным направлением – сентиментализм; развивать навык сотрудничества в группе; способствовать воспитанию такого нравственного качества, как ответственность за свои поступки перед людьми.

-проанализировать повесть с целью понять проблематику и глубину произведения;

-познакомить с новым литературным направлением-сентиментализмом;

-раскрыть образы главных героев;

-проникнуться в замысел автора;

-продолжить формирование коммуникативной компетенции учащихся.

-научить анализировать повесть;

-продолжить работу над умением выявлять авторское отношение к героям;

-определять проблему текста;

-учиться обосновывать оценку прочитанного.

Оборудование : учебник-хрестоматия, видео-притча, презентация

Методы: сравнительный анализ, аналитическая беседа.

Технологии: сотрудничество «учитель-ученик», элементы критического мышления.

1. Организационный момент.

-Здравствуйте, дорогие ребята!

2. Актуализация темы.

Учитель: На прошлом уроке мы начали чтение повести русского писателя, критика и историка Николая Михайловича Карамзина «Бедная Лиза». Сегодняшний урок мы тоже посвятим этому интересному произведению и подробнее остановимся на нём: поговорим о главных героях, о композиции, определим тему, идею и т.д. Как вы думаете, что мы будем сегодня делать на уроке?

(Ответы детей: анализировать повесть)

— Напишем дату и тему на доске.

Прежде чем начать анализ, давайте послушаем историю создания произведения.

(Заранее подготовившийся ученик выступает с сообщением)

История создания повести

— Повесть «Бедная Лиза» опубликована в 1792 году в «Московском журнале», который издавал Карамзин. В 1796 году вышла отдельной книгой. Писателю было всего 25 лет. Именно благодаря «Бедной Лизе» он стал популярным. Карамзин не случайно отнёс действие повести в окрестности Симонова монастыря. Он хорошо знал эту окраину Москвы. Сергиев пруд, по преданию вырытый ещё Сергием Радонежским, стал местом паломничества влюблённых пар, его переименовали в Лизин пруд.

-А теперь послушаем следующее сообщение.

(Заранее подготовившийся ученик выступает с сообщением)

— Карамзин – писатель-новатор. Он по праву считается основателем русского сентиментализма. Под сентиментализмом понимают то направление литературы, развившееся в конце XVIII века и окрасившее собою начало XIX, которое отличалось культом человеческого сердца, чувства, простоты, естественности, особенным вниманием к внутреннему миру, живой любовью к природе.

— Запишем определение в тетради.

3. Проверка домашнего задания.

— Дома вы должны были дочитать повесть. И я хочу проверить, насколько хорошо вы поняли это произведение. Разделимся на группы. Я буду задавать вопросы по очереди каждой группе.

4. Беседа по содержанию повести.

Почему повесть называется «Бедная Лиза»? (Автор так озаглавил свою повесть, так как хотел показать своё сочувственное отношение к главной героине и её судьбе.)

Что обозначает эпитет «бедная»? (Он отражает и социальное положение Лизы, неизменно ограничивающее ее возможности в жизни, и ее открытое и искреннее сердце простой девушки, которое легко ранить и разбить)

Какими эпитетами наделил Карамзин свою героиню? (Невинная, добрая, красивая, нежная, трудолюбивая, отзывчивая)

-От какого лица идет повествование? (От лица автора)

Она прекрасная, любезная, робкая девушка.

— А как сложилась судьба Лизы?

Ее отец был очень трудолюбивым человеком, и поэтому семья жила в достатке. Но, к сожалению, он умирает. После этого мать Лизы от горя слегла. Пришлось 15-летней Лизе взять все хлопоты о себе и матери на себя. Она много работала: ткала холсты, вязала чулки, собирала цветы, ягоды и продавала в Москве.

— Кто является еще одним героем?

Эраст – богатый дворянин, умный и с добрым от природы сердцем, но в то же время слабый и ветреный. Вел рассеянную жизнь, думал только о себе. Скучал и жаловался на судьбу. Он читал романы и был мечтательным. Когда Эраст встретил Лизу, он решил оставить «свет»).

— Какой можно сделать вывод, сравнив двух героев? (Можно сказать, что эти герои – очень разные, разные и по социальному статусу, и по характеру, удивительно, что они вообще связали свои судьбы).

-Как развивались их отношения? (Лизе было всего 17 лет, когда она встретилась с Эрастом: он купил у нее цветы. На другой день он пришел к Лизе в дом и сказал матери Лизы, что будет сам покупать все, что продает Лиза. Мать была рада, так как это избавляло ее от волнения за Лизу, когда та уходила в город продавать. И уже скоро Лиза не могла дождаться новой встречи с Эрастом. Вскоре они признались друг другу в любви и стали встречаться каждый день. С каждым днем они любили друг друга все больше и больше.

Какой момент повести вы считаете кульминационным и почему?

(Однажды Эраст объявил Лизе, что едет в поход. Через 2 месяца Лиза неожиданно встретила его в Москве, куда приехала за лекарством для мамы. Она бросилась к нему. Он привел девушку в свой дом, в кабинет и сказал ей, что он должен жениться на другой, а она должна его забыть. Дал ей 100 рублей и велел слугам выпроводить.)

— Сейчас мы с вами посмотрим притчу. Вы же внимательно посмотрите и подумайте, о чем она.

— Да, совершенно верно, Лиза, героиня повести «Бедная Лиза», потрясенная обманом Эраста, бросилась в озеро и утонула.

— Над чем заставила вас задуматься просмотренное вами видео? Ответы учащихся.

— Ребята, как вы думаете, как относится к своим героям автор повести? (В начале произведения он любит своих героев, в особенности Лизу, к Эрасту же он относится с недоверием, т.к. он уже вкусил сладость жизни, а потом, в конце, Карамзин относится к нему отрицательно, а Лизу жалеет. Да впрочем и Эраста жалеет и осуждает.)

Как вы думаете, какова тема повести? (В произведении рассматриваются несколько тем: социально неравной любви, несчастливой любви, взаимоотношений природы с человеком, крестьянской среды, «маленького человека» и т.д.). Обсуждение тем.

Примерный ответ: Идея повести заключается в том, чтобы мы научились ценить, любить, уважать людей, которые любят нас. Ни в коем случае не обижать, не заставлять страдать, плакать, и уж тем более не заканчивать жизнь самоубийством.

7. Композиция и сюжет.

— Ребята, обратимся к композиции текста. Как построено произведение?

Ответ: Перед нами не совсем обычное произведение: это рассказ в рассказе.

-В каких произведениях мы встречали рассказ в рассказе? («После бала» Л.Толстого, «Старуха Изергиль» М.Горького)

Учитель: Повесть построена по принципу кольцевой композиции. Рассказчик начинает повествование и заканчивает его, но его «я» присутствует и во время рассказа о трагической любви Лизы и Эраста: нередко автор открыто обнаруживает свою симпатию или антипатию, иногда бросает лишь замечание, но большей частью он выражает себя через художественное изображение героев, событий, природы.

-Найдите в тексте открытое выражение автором своего отношения.

Сюжетная линия повести сводится к истории любви Лизы и Эраста. Карамзин всегда уделяет большое внимание внутреннему миру человека, его чувствам, переживаниям, полагая, что постижение их помогает становлению человеческой души.

8. Жанр произведения.

— Произведение Карамзина «Бедная Лиза» написана в жанре повесть.

А какие вы знаете признаки повести? (Небольшой объем, узкая сюжетная линия, небольшое количество героев, незначительный промежуток времени, термин «повесть» происходит от глагола «повествовать», отсюда и можно получить вывод о целевом назначении данного литературного жанра. Сюжетная линия в большинстве примеров сосредоточена вокруг основного персонажа, а о его личности, характере и жизненной позиции может судить читатель на фоне происходящих с ним событий, которые, подробно изложены автором. Проще говоря, образ главного героя раскрывается по его поступкам и действиям.)

— Обратим внимание на проблематику произведения. Ребята, скажите, какие проблемы поднимает автор в своей повести? Над чем должен задуматься читатель, прочитав это произведение? Я вам помогу. Я считаю, что проблемы, которые ставит автор в своем произведении, можно разделить на 2 категории: на социальную и моральную. А вы попробуйте сформулировать проблемы самостоятельно.

Примерный ответ учащихся: Социальная: сословное неравенство влюблённых приводит не к счастливой развязке, а к трагедии. Карамзин поднимает проблему ценности человека независимо от сословной принадлежности. Моральная: ответственность человека за тех, кто ему доверяет, «нечаянное зло», которое может привести к трагедии.

10. Составление синквейна по повести.

А теперь, ребята, составим к повести «Бедная Лиза» синквейны на тему любовь, Лиза, Эраст. Но прежде чем мы приступим, вспомним правила составления синквейна:

— Запишем синквейны в тетрадь.

Примерные варианты синквейнов:

Дарит минуты счастья, любишь, ждешь

Когда любишь, не думаешь ни о чем

Влюбляется, любит, верит

Очень любила своего Эраста

Полюбил Лизу, обеспечивал, дал надежду

Бросил любимую из-за денег

— Какой можно сделать вывод по синквейнам? Ответы учащихся.

11. Стадия рефлексии.

-Что полезного извлекли из урока?

-Понравилась ли тема?

-Над чем задумались?

Слово Учителя: Повесть Н.М. Карамзина «Бедная Лиза» написана в конце XVIII века. Прошло уже 200 лет, а она до сих пор сохранила свою притягательность для юного современного читателя.

— Интересна ли для вас повесть и почему?

(Повесть интересна и актуальна: в нем идет речь о любви, то есть о вечном, о том, что всегда волнует людей, особенно юных. В нем открывается чувство любви как чувство подвижное, изменчивое, способное обновить душу, обогатить ее (и через счастье, и через страдание).

-Как вы думаете, важен ли в любви рассудок? Что долговечнее: безрассудная любовь или разумная?

— Н.М. Карамзин на примере жизни Эраста убедительно показывает, какую большую роль играют чувства любви в формировании человеческой личности.

Поэтому я желаю вам в жизни и особенно в делах сердечных быть очень рассудительными и аккуратными.

Миг любви, когда человек весь отдается чувству, прекрасен, но долгую жизнь и прочность чувству дает разум.

13. Домашнее задание.

Написать сочинение на тему «Почему не могли быть вместе Лиза и Эраст?»

Источник

Анализ повести «Бедная Лиза» (Н.М. Карамзин)

Творчество Н. М. Карамзина связано в первую очередь с появлением в русской литературе такого направления, как сентиментализм. До этого в ней царствовал классицизм с его четкой конструкцией и дидактическими нравоучениями. Карамзин же открывает мир чувственный, наполненный различными эмоциями, личными переживаниями героев. Он признавался, что особую чуткость сердца – сентиментальность – он считал необходимым качеством писателя. Карамзин показал себя блистательным литератором, его работы до сих пор вызывают неподдельный интерес. Остановимся на одной из них – повести «Бедная Лиза», которая в настоящее время включена в обязательную школьную программу.

История создания

Считается, что Карамзин решился на подобный литературный эксперимент, вдохновившись повестями европейской литературы, с которыми ознакомился во время своего путешествия по странам Европы. Но писатель понимал: чтобы вызвать интерес и сострадание российского читателя, необходимо найти что-то, что вызовет отклик в его душе. Поэтому, кроме описания чувств главных героев, Карамзин детально описывает природу. В качестве основного бэкграунда он использует окрестности около Симонова монастыря. Дубовые боры, светлые реки, пруд – автор старается запечатлеть то, что приносит ему наслаждение вдали от городской суеты, и наполняет пейзажи особенным смыслом.

Благодаря такому подходу повесть кажется очень достоверной. Исследователь В. Н. Топоров отметил:

«Впервые в русской литературе художественная проза создала такой образ подлинной жизни, который воспринимался как более сильный, острый и убедительный, чем сама жизнь».

Повесть «Бедная Лиза» была опубликована в 1792 году в издании «Московский журнал», где Карамзин работал в качестве редактора.

Карамзин был не только поэтом и прозаиком, но и прекрасным переводчиком. Благодаря ему российские читатели познакомились с произведениями У. Шекспира, Г. Лессинга и других выдающихся европейских деятелей литературы. Одним из самых интересных творений Карамзин считаются «Письма русского путешественника», написанные под впечатлением от поездки по Европе и опубликованные в 1791-1792 гг. Именно здесь автор начинает внедрять черты сентиментализма, благодаря чему он стал известным литератором. Талант писателя раскрывался с каждой его работой. Знаковым событием в русской прозе стала публикация повести «Бедная Лиза», за ней в свет вышло другое произведение – «Наталья, боярская дочь».

Итогом творческого пути Карамзина становится энциклопедический труд «История государства Российского», в котором описаны события нашей страны от древности до начала Смутного времени. Многое из того, что написано в этих двенадцати томах, было найдено в архивах самим писателем и впервые опубликовано благодаря ему.

Жанр и направление

«Бедная Лиза» принадлежит к жанру повести – прозаическому произведению, в основе которого лежит цепь связанных логически и хронологически эпизодов. Некоторые называют «Бедную Лизу» рассказом, что неверно, так как обычно в рассказе реализуется одна сюжетная линия и он не такой большой по объему, как данная книга.

Карамзин пишет свою повесть, отходя от канонов классицизма и используя приемы сентиментализма. Сентиментализм – это такое течение в литературе XVIII века, когда в центр внимания ставится не разум, а чувствительность. Герой сентиментализма более проработан и индивидуален, поэтому он находит отклик в душе читателя. Поэт П. А. Вяземский называл это течение «изящным изображением основного и повседневного».

Основные черты сентиментализма в повести «Бедная Лиза»:

Однако близость с природой имеют не все действующие лица произведения, а только Лиза и сам рассказчик. Автор наделяет их такой способностью, акцентируя внимание на том, что именно они способны на настоящие чувства.

Смысл названия

Название «Бедная Лиза» можно трактовать несколькими способами. В первую очередь, Карамзин, добавляя в заголовок оценочное слово, дает нам понять свое отношение к героине. Ему жаль девушку, и он надеется, что читатель также будет ей сочувствовать.

Но не стоит забывать, что «бедная» также может обозначать «нищая», а материальное положение Лизы стало причиной, по которой Эраст не захотел связывать с ней свою дальнейшую жизнь.

Сюжет, кажущийся в настоящее время достаточно примитивным, в конце XVIII века произвел в русской общественности фурор. В повести изображена трагическая судьба бедной Лизы.

Крестьянская девушка Лиза вынуждена трудиться в поте лица, чтобы обеспечить себя и мать после смерти отца, бывшего «зажиточным поселянином». Она собирает ландыши в лесах и продает их в Москве. Там ее замечает молодой красивый дворянин Эраст, который влюбляется в нее, и эти чувства, кажется, навсегда.

Они много времени проводят вместе, но в какой-то момент Лиза перестает интересовать героя. Сначала Эраст видел в ней ангела, который так поразительно отличался от напыщенных барышень его круга; но после того, как девушка отдается молодому человеку, она теряет для него свою привлекательность. Эраст начинает отказывать ей во встречах, а затем и вовсе говорит, что ему нужно уехать вместе с полком, идущим в поход. Лиза просит его остаться, но он отвечает, что отказ от службы означает для него бесславие и позор. Девушка понимающе соглашается, и ей приходится смириться с неизбежной разлукой. Она очень сильно тоскует, но старается держаться, чтобы не тревожить мать лишний раз.

Однажды Лиза отправилась в Москву за лекарством и там увидела своего возлюбленного. Она была счастлива его встретить, однако тот сказал, что он теперь помолвлен и они не могут быть вместе. Оказывается, вместо доблестной службы в армии Эраст там увлекся игрой в карты и потерял все состояние. Он не в силах расплатиться с долгами, поэтому решает жениться на пожилой богатой вдове, которая была в него давно влюблена. Лиза не может пережить его измену. После того, как он ее выставил с порога, девушка просит приятельницу передать матери извинения и деньги, а сама кидается в пруд. Ее не успевают спасти. Эраст до конца жизни был несчастен и винил себя в смерти возлюбленной. Многомудрый Литрекон сочувствует этой потере, а Вам предлагает краткое содержание повести для читательского дневника и отзыв (вот они).

Конфликт

Основной конфликт повести «Бедная Лиза» можно назвать психологическим. Он заключается в отношении героев к любви и к деньгам. Лиза, умеющая искренне и сильно любить, сильно привязывается к Эрасту. Она живет своим чувством, отдаваясь ему всецело. Лизу не интересует материальное положение возлюбленного, она не берет его деньги, когда он пытается заплатить за ландыши сумму, в несколько раз превышающую озвученную стоимость. В то же время Эраст наслаждается временной связью с девушкой, которая поначалу казалась ему интересной. Но затем она ему наскучила, и он уезжает. Проиграв все деньги, Эраст идет на сделку с совестью – он сватается к богатой вдове ради ее состояния, которое ему нужно для выплаты долгов.

Лиза с самого начала понимала, что у нее не будет счастливой жизни с Эрастом. Она несколько раз говорила, что он никогда не будет ее мужем, ведь он дворянин. Но это не мешало героине погружаться в эти отношения все глубже и глубже. Эраст же, казалось, был готов на все ради Лизы. Но его чувства не прошли проверку временем. Молодой человек поступает подло, ведь он даже не сообщил возлюбленной, что вернулся.

Получается, конфликт произведения строится на таком приеме, как антитеза (противопоставление). Персонажей повести нельзя разделить на строго положительных и строго отрицательных, как это принято в классицизме. В сентиментализме столкновение взглядов реализуется с помощью несоответствия чувств и принципов одного героя с чувствами и принципами другого героя. Также заметен социальный конфликт: Карамзин, повинуясь демократическим веяниям Европы, становится на сторону естественных и чувствительных крестьян, не избалованных роскошью, и порицает дворян, испорченных средой. В других известных примерах сентиментальных произведений (Шиллер, Лессинг) правда тоже оказывается на стороне простого человека, а знатный господин проявляет подлость, но зачастую раскаивается в ней.

Главные герои и их характеристика

Образы героев в повести «Бедная Лиза» способствуют наиболее полному раскрытию социального и любовного конфликта:

Темы и проблемы

В повести «Бедная Лиза» перед нами предстает богатая тематика:

Проблематика в повести «Бедная Лиза» :

Главная мысль

Новаторской в русской литературе была идея, суть который заключалась в том, что низшие сословия так же, как и высшие, могут чувствовать. Крестьяне могут проявлять эмоции, как и дворяне, а то и глубже. Фраза «И крестьянки любить умеют» стала ключевой для аудитории, которая с восторгом читала повесть. Карамзин призывает быть более гуманными по отношению друг к другу независимо от сословной принадлежности. Эгоизм Эраста погубил и Лизу, и ее мать, и его самого.

Смысл повести — призыв к гуманизму, ведь люди равны, никто из них не виноват, что родился без серебряной ложки во рту. А между тем именно серебряная ложка становится мерилом ценности личности. Если бы Лиза была благородной и богатой, их с Эрастом ждала бы счастливая жизнь в браке, но то, как общество зациклено на титулах и деньгах, превращает любовь в трагедию. Современники Карамзина так восторженно приняли повесть о чувствах, потому что в их жизни чувств не было, так как все браки были продиктованы финансовой необходимостью или старческой похотью, но никак не любовью.

Карамзин делает первые шаги в преобразовании литературного русского языка. Он убирает из речи героев старославянизмы и церковную лексику, делает разговоры героев более простыми и понятными. Однако писатель упускает один момент: речь провинциальной крестьянки и дворянина из крупного города одинакова. То есть в литературе пока еще не было сильных различий между крестьянским говором и аристократическими разговорами, хотя в жизни они ощущались.

В повести «Бедная Лиза» Карамзин использует следующие средства выразительности:

Автор использует эти приемы, чтобы дополнительно подчеркнуть сентиментальную натуру главной героини, а также раскрыть чувства и образы персонажей, создать некую атмосферу.

Критика

Не только аудитория с большой благосклонностью отнеслась к повести «Бедная Лиза». Большинство критиков говорили о новаторстве Карамзина и подчеркивали особенность «Бедной Лизы». Они отмечали не только новую для российского читателя чувствительность, сентиментальность, но и печальный конец, который выбрала для себя героиня, — самоубийство. Литератор В. В. Сиповский писал, что русская публика впервые встретилась с «горькой правдой жизни», а не со счастливым концом, как это было раньше.

Критик В. Н. Топоров называл работу Карамзина «корнем», из которого выросло «древо русской классической прозы». Он считал, что многие произведения А. С. Пушкина («Пиковая дама», «Барышня-крестьянка», «Капитанская дочка») написаны именно благодаря «усвоению уроков карамзинской повести».

Однако советский литературовед Г. А. Гуковский же писал, что если в подобных европейских сюжетах превалировала антифеодальная мысль, где показаны последствия сословного неравенства, то Карамзин же будто говорил, что и в крепостничестве можно быть счастливым.

«Человечность демократического сентиментализма, требовавшая свободы для всякого человека, превратилась у него в формулу “и крестьянки любить умеют”», — писал исследователь.

Это справедливое замечание, так как Карамзин действительно не хотел отмены крепостного права. Он считал, что нужно регулировать самоуправство помещиков и следить за их действиями по отношению к крестьянам.

Однако личные взгляды автора никак не умаляют его заслуг. Карамзин призывал аристократию быть более гуманной и отзывчивой. Его вклад в русскую культуру сложно переоценить. Труды писателя до сих пор вызывают интерес со стороны исследователей и широкой публики, потому что он действительно показывал жизнь в ее многообразии.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *