Выставка не кажется ли тебе что пришло время любви
Выставка не кажется ли тебе что пришло время любви
Московский музей современного искусства
Государственный центр современного искусства
Еврейский музей и Центр толерантности
УДЕЛ ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ
СЕССИЯ II: ЧЕЛОВЕК И «ДРУГИЕ»
любовь, дружба, подозрение, отвращение
Дата проведения: 02.11.2016 — 08.01.2017 Адрес: ММОМА, Ермолаевский переулок 17 |
Художественный руководитель проекта: Виктор Мизиано
Сокуратор сессии: Елена Яичникова
Консультанты проекта: Мадина Тлостанова и Александр Бикбов
Сокуратор первой сессии: Дарья Пыркина
Московский музей современного искусства представляет вторую сессию масштабного междисциплинарного и межинституционального проекта «Удел человеческий». Сессия «ЧЕЛОВЕК И „ДРУГИЕ“. Любовь, дружба, подозрение, отвращение» будет рассматривать человека в системе эмоционально-чувственных связей, его взаимодействие с социальным миром.
Сессия включит в себя исследовательский, экспозиционный и дискуссионный форматы. Отправной точкой для нее станет выставка «Не кажется ли тебе, что пришло время любви?», название которой, следуя общему для всего проекта принципу референтности, отсылает к произведению американской художницы Шарон Хайес «Everything Else Has Failed! Don’t You Think It’s Time For Love?». В экспозицию войдут видео-работы, инсталляции, фотографии и книги от 23 художников со всего мира, в том числе работы Йоко Оно, Бориса Михайлова, Йонаса Мекаса, Софи Каль и Энди Уорхола. Часть произведений будут сделаны авторами специально к проекту. Выставка в пространстве ММОМА в Ермолаевском переулке будет разделена на четыре смысловые части и покажет сложную внутреннюю диалектику, пожалуй, важнейшего из человеческих аффектов — любви.
Первая часть выставки — «Любовь холоднее смерти» — обобщает комплексную, неоднозначную природу любовного переживания, опровергая понимание любви как некоего экстатического и самодостаточного опыта. Любовь не создает из любящих некой целостности, а, напротив, возможна как раз в силу их внутренней раздвоенности: в каждом из них всегда уже есть другой. При этом, отдаваясь любовному чувству, человек не столько обретает другого, сколько возвращает себя себе. «Любящие, — писал Рильке, — трепетно оберегают одиночество друг друга». То, что мы обретаем в любви никогда не дается нам полностью, напротив, оно постоянно и подчас мучительно от нас ускользает. Избыток здесь оборачивает нехваткой. Это и только это предполагает возможность «вечной любви», «любви до гроба».
Как заметил Франсуа де Ларошфуко, любви бы не было, если бы о ней не писали книги. Во второй части выставки, названной «Фрагменты речи влюбленного», будет раскрыта составляющая культурной традиции любовного переживания: любовь — это всегда репрезентация; это всегда игра и сцена, любовь — это всегда приобщение к некой традиции любовного переживания и хотя бы от части любовь к самой любви.
Третья часть выставки «Церемониал любви» проследит, как любовь тяготеет к ритуалу, который можно считать антропологической основой любых социальных связей. Жан Жене обращал внимание на то, что любовь задается встречей. И встретившись раз, любящие испытывают потребность встречаться вновь и вновь, чаще и чаще.
Название четвертой части выставки «Личное есть политическое» отсылает к известному слогану американских политических активистов 1970-х («Personal is political»). Признаваясь в любви, мы более чем когда-либо стараемся избегать банальности. Как утверждает философия языка, меняя язык, мы меняем реальность; меняя наше повседневное поведение, мы меняем устройство социального мира. Так любовь становится метафорой и реальной силой общественного обновления. Будучи всегда событием, выпадающим из рутины, любовь, как утверждает Ален Бадью, — это всегда момент истины; она всегда утверждает возможность «нового способа быть».
Выставке будут сопутствовать видеопоказы, лекции и дискуссии. Основной блок программы запланирован на декабрь 2016 года.
Художники-участники выставки: Бисан Абу-Эйшех (Bisan Abu Eisheh), Рания Беллу (Rania Bellou), Феликс Гонзалес-Торрес (Felix Gonzalez-Torres), Йон Григореску (Ion Grigorescu), Нурия Гуэль (Nuria Guell), Акрам Заатари (Akram Zaatari), Софи Каль (Sophie Calle), Эли Кортиньяс (Eli Cortinas), Фуад Эль Кюри (Fouad Elkoury), Йонас Мекас (Jonas Mekas), Ли Мингвей (Lee Mingwei), Борис Михайлов (Boris Mikhailov), Трейси Моффатт (Tracey Moffatt), Николай Олейников (Nikolay Oleynikov), Йоко Оно (Yoko Ono), Кока Рамишвили (Koka Ramishvili), Мария Тереза Сартори (Mariateresa Sartori), Анита Сиефф (Anita Sieff), Энди Уорхол (Andy Warhol), Ханс Петер Фельдман (Hans Peter Feldman), Габриэлла Чианчимино (Gabriella Ciancimino), Катерина Шеда (Katerina Seda)
О проекте «Удел человеческий»
Задуманный тремя ведущими московскими институциями — Государственным центром современного искусства (ГЦСИ), Московским музеем современного искусства (MMOMA) и Еврейским музеем и центром толерантности — этот междисциплинарный проект предполагает разворачивающиеся во времени семь тематических сессий (включающих выставки, симпозиумы, лекции и мастер-классы).
Название проекта отсылает к одноименной книге Ханны Арендт, в которой она пытается дать ответ на один из ключевых вопросов минувшего века — как быть и остаться человеком перед лицом драмы Истории? Идея проекта, объединившего три музея, исходит из предположения, что человек и его место в мире XXI века сегодня вновь становится одной из центральных культурных проблем. Художники и мыслители начинают возвращаться к темам памяти и травмы, корней и бездомности, биографии и судьбы, надежды и любви, веры и верности. Современная реальность не может быть сведена к однозначным определениям и исчерпывающим интерпретациям, а потому именно человек и его опыт оказываются исходной и конечной точкой актуальной картины мира.
Проект «Удел Человеческий», сочетающий исследовательский, выставочный и дискуссионный форматы, затрагивает актуальные мировоззренческие проблемы, демонстрирует последний срез дискуссий в области гуманитарного знания, вовлекает в диалог ведущих мировых интеллектуалов. Его задача — не фиксация «конечных результатов», но демонстрация подвижности и многоаспектности современного знания и представления о мире. «Удел человеческий» призван стать объединяющей платформой для интеллектуального и художественного осмысления самых острых проблем современного мира и вызовов нашей драматической эпохи.
Завершится проект большой итоговой выставкой и публикацией сборника статей по материалам симпозиумов.
Выставка «Не кажется ли тебе, что пришло время любви?»
Проект удел человеческий. Сессия II: «Человек и другие.»
Выставка «Не кажется ли тебе, что пришло время любви?»
Подробнее о выставке «Не кажется ли тебе, что пришло время любви?»
Московский музей современного искусства представляет вторую сессию масштабного междисциплинарного и межинституционального проекта.
Сессия будет рассматривать человека в системе эмоционально-чувственных связей, его взаимодействие с социальным миром.
Сессия включит в себя исследовательский, экспозиционный и дискуссионный форматы.
Отправной точкой для нее станет выставка «Не кажется ли тебе, что пришло время любви?», название которой, следуя общему для всего проекта принципу референтности, отсылает к произведению американской художницы Шарон Хайес «Everything Else Has Failed! Don’t You Think It’s Time For Love?».
В экспозицию войдут видео-работы, инсталляции, фотографии и книги от 23 художников со всего мира, в том числе работы Йоко Оно, Бориса Михайлова, Йонаса Мекаса, Софи Каль и Энди Уорхола.
Первая часть выставки — «Любовь холоднее смерти» — обобщает комплексную, неоднозначную природу любовного переживания, опровергая понимание любви как некоего экстатического и самодостаточного опыта.
Во второй части выставки, названной «Фрагменты речи влюбленного», будет раскрыта составляющая культурной традиции любовного переживания: любовь — это всегда репрезентация; это всегда игра и сцена, любовь — это всегда приобщение к некой традиции любовного переживания и хотя бы от части любовь к самой любви.
Третья часть выставки «Церемониал любви» проследит, как любовь тяготеет к ритуалу, который можно считать антропологической основой любых социальных связей. Жан Жене обращал внимание на то, что любовь задается встречей. И встретившись раз, любящие испытывают потребность встречаться вновь и вновь, чаще и чаще.
Название четвертой части выставки «Личное есть политическое» отсылает к известному слогану американских политических активистов 1970-х («Personal is political»). Признаваясь в любви, мы более чем когда-либо стараемся избегать банальности.
Проект кафедры музеологии
Новости и события
Рецензия на выставку «Не кажется ли тебе, что пришло время любви?», 02.11.2016 — 08.01.2017, ММОМА, Ермолаевский переулок 17
«Не кажется ли тебе, что пришло время любви?» (Выставка в ММСИ)
Музеология, направление «Выставочная деятельность», 3 курс
Эта выставка – составная часть проекта «Удел человеческий», задуманного ГЦСИ (ныне реорганизованного) под руководством куратора В.Мизиано. Исследование относится к области современного искусства, философии и антропологии. Программа устроена так: организуется выставка и определяется круг проблем, и затем проводятся лекции, дискуссии, встречи с художниками из разных стран. Упоминая данную выставку и посвящая текст только ей, следует сказать полно Удел человеческий Сессия II: Человек и «Другие» /любовь, дружба, подозрение, отвращение / Выставка «Не кажется ли тебе, что пришло время любви?». Впереди ещё пять разделов, посвящённых человеку и его «уделу» в разных сферах в современное время.
Место проведения выставки – здание Музея современного искусства, который принято сокращённо называть ММОМА, в Ермолаевском переулке. Выставочная стратегия одного из музеев-организаторов проекта очень краткая, но ёмкая: музей стремится к широте и разнообразию представления современного искусства, правда, есть указание на разный масштаб событий, но не на их профили и не на многочисленные случаи сотрудничества, к которым относится и этот проект. Кураторы «Не кажется ли тебе, что пришло время любви?» уже делали выставки в этом музее.
Больше всего экспозиция интересна не визуальной составляющей, а своей тематикой. Представленный от 23 авторов материал (фотографии, письма, дневники, видео, но большинство связаны с кино) иллюстрирует названия разделов не только в данный момент. Некоторые художники обращались буквально к тем же явлениям, проводили социальные эксперименты и предоставляли произведения специально к выставке. Здесь любовь исследуется/объясняется, отталкиваясь от цитат философов, кинорежиссёров и писателей, которые содержатся в названиях тематических разделов выставки и проекта в целом, и, конечно же, от частных историй художников.
Выставка заняла залы с 5 по 2 этажи. Один этаж соответствует одному разделу. Приведу их названия и кратко – суть: Любовь холоднее смерти: о двойственности: обретение-потеря, полнота-недостаточность, Церемониал любви: о социальных связях вообще и ритуалах, которые их сопровождают, Фрагменты речи влюблённого: о репрезентации, о языке, «традиции переживания», видеоэкраны на этом этаже обрамлены занавесом. Личное есть политическое: о переплетении личных событий и всего, что происходит в мире, о возможности влиянии одного на другое. Самым ясным примером здесь, на мой взгляд, является работа Фуад Элкури и Ширин Абу Шакра «О войне и любви», 2006.
Этот объект – фотодневник с записями на французском языке ливанского художника. 33 фотографии в нём соответствуют 33 дням войны, путешествия, переживания расставания с девушкой. Все эти события совпали. Это не единственная работа типа фотодневника, их больше трёх, но она самая красивая на выставке, её интересно рассматривать, не вникая перед тем в эссе на этикетке и оригинальность идеи.
Выделяется работа Софи Каль «Анатолий», 1984. Она состоит из текста – рассказа о 7-дневном переезде во Владивосток французской художницы и писателя и директора колхоза, множества фотоснимков заглавного героя и ещё одного забавного портрета. Во-первых, она полностью подходит под раздел «Церемониал любви», в котором затрагивается тема встречи, во-вторых, мы понимаем это, не читая трактовку на этикетке с витиеватыми отсылками на политических философов, т.к. инсталляция уже включает текст, довольно осознанный, живописный и написанный «страстной исследовательницей любовного чувства».
Что касается этикетажа, то, как упомянуто выше, этикетка к каждой работе, действительно, содержит небольшое эссе с цитатами. Наверное, это хорошо, ведь они не обязательны, но читая выборочно, можно легче ориентироваться в зале, догадываться о соответствии остальных работ с основными текстами, которых, к (моему) счастью, всего четыре. Например, проект Катерины Шеда «Мне все равно», 2005–2007 занимает самую большую стену от пола до потолка однообразными рисунками, чем вызывает интерес к чтению истории… про бабушку художницы, её собаку и два жизненных эксперимента, которые стоят внимания.
На последнем, втором этаже, есть интерактивный зал. Четыре его стены – яркая роспись Габриеллы Чианчимино «Неистовая любовь». Множество фрагментов любой желающий мог раскрасить цветным мелом, или написать что-то, т.к. в зале есть ещё два объекта, связанных с «письмом». Кстати, художница оставила на своей стене жизнеутверждающий посыл, имея в виду людей: «Стойкие цветы любят сопротивляться, цветы свободы сопротивляются во имя любви»!
«Не кажется ли тебе, что пришло время любви?» на первый взгляд, очень минималистичная выставка, но оставляет в памяти яркие моменты. Она большая, но грамотная формулировка разделов, не включение связи и очерёдности между залами этажа, короткие крупные тексты, глубокие исследования, иллюстрируемые трогательными историями, располагают и не утомляют.
Проект кафедры музеологии
Новости и события
Рецензия на выставку «Не кажется ли тебе, что пришло время любви?», 02.11.2016 — 08.01.2017, ММОМА, Ермолаевский переулок 17
«Не кажется ли тебе, что пришло время любви?» (Выставка в ММСИ)
Музеология, направление «Выставочная деятельность», 3 курс
Эта выставка – составная часть проекта «Удел человеческий», задуманного ГЦСИ (ныне реорганизованного) под руководством куратора В.Мизиано. Исследование относится к области современного искусства, философии и антропологии. Программа устроена так: организуется выставка и определяется круг проблем, и затем проводятся лекции, дискуссии, встречи с художниками из разных стран. Упоминая данную выставку и посвящая текст только ей, следует сказать полно Удел человеческий Сессия II: Человек и «Другие» /любовь, дружба, подозрение, отвращение / Выставка «Не кажется ли тебе, что пришло время любви?». Впереди ещё пять разделов, посвящённых человеку и его «уделу» в разных сферах в современное время.
Место проведения выставки – здание Музея современного искусства, который принято сокращённо называть ММОМА, в Ермолаевском переулке. Выставочная стратегия одного из музеев-организаторов проекта очень краткая, но ёмкая: музей стремится к широте и разнообразию представления современного искусства, правда, есть указание на разный масштаб событий, но не на их профили и не на многочисленные случаи сотрудничества, к которым относится и этот проект. Кураторы «Не кажется ли тебе, что пришло время любви?» уже делали выставки в этом музее.
Больше всего экспозиция интересна не визуальной составляющей, а своей тематикой. Представленный от 23 авторов материал (фотографии, письма, дневники, видео, но большинство связаны с кино) иллюстрирует названия разделов не только в данный момент. Некоторые художники обращались буквально к тем же явлениям, проводили социальные эксперименты и предоставляли произведения специально к выставке. Здесь любовь исследуется/объясняется, отталкиваясь от цитат философов, кинорежиссёров и писателей, которые содержатся в названиях тематических разделов выставки и проекта в целом, и, конечно же, от частных историй художников.
Выставка заняла залы с 5 по 2 этажи. Один этаж соответствует одному разделу. Приведу их названия и кратко – суть: Любовь холоднее смерти: о двойственности: обретение-потеря, полнота-недостаточность, Церемониал любви: о социальных связях вообще и ритуалах, которые их сопровождают, Фрагменты речи влюблённого: о репрезентации, о языке, «традиции переживания», видеоэкраны на этом этаже обрамлены занавесом. Личное есть политическое: о переплетении личных событий и всего, что происходит в мире, о возможности влиянии одного на другое. Самым ясным примером здесь, на мой взгляд, является работа Фуад Элкури и Ширин Абу Шакра «О войне и любви», 2006.
Этот объект – фотодневник с записями на французском языке ливанского художника. 33 фотографии в нём соответствуют 33 дням войны, путешествия, переживания расставания с девушкой. Все эти события совпали. Это не единственная работа типа фотодневника, их больше трёх, но она самая красивая на выставке, её интересно рассматривать, не вникая перед тем в эссе на этикетке и оригинальность идеи.
Выделяется работа Софи Каль «Анатолий», 1984. Она состоит из текста – рассказа о 7-дневном переезде во Владивосток французской художницы и писателя и директора колхоза, множества фотоснимков заглавного героя и ещё одного забавного портрета. Во-первых, она полностью подходит под раздел «Церемониал любви», в котором затрагивается тема встречи, во-вторых, мы понимаем это, не читая трактовку на этикетке с витиеватыми отсылками на политических философов, т.к. инсталляция уже включает текст, довольно осознанный, живописный и написанный «страстной исследовательницей любовного чувства».
Что касается этикетажа, то, как упомянуто выше, этикетка к каждой работе, действительно, содержит небольшое эссе с цитатами. Наверное, это хорошо, ведь они не обязательны, но читая выборочно, можно легче ориентироваться в зале, догадываться о соответствии остальных работ с основными текстами, которых, к (моему) счастью, всего четыре. Например, проект Катерины Шеда «Мне все равно», 2005–2007 занимает самую большую стену от пола до потолка однообразными рисунками, чем вызывает интерес к чтению истории… про бабушку художницы, её собаку и два жизненных эксперимента, которые стоят внимания.
На последнем, втором этаже, есть интерактивный зал. Четыре его стены – яркая роспись Габриеллы Чианчимино «Неистовая любовь». Множество фрагментов любой желающий мог раскрасить цветным мелом, или написать что-то, т.к. в зале есть ещё два объекта, связанных с «письмом». Кстати, художница оставила на своей стене жизнеутверждающий посыл, имея в виду людей: «Стойкие цветы любят сопротивляться, цветы свободы сопротивляются во имя любви»!
«Не кажется ли тебе, что пришло время любви?» на первый взгляд, очень минималистичная выставка, но оставляет в памяти яркие моменты. Она большая, но грамотная формулировка разделов, не включение связи и очерёдности между залами этажа, короткие крупные тексты, глубокие исследования, иллюстрируемые трогательными историями, располагают и не утомляют.
В ММОМА открылась выставка «Не кажется ли тебе, что пришло время любви?»
Среди кураторов Виктор Мизиано, конечно, не первый, кто предложил использовать антропологический подход для создания выставки. Но, например, легендарная выставка 1989 года Жан-Юбера Мартена «Маги Земли», 25-летие которой отмечает сейчас Центр Жоржа Помпиду, была сделана на волне постколониальных исследований, утверждая на карте новые территории искусства Африки, Индии, Китая, Восточной Европы как равноправные с «европоцентричной» версией истории модернистского искусства. Проект «Удел человеческий», задуманный четверть века спустя, когда впору заниматься не только постколониальными (по-прежнему актуальными, кстати), но и «пост-европейскими» штудиями, возвращается к классическим работам о человеке и человечности, к «ситуации человека», говоря словами философа Ханны Арендт.
Как бы то ни было, сам проект, в котором время становится таким же существенным фактором, как пространство экспозиции, продолжает жить. На этот раз новая часть проекта, посвященная «любви, дружбе, подозрению, отвращению», словом, отношениям человека с другими, заняла четыре этажа здания Московского музея современного искусства в Ермолаевском переулке.
Именно текст, язык, речь художественного произведения и оказываются в центре внимания каждого раздела выставки. При этом произведения, выбранные куратором, соединяют работы культовые, знаменитые и новые. Так рядом встречаются фильмы Йоко Оно, Джона Леннона и Йонаса Мекаса, гуру неофициального документального кино и одного из лидеров Fluxus’а, работа Энди Уорхола и проекты молодых художниц Рании Беллу (из Греции), Катерины Шеду (из Чехии), Hурии Гуэль (из Испании).
Этот язык любви может быть очень разным. Например, может быть фрагментами докфильмов, когда-то выброшенных при монтаже. Их потом рассматривает 90-летний Йонас Мекас. Из этих-то «лишних» обрезков и монтируется фильм, перебиваемый титрами, тоже, разумеется, необязательными. Про то, как он 5-летним мальчишкой сидел с отцом и пел, болтая ногами. Но чем дольше смотришь эту «ленту жизни» на выброс, тем сильнее сжимается сердце. То ли потому, что «лишнее» оказывается самым главным, то ли потому, что минувшее, как у поэта, «свой длинный развивает свиток».
Эта речь может быть медитативной, как съемка, где Йоко Оно и Джон Леннон, юные, счастливые и похожие друг на друга, превращаются на экране в одного человека. И лепет любви может слышаться в неуклюжих рисунках хозяйственных товаров… Нет, не детских каракулей, а старческих… Катерина Шеду пыталась пробудить интерес к жизни у своей бабушки, которая на все заявляла, что ей «все равно». Но в итоге согласилась с внучкой-художницей рисовать хозтовары, которые были в магазине, где она работала в 1950-1980-е годы. Так уроки рисования, без претензий на совершенство, тоже оказались уроками любви.