Высшее техническое образование что это
StudyInFocus
Высшее образование в Германии
News Articles
Возможно вы ищите.
Blog Posts
Будущее за технологиями. Как получить профессию, которая не подведет
Достаточно оглядеться вокруг, чтобы понять, как много техники окружает нас в повседневной жизни. В быту, на работе и учебе, в больнице и на отдыхе мы постоянно используем большое количество электрических, механических и электронных приборов. Более того, все окружающие нас предметы и материалы, помимо объектов дикой природы, созданы с применением техники.
Весь мир современного человека создан усилиями представителей технических профессий.
Какие специальности относятся к техническим
Профессии, связанные с техникой, информационными технологиями и техническими науками, называются техническими.
Получить техническую профессию можно как в колледже, так и в вузе.
Лучшие технические специальности, для которых не нужно высшее образование
Сейчас на рынке труда ощущается нехватка представителей рабочих профессий с техническим образованием, поэтому специалист после колледжа может зарабатывать больше, чем офисный работник. Постоянно востребованы:
Такие специальности, как промышленный дизайнер или системный администратор, тоже могут быть освоены на базе среднего профессионального образования, но специалисты с высшим образованием в этой сфере имеют больше перспектив.
Представители технических специальностей без высшего образования на первом этапе карьеры зарабатывают, как правило, больше, чем «технари» с высшим образованием, но у специалистов, окончивших вуз, есть возможность со временем вырасти в карьере и в зарплате. Тем, кто не хочет быстро достигнуть своего «потолка», желательно задуматься о высшем образовании.
Востребованные технические специальности, для которых нужно высшее образование
Научно-технический прогресс на месте не стоит. Многие отрасли промышленного производства все активнее внедряют роботизацию. В странах Европы и США уже есть заводы, на которых почти все виды работ выполняют роботы. На таких заводах может трудиться 5-10 человек, которые следят за оборудованием. Из-за роботизации теряют работу специалисты, которых можно заменить роботами, но специалисты, которые создают роботов и управляют ими, становятся все более востребованными.
По данным аналитиков портала РаботаМайл.ру, более 80% выпускников вузов с гуманитарными специальностями не могут устроиться на работу. В стране избыток психологов, юристов, дизайнеров, но остро не хватает инженеров.
Наиболее высокооплачиваемыми техническими специальностями на данный момент являются:
Технические профессии требуют особых способностей и личностных качеств. Один из признаков, что техническое направление вам подходит – успехи в физике и математике. Более точно определить подходящую вам специальность поможет карьерное ориентирование.
Самые популярные технические профессии для девушек
Мнение, что женщинам подходят только гуманитарные специальности, очень примитивно. Женщины справляются с техникой не хуже мужчин, но определенная специфика существует: например, женщинам нежелательно заниматься тяжелым физическим трудом или работать на вредных производствах.
Вам также может быть интересно:
Женщины хорошо проявляют себя в информационных технологиях, веб-проектах, звукорежиссуре, логистике и маркетинге на промышленных предприятиях, проектной и конструкторской деятельности.
Высоко оплачивается работа, связанная с информационными технологиями и программированием.
Самые высокооплачиваемые мужские технические профессии
Техника традиционно считается вотчиной мужчин. Чтобы хорошо зарабатывать, важно получить качественное образование и выбрать ту область, в которой специалисты этого профиля получают высокие вознаграждения.
Самые высокие доходы в ближайшие годы в России прогнозируются в авиа-, ракето- и кораблестроении и в добывающей промышленности (нефтяной и газовой).
В Европе хорошо зарабатывают специалисты в области информационных технологий.
Выбираем вуз. Почему за границей учиться перспективнее
Специалисты технического профиля в дефиците, поэтому найти работу им проще. Но при устройстве на работу с высокой зарплатой большое значение имеет полученное образование. Диплом престижного вуза сразу ставит вас выше конкурентов.
В России самое престижное образование можно получить в столичных вузах. Поступить туда непросто: проходной балл очень высокий, кроме того, вузы Москвы и Санкт-Петербурга часто устанавливают еще и внутренние вступительные экзамены. Конечно, можно учиться на платной основе, но учеба в лучших вузах страны по карману далеко не каждому.
Не все иногородние студенты имеют средства для жизни в столицах, поэтому выпускники из семей с небольшим достатком вынуждены поступать в вузы попроще.
Но талант и способности человека не измеряются возможностями его кошелька. Хорошо, что у таких ребят есть возможность получить качественное образование за границей! Например, в Германии можно учиться бесплатно.
Преимущества учебы на технические специальности в Германии:
Преимущества и риски технических профессий
Основное преимущество технических специальностей – высокая и стабильная востребованность и связанные с ней высокие доходы.
Но, поскольку эти профессии зависят от развития современных технологий, знания и навыки в этой области быстро устаревают. Хотите быть востребованным специалистом? Придется учиться и развиваться постоянно.
Перспективы трудоустройства и возможности дальнейшего карьерного роста
На рынке труда ощущается дефицит специалистов технического профиля как с высшим, так и средним профессиональным образованием. Но получить высокооплачиваемую работу легче, если за плечами учеба в престижном учебном заведении.
Работник с высшим образованием имеет широкие карьерные перспективы: он может стать главным специалистом на предприятии и даже техническим директором. Специалисты со средним образованием ограничены в карьерном росте, но никогда не поздно поступить в вуз.
Учеба в немецких вузах не только позволяет получить качественное и ликвидное образование, но и во многих случаях доступнее и выгоднее в финансовом плане, чем обучение в российских столичных вузах. С дипломом немецкого вуза устроиться на работу как на родине, так и за рубежом, будет значительно проще. Основная сложность, которая отпугивает поступающих – необходимость довольно мудреной процедуры сбора и подачи пакета документов. Чтобы справиться с этой проблемой на «отлично», запишитесь на консультацию.
Техническое образование
Подготовка инженеров и техников для промышленности, строительства, транспорта, связи, сельского и лесного хозяйства. (Подготовка квалифицированных рабочих для народного хозяйства осуществляется в системе профессионально-технического образования (См. Профессионально-техническое образование).) Под термином «Т. о.» понимается также совокупность научно-теоретических и практических знаний и навыков, позволяющих получившим это образование решать производственно-технические, экономические и др. задачи по своей специальности. Наряду со специальным существуют вспомогательное и общее Т. о. Вспомогательное Т. о. имеет целью дать студентам вузов и учащимся средних специальных учебных заведений технические знания и навыки, необходимые для изучения и использования машин, механизмов, аппаратов, автоматизированных средств управления, применяемых во многих сферах науки, образования, культуры. К вспомогательному Т. о. относятся технические и технологические дисциплины, которые изучаются на геологических, химических, физических, биологических и др. факультетах университетов (См. Университеты), на агрономических и зооветеринарных факультетах с.-х. вузов, в медицинских, педагогических и др. институтах и средних специальных учебных заведениях. Значение вспомогательного Т. о. возрастает по мере оснащения техническими средствами различных областей науки и культуры (техника экспериментальных исследований, вычислительная техника, технические средства обучения, аппараты и приборы для диагностики и лечения и т. д.). Общее Т. о. даёт средняя общеобразовательная школа, закладывающая основы технических знаний, умений и навыков в процессе трудового, политехнического обучения (см. Политехническое образование).
Система специального Т. о. в СССР включает отрасли: геологическое, горное, энергетическое, металлургическое, машиностроительное, приборостроительное, радиоэлектронное, лесоинженерное, химико-технологическое, технологическое (в области производства продовольственных продуктов и товаров широкого потребления, а также бытового обслуживания), строительное, геодезическое, гидрометеорологическое, транспортное и связи (о содержании и развитии отраслей Т. о. см. специальные статьи, например Горное образование, Транспортное образование и др.).
Специалисты с высшим Т. о. готовятся в политехнических и индустриальных институтах, отраслевых втузах (в том числе заводах-втузах (См. Завод-втуз)), на технических факультетах некоторых университетов, а также в высших технических военно-учебных заведениях (см. Высшие учебные заведения и статьи об отдельных группах втузов, например Авиационные институты, Энергетические институты). Число втузов в СССР составляет около всех высших учебных заведений (266 в 1975), в союзных и автономных республиках, во многих промышленных центрах созданы политехнические и отраслевые втузы. Подготовка специалистов во втузах рассчитана на 5—6 лет. Учебный план каждой специальности Т. о. состоит из общенаучных, общеинженерных и специальных дисциплин. В цикл общенаучных дисциплин входят социально-экономические науки (история КПСС, политэкономия, марксистско-ленинская философия, научный коммунизм), высшая математика, теоретическая механика, физика, химия, иностранный язык и другие — в зависимости от специальности; к общеинженерным относятся: начертательная геометрия и графика, вычислительная техника в инженерных и экономических расчётах, детали машин, теория механизмов и машин, технология конструкционных материалов, материаловедение, сопротивление материалов, электротехника, гидравлика и гидравлические машины, теплотехника с термодинамикой и другие — в зависимости от требований специальной подготовки. Общенаучные и общеинженерные дисциплины обеспечивают подготовку специалистов широкого профиля. В цикле специальных дисциплин особо важное значение имеют общеспециальные дисциплины, закладывающие научный основы специальной подготовки (например, теория различных технологических процессов; теория, расчёт и конструирование тех или иных машин, приборов; автоматика и т. п.). Большое внимание уделяется экономической подготовке будущих инженеров: на всех специальностях изучаются конкретная экономика и организация, планирование и управление производством. В учебных планах всех специальностей есть курс охраны труда, включающий основы техники безопасности и противопожарной техники. В соответствии с требованиями научно-технического прогресса в учебные планы втузов введены курсы промышленной электроники, автоматики, автоматизации производственных процессов, применения атомной энергии в народном хозяйстве и др. Значительно увеличено количество часов на изучение математики; в программу общего курса включены теория вероятностей, математическая статистика, элементы линейного программирования и оптимального управления процессами. Чаще всего первые два (иногда три) года изучаются общие для всех специальностей дисциплины. Специальная подготовка в большинстве случаев начинается с 3—4-го курса. В процессе обучения студенты самостоятельно выполняют ряд расчётно-графических работ и курсовых проектов (См. Курсовой проект) (например, в машиностроительных институтах—по теории машин и механизмов; по деталям машин, подъёмным машинам и механизмам). На старших курсах выполняются 3—5 курсовых проектов по специальности (по инженерно-строительным и архитектурным специальностям — 6—9). Студенты проходят учебную практику в учебных мастерских, на учебных полигонах и т. п. и производственную практику (См. Производственная практика) на предприятиях. Получение высшего Т. о. завершается подготовкой и защитой дипломного проекта (См. Дипломный проект) (или дипломной работы (См. Дипломная работа) экспериментального характера). Выпускники получают квалификацию инженера соответствующей специальности, по научному уровню эквивалентную квалификации, которая присваивается, например, выпускникам высших технических учебных заведений США, Великобритании, Японии и др. стран, защитившим диссертационную работу на соискание 2-й профессиональной академической степени — Магистра.
Подготовка техников ведётся в средних специальных учебных заведениях (См. Средние специальные учебные заведения) по широкому перечню специальностей (но более узким, чем во втузах, профилям). Учебные планы средних технических учебных заведений (техникумов) рассчитаны на 3,5—4 года (для окончивших 8-летнюю школу) и 2,5—3 года (для окончивших среднюю школу). Техникумы на базе 8-летней школы дают не только специальные знания, но и общее образование. Особое значение придаётся производственному обучению (600—700 часов учебного времени), в процессе которого учащиеся получают квалификацию по рабочей профессии, а также производственной работе и производственной практике по специальности. Так же как и во втузах, в средних технических учебных заведениях принята система курсового проектирования и по окончании обучения — защита дипломного проекта (см. Среднее специальное образование).
Для получения Т. о. без отрыва от работы существуют заочные и вечерние втузы и техникумы, а также факультеты (отделения) при дневных высших и средние специальные учебные заведениях. Сроки обучения в вечерней и заочной системах Т. о. на 6—12 мес больше, чем на соответствующих специальностях дневных отделений. Многие втузы имеют общетехнические факультеты (1— 3-й курсы), которые дают студентам общетехническую и общенаучную подготовку, позволяющую в дальнейшем продолжать Т. о. по избранной специальности. Систематическое повышение научного уровня подготовки специалистов обеспечивается научно-исследовательской работой кафедр вузов, введением элементов исследований в лабораторные работы, курсовые и дипломные проекты. Для повышения уровня научных исследований во втузах организованы проблемные лаборатории и вычислительные центры, в некоторых — научно-исследовательские институты. Для подготовки инженеров, владеющих основами технических наук наряду с глубокими математическими, физическими, экономическими знаниями, в системе советской высшей школы созданы Московский инженерно-физический институт, Московский физико-технический институт, ряд инженерно-математических факультетов во втузах и т. д. Научные и научно-педагогические кадры по техническим наукам готовятся преимущественно в аспирантуре (См. Аспирантура) втузов и научно-исследовательских институтов.
В условиях научно-технической революции в связи с быстрым обновлением, расширением знаний в Т. о. включается также система повышения квалификации (См. Повышение квалификации) и переподготовки руководящих инженерно-технических работников и специалистов. В институтах повышения квалификации (См. Институты повышения квалификации), на курсах при предприятиях, организациях и учебных заведениях специалисты с высшим и средним образованием изучают новейшие достижения науки и техники, средства комплексной механизации и автоматизации производственных процессов, эффективные методы научной организации производства, труда и управления. В вузах созданы факультеты повышения квалификации специалистов с высшим образованием и в ряде институтов (например, в Уральском политехническом институте, Московском институте управления и др.) — факультеты по подготовке организаторов промышленности и строительства. В МГУ, московских авиационном, энергетическом, инженерно-физическом. институтах, МВТУ им. Н. Э. Баумана, Ленинградском технологическом институте, Новосибирском университете и др. созданы специальные факультеты переподготовки инженеров по новым, перспективным направлениям развития науки и техники.
Значительных успехов достигло Т. о. в др. социалистических странах, где число студентов и учащихся, получающих Т. о., непрерывно растет и составляет в некоторых странах (например, в ЧССР, ПНР, НРБ) до 40—50% общей численности студентов. Системы Т. о. отвечают требованиям народного хозяйства и национальным особенностям стран. В ряде стран (например, в ПНР, ВНР, СРР) ведётся подготовка инженеров двух типов: профессиональных (срок обучения 4 года) и магистров (4—5 лет). Профессиональные инженеры готовятся главным образом для практической деятельности, инженеры-магистры — для научно-исследовательских и проектных организаций. В НРБ Т. о. близко по структуре советскому Т. о. Крупнейшие центры Т. о. в социалистических странах: Варшавский и Познанский политехнические институты, Краковская горно-металлургическая академия (ПНР); Дрезденский и Магдебургский технические университеты, Фрейбергская горная академия (ГДР); Пражский политехнический институт, Высшая техническая школа в Кошице, Горно-металлургическая школа в Остраве (ЧССР); Будапештский (ВНР), Софийский (НРБ), Белградский (СФРЮ) политехнические институты и т. д.
В капиталистических странах высшее Т. о. осуществляется в университетах и специализированных высших технических учебных заведениях, среднее — в университетских колледжах и других средних технических учебных заведениях различного назначения. В ряде стран специалисту, получившему высшее Т. о., выдаётся диплом инженера, который не даёт права вести инженерную работу (быть автором проекта и т. п.); широкие права он получает после присуждения инженерной квалификации соответствующими инженерными обществами; она присуждается при наличии нескольких лет стажа практической работы и сдачи специальных экзаменов (см. Высшее образование и раздел Просвещение в статьях о странах).
Высшее Т. о. в США получают, как правило, в 2—3 этапа: первый (4 года) охватывает изучение общенаучных и специальных технических дисциплин и завершается присвоением окончившему инженерный факультет степени Бакалавра; второй (примерно 1 год) — направлен главным образом на повышение уровня теоретических знаний по избранной специализации, выработку навыков самостоятельной научно-исследовательской работы и завершается сдачей экзаменов или защитой диссертации на соискание степени магистра наук. Введена академическая степень инженера (например, в Массачусетсском технологическом институте (См. Массачусетсский технологический институт)), которую могут получить бакалавры после прохождения дополнительного курса обучения (до 2 лет). Получившие степень магистра нередко поступают на работу в научно-исследовательские и проектные организации. В крупных фирмах организуется третий этап Т. о. непосредственно на производстве для лиц, имеющих степень бакалавра или магистра. В течение этого этапа (до 1 года) слушатели изучают технологию, организацию и управление производством, а также специфику производства фирмы и конкретного предприятия, где предстоит им работать. Совершенствуется система специальных школ и институтов, предназначенная для повышения квалификации специалистов и осуществления т. н. продолженного образования технических кадров. Во многих технических колледжах и институтах Великобритании обучение строится по системе так называемого слоёного пирога (sandwich), рассчитанной на 4—5 лет и предусматривающей чередование (через 3—6 мес) теоретических занятий с практической работой в промышленности. Во Франции инженерно-технические кадры обычно готовятся в университетах и специальных институтах различного профиля (высшие школы горного дела, мостов и дорог, аэронавигации и др.). Курс обучения— 4—6 лет, состоит обычно из 3 циклов, причём в течение второго студент сдаёт экзамены на степень Лиценциата и может получить звание инженера, по окончании третьего — степень доктора 3-го цикла и при наличии звания инженера может стать соискателем степени доктора-инженера. В Японии Т. о. осуществляется на базе институтов и отраслевых технических институтов, как правило, в течение 4 лет. Окончившие курс получают степень бакалавра, после дополнительного (1—2 года) обучения — степень магистра наук.
Важнейшие центры Т. о.: в США — Массачусетсский технологический институт (Кембридж), Технологический институт Карнеги (Питсбург), Бруклинский, Вашингтонский технологические институты, технические факультеты и колледжи Гарвардского, Колумбийского, Калифорнийского, Иллинойсского, Станфордского и др. университетов; в Великобритании — технические факультеты и колледжи университетов Кембриджа, Бирмингема, Манчестера, Эдинбурга, Лидса, Шеффилда и др.; в ФРГ — Горная академия в Клаустале, высшие технические школы в Ахене, Гамбурге, Кельне и др.; во Франции — высшие технические школы и технологические институты в Париже, Марселе, Лионе, Страсбурге, институты металлургии в Париже и Сент-Этьенне и др.
В развивающихся странах Т. о. осуществляют в Индии — Бомбейский, Кхарагпурский, Канпурский и Мадрасский технологические институты, Бенгальский инженерный колледж, инженерные колледжи в Пуне и Варанаси; в Бирме — Рангунский технологический и Мандалайский технический институты; в Египте — Каирский и Александрийский университеты, Эт-Таббинский металлургический институт; в Алжире — Национальная политехническая школа, Аннабский горно-металлургический институт и др.
В соответствии с потребностями научно-технического прогресса во многих странах разрабатываются и осуществляются реформы Т. о., направленные главным образом на качественное совершенствование его.
Лит. см. при ст. Высшее образование и статьях об отраслях спец. образования.
А. И. Богомолов, А. А. Пархоменко.
Техническое образование
Полезное
Смотреть что такое «Техническое образование» в других словарях:
Техническое образование — I один из видов специального образования, для распространения которого существуют школы низшие, средние и высшие: первые два разряда дают необходимые познания для низших и средних служебных органов в разных отраслях промышленности (для рабочих и… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона
Техническое образование (дополнение к статье) — В области высшего Т. образования в 1900 1907 гг. состоялись следующие важнейшие узаконения. 12 июня 1900 г. утверждено положение о Томском технологическом институте; помимо обычных отделений химического и механического в его составе открыты еще… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона
Техническое образование журнал — педагогический журнал, издаваемый постоянной комиссией по техническому образованию при Императорском техническом обществе. Выходит в СПб. с 1892 г. ежемесячно, кроме 4 летних месяцев, под редакцией А. Г. Небольсина (в первые годы издания вторым… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона
Техническое образование, журнал — педагогический журнал, издаваемый постоянной комиссией по техническому образованию при Императорском техническом обществе. Выходит в СПб. с 1892 г. ежемесячно, кроме 4 летних месяцев, под редакцией А. Г. Небольсина (в первые годы издания вторым… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона
Профессионально-техническое образование — I Профессионально техническое образование форма профессионального образования, имеющая целью подготовку квалифицированные рабочих для отраслей народного хозяйства в профессонально технических учебных заведениях; совокупность… … Большая советская энциклопедия
Профессионально-техническое образование — I Профессионально техническое образование форма профессионального образования, имеющая целью подготовку квалифицированные рабочих для отраслей народного хозяйства в профессонально технических учебных заведениях; совокупность… … Большая советская энциклопедия
Профессионально-техническое образование — Профессиональное образование (также профессионально техническое образование) система подготовки квалифицированных рабочих кадров в профессионально технических училищах, а также путём обучения на производстве. Начальное и среднее профессиональное… … Википедия
ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ — система подготовки квалифицированных рабочих кадров для отраслей народного хозяйства в профессионально технических училищах и путем обучения на производстве. В Российской Федерации ведется на базе общеобразовательной, неполной и полной средней… … Большой Энциклопедический словарь
профессионально-техническое образование — система подготовки квалифицированных рабочих кадров для отраслей народного хозяйства в профессионально технических училищах и путём обучения на производстве. В Российской Федерации ведётся на базе общеобразовательной, неполной и полной средней… … Энциклопедический словарь
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ И ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ — образование, включающее в дополнение к общеобразовательным знаниям изучение технологий и связанных с ними наук и приобретение практических навыков, ноу хау, знаний, необходимых для трудовой деятельности по определенной специальности или группе… … Профессиональное образование. Словарь