Высшая ступень развития живого на земле отличающаяся тем что адаптируется

Высшая ступень развития живого на земле отличающаяся тем что адаптируется

ТЕМА 12. ФИЛОСОФСКАЯ АНТРОПОЛОГИЯ

Амбивалентность – двойственность, характеристика чувств, переживаний, содержащих одновременно два противоположных отношения к вызвавшему их объекту – любви и ненависти, симпатии и антипатии.

Антропогенез – (греч. anthropos – человек, genesis – генезис, происхождение, возникновение) – учение о происхождении и развитии человека. Отличается междисциплинарным составом знаний о человеке. Среди основных дисциплин, изучающих разные предметные особенности антропогенеза, можно назвать антропологию, археологию, биологию, теорию первобытной культуры, этнографию.

Антропология философская – раздел философского знания, одно из направлений современной философии, изучающие природу человека, человеческих свойств и отношений.

Антропоморфизм (греч. anthropos – человек, morphe – форма, вид) – мировоззренческое, культурологическое и философское понятие, выражающее способности людей уподоблять явления живой и неживой природы (планеты и созвездия, растительный и животный мир, мифологические персонажи) себе, своим свойствам и отношениям. Согласно принципу антропоморфизма, космос, любые явления природы наделяются биологическими и психическими качествами человека. Им приписываются человеческие свойства действовать, жить, умирать, переживать, общаться, рассуждать.

Антропосоциогенез – учение о происхождении и развитии человека и общества.

Антропоцентризм – один из философских и мировоззренческих принципов, в соответствии с которым понятие о человеке используется в качестве «системы отсчёта». Согласно антропоцентризму, человек помещается в центр мира, приобретая тем самым свой онтологический статус. Человек рассматривается не только в значении высшей цели эволюции мира, но и как творческий субъект, созидатель. Он играет ключевую роль в познании и изменении мира.

Артефакт – искусственно созданный человеком объект (явление, процесс).

Волюнтаризм – направление, признающее волю первоосновой бытия.

Воля – способность к реализации усилий, деятельности, направленной на достижение цели. Воля, в отличие от импульсивных побуждений, помогает осознанию человеком своей цели деятельности, осмысленному выбору путей и средств достижения цели и предвидению последствий своих действий.

Гедонизм – философско-этическое учение, согласно которому смысл человеческого существования состоит в удовольствии и наслаждении.

Деятельность – специфически человеческая форма активного отношения к окружающему миру, содержание которой составляет его целесообразное изменение и преобразование.

Душа – одно из основных понятий философской антропологии, часто соотносимое с понятием о человеческом теле. Душа традиционно рассматривалась в оппозиции телу. На протяжении всего развития истории философии термин «душа» приобретает различные значения: совокупность психических (сознательных и бессознательных) способностей человека; совокупность уникальных, неповторимых и уникальных черт личности.

Жизненный мир человека – одно из понятий философии, выражающее особенности повседневной жизни человека в её индивидуально-личностных свойствах.

Жизнь – одно из самых распространённых понятий не только в философии и науке, но и в повседневном общении людей. С философской точки зрения жизнь отождествляют с понятием бытия. Тем самым в философии ставится и обсуждается один из наиболее сложных вопросов – вопрос о смысле жизни. Среди важнейших сторон понятия о человеческой жизни обычно выделяют социальную, культурную, историческую, индивидуально-личностную стороны с весьма разнообразными признаками, которые характерны для каждой из них.

Игра – понятие для обозначения некоторого вида деятельности животных и человека, противопоставляемой деятельности утилитарно-практической и сопровождающейся удовольствием от самого процесса деятельности.

Индивидуальность – совокупность специфических свойств человека, позволяющая отличать его от других людей.

Интерес – избирательное, направленное отношение человека к объекту, стимулирующее его практическую и духовную деятельность, подкреплённое положительным эмоциональным настроем.

Коммуникация – социальное взаимодействие людей, представляющее собой процесс обмена информацией с целью поддержания межиндивидуальной связи.

Креативность – способность к творчеству, к созданию нового.

Личность – устойчивая система социально значимых черт, характеризующих индивида как члена того или иного общества или общности. Носителем личности является человек как индивид в биологическом смысле слова. Любого человека можно назвать индивидом. Если мы по отношению к индивиду используем слово «личность», то тем самым обращаем внимание на индивидуальные качества его жизни, индивидуальность его жизненного мира. Осознание человеком собственной личности и индивидуальности достигается только благодаря отношениям между людьми, благодаря конкретному обществу, конкретной социальной группе или социальному институту. Индивидуальность выражает значение внутреннего мира человека, его духовный потенциал, реализуемый в условиях конкретной культуры и определённой исторической эпохи. Личность и индивидуальность выражают неповторимость и уникальность человека в сочетании его социальных и культурно-исторических особенностей.

Мировоззрение – система взглядов на объективный мир и место в нём человека, на отношение человека к окружающей действительности и к самому себе, а также обусловленные этими взглядами основные жизненные позиции людей, их убеждения, идеалы, ценностные ориентации.

Мораль – важнейший способ регуляции поведения человека в обществе с помощью сложившихся в нём принципов, норм, правил и ценностей; «мир должного».

Общение – процесс взаимосвязи и взаимодействия людей, в котором происходит обмен деятельностью и её результатами, информацией и опытом.

Объект – предмет направленности человеческой деятельности, то, на что направлена деятельность.

Ответственность – это социальное отношение к общественным ценностям. Осознание ответственности – это отражение субъектом бытия социальной необходимости и понимания смысла совершаемых действий, это – необходимое средство управления поведением личности со стороны общества через индивидуальное сознание.

Отчуждение – категория, описывающая парадоксальность человеческого бытия, процессы и ситуации, в которых человек становится чужд своей собственной деятельности, её условиям, средствам, результату и самому себе.

Потребность – нужда в чём-либо, социально обусловленная, осознанная необходимость духовной и практической деятельности человека.

Свобода – способность и возможность человека действовать в соответствии со своими интересами и целями в условиях наличия выбора и познания объективной необходимости этих интересов и целей. Свобода напрямую связана с ответственностью личности за свои действия и поступки. Свобода без ответственности превращается в произвол.

Смысл жизни – результат определения главных жизненных целей индивида, которые связаны с наиболее полным удовлетворением материальных и духовных потребностей, заложенных природой в человеке. Каждый человек выбирает те потребности, которые соответствуют его индивидуальным наклонностям, и свою деятельность направляет на решение поставленных им перед собой задач, что и является для каждого человека смыслом его жизни.

Субъект – личность, социальные группы, общество, осуществляющие духовную и практическую деятельность в соответствии с необходимостью, потребностями, целью.

Судьба – идущее от мифологии и развитое в иррациональной философии представление о неразумной и непостижимой предопределённости событий и поступков человека.

Творчество – интеллектуально-эмоциональная деятельность человека, связанная с созданием качественно нового и реализующая себя во всех видах духовной и практической деятельности.

Тело – понятие, сложившееся в классической философии и науке. Биологическая характеристика тела воплощается в понятии организма. с которым связывают механизмы жизни вообще, особенности жизни отдельных видов и особей, а также, в частности, и естественный образ жизни человека. Понятие о теле широко использовалось в различных философских, теологических и культурологических концепциях. Особое значение это понятие приобретает в учении об антропогенезе, в исследованиях по истории и культуре человеческих обществ.

Труд – целенаправленная деятельность человека, в процессе которой он при помощи орудий труда воздействует на окружающую среду с целью удовлетворения своих потребностей.

Целеполагание – постановка цели, планирование в соответствии с нею деятельности, прогнозирование её результата, выбор соответствующих форм и видов деятельности, направленных на достижение цели.

Целесообразность – «сообразность с целью», организация и активность системы, оптимально соответствующая сохранению этой системы, её адаптации к внешней среде и сохранению того вида природных образований, к которым принадлежит эта система.

Ценность – социально и культурно значимые для человека явления и предметы окружающей действительности.

Человек – высшая ступень развития живых организмов на Земле, отличается от остальных живых существ тем, что адаптируется к среде путём её преобразования в соответствии со своими потребностями; субъект общественно-исторической деятельности и культуры. Философия рассматривает человека во взаимосвязи его природных, социальных, исторических, культурных и индивидуально-личностных качеств.

Язык – система знаков, служащая средством человеческого общения, мышления и выражения. С помощью языка осуществляется познание мира, в языке объективируется самосознание личности, он является специфически социальным средством хранения и передачи информации, а также управления человеческим поведением.

Источник

Высшая ступень развития живого на земле отличающаяся тем что адаптируется

Тема. ЧЕЛОВЕК КАК ОБЪЕКТ ФИЛОСОФСКОГО ОСМЫЛЕНИЯ

I. Интеллектуальная разминка

1. Философская дисциплина, в центре интересов которой стоит вопрос о человеке как особого рода сущем, осмысливаются природа, сущность, специфика его бытия.

2. Родоначальником философии человека считают ________.

3. Кому из древних философов принадлежит суждение о человеке как о «существе политическом»?

4. Статус человека как самоценной личности, соизмеримой в своих возможностях с божеством, был создан в эпоху _________.

5. Идея о том, что «человек – существо деятельное», создает особый мир – мир культуры и нравственности, где и реализуются его способности, впервые высказал _________.

6. Термин «антропология» в 1501 году вводит в оборот автор работы «Антропология человеческого достоинства, его природы и его особенности» __________.

7. Высшая ступень развития живого на Земле, отличающаяся тем, что адаптируется к среде путем ее преобразования в соответствии со своими потребностями, есть _______.

8. Способность человека ответственно действовать в соответствии со своими целями и интересами в условиях выбора и познания объективной необходимости.

9. Понимание человеком того, зачем и во имя чего он живет, совершает те или иные поступки, действия.

10. Специфически человеческая форма отношения к окружающему миру, активность людей, обусловленная их потребностями, интересами и целями.

11. Решающими факторами, позволившими нашему далекому предку выделиться из животного мира, стали ________.

12. Философское учение, акцентирующее внимание на антагонизме природного и социального начал в человеке, приоритете сексуальных импульсов, бессознательного в культуре ___________

14. Кому принадлежит высказывание: «Поприще философии в широком смысле можно подвести под следующие вопросы: 1. Что я могу знать?

2. Что я должен делать? 3.На что я могу надеяться? 4. Что такое человек?»

15. Какая эпоха в большей степени обратилась к человеку, поставив его в центре мироздания?

17. Главная витальная ценность человека это _________

18. Система исторически развивающихся надбиологических программ человеческой деятельности, поведения и общения, выступающих условием воспроизводства и изменения социальной жизни во всех ее основных проявлениях.

19. Процесс усвоения знаний и навыков, необходимых человеку, чтобы стать членом общества, правильно действовать и взаимодействовать со своим социокультурным окружением.

20. «Природа человека всецело социальна», – так утверждают представители ______ теории.

21. Радость и счастье человека заключены в жизни разумной, духовной, свободной от страхов и предрассудков. Такую точку зрения проповедовал древнегреческий философ ______.

22. Современное философское направление, оперирующее понятиями: «страх», «отчуждение», «забота», «заброшенность», «смерть» как фундаментальными в понимании человеческого бытия.

23. Неповторимый, самобытный способ бытия конкретной личности в качестве субъекта самостоятельной деятельности.

24. Система социальных действий, реализующих теоретическое видение человека как высшей ценности.

25. Позиция моральной ответственности за целое (семья, род, общество, человечество), которому принадлежит человек, выражающая то, что человек есть существо, открытое миру и потому «отвечающее за все».

II. Задачи, упражнения, комментарии

1. Каждая гуманитарная дисциплина оперирует понятием «человек», обращая внимание на человеческое поведение в той области, на которой сосредотачивает свое внимание. Р. Дарендорф описывает несколько таких моделей: «экономического человека», как «потребителя, тщательно взвешивающего полезные стороны и стоимость своей покупки», «психологического человека» как человека, который, «даже если всегда делает добро, в то же время всегда может хотеть сделать зло, мотивы поведения которого скрыты…», «социологического человека», который для автора – «носитель социально предопределенной роли…»

· Что в человеке интересует философскую антропологию? В чем специфика философско-антропологического знания?

· В ответ на какие специфические нужды общества оно появилось?

· Зачем оно необходимо современному человеку и науке?

· Поскольку исследование человека занимает центральное место не только в философии, но и в теологии, в чем состоит суть отличия подходов?

· Что же такое «смысл жизни»? Какие мнения есть по этому вопросу среди философов, теологов, ученых?

· Зачем человеку нужно прояснить его для себя? Почему С. Л. Франк называет его практическим вопросом, вопросом всей жизни?

· В чем Вы видите смысл своей жизни. Ответ аргументируйте.

Ф.М. Достоевский. В то же время он отмечал, что свобода может привести к эгоизму, неблаговидности и даже безобразию. Тогда она превращается в несвободу.

Современный немецкий философ, социолог и психолог Э. Фромм («Бегство от свободы») пишет, что процесс развития человеческой свободы носит диалектический характер. С одной стороны, это «процесс развития человека, овладения природой, возрастания роли разума, укрепления человеческой солидарности. Но, с другой, это – усиление индивидуализации, которая означает усиление изоляции, неуверенности… Вместе с этим растет и чувство бессилия, ничтожности отдельного человека». «Люди утрачивают первичные связи, давшие им осуществление уверенности. Такой разрыв превращает свободу в невыносимое бремя: она становится источником сомнений, влечет за собой жизнь, лишенную цели и смысла. И тогда возникает сильная тенденция избавиться от такой свободы, уйти в подчинение или найти иной способ связаться с людьми и миром, чтобы спастись от неуверенности даже ценой свободы».

· Что такое свобода человека? Какие есть точки зрения по этому вопросу?

· Когда и при каких условиях она превращается в свою противоположность. Подтвердите примерами.

· Что необходимо, чтобы осуществить подлинную свободу, избежать ее превращения в несвободу или «бегство от свободы».

4. С XVIII века на авансцену истории вышла принципиально новая реальность – техника, которая радикально стала изменять и изменяет условия человеческого существования.

· В чем это проявляется в современном мире?

· Становится ли человек благодаря техническим средствам более гуманным?

· Придем ли мы к своего рода мутации человеческого существа, или техника позволит выполнить древний гуманистический проект – построение совершенного, свободного, справедливого общества?

5. Прокомментируйте следующее высказывание Гете: «Свобода начинается с иронии».

III. Заполните таблицы

1. Проблема человека в истории философии

2. Типология личности

ЭпохаКонцепция
человека
АвторСуть концепции
(основные характеристики)

3. Люди, живущие
чувствами и
эмоциями

4. Люди, сделавшие
своим делом
милосердие

3. Проблема антропогенеза

Тип личностиСущностные
характеристики
Примеры

IV. Тематика творческих заданий

1. Потеря смысла жизни как личностный и жизненный кризис.

2. Экология человека.

3. Деятельность, ответственность, свобода.

4. Талант. Что это такое?

5. Человек и техника: перспективы развития.

V. Тесты

1. Впишите ключевое слово:

2. Человек как высшее существо отличается …

3. Суждение: «…сущность человека не есть абстракт, присущий отдельному человеку. В своей действительности она есть совокупность всех общественных отношений» характеризует следующий подход к пониманию человека….

4. Представителем антропологического материализма был…

5. По мнению Ф. Энгельса, основой антропогенеза выступает…

А) Способность к познанию;

Б) Наличие инстинкта самосохранения;

Г) Способность к общению.

6. Завершите определение:

«Процесс усвоения индивидом социального опыта, зафиксированных в нем знаний, навыков, умений, норм поведения, ценностей, называется…».

7. К представителям школы современной философской антропологии относятся …

Автор Его произведение

А) Пико делла Мирандола; 1) «Бунтующий человек»;

Б) Гоббс; 2) «Речь о достоинстве человека»;

В) Ламетри; 3) «О человеке»;

9. Социальные качества человека, по преимуществу, фиксируются понятием

Автор Его высказывание

Б) Локк; 2) «Человек человеку – враг»;

В) Фейербах; 3) «Человек человеку – брат»;

Г) Роттердамский 4) «Человек человеку – Бог»

Дополнительная литература

1. Акимов И., Клименко О. О природе таланта / И. Акимов, О. Клименко. –

2. Бердяев Н. А. О назначении человека / Н. А. Бердяев. – М., 1993.

3. Бэкхерст Н. Философия деятельности / Н. Бэкхерст //Вопросы

4. Вейнцвейрг П. Восемь заповедей творческой личности / П. Вейнцвейрг –

5. Ильенков Э. В. Что такое личность? / Э. В. Ильенков. – М., 1984.

6. Капустин Б. Г. Современность – как принуждение и как свобода / Б. Г. Капустин // Вопросы философии. 1998. № 4.

7. Киселев Г. С. Кризис нашего времени как проблема человека / Г. С. Киселев // Вопросы философии. 1999. № 1.

8. Коган Л. Н. Цель и смысл жизни человека / Л. Н. Коган. – М., 1984.

9. Петрова Е. Н. Экология индивидуальности: философско-социологический аспект / Е. Н. Петрова. – Екатеринбург. 1992.

10. Проблема человека в западной философии. – М., 1988.

11. Реймерс Н. Ф. Надежда на выживание человечества. Концептуальная экология / Н. Ф. Реймерс. – М., 1992.

12. Франкл В. Человек в поисках смысла / В. Франкл. – М., 1990.

13. Это человек: Антология / П. С. Гуревич. – М., 1998.

Далее читайте:

Леонтьева Э.О. Социальная философия: Учебное пособие / Э.О. Леонтьева. —
Хабаровск: Изд-во Хабар. гос. тех. ун-та, 2003.

Источник

Высшая ступень развития живого на земле отличающаяся тем что адаптируется

Тема. ЧЕЛОВЕК КАК ОБЪЕКТ ФИЛОСОФСКОГО ОСМЫЛЕНИЯ

I. Интеллектуальная разминка

1. Философская дисциплина, в центре интересов которой стоит вопрос о человеке как особого рода сущем, осмысливаются природа, сущность, специфика его бытия.

2. Родоначальником философии человека считают ________.

3. Кому из древних философов принадлежит суждение о человеке как о «существе политическом»?

4. Статус человека как самоценной личности, соизмеримой в своих возможностях с божеством, был создан в эпоху _________.

5. Идея о том, что «человек – существо деятельное», создает особый мир – мир культуры и нравственности, где и реализуются его способности, впервые высказал _________.

6. Термин «антропология» в 1501 году вводит в оборот автор работы «Антропология человеческого достоинства, его природы и его особенности» __________.

7. Высшая ступень развития живого на Земле, отличающаяся тем, что адаптируется к среде путем ее преобразования в соответствии со своими потребностями, есть _______.

8. Способность человека ответственно действовать в соответствии со своими целями и интересами в условиях выбора и познания объективной необходимости.

9. Понимание человеком того, зачем и во имя чего он живет, совершает те или иные поступки, действия.

10. Специфически человеческая форма отношения к окружающему миру, активность людей, обусловленная их потребностями, интересами и целями.

11. Решающими факторами, позволившими нашему далекому предку выделиться из животного мира, стали ________.

12. Философское учение, акцентирующее внимание на антагонизме природного и социального начал в человеке, приоритете сексуальных импульсов, бессознательного в культуре ___________

14. Кому принадлежит высказывание: «Поприще философии в широком смысле можно подвести под следующие вопросы: 1. Что я могу знать?

2. Что я должен делать? 3.На что я могу надеяться? 4. Что такое человек?»

15. Какая эпоха в большей степени обратилась к человеку, поставив его в центре мироздания?

17. Главная витальная ценность человека это _________

18. Система исторически развивающихся надбиологических программ человеческой деятельности, поведения и общения, выступающих условием воспроизводства и изменения социальной жизни во всех ее основных проявлениях.

19. Процесс усвоения знаний и навыков, необходимых человеку, чтобы стать членом общества, правильно действовать и взаимодействовать со своим социокультурным окружением.

20. «Природа человека всецело социальна», – так утверждают представители ______ теории.

21. Радость и счастье человека заключены в жизни разумной, духовной, свободной от страхов и предрассудков. Такую точку зрения проповедовал древнегреческий философ ______.

22. Современное философское направление, оперирующее понятиями: «страх», «отчуждение», «забота», «заброшенность», «смерть» как фундаментальными в понимании человеческого бытия.

23. Неповторимый, самобытный способ бытия конкретной личности в качестве субъекта самостоятельной деятельности.

24. Система социальных действий, реализующих теоретическое видение человека как высшей ценности.

25. Позиция моральной ответственности за целое (семья, род, общество, человечество), которому принадлежит человек, выражающая то, что человек есть существо, открытое миру и потому «отвечающее за все».

II. Задачи, упражнения, комментарии

1. Каждая гуманитарная дисциплина оперирует понятием «человек», обращая внимание на человеческое поведение в той области, на которой сосредотачивает свое внимание. Р. Дарендорф описывает несколько таких моделей: «экономического человека», как «потребителя, тщательно взвешивающего полезные стороны и стоимость своей покупки», «психологического человека» как человека, который, «даже если всегда делает добро, в то же время всегда может хотеть сделать зло, мотивы поведения которого скрыты…», «социологического человека», который для автора – «носитель социально предопределенной роли…»

· Что в человеке интересует философскую антропологию? В чем специфика философско-антропологического знания?

· В ответ на какие специфические нужды общества оно появилось?

· Зачем оно необходимо современному человеку и науке?

· Поскольку исследование человека занимает центральное место не только в философии, но и в теологии, в чем состоит суть отличия подходов?

· Что же такое «смысл жизни»? Какие мнения есть по этому вопросу среди философов, теологов, ученых?

· Зачем человеку нужно прояснить его для себя? Почему С. Л. Франк называет его практическим вопросом, вопросом всей жизни?

· В чем Вы видите смысл своей жизни. Ответ аргументируйте.

Ф.М. Достоевский. В то же время он отмечал, что свобода может привести к эгоизму, неблаговидности и даже безобразию. Тогда она превращается в несвободу.

Современный немецкий философ, социолог и психолог Э. Фромм («Бегство от свободы») пишет, что процесс развития человеческой свободы носит диалектический характер. С одной стороны, это «процесс развития человека, овладения природой, возрастания роли разума, укрепления человеческой солидарности. Но, с другой, это – усиление индивидуализации, которая означает усиление изоляции, неуверенности… Вместе с этим растет и чувство бессилия, ничтожности отдельного человека». «Люди утрачивают первичные связи, давшие им осуществление уверенности. Такой разрыв превращает свободу в невыносимое бремя: она становится источником сомнений, влечет за собой жизнь, лишенную цели и смысла. И тогда возникает сильная тенденция избавиться от такой свободы, уйти в подчинение или найти иной способ связаться с людьми и миром, чтобы спастись от неуверенности даже ценой свободы».

· Что такое свобода человека? Какие есть точки зрения по этому вопросу?

· Когда и при каких условиях она превращается в свою противоположность. Подтвердите примерами.

· Что необходимо, чтобы осуществить подлинную свободу, избежать ее превращения в несвободу или «бегство от свободы».

4. С XVIII века на авансцену истории вышла принципиально новая реальность – техника, которая радикально стала изменять и изменяет условия человеческого существования.

· В чем это проявляется в современном мире?

· Становится ли человек благодаря техническим средствам более гуманным?

· Придем ли мы к своего рода мутации человеческого существа, или техника позволит выполнить древний гуманистический проект – построение совершенного, свободного, справедливого общества?

5. Прокомментируйте следующее высказывание Гете: «Свобода начинается с иронии».

III. Заполните таблицы

1. Проблема человека в истории философии

КонцепцияАвторСутьВаша оценка
их достоинств и
недостатков

2. Типология личности

ЭпохаКонцепция
человека
АвторСуть концепции
(основные характеристики)

3. Люди, живущие
чувствами и
эмоциями

4. Люди, сделавшие
своим делом
милосердие

3. Проблема антропогенеза

Тип личностиСущностные
характеристики
Примеры

IV. Тематика творческих заданий

1. Потеря смысла жизни как личностный и жизненный кризис.

2. Экология человека.

3. Деятельность, ответственность, свобода.

4. Талант. Что это такое?

5. Человек и техника: перспективы развития.

V. Тесты

1. Впишите ключевое слово:

2. Человек как высшее существо отличается …

3. Суждение: «…сущность человека не есть абстракт, присущий отдельному человеку. В своей действительности она есть совокупность всех общественных отношений» характеризует следующий подход к пониманию человека….

4. Представителем антропологического материализма был…

5. По мнению Ф. Энгельса, основой антропогенеза выступает…

А) Способность к познанию;

Б) Наличие инстинкта самосохранения;

Г) Способность к общению.

6. Завершите определение:

«Процесс усвоения индивидом социального опыта, зафиксированных в нем знаний, навыков, умений, норм поведения, ценностей, называется…».

7. К представителям школы современной философской антропологии относятся …

Автор Его произведение

А) Пико делла Мирандола; 1) «Бунтующий человек»;

Б) Гоббс; 2) «Речь о достоинстве человека»;

В) Ламетри; 3) «О человеке»;

9. Социальные качества человека, по преимуществу, фиксируются понятием

Автор Его высказывание

Б) Локк; 2) «Человек человеку – враг»;

В) Фейербах; 3) «Человек человеку – брат»;

Г) Роттердамский 4) «Человек человеку – Бог»

Дополнительная литература

1. Акимов И., Клименко О. О природе таланта / И. Акимов, О. Клименко. –

2. Бердяев Н. А. О назначении человека / Н. А. Бердяев. – М., 1993.

3. Бэкхерст Н. Философия деятельности / Н. Бэкхерст //Вопросы

4. Вейнцвейрг П. Восемь заповедей творческой личности / П. Вейнцвейрг –

5. Ильенков Э. В. Что такое личность? / Э. В. Ильенков. – М., 1984.

6. Капустин Б. Г. Современность – как принуждение и как свобода / Б. Г. Капустин // Вопросы философии. 1998. № 4.

7. Киселев Г. С. Кризис нашего времени как проблема человека / Г. С. Киселев // Вопросы философии. 1999. № 1.

8. Коган Л. Н. Цель и смысл жизни человека / Л. Н. Коган. – М., 1984.

9. Петрова Е. Н. Экология индивидуальности: философско-социологический аспект / Е. Н. Петрова. – Екатеринбург. 1992.

10. Проблема человека в западной философии. – М., 1988.

11. Реймерс Н. Ф. Надежда на выживание человечества. Концептуальная экология / Н. Ф. Реймерс. – М., 1992.

12. Франкл В. Человек в поисках смысла / В. Франкл. – М., 1990.

13. Это человек: Антология / П. С. Гуревич. – М., 1998.

Далее читайте:

Леонтьева Э.О. Социальная философия: Учебное пособие / Э.О. Леонтьева. —
Хабаровск: Изд-во Хабар. гос. тех. ун-та, 2003.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

КонцепцияАвторСутьВаша оценка
их достоинств и
недостатков