Высоцкий что то здесь не так
Вертикаль (1966)
Регистрация >>
В голосовании могут принимать участие только зарегистрированные посетители сайта.
Вы хотите зарегистрироваться?
тексты песен
Вершина
муз и сл. В.Высоцкого
Прощание с горами
авт.В.Высоцкий
Песня о друге
авт.В.Высоцкий
Баллада об альпийских стрелках
авт. В.Высоцкий
А до войны вот этот склон
Немецкий парень брал с тобою!
Он падал вниз, но был спасен,
А вот сейчас, быть может, он
Свой автомат готовит к бою.
Ты снова здесь, ты собран весь,
Ты ждешь заветного сигнала.
А парень тот, он тоже здесь.
Среди стрелков из «Эдельвейс».
Их надо сбросить с перевала!
Скалолазка
авт. В.Высоцкий
И с тех пор ты стала близкая и ласковая,
Альпинистка моя, скалолазка моя!
Первый раз меня из трещины вытаскивая,
Улыбалась ты, скалолазка моя.
— Ох, какая же ты близкая и ласковая,
Альпинистка моя, скалолазка моя!
Каждый раз меня по трещинам выискивая,
Ты бранила меня, альпинистка моя.
Ох, какая ты неблизкая, неласковая,
Альпинистка моя, скалолазка моя!
Каждый раз меня из пропасти вытаскивая,
Ты ругала меня, скалолазка моя.
СВОИ ОБИДЫ КАЖДЫЙ ЧЕЛОВЕК
В.Высоцкий
История одной песни. «Тот, который не стрелял»
Фрагмент пленки, записанной в декабре 1972 года для Олега Халимонова: слушать
Сегодня мы вспомним одну из самых сложных, противоречивых песен Владимира Высоцкого.
Песню, которая входит в пятерку по частоте исполнения. Нам известно более двухсот с небольшим записей, сделанных с 1972-го по 1980-й.
Москва, у студии звукозаписи фирмы «Мелодия» (улица Станкевича), июль 1972 года. Фото Аркадия Гершмана
А в последние три года жизни ни одну другую песню Владимир Семёнович не исполнял так же часто, как песню «Тот, который не стрелял».
Это фрагмент выступления Владимира Высоцкого в ленинградском НИИ «Домен» 15 октября 1974 года: слушать
Ленинград, НИИ «Домен», 15 октября 1974 года. Фото Олега Трубского
О том, как и благодаря каким обстоятельствам была написана песня, мы расскажем чуть позже, а пока обратим внимание на один любопытный и странный момент.
На концертах Высоцкий несколько раз, можно сказать, вводил зрителей в заблуждение.
15 ноября 1973 года Высоцкий выступал в киевской спецшколе №49 и уверял, что записал песню «Тот, который не стрелял» с оркестром для пластинки: слушать
Однако в числе песен, записанных в 1972 году на студии грамзаписи «Мелодия» с музыкантами ансамбля под управлением Вадима Людвиковского, её не было.
Москва, у студии звукозаписи фирмы «Мелодия» (улица Станкевича), июль 1972 года. Фото Аркадия Гершмана
Скорее всего, Владимир Семёнович для «легализации» песни немного схитрил.
Для пластинки он запишет её только летом 1976 года в Канаде, а сам диск будет выпущен во Франции в 1977 году.
Обложка французского диска «Viadimir Vissotsky» фирмы RCA, вышедшего в феврале 1977 года
А 10 февраля 1979 года, выступая в Дубне в ДК «Мир», Высоцкий говорил, что написал эту песню в числе других для знаменитого спектакля Театра на Таганке «Павшие и живые»: слушать
Дубна, ДК «Мир», 10 февраля 1979 года. Фото Сергея Неговелова
Но несмотря на сказанные Высоцким слова, по сию пору у нас нет никаких свидетельств, того, что песня предлагалась в спектакль «Павшие и живые».
Сцена из спектакля «Павшие и живые».
Таганрог, ДК «Металлург», октябрь 1975 года. Фото Валерия Чернова
Хотя по тематике и настроению действительно могла бы в этом спектакле звучать вполне органично.
Как, например, упомянутая песня «Мы вращаем Землю», прозвучавшая в спектакле Таганки «Пристегните ремни», поставленном в 1975 году.
Текст песни «Тот, который не стрелял», как почти всегда у Высоцкого и бывало, претерпевал изменения, но самые серьезные отличия были в ранних вариантах.
Фрязево (Московская обл.), в/ч 20760, 7 мая 1972 года. Фото Петра Старосельского
Фрагмент записи, сделанной в октябре 1972 года.
Это материал, который автор только начинает разрабатывать и еще ведет поиск лучших строк: слушать
Мы изъяли из этого варианта один куплет, который присутствует и в большинстве других исполнений, и не так интересен.
Но в исходнике отсутствует еще один куплет и один очень важный персонаж, который появится у Высоцкого позже.
Кишинёв, Зелёный театр, 23 апреля 1972 года. Фото Александра Вискалова
А мы пока сделаем несколько пояснений к тем строкам, которые вы сейчас слышали.
Выражение «пудрить мозги» сейчас известно каждому и каждый из нас его употребляет, наверное. Однако для начала 1970-х это была редкость! Пришел этот оборот из лагерного словаря.
Очень интересная строка: «Расстреливать два раза уставы не велят». На самом деле, ни в советских уставах, ни в дореволюционных такого правила не было. Это устойчивый миф, в который многие верят до сих пор.
И здесь самое время обратиться ко всей этой ситуации, описанной в песне.
Октябрь 1974 года. Фрагмент выступления в Ленинграде, когда уже после исполнения песни Высоцкий говорил: слушать
Ленинград, НИИ «Домен», 15 октября 1974 года. Фото Олега Трубского
«Дядя Лёня» – это Леонид Сергеевич Сапков, сослуживец и друг дяди Алексея, он стал другом семьи.
Родные братья Высоцкие и Сапков общались ещё тогда, когда служили после Победы в оккупационных советских войсках в Германии. Сапкова Володя знал еще с детства, когда жил с Семеном Владимировичем в Германии и слушал рассказы друзей отца, в том числе Дяди Лёни. Во время некоторых выступлений Высоцкий, впрочем, называл источником этой истории некоего «бывшего десантника», хотя Леонид Сапков десантником никогда не был, а дослужился до звания генерал-полковника и заместителя командующего ракетными войсками и артиллерией сухопутных войск.
Ленинград, ВАМИ, 16 октября 1974 года. Фото Орика Грязнова
Григорий Гутин. Май 1945 года
Дивизион отступал, попал в окружение, но Гутин возглавил потерявшие управление отдельные подразделения дивизии, возглавил колонну, вырвался с боям из окружения и вышел к своим.
Впоследствии Григорий Гутин участвовал в обороне Одессы и обороне Севастополя. В июле 42-го года капитан Алексей Высоцкий получил назначение в полк, которым командовал подполковник Григорий Гутин. Этим двум артиллеристам судьбой было суждено воевать в одном воинском соединении, закончить войну в Берлине и после войны дружить семьями. О дяде Алексее Владимир Семёнович всегда вспоминал с теплотой. Алексей Владимирович одним из первых оценил талант Володи и начал записывать его песни на магнитофон.
Александра и Алексей Высоцкие.
Надпись на обороте: «Полковнику Гутину в знак искреннего уважения. Семья Высоцких! Коса Чушка. Ноябрь 1943 года»
В марте 1944-го года Г.Гутин был назначен командиром 124-й ГАБР БМ РГК (Гаубичной артиллерийской бригады большой мощности калибра 203 мм Резерва Главного Командования) перед наступательными боями 44-45-го годов. Как пишет Лион Надель, согласно документальным данным, представленным ему биографом поэта Ларисой Симаковой (приведенным в книге), бригаде артиллеристов под командованием полковника Григория Гутина объявлял благодарность Верховный главнокомандующий голосом Левитана в сводках Информбюро за Варшаву, Вислу, Одер и, наконец, Берлин.
Справа налево: А.В.Высоцкий и А.И.Высоцкая; второй слева — Г.Л.Гутин
Германия, Ратенов, 1945 год
Алексей Владимирович и Семён Владимирович Высоцкие, Евгения Степановна Лихалатова с Володей и Александра Ивановна Высоцкая (Таран) с сыном Сашей.
Ратенов (Германия), 1947 год
А теперь вспомним еще одного персонажа, которого, как уже было сказано, нет в первоначальном варианте песни, но который неизменно встречается в последующих.
Это запись для Константина Мустафиди – только 1973-го года: слушать
А 28 февраля того же 1973 года, выступая в ленинградском клубе «Восток», Высоцкий исполнил и такой вариант: слушать
Ленинград, клуб-магазин «Эврика», 21 февраля 1973 года. Фото Анатолия Коржавина
Высоцковеды долго терялись в догадках, кто такой Суэтин.
Уж больно редкая фамилия, чтобы это был какой-то вымышленный персонаж. Из реальных людей с такой фамилией могли вспомнить только довольно известного в то время шахматиста Алексея Суэтина. Но гроссмейстер и одновременно тренер чемпиона мира Тиграна Петросяна не совершил ничего такого, чтобы его фамилию носил в песне особист-подлец. Лион Надель в ходе собственного исследования установил, что в бригаде Григория Гутина действительно служил особист по фамилии Суэтин.
Лион Надель
И, по словам сына Гутина и его сослуживца Александра Собакина, Суэтин действительно был человеком неприятным.
И поспособствовал тому, чтобы Гутину, трижды представленному к званию Героя Советского Союза, так это звание и не присвоили. Впрочем, сам Владимир Высоцкий, видимо, по соображениям самоцензуры после 1975 года исполнял строку более нейтрально: уже не «особист» и не «подлец», а просто «странный тип Суэтин».
А мы сейчас послушаем всю песню целиком со вступительным словом Высоцкого.
Этот вариант был записан 23 сентября 1975 года в Софии и вышел в 1981 году на болгарской пластинке «Автопортрет».
Тот, который не стрелял: слушать
Чирпан (Болгария), 16 сентября 1975 года. Фото Георгия Иванова
Москва, МИЭМ, 7 апреля 1980 года. Фото Александра Майоршина
Идет в ситуации, когда за невыполнение приказа о расстреле его самого могут и должны расстрелять.
Этот нравственный выбор мы совершаем не только на поле боя, но и в обычной жизни, когда находим мужество пойти против течения, не смешаться с бездумной толпой, смело сделать шаг вперед и выйти из общего строя. Не случайно же в песне герой не рассказывает, за что конкретно его собирались расстреливать – потому что подлинный герой не он, а «тот, который не стрелял». И символично, что этот подлинный герой песни вопреки справедливости погибает. Задним числом мы понимаем, что отчасти эта песня Высоцкого и о нем самом. Яркой личности на сером фоне, которой суждено было прожить так мало. Недаром Владимир Семёнович в последние годы жизни именно эту песню исполнял чаще, чем любую другую.
Москва, НИИ на «Войковской», 25 мая 1979 года
Я благодарю за помощь в подготовке этой программы Юрия Гурова, Андрея Скобелева, Владимира Чейгина и наших друзей из Творческого объединения «Ракурс» Игоря Рахманова, Александра Ковановского, Александра Петракова, Олега Васина, Сергея Алексеева, Валерия и Владимира Басиных.
Слушайте в следующей программе: слушать
Глазов, Ледовый дворец спорта «Прогресс», 29 апреля 1979 года.
Кадры киносъёмки Александра Сысоева. Монтаж и синхронизация звука — Игорь Рахманов, ТО «Ракурс», 2016 год
Лион Надель о своей работе над книгой «Тот, который не стрелял…». г. Афула, Израиль, ноябрь 2021 года
Тот, который не стрелял:
слушать (Одесса, у Олега Халимонова, декабрь 1972 года)
слушать (Москва, у Константина Мустафиди, 1972 год)
слушать (Москва, у Константина Мустафиди, 2 апреля 1974 года)
слушать (Морин-Хайтс, студия Le Studio, 24-25 июля 1976 года)
слушать (Калининград (Московская обл.), ДК им. Ленина, 16 июля 1980 года — последнее исполнение)
Москва, МИЭМ, 7 апреля 1980 года. Фото Сергея Шалевского
Новости из типографии
Наконец-то у нас появились для вас новости непосредственно из типографии, где будет выпущена книжная часть нашего проекта «Один Высоцкий. Том второй». Этот второй том состоит, как и первый, из двух частей: непосредственно текстовой, куда войдут все сто глав со 101-ой по 200-ю, и второй части, которую мы для себя назвали «домиком для флешек».
Там помещаются отдельно флешка со звуком ста программ «Один Высоцкий» и флешка с электронной версией издания, куда войдут и текст, и фотографии, и кино-, видеофрагменты, и масса дополнительных материалов, которых не было ни в эфире, ни даже в блоге нашей программы на сайте «Эха Москвы». Как показала практика выпуска двух тиражей первого тома, в технологическом плане для типографии изготовить вот такой «домик» даже сложнее, чем напечатать многостраничную книгу. Потому что флеш-держатель объемный – что называется 3D – со сложной конфигурацией. И вот мы готовы сообщить вам, что весь тираж этой части издания полностью отпечатан!
Но вас, конечно, интересует, как продвигается всё-таки подготовка самой книги? Здесь финиш подготовительной части уже совсем близко. Из ста глав издания полностью свёрстаны девяносто. При этом мы должны уточнить, что уже сейчас объём будущей книги превысил объёмы предыдущих изданий. То есть вы получите «больше Высоцкого», чем в прошлый раз. И не просто «больше», а почти на сотню страниц. Упомянутая выше 190-я глава заканчивается на 645-й странице. А пока – в качестве иллюстрации нашей работы – перед вами вёрстка нескольких глав второго тома.
Просим простить нас за задержку, причины которой мы неоднократно уже объясняли, и немного подождать.
Антон Орехъ и Творческое объединение «Ракурс»
Дом (Что за дом притих, погружен во мрак)
Что за дом притих, погружен во мрак?
На семи лихих, продувных ветрах.
Всеми окнами обратясь в овраг,
А воротами на проезжий тракт.
Ох устал я, устал, но лошадок распряг.
Есть живой кто-нибудь? Выходи, помоги…
Никого. Только тень промелькнула в сенях,
Да стервятник спустился и сузил круги.
В дом заходишь, как все равно в кабак.
А народишко — каждый третий враг.
Воротят скулу — гость непрошенный,
Образа в углу и те перекошены.
«Кто ответит мне, что за дом такой?
Почему во тьме, как барак чумной?
Свет лампад погас, воздух вылился,
Али жить у вас разучилися?»
Двери настеж у вас, а душа взаперти,
Кто хозяином здесь? Напоил бы вином…
А в ответ мне «Видать, был ты долго в пути
И людей позабыл, мы всегда так живем.
Траву кушаем, век на щавеле
Скисли душами, опрыщавели.
Да еще вином много тешились
Разоряли дом, дрались, вешались».
«Я коней заморил, от волков ускакал,
Укажите мне край, где светло от лампад
Укажите мне место, какое искал
Где поют, а не стонут, где пол не покат».
«О таких домах не слыхали мы,
Долго жить в потьмах привыкали мы.
Испокону мы в зле да шопоте
Под иконами в черной копоти».
И из дома, где косо висят образа
Я коней очертя гнал, забросивши кнут
Куда кони несли и глядели глаза,
И где люди живут, и как люди живут…
Сколько кануло, сколько схлынуло.
Жизнь кидала меня, не докинула.
Может, спел про вас неумело я,
Очи черные — скатерть белая…
История одной песни. «Кто за чем бежит»
Владимир Высоцкий как никто много написал и спел песен о спорте.
Причем творческие планы у него были еще богаче. Далеко не всё из задуманного удалось осуществить. Например, во время одного из выступлений в октябре 1970 года Владимир Семёнович размышлял о целой концертно-спортивной программе: слушать
Владимир Высоцкий в приэльбрусском альплагере Баксанского ущелья Кабардино-Балкарии, 22 июля — 29 августа 1970 года
Фото Бориса Федосова
Замысел так и остался замыслом, но о легкой атлетике песни у Высоцкого действительно получились яркие.
Впрочем, как и всякие его «спортивные» песни, они, конечно, гораздо шире по смыслу, чем чистое состязание в пряжках в высоту или метании молота. Такая же песня и про «четвёрку первачей».
Всего на данный момент нам известно 30 авторских фонограмм, причем две трети были спеты в 1974 году, и мы предлагаем вам фрагмент, точнее, окончание самого первого известного исполнения 14 февраля 1974 года в ЦНИИ экспериментального и типового проектирования жилища: слушать
С датировками песен Высоцкого почти всегда возникают большие проблемы.
Но тут он сам говорит, что написал песню ночью. Так что можем условно считать 14 февраля 1974 года днем написания «Первачей». Надо заметить, что сам Высоцкий называл песню и «Марафон», и «Кто за чем бежит» и просто говорил, что это песня «про кросс».
Вариантов названия немало, но, кажется, еще больше совершено попыток понять смысл песни.
Существуют литературоведческие, научные и даже почти конспирологические трактовки содержания этих строк. Некоторым интерпретаторам казалось, что четвёрка первачей – это знаменитые поэты: Евтушенко, Вознесенский, Окуджава.
Евгений Евтушенко, Булат Окуджава, Андрей Вознесенский
А может не Окуджава, а Галич?
А может, имелись ввиду классики Есенин, Маяковский? Поскольку никаких прямых указания от Владимира Семёновича на это никогда не было, то домысливать здесь каждый может что угодно.
Москва, клуб АЗЛК, 7 января 1977 года
Фото Игоря Данилова
Но существуют и попытки найти литературно-поэтические корни «Четвёрки первачей».
Здесь копнуть удалось аж вплоть до «Нового завета». Исследователи цитируют послание апостола Павла коринфянам: «Вы что, не знаете, что на стадионе бегут все участники забега, а приз получает один? Бегите же и вы, чтобы получить его. ».
Если не брать религиозные корни, то и в светской поэзии знатоки доходят до Гавриила Романовича Державина, вспоминая его стихотворение «Горелки»:
На поприще сей жизни склизком
Все люди бегатели суть;
В теченье дальном или близком
Они к мечте своей бегут.
Гавриил Державин
Действительно есть нечто общее со строками что «Каждый думает, что он-то побойчей», и «Каждый хочет на высокий пьедестал».
Знал ли про стихи Державина сам Высоцкий, сказать затруднительно.
Вносил ли он в как бы спортивную песню христианский подтекст – мы тоже судить не беремся. Но творцы, художники и мыслители в разные эпохи независимо друг от друга не раз приходили к сходным образам. А вот что касается «первачей», то слово это сейчас уже не всем понятное, одно время использовалось широко и окрас имело негативный. Спектакль Театра на Таганке «Послушайте!» по произведениям Маяковского, в котором участвовал и Высоцкий – там есть слова: «Я очень рад, что сегодня здесь нет всех этих первачей и проплёванных эстетов». И хорошо известно, что Владимир Высоцкий с огромным уважением относился к Маяковскому.
Владимир Высоцкий в спектакле «Послушайте!». Москва, Театр на Таганке, май 1967 года. Фото Евгения Куренко
А мы обратимся к еще одному из ранних исполнений в НИИ общей патологии в апреле 1974 года.
Высоцкий снова сбивается в конце, но здесь интересен авторский пересказ содержания песни: слушать
Тут, думается, дело не только в «не детской памяти».
Во-первых, песня действительно новая, а, во-вторых, у Высоцкого была масса набросков и черновых вариантов. Так что можно было где-то и запутаться в них самому.
Вообще, образ именно Четвёрки первачей у Высоцкого действительно не случаен.
Четвёрка не раз встречается в его песнях: Это и легендарные «четыре четверти пути», и «четыре страны предо мной расстелили дороги». Можно вспомнить и фильм «Четвёртый», в котором снимался Высоцкий.
Владимир Высоцкий (Он), Александр Кайдановский (Штурман), Сергей Шакуров (Дик) и Сергей Сазонтьев (2-й пилот) на съёмках фильма «Четвёртый», 1972 год
К слову о кино.
7 декабря 1975 года во время концерта, который был прямо «на рабочем месте», то есть в Театре на Таганке, Высоцкий произнес загадочную фразу: «Ещё шуточная песня, которую я написал специально для фильма Одесской киностудии. Называется она «На дистанции – четвёрка первачей».
Москва, декабрь 1975 года. Кадр съемки Телевидения Австрии
Называть эту песню шуточной – немного странно.
Не очень-то она веселая. И достоверно неизвестно, чтобы Высоцкий предлагал ее в какой-то фильм – или его просили писать ее для фильма. Некоторые исследователи полагают, что Высоцкий таким образом пытался придать ей, что называется, легальности. Но и вольнодумной ее тоже не назовешь. В общем – загадка.
1975 год
Что же касается непосредственно спортивного содержания песни, то официальных дистанций в легкой атлетике, где на старт выходили бы только четверо, не существует.
Зато упоминается город Салоники:
Этот – будет выступать
на Салониках,
И детишек поучать
в кинохрониках…
В то время чемпионатов мира по легкой атлетике еще не проводилось, и помимо Олимпиады самым престижным турниром считался чемпионат Европы.
В 1974 году он действительно сперва должен был пройти в Салониках, но из-за политической нестабильности в Греции в период падения режима «чёрных полковников», соревнования перенесли в Рим.
Ну а мы с вами перенесемся в сентябрь 1975 года, в Болгарию, где во время первых зарубежных гастролей Театра на Таганке Владимир Высоцкий записал материал для пластинки, которая впоследствии выйдет на фирме «Балкантон» под названием «Автопортрет».
На дистанции четвёрка первачей, или Кто за чем бежит: слушать
Владимир Высоцкий, Вениамин Смехов, Борис Хмельницкий, Анатолий Васильев и Зинаида Славина на выступлении в Комитете советско-болгарской дружбы. София, 13 сентября 1975 года
Вот такая аллегорическая песня и о спорте, и не о спорте.
А если кому-то сейчас захочется найти ей место в нашей теперешней жизни, то это будет не так трудно сделать. У нас тут как раз тоже один забег происходит, где каждый из «первачей» хочет на высокий пьедестал.
Мезон-Лаффит, март 1977 года. Фото Жан-Жака Дескампа
Я благодарю за помощь в подготовке этой программы Юрия Гурова, Андрея Скобелева, Владимира Чейгина и моих друзей из Творческого объединения «Ракурс» Игоря Рахманова, Александра Петракова, Олега Васина, Александра Ковановского, Сергея Алексеева, Валерия и Владимира Басиных.
Слушайте в следующей программе: слушать
При подготовке программы использованы:
– Андрей Скобелев. «Много неясного в странной стране…» III. Материалы к комментированию избранных произведений В.С. Высоцкого. – Воронеж: «Эхо», 2012;
– Марк Цыбульский. Планета Владимир Высоцкий. – М.: «Эксмо», 2008;
– Владимир Высоцкий. Собрание сочинений в пяти томах. – М.: СЛОВО/SLOVO, 2018;
– Лион Надель. «На дистанции четвёрка первачей (Г.Р. Державин и В.С. Высоцкий)» – журнал «В поисках Высоцкого», №30 – Пятигорск – Новосибирск, 2017;
– Полина Ткачева. «Художественное время в произведениях В. Высоцкого» – сборник «Міфалогія-фальклор-літаратура. Праблемы паэтыкі», №7 – Минск: Выдавецкі цэнтр БДУ, 2009;
– фонограммы из архивов Александра Петракова, Валерия и Владимира Басиных;
– фотографии из архивов Сергея Алексеева, Олега Васина, Игоря Данилова, Александра Петракова и Творческого объединения «Ракурс».
На дистанции четвёрка первачей:
слушать (Москва, ЦНИИЭП жилища, 14 февраля 1974 года)
слушать (Москва, у Константина Мустафиди, 2 апреля 1974 года)
слушать (Москва, НИИ общей патологии, 6 апреля 1974 года)
слушать (Москва, Театр на Таганке, 7 декабря 1975 года)
слушать (Париж, у Михаила Шемякина, 1978 год — последнее исполнение)
Из черновиков песни:
…Номер первый – но бежит он, как второй,
Как под гору катит, словно под горой,
У него запросы – плотски, широки,
Потому что первым лучшие куски.
Номер первый хочет в раже и в пылу
Поскорей успеть к кипящему котлу,
В тот котёл по локоть руку запустить,
Лучший выхватить кусок и откусить
От огромного куска
Больше жирного мяска,
А другие подбегут –
Он всё выверил –
Он и с ними тут как тут –
Кости с ливером.
А второй – дак любит славу да успех:
Этот ноги задирает выше всех,
Чтобы каждый был сражён и восхищён!
Ну, куда уже быстрей, а он – ещё
Он стратег и тактик тоже, словом – спец:
Жилы рвать себе дороже! Молодец!
А на финише прижмёт
Грудью ленточку порвёт.
Этот будет выступать
На Салониках,
И улыбкою сиять
В кинохрониках,
И соперничать с Пеле
В закалённости,
И являть пример целе—
устремлённости.
Номер третий убелён и умудрён,
Он всегда второй надёжный эшелон.
Кто-то в первом эшелоне заболел,
И его, должно быть, тренер пожалел.
У него последний шанс, свистит шпана!
Нужен спурт, иначе крышка и хана!
Переходит сразу он
В задний старенький вагон,
Не отбегался атлет
Только кажется!
Так бежит, что пару лет
Покуражится.
А последний соблюдает статус-кво:
Он бежит ни для чего, ни для кого,
То приблизится мол, пятки оттопчу,
То отстанет, постоит, мол, так хочу.
Не нарочно, не заводит, ох и зол!
Вот обходит, вон обходит, обошёл.
Стадион ревя свистел,
Бесновался, свиристел…