Высота полета в чем измеряется

Высота полета, методы ее измерения

Высота полета Я— расстояние по вертикали от уровня, приня­того за начало отсчета, до нижней точки вертолета. Она измеря­ется в метрах с помощью радио — и барометрических высотомеров. Ориентируясь по их показаниям, строят и выдерживают задан­ный профиль полета. Высота является одним из основных пара­метров навигационного режима полета и одним из тактических элементов вертолетной авиации.

Высота полета в чем измеряется. image074. Высота полета в чем измеряется фото. Высота полета в чем измеряется-image074. картинка Высота полета в чем измеряется. картинка image074. Высота полета Я— расстояние по вертикали от уровня, приня­того за начало отсчета, до нижней точки вертолета. Она измеря­ется в метрах с помощью радио — и барометрических высотомеров. Ориентируясь по их показаниям, строят и выдерживают задан­ный профиль полета. Высота является одним из основных пара­метров навигационного режима полета и одним из тактических элементов вертолетной авиации.

Рис. 3.9. Классификация высот и полетов: а — высот по уровню отсчета; б — полетов по высоте

В зависимости от уровня начала отсчета различают следую­щие высоты полета (рис. 3.9, а):

— истинную Яист, отсчитываемую от точки местности, над ко­торой находится вертолет в данный момент;

— абсолютную Яабс> отсчитываемую от уровня моря;

— барометрическую Ябар, отсчитываемую от изобарической по­верхности атмосферного давления, установленного на барометри­ческом высотЬмере. Эта высота может быть: относительной Яотн, если она отсчитывается от давления аэродрома; приведенной Ядрив, если она отсчитывается от уровня минимального давления по маршруту, приведенного к уровню моря; высотой эшелона Яэш, если она отсчитывается от условной поверхности с атмосферным давлением 760 мм рт. ст. (1013,2 мбар).

По значениям высот над рельефом местности или водной по­верхностью полеты подразделяются на следующие (рис. 3.9,6):

— на предельно малых высотах — от 15—30 м до 200 м;

— на малых высотах — от 200 м до 1000 м;

— на средних высотах — от 1000 м до 4000 м;

— на больших высотах — от 4000 м до 12 000 м;

— на полеты в стратосфере — выше 12 000 м.

Несмотря на то что высоту измеряют от нескольких уровней, а полеты выполняют на высотах от 15—30 м и более, безопас­ность полетов по высоте обеспечивается строгим выполнением правил использования уровней атмосферного давления, от которых она измеряется, непрерывным контролем за ее выдерживанием. Вертолет, находящийся в точке А (рис. 3.9), может иметь различ­ные численные значения и наименования высот. Все их надо знать, уметь переходить от одной высоты к другой и использовать в полете.

При постановке задачи на полет задается, как правило, отно­сительная высота, а для пуска ракет и бомбометания — истинная. Знание высот #прИВ и Яотн позволяет выдерживать установленный профиль полета, выполнять заход на посадку, обеспечивая без­опасность от столкновения воздушных судов в воздухе. Знание истинной высоты необходимо для обеспечения от столкновения с земной поверхностью и препятствиями на ней, выполнения пуска ракет и бомбометания, определения навигационных элементов при использовании оптического визира.^ Она измеряется радиовысото­мером или определяется расчетом.

Основными методами измерения высоты являются радиотехни­ческий и барометрический.

Радиотехнический метод, применяемый в радиовысотомерах, основан на использовании свойств электромагнитной энергии рас­пространяться с постоянной скоростью (с) и способности отра­жаться от земной поверхности. Измеряется время (‘/) от момента излучения прямого сигнала до прихода отраженного, что позво- лет определить истинную высоту полета #ист = ^/2.

При включенном приборе ее значение в метрах отсчитывается на индикаторе. На вертолетах устанавливаются радиовысотомеры (РВ) малых высот, измеряющие высоту полета вблизи земли с точностью 1—2 м. Они имеют световую и звуковую сигнализа­цию об опасном приближении к земной поверхности. Установив значение опасной высоты, летчик при снижении получит информа­цию о выходе вертолета на эту высоту. РВ используются для контроля за истинной высотой полета. В автоматизированных си­стемах управления они применяются как датчики высоты.

Барометрический метод измерения высоты основан на измере­нии атмосферного давления, убывающего с высотой. Метод ис­пользуется в барометрических высотомерах (рис. 3.10), в которых вместо шкалы давления установлена шкала высоты. Корпус вы­сотомера через статический трубопровод и приемник воздушного давления сообщен с окружающей вертолет атмосферой. При изме-

нении высоты статическое давление рн изменяется, происходит деформация анероидов, что на индикаторной части выражается изменением положения стрелок, указывающих по шкале высоту в метрах. Начальное давление р0, от которого идет отсчет высоты, устанавливается на высотомере летчиком. Передаточно-множи­тельный механизм для высот от 0 до 11 000 м решает формулу

Я = RГСр In (Ро/рн), (3.7)

где R — удельная постоянная воздуха;

Тср — средняя абсолютная температура воздуха в слое измеря­емой высоты;

Ро, Рн — атмосферное давление начальное и в слое полета вер­толета.

Высота полета в чем измеряется. image075. Высота полета в чем измеряется фото. Высота полета в чем измеряется-image075. картинка Высота полета в чем измеряется. картинка image075. Высота полета Я— расстояние по вертикали от уровня, приня­того за начало отсчета, до нижней точки вертолета. Она измеря­ется в метрах с помощью радио — и барометрических высотомеров. Ориентируясь по их показаниям, строят и выдерживают задан­ный профиль полета. Высота является одним из основных пара­метров навигационного режима полета и одним из тактических элементов вертолетной авиации.

Рис. 3.10. Схема барометрического высотомера:

/ — шкала высоты; 2 — стрелка, указывающая высоту полета; 3 — статический трубопро­вод; 4 — шкала давлений; 5 — индекс отсчета давления; 6 — блок анероидов; 7 — кремалье­ра механизма установки давления; 8 — корпус

Из формулы (3.7) видно, что для определения высоты баро­метрическим методом необходимо измерять среднюю абсолютную температуру слоя воздуха от земли до высоты полета: Тср=(Т0 + + ТН)/2, атмосферное давление у земли и на высоте полета. Но высотомером учитываются лишь фактические давления р0 и ря, а температура воздуха учитывается при тарировке шкалы для стандартных условий (Г0 = 288 К, /Гр=0,0065°/М)> т. е. в механизме прибора учет температуры воздуха осуществляется по температуре у земли и вертикальному градиенту температуры ТН=Т0 — tTVH. Это, естественно, приводит к методическим погрешностям в изме­рении высоты.

Источник

Высотомер и высота полета самолета.

Привет, друзья!

Высота полета в чем измеряется. plane window photography 1. Высота полета в чем измеряется фото. Высота полета в чем измеряется-plane window photography 1. картинка Высота полета в чем измеряется. картинка plane window photography 1. Высота полета Я— расстояние по вертикали от уровня, приня­того за начало отсчета, до нижней точки вертолета. Она измеря­ется в метрах с помощью радио — и барометрических высотомеров. Ориентируясь по их показаниям, строят и выдерживают задан­ный профиль полета. Высота является одним из основных пара­метров навигационного режима полета и одним из тактических элементов вертолетной авиации.Начиная со второй половины 60-х в Советском Союзе была довольно популярна песня, написанная Александрой Пахмутовой и Николаем Добронравовым и называвшаяся «Обнимая небо…». Исполнял ее тогда замечательный певец Юрий Гуляев. Многие люди старшего поколения (особенно из авиационной среды) эту песню помнят и любят.

Хорошая такая, задушевная мелодия :-). Но дело, вобщем-то, сейчас не в ней. А вспомнил я ее потому, что когда думал о теме новой статьи, в голове проскочила ассоциация с интересными словами из текста этой песни: «Есть одна у лётчика мечта — высота, высота.»

Вот эти-то слова меня, можно сказать, и зацепили :-). Сайт существует уже больше года, пишутся статьи, говорили мы о скорости полета уже неоднократно, low pass даже вспомнили, а о таком (любому понятно :-)) важнейшем параметре, как высота полета самолета почему-то забыли.

Вернее не забыли, а забыл, потому что вопрос «почему» должен, конечно, адресовываться ко мне :-). Вот не знаю… Упустил из виду и все…. Однако сейчас мы этот пробел быстренько восполним.

Не знаю, что там за мечта у летчика из песни на самом деле, но без высоты полета не бывает. Как известно, «рожденный летать ползать не может» 🙂 (помните летчика Крошкина из фильма «Беспокойное хозяйство», переиначившего знаменитую фразу горьковской «Песни о соколе»?).

Основан он на естественном явлении падения атмосферного давления с высотой. Падает оно в соответствии с условным распределением давления, температуры и плотности воздуха в атмосфере. Это распределение называется Международной стандартной атмосферой (МСА или ISA в английском).

Остается только, учитывая закономерности этого явления, отобразить его визуально, то есть, например, в виде указательной стрелки, перемещающейся по шкале, проградуированной в единицах высоты (метры или футы), и готов прибор, показывающий высоту полета самолетавысотомер. Второе его название – альтиметр (в латинском altus — высоко), используемое чаще за рубежом, а у нас почему-то считающееся устаревшим.

Он хоть и более точен, но, понятно, для летательного аппарата (за исключением, быть может, воздушного шара) громоздок и неудобен. А вот компактный и чувствительный анероид вполне подходит, несмотря на определенные ошибки в измерениях.

Ошибок на самом деле хватает, как впрочем у любого аналогового прибора. Есть инструментальные из-за несовершенства изготовления прибора, есть аэродинамические из-за неточности измерения давления, особенно на высоте, есть и методические из-за того, что прибор не может, естественно, находясь на высоте в полете, учитывать изменения давления у земли, а также изменение температуры у земли, которая влияет (и ощутимо) на величину давления. Однако все эти ошибки уже давно научились учитывать.

Высотомер — это есть, по сути своей, барометр-анероид. Атмосферное давление подводится к его герметичному корпусу от ПВД (приемник воздушных давлений), а в самом приборе чувствительная анероидная коробка, деформируясь, реагирует на его изменения, передавая эту свою реакцию через специальную кинематическую систему (ее еще называют передаточно-множительный механизм ) на указательную стрелку, двигающуюся по шкале, что и видит экипаж в кабине летательного аппарата.

Высота полета в чем измеряется. vd20. Высота полета в чем измеряется фото. Высота полета в чем измеряется-vd20. картинка Высота полета в чем измеряется. картинка vd20. Высота полета Я— расстояние по вертикали от уровня, приня­того за начало отсчета, до нижней точки вертолета. Она измеря­ется в метрах с помощью радио — и барометрических высотомеров. Ориентируясь по их показаниям, строят и выдерживают задан­ный профиль полета. Высота является одним из основных пара­метров навигационного режима полета и одним из тактических элементов вертолетной авиации.

Схема высотомера ВД-20.

Все барометрические высотомеры (как наши, так и зарубежные) имеют принципиально одинаковую конструкцию, но разных вариаций хватает 🙂 в зависимости от типа воздушного судна, порядка использования и дополнительных функций.

Обычные барометрические указатели высоты полета самолета (высотомеры) все двухстрелочные (встречаются и трехстрелочные). Их циферблат похож на циферблат часов, только количество цифровых секторов не двенадцать, а десять. Длинная стрелка (минутная :-)) делает один оборот при изменении высоты на 1000 м, при этом короткая (часовая :-)) перемещается только на один цифровой сектор.

То есть малая стрелка отсчитывает километры высоты (то есть, по сути дела, полную высоту), а большая – метры, причем эти стрелки могут работать как на одной шкале, так и каждая на своей.

Высота полета в чем измеряется. VD10. Высота полета в чем измеряется фото. Высота полета в чем измеряется-VD10. картинка Высота полета в чем измеряется. картинка VD10. Высота полета Я— расстояние по вертикали от уровня, приня­того за начало отсчета, до нижней точки вертолета. Она измеря­ется в метрах с помощью радио — и барометрических высотомеров. Ориентируясь по их показаниям, строят и выдерживают задан­ный профиль полета. Высота является одним из основных пара­метров навигационного режима полета и одним из тактических элементов вертолетной авиации.

Высота полета в чем измеряется. vd28ser. Высота полета в чем измеряется фото. Высота полета в чем измеряется-vd28ser. картинка Высота полета в чем измеряется. картинка vd28ser. Высота полета Я— расстояние по вертикали от уровня, приня­того за начало отсчета, до нижней точки вертолета. Она измеря­ется в метрах с помощью радио — и барометрических высотомеров. Ориентируясь по их показаниям, строят и выдерживают задан­ный профиль полета. Высота является одним из основных пара­метров навигационного режима полета и одним из тактических элементов вертолетной авиации.

Высота полета в чем измеряется. 28. Высота полета в чем измеряется фото. Высота полета в чем измеряется-28. картинка Высота полета в чем измеряется. картинка 28. Высота полета Я— расстояние по вертикали от уровня, приня­того за начало отсчета, до нижней точки вертолета. Она измеря­ется в метрах с помощью радио — и барометрических высотомеров. Ориентируясь по их показаниям, строят и выдерживают задан­ный профиль полета. Высота является одним из основных пара­метров навигационного режима полета и одним из тактических элементов вертолетной авиации.

Или вот еще один высотомер, не наш, западный. Марки не знаю, но это и неважно. Важно другое. На нем, как вы видите аж три окошка с цифрами.

Высота полета в чем измеряется. Drum Altimeter. Высота полета в чем измеряется фото. Высота полета в чем измеряется-Drum Altimeter. картинка Высота полета в чем измеряется. картинка Drum Altimeter. Высота полета Я— расстояние по вертикали от уровня, приня­того за начало отсчета, до нижней точки вертолета. Она измеря­ется в метрах с помощью радио — и барометрических высотомеров. Ориентируясь по их показаниям, строят и выдерживают задан­ный профиль полета. Высота является одним из основных пара­метров навигационного режима полета и одним из тактических элементов вертолетной авиации.

Альтиметр с окошками Колсманна.

В том «западном» высотомере это давление показано для удобства сразу в двух окошках (Колсманна). В левом в гектопаскалях, в правом в дюймах.

Высотомер, как барометрический прибор, не меряет реальную высоту непосредственно. Он делает это косвенно, измеряя разность давлений между начальным давлением и давлением на той высоте, на которой он находится. Получаем так называемую барометрическую высоту. Она может довольно сильно отличаться от реальной высоты AGL. Все зависит от величины давления, установленной на высотомере.

Высота полета в чем измеряется. visota. Высота полета в чем измеряется фото. Высота полета в чем измеряется-visota. картинка Высота полета в чем измеряется. картинка visota. Высота полета Я— расстояние по вертикали от уровня, приня­того за начало отсчета, до нижней точки вертолета. Она измеря­ется в метрах с помощью радио — и барометрических высотомеров. Ориентируясь по их показаниям, строят и выдерживают задан­ный профиль полета. Высота является одним из основных пара­метров навигационного режима полета и одним из тактических элементов вертолетной авиации.

Виды высот полета самолета.

На всякий случай скажу, что значит «приведенное к уровню моря» (упрощенно :-)). Имеем вышеупомянутое давление в данной точке поверхности. Допустим, это давление на пороге ВПП, то есть QFE. Превышение (абсолютная высота) этой точки над уровнем моря известно (обычный топографический параметр :-)).

Кроме того, известна зависимость падения давления с высотой. Например, для небольших высот принято, что изменение высоты на 11,2 м соответствует изменению давления на 1мм рт. ст. (так называемая барометрическая ступень ) или подъем на высоту 800 м соответствует падению давления на 100 гПА.

Остается высоту нашей точки от уровня моря поделить на 11,2 (если за единицу измерения принимаем мм.рт.ст.) и полученное давление сложить с имеющимся (QFE, в данном случае). В итоге имеем давление в точке, если бы она находилась на уровне моря (то есть приведена к уровню моря).

Интересно, что средний уровень моря (международное обозначение MSL ) во ряде стран СНГ, в России и в Польше ведется с использованием Балтийской системы высот (то есть по уровню Балтийского моря в Кронштадте), а по стандартам ICAO с использованием системы WGS-84, которые не полностью совпадают.

Далее самолет взлетает и в процессе полета летчик на определенных этапах полета выставляет на высотомере соответствующие давления, которые ему сообщает диспетчер (руководитель полетов). Сам этот порядок выставки строго регламентирован, потому что от него напрямую зависит безопасность полетов.

Есть одна такая величина давления, которая одинакова и постоянна во всем мире. Вот она-то и выставляется на высотомере для полета воздушного судна на эшелоне. Это стандартное атмосферное давление 1013,2 гПа = 760 мм рт. ст. = 29,92 дюйма рт. ст. Международное обозначение QNE ). Оно, кстати, выставлено на высотомере, показанном выше, том самом с двумя окошками Колсманна.

Давление одинаковое, а схемы эшелонирования в разных странах могут быть разными. Иной раз мешанина еще та :-). При пересечении границ различных государств экипаж самолета действует по указанию диспетчера, и по его же указанию может поменять эшелон.

То есть высота эшелона скорей всего не будет соответствовать истинной высоте полета и даже будет от него отличаться на сотни метров. Зато безопасное эшелонирование будет соблюдено. И даже, если самолет летит на самом нижнем эшлоне, он все равно находится достаточно далеко от земли (как минимум в 1500-1800 м). то есть ниже нижнего эшелона тоже существует своя зона полетов.

Высота полета в чем измеряется. Altitude. Высота полета в чем измеряется фото. Высота полета в чем измеряется-Altitude. картинка Высота полета в чем измеряется. картинка Altitude. Высота полета Я— расстояние по вертикали от уровня, приня­того за начало отсчета, до нижней точки вертолета. Она измеря­ется в метрах с помощью радио — и барометрических высотомеров. Ориентируясь по их показаниям, строят и выдерживают задан­ный профиль полета. Высота является одним из основных пара­метров навигационного режима полета и одним из тактических элементов вертолетной авиации.

Схема высот с принципом перехода на эшелон и обратно.

Высота перехода в России для каждого аэродрома своя, а за рубежом она в основном одинакова для всех пунктов взлета и посадки самолетов.

В этом слое разрешены только набор высоты и снижение, то есть переходные эволюции с высоты на эшелон и с эшелона на высоту. Горизонтальный полет в переходном слое запрещен.

Высота полета в чем измеряется. QNH to TL. Высота полета в чем измеряется фото. Высота полета в чем измеряется-QNH to TL. картинка Высота полета в чем измеряется. картинка QNH to TL. Высота полета Я— расстояние по вертикали от уровня, приня­того за начало отсчета, до нижней точки вертолета. Она измеря­ется в метрах с помощью радио — и барометрических высотомеров. Ориентируясь по их показаниям, строят и выдерживают задан­ный профиль полета. Высота является одним из основных пара­метров навигационного режима полета и одним из тактических элементов вертолетной авиации.

Система перехода на эшелон и обратно.

Существует еще и такой вариант, когда шкалы давлений высотомера не хватает. Обычно это возможно в том случае, если аэродром высокогорный. Если он расположен достаточно высоко, то давление на пороге его ВПП может оказаться ниже «последней черты» 🙂 шкалы прибора.

В таком случае перед вылетом с этого аэродрома экипаж устанавливает на своем высотомере давление порога ВПП, приведенное к уровню моря, то есть все то же QNH. А показания высотомера будут в этом случае что-то типа начальной точки или «условного нуля». То же самое происходит и при подлете к таком аэродрому. Диспетчер сообщит экипажу QNH и абсолютную высоту этого аэродрома, которая будет отображаться на шкале в момент посадки.

Высота полета в чем измеряется. vd 20k. Высота полета в чем измеряется фото. Высота полета в чем измеряется-vd 20k. картинка Высота полета в чем измеряется. картинка vd 20k. Высота полета Я— расстояние по вертикали от уровня, приня­того за начало отсчета, до нижней точки вертолета. Она измеря­ется в метрах с помощью радио — и барометрических высотомеров. Ориентируясь по их показаниям, строят и выдерживают задан­ный профиль полета. Высота является одним из основных пара­метров навигационного режима полета и одним из тактических элементов вертолетной авиации.

Вся эта система на первый взгляд кажется довольно сложной. Этакая каша с эшелонами, высотами, давлениями, переходами, различными определениями и вариантами полета… Не все уж так элементарно :-). Но на самом деле и не все так плохо :-). Сам по себе принцип вертикального эшелонирования и правила его соблюдения достаточно стройны и хорошо отлажены.

Точное и своевременное выполнение всех необходимых действий – вопрос правильного обучения и постоянной практики, чем пилоты современной авиации и занимаются. А некоторую «кашу» в этом деле создают, как ни странно, границы между государствами. Для самолета они, вроде бы, преграды не составляют: перелетел и все. Но на деле не все так просто.

При пересечении границы далее приходится лететь по правилам, действующим в государстве, над которым летит самолет. А это значит, что возможно придется поменять высоту или эшелон, которые, кстати, могут выражаться в различных единицах измерения (в футах или в метрах). Сама система эшелонирования может быть другая и правила производства полетов могут отличаться и еще много чего другого :-).

А в Китае действует система RVSM (с 2007 года), но эшелоны нумеруются в метрах. Интересно, что когда у них была старая система метрического эшелонирования (до 2007 года), она все равно отличалась от принятой в СССР.

О системе RVSM я говорил в статье о ТСАS. Напомню, что это вновь вводимая система эшелонирования, в которой на определенном участке высот определены сокращенные интервалы между эшелонами. Это сделано для увеличения пропускной способности воздушного пространства. Вот так вот :-). Тесно в воздухе на самом-то деле…

Вобщем, во всем этом деле высотомеру принадлежит очень важная роль. Измерение и контроль высоты полета самолета вообще считается очень важной задачей, потому что от правильного ее выполнения напрямую зависит безопасность полетов. Исходя из этого на современном летательном аппарате средства измеряющие высоту полета (как и многие другие жизненно важные элементы) дублируются.

Высота полета в чем измеряется. RV 5+UVID+VD 15%E2%80%94Tu 154M 100. Высота полета в чем измеряется фото. Высота полета в чем измеряется-RV 5+UVID+VD 15%E2%80%94Tu 154M 100. картинка Высота полета в чем измеряется. картинка RV 5+UVID+VD 15%E2%80%94Tu 154M 100. Высота полета Я— расстояние по вертикали от уровня, приня­того за начало отсчета, до нижней точки вертолета. Она измеря­ется в метрах с помощью радио — и барометрических высотомеров. Ориентируясь по их показаниям, строят и выдерживают задан­ный профиль полета. Высота является одним из основных пара­метров навигационного режима полета и одним из тактических элементов вертолетной авиации.

Высота полета в чем измеряется. %D0%90 034 4 12 25ru. Высота полета в чем измеряется фото. Высота полета в чем измеряется-%D0%90 034 4 12 25ru. картинка Высота полета в чем измеряется. картинка %D0%90 034 4 12 25ru. Высота полета Я— расстояние по вертикали от уровня, приня­того за начало отсчета, до нижней точки вертолета. Она измеря­ется в метрах с помощью радио — и барометрических высотомеров. Ориентируясь по их показаниям, строят и выдерживают задан­ный профиль полета. Высота является одним из основных пара­метров навигационного режима полета и одним из тактических элементов вертолетной авиации.

В отличие от барометрического высотомера его показания не зависят от состояния атмосферы, никакое исходное давление ему для работы не нужно, и показывает он истинную высоту до поверхности, отличаясь к тому же большей точностью.

Единственно теоретически возможная неточность состоит в том, что сигнал от от передатчика направленный. А это значит, что при больших углах крена и тангажа (более 20 º )возможны ощутимые неточности в измерениях, потому как в этом случае сигнал попадает на поверхность под углом (как гипотенуза в прямоугольном треугольнике) и проходимое им расстояние оказывается больше, чем истинная высота полета.

Радиовысотомер представляет собой комплект электронной аппаратуры с антенной. В кабину экипажа на приборную доску выведен только индикатор, непосредственно показывающий высоту, а также обычно имеется система предупреждения об опасной высоте со звуковой и световой сигнализацией.

То есть радиовысотомер может входить в комплект систем предупреждения столкновения с землей (типа TAWS или ЕGPWS ) и являться их важной составляющей частью. Кроме того он существенно повышает возможность автоматизации процесса посадки.

На практике наибольшее применение получили так называемые высотомеры малых высот. Это приборы с частотной модуляцией сигнала, работающие в режиме непрерывной локации. С их помощью замеряются высоты примерно до 1500 м и используются они чаще всего при осуществлении захода на посадку. Как пример можно привести высотомеры РВ-3 (высота до 300 м ) и РВ-5 (высота до 750 м).

В настоящее время практически на каждом самолете (за исключением быть может легких поршневых) стоит как минимум один радиовысотомер. А зачастую их может быть и несколько. Причем они могут работать (как я уже сказал) в комплексе с другими самолетными системами.

Например, на самолете СУ-24 использовались два радиовысотомера. РВ-3МП – радиовысотомер малых высот и РВ-18А1 «Крона» — больших высот. На СУ-24М они были заменены на один высотомер, который совместил их функции РВ-21 «Импульс» (А-035).

То же самое можно сказать и про барометрические высотомеры. Они используются параллельно с радиовысотомерами и их тоже бывает иногда и больше одного 🙂 (в зависимости от конструкции летательного аппарата).

Высота полета в чем измеряется. UV 30 3 SVS72. Высота полета в чем измеряется фото. Высота полета в чем измеряется-UV 30 3 SVS72. картинка Высота полета в чем измеряется. картинка UV 30 3 SVS72. Высота полета Я— расстояние по вертикали от уровня, приня­того за начало отсчета, до нижней точки вертолета. Она измеря­ется в метрах с помощью радио — и барометрических высотомеров. Ориентируясь по их показаниям, строят и выдерживают задан­ный профиль полета. Высота является одним из основных пара­метров навигационного режима полета и одним из тактических элементов вертолетной авиации.

Указатель высоты УВ-30-3 от СВС-72.

Дело в том, что все более усложняющаяся практика самолетостроения превратила современные летательные аппараты в сложные технические комплексы. Системы управления, пилотажно-навигационные системы, системы вооружения (на военных самолетах), различные специализированные разведывательные комплексы.

Для своей работы все это оборудование требует исходных данных, в том числе и данные о воздушной обстановке (высота абсолютная и истнная, скорость приборная и истинная, число М и др.). Причем данные эти должны быть определенной точности и с учетом определенных условий, например, сжимаемости воздуха, температурного нагрева при торможении потока и т.д.

Обычные аэрометрические приборы не могут похвастаться достаточной точностью, кроме того большинство из них не выдают сигналов в электронной форме, которые требуются для специальных систем.

Для того, чтобы решить эти вопросы были созданы централизованные системы, которые измеряют (получая сигналы давления непосредственно от ПВД), обрабатывают и вычисляют (с учетом всех воздушных особенностей и поправок) параметры полета и окружающей воздушной обстановки. Все эти данные затем передаются на указатели в кабине (те, которые необходимы в полете) и в бортовые комплексы специализированного оборудования, обеспечивая их правильное функционирование.

Высота полета в чем измеряется. MIG25RU. Высота полета в чем измеряется фото. Высота полета в чем измеряется-MIG25RU. картинка Высота полета в чем измеряется. картинка MIG25RU. Высота полета Я— расстояние по вертикали от уровня, приня­того за начало отсчета, до нижней точки вертолета. Она измеря­ется в метрах с помощью радио — и барометрических высотомеров. Ориентируясь по их показаниям, строят и выдерживают задан­ный профиль полета. Высота является одним из основных пара­метров навигационного режима полета и одним из тактических элементов вертолетной авиации.

Высота полета в чем измеряется. 154%D1%83%D0%B2%D0%BE. Высота полета в чем измеряется фото. Высота полета в чем измеряется-154%D1%83%D0%B2%D0%BE. картинка Высота полета в чем измеряется. картинка 154%D1%83%D0%B2%D0%BE. Высота полета Я— расстояние по вертикали от уровня, приня­того за начало отсчета, до нижней точки вертолета. Она измеря­ется в метрах с помощью радио — и барометрических высотомеров. Ориентируясь по их показаниям, строят и выдерживают задан­ный профиль полета. Высота является одним из основных пара­метров навигационного режима полета и одним из тактических элементов вертолетной авиации.

Тоже ТУ-154, те же высотомеры плюс под буквой «В» указатель высоты УВО-15М1б (от системЫ СВС-ПН-15-4Б).

Высота полета в чем измеряется. tu160 uvo 1m vm 15 xx. Высота полета в чем измеряется фото. Высота полета в чем измеряется-tu160 uvo 1m vm 15 xx. картинка Высота полета в чем измеряется. картинка tu160 uvo 1m vm 15 xx. Высота полета Я— расстояние по вертикали от уровня, приня­того за начало отсчета, до нижней точки вертолета. Она измеря­ется в метрах с помощью радио — и барометрических высотомеров. Ориентируясь по их показаниям, строят и выдерживают задан­ный профиль полета. Высота является одним из основных пара­метров навигационного режима полета и одним из тактических элементов вертолетной авиации.

Высота полета в чем измеряется. su24m. Высота полета в чем измеряется фото. Высота полета в чем измеряется-su24m. картинка Высота полета в чем измеряется. картинка su24m. Высота полета Я— расстояние по вертикали от уровня, приня­того за начало отсчета, до нижней точки вертолета. Она измеря­ется в метрах с помощью радио — и барометрических высотомеров. Ориентируясь по их показаниям, строят и выдерживают задан­ный профиль полета. Высота является одним из основных пара­метров навигационного режима полета и одним из тактических элементов вертолетной авиации.

Высота полета в чем измеряется. Vertical separation. Высота полета в чем измеряется фото. Высота полета в чем измеряется-Vertical separation. картинка Высота полета в чем измеряется. картинка Vertical separation. Высота полета Я— расстояние по вертикали от уровня, приня­того за начало отсчета, до нижней точки вертолета. Она измеря­ется в метрах с помощью радио — и барометрических высотомеров. Ориентируясь по их показаниям, строят и выдерживают задан­ный профиль полета. Высота является одним из основных пара­метров навигационного режима полета и одним из тактических элементов вертолетной авиации.

По требованиям ICAO все воздушные суда должны передавать в автоматическом режиме данные о своей высоте. Если эти данные не формируются системой СВС (если ее нет на борту), то на борту должен быть высотомер (так называемый диспетчерский), который кроме визуальных показаний на циферблате также преобразует измерения барометрической высоты в электрический сигнал, который потом через самолетный ответчик получает диспетчер и видит у себя на экране воздушной обстановки.

Такого рода высотомеры используются сейчас на некоторых самолетах (в основном малой авиации), а также в качестве парашютных высотомеров для спортивных прыжков с парашютом. Однако, широкой практикой это на стало, потому что для вычисления нужно время (около секунды) и выдаваемый сигнал на больших скоротях спуска уже не соответствует действительному (несмотря на введение коррекции на скорость).

Вернемся, однако, к началу :-). Высота полета самолета… С одной стороны романтика, а с другой очень важный параметр, как с технической стороны, так и для безопасности. Высотомер – прибор, без которого не обходится ни один самолет.

Правда, на современных лайнерах пилотские кабины ощутимо изменились :-). Они теперь все стали «гладкие», простых циферблатов практически не увидишь, сплошные экраны, так сказать, «голая цифра». Удобно это с точки зрения эксплуатации или нет – не мне судить :-). Тем более, что принципы полетов остались такими же. Все те же высоты и эшелоны, все те же давления. И высотомеры все теже, быть может с несколько измененным внешним видом.

Высота полета в чем измеряется. A320 214coc. Высота полета в чем измеряется фото. Высота полета в чем измеряется-A320 214coc. картинка Высота полета в чем измеряется. картинка A320 214coc. Высота полета Я— расстояние по вертикали от уровня, приня­того за начало отсчета, до нижней точки вертолета. Она измеря­ется в метрах с помощью радио — и барометрических высотомеров. Ориентируясь по их показаниям, строят и выдерживают задан­ный профиль полета. Высота является одним из основных пара­метров навигационного режима полета и одним из тактических элементов вертолетной авиации.

Кабина А320-214. Гладкая.

Высота полета в чем измеряется. il86coc. Высота полета в чем измеряется фото. Высота полета в чем измеряется-il86coc. картинка Высота полета в чем измеряется. картинка il86coc. Высота полета Я— расстояние по вертикали от уровня, приня­того за начало отсчета, до нижней точки вертолета. Она измеря­ется в метрах с помощью радио — и барометрических высотомеров. Ориентируясь по их показаниям, строят и выдерживают задан­ный профиль полета. Высота является одним из основных пара­метров навигационного режима полета и одним из тактических элементов вертолетной авиации.

А вот это кабина ИЛ-86. Все по-старому.

Пожалуй, на сегодня все. Надеюсь всем все было понятно. Если есть какие-то неясности, пишите, обязательно разберемся :-).

В заключение два видео ролика. В первом общий рассказ о высотомерах, а во втором показана работа реального радиовысотомера в комплекте с авиасимулятором. По-моему довольно эффектно и понятно :-).

Источник

Высота полета. Устройство и применение высотомеров

Высота полета в чем измеряется. . Высота полета в чем измеряется фото. Высота полета в чем измеряется-. картинка Высота полета в чем измеряется. картинка . Высота полета Я— расстояние по вертикали от уровня, приня­того за начало отсчета, до нижней точки вертолета. Она измеря­ется в метрах с помощью радио — и барометрических высотомеров. Ориентируясь по их показаниям, строят и выдерживают задан­ный профиль полета. Высота является одним из основных пара­метров навигационного режима полета и одним из тактических элементов вертолетной авиации.

ВЫСОТА ПОЛЕТА. УСТРОЙСТВО И ПРИМЕНЕНИЕ ВЫСОТОМЕРОВ.

Высота полета.

Высотой полета называется расстояние до самолета, отсчитанное по вертикали от некоторого уровня, принятого за начало отсчета.

Высота полета в чем измеряется. image001 170. Высота полета в чем измеряется фото. Высота полета в чем измеряется-image001 170. картинка Высота полета в чем измеряется. картинка image001 170. Высота полета Я— расстояние по вертикали от уровня, приня­того за начало отсчета, до нижней точки вертолета. Она измеря­ется в метрах с помощью радио — и барометрических высотомеров. Ориентируясь по их показаниям, строят и выдерживают задан­ный профиль полета. Высота является одним из основных пара­метров навигационного режима полета и одним из тактических элементов вертолетной авиации.

Высота полета измеряется барометрическим, радиотехническим, инерциальным и электростатическим методами. Основными методами являются барометрический и радиотехнический.

Барометрический метод измерения высоты

Барометрический метод основан на использовании закономерного изменения атмосферного давления с высотой. Зависимость давления воздуха от высоты до 11000 м выражается формулой

Высота полета в чем измеряется. image002 116. Высота полета в чем измеряется фото. Высота полета в чем измеряется-image002 116. картинка Высота полета в чем измеряется. картинка image002 116. Высота полета Я— расстояние по вертикали от уровня, приня­того за начало отсчета, до нижней точки вертолета. Она измеря­ется в метрах с помощью радио — и барометрических высотомеров. Ориентируясь по их показаниям, строят и выдерживают задан­ный профиль полета. Высота является одним из основных пара­метров навигационного режима полета и одним из тактических элементов вертолетной авиации.

Решая это уравнение относительно высоты, получим:

Высота полета в чем измеряется. image003 83. Высота полета в чем измеряется фото. Высота полета в чем измеряется-image003 83. картинка Высота полета в чем измеряется. картинка image003 83. Высота полета Я— расстояние по вертикали от уровня, приня­того за начало отсчета, до нижней точки вертолета. Она измеря­ется в метрах с помощью радио — и барометрических высотомеров. Ориентируясь по их показаниям, строят и выдерживают задан­ный профиль полета. Высота является одним из основных пара­метров навигационного режима полета и одним из тактических элементов вертолетной авиации.

где R-газовая постоянная (29, 27 м/град).

Из формулы видно, что измеряемая высота является функцией четырех параметров: давления на высоте полета Pн, давления и температуры на уровне начала отсчета высоты Pо и Tо и температурного градиента tгр.

Если принять параметры Pо, Tо и tгр постоянными, то высоту можно определить как функцию атмосферного давления. Давление на высоте полета можно измерить непосредственно на самолете с помощью барометра (анероида). Шкала барометра градуируется в единицах высоты полета, такой прибор называется барометрическим высотомером.

Назначение и устройство барометрических высотомеров

Барометрические высотомеры предназначены для определения и выдерживания высоты полета. На летательных аппаратах устанавливаются двухстрелочные высотомеры ВД-10, ВД-17, ВД-20. Все они построены по одинаковой схеме и отличаются друг от друга главным образом диапазоном измерения.

Основными узлами высотомера являются чувствительный элемент, передаточно-множительный механизм, индикаторная часть, механизм установки начального давления, герметический корпус.

Внешний вид и кинематическая схема высотомера ВД-17 показаны на Рис. 2и Рис. 3. В качестве чувствительного элемента в приборе применен анероидный блок, состоящий из двух коробок 1 (см. Рис. 3).

Высота полета в чем измеряется. image004 69. Высота полета в чем измеряется фото. Высота полета в чем измеряется-image004 69. картинка Высота полета в чем измеряется. картинка image004 69. Высота полета Я— расстояние по вертикали от уровня, приня­того за начало отсчета, до нижней точки вертолета. Она измеря­ется в метрах с помощью радио — и барометрических высотомеров. Ориентируясь по их показаниям, строят и выдерживают задан­ный профиль полета. Высота является одним из основных пара­метров навигационного режима полета и одним из тактических элементов вертолетной авиации.

Высота полета в чем измеряется. image005 52. Высота полета в чем измеряется фото. Высота полета в чем измеряется-image005 52. картинка Высота полета в чем измеряется. картинка image005 52. Высота полета Я— расстояние по вертикали от уровня, приня­того за начало отсчета, до нижней точки вертолета. Она измеря­ется в метрах с помощью радио — и барометрических высотомеров. Ориентируясь по их показаниям, строят и выдерживают задан­ный профиль полета. Высота является одним из основных пара­метров навигационного режима полета и одним из тактических элементов вертолетной авиации.

Рис. 2 Внешний вид высотомера ВД-17

Рис. 3, Кинематическая схема высотомера ВД-17

При изменении высоты полета изменяется давление воздуха, окружающего самолет. Изменение давления через штуцер в корпусе передается во внутреннюю полость прибора, в результате чего происходит деформация коробок блока, вызывающая перемещение верхнего центра 2. Это перемещение посредством тяги 7,

Высота полета в чем измеряется. image006 48. Высота полета в чем измеряется фото. Высота полета в чем измеряется-image006 48. картинка Высота полета в чем измеряется. картинка image006 48. Высота полета Я— расстояние по вертикали от уровня, приня­того за начало отсчета, до нижней точки вертолета. Она измеря­ется в метрах с помощью радио — и барометрических высотомеров. Ориентируясь по их показаниям, строят и выдерживают задан­ный профиль полета. Высота является одним из основных пара­метров навигационного режима полета и одним из тактических элементов вертолетной авиации.

Рис. 4. Кинематическая схема высотомера ВД-20

Большая стрелка прибора показывает по шкале высоту полета самолета в метрах. Эта стрелка делает полный оборот при изменении высоты на 1000 м. Малая стрелка прибора показывает высоту полета в километрах. Она делает один полный оборот при изменении высоты на 10000м.

При помощи кремальеры 33 в прибор можно вводить поправки на изменение барометрического давления.

Погрешность прибора у земли ±20 м, а на высоте 17000м±300м.

Для уравновешивания отдельных узлов механизма высотомера поставлен пружинный балансир 24. Погрешность в показаниях прибора, возникающая вследствие изменения упругих свойств анероидных коробок в зависимости от их температуры, устраняется с помощью биметаллических температурных компенсаторов 5 и 25.

Погрешность прибора минимальна у Земли и составляет ±20 м и максимальна на высоте 20 км (±350 м).

Высотомер ВД-10 предназначен для измерения высоты от 0 до 10000 м. Погрешность ВД-10 у Земли составляет ± 15 м, а на высоте 10 км достигает ± 120 м.

Ошибки барометрических высотомеров

Барометрическим высотомерам присущи инструментальные, аэродинамические и методические ошибки.

Инструментальные ошибки DHинстр возникают вследствие несовершенства изготовления механизма высотомера, износа деталей и изменения упругих свойств чувствительного элемента. Они определяются в лабораторных условиях. По результатам лабораторной проверки составляются таблицы, в которых указываются значения инструментальных поправок для различных высот полета.

Аэродинамические ошибки а являются результатом неточного измерения атмосферного давления на высоте полета из-за искажения воздушного потока в месте его приема, особенно при полете на больших скоростях. Эти ошибки зависят от скорости полета, типа приемника воздушного давления и места его расположения, они определяются при испытаниях самолетов и заносятся в таблицу поправок. В целях упрощения инструментальные и аэродинамические поправки суммируются, и составляется таблица показаний высотомера с учетом суммарных поправок, которая помещается в кабинах самолета.

Методические ошибки обусловлены несовпадением фактического состояния атмосферы с данными, положенными в основу расчета шкалы высотомера: давление воздуха Ро = 760 мм рт ст., температура t0=+15° С, температурный вертикальный градиент tгр = 6,5° на 1000 м высоты.

Причиной второй составляющей методической ошибки DНтемп является несоответствие фактического распределения температуры воздуха с высотой стандартным значениям, принятым в расчете механизма высотомера. Температурная ошибка особенно опасна при полетах на малых высотах и в горных районах в холодное время года. В практике считают, что для малых высот каждые 3° отклонения фактической температуры воздуха от стандартной вызывают ошибку, равную 1% измеряемой высоты. Обычно методическая температурная поправка учитывается с помощью навигационной линейки НЛ-10М или навигационного расчетчика НРК-2.

Для определения истинной высоты полета необходимо учитывать поправку на рельеф пролетаемой местности, которая определяется

Наэр абсолютная высота аэродрома взлета.

где Нотн относительная высота.

Определение истинной и приборной высоты при полете по маршруту

Первый вариант. Давление на уровне пролетаемой местности известно и установлено на высотомере, темпера тура в воздухе известна. В этом случае истинная высота полета определяется по формуле

Расчет приборной высоты для заданной истинной высоты производится в обратном порядке

Второй вариант. Давление и температура у земли в районе пролетаемой местности неизвестны; на высотомере установлено давление аэродрома взлета.

Тогда истинная высота полета определяется по формуле:

Определение приборной высоты при заданной истиной производится по формуле:

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *