Высокоуровневый вход сабвуфера что это
Высокоуровневое подключение сабвуфера: будет ли разница в громкости?
Вот интересует такой вопрос? Что если активный сабвуфер подключить по высокоуровнему входу к AV-ресиверу? В ресивере имеется выход для сабвуфера. Что из этого получится?
Просто читал, что люди писали: можно сабвуфер подключить на фронты AV-ресивера, а колонки в сабвуфер. Или же от сабвуфера проводами к фронтам на колонки.
Просто интересно, какое подключение правильней и что оно даст? Будет ли слышна разница по громкости сабвуфера и качеству звука?
Ответы
Выскажу свою точку зрения.
При использовании сабвуфера в трифонике ( в стереосистеме) для прослушивания музыки сабвуфер к системе лучше всего подключать по высокому уровню,т.е. к тем же акустическим клеммам, куда подключены Ваши фронтальные АС или стерео пара к интегральному стерео усилителю.
В этом случае Ваш сабвуфер получает точно такой же сигнал, как и Ваши колонки и в этом случае от трифоника легче получить более слитный и согласованный звук в стерео системе.
Но, далеко не все сабвуферы допускают одновременное подключение сабвуфера к системе и по низкому и по высокому уровню, а самое главное, что для достижения оптимального звучаниясаба в стерео (трифоник) и в системе ДК по LFE каналу для сабвуфера требуются совершенно разные настройка баса, а следовательно на самом сабвуфера должна быть возможность независимых регулировок для звуковых настроек баса сабвуферадля низкого и высокого подключения. А такими возможностями обладают далеко не все сабвуферы. Как пример таким сабам можно привести саб машины фирм MJACOUSTICS и REL.
В Вашем случае сабвуфер SONY нельзя одновременно подключать и по низкому и по высокому уровню, это может привести к выходу из строя самого сабвуфера или Вашего AV ресивера, так что подключайте по каналу LFE и все будет работать более ии менее нормально, на сколько позволяет класс данного саба.
Спасибо за советы Вам всем.
Просто у меня две пары колонок и саб и я слушаю музыку.Но вы говорите что для трифоника лудще высокоуровень.А хотелось бы задействовать все четыре колонки но по повысокоуровню что играло все равномерно.
Хорошо.Наверное не так написал.Как задействовать четыре колонки и саб чтобы они играли равномерно по громкости для музыки от ав ресивера?
для стерео нужно ДВЕ колонки.
Да просто хотел более объемного звука в музыке.Две колонки стоят возле телевизор,а две за диваном на стене друг на против друга
Включите на ресивере режим All channel stereo, это будет намного правильней, чем колхозить разные варианты подключения.
Андрей, музыку СТЕРЕО слушают на ДВУХ колонках. потому она и называется СТЕРЕО.
Как писал г-н Миша Кучеренко в своей книге, «стерео» с греческого переводится как твёрдый, устойчивый:))
Доброго Вам дня и желания воспользоваться поиском на сайте. Все типы подключения сабов здесь обсуждались десятки, если не сотни раз.
В ресивере имеется вход для Саба
Может не вход а выход?
Высокоуровневое подключение, при наличии таковой функции у сабвуфера, подразумевает подключение саба отдельным кабелем непосредственно на выходные клеммы усилителя/рессивера, или на входные клеммы акустики. Таким образом, и акустика и саб будут получать единый сигнал с Вашего источника усиления.
Я понял.Да,только что прочитал много тем сдесь про это.Но все равно не пойму.Нужно Саб подключить на оба фронта ресивера,а напольные колонки в Саб? Или же провода от Саба подключить на клеммы обеих фронтов ресивера куда подсоеденены напольники?
Какой собственно саб и какие у него коммутационные возможности?
Sony sa cs 9.есть возможность lfe подключения.И есть высокоуровневые входа и выходы
А паралельно я правильно понимаю?От Саба in правый +- к фронту ресивера правого +-, а левый in на Сабе к фронту ресивера левый+-?
При наличии АВ-ресивера пользуйтесь низкоуровневым подключением. К тому же саб не прямо таки высокого класса. Высокоуровневое подключение обычно используют с усилителями, не имеющими выхода на сабвуфер.
Или же от Саба in к фронтам ресивера,а напольники к out Саба?
Та я и пользуюсь низкоуровневым.Да.саб не ахти.Просто хотел узнать будет ли разница
Я это просто к чему? Когда не было ресивера,я данный Саб подключал к муз.центру по высокоуровнему.И так и так.Счас Саб подключен к ав ресиверу по lfe и такое чувство,что он как то играет тише
Так и должно быть, это нормально.
А по высокому будет громче?Или же это бессмысленно?Для музыки.
Да, обычно так громче.
А как будет впринципе самое оптимальное.Подкинуть Саб на оба фронта. Саб подкинуть на фронта,а колонки в Саб.Или же по lfe?
А я использую, вы не поверите, 4 сабвуфера! 2 подключены по LFE (у меня в ресивере 2 выхода), а два к высокоуровневые выходам ресивера в режиме bi-amping, т.е. дублируют фронтальные колонки. Ну люблю я бас! В результате и в многоканале баса достаточно, и в стерео тоже. При этом в стерео работают только те, которые подключены к колоночным выходам, а в многоканальном варианте все 4!
Из ресивера провод в сабвуфер (in),с клемм (out) сабвуфера подключаете ас (одну пару) и всё..
И будут работать 4 колонки и саб?А ресивер не сгорит?
Без разницы, как Вы подключите две пары АС на ОДИН выход ресивера, через высокоуровневый вход-выход саба или напрямую к фронтальным клеммам ресивера параллельно две пары АС. В любом случае Вы будете излишне нагружать усилители Вашего ресивера или он вообще не будет работать,т.к. суммарный импеданс параллельно подключенных к ресиверу АС может быть ниже нижнего предела импеданса АС, с которыми может работать усилитель ресивера, а это не ниже 6-4 Ом. При параллельном подключении 6 Ом АС общий импеданс будет равен 3 Ом и менее, а при 4 Ом колонках общий импеданс будет равен 2 Ом, Ваш ресивер в лучше случае «уйдет» в защиту, а в худшем-попросту сгорит! Никаки 4 колонки подключенные к одному стерео выходу не дадут никакого дополнительного объема звучания в стерео, сделают звук только хуже!)))
А почему на один выход ресивера?На Сабе два выхода и два входа высокоуровневых.И цеплять на правый и левый канал ресивера
ну если вы не сторонник просто долбежки со всех сторон ))))
Имеется в виду два высокоуровневых входа и выхода на сабвуфере! Усилитель в сабвуфере работает только на НЧ драйвер саба. А при подключении АС к высокоуровнему входу от клемм ресивера пассивный кроссовер в сабе срезает бас на 80Гц и далее подает сигнал на акустичнские(высокоуровневые) выходы на колонки, а через делитель часть сигнала приходит на усилитель сабвуфера для работы НЧ динамика саба.
Две,для стерео только две.
Только авторизованные пользователи могут отвечать на вопросы, пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.
Ущербность высокоуровневого входа для сабвуфера
Собственно, в одном из предыдущих постов другой комментатор уже озвучивал проблему — как может трифоник играть правильно, если при подключении по ВУ усилитель ничего не знает о существовании сабвуфера и колонки играют одинаковый с ним диапазон.
Во-первых, могут возникнут фазовые искажения в момент проигрывания колонками и саб-ом одинаковых частот.
Во-вторых, НЧ одного диапазона, воспроизводимые одновременно могут удваиваться, что порождает бумкающий или гудящий гипертрофированный бас.
То есть правильное ВУ-подключение не может существовать без ВУ-выхода, которого нет ни в одном «модном» сабвуфере вроде REL
Пару картинок для наглядности:
ВУ курильщика (без выхода):
ВУ здорового человека:
Ответы
С этим же рентгентовским снимком ходил к врачам.
1) курение (наличие сабвуфера) даже не подразумевает разгрузку усилителя/АС по НЧ. Пущай напрягаются как обычно. При хороших сигаретах (сопряжении саба с АС) будет слегка говоу кружить от насыщенности правильности качественности НЧ.
2) курение сигарет без фильтра дает чистый дым без примесей/привкусов. Доктор REL везде об этом пишет. ВУ подключение дает натуральный бас сохраняя тональный баланс.
3) Сигаретный фильтр, как можно видеть из снимка здорового человека, обедняет дым. Фильтр ведь может быть с активными элементами, которые реагируют на состав дыма и химическим способом могут нейтрализовать некоторые его компоненты, а не только пассивно задерживать крупные смоляные частицы. Это неизбежно меняет вкус дыма. Тональный баланс связки усь-АС будет уже не торт.
3а) Х.з. как вейперы живут, у которых тринновы/аудио_контролы активно фильтруют не то что НЧ, а весь диапазон и все АС. Ну там вейперские_приблуды за много денег, наверное терпимо. Для себя реишл, что за много денег процессинг можно. За мало денег процессинг плохо.
4) Курят с фильтром только зрители кино. Слушающие музыку курят беломорканал или сигары.
Фото с недавнего прослушивания поциента
Ну марка точно не говенная. Этож один из лучших практикующих врачей в мире. Надо разбираться.
Олег, вы никак не можете выучить как вставлять цитату? Копируетето, что ван нужно, нажимаете «Цитата», в поле ответа вставляете скопированное. Потом Enter’ом переходите на следущую строку, и опять нажимаете «Цитата». По-моему всё вполне легко.
ага, спасибо. эта функция криво работает на этом форуме, все время забываю, как надо
Слово пАциент пишется через А!)))
То, о чем написано выше, простите, но это не соответствует реальной действительности.
Во первых, регулятор уровня на сабвуферах REL имеет рабочую шкалу максимум до половины регулятора уровня. Настройка и установка сабвуфера дело не простое и то место, где изображен саб на фотографии может быть далеко от оптимального в конкретной комнате, вне зависимости от акустической подготовки комнаты.
И самое главное, что многие начинающие меломаны просто не имеют представления о качественном басе. Они привыкли в бубняще-бухающим басам музыкальных бумбоксов или автомобильных сабвуферов, где проезжающая мимо тебя машины «бухает» на всю улицу и сам автомобиль «подпрыгивает» и дребезжит на НЧ вместе с «гулом» от сабвуфера. )))
И конечно же, на REL есть высокоуровневое подключение с помощью кабеля Нутрик Спикон и трех проводного кабеля, но видимо продавцы в магазине, которые демонстрировали Вам сабвуфер,либо не знают о его существовании, либо просто не захотели «заморачиваться» с правильным подключением и настройкой сабвуфера. )))
под регулятором уровня я имел в виду регулятор громкости, он был установлен чуть более, чем наполовину
И конечно же, на REL есть высокоуровневое подключение с помощью кабеля Нутрик Спикон и трех проводного кабеля
и конечно же, только вы один самый умный и догадливый
Об этом просто нужно знать!))) А догадки,это сфера деятельности экстрасенсов или полных дилетантов. )))
Есть такая пословица-«Если ты такой умный,то почему тогда такой бедный?»
Вот у меня к вам похожий вопрос.Почему при наличии такого могучнго ума и интеллекта вы не в состоянии
купить приличную технику,да и КДП у вас скорее напоминает кладовку и при этом вы еще троллите и оскорбляете
таких людей как Аlex,который является одним из основных экспертов на сайте.
Rec out мне кажется есть почти у каждого усилителя, как и частота среза, регулируется почти у каждого саба.
это вы так «внимательно» читаете?
Только вот зачем городить огород, когда Rec-out низкоуровневый есть почти у всех усилителей?
Какое отношение REC-out имеет к сабвуферам и к внешнему усилению? Это LINE без регулировки громкости же
Саб вроде как активный, и на нём своя регулировка громкости?
правильное ВУ-подключение не может существовать без ВУ-выхода
так оно и есть (фото 2). а что, это кто-то опровергает?
REL опровергает, своим существованием))
НЧ полочники просто не воспроизводят
от 40 Гц все приличные умеют. только без сабвуфера звук не тот, это правда
полочники-единственное оправдание использования саба в стереосистеме.
правильное ВУ-подключение не может существовать без ВУ-выхода
А правильное ЛУ подключение почему-то может? ( я заметьте не о всякой кинотеатральной хрени с LFE каналами говорю)
Опять песня про белого бычка )))
вы это о чём? О REC-out? Так его у меня нет
Кабели на сабвуфер подключены кожному их выходов преда
при ЛУ можно хотя бы тембром ограничить НЧ на АС.
при ЛУ можно хотя бы тембром ограничить НЧ на АС.
да я могу и сабом НЧ нафиг отрезать:
Fixed 80Hz high-pass crossover (RCA output)
только в толк не пойму, за каким чёртом мне могло бы понадобится это делать
вроде у саба достаточно настроек для того чтоб «сшить» его с АС
кто-то не понимает, зачем саб в «стерео» (и правильно делает).
Давайте ещё уйму всего на прохождении сигнала повесим, это ему наверное на «пользу» )))
Только авторизованные пользователи могут отвечать на вопросы, пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.
Вопрос про высокоуровневое подключение
1. Колонки к сабу цепляют именно при подключении по высокому уровню. В этом случае на саб подается «колоночный» сигнал, и (иногда!) чтобы дополнительно не тянуть провода, колонки подключают к сабу. Т.е. вариант 1: от усилителя от каждого канала колоночный провод идет к своей колонке. И от каждого канала еще один колоночный провод идет к сабу. Итого от усилителя идет 4 провода. 2 к колонкам, 2 к сабу. Вариант 2: от усилителя от каждого канала колоночный провод идет к сабу. А от саба идут провода к колонкам. Т.е. получается, что саб подключен в колоночный провод «по пути» от усилителя к колонке. Иногда так проще.
Громкость колонок регулируется на усилителе. Саб из этого колоночного сигнала находит свои частоты и воспроизводит их.
Цитата |
---|
Поэтому в качественных сабах такое могут и вообще не делать. |
Алексей успокойся, человек музыку не слушает, судя по логину и в аудио ничего не понимает, судя по посту.
Советую скачать инструкцию на Рел, там все замечательно расписано по настройкам, без пульта конечно тяжело, советую настройку делать вдвоем, один слушает и командует, второй настраивает. Но для музыки лучше настроить по высокому, для более точной подстройки.
Цитата |
---|
1. Колонки к сабу цепляют именно при подключении по высокому уровню. В этом случае на саб подается «колоночный» сигнал, и (иногда!) чтобы дополнительно не тянуть провода, колонки подключают к сабу. Т.е. вариант 1: от усилителя от каждого канала колоночный провод идет к своей колонке. И от каждого канала еще один колоночный провод идет к сабу. Итого от усилителя идет 4 провода. 2 к колонкам, 2 к сабу. Вариант 2: от усилителя от каждого канала колоночный провод идет к сабу. А от саба идут провода к колонкам. Т.е. получается, что саб подключен в колоночный провод «по пути» от усилителя к колонке. Иногда так проще. |
Громкость колонок регулируется на усилителе. Саб из этого колоночного сигнала находит свои частоты и воспроизводит их.
Высокоуровневый вход и LFE канал сабвуфера
Высокоуровневый вход и LFE канал сабвуфера
Re: Высокоуровневый вход и LFE канал сабвуфера
Именно в кино (DVD) как раз все спец эффекты (для саба) в LFE и записаны..
ПАРА СЛОВ об L.F.E
Re: ПАРА СЛОВ об L.F.E
А кто-нить пробывал Рел подключать сразу к 2 входам.
З.Ы. Повторюсь, обладателей Наутилусов вышесказанные замечания не касаются.
Re: Высокоуровневый вход и LFE канал сабвуфера
Согласен с Tonic, при одновременном подключении по высокой и по низкой частоте саб в кино работает не только когда работает LFE канал, а намного больше и это очень ощутимо, кроме того для перехода в трифоник надо просто переключить фазу и в работе остается только высокая частота с настроенным уровнем среза.
To all: Если кто может, то киньте ссылку на статью Лорда, о которой тут идёт речь.
То же самое относится к ЛЮБОМУ ресиверу (у моего denon 1604, например, всё так же). Ни о каком THX здесь речь не идёт. Не знаю, откуда у Tonic эти сведения..
А что касается того, что откуда у меня такие сведение по THX то зайди на ихний буржуйский сайт и все станет ясно.
Извини но адрес не помню.
И еще!
Именно по той причине, что в THX все ниже 80 герц идет на саб, то так же они рекомендуют использовать два сабвуфера.
..А посему, с какими-либо другими сабами (возможно даже лучшими чем РЕЛ) мы лишаемся трифоника. и слушаем фронты «как они есть». Ну или иначе каждый раз лазить в саб и поочередно включать/отключать Hi/Low, что очень неудобно.
Теперь считаем варианты:
1. хорошие фронты (не менее 1500 у.е.) + саб для кино (300-400 у.е.) = не менее 1800-1900 у.е.(приблизительно)
2. Средние фронты (500-700 у.е.) + саб РЕЛ (700 у.е.) = 1200-1400 у.е. (тоже конечно приблизительно, но все равно меньше чем в первом варианте). Оставшиеся деньги тратим например на отдельный сидюк (имхо).
2) Система опять же не того класса, чтобы ощутить преимущества режима direct, особенно в средней российской квартире (не говоря уж о средних российских ушах, привыкших к нашему «хай-фаю»).
3) = (1) + (2): АХ3 (как и большинство ресиверов данной категории) и выделяет по умолчанию басы в LFE потому что так рациональней.
4) Высокий вход нужен сабу только при использовании его в составе трифоника со стерео-cd (тут с LFE туго). Тогда уже кроссовер саба позволяет состыковать его с парой колонок (и полочных и напольных).
А я и не утверждаю что АХ3 самый лучший в мире.
В теме ведь обсуждается назначение Hi и Low входов у саба, и их целесообразность.
Я лишь высказал свое мнение о неплохой возможности иметь в сабе одновременное подключение по обоим входам.
А начет «пираток» и «фирмы» (но не лицензии!) так могу Вам сказать, что даже с моими «российскими» ушами, привыкшими к «нашему» хай-фаю, даже на Пионере 656+АХ3+Инфинити Альфа 40+РЕЛ прекрасно слышна разница. И не только мне. Специально зазывал в гости людей имеющих технику по стоимости на порядок больше моей, в том числе слушающих лампу и винил, чтобы так сказать оценили соотношение цена/качество. Комплект получал не ниже оценки «4». Причем народ положительно отзывался о сабе именно в трифонике.
Признаю.. Возможно загнул с соотношением стоимости акустики 1500 у.е. и саба за 300-400 у.е. Но это ведь так. Я хотел просто озвучить предположение, что имея средний ресивер и среднюю акустику + неплохой саб с одновременными подключениями можно добится лучших результатов чем без оного (всмысле такого саба).
«Я имел в виду, что слушать стерео (если уж говорить о качестве) надо не на бюджетном ресивере/dvd/колонках и сабе, а за эти деньги купить cd + усилок + стереопару с хорошим сабом. Система выйдет намного качественней. И можно забить на кино, а слушать музыку через direct.»
. Да и по большому счёту: а на фига в музыке трифоник нужен то? Если средних размеров полочники нормального исполнения линейно с 60 ГЦ работают? Для музыки в принципе уже достаточно. А напольники и от 35 Гц тащат. Для кино да, саб необходим.
Сабвуфер в домашней Hi-Fi системе: практическая часть
Что ж, друзья, довольно теории. Переходим к практике. В этой статье я максимально подробно постараюсь описать все манипуляции, которые позволили мне успешно интегрировать сабвуфер в домашнюю систему.
Полагаю, что у большинства обывателей при упоминании слова «сабвуфер» в голове сразу же возникает картина неистово скачущего драйвера, в такт которому кулаком о стену подыгрывает сосед; дребезжащая мебель, плачущие дети и жена, грозящая разводом. Даже среди моих товарищей, с которыми я поделился радостью после приобретения сабвуфера, оказались те, кто в ответ поинтересовался: «А соседи как? Не ругаются?» Нет, представьте себе, не ругаются. И сейчас я постараюсь в деталях объяснить, почему.
О сабвуфере
Решение было осознанным и вполне созревшим. Знакомый меломан, уже обладающий трифоником, только подливал масла в огонь. Позже, в ходе одного из тестов аудиоаппаратуры, мне довелось объединить и настроить трифоник собственноручно. Конечно же, желание применить этот практический навык в домашних условиях только усилилось.
И вот, наконец-то, заветный день настал.
Мой выбор остановился на сабвуфере в закрытом ящике M&K Sound SB12. Черный глянцевый красавец, под стать моей полочной акустике. Размеры саба не очень-то скромные: высота и ширина — 381 мм, глубина — 438 мм. Вес при этом превышает 20 кг.
На лицевой панели расположен 12-дюймовый драйвер из целлюлозы. Боковые и верхняя панели остались нетронутыми. На нижней панели установлено пять резиновых опорных ножек. Тыльная сторона разместила на себе все имеющиеся у саба терминалы подключения, элементы управления и радиатор охлаждения. Пиковая мощность, которую указал производитель — 250 Вт. Частотный диапазон: 20–200 Гц.
Касаемо функционала, опишу лишь те нюансы, с помощью которых было осуществлено подключение, настройка и доводка сабвуфера.
Тумблер питания имеет три положения: «On», «Off» и «Auto». Последний режим пришелся очень кстати — сабвуфер сам включается при поступлении входящего сигнала и так же сам отключается, когда сигнал какое-то время отсутствует. В моем сценарии эта опция оказалась востребована.
Регулировка фазы плавная: от 0 до 180. Регулировка кроссовера реализована от 40 Гц до положения «Bypass», когда кроссовер дает сабу полную волю. Последний регулятор управляет громкостью сабвуфера.
Ниже расположились две пары терминалов подключения по высокому уровню. Еще ниже — идентичные две пары терминалов, но другого предназначения. С их помощью можно подключить к сабу стереопару.
Подключение и настройка
1. Подключение сабвуфера через высокоуровневый вход
Я использую интегральный усилитель, в котором нет специального выхода для сабвуфера. Так что в моем случае подключение будет реализовано через высокоуровневый вход сабвуфера. Для этого в закромах был найден медный кабель сечением 4 кв.мм.
Один из его концов я подключил к усилителю, взяв «-» с левого канала и «+» с правого. На сабвуфере подключение произвел аналогичным способом: на верхней паре клемм использовал черный терминал левого канала и красный терминал правого.
Кабель питания подключен в сеть, тумблер питания установлен в положение «Auto». По окончании этих нехитрых манипуляций саб включился и заиграл, когда на него поступил сигнал от интегральника.
2. Поиск места для сабвуфера
Место для установки сабвуфера было определено интуитивно еще до того, как саб оказался у меня. Как бы странно это ни звучало, но мой выбор полностью оправдал ожидания. Сейчас объясню, в чем дело.
Видимо, вследствие специфики моей комнаты для прослушивания, после определенного уровня громкости воображаемая сцена начинала смещаться левее от центральной точки. Приходили в голову самые ужасные мысли — к примеру, неисправность драйвера на левой колонке. Но развеялись такие мысли быстро и легко: поменяв полочники местами, я услышал все тот же эффект — сцена «уезжает». При рокировке каналов усилителя эффект также сохранялся.
Видимо, пустой угол в левом верхнем углу комнаты (см. схему ниже) после определенного уровня громкости вносил в звук свои коррективы. План был таков: урегулировать этот резонанс в левом углу размещением сабвуфера ближе к правому спикеру. И план сработал! По прошествии нескольких минут упражнений с 20-кг ящиком оптимальное место было определено.
Сабвуфер стоит правее от центра комнаты, по линии АС. Динамик его направлен на диван. Вариант, когда саб стоит еще ближе к правому спикеру, мне не понравился. Все-таки, несмотря на бытующее мнение о том, что низкочастотное излучение до определенных частот не локализуется в пространстве, моим слухом саб определяется как источник звука.
И общая звуковая картина выглядит гармоничнее, когда сабвуфер расположен ближе к центру, по линии АС. Таким образом, я, как говорится, «убил двух зайцев», удовлетворив данным расположением саба обе свои хотелки.
3. Поиск фазы
Следующий этап — регулировка фазы. Перед тем, как приступить к решению этой задачи, я повернул регулятор громкости сабвуфера в его максимальную позицию, чтобы бас был слышен «во всей красе». В положении «180» низкие частоты заполнили помещение полностью, заставив кое-какую мебель дрожать от восторга.
В положении «0» деградация НЧ была слышна невооруженным ухом. Саб, в силу гораздо большей отдачи по низким частотам в сравнении с полочниками, не только смог подавить их бас, но и вырваться из их плена. Результат такой настройки печален — звук, словно «из бочки». К тому же, на передний план выходят средние и высокие частоты. В общем, с этой настройкой определиться достаточно просто, даже не имея какого-либо опыта.
Кроме того, в целях эксперимента были опробованы разные положения фазы в пределах «0–180». Полезных результатов такой эксперимент не принес: по мере продвижения регулятора в сторону позиции «0» бас ослабевал, так как постепенно смещался в противофазу с акустикой.
Таким образом, очередная настройка сабвуфера прошла успешно.
4. Работа с кроссовером
Настало время определиться с не менее важным параметром — установкой частоты среза на кроссовере саба.
Но стоит учесть еще один момент: резонанс комнаты, на мой слух, совпадает с настройкой фазоинвертора. Примерно на 55 Гц в комнате для прослушивания ощущается довольно неприятный гул. Сглаживает ситуацию тот момент, что этот резонанс дает о себе знать только на достаточно высокой громкости, которая выше той, что я использую для длительного прослушивания.
Таким образом, первая из настроек кроссовера, которая пришла мне на ум, это крайнее левое положение регулятора — 40 Гц. Несколько коротких прослушиваний на половине громкости саба — и результат мне понравился. Далее, плавно подкручивая кроссовер по часовой стрелке, я проводил такие же короткие прослушивания. Но в конечном итоге вернулся к первоначальной настройке.
При смещении среза кроссовера в сторону увеличения частоты ощущался явный избыток баса в том диапазоне, где трудится фазоинвертор акустических систем. Фильтр в крайнем правом положении, на мой слух, придает гулкости общей картине низких частот. Так что, исходя из вышесказанного, было принято решение оставить настройку фильтра на 40 Гц.
5. Регулировка громкости саба относительно стереопары
Я где-то читал, что в студиях звукозаписи принято согласовывать сабвуфер и акустику с помощью генератора тона по частоте то ли 80, то ли 85 Гц. Почему бы не попробовать?
Запуская на генераторе тона сначала 80, потом 85 Гц, с помощью подручных инструментов я отслеживал пиковые значения на полочниках, а следом и на сабвуфере. Пиковое значение саба оказалось ниже, поэтому ручку громкости пришлось докрутить с 12 часов примерно на два.
Беглое прослушивание дало негативный результат: на мой слух, бас оказался слишком акцентированным. Тонкой доводкой в обратную сторону было найдено оптимальное для меня положение регулятора — чуть-чуть больше половины.
Итак, что имеем по итогам настройки:
• саб подключен по высокому уровню к терминалам усилителя;
• размещение — правее от центра, по оси АС;
• регулятор фазы в положении «180»;
• срез кроссовера минимально возможный — 40 Гц;
• регулятор громкости в положении чуть более 12 часов.
Прослушивание и впечатления
Наконец-то быстрые прослушивания остались позади, и можно неспешно, комфортно и с расстановкой оценить результаты настройки.
Помните, как в детстве бывало? Хочешь какую-нибудь игрушку, мечтаешь, копишь денежку… Рано или поздно покупаешь ее. Радость! Но потом оказывается, что эта игрушка еще круче, чем ты себе представлял. Восторг!
Это именно то ощущение, которое я испытал. Звуковая картина стала полной, насыщенной, глубокой и объемной. Мои опасения по поводу того, что локализация саба испортит воображаемую сцену, развеялись в тот же момент. Все случилось с точностью наоборот: очертания инструментов стали еще более осязаемы, чем до этого. Магия, не иначе!
В композициях с вокальной частью меня ждал еще один сюрприз: голоса вокалистов получили хорошую, весомую опору. Даже в случае с женским вокалом изменения очевидны: на фоне массивной и точной отработки низких частот женский вокал воспринимается совсем иначе.
Сложно описать все впечатления от изменений в звуке, так как в каждой композиции выходят на свет нюансы, которые ранее были недоступны. Это тот случай, когда хочется переслушать всю фонотеку заново. Чем я, собственно, и займусь.
Вечером, когда начала ощущаться приятная усталость, я решил выключить сабвуфер и послушать, как было до него. Долго описывать впечатления не буду — скажу лишь, что хватило меня не надолго. Тот звук, к которому я стремился, начинается после включения сабвуфера.
Пару слов о соседях: на комфортной для меня громкости диффузор саба даже не выходит на свойственную ему амплитуду колебаний. При этом его вклад в общее звучание системы заставляет нервничать большинство из тех напольных АС, что мне доводилось слышать. Но ни в коем случае не соседей.
Выводы
Несомненно, трифоник, как одна из ветвей развития домашней Hi-Fi-системы — отличный вариант апгрейда. Действительно, его настройка и компоновка требует времени. Но если настройка была проведена с должной подготовкой и вниманием к деталям — поверьте, результат будет более чем впечатляющим. По крайней мере, в моем случае именно так и произошло.