Высокое пространство гласных что значит
Подъём гласных
Смотреть что такое «Подъём гласных» в других словарях:
подъём — Степень приподнятости той или иной части языка при образовании гласных звуков, что является основой их классификация по вертикали. Подъём верхний, подъём нижний, подьём средний. см. гласные звуки. Подъём неверхний. Общее название среднего и… … Словарь лингвистических терминов
Редукция гласных в английском языке — Некоторые гласные звуки в английском языке сильно связаны с отсутствием ударения: они встречаются практически только в безударных слогах; верно и обратное: большинство (хотя и не все) безударных слогов содержат один из этих звуков. Такие гласные… … Википедия
Ненапряжённые гласные верхнего подъёма — Гласные Передние Ненапряж. передние Средние Ненапряж. задние Задние … Википедия
Возникновение носовых гласных в праславянском языке — Буква ę, обозначающая носовой звук в польском языке Возникновение носовых гласных праславянское фонетическое и … Википедия
Гласные верхнего подъёма — Гласные Передние Ненапряж. передние Средние Ненапряж. задние Задние … Википедия
Гласные средне-верхнего подъёма — Гласные Передние Ненапряж. передние Средние Ненапряж. задние Задние … Википедия
Гласные средне-нижнего подъёма — Гласные Передние Ненапряж. передние Средние Ненапряж. задние Задние … Википедия
Ненапряжённые гласные нижнего подъёма — Гласные Передние Ненапряж. передние Средние Ненапряж. задние Задние … Википедия
Гласные нижнего подъёма — Гласные Передние Ненапряж. передние Средние Ненапряж. задние Задние … Википедия
Ненапряжённый огубленный гласный переднего ряда верхнего подъёма — Звук ʏ ( ) Номер по МФА 320 Обозначение в HTML #655; … Википедия
Артикуляционная классификация гласных
Артикуляционная классификация гласных строится на том, что все они характеризуются тремя признаками:
Различия гласных по степени подъема языка
Различия по подъему связаны с тем, что гласные произносятся с большим или меньшим подъемом спинки языка.
С наивысшим подъемом произносятся [и], [ы], [у] (гласные верхнего подъема); с меньшим подъемом — [э], [о] (среднего подъема); совсем без подъема языка произносится [а] (нижнего подъема).
Различие гласных по месту подъема языка
Различия по ряду (или месту подъема языка) объясняются тем, что гласные произносятся:
Лабиализованные и нелабиализованные гласные
На качество гласного влияет также форма губ.
Характеристика гласных в таблице
В системе фонетической транскрипции используются все гласные буквы русского алфавита, кроме я, ю, е, ё, которые в русской графике обозначают те же звуки что и а, у, э, о после мягких согласных или сочетания звуков [йа], [йу], [йэ], [йo]. Таким образом, можно определить каждый гласный по совокупности трех присущих ему признаков. Например:
[э] — среднего подъема, переднего ряда, нелабиализованный,
[у]— верхнего подъема, заднего ряда, лабиализованный и т. д.
В таблице состав гласных русского литературного языка с характеризующими их признаками может быть представлен в следующем виде:
Подъем | Ряд | ||
передний | средний | задний | |
Верхний | и | ы | у |
Средний | э | о | |
Нижний | а | ||
Нелабиализованный | Лабиализованный |
Артикуляционная классификация гласных изучается в разделе русского языка — фонетике. Для того, чтобы правильно произносить слова, надо знать где образуются в артикуляционном аппарате гласные звуки.
Средний рейтинг 5 / 5. Количество оценок: 11
Пока оценок нет. Ваша оценка может стать первой!
Сожалеем, что эта информация вам не пригодилась!
Хотите улучшить информацию?
Расскажите, как мы можем улучшить эту статью?
Артикуляционный навык при пении – важный аспект в развитии
Формирование гласных звуков в пении. Формирование согласных звуков в пении. Значение произношения гласных и согласных звуков в пении для высокой певческой форманты. Культу
Обучение академическому пению предполагает овладение учеником собственным певческим голосом, в той мере, когда голос звучит полноценно, то есть каждый звук верно организован. Вокализация и слово влияют друг на друга так как воспроизводятся единым голосовым аппаратом.
Преподаватель академического пения должен знать о правильной работе артикуляционного аппарата при вокализации. Следовательно, применяя эти знания сможет добиться у ученика выработки нужных качеств голоса и свободы органов артикуляционного аппарата.
II. Формирование гласных звуков в пении.
Певческие гласные в академическом пении более округлы и менее»чисты» по произношению и звучанию, и поэтому гласные звуки в пении звучат более ровно, чем речевые.
III. Формирование согласных звуков в пении.
Согласные звуки образуются в результате шума, который возникает в ротоглоточном канале из-за сужений и преград, через которые проходит воздушная струя.
У глухих согласных источником звука является шум, гортань в работу не включена, а голосовая щель раскрыта.
По месту звукового образования согласные также строятся неодинаково.
Согласные звуки Р, Ш образуются в средней части ротовой полости.
IV. Значение произношения гласных и согласных звуков в пении для
высокой певческой форманты.
— вялости мышц голосового аппарата;
-отсутствия мышечной эластики голосового аппарата (при переходе звука из регистра в регистр, от ноты к ноте);
-отсутствие в пении правильной артикуляции.
Итак, для правильного формирования гласных и согласных букв в пении перед преподавателем ставятся следующие задачи:
— Петь в рамках допустимого диапазона;
— Добиваться единой вокальной позиции при пении любых гласных;
— Быстро и четко проговаривать согласные ;
— Следить за свободой мышц артикуляционного аппарата.
V. Культура звука. Произношение слова при обучении пению.
Дикция в пении зависит от четкости и интенсивности произношения согласных и присоединения их к последующей гласной :
Например » Я Вас люблю, люблю безмерно «.
В пении » Я- ВА-СЛЮ-БЛЮ, ЛЮ-БЛЮ-БЕ-ЗМЕ-РНО»
произношение в пении будет близко к такому:
«Мне гр/у/сна па-та-м/у/, што в/е/си-ла ти-б/е/»
Возвращаясь к произношению слов в пении, необходимо помнить правила орфоэпии. В методике воспитания вокальному искусству детей особое место должно быть уделено значению произношения и согласных звуков в пении. Согласные звуки формируются по принципу : 1) оглушению подвергаются:
— Звонкие согласные в конце слова;
— Звонкие согласные в середине слова перед глухими;
Озвончению подвергаются глухие согласные(к,п,т,ш) перед звонкими согласными:
Глухие согласные в конце слова перед словом, начинающимся со звонкой согласной не озвончаются :
Путь далек, глухая степь безмолвна.
Грамотное произношение слова в пении- часть вокальной культуры и эстетики и, конечно, важная сторона вокального воспитания в целом.
Источник: 1. Орлова И.Ф. «Развитие голоса девочек» Москва, 1962г. 2. Шацкая В.Н. «Детский голос» Москва, 1978г. 3. Стулова Г.П.»Развитие детского голоса в процессе об
Написать ответную статью
САМОУЧИТЕЛЬ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА
Фонетика и грамматика английского языка доступно и подробно.
23 января 2020 г.
Классификация гласных и согласных звуков и их отличия
Попыткой описать звуки или «фонемы» языка, а также классифицировать и расположить их в более общих чертах занимается наука фонология. В этом материале мы будем опираться на уже полученные знания по теме «Строение речевого аппарата», и рассмотрим, как качество звука зависит от способа (как создаётся звук?) и места (где производится звук?) артикуляции этого звука.
В человеческой речи различают звуки с голосом, или звонкие (voiced), и без голоса, или глухие (voiceless), в зависимости от работы голосовых складок. При образовании первых, голосовые складки напряжены и более или менее сближены между собой. Они вибрируют под действием струи воздуха, пробивающегося через узкую голосовую щель. При образовании звуков без голоса, или глухих, голосовые складки не вибрируют, голосовая щель расширена и воздух беспрепятственно проходит через неё.
Как отличить гласные от согласных
Не всегда понятно, чем гласные отличаются от согласных, как объяснить разницу, например, ребёнку? Во-первых, следует понимать, что гласный звук – это тот, при произнесении которого воздух не встречает преграды, выходит свободно, тогда как согласный звук – это тот, при произнесении которого на пути воздуха органы речи, из активно участвующих – это чаще всего язык, преграждают путь выдыхаемому воздуху. Тот же язык может упираться в зубы, нёбо, губы или нижняя губа и верхние зубы могут смыкаться, ощущаться смыкание в горле и т.д..
Во-вторых, существует ещё более простой способ объяснить малышу разницу: гласные можно тянуть, то есть петь, причём совсем без помощи языка. Согласные без призвука гласного петь невозможно.
Теперь рассмотрим этот вопрос с научной точки зрения.
Гласные звуки – это звонкие звуки, при образовании которых посылаемый лёгкими воздух проходит через зев и полость рта свободно, не встречая на своём пути препятствий: движения языка и губ не суживают прохода для воздуха настолько, чтобы вызвать заметные на слух шумы. Поскольку все гласные звуки – звонкие, мышечное напряжение сосредоточено в языке, губах и в гортани.
Согласные – это звуки, при произнесении которых воздух на своём пути встречает разные преграды – препятствия или сужения, образованные активными органами речи. Соответственно с движениями органов речи изменяются форма и объём надгортанных полостей. Преодоление этих преград воздушной струёй, посылаемой лёгкими, вызывает характерные шумы, которые и являются согласными звуками. Мышечное напряжение сосредоточено в месте шумообразующей преграды, при звонких согласных – и в гортани.
По сравнению с согласными, с физической точки зрения, гласные характеризуются относительной периодичностью колебаний. Поэтому гласные обычно называют звуками музыкального тона, а согласные – звуками шума.
Звонкие согласные, в которых музыкальный тон преобладает над шумом, называются сонантами (sonants) или сонорными, например: [л, р, н, м]. Остальные согласные называются шумными (noise consonants), например: [з, с, ф, в, п, б].
Кроме приведённого принципа классификации звуков на гласные и согласные, основанного на различных условиях образования их, некоторыми фонетистами был выдвинут и другой принцип, основанный на наличии или отсутствии шума при произнесении того или иного звука.
Если классифицировать звуки по этому принципу, то носовые сонанты [m], [n], [ŋ] и латеральный сонант [l] пришлось бы отнести к системе гласных, так как в нормальной речи в них почти не наблюдается шума. Однако, последний принцип был отвергнут большинством фонетистов, которые считают первый из вышеприведённых принципов классификации звуков более приемлемым.
Классификация гласных звуков
Положение языка
Все гласные имеют дорсальную артикуляцию, т. е. образованы спинкой языка. Они бывают передние (front), передние отодвинутые (front retracted), центральные (central) или смешанные (mixed), задние выдвинутые (back advanced) и задние (back), в зависимости от того, какая часть языка занимает наивысшее положение.
При произнесении гласных переднего ряда язык продвинут вперёд, так что кончик языка упирается в нижние зубы и в задней части ротовой полости образуется значительное свободное пространство, средняя часть языка поднята по направлению к твёрдому нёбу, например: [и, э].
Если при этом между средней спинкой языка и твёрдым нёбом проход для воздушной струи широко открыт, т. е. язык поднят очень высоко, например, русское [а], английский [æ], мы произносим гласный переднего ряда низкого подъёма.
Если язык продвинут вперёд и его средняя спинка близко подходит к средней части твёрдого нёба, так что проход для воздуха значительно сужен, но не настолько, чтобы вызвать заметные на слух шумы, мы произносим гласный высокого подъёма переднего ряда, например русские [и, у].
Между высоким подъёмом и низким подъёмом может быть ряд промежуточных положений. Например, при русском [э] язык продвигается вперёд, а его средняя спинка поднимается к средней части твёрдого нёба, останавливаясь примерно на полпути между [æ] и [и] (см. следующий рисунок).
Гласный [э] принадлежит к гласным среднего подъёма.
Для более точного сравнения положений языка в каждой степени подъёма (низкой, средней и высокой) могут быть подразделения на узкую и широкую разновидность. Например, английские гласные [i:] и [ɪ] – оба высокого подъёма, но первый принадлежит к узкой разновидности, а второй – к широкой, так как при [ɪ] проход для воздуха несколько шире.
По степени подъёма языка о направлению к нёбу гласные могут иметь также варианты названий закрытые (close) – высокого (верхнего) подъёма, полузакрытые (half–close) – средне-верхнего подъёма (ближе к закрытым гласным, например, русское [э] в слове «эти»), полуоткрытые (half–open) – средне-нижнего подъёма (ближе к открытым гласным, например, русское [э] в слове «этот») и открытыми (open) низкого (нижнего) подъёма, а степени среднего подъёма меняются от языка к языку.
При произнесении гласных заднего ряда язык оттянут назад и задняя спинка в той или иной степени приподнята к задней части мягкого нёба, так что она занимает наивысшее положение, причём кончик языка опущен и несколько отходит от нижних зубов, например: [o, у].
По степени подъёма в заднем ряду гласных могут быть те же подразделения, что и в переднем ряду. Например, английское [ɑ:] является гласным низкого подъёма, русское [о] – среднего, а русское [у] – высокого подъёма заднего ряда (см. рисунок).
По степени продвинутости языка гласные заднего ряда могут быть глубокого заднего (как русское [у]) или заднего продвинутого вперёд ряда (как английское [ʊ]).
Если спинка языка приподнимается в той или иной мере к границе между твёрдым и мягким нёбом, мы произносим гласный среднего ряда. Например, русское [а] – гласный среднего ряда нижнего подъёма, а русское [ы] – гласный среднего ряда высокого подъёма:
Центральные гласные (гласные смешанного ряда) являются по месту своей артикуляции промежуточными между передними и задними гласными, язык при их произнесении в той или иной мере приподнят так, что вся спинка языка лежит максимально плоско, ротовой резонатор при их произношении похож на ровную трубку, например, русское [ы], английское [ə:].
Передние отодвинутые гласные являются промежуточными между передними и центральными, задние выдвинутые – промежуточными между задними и центральными.
Положение губ
Губы также принимают участие в образовании гласных звуков. По положению губ различаются два основных типа гласных: огубленные (лабилизованные) и неогубленные (нелабиализованные).
Движения губ определяют форму и ширину ротового отверстия и удлиняют или укорачивают ротовой резонатор. При произнесении нелабиализованных гласных, они могут быть растянуты, как при улыбке, или находятся в нейтральном положении. Так, при отчётливом произнесении [и] ротовой резонатор укорачивается; его границей служат передние зубы, так как губы несколько растянуты и обнажают зубы: гласный [и] – неогубленный гласный.
При произнесении губных или лабиализованных гласных, губы бывают округлены или выдвинуты вперёд. Например, при произнесении русского [у] ротовой резонатор удлиняется, так как его границей являются выдвинутые вперёд губы: [у] является огубленным гласным.
Таким образом от движения губ, хотя и в меньшей мере, чем от движения языка, зависит качество произносимого звука. В этом легко убедиться, если произнести гласный [и] и, не меняя положения языка, выдвинуть и округлить губы как для [у]: получается звук типа немецкого гласного в fühlen.
Гласные звуки английского языка могут произноситься с открытой, полуоткрытой, полузакрытой и закрытой лабиализацией.
Длительность
Английские гласные бывают долгие (long) или свободные и короткие (short) или усечённые.
В русском языке длительность (т. е. долгота или краткость) гласных не влияет на значение слова, в английском же, вместе с изменениями в качестве звука (его тембра), изменения в длительности гласного влекут за собою и изменение смысла слов. Для обозначения долготы в транскрипции употребляется знак [:].
Степень устойчивости
В зависимости от того, сохраняет ли гласный на своём протяжении одно и то же качестве или заметно изменяет его, различают два типа гласных: монофтонги (гласные с устойчивой артикуляцией) и дифтонги (гласные со скользящей артикуляцией).
Монофтонги или простые гласные (monophthongs или simple vowels) – это гласные звуки во время артикуляции которых органы речи сохраняют приблизительно один уклад. К монофтонгам относятся, например, все русские гласные и из английских – [ɪ], [æ], [е], [ʌ] и другие.
Некоторые монофтонги произносятся не вполне равномерно, а с едва заметным призвуком – скольжением в начале или в конце.
Например, русское [о] имеет в начале слабый неотделимый призвук [у]; английское [i:] может иметь более широкое начало, чем конец. Такие гласные несколько напоминают дифтонги, но не достигают размаха скольжения дифтонга (Л. В. Щерба называл такой промежуточный между монофтонгами и дифтонгами тип гласных дифтонгоидами ).
Дифтонги (diphtongs) – это гласные звуки, которые характеризуются постепенным изменением уклада органов речи в направление от одного гласного к другому. Начало дифтонга даёт один тип гласного, а конец – другой. Однако дифтонг произносится одним артикуляторным движением, как один, неделимый гласный звук; начало и конец дифтонга принадлежат одному слогу.
В нормальной (не шёпотной) речи все гласные (монофтонги и дифтонги) – звонкие звуки.
Степень напряжённости
Качество гласного зависит в известной степени от напряжённости мускулатуры органов речи: чем напряжённее артикуляция, тем отчётливее, определённее и ярче звук. Соответственно различают гласные напряжённые и ненапряжённые.
При произнесении напряжённых (tense) гласных ([i:], [u:]), мышцы языка, губ, щёк и зева бывают значительно напряжены. При произнесении ненапряжённых (lax) гласных ([ɪ], [ʊ]), вышеназванная мускулатура менее напряжена, вследствие чего эти гласные имеют более глухую, тусклую окраску. Например, гласный [i:] в sheep произносится с большим артикуляторным напряжением, нежели [ɪ] в ship; качество первого гласного более определённо и отчётливо, чем качество гласного [i]: первый гласный – напряжённый, а второй – ненапряжённый.
Положение мягкого нёба
Качество гласного зависит от положения мягкого нёба. Неносовые или ротовые гласные (non–nasalized или oral) – это такие звуки, при образовании которых мягкое нёбо поднято и струя воздуха может проходить только через рот, проход для воздуха в носовую полость закрыт.
Носовые (nasalized) гласные – это те, которые образуются при опускании мягкого нёба, открывающего таким образом проход воздуха одновременно и через носовую полость, гласные получают особую носовую окраску (как, например, носовые гласные польского и французского языков), в нормальной русской и английской речи не встречаются.
Классификация согласных звуков
Таблица согласных английского языка с комбинированной классификацией фонем по активным и по пассивным органам:
Характеристика согласных в зависимости от работы голосовых складок
Как уже говорилось выше, при образовании звонких (voiced) согласных, голосовые складки напряжены и более или менее сближены между собой и приводятся в состояние вибраций струёй воздуха, пробивающегося через узкую голосовую щель.
При образовании глухих (voiceless) согласных, голосовые складки не напряжены и не вибрируют, голосовая щель расширена и воздух беспрепятственно проходит через неё.
Лицам, которым по слуху очень трудно отличать звонкие согласные от глухих, можно рекомендовать следующие приёмы и методы для развития такой способности:
Характеристика согласных в зависимости от работы действующих органов
Если кончик языка направлен к заднему скату альвеол, как при английском [r], то образуется заальвеолярный или заднеальвеолярный (post–alveolar) согласный.
Характеристика согласных в зависимости от способа их образования
Если органы речи смыкаются так, что полностью преграждают проход для воздуха в месте образования преграды, мы произносим смычный согласный (stops или occlusives). Смычные согласные делятся на шумные (plosives или noiser stops) и сонанты (sonants).
Глухие согласные являются с физической точки зрения только шумами. В таких звонких согласных, как [б], [з], [ж], наличествует тон, но шум преобладает над тоном (голосом). Эти согласные называются шумными.
В таких согласных, как, например, русские [м], [н], [л], [р], [j] английские [m], [n], [ŋ], [l], [г], [j], [w], имеется шум, но тон преобладает над шумом. Эти согласные называют сонантами. Сонанты имеют общие черты как с согласными, так и с гласными. Как и другие согласные, они характеризуются наличием преграды; мышечное напряжение сосредоточено в месте образования преграды. В то же время сонанты имеют более широкий проход для воздуха, чем остальные щелевые согласные. При смычных [м], [н] и других остаётся свободным проход через носовую полость.
Эта черта, т. е. более широкий проход, чем у шумных согласных, сближает сонанты с гласными. Однако, если сузить щель в ротовой целости и увеличить силу выдыхаемого воздуха, сонант превращается в шумный согласный.
Характерной чертой всех сонантов является отсутствие глухих парных звуков. Шумные смычные делятся на чистые (pure), часто называемые взрывными (из-за слухового впечатления и невозможности их протянуть) – к таким звукам принадлежат русские [п], [б], [т], [д], [к], [г], английские [р], [b], [t], [d], [k], [g], и аффрикаты (affricates) – русские [ц], [ч], английские [ʧ], [ʤ].
Если органы речи смыкаются не полностью, а оставляют узкий проход – щель прохода для воздуха, который, выходя наружу, производит при этом шум трения, то мы произносим щелевой согласный (spirant или continuant). Щелевыми согласными являются, например, русские [с], [з], [ф], [в], [ш], [ж], [л] и английские [θ], [ð], [s], [z], [ʃ], [ʒ], [h], [f], [v], [w], [r], [j], [l].
Форма, длина и ширина щели различаются в разных согласных. Так, при [θ] и [ð], когда распластанный конец языка неплотно прикасается к краю верхних резцов, щель плоская. При русских [с] и [з] посередине конца языка образуется узкий и короткий желобок: щель может быть названа круглой. При русских [ʃ] и [ж] щель, образованная концом языка и альвеолами, несколько шире и длиннее, чем при [с] и [з].
Кроме того, щель может быть образована одновременно в двух местах. Например, при русских [ш] и [ж] проток для воздуха сужен одновременно в двух местах: конец языка сближается с альвеолами, а задняя спинка приподнимается к мягкому нёбу. При английских [ʃ] и [θ] артикулирует не только конец, но вместе с ним и средняя спинка языка, которая приближается к твёрдому нёбу. Приближение средней спинки языка к твёрдому нёбу повышает собственный тон звука, производит впечатление «смягчения» звука.
Среди согласных имеются смычно-щелевые звуки – это слитные звуки, начало которых смычное, а конец – щелевой. К ним принадлежат русские [ц] и [ч] и английские [ʧ] и [ʤ]. Разница между взрывными смычными и смычно-щелевыми слитными согласными состоит в том, что размыкание преграды у смычно–щелевых слитных звуков происходит не мгновенно, а замедленно: тем самым полная преграда переходит в щель.
Произносятся смычно-щелевые слитные звуки не как сложение смычного с щелевым, а одним усилием, одним органом речи, как один неделимый звук.
Вибрирующими, или дрожащими (rolled или trilled) согласными называются звуки, которые образуются дрожанием – рядом последовательных ударов какого-нибудь эластичного органа речи (напряжённый кончик языка или маленький язычок) о какой-нибудь пассивный орган, как, например, в случае русского [р]: в зависимости от положения в слове, от отчётливости произнесения, русское [р] даёт 3–4 удара (вибрации) кончика языка.
По положению мягкого нёба различают ротовые согласные, если мягкое нёбо поднято и закрывает доступ воздуха в носовую полость, и носовые согласные, если мягкое нёбо опущено и выдыхаемый воздух проходит наружу через нос. Примерами носовых смычных являются русские [н] и [м] и английские [n], [m], [ŋ].
Перевод некоторых терминов из классификация гласных и согласных звуков, которая обычно дается в учебниках английских авторов:
Palato-alveolar – палато-альвеолярные, или нёбно-альвеолярные;
Palatal – палатальные или нёбные;
Velar – велярные;
Semi-vowels – полугласные.
Если статья была вам полезна, прошу оставить комментарий, и/или рассказать о ней друзьям в соцсетях! Спасибо за поддержку!