Высокое искусство что это
Высокое искусство и низкое искусство
В суждении Виндельбанда*, вынесенном мной в качестве эпиграфа, заключена почти вся суть проблемы, которую я намерен кратко рас- смотреть. Чтобы с самого начала было ясно, о чем пойдет речь, еще раз подчеркну, что под искусством понимается здесь не любое художественное творчество, а творчество профессиональное, связанное исключительно с городской цивилизацией.
Как само искусство, так и его деление на «высокое» и «низкое» присущи лишь городской жизни с ее особенностями, существующими в ней социально-классовым, имущественным, профессиональным, конфессиональным и прочими расслоениями и в то же время свойственным ей мировоззренческим космополитизмом.
Кстати, «толпа», которую всуе поминает Виндельбанд, — явление чисто городское. Для первобытной или сельской общины оно совершенно не свойственно. Что такое толпа? — Это случайное сборище случайных людей по случайному поводу.
Однако это еще не отчуждает толпу от искусства: толпа способна петь, плясать, танцевать и вообще — веселиться… Ее песни и танцы столь же спонтанны, как и она сама. Да, толпа не творит искусство. Потребляет же она то, что наиболее ей доступно: Бах, Бетховен, Моцарт, Шекспир, Пушкин столь же неуместны в ней, как и классический балет. Толпа разошлась — ничего не осталось, кроме мусора.
Думаю, однако, что эстет Виндельбанд под толпой разумел не совсем то, о чем я только что написал, и даже совсем не то. Слово «толпа» имеет у него, скорее, значение черни, безликой массы обитателей современных городов; обозначает тех, кто занят повседневными заботами, связанными с работой, семьей, обеспечением своего выживания, и чья потребность в «искусстве» вполне удовлетворяется популярными телевизионными передачами, «мыльными операми», редкими посещениями кинотеатров и еще более редкими — театров и концертных залов.
Понятие «низкое искусство» относится главным образом к запросам данной части населения городов. Его для смягчения называют еще «легким», или «популярным», жанром.
Как я уже говорил, всякое искусство служит в конечном счете развлечению, что бы по этому поводу ни говорили эстеты и пуристы от искусства. Так называемый «легкий» жанр делает это самым прямым и открытым образом, имея главной своей целью развлечь «толпу».
Во многом поэтому сей жанр пользуется неизменной любовью «трудящихся масс» города и деревни, которая нынче сделалась фактически придатком города. В популярном искусстве одинаково комфортно чувствуют себя и профессионал, и дилетант- любитель.
Но «высокое искусство» являет собой в этом смысле полную противоположность. Это искусство для «избранных» — оно элитарно, аристократично, высокопрофессионально. Оно обитает в консерваториях, оперных академических театрах, в особых концертных залах. Оно чопорно и часто откровенно скучно.
Чтобы понимать его, а тем более получать от него наслаждение, требуются специальная выучка и знания. Когда слово «Культура» произносится с большой буквы, знайте — имеется в виду именно это искусство.
Гёте как-то заметил, что большое искусство сродни философии. Вот это сравнение непосредственно касается именно «высокого искусства». По крайней мере, его «Фауст» за вычетом немногих житейских сцен — чистая философия.
«Высокое искусство», со своей стороны, тоже как бы делит публику на два класса: «посвященных», которые его понимают (или делают вид, что понимают), и тех, кто не способен его понять.
Словно с целью подчеркнуть свой аристократизм, свой узко цеховый характер «высокое искусство» постоянно развивается в сторону еще большего усложнения форм и технического совершенства, в сторону большей условности и абстрактности, сужая тем самым и без то- го узкий круг своих ценителей.
Лозунг «искусство для искусства» мог родиться только в недрах «высокого искусства» и только по отношению к нему. «Искусство для искусства» — это та же «игра в бисер», которой могут наслаждаться лишь немногие посвященные, сознательно отгораживающие себя от забот и страданий мира «башней из слоновой кости» высокого искусства.
«…Даже если чистое искусство и невозможно, — пишет такой знаток предмета, как Ортега-и-Гассет, — нет сомнения в том, что возможна естественная тенденция к его очищению. Тенденция эта при- ведет к прогрессивному вытеснению элементов “человеческого, слишком человеческого”, которые преобладали в романтической и натуралистической художественной продукции.
И в ходе этого процесса наступит такой момент, когда “человеческое” содержание произведения станет настолько скудным, что сделается почти незаметным. Тогда перед нами окажется предмет, который смогут воспринять только те, кто обладает особым даром художественной восприимчивости. Это будет искусство для художников, а не для масс; искус- ство касты, а не демоса».
Как бы ни называлось то или иное направление в искусстве — классическим, романтическим, идеалистическим или реалистическим, — это не имеет значения — в рамках каждого из них имеются своя популярная часть («низкое искусство») и часть непопулярная, для избранных, для элиты, для «аристократии духа».
Каждое сословие, каждый социальный слой всегда стремится создать (и создает) не только собственное сословное искусство, но и собственное мировоззрение, идеологию и сопутствующие им привычки, предпочтения и вкусы.
И происходит это потому, что искусство есть феномен социальный и, будучи таковым, стремится дифференцироваться в соответствии с общим принципом расслоения любого общества.
В этой связи еще раз вспомним Аристотеля, который в своей «Политике» вывел три неизменные формы государственного устройства человеческого общества: монархию, аристократию и демократию, добавив к ним еще три промежуточные, или «испорченные», формы: тиранию, олигархию и охлократию (господство толпы, или анархию).
Так вот эти формы свойственны не только государственному устройству, но и любому общественному устройству. Стоит той или иной группе людей конституироваться с какой-либо целью в замкнутое сообщество, оно тут же обретает упомянутые формы: в ней выделяются лидер («монарх»), узкая группа приближенных к лидеру («аристократия») и все остальные («демос», или «плебс»).
Это совершенно неустранимо, и можно утверждать, что все означенные формы суть выражения присущей человеку общественной «биограмматики». Кстати, и в животном мире, где существуют устойчивые сообщества, можно наблюдать сходные явления.
В искусстве, как и в других сферах человеческой деятельности, мало что зависит от произвола тех или иных людей. Не только дифференциация общества, но и деление искусства имеет свои социальные основания — оно не просто прихоть, не просто стремление какой-то части людей выделиться, образовать сравнительно замкнутую группу с целью обеспечения и защиты своих особых привилегий.
Такие стремления, разумеется, существуют. Сама же дифференциация покоится на упоминавшейся уже «биограмматике», которая вечна, непреходяща, пока существует человеческое общество. Эта «биограмматика» является и основанием человеческой культуры. Ее нельзя устранить никакими революциями, никакими переделками общества и реформами…
Ведь любая революция, по сути дела, меняет только «начинку» вечных социальных форм, но не их сами. В самом деле, на смену одной аристократии приходит другая, один «монарх» (президент, премьер-министр, король, диктатор и т.д.) сменяет другого, и все так же продолжает жить вечный «демос», меняясь в лучшем случае лишь внешне.
Первые два уровня общественной структуры — уровни привилегированные, и вокруг них естественным образом формируется привилегированное искусство («высокое искусство»). Как почетно и выгодно принадлежать к верхним уровням социальной структуры, так же почетно и выгодно принадлежать и к «высокому искусству».
Те и другие имеют особые привилегии, и принадлежащие к ним люди ценят их, держатся за них и не очень охотно допускают к ним «варягов», осуществляя в этом смысле строгую селекцию. Столь же естественно стремление тех, кто не принадлежит к этим сферам, попасть туда любыми путями. Вот это стремление во многом определяет суть и содержание как политического соперничества, так и соперничества в сфере искусства.
Ведь соперничество есть феномен социальный, а тем самым от- носящийся к культуре. Конкуренция же, как утверждают многоумные экономисты, есть двигатель экономики и торговли. Она же есть и двигатель искусств, наук и много чего другого, чем изволит заниматься Homo sapiens.
Высокое искусство что это
Давайте поразмышляем, что же такое искусство? Определений есть много, но зачастую говорится о художественных, архитектурных или музыкальных произведениях, которые воздействуют на зрителя или слушателя особым образом.
Итого искусство в себе должно сочетать 3 категории.
1. Делать человека лучше, пробуждать в нем стремление к высокому.
2. Быть понятным и близким подавляющему кол-ву представителей той культуры, в среде которой эти произведения создаются, и вызывать у зрителя/слушателя понятные образы и ассоциации.
3. Быть эталоном качества.
Тут надо добавить отдельную ремарку. Так как искусство – это одна из форм познания и отражения действительности, то в произведении искусства отражается опыт и переживание художника (музыканта и т.д.). А так как этот опыт уникален для каждой личности, то и произведение искусства является, если можно так сказать, штучным товаром, а сколь угодно качественно сделанная копия уже таковым не является. Так как не отражает этот самый уникальный опыт, а просто дублирует уже существующий и ничего нового для осознания и переживания другим людям не дает и, соответственно самостоятельной художественной ценностью не обладает.
Все эти категории должны присутствовать в произведении искусства одновременно. Зачастую, пытаясь польстить автору или произведению, критики или члены референтной группы могли называть искусством то, что не соответствует одному из вышеуказанных критериев. Например: «это всего лишь набросок, а не законченное произведение, но посмотрите, насколько он выразителен, как глубоко автор проник в суть вещей, и т.д., и т.п.». То есть, в данном случае говориться о том, что критерий качества не столь уж важен, если произведение удовлетворяет первым двум категориям. Оставим такие пассажи на совести тех, кто их произносит, и посмотрим как «эволюционировало», а с нашей точки зрения – деградировало понятие искусства.
В первую очередь пострадало качество. Посмотрите на картины 17-18 века. Они прорисованы до последнего квадратного миллиметра холста, все тени и складки одежды отражены с маниакальной достоверностью, там нет места небрежности, поверхностности. Разумеется, чтобы создавать такие картины, нужно было долгое время учиться, и на их создание уходило значительное время.
Импрессионизм заявил, что для него более важным является общая передача настроения, улавливание момента и нарочитой субъективности изображенного на холсте (известное выражение современных творцов: «я так вижу»). Внимание к деталям заменили широкие мазки, а длительное и кропотливое доведение картины до финального вида перестало иметь хоть какую-либо ценность. Например, многие импрессионисты стали рисовать свои картины на открытом воздухе, не дорабатывая их потом в мастерской.
Если первое поколение импрессионистов еще получило академическое образование (скажем проще: умело рисовать), то дальнейшая демократизация изобразительного искусства привела к еще большему упрощению форм и вовлечению в него большого кол-ва слабо образованных, но сильно желающих активно самовыражаться художников. И если раньше наброски были лишь прологом к работе художника над картиной, то в дальнейшем они стали полноценными картинами, что резко ускорило написание картин, увеличило количество тех, кто их рисует, и способствовало выбросу на рынок огромного количества произведений, качество большинства из которых было более чем сомнительным.
Чтобы не привязываться только к изобразительному искусству, то можно сравнить симфонии Бетховена с музыкой наиболее популярных современных музыкальных коллективов по сложности мелодии, количеству использованных музыкальных инструментов и т.д. Воистину, как говорят в народе: «простота хуже воровства».
Что касается неотъемлемой функции искусства, заключающейся в необходимости удовлетворения стремления человека к прекрасному, высокому. В норме, при взаимодействии с произведениями искусства человек должен испытывать эмоции. Но эмоции могут быть разными. Зритель или слушатель может сопереживать героям, возмущаться несправедливостью, восхищаться их мужеством и честностью и т.д. Да, произведение искусства может вызывать шок, но шок не ради самого шока, вслед за ним обязательно должен идти катарсис, то есть очищение и возвышение зрителя (или слушателя, если речь идет о музыкальном произведении); перед человеком должны открываться новые духовные горизонты.
Какое сопереживание может быть при восприятии абстрактных фигур на современных картинах? Мы будем восхищаться благородством кружочков и ромбиков, и негодовать подлости синего треугольника в правом верхнем углу картины? А может созерцание зеленого квадратика нас приведет к катарсису?
Таким образом, мы видим, как все критерии, которыми раньше характеризовались произведения искусства, перестают быть определяющими. Замечу, не какой-то один из них, а все вместе. А значит должно измениться определение искусства. Так оно и произошло. Открываем всем известную Википедию, и находим в ней следующее определение: Долгое время искусством считался вид культурной деятельности, удовлетворяющий любовь человека к прекрасному. Вместе с эволюцией социальных эстетических норм и оценок искусством получила право называться любая деятельность, направленная на создание эстетически-выразительных форм.
feldgendler
Журнал полосатого кренделя
Высокое и низкое искусство
Искусство, как известно, делится на высокое и низкое. Отличить одно от другого можно по высоте, на которую задраны носы ценителей.
Скульптура, например, — высокое искусство. Если вам нравятся, скажем, аполлоны с белыми причиндалами, то вы можете гордиться хорошим вкусом. Но скульптура водопроводчика, вылезающего из люка — низкое искусство. Легко запомнить: канализация внизу. Инсталляция — высокое искусство, но только когда она находится в музее и подписана табличкой, иначе можно вообще не заметить, что это искусство.
Живопись на холсте — высокое. Живопись на стене — зависит от того, на какой стороне стены: стрит-арт — низкое, фреска — высокое. Фотография — высокое искусство, кроме снимков, сделанных телефоном. Селфи — низкое, автопортрет — высокое.
Литература в целом — высокое искусство. Фантастика, фэнтези, детектив — низкое. Стихи — высокое, кроме матерных (но если это Пушкин, то всё равно высокое). Пирожки и прочие современные фольклорные форматы — низкое.
Если совместить два высоких жанра — живопись и литературу, — то получатся комиксы, а это однозначно низкое искусство.
Опера — высокое искусство. Эстрада — низкое. Классическая музыка — высокое. Рок — низкое. Подключение любого музыкального инструмента к усилителю автоматически делает искусство низким.
Драматический театр — высокое искусство. Кино бывает высоким или низким в зависимости от жанра. Например, артхаус — высокое, а комедия — низкое (исключение — немая комедия с Чарли Чаплином). Сериал — низкое искусство независимо от жанра, мультфильм — тоже. Если фильм интерактивный (зритель может принимать решения), то это переводит его в разряд видеоигр, а ниже жанра не найти.
Ну и, разумеется, писать тексты в интернете — низкое искусство, о чём бы они ни были. А о каких жанрах я не рассказал? Чем дополните картину?
Высокое искусство как форма самосознания истины II
ВЫСОКОЕ ИСКУССТВО КАК ФОРМА САМОСОЗНАНИЯ ИСТИНЫ. ЧАСТЬ II
Можно сказать, что любовь — это субстанциальное содержание прекрасного, страдание – трагического, примирение как необходимое содержание возвышенного в искусстве. И только через это примирение, через снятие противоречия, рождается та неподдельная и величественная божественная гармония, бесконечность и освобожденность духа. Высокое, подлинное, совершенное искусство всегда возвышенное. Оно содержит в себе это восхождение от прекрасного через трагическое к возвышенному. Эта связь рождает возможность раскрытия абсолютного знания через искусство. Так как любовь выступает содержанием прекрасного, а страдание — трагического и т.д., то наши эстетические категории становятся эстетико-этическими, содержащими в себе нравственно-духовную компоненту. Художник же должен выступать как олицетворение внутреннего благородства, чистоты, как служитель истины и разума, как выражение духовного поиска и содержания. Своим творчеством он призван выражать не столько субъективный замысел, сколько объективно-подлинную действительность: «. не то, что художник хочет сказать, а то, что объективно сказалось в его создании» [4, с. 25].
Здесь не должно быть места субъективному произволу, истинный художник полностью во власти всеобщего, он служитель духа, Абсолюта и через свою деятельность он имеет возможность являть божественное содержание: «Субъект есть формальная сторона деятельности, а произведение искусства только в том случае является выражением бога, если в этом выражении же заключается никакого признака субъективной особенности, но внутреннее содержание присущего ему духа воспринято во всей чистоте и порождено без примеси этой субъективной особенности и связанной с ней случайности. Но поскольку свобода простирается только на мышление, постольку преисполненная этим присущим ей внутренним содержанием деятельность — вдохновение художника — проявляется как некоторая чуждая ему сила, как несвободный пафос; творчество в самом себе имеет здесь форму природной непосредственности, оказывается присущим гению как данному особенному субъекту, — и в то же время представляет собой работу, связанную с техникой (mit technischem Verstande) и внешними механическими приемами. Поэтому и произведение искусства точно так же является делом свободного выбора (der freien Willkur), а художник — мастером бога» [2, с. 346].
Немаловажной задачей художника выступает воплощение идеи художественного произведения в адекватной форме. Совершенное произведение искусства — это тождество формы и содержания. Оно правдоподобно, законченно, убедительно и гармонично. Имея своим содержанием объективную истину, подлинную, абсолютную и единую, оно способно находить отклик в умах и сердцах различных людей: «Произведение искусства только тогда настоящее, когда воспринимающий не может себе представить ничего иного, как именно то самое, что он видит, или слышит, или понимает. Когда воспринимающий испытывает чувство, подобное воспоминанию, — что это, мол, уже было и много раз, что он знал это давно, только не умел сказать, а вот ему и высказали его самого. Главное, когда он чувствует, что это, что он слышит, видит, понимает, не может быть иначе, а должно быть именно такое, как он его воспринимает. Если же воспринимающий чувствует, что то, что ему показывает художник, могло бы быть и иначе, видит художника, видит произвол его, тогда уже нет искусства» [6, с. 150]. «Слой» эстетических образов должен ясно, точно и экономно выражать художественный предмет произведения; он должен служить предмету в качестве верной и прозрачной среды, чтобы предмет светился и воспринимался через него с очевидностью, скрываясь за ним и открываясь через него» [3].
Познание истины без эстетического переживания невозможно: «Философ — тот, кто созерцает прекрасное» [5, с. 299]. Прекрасное есть чувственное бытие Абсолютной идеи. В природе прекрасное есть лишь отражение красоты духа, ибо прекрасное порождается им. Красота всегда человечна, она гуманна. Подлинное искусство несет в себе эту человечность, веру в духовность и божественное начало, воспевая самоотверженную любовь и сострадание, добро, смирение и справедливость. Оно, как религия и философия дарит человеку веру и знание, остается общезначимым на протяжении многих столетий, никогда не теряя своей ценности и актуальности. Современное же искусство потеряло «бога», а значит и внутреннее духовное содержание, не оставив места для всеобщего, превратилось в искусство единичностей.
Произведения искусства, будь то картина, скульптура, поэзия, раскрывая перед нами свои объятья, делятся блаженством просторов духа, живительной влагой познания, открывая нам могущество, величие и историю человеческого духа.
Так как искусство представляет собой первую ступень самосознания Абсолютной идеи, познания мира, то его судьба не безразлична для философии. Возвышенное искусство есть отражение абсолютного, нетленного содержания, несущего в себе veritas aeterna. Искусство выступает как форма самопознания абсолютного духа, наряду с религией и философией, постигая эту истину в форме чувственно-образного созерцания. Через искусство, религию и философию Абсолют, абсолютная идея достигает «абсолютного знания» и раскрывается перед нами в чувстве, представлении и понятии: «Лишь в этой свободе художественное творчество впервые становится подлинным искусством, и оно лишь тогда разрешает свою высшую задачу, когда вступает в один общий круг с религией и философией и является только одним из способов осознания и выражения божественного, глубочайших человеческих интересов, всеобъемлющих истин духа. В произведения искусства народы вложили свои самые содержательные внутренние созерцания и представления, искусство часто служит ключом, а у некоторых народов единственным ключом, для понимания их мудрости и религии. Такое назначение искусство имеет наравне с религией и философией, однако своеобразие его заключается в том, что даже самые возвышенные предметы оно воплощает в чувственной форме, делая их ближе к природе и характеру ее проявления, к ощущениям и чувствованиям. Проникая в глубину сверхчувственного мира, мысль сначала противопоставляет его непосредственному сознанию и наличному ощущению как нечто потустороннее; именно свобода мыслящего познания высвобождается из-под власти посюстороннего, носящего название чувственной действительности и конечности. Но этот разрыв с посюсторонним, эту рану, которую дух наносит себе в своем поступательном движении, он сам же и лечит; он порождает из самого себя произведения искусства как первое посредствующее звено, примиряющее явления только внешние, чувственные, преходящие с чистой мыслью, природу и конечную действительность с бесконечной свободой постигающего мышления» [1, с. 13-14].
1. Гегель, Г. В. Ф. Лекции по эстетике / Г. В. Ф. Гегель // Соч. : в 4 т. — М. : Искусство, 1968. — Т. 1 — 312 с.
2. Гегель, Г. В. Ф. Энциклопедия философских наук: Философия Духа / Г. В. Ф. Гегель // Соч. : в 14 т. — М. : Госполитиздат, 1956. — Т. 3 — С. 23;368.
3. Ильин, И. А. О художественном совершенстве [Электронный ресурс] / И. А. Ильин // Путь к очевидности. — Режим доступа: — Дата доступа: 05.09.2017.
4. Лифшиц, М. А. Эстетика Гегеля / М. А. Лифшиц // Эстетика Гегеля и современность : сб. ст. — М., 1987. — С. 22;52.
5. Платон, Государство / Платон // Соч. : в 4 т. — СПб. : Изд-во С.-Петерб. ун-та ; Изд-во Олега Абышко, 2007. — Т. 3 — Ч. 1 — С. 97;495.
6. Толстой, Л. Н. Дневники и записные книжки 1909 г. / Л. Н. Толстой // Полн. собр. соч. в : 90 т. — М. : Художественная литература, 1952. — Т. 57 — С. 3;199.
Высокое искусство
Список значений слова или словосочетания со ссылками на соответствующие статьи. Если вы попали сюда из другой статьи Википедии, пожалуйста, вернитесь и уточните ссылку так, чтобы она указывала на статью. |
Полезное
Смотреть что такое «Высокое искусство» в других словарях:
Высокое искусство (фильм) — У этого термина существуют и другие значения, см. Высокое искусство. Высокое искусство High art … Википедия
Высокое искусство (Чуковский) — У этого термина существуют и другие значения, см. Высокое искусство. «Высокое искусство. Принципы художественного перевода» книга Корнея Чуковского История создания книги Как писал сам Чуковский, «первое издание „Принципов художественного… … Википедия
Высокое — Высокое топоним: Содержание 1 Белоруссия 2 Россия 3 Украина 4 См. также … Википедия
ИСКУССТВО — форма творчества, способ духовной самореализации человека посредством чувственно выразительных средств (звука, пластики тела, рисунка, слова, цвета, света, природного материала и т.д.). Особенность творческого процесса в И. в нерасчлененности его … Философская энциклопедия
ИСКУССТВО — форма культуры, связанная со способностью субъекта к эстетич. освоению жизненного мира, его воспроизведению в образно символич. ключе при опоре на ресурсы творч. воображения. Эстетич. отношение к миру предпосылка худож. деятельности в… … Энциклопедия культурологии
ИСКУССТВО — термин, используемый в двух значениях: 1) мастерство, умение, ловкость, сноровка, развитые знанием дела; 2) творческая деятельность, направленная на создание художественных произведений, шире эстетически выразительных форм. Понятийный статус И.… … Новейший философский словарь
искусство — Творческая художественная деятельность. Безграничное, безыдейное, бесплодное, беспредметное, бессодержательное, блистательное, боевое, вечное, воинствующее, волнующее, волшебное, вольное (устар.), высокое, гуманистическое, гуманитарное (устар.),… … Словарь эпитетов
Искусство Возрождения — Запрос «Ренессанс» перенаправляется сюда. Cм. также другие значения. Ренессанс Культура Архитектура Военное дело Изобразительное искусство Литература Музыка Наука Танец Технологии Философия … Википедия
Искусство и техника оружейного дела — Император Максимилиан I в доспешной мастерской. На столе хорошо видны инструменты. На втором плане кузнечный горн и наковальня. На стене висят готовые доспехи различных типов. Любопытно, что доспех ренцойг и рентарч предназначаются для левши, о… … Энциклопедия средневекового оружия