Выше лесушку стоячего что означает это выражение

выше леса стоячего

Смотреть что такое «выше леса стоячего» в других словарях:

Выше леса стоячего(ниже облака ходячего) — Выше лѣса стоячаго (ниже облака ходячаго) конь бѣжитъ. Ср. Между тѣмъ какъ сильные, могучіе Полканы богатыри, обутые въ семимильные сапоги всевѣдущаго невѣжества, съ гордымъ презрѣніемъ къ тѣснымъ предѣламъ душной вещественной атмосферы,… … Большой толково-фразеологический словарь Михельсона (оригинальная орфография)

Превыше облака ходячего, выше леса стоячего — Превыше облака ходячаго, выше лѣса стоячаго (себя считать). (Выраженіе, встрѣчаемое въ старинныхъ былинахъ о русскихъ богатыряхъ.) См. Тише воды, ниже травы. См. Выше леса стоячего … Большой толково-фразеологический словарь Михельсона (оригинальная орфография)

превыше облака ходячего, выше леса стоячего — (себя считать) Выражение, встречаемое в старинных былинах о русских богатырях. См. тише воды, ниже травы. См. выше леса стоячего … Большой толково-фразеологический словарь Михельсона

Святогор — богатырь русского былевого эпоса, стоящий вне киевского и новгородского циклов и лишь отчасти соприкасающийся с первым в былинах о встрече С. с Ильей Муромцем. С. в эпосе является огромным великаном, выше леса стоячего ; его с трудом носит мать… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

Святогор — У этого термина существуют и другие значения, см. Святогор (значения). Иван Билибин. Илья Муромец и Святогор Святогор … Википедия

Источник

Пушкин сделал!

Разбор домашних заданий 1-4 класс

Home » Литературное чтение » Проверим себя и оценим свои достижения. Стр 19-22 Бойкина Виноградская Литературное чтение. 4 класс. Рабочая тетрадь. Ответы

Проверим себя и оценим свои достижения. Стр 19-22 Бойкина Виноградская Литературное чтение. 4 класс. Рабочая тетрадь. Ответы

Ты прочитал произведения раздела «Летописи, былины, жития». Что ты узнал нового, чему научился, а что вызывает у тебя трудности? Я могу (подчеркнуть):

объяснить, что такое летопись, былина, житие;

рассказать об исторических событиях, используя материал летописи, былины, жития;

составить летопись важных исторических событий с помощью текстов раздела;

рассказать о герое, используя опорные слова произведения и информацию из различных источников;

пересказать текст от лица героя;

найти в тексте слова, которые помогают представить героя произведения;

пересказать подробно фрагмент произведения, стараясь максимально сохранить авторский текст;

сравнить былину и сказку: назвать общие и отличительные черты двух разных произведений.

Пометка для родителей: Общие черты былины и сказки: устная форма, древность, есть элементы волшебства, зачин, повторы, преувеличения. Различия былины и сказки: сказку рассказывали, а былину пели под гусли, в былине описаны подвиги богатырей ради спасения людей и защиты Руси, а в сказках – приключения героев, вымысел.

Запиши своими словами, что такое летопись, былина, житие.

ЛетописьЗапись исторических событий, происходивших в стране
БылинаЖанр русского народного фольклора о подвигах богатырей, защитников Руси
ЖитиеБиография, описание жизни человека, причисленного церковью к лику Святых

Составь рассказ об одном из героев. Заполни таблицу. Впиши имена, которые соответствуют описанию.

Святой Сергий РадонежскийВарфоломей, почитается Русской православной церковью, встреча со старцем, благословление старца, основатель Троице-Сергиевской лавры
Князь Олег (Вещий)Великий князь киевский, основатель Древнерусского государства, поход на Царьград, необычный штурм города, обязал платить дань
Богатырь Илья МуромецБогатырь, село Карачарово близ города Мурома, совершил подвиги во славу Отечества, одолел разбойников

Рассказ о князе Олеге (пример):

Согласно летописи, умер князь Олег в 912 году от укуса змеи, которая выползла и ужалила князя из под костей его боевого коня.

Составь и запиши рассказ об Илье Муромце по следующему плану:

Характер героя (какой он?)

Какие поступки он совершил?

Как автор повествования относится к герою?

Мое мнение о герое.

Илья Муромец – герой русских былин, простой крестьянский сын, получив чудесное исцеление, стал помогать людям, защищать родную землю от врагов. В Илье Муромце сокрыта великая физическая сила и смелость, он использует свой дар для добрых дел, он миролюбив и добр. Илья он не жаден, к богатству не сне стремится, а отдает добытые сокровища людям.

Подвиги Ильи Муромца описаны в разных былинах: Илья побеждает Соловья Разбойника, царя Калина и Идолище поганое. В былине «Три поездки Ильи Муромца», богатырь освобождает русскую землю от разбойников, уничтожает королевичну и ее погреб, дает свободу богатырям, королям и королевичам, находяшимся в заточении, отдае людям найденные под камнем богатства, жертвует сокровища на строительство церквей.

Авторы былин с любовью рассказывают об Илье Муромце, воспевают его подвиги, уважительно относятся к его простому крестьянскому происхождению, восхищаются его силой и смелостью.

Мне нравится богатырь Илья Муромец своей честностью, силой и добротой.

Прочитай фрагмент былины о богатыре Святогоре. Подчеркни слова, которые помогают представить героя.

…Как далече-далече, во чистом поле,

Тут и пыль столбом да подымалася:

Едет во поле добрый молодец,

Едет русский могучий Святогор-богатырь;

Святогоров конь да будто лютый зверь,

У богатыря плечи да во косу сажень,

Он и едет во поле, потешается:

Он бросает палицу булатную,

Выше лесушки бросает да стоячего,

Ниже облака бросает да ходячего,

Улетает палица высоко под поднебесье,

Когда палица та вниз спускается,

Он подхватывает ее да одной рукой…

Какими чертами характера, по твоему мнению, обладали богатыри? Запиши.

Былинные богатыри были необыкновенно сильными, смелыми, мужественными, честными, любили русскую землю, с честью проходили все испытания. Воинская доблесть – главное качество русских богатырей.

Богатыри были добрые и всегда старались помочь простым людям, оказавшимся в беде, защитить их.

В то же время богатыри были людьми, и ничего человеческое им было не чуждо. Например, богатыри могли обижаться, если им не верили или не ценили их и их поступки. Они могли спорить друг с другом, демонстрируя свою силу. При этом, в трудных для Руси час, они забывали свои обиды и споры и объединялись для борьбы с врагами, потому что интересы Родины они ставили выше своих собственных.

Богатыри честно служили киевскому князю и Руси, никогда не предавали и не переходили на сторону врагов.

Отметь особенности, которые характеризуют былину.

Герой всегда побеждает.+

Всегда существуют два мира: реальный и волшебный.

Герой является русским богатырем.+

Указывается время действия (Х век, время Владимира Красно Солнышко).+

Указывается точное место действия (город Муром, у реки Смородинки, Киев-град).+

Совершается подвиг во благо Отечества.+

Герой проходит испытания.

Герой имеет волшебные предметы.

Используется много повторов.

Рассказывается о реальных исторических событиях.

Как ты представляешь себе современного богатыря? Составь рассказ и запиши.

Какие вопросы учебника показались тебе трудными?

Мне показались сложными следующие вопросы:

Источник

Выше лесушку стоячего что означает это выражение

Выше лесушку стоячего что означает это выражение. deactivated 50. Выше лесушку стоячего что означает это выражение фото. Выше лесушку стоячего что означает это выражение-deactivated 50. картинка Выше лесушку стоячего что означает это выражение. картинка deactivated 50. Выше леса стоячего(ниже облака ходячего) — Выше лѣса стоячаго (ниже облака ходячаго) конь бѣжитъ. Ср. Между тѣмъ какъ сильные, могучіе Полканы богатыри, обутые въ семимильные сапоги всевѣдущаго невѣжества, съ гордымъ презрѣніемъ къ тѣснымъ предѣламъ душной вещественной атмосферы,… … Большой толково-фразеологический словарь Михельсона (оригинальная орфография)

Мне не придано тут ездить на святую Русь,
Мне позволено тут ездить по горам
да по высокиим.

На тых горах высокиих,
На той Святой горы,
Был богатырь чудный,
Что во весь же мир он дивный,
Не ездил он на святую Русь,
Не носила его да мать сыра земля.

Он — обладатель колоссальной силы, под стать великанам, но применить ему ее некуда.

Он едет в поле, спотешается,
Он бросает палицу булатную
Выше лесушку стоячего,
Ниже облаку да ходячего,
Улетает эта палица
Высоко да по поднебесью;
Когда палица да вниз спускается,
Он подхватывает да одной рукой.

Выше лесушку стоячего что означает это выражение. deactivated 50. Выше лесушку стоячего что означает это выражение фото. Выше лесушку стоячего что означает это выражение-deactivated 50. картинка Выше лесушку стоячего что означает это выражение. картинка deactivated 50. Выше леса стоячего(ниже облака ходячего) — Выше лѣса стоячаго (ниже облака ходячаго) конь бѣжитъ. Ср. Между тѣмъ какъ сильные, могучіе Полканы богатыри, обутые въ семимильные сапоги всевѣдущаго невѣжества, съ гордымъ презрѣніемъ къ тѣснымъ предѣламъ душной вещественной атмосферы,… … Большой толково-фразеологический словарь Михельсона (оригинальная орфография)

А в другом варианте — еще выразительнее:
«Не с кем Святогору силой померяться, а сила-то по жилочкам так живчиком и переливается. Грузно от силушки, как от тяжелого беремени».
Подобно Волху, Святогор пришел из древней мифологии: с ним были связаны представления о горных великанах, воплощавших величие гор. Но, в отличие от Волха, Святогор не нашел своего места в новой жизни, не встал рядом с киевскими богатырями, защищавшими Русь от внешних врагов. Он остался персонажем старого мира и оказался обреченным на гибель. В былинах о Святогоре кроется некий глубинный философский смысл, который, вероятно, разные поколения разгадывали по-разному. Былины о Святогоре — это былины о том, как богатырь расстается с жизнью; и гибнет он не в бою, а в споре с какой-то неведомой, непреодолимой силой. Сила эта — не человеческая, она воплощена в предметах, с которыми Святогор справиться не может. Однажды богатырь наезжает в поле на «маленькую сумочку переметную».

Хотел поднять погонялкой эту
сумочку — Эта сумочка да не ворохнется;
Опустился Святогор да со добра коня,
Он берет сумочку да одной рукой
— Эта сумочка да не сшевелится;
Как берет он обема рукам,
Принатужился он силой богатырской,
По колен ушел да в мать сыру землю
— Эта сумочка да не сшевелится,
— Не сшевелится да не поднимется.

В варианте, который, вероятно, в наибольшей степени соответствует трактовкам Древней Руси, развязка такая: «По колена Святогор в землю угряз, а по белу лицу не слезы, а кровь течет. Где Святогор увяз, тут и встать не мог, тут ему было и кончение». Что такое эта сумочка? В известных нам текстах XIX—XX веков есть такие объяснения: «В сумочке. тяга земная», «тягость от матушки сырой земли», «весь земной груз сложен». Значит, богатырь отважился состязаться, в силе со всей земной мощью великой и потерпел поражение. Уже в Древней Руси понимали: землю не надо ни поднимать, ни переворачивать — ее надо обустраивать и оберегать. Но богатырь старых времен, призванный для глобальных дел, оказался к этому не способен. И поэтому он обречен. В другой былине гибель Святогора происходит по-иному.
Святогор в сопровождении Ильи Муромца наезжает на пустой гроб. Богатыри примеривают его — Илье Муромцу он оказывается велик, а Святогору — как раз по росту.

Выше лесушку стоячего что означает это выражение. deactivated 50. Выше лесушку стоячего что означает это выражение фото. Выше лесушку стоячего что означает это выражение-deactivated 50. картинка Выше лесушку стоячего что означает это выражение. картинка deactivated 50. Выше леса стоячего(ниже облака ходячего) — Выше лѣса стоячаго (ниже облака ходячаго) конь бѣжитъ. Ср. Между тѣмъ какъ сильные, могучіе Полканы богатыри, обутые въ семимильные сапоги всевѣдущаго невѣжества, съ гордымъ презрѣніемъ къ тѣснымъ предѣламъ душной вещественной атмосферы,… … Большой толково-фразеологический словарь Михельсона (оригинальная орфография)

Говорит Святогор да Илье Муромцу:
«Ли же ты Илья да мой меньший брат!
Ты покрой-ка крышечку дубовую,
Полежу в гробу я, полюбу юс я».
Как закрыл Илья крышечку дубовую,
И говорит Святогор таковы слова.:
«Ай же ты Ильюшенька да Муромец,!
Мне в гробу лежать да тяжелешенько,
Мне дышать-то нечем да тошнехонько.
Ты открой-ка крышечку дубовую,
Ты подай-ка мне да свежа воздуху».
Как крышечка не поднимается,
Даже щелочка не открывается,
Говорит Святогор да таковы слова:
«Ты разбей-ка крышечку саблей вострою».
Илья Святогора послушался,
Берет он саблю вострую,
Ударяет по гробу дубовому,
— А куда ударит Илья Муромец,
Тут становятся обручи железные.
Начал бить Илья да вдоль и поперек,
Все железные обручи становятся.
Говорит Святогор таковы слова:
«Видно, тут мне, богатырю, кончинушка,
Ты схорони меня да во сыру землю».

Во введении к главам о русских богатырях мы уже говорили, что в былинах редко встретим «натуральные» картины жизни, а чаще преобладают картины фантастические или, можно сказать, условные, неправдоподобные. Но через эту условность и фантасмагорию с поразительной силой и остротой открываются нам сложнейшие жизненные ситуации.
Очевидно, что встреча Святогора со своей смертью-гробом предуказана, ее не отвратить. Более того, попытки спастись лишь приближают гибель. Илья Муромец исполняет просьбы Святогора, чтобы вызволить его из гроба, но каждое действие Ильи на самом деле лишь приближает трагическую развязку и делает спасение Святогора невозможным. Когда Святогор осознает, что конец его близок, он решается высказать свою последнюю волю: он хочет передать Илье Муромцу громадную силу — единственное наследство, которое может от него остаться. По одним вариантам, Илье нужно наклониться к гробу, и Святогор дыхнет ему в лицо. По другим — он передаст силу через слюну. Однако во всех случаях Илья отказывается.

Говорит Илья да таковы слова:
» У меня головушка есть с проседью,
Мне твоей-то силушки не надобно,
Мне своей-то силушки достаточно.
Если силушки у меня да прибавится,
Меня не будет носить да мать сыра земля».

В этой былине происходит смена поколений богатырей: уходит навсегда старое богатырство в лице Святогора — не связанное еще по-настоящему с миром народной жизни, далекое от интересов и забот Русской земли, тяжеловесное, не знающее, к чему применить непомерную силу; его сменяют молодые богатыри, сила которых направляется на служение людям, на защиту справедливости, на оборону Руси. Их в былине воплощает Илья Муромец. Он уже не молод по возрасту и умудрен опытом, но он принадлежит новому богатырскому поколению. Но, конечно, не случайно именно на долю Ильи выпала великая роль — проводить в иной мир Святогора и даже, невольно, способствовать его концу.

Выше лесушку стоячего что означает это выражение. deactivated 50. Выше лесушку стоячего что означает это выражение фото. Выше лесушку стоячего что означает это выражение-deactivated 50. картинка Выше лесушку стоячего что означает это выражение. картинка deactivated 50. Выше леса стоячего(ниже облака ходячего) — Выше лѣса стоячаго (ниже облака ходячаго) конь бѣжитъ. Ср. Между тѣмъ какъ сильные, могучіе Полканы богатыри, обутые въ семимильные сапоги всевѣдущаго невѣжества, съ гордымъ презрѣніемъ къ тѣснымъ предѣламъ душной вещественной атмосферы,… … Большой толково-фразеологический словарь Михельсона (оригинальная орфография)

Выше лесушку стоячего что означает это выражение. deactivated 50. Выше лесушку стоячего что означает это выражение фото. Выше лесушку стоячего что означает это выражение-deactivated 50. картинка Выше лесушку стоячего что означает это выражение. картинка deactivated 50. Выше леса стоячего(ниже облака ходячего) — Выше лѣса стоячаго (ниже облака ходячаго) конь бѣжитъ. Ср. Между тѣмъ какъ сильные, могучіе Полканы богатыри, обутые въ семимильные сапоги всевѣдущаго невѣжества, съ гордымъ презрѣніемъ къ тѣснымъ предѣламъ душной вещественной атмосферы,… … Большой толково-фразеологический словарь Михельсона (оригинальная орфография)

ЕЩЁ РАССКАЗ ПРО СВЯТОГОРА.

Святого́р — богатырь русского былинного эпоса, стоящий вне киевского и новгородского циклов и лишь отчасти соприкасающийся с первым в былинах о встрече Святогора с Ильёй Муромцем.

Святогор в эпосе является огромным великаном, «выше леса стоячего»; его с трудом носит мать-сыра земля. Он не ездит на святую Русь, а живёт на высоких Святых горах; при его поездке мать-сыра земля потрясается, леса колышутся и реки выливаются из берегов.

Третий эпизод — женитьба Святогора; он спрашивает у Микулы, как бы узнать судьбу. Микула посылает его к Северным горам, к вещему кузнецу. На вопрос Святогора о будущем, тот предсказал ему женитьбу на невесте, живущей в приморском царстве 30 лет на гноище. Святогор поехал туда и, найдя больную на гноище, положил около неё 500 рублей, ударил её в грудь мечом и уехал. Девушка пробудилась; кора, покрывавшая её, сошла; она превратилась в красавицу, и богатырь, услыхав о её красоте, приехал и женился на ней. После свадьбы Святогор увидел на её груди шрам, узнал в чём дело и понял, что от судьбы не уйдешь.

Выше лесушку стоячего что означает это выражение. deactivated 50. Выше лесушку стоячего что означает это выражение фото. Выше лесушку стоячего что означает это выражение-deactivated 50. картинка Выше лесушку стоячего что означает это выражение. картинка deactivated 50. Выше леса стоячего(ниже облака ходячего) — Выше лѣса стоячаго (ниже облака ходячаго) конь бѣжитъ. Ср. Между тѣмъ какъ сильные, могучіе Полканы богатыри, обутые въ семимильные сапоги всевѣдущаго невѣжества, съ гордымъ презрѣніемъ къ тѣснымъ предѣламъ душной вещественной атмосферы,… … Большой толково-фразеологический словарь Михельсона (оригинальная орфография)

Выше лесушку стоячего что означает это выражение. deactivated 50. Выше лесушку стоячего что означает это выражение фото. Выше лесушку стоячего что означает это выражение-deactivated 50. картинка Выше лесушку стоячего что означает это выражение. картинка deactivated 50. Выше леса стоячего(ниже облака ходячего) — Выше лѣса стоячаго (ниже облака ходячаго) конь бѣжитъ. Ср. Между тѣмъ какъ сильные, могучіе Полканы богатыри, обутые въ семимильные сапоги всевѣдущаго невѣжества, съ гордымъ презрѣніемъ къ тѣснымъ предѣламъ душной вещественной атмосферы,… … Большой толково-фразеологический словарь Михельсона (оригинальная орфография)

Выше лесушку стоячего что означает это выражение. deactivated 50. Выше лесушку стоячего что означает это выражение фото. Выше лесушку стоячего что означает это выражение-deactivated 50. картинка Выше лесушку стоячего что означает это выражение. картинка deactivated 50. Выше леса стоячего(ниже облака ходячего) — Выше лѣса стоячаго (ниже облака ходячаго) конь бѣжитъ. Ср. Между тѣмъ какъ сильные, могучіе Полканы богатыри, обутые въ семимильные сапоги всевѣдущаго невѣжества, съ гордымъ презрѣніемъ къ тѣснымъ предѣламъ душной вещественной атмосферы,… … Большой толково-фразеологический словарь Михельсона (оригинальная орфография)

Как не далече-далече во чистом во поле,
Тута куревка да поднималася,
А там пыль столбом да поднималася, —
Оказался во поле добрый молодец,
Русский могучий Святогор-богатырь.
У Святогора конь да будто лютый зверь,
А богатырь сидел да во косу сажень.
Он едет в поле, спотешается,
Он бросает палицу булатную
Выше лесушку стоячего,

Ниже облака да ходячего,

Улетает эта палица
Высоко да по поднебесью.
Когда палица да вниз спускается,
Он подхватывает да одной рукой.

С этой сумочкой да скоморошноей
И уснул он на добром коне,
Заснул он крепким богатырским сном.

Из-под да?леча-дале?ча, из чиста поля
Выезжал старый казак да Илья Муромец,
Илья Муромец да сын Иванович,
Увидал Святогора он бога?тыря:
«Что за чудо вижу во чистом поле,
Что богатырь едет на добром коне,
Под богатырем-то конь да будто лютый зверь,
А богатырь спит крепко-накрепко».
Как скричал Илья да зычным голосом:
«Ох ты гой еси, удалый добрый молодец,
Ты что, молодец, да издеваешься,
А ты спишь ли, богатырь, аль притворяешься,
Не ко мне ли старому да подбираешься,
А на это я могу ответ держать».
От богатыря да тут ответу нет.
А вскричал Илья да пуще прежнего,
Пуще прежнего да зычным голосом, —
От богатыря да тут ответу нет.
Разгорелось сердце богатырское
А у старого казака Ильи Муромца,
Как берет он палицу булатную,
Ударяет он богатыря да по белы?м грудям,
А богатырь спит не просыпается.
Рассердился тут да Илья Муромец,
Разъезжается он во чисто поле,
А с разъезду ударяет он богатыря
Пуще прежнего он палицей булатною.
Богатырь спит, не просыпается.
Рассердился тут старый казак да Илья Муромец,
А берет он шелепугу подорожную,
А не малу шелепугу да во сорок пуд,
Разъезжается он со чиста поля,
И ударил он богатыря по белым грудям,
И отшиб он себе да руку правую.
Тут богатырь на коне да просыпается,

Говорит богатырь таково слово:
«Ох, как больно русски мухи кусаются».
Поглядел богатырь в руку правую,
Увидал тут Илью Муромца,
Он берет Илью да за желты? кудри,
Положил Илью да он к себе в карман,
Илью с лошадью да богатырскоей,
И поехал он да по святым горам,
По святым горам да Араратскиим.

Выше лесушку стоячего что означает это выражение. deactivated 50. Выше лесушку стоячего что означает это выражение фото. Выше лесушку стоячего что означает это выражение-deactivated 50. картинка Выше лесушку стоячего что означает это выражение. картинка deactivated 50. Выше леса стоячего(ниже облака ходячего) — Выше лѣса стоячаго (ниже облака ходячаго) конь бѣжитъ. Ср. Между тѣмъ какъ сильные, могучіе Полканы богатыри, обутые въ семимильные сапоги всевѣдущаго невѣжества, съ гордымъ презрѣніемъ къ тѣснымъ предѣламъ душной вещественной атмосферы,… … Большой толково-фразеологический словарь Михельсона (оригинальная орфография)

Как день он едет до вечера,
Темну ноченьку да он до? утра,
И второй он день едет до вечера,
Темну ноченьку он до утра.
Как на третий-то да на де?нёчек
Богатырский конь стал спотыкатися.
Говорит Святогор да коню доброму:
«Ах ты что, собака, спотыкаешься?
Ты идти не мошь, аль везти не хошь?»
Говорит тут верный богатырский конь
Человеческим да он голосом:
«Как прости-ко ты меня, хозяинушко,
А позволь-ко мне да слово вымолвить, —
Третьи суточки да ног не складучи,
Я вожу двух русских могучиих богатырей,
Да й в третьих с конем богатырскиим».
Тут Святогор-богатырь да опомнился,
Что у него в кармане тяжелешенько;
Он берет Илью за желты кудри,
Он кладет Илью да на сыру землю
Как с конем его да богатырскиим.
Начал спрашивать да он выведывать:
«Ты скажи, удалый добрый молодец,
Ты коей земли да ты какой орды?
Если ты — бога?тырь святорусский,
Так поедем мы да во чисто поле,
Попробуем мы силу богатырскую».
Говорит Илья да таковы слова:
«Ай же ты, удалый добрый молодец,

Я вижу силушку твою великую,
Не хочу я с тобой сражатися,
Я желаю с тобой побрататися».
Святогор-богатырь соглашается,
Со добра коня да опушается.
И раскинули они тут бел шатер,
А коней спустили во луга зеленые,
Во зеленые луга они, стреножили.
Сошли они оба во белой шатер,
Они друг другу порассказалися,
Золотыми крестами поменялися,
Они с друг другом да побраталися,
Обнялись они поцеловалися, —
Святогор-богатырь да будет больший брат,
Илья Муромец да будет меньший брат.
Хлеба-соли тут они откушали,
Белой лебеди порушали
И легли в шатер да опочи?в держать.
И недолго, немало спали — трое суточек,
На четверты они да просыпалися,
В путь-дороженьку да отправлялися.
Как седлали они да коней добрыих,
И поехали они да не в чисто поле,
А поехали они да по святым горам,
По святым горам да Араратскиим.

Прискакали на гору Елеонскую,
Как увидели они да чудо чудное,
Чудо чудное, да диво дивное:
На горе на Елеонския
Как стоит тут да дубовый гроб.
Как богатыри с коней спустилися,
Они ко гробу к этому да наклонилися.
Говорит Святогор да таковы слова:
«А кому в этом гробе лежать су?жено?
Ты послушай-ко, мой меньший брат,
Ты ложись-ко во гроб да померяйся,
Тебе ладен ли да тот дубовый гроб».
Илья Муромец да тут послушался

Своего ли братца большего, —
Он ложился Илья да в тот дубовый гроб.
Этот гроб Илье да не поладился,
Он в длину длинен и в ширину широк,
И вставал Илья да с того гроба.
А ложился в гроб да Святогор-богатырь,
Святогору гроб да поладился,
В длину по мере и в ширину как раз.
Говорит Святогор да Илье Муромцу:
«Ай же ты, Илья, да мой меньший брат,
Ты покрой-ко крышечку дубовую,
Полежу в гробу я, полюбуюся».
Как закрыл Илья крышечку дубовую,
Говорит Святогор таковы слова:
«Ай же ты, Ильюшенька да Муромец,
Мне в гробу лежать да тяжелешенько,
Мне дышать-то нечем да тошнешенько,
Ты открой-ко крышечку дубовую,
Ты подай-ко мне да свежа воздуху».
Как крышечка не поднимается,
Даже щелочка не открывается.
Говорит Святогор да таковы слова:
«Ты разбей-ко крышечку саблей вострою».
Илья Святогора послушался,
Берет он саблю вострую,
Ударяет по гробу дубовому.
А куда ударит Илья Муромец,
Тут становятся обручи железные;
Начал бить Илья да вдоль и по?перек,
Всё железные обручи становятся.
Говорит Святогор да таковы слова:
«Ах ты, меньший брат да Илья Муромец,
Видно, тут мне, богатырю, кончинушка,
Ты схорони меня да во сыру землю,
Ты бери-ко моего коня да богатырского,
Наклонись-ко ты ко гробу ко дубовому,
Я дохну тебе да в личко белое,
У тя силушки да поприбавится».

Выше лесушку стоячего что означает это выражение. deactivated 50. Выше лесушку стоячего что означает это выражение фото. Выше лесушку стоячего что означает это выражение-deactivated 50. картинка Выше лесушку стоячего что означает это выражение. картинка deactivated 50. Выше леса стоячего(ниже облака ходячего) — Выше лѣса стоячаго (ниже облака ходячаго) конь бѣжитъ. Ср. Между тѣмъ какъ сильные, могучіе Полканы богатыри, обутые въ семимильные сапоги всевѣдущаго невѣжества, съ гордымъ презрѣніемъ къ тѣснымъ предѣламъ душной вещественной атмосферы,… … Большой толково-фразеологический словарь Михельсона (оригинальная орфография)

Говорит Илья да таковы слова:
«У меня головушка есть с проседью,
Мне твоей-то силушки не надобно,
А мне своей-то силушки достаточно;
Если силушки у меня да прибавится,
Меня не будет носить да мать-сыра земля,
И не над мне твоего коня да богатырского,
А мне-ка служит верой-правдою
Мне старый Бурушка косматенький».

Тута братьица да распростилися,
Святогор остался лежать да во сырой земле,
А Илья Муромец поехал по Святой Руси
Ко тому ко городу ко Киеву,
А ко ласковому князю ко Владимиру.
Рассказал он чудо чудное,
Как схоронил он Святогора да богатыря
На той горе на Елеонскии.

Да тут Святогору и славу поют,
А Илье Муромцу да хвалу дают.
А на том былинка и закончилась.

Выше лесушку стоячего что означает это выражение. deactivated 50. Выше лесушку стоячего что означает это выражение фото. Выше лесушку стоячего что означает это выражение-deactivated 50. картинка Выше лесушку стоячего что означает это выражение. картинка deactivated 50. Выше леса стоячего(ниже облака ходячего) — Выше лѣса стоячаго (ниже облака ходячаго) конь бѣжитъ. Ср. Между тѣмъ какъ сильные, могучіе Полканы богатыри, обутые въ семимильные сапоги всевѣдущаго невѣжества, съ гордымъ презрѣніемъ къ тѣснымъ предѣламъ душной вещественной атмосферы,… … Большой толково-фразеологический словарь Михельсона (оригинальная орфография)

Этот Великий богатырь был ярко описан в Славянском эпосе, в былине об Илье Муромце. Там его размеры и сила преувеличены, но этот человек-великан на самом деле ходил по земле русской.

Источник

«Дубина стоеросовая»: значение и происхождение фразеологизма

Выше лесушку стоячего что означает это выражение. 3217623. Выше лесушку стоячего что означает это выражение фото. Выше лесушку стоячего что означает это выражение-3217623. картинка Выше лесушку стоячего что означает это выражение. картинка 3217623. Выше леса стоячего(ниже облака ходячего) — Выше лѣса стоячаго (ниже облака ходячаго) конь бѣжитъ. Ср. Между тѣмъ какъ сильные, могучіе Полканы богатыри, обутые въ семимильные сапоги всевѣдущаго невѣжества, съ гордымъ презрѣніемъ къ тѣснымъ предѣламъ душной вещественной атмосферы,… … Большой толково-фразеологический словарь Михельсона (оригинальная орфография)

Фразеологизм «дубина стоеросовая» нередко можно услышать в разговорной речи. Как правило, он имеет негативную коннотацию и экспрессивный оттенок. Так говорят о человеке, который отнюдь не отличается острым умом и быстрой реакцией. Но вот о том, что на самом деле значит это выражение, знают немногие. О значении и версиях происхождения «дубины стоеросовой» будет рассказано в статье.

Толкование существительного

Чтобы разобраться в том, что значит «дубина стоеросовая», целесообразным будет рассмотреть каждую из составляющих этого словосочетания. Начнем с существительного. По поводу него в словаре сказано, что употребляется оно и в прямом, и в переносном смысле.

Выше лесушку стоячего что означает это выражение. 3217639. Выше лесушку стоячего что означает это выражение фото. Выше лесушку стоячего что означает это выражение-3217639. картинка Выше лесушку стоячего что означает это выражение. картинка 3217639. Выше леса стоячего(ниже облака ходячего) — Выше лѣса стоячаго (ниже облака ходячаго) конь бѣжитъ. Ср. Между тѣмъ какъ сильные, могучіе Полканы богатыри, обутые въ семимильные сапоги всевѣдущаго невѣжества, съ гордымъ презрѣніемъ къ тѣснымъ предѣламъ душной вещественной атмосферы,… … Большой толково-фразеологический словарь Михельсона (оригинальная орфография)

Выше лесушку стоячего что означает это выражение. 3217631. Выше лесушку стоячего что означает это выражение фото. Выше лесушку стоячего что означает это выражение-3217631. картинка Выше лесушку стоячего что означает это выражение. картинка 3217631. Выше леса стоячего(ниже облака ходячего) — Выше лѣса стоячаго (ниже облака ходячаго) конь бѣжитъ. Ср. Между тѣмъ какъ сильные, могучіе Полканы богатыри, обутые въ семимильные сапоги всевѣдущаго невѣжества, съ гордымъ презрѣніемъ къ тѣснымъ предѣламъ душной вещественной атмосферы,… … Большой толково-фразеологический словарь Михельсона (оригинальная орфография)

В переносном – это глупый человек, то есть попросту дурак. Пример: «Ну ты и дубина! Не можешь понять даже элементарных вещей».

Чтобы лучше разобраться в том, что это – «дубина стоеросовая», рассмотрим происхождение существительного.

Этимология

Происходит от существительного «дуб», образованного от праславянского dǫb. В числе прочего, от последнего произошли:

Слово сравнивают с:

Вероятно, первоначальным значением является дерево.

Рассматривая фразеологизм «дубина стоеросовая», перейдем ко второй его составляющей.

Значение прилагательного

О нем в словаре сказано следующее:

Продолжая изучать выражение «дубина стоеросовая», рассмотрим происхождение прилагательного, которое имеет не одну, а несколько версий.

В словаре Даля

В. И. Даль первым зафиксировал слово «стоеросовый» и первым предложил этимологию слова. Она была воспринята литературной традицией, а затем и лексикографией. В словарях лексему стали определять, как «растущий стоймя, о деревьях», относя его к грубым, просторечным, употребляющимся в бранных выражениях.

Даль производил ее от слова «стоерос», состоящего из двух частей. Это «стоя» плюс «рост». Однако не все этимологи согласны с такой интерпретацией, считая ее лишь догадкой Владимира Ивановича, и предлагают свои варианты.

Версия Варбот и ее опровержение

Выше лесушку стоячего что означает это выражение. 3217633. Выше лесушку стоячего что означает это выражение фото. Выше лесушку стоячего что означает это выражение-3217633. картинка Выше лесушку стоячего что означает это выражение. картинка 3217633. Выше леса стоячего(ниже облака ходячего) — Выше лѣса стоячаго (ниже облака ходячаго) конь бѣжитъ. Ср. Между тѣмъ какъ сильные, могучіе Полканы богатыри, обутые въ семимильные сапоги всевѣдущаго невѣжества, съ гордымъ презрѣніемъ къ тѣснымъ предѣламъ душной вещественной атмосферы,… … Большой толково-фразеологический словарь Михельсона (оригинальная орфография)

По мнению филолога Ж. Ж. Варбот, происхождение русского существительного «стоерос» восходит к греческому σταυρός. Первоначальное значение последнего – «кол», а последующее – «крест». Словарная фиксация данной лексемы произошла в середине 19 в.

По мнению исследовательницы, его сниженная стилистическая окраска и неодобрительная экспрессия дают основание говорить лишь о единственном канале проникновения в русское просторечие древнегреческого слова. Это речь семинаристов и бурсаков.

Эта версия также подвергается сомнению со стороны некоторых лингвистов. Они считают, что с одной стороны, она благополучна в хронологическом и социолингвистическом аспектах. (Социолингвистика – раздел в языкознании, который изучает связь языка и социальных условий его бытования).

Но вот с таких точек зрения, как фонетическая и семантическая, она доверия не вызывает. (Фонетика – звуковой строй и состав языка, семантика – смысл слов). Фонетически σταυρός должно давать «ставрос», но не «стоерос». Основа «ставрос» не является зафиксированной. Так, существует фамилия Ставровский, но не Ставросовский.

Еще одним возражением является следующее. Представляется проблематичным, что в середине 19 в. могла произойти семантическая (смысловая) трансформация наименований изделий из древесины (таких, как кол, шест, сваи, а позже и крест в качестве распятия) сначала в определение растущих живых деревьев, а затем – изделий из древесины.

Третий вариант

Выше лесушку стоячего что означает это выражение. 3217629. Выше лесушку стоячего что означает это выражение фото. Выше лесушку стоячего что означает это выражение-3217629. картинка Выше лесушку стоячего что означает это выражение. картинка 3217629. Выше леса стоячего(ниже облака ходячего) — Выше лѣса стоячаго (ниже облака ходячаго) конь бѣжитъ. Ср. Между тѣмъ какъ сильные, могучіе Полканы богатыри, обутые въ семимильные сапоги всевѣдущаго невѣжества, съ гордымъ презрѣніемъ къ тѣснымъ предѣламъ душной вещественной атмосферы,… … Большой толково-фразеологический словарь Михельсона (оригинальная орфография)

Он рассматривает значение прилагательного «стоеросовый» как «стосуковый», основываясь на том, что «ерох» – это «сук», а «ероховый» значит «сучковатый», «шероховатый». Таким образом, «дубина стоеросовая» – это дубина, которая имеет сто еросов, сучков, то есть неотесанная.

Некоторые лингвисты возражают против такого толкования, мотивируя это тем, что слово «ерос» нам неизвестно, также, как и его значение. Другие снимают это возражение, указывая на наличие в русском языке прилагательного «ероховый» – «сучковатый».

Что касается чередования согласных звуков «х» и «с», то превращение одного в другой можно объяснить народной этимологией. И расстояние от «стоероховый» до «стоеросовый» представляется более близким, чем от незафиксированного «ставросовый».

Рассмотрев со всех сторон выражение «дубина стоеросовая», можно сделать следующие заключения:

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *