Выпускающая кафедра что значит
Большая Энциклопедия Нефти и Газа
Выпускающая кафедра
Выпускающие кафедры обеспечивают преемственность курсового проектирования по специальным дисциплинам, взаимную увязку содержания различных курсовых работ, выполняемых студентами данной специальности в процессе обучения. [2]
Основана выпускающая кафедра Сооружение газонефтепроводов, газохранилищ и нефтебаз. [3]
Решением выпускающей кафедры утверждается и доводится до студентов календарный план-график выполнения дипломных работ с указанием очередности выполнения отдельных этапов. [4]
На выпускающей кафедре Машины и аппараты химических производств ( МАХП) курс Информатика преподается с 1990 года на базе собственного компьютерного класса и изначально ориентировано на использование интенсивных форм обучения. В качестве средств обучения ( кроме традиционных лекций и лабораторных занятий) широко используются компьютерные тестирующие и обучающие программы. [5]
Заведующие выпускающими кафедрами периодически проверяют ход работы по курсовому проектированию, контролируют направленность и методику работы отдельных руководителей, заслушивая и обсуждая их отчеты на заседаниях кафедры. Ход и результаты курсового проектирования анализируются и обсуждаются на кафедре, ведущей курсовое проектирование, не реже одного раза в семестр. [6]
На многих выпускающих кафедрах были организованы студенческие конструкторские бюро ( СКВ), в 1972 г. впервые в сфере высшего образования был создан студенческий научно-исследовательский институт ( СтудНИИ) на технологическом факультете. Коллегией Министерства высшего и среднего специального образования опыт этого НИИ был рекомендован для творческого изучения и практического применения в учебном процессе в вузах страны. [7]
На основе Госстандарта выпускающая кафедра разрабатывает применительно к конкретному вузу и согласовывает с другими кафедрами учебный план, который утверждает проректор по Учебной работе. [8]
Основными приоритетами стратегии выпускающей кафедры и деятельности ее заведующего могут быть известность в научном мире ( зарубежном, отечественном); авторитет кафедры в стране и регионе; известность заведующего кафедрой ( в науке, учебном процессе, в обществе); уважение к кафедре со стороны препода-вательдкого корпуса; сплоченность коллектива, нормальная психологическая обстановка на кафедре; улучшение материального положения преподавателей и сотрудников; развитие материально-технической базы учебного процесса и научных исследований. [9]
В чем заключается роль выпускающей кафедры при трудоустройстве выпускников. [10]
Контакты ректората вуза и выпускающей кафедры с работодателями должны иметь прочную организационную основу. [12]
Следует также отметить, что выпускающие кафедры стали игнорировать такой мощный воспитательный фактор, как курсовые собрания, на которые приглашаются преподаватели, ведущие занятия на курсах. На этих собраниях преподаватели не только критикуют отстающих студентов, но и дают ценные советы. Как показывает опыт предыдущих лет, после таких собраний всегда наблюдаются положительные сдвиги в учебе студентов. [14]
Что такое кафедра в университете, в чем заключается суть её работы
Выпускник, покинув школьные стены, сталкивается с огромным количеством информации, которая определяет множественные вопросы.
Так в поиске потенциального места учебы он не может разобраться в отличиях кафедр и факультетов, а значит и сориентироваться с местом приобретения будущей профессии.
Поступив в ВУЗ, он начинает гадать, к кому следует обратиться декану или руководителю кафедры: если у тебя появились проблемы в учебе, если ты затрудняешься с выбором темы курсовой работы, если есть место, где готовы тебя принять на практику.
Обо всем этом мы более подробно поговорим далее.
Кто кем в ВУЗе управляет
Современный ВУЗ представляет на сегодняшний день своего рода образовательное государство, с особой системой ветвей власти.
Структура университета довольно сложна, и поначалу в ней легко запутаться
Главой данного государства является ректор, именно он является главным юридическим и физическим лицом, обеспечивающим качественную образовательную деятельность и создаёт оптимальные для этого условия.
Непосредственными помощниками ректора являются его замы проректоры, как правило количество их варьируется от трех до пяти (в зависимости от учебного заведения).
Одними из основных являются помощник по учебной работе, по воспитательной и по научной деятельности.
Сейчас в большинстве ВУЗов нашей страны данные должности упразднены, и ректор стал директором, а проректор начальником отдела по чему-либо.
Кстати, все выше перечисленные персоны могут также являться членами кафедр и преподавательского состава, а значит, кроме непосредственной административной работы, как и остальные педагоги, они ведут лекции, готовят дипломников и аспирантов.
Весь институт состоит из факультетов, подразделений, которые объединяют группы родственных по своей специфической деятельности кафедр.
Факультеты находятся в непосредственной власти ректората.
Управленческая деятельность на факультете принадлежит декану, который также является и председателем ученого совета факультета.
Кафедра входит в состав факультета и отвечает за подготовку выпускников узкого профиля деятельности.
У каждого факультета имеется своя символика, особая форма документов и отличительная печать.
Воспитательную и учебную работу на факультете помогают осуществлять заместители декана по учебной и воспитательной работе.
В составе каждого факультета представлено определенное число кафедр подразделений, которые занимаются подготовкой выпускников узкого профиля деятельности.
Для простоты понимания факультет можно грубо сравнить с общим понятием «мебель», а кафедры в данном случае будут отдельными её представителями: мебель для спальни, для кухни, для гостиной и т.д..
У каждой кафедры есть свой руководитель, который непосредственно и занимается организацией всех рабочих вопросов между преподавательским составом и студентами.
Кроме того, в каждом ВУЗе существуют:
Большинство должностей в ВУЗе являются выборными, их избрание осуществляется путем тайного голосования, как правило, сроком на пять лет (декан, начальник кафедры, заместитель декана, проректор).
Что касается ректора, это лицо, назначаемое на должность государственными структурами высшего уровня власти.
Кафедра ВУЗа
Как уже было сказано ранее, понятие кафедра гораздо уже понятия факультета.
Разберем на конкретном примере.
В педагогическом ВУЗе существуют следующие факультеты: историко-филологический, физико-математический, биолого-географический, психолого-педагогический, физической культуры и спорта.
Факультет историко-филологический объединяет в общем смысле всех студентов-гуманитариев, они все подчиняются одному декану, занимаются в одном корпусе, но ходят на занятия с учетом того, к какой кафедре относится их специализация.
Это кафедры русского языка, кафедра литературы, кафедра истории и социально-гуманитарных наук.
Более узкий контакт между студентом и кафедрой происходит не на первых учебных курсах, а приблизительно на третьем, в момент написания первой курсовой работы.
К примеру, подготовительную деятельность по курсовой работе на тему «Особенности синтаксиса в произведении Л.Н.Толстого «Анна Каренина» (курсовая на знание основ русского языка) будет вести кафедра русского языка.
Более тесно сотрудничать с кафедрой студенты начинают с третьего курса, когда определяются со специализацией
Точно таким же образом решается вопрос с написанием, подготовкой и защитой дипломных работ, а также организацией практики.
Бесспорно, кафедра не является абсолютно автономным объектом образовательной системы, члены всех кафедр работают взаимосвязано, но делая акцент на собственной специфике.
Членами кафедры являются все преподаватели, работающие по направлению узкопрофильных дисциплин.
Кстати, перед начальником кафедры в одинаковой мере имеют равенство как рядовые педагоги, так и доценты, доктора наук.
Студенту необходимо помнить, что в случае каких-либо сложностей в процессе обучения первым лицом, к которому необходимо обратиться, является начальник кафедры, а уже после декан.
Что главнее: кафедра или факультет
Поступая в ВУЗ, студент задается вопросом, куда же он зачислен: на факультет или на кафедру?
Зачислены вы будете на факультет (это будет написано даже в так называемой «шапке» листа о зачислении), а внутри факультета вы автоматически будете определены под «юрисдикцию» отдельной кафедры, работа которой отвечает подготовке вас по специальности.
В вашем итоговом документе об образовании зачастую может совпасть наименование факультета и направления или специальности.
В дипломе будет стоять подпись не начальника кафедры, а декана факультета, равно как и на каждой странице зачетной книжки в качестве свидетельства о переводе на курс выше.
На практике декан также стоит выше по административной лестнице, нежели руководитель кафедры.
Диплом и армейская служба
Военная кафедра, которая сейчас ведет свою работу во многих ВУЗах страны, считается легальным способом «откосить» от армии.
В некоторых ВУЗах есть также военная кафедра
На практике все представлено следующим образом: при ВУЗе, не обязательно с привязкой к определенному факультету, функционирует подобная кафедра, осуществляющая подготовку бойцов запаса.
Поступить на военную кафедру на данный момент весьма проблематично кроме обладания хорошим здоровьем, физической подготовкой у вас также должны быть и хорошие баллы по ЕГЭ.
Учебные занятия на данной кафедре проходят по тому же принципу, что и все ВУЗовские: вам читают лекции, организуют практические занятия, зачеты, экзамены.
Кроме того, после всего курса обучения вас отправят на полевые сборы (1 месяц), после которых вам предстоит сдать итоговые экзамены, получить диплом и военный билет, в котором будет прописано «лейтенант запаса» (спустя пять лет вам нужно будет вновь пройти военные сборы, и вам будет присвоено звание «старшего лейтенанта»).
Кроме того, что от обычной армейской службы вы себя обезопасите, в случае дальнейшей деятельности в военных кругах у вас тоже появится много дополнительных преимуществ.
Стоит помнить главное: на каком бы вы факультет не числились и к какой бы кафедре не принадлежали, не забывайте о том, что все сотрудники ВУЗа работают, как единый механизм.
Так что в случае трудностей или успехов вы будете в одинаковой мере замечены как членами кафедры, работниками деканата, так и ректоратом, поэтому необходимо иметь хорошие отношения и с теми и с другими.
В этом видео вы узнаете о структуре ВУЗа на примере медицинского университета:
Кафедра и факультет в ВУЗе (что это, кто там работает, чем помогают студентам, виды)
Обучение в ВУЗе предполагает не только посещение аудиторных занятий, массовых мероприятий, но и взаимодействие с преподавателями и отдельными структурами образовательного заведения.
Обучение в ВУЗе предполагает не только посещение аудиторных занятий, массовых мероприятий, но и взаимодействие с преподавателями и отдельными структурами образовательного заведения.
Уже на этапе поступления абитуриент должен разбираться в таких понятиях, как «факультет» и «кафедра». Указать как минимум факультет, на который он намерен поступать, ему необходимо на этапе подачи документов приемной комиссии в соответствующем заявлении.
Внутренняя структура ВУЗа
Сегодня мы расскажем Вам, что такое факультет, кафедра и как они устроены
Что такое факультет?
Итак, независимо от того в какой ВУЗ Вы намерены поступать или уже поступили, в каждом среднем профессиональном и высшем образовательном заведении есть такие понятия, как «факультет» и «кафедра».
Факультет – это определенное направление, к которому относится выбранная абитуриентом специальность. Наименование факультета отражает то, чем будет заниматься будущий специалист, в какой области ему предстоит работать и пр.
Администрация факультета
Фактически факультет – это подразделение ВУЗа, его филиала, где будет вестись подготовка конкретных специалистов. В состав факультета входя различные кафедры. Их количество не ограничено, но в среднем достигает 5-7. Все зависит от развитости ВУЗа, количества образовательных программ и направлений.
В зависимости от выбранной сферы деятельности факультеты бывают:
На каждом факультете утверждены конкретные специальности и образовательные программы. Порядок написания письменных проектов и сроки их сдачи, сроки проведения сессии на разных факультетах (и даже специальностях одного и того же факультета) могут различаться.
Нужна помощь преподавателя?
Мы всегда рады Вам помочь!
Что такое кафедра?
На каждом факультете есть отдельные небольшие структурные объединения – кафедры. Каждая специальность относится к определенной кафедре.
В составе каждой кафедры утверждены педагоги по конкретным направлениям и дисциплинам. Именно они помогают студентам развиваться и познавать новые области, науки, осваивать профессиональные навыки.
Кафедра фактически выступает посредником между студентами и преподавателями. Далеко не всегда учащимся удается застать преподавателя на факультете, а сдать (например, ту же курсовую работу или реферат) материал на поверку нужно. Здесь на помощь приходит кафедра, где можно оставить работу «до востребования».
Также на кафедре студенты получают дополнительные материалы для обучения: методические рекомендации, план занятий и заданий к семинарским занятиям, сдают на проверку на плагиат НИР и т.д.
Члены кафедры
На кафедре работают не только преподаватели, но и такие сотрудники, как:
Следует отметить, что кафедра отвечает не только за учебный процесс, но и организацию практики студентов. Если учащиеся не могут самостоятельно найти место для прохождения практики, то они могут обратиться за помощью на кафедру.
Таким образом, факультет и кафедра являются важными структурными подразделениями ВУЗа. Ни отвечают за уровень и качество подготовки выпускников, помогая им в освоении образовательной программы.
Трудности с учебой?
Помощь в написании студенческих и
аспирантских работ!
Что такое факультет и кафедра вуза
Факультет
Вузовский факультет – это подразделение университета или института, в котором ведется подготовка студентов по специальностям определенного направления. Во главе стоит декан.
Количество факультетов зависит от типа и масштаба учебного заведения. В специализированных относительно небольших вузах (например, в узкопрофильных академиях, институтах – транспорта, таможенного дела и т. д.) их начитывается пять-десять. В структуре крупных классических университетов обычно несколько десятков факультетов (В МГУ – 43, в СПбГУ – 18).
Какие бывают
Поскольку вузы готовят специалистов для всех отраслей экономики и сфер общественной жизни, факультеты бывают самые разные, но их названия во всех университетах и институтах отражают направления подготовки.
Какие есть факультеты в большинстве крупных классических (то есть многопрофильных) университетов:
Причем на юридический можно поступить и в СПбГУ, и в МГУ, и в КФУ. Кроме этих стандартных факультетов, в многопрофильном вузе могут быть и редкие или вовсе уникальные: такие как городского и регионального развития (ВШЭ) или космических исследований (МГУ). Их окончить можно только в этих вузах.
В узкопрофильных институтах или академиях, готовящих специалистов для определенных сфер профессиональной деятельности, факультеты чаще всего без преувеличения эксклюзивные, как, например, во ВГИКе – анимации или сценарного мастерства и киноведения, в академии имени Строганова – искусства реставрации.
Кафедра
Узкопрофессиональной подготовкой студентов факультета занимаются кафедры. Это научно-образовательные подразделения, осуществляющие обучение в рамках одной специализации. Например, на гуманитарном факультете кафедра лингвистики готовит переводчиков, а филологии – преподавателей английского языка.
Вузовская кафедра не только обеспечивает проведение лекций и семинаров, но и занимается организацией производственной или учебной практики, исследовательской работы студентов (курирует написание курсовых, дипломов, диссертаций). На одном факультете может быть (и в большинстве случаев имеется) несколько кафедр.
Возглавляет кафедру заведующий, который избирается на пять лет голосованием преподавательского коллектива. Он подчиняется декану, который, в свою очередь, – ректору.
Межфакультетская
Кроме того, в вузе всегда есть межфакультетские кафедры. Их преподаватели читают лекции, проводят практические занятия, принимают зачеты и экзамены по «сопутствующим» непрофильным дисциплинам, общим для программ подготовки специалистов на разных факультетах учебного заведения.
Обычно во всех высших учебных заведениях это кафедры физического воспитания. В технических университетах – иностранного или русского языка, в гуманитарных или педагогических институтах – информационно-коммуникационных технологий, в творческих вузах – истории искусств и т. д. Часто преподаватели таких подразделений, независимых от руководства какого-либо факультета, привлекаются в качестве консультантов или рецензентов дипломных работ студентов различных факультетов.
Базовая
В последние годы в российских вузах активно создаются базовые кафедры. Их специфика заключается в ориентированности на интересы и потребности бизнеса и производственных компаний, работающих в разных отраслях. Поэтому к преподаванию привлекаются не только педагоги вуза – студентов обучают практикующие специалисты, причем обычно на базе предприятий.
Суть работы базовой кафедры – вовлечь студентов в специальность, повысить качество образования и профессионального обучения, открыть больше возможностей для будущей карьеры. Нередко подготовка специалистов ведется по заказу конкретного предприятия, которое после защиты диплома забирает к себе в штат всех (или наиболее успешных) выпускников определенной программы.
К примеру, базовые кафедры в МФТИ:
Предприятия, предоставляющие учебную базу, заинтересованы в высококвалифицированных молодых специалистах, поэтому охотно нанимают на работу студентов, начиная со второго курса.
Военная
Эти кафедры готовят рядовых, офицеров и сержантов запаса. Выпускники вместе с дипломами получают военные билеты с отметкой о прохождении срочной службы. Желающие могут во время учебы заключить контракт с Министерством обороны, по которому обязуются отслужить минимум три года после получения диплома.
Также по отдельным программам обособленные структуры гражданских вузов – учебные военные центры – готовили для Вооруженных сил кадровых офицеров по технологичным, инженерным и наукоемким специальностям. В январе 2019 года военные кафедры объединили с ними и преобразовали в военные учебные центры (ВУЦ).
Для студентов принципы и суть подготовки не изменились. ВУЦ, как и прежние военные кафедры, будут по разным программам готовить рядовых, офицеров, сержантов запаса и кадровых военнослужащих. Сейчас ВУЦ открыты в 93 вузах страны.
Какие именно факультеты есть в вузе, узнать можно на сайте выбранного учебного заведения. Но и это еще не всё. Внимательно изучите кафедры и специальности, программы обучения, так как вполне может оказаться, что по стандартному, казалось бы, направлению экономический факультет конкретного вуза не готовит финансистов, а выпускает только бухгалтеров.
Особенности работы выпускающей кафедры технического университета в условиях новых рыночных отношений
Не считая возможным рекомендовать изложенный выше опыт работы одной кафедры в новых рыночных отношениях для прямого копирования, полагаем, что этот опыт полезен для осмысливания и творческого развития многими выпускающими кафедрами технических вузов региона.
ОСОБЕННОСТИ РАБОТЫ ВЫПУСКАЮЩЕЙ КАФЕДРЫ ТЕХНИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА В УСЛОВИЯХ НОВЫХ РЫНОЧНЫХ ОТНОШЕНИЙ
Фактическое становление кафедры как современного центра подготовки специалистов пришлось на конец 80-х и 90-е годы, т.е. на период перестройки общества и возникновения новых рыночных отношений в стране. Этот период, особенно 90-е годы, характеризуется резким изменением в системе взаимоотношений вуза с головным министерством и большинством предприятий, ранее являющихся потребителями молодых специалистов:
Все это усугубилось и рядом других объективных причин:
В этих условиях потребовалось принципиально изменить систему взаимодействия кафедры, прежде всего с предприятиями, для которых готовились специалисты, заинтересовав их (предприятия) инвестировать достаточно большие средства в долговременную систему подготовки для себя специалистов нового поколения.
От имени университета были заключены новые генеральные договоры на подготовку, переподготовку и повышение квалификации специалистов со всеми крупнейшими промышленными предприятиями Урало-Сибирского и Северного регионов РФ, где работают и могли бы работать выпускники кафедры. В процессе подготовки этих договоров совместно с кадровыми службами предприятий была определена потребность в специалистах на ближайшие годы по каждой из специальностей и специализаций кафедры. Перечень возможных специализаций по кафедре был существенно расширен. В настоящее время кафедра готовит специалистов по двум специальностям и шести специализациям (ранее была одна специальность и две специализации). Ведущие специалисты предприятий приняли участие в корректировке учебных планов и программ ряда дисциплин соответствующих специальностей и специализаций кафедры. Преподавание ряда спецкурсов было перенесено на предприятия во время прохождения студентами производственных практик. Занятия по этим дисциплинам проводят ведущие специалисты предприятий, как правило, кандидаты и доктора технических наук. Содержание (программы) этих спецкурсов максимально адаптированы к условиям (особенностям) конкретных предприятий.
Составной частью всех генеральных договоров явился весь возможный комплекс взаимодействия предприятий и кафедры: довузовская подготовка абитуриентов с выездом преподавателей в регионы; обучение студентов, в т.ч. производственная практика, а также содержание курсовых и дипломных проектов студентов; конкретная (применительно к особенностям конкретного предприятия) специализация студентов; проведение совместных НИОКР; подготовка специалистов через институт соискателей ученых степеней и аспирантуру; другие, представляющие взаимный интерес мероприятия.
Учитывая специфику структуры предприятий ТЭК и пожелания предприятий, с которыми были заключены генеральные договоры, на базе кафедры была организована (ранее ее не было) система, позволяющая работникам этих предприятий обучаться по одной из удобной для них схеме обучения: заочной, очно-заочной, заочной ускоренной или индивидуальной (индивидуальный план обучения). Был разработан целый пакет (свыше 15 вариантов) учебных планов, учитывающих специфику предприятий-заказчиков и возможную форму обучения. В настоящее время эта система успешно реализуется при существенной поддержке и помощи со стороны управления заочного обучения университета. Всего на базе кафедры по различным формам заочного обучения учится свыше 200 человек.
В соответствии с заключенными генеральными договорами кафедрой разработана и налажена система переподготовки и повышения квалификации технического персонала различных уровней. Кафедра является базовой в регионе по подготовке и переподготовке турбинистов практически для всех предприятий РАО «ЕЭС России» и РАО «Газпром».
Ежегодно по этой системе на кафедре обучается свыше 100 человек. Основой успешного действия этой системы является высокий уровень квалификации и авторитет преподавателей и сотрудников кафедры, достаточно современная (иногда уникальная) учебно-лабораторная база и четкая система организации процесса обучения.
Была практически полностью пересмотрена система разработки и издания учебно-методических пособий. В соответствии с решением кафедры каждый преподаватель обязан ежегодно готовить к изданию не менее одной «полновесной» методической разработки (различные программы и «мелкие» текущие разработки в расчет не идут).
На основании анализа учебных планов всех специальностей и специализаций кафедры, с учетом пожеланий промышленных предприятий, взаимодействующих с кафедрой, в течение последних 6-8 лет последовательно реализуется план разработки и издания учебно-методической литературы, которая используется как при обучении студентов, так и в системе переподготовки и повышения квалификации специалистов промышленности. Содержание этих пособий существенно «шире» стандартных учебных планов и программ, что, с нашей точки, зрения оправданно, так как «лишних знаний» не бывает. Такое «совмещение» представляется нам естественным, а опыт использования этой литературы подтвердил целесообразность именно такой системы их написания. Большинство учебно-методических пособий разработано и написано авторскими коллективами с участием преподавателей кафедры и ведущих специалистов промышленности. Такое содружество дает несомненно положительные результаты, т.к. позволяет суммировать в рамках каждого пособия как «академические» знания и представления, так и промышленный (производственный) опыт специалистов по каждому из рассматриваемых вопросов. За последние шесть лет кафедрой издано свыше семидесяти новых методических разработок (в том числе с грифом Министерства и через центральные издательства) общим объемом около печатных листов.
Система НИР кафедры по разработке и исследованию методов совершенствования турбин, турбинного оборудования и ДВС также претерпела ряд изменений. Направленность этих работ в первую очередь определяется потребностью промышленных предприятий, с которыми у кафедры (университета) имеются долгосрочные генеральные договоры по всему спектру возможного взаимодействия. По большинству научных направлений ведутся сквозные разработки от теоретических моделей и стендовых исследований до реального внедрения результатов на турбинных заводах, заводах, производящих турбинное оборудование и ДВС, а также на ТЭС, АЭС и КС. К научной работе в обязательном порядке привлекаются студенты и аспиранты кафедры. Однозначно «оживилась» работа института соискателей и аспирантура. На базе кафедры открыты и успешно действуют специализированные ученые советы по защите кандидатских и докторских диссертаций. Результаты НИОКР кафедры, прежде всего выполненные совместно с работниками промышленности, внедрены и используются более чем на 40 предприятиях энергомашиностроения и ТЭК России, а также на предприятиях СНГ и дальнего зарубежья, обеспечивая большой экономический эффект. По результатам НИОКР сотрудниками кафедры получено свыше 100 авторских свидетельств и патентов на изобретения; за последние годы опубликовано свыше 500 научных статей и докладов.
Оценивая (ни в коей мере не обобщая) опыт работы кафедры «Турбины и двигатели» в условиях новых рыночных отношений (пока еще очень далеких от совершенства), считаем возможным сделать следующий основной вывод: предложенная и разрабатываемая (до настоящего времени) кафедрой система (модель?) взаимодействия с предприятиями, для которых готовятся специалисты, в основном себя оправдывает. Имеющиеся и постоянно возникающие противоречия, трудности и проблемы в существующих рыночных условиях естественны и требуют дальнейшего совершенствования этой системы (модели).
В настоящее время на базе кафедры «Турбины и двигатели» по различным формам обучается примерно 600 студентов. Кафедра достаточно (насколько это возможно) динамично развивается, продолжая искать и совершенствовать систему своей работы.
Не считая возможным рекомендовать изложенный выше опыт работы одной кафедры в новых рыночных отношениях для прямого копирования, полагаем, что этот опыт полезен для осмысливания и творческого развития многими выпускающими кафедрами технических вузов региона.