Выпуск возвращаемых товаров разрешен что значит
Выпуск возвращаемых товаров разрешен что значит
VI. Совершение таможенных операций при возврате МПО
отправителю с использованием ЕАИС ТО
51. В соответствии с пунктом 14 статьи 286 Кодекса Союза товары, пересылаемые в МПО, ввезенные на таможенную территорию Союза, подлежащие возврату отправителю, в случаях, установленных актами ВПС, вывозятся с такой территории с разрешения таможенного органа без таможенного декларирования и помещения под таможенные процедуры.
53. При подаче информации о возвращаемых МПО в ЕАИС ТО в автоматическом режиме осуществляется:
проверка предшествующего решения по МПО;
выявление рисков, индикаторы которых содержатся в профилях рисков, с использованием специального программного средства.
Посредством информационно-программных средств ЕАИС ТО принятое решение направляется в информационную систему уполномоченного оператора.
55. В случае иного предшествующего решения таможенного органа по МПО автоматически посредством информационно-программных средств ЕАИС ТО уполномоченному оператору направляется решение «Отказ в выпуске возвращаемых МПО».
56. При выявлении рисков автоматически посредством информационно-программных средств ЕАИС ТО уполномоченному оператору направляется решение «Отказ в выпуске товаров. Требуется предъявление МПО таможенному органу».
57. Уполномоченный оператор предъявляет таможенному органу возвращаемые МПО и документы, предусмотренные актами ВПС, для проведения таможенного контроля.
58. Таможенный орган после предъявления ему уполномоченным оператором МПО и документов, сопровождающих МПО, для проведения таможенного контроля в рамках СУР осуществляет действия, предусмотренные пунктом 34 Условий.
59. С учетом результатов таможенного контроля таможенный орган принимает одно из следующих решений:
«Отказ в выпуске возвращаемых товаров» с указанием всех причин, послуживших основанием для такого отказа, рекомендаций по их устранению.
Уполномоченному оператору с использованием информационно-программного средства ЕАИС ТО направляется принятое таможенным органом решение.
Обеспечительный взнос для выпуска товара и процедуры выпуска товара под обеспечение: разъяснения
Дальневосточное таможенное управление ответило на вопросы по обеспечительному взносу
1. В течение какого срока декларант может оплатить обеспечительный взнос для выпуска товара?
2. Установлен ли срок оплаты обеспечения, необходимого для условного выпуска товара?
3. Какова процедура выпуска товара под обеспечение?
4. Каковы действия декларанта после получения информации от таможни о сумме обеспечительного взноса?
5. Каковы действия декларанта после получения от таможни решения о проведении дополнительной проверки и возможности выпуска под обеспечение с размером суммы обеспечительного взноса?
Исполнение обязанностей может обеспечиваться денежным залогом, банковской гарантией, поручительством, залогом имущества (способы обеспечения исполнения обязанностей), если иное не предусмотрено ТК ЕАЭС и Федеральных законом.
В подтверждение принятия обеспечения исполнения обязанностей, принятия генерального обеспечения исполнения обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин таможенный орган оформляет таможенную расписку.
Обеспечение исполнения обязанностей, генеральное обеспечение считаются принятыми таможенным органом со дня оформления таможенной расписки в виде электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью уполномоченного должностного лица таможенного органа.
Исполнение обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов обеспечивается в случаях, установленных статьей 55 ТК ЕАЭС и пунктом 1 статьи 62 ТК ЕАЭС, к которым в том числе относится выпуск товаров с особенностями, предусмотренными статьями 121 и 122 ТК ЕАЭС, и условный выпуск товаров. В иных случаях при возникновении обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов обеспечение исполнения такой обязанности не требуется.
В соответствии со статьей 118 ТК ЕАЭС выпуск товаров производится таможенным органом при условии, что лицом:
1) соблюдены условия помещения товаров под заявленную таможенную процедуру или условия, установленные для использования отдельных категорий товаров, не подлежащих в соответствии с ТК ЕАЭС помещению под таможенные процедуры, за исключением случаев, когда такое условие, как соблюдение запретов и ограничений в соответствии с Договором о ЕАЭС и (или) законодательством государств-членов, может быть подтверждено после выпуска товаров;
2) уплачены таможенные сборы за совершение таможенными органами действий, связанных с выпуском товаров, если такие сборы установлены в соответствии с законодательством государства-члена и срок их уплаты установлен до выпуска товаров, в том числе до регистрации таможенной декларации.
Предоставление обеспечения исполнения обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов является одним из условий помещения товаров под отдельные таможенные процедуры.
В соответствии с пунктом 2 статьи 128 ТК ЕАЭС помещение товаров под таможенную процедуру начинается с момента подачи таможенному органу таможенной декларации или заявления о выпуске товаров до подачи декларации на товары, если иное не установлено ТК ЕАЭС, и завершается выпуском товаров, за исключением случая, предусмотренного пунктом 1 статьи 204 ТК ЕАЭС и условного выпуска товаров.
С учетом изложенного обеспечение исполнения обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов должно быть предоставлено до выпуска товаров в соответствии с выбранной таможенной процедурой либо условного выпуска товаров.
При предоставлении рассчитанных сумм обеспечения, товары выпускаются в сроки, установленные статьей 119 ТК ЕАЭС (не позднее 10 рабочих дней, следующих за днем регистрации декларации на товары, при отсутствии оснований, установленных в ходе проведения таможенного контроля для отказа в выпуске товаров, установленных статьей 125 ТК ЕАЭС.
Права и обязанности декларанта определяются статьей 84 ТК ЕАЭС.
Какой порядок возмещения (возврата) НДС при импорте товаров?
Объект налогообложения при импорте
Импортом товаров в законодательстве России признается ввоз таковых на ее территорию без обязательного вывоза. Импорт считается абсолютно самостоятельным объектом налогообложения НДС, и значит, налогоплательщики-импортеры обязаны действовать в соответствии с нормами НК РФ, который четко определяет порядок налогообложения импортных процедур.
Обязательства по уплате НДС при импорте у заявителя появляются, как только таможенники зарегистрируют декларацию. При этом необходимо полностью уплатить НДС на таможне до выпуска товаров из нее. Рассчитывается налог по установленным ставкам с общей суммы, которую составляют таможенная стоимость ввезенных товаров, акциз, а также таможенная пошлина.
О том, какие расходы включаются в таможенную стоимость, читайте в статье «Включение в таможенную стоимость транспортных расходов».
Для определения верной налогооблагаемой базы валютную стоимость товаров необходимо пересчитать в рубли по курсу ЦБ РФ на дату регистрации декларации.
Как учесть НДС при импорте из стран, не входящих в ЕАЭС, пошагово разъяснили эксперты КонсультантПлюс. Получите пробный доступ к системе К+ и бесплатно переходите в Готовое решение.
Когда можно осуществить возврат НДС при импорте?
В соответствии со ст. 172 НК РФ, НДС, который был уплачен при прохождении таможенных процедур, возможно принять к вычету, тем самым уменьшив дальнейшие платежи по налогу. Однако для этого требуется одновременное соблюдение определенных условий:
ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! От неукоснительного соблюдения компанией-импортером обозначенных выше условий напрямую зависит, сможет ли она применить налоговый вычет и возместить НДС по импортным операциям.
И еще момент. Если импортный НДС был неправомерно излишне удержан таможней, а потом возвращен ею, вычет нужно восстановить.
Наличие документов
Теперь рассмотрим приведенные условия более детально. Согласно таможенному законодательству, операция по осуществлению импорта начинается в момент передачи таможенникам декларации и всей необходимой для оформления ввозимых товаров документации. Завершается она выпуском товаров сотрудником таможни, который проставляет соответствующие отметки на декларации и других сопутствующих документах — транспортных, коммерческих и т. д.
Это означает, что ввезенный товар будет считаться выпущенным с таможни только тогда, когда у импортера на руках появится таможенная декларация и другие необходимые сопроводительные бумаги с разрешающей выпуск отметкой таможенников.
Дальнейшее использование товара
Условие о возможности возмещения импортного НДС исключительно для последующего использования товара в облагаемых этим налогом операциях не требует какого-либо специального подтверждения импортера для осуществления им налоговых вычетов.
Однако имейте в виду: если данное условие не было соблюдено (а это в дальнейшем непременно выявят контролеры), применение таких вычетов будет расценено как неправомерное, со всеми вытекающими последствиями. То же самое касается и несоблюдения условия относительно использования импортного товара только внутри страны.
Принятие на учет
Что касается принятия товара на учет, то НК РФ до сих пор не содержит однозначных трактовок, объясняющих, какими именно документами импортер может подтвердить перед проверяющими данный факт. Однако общая правовая практика в данном случае складывается так, что подтверждения принятия товара на учет не будет, если у налогоплательщика отсутствует первичка, оформленная в соответствии с нормами действующего законодательства.
О документах, служащих основанием для оприходования поступающих товарно-материальных ценностей, читайте в статье «Ведение документооборота по складскому учету материалов».
Уплата налога
Уплату налогов и пошлин на таможне сегодня можно произвести различными способами: с помощью банкоматов, электронных или платежных терминалов и т. д. В зависимости от выбранного способа уплаты таможенного НДС, в качестве подтверждения данного факта импортер может представить контролерам соответствующие документы — квитанции или платежные поручения.
При соблюдении налогоплательщиком всех рассмотренных условий таможенный НДС можно предъявить к вычету.
О том, какие лица становятся плательщиками таможенного НДС, читайте в материале «Кто является плательщиком НДС?».
Документы для подтверждения возмещения НДС при импорте
Для того чтобы подтвердить свое право на вычет, импортер обязан вместе с налоговой декларацией, в которой он заявил о вычетах и возмещении импортного НДС, представить налоговикам:
Далее налоговые инспекторы будут проводить обязательную проверку обоснованности возмещения импортного НДС в соответствии со ст. 88 НК РФ, во время которой им необходимо будет представить все имеющиеся на импортные операции бумаги. При отсутствии претензий к документам со стороны налоговиков импортеру по окончании проверки будет выдано решение о возмещении.
Как проводится проверка по возврату НДС при импорте товаров?
В целях проверки правомерности возмещения импортного НДС контролерами проводятся следующие мероприятия:
Проводя подробную проверку, налоговики пытаются установить факты незаконного возмещения НДС, в том числе путем применения серых налоговых схем.
Когда с налоговой можно поспорить?
Говоря о возмещении импортного НДС, нельзя не упомянуть о том, что существует ряд спорных ситуаций, при которых мнения контролеров и налогоплательщиков расходятся. Например, импорт демонстрационных образцов: как показывает практика, инспекторы нередко снимают по ним вычеты, мотивируя это тем, что НДС, уплаченный при ввозе безвозмездных образцов, возместить нельзя.
Можно ли как-то аргументированно обосновать свое право на вычет в этой ситуации? Безусловно. Необходимо лишь пояснить, что безвозмездно полученные образцы планируется использовать при продаже аналогичных товаров. А раз реализация товара-аналога облагается НДС, значит, образцы тоже приобретены для облагаемых операций. Следовательно, вычет правомерен.
Итоги
НДС, уплаченный на таможне при ввозе товаров, может быть принят к вычету по этому налогу, однако для этого необходимо соблюдение ряда условий в отношении ввезенного товара:
Каждый из этих моментов должен подтверждаться документами, которые вправе запросить ИФНС для проверки правомерности применения вычета по таможенному НДС.
Приказ ФТС России от 31.01.2020 № 112 «О внесении изменений в приказ ФТС России от 5 июля 2018 г. N 1060»
1) наименование изложить в следующей редакции:
«О Порядке использования пассажирской таможенной декларации для экспресс-грузов в отношении товаров для личного пользования, доставляемых перевозчиком (транспортной экспедиторской компанией или службой курьерской доставки) в адрес физических лиц, содержащей сведения, необходимые для выпуска товаров для личного пользования, с применением Единой автоматизированной информационной системы таможенных органов»;
а) слова «по 1 февраля 2020 года» заменить словами «по 1 августа 2020 года»;
б) слова «Порядку использования в качестве пассажирской таможенной декларации реестра экспресс-грузов товаров для личного пользования, доставляемых перевозчиком (транспортной экспедиторской компанией или службой курьерской доставки) в адрес физических лиц, содержащего сведения, необходимые для выпуска товаров для личного пользования, с применением Единой автоматизированной информационной системы таможенных органов» заменить словами «Порядку использования пассажирской таможенной декларации для экспресс-грузов в отношении товаров для личного пользования, доставляемых перевозчиком (транспортной экспедиторской компанией или службой курьерской доставки) в адрес физических лиц, содержащей сведения, необходимые для выпуска товаров для личного пользования, с применением Единой автоматизированной информационной системы таможенных органов»;
б) в подпункте 2 слово «реестре» заменить словами «пассажирской таможенной декларации для экспресс-грузов».
2. В подпункте 7 пункта 9 приложения N 3 к приказу слова «а также о реквизитах документов, удостоверяющих их личность,» заменить словами «и о документах, удостоверяющих личность, и ИНН».
3. Внести в приложение N 1 к приказу следующие изменения:
1) наименование изложить в следующей редакции:
«Порядок использования пассажирской таможенной декларации для экспресс-грузов в отношении товаров для личного пользования, доставляемых перевозчиком (транспортной экспедиторской компанией или службой курьерской доставки) в адрес физических лиц, содержащей сведения, необходимые для выпуска товаров для личного пользования, с применением Единой автоматизированной информационной системы таможенных органов»;
2) пункт 1 изложить в следующей редакции:
3) по тексту слово «реестр» заменить словом «ПТДЭГ» в необходимом роде, падеже (спряжении) в соответствии с правилами русского языка;
4) пункт 2 признать утратившим силу;
5) пункт 3 изложить в следующей редакции:
«3. При таможенном декларировании товаров в соответствии с Порядком используется форма ПТДЭГ. ПТДЭГ не должна содержать сведения в отношении товаров, доставляемых более чем в 100 отправлениях (индивидуальных накладных).
ПТДЭГ, подаваемая таможенным представителем, должна содержать ИНН получателя товаров (для граждан Российской Федерации) либо буквенноцифровой код для иностранных физических лиц либо лиц без гражданства, являющихся получателями товаров, состоящий из:
буквенного кода страны регистрации иностранного физического лица или лица без гражданства в соответствии с классификатором стран мира, утвержденным Решением Комиссии Таможенного союза от 20 сентября 2010 г. N 378 «О классификаторах, используемых для заполнения таможенных документов» (официально опубликовано на сайте Комиссии Таможенного союза http://www.tsouz.ru/, 21 сентября 2010 г.);
двузначного значения типа идентификатора сведений об иностранном физическом лице либо лице без гражданства в соответствии с приказом Минфина России от 12 ноября 2013 г. N 107н «Об утверждении Правил указания информации в реквизитах распоряжений о переводе денежных средств в уплату платежей в бюджетную систему Российской Федерации» (зарегистрирован Минюстом России 30.12.2013, регистрационный N 30913);
серии (при наличии) и номера документа, удостоверяющего личность иностранного физического лица либо лица без гражданства и признаваемого Российской Федерацией в этом качестве в соответствии с международными договорами Российской Федерации.»;
6) абзац первый пункта 9 изложить в следующей редакции:
«9. Таможенный представитель при использовании ПТДЭГ совершает таможенные операции, включая уплату таможенных платежей, от имени и по поручению таких физических лиц.»;
а) в абзаце первом слова «приказом ФТС России от 29 декабря 2012 г. N 2688 «Об утверждении Порядка представления документов и сведений в таможенный орган при помещении товаров на склад временного хранения (иные места временного хранения товаров), помещения (выдачи) товаров на склад временного хранения (со склада) и иные места временного хранения, представления отчетности о товарах, находящихся на временном хранении, а также порядка и условий выдачи разрешения таможенного органа на временное хранение товаров в иных местах» (зарегистрирован Минюстом России 25.06.2013, регистрационный N 28894)» заменить словами «приказом ФТС России от 18 марта 2019 г. N 444 «Об утверждении Порядка совершения таможенных операций при помещении товаров на склад временного хранения и иные места временного хранения, при хранении и выдаче товаров, Порядка регистрации документов, представленных для помещения товаров на временное хранение и выдачи подтверждения о регистрации документов, Порядка выдачи (отказа в выдаче) разрешения на проведение операций, указанных в пункте 2 статьи 102 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза, определении Условий и Порядка выдачи (отмены) разрешения на временное хранение товаров в иных местах, Способа предоставления отчетности владельцами складов временного хранения и лицами, получившими разрешение на временное хранение в местах временного хранения товаров, форм отчетов, порядка их заполнения, а также порядка и сроков представления отчетности» (зарегистрирован Минюстом России 17.04.2019, регистрационный N 54416)»;
б) в абзаце четвертом слова «в форме таможенного наблюдения» заменить словами «с применением таможенного наблюдения в качестве меры, обеспечивающей проведение таможенного контроля»;
в) в абзаце пятом слова «пунктом 3 порядка» заменить словами «пунктом 2 приложения N 1»;
8) в пункте 25 слова «подпунктом 4 пункта 35 Порядка» заменить словами «подпунктом «г» подпункта 6 пункта 35 Порядка»;
9) подпункт 3 пункта 31 изложить в следующей редакции:
«3) сведения, указанные в пункте 3 Порядка;»;
10) в абзаце втором пункта 32 слова «а также идентификационный номер налогоплательщика для граждан Российской федерации» заменить словами «а также сведения, указанные в пункте 3 Порядка»;
11) в пункте 34 слова «подпунктом 5 пункта 35 Порядка» заменить словами «подпунктом «д» подпункта 6 пункта 35 Порядка»;
12) пункты 35 и 36 изложить в следующей редакции:
1) выпуск товаров разрешен без уплаты таможенных платежей;
2) выпуск возвращаемых товаров разрешен;
3) требуется уплата таможенных платежей;
4) выпуск товаров разрешен, таможенные платежи уплачены;
5) продление срока выпуска товаров;
6) отказ в выпуске товаров (с указанием следующих причин):
а) товары не относятся к товарам для личного пользования;
б) не уплачены таможенные платежи;
в) не соблюдены запреты и ограничения;
г) не подана корректировка ПТДЭГ;
д) не представлены документы и сведения;
е) выявлены признаки нарушения законодательства;
ж) недействительный документ, удостоверяющий личность;
з) причины технического характера;
36. Решения таможенного органа, предусмотренные пунктом 35 Порядка, принимаются в отношении каждого отправления (индивидуальной накладной), указанного в реестре.
По товарам, в отношении которых принято решение в соответствии с подпунктом «б» подпункта 6 пункта 35 Порядка, таможенные операции совершаются в порядке, установленном актами, составляющими право ЕАЭС, и законодательством Российской Федерации о таможенном регулировании.
После принятия решения таможенного органа в отношении возвращаемых товаров такое решение незамедлительно направляется таможенному представителю в привязке к номеру исходного ПТДЭГ и индивидуальной накладной.»;
а) слова «(подпункт 2 пункта 35 Порядка)» заменить словами «(подпункт 1 пункта 35 Порядка)»;
б) слова » (графа 22) » исключить;
14) пункты 38 и 39 изложить в следующей редакции:
Авансовые платежи вносятся таможенным представителем в счет уплаты предстоящих таможенных пошлин, налогов до поступления товаров для личного пользования на территорию Российской Федерации.
На основании распоряжения таможенного представителя авансовые платежи, находящиеся на лицевом счете таможенного представителя, учитываются в качестве таможенных пошлин, налогов, сведения об исчислении которых отражены в документе об уплате, с применением ЕАИС ТО.
До вступления в действие статьи 35 Федерального закона от 3 августа 2018 г. N 289-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2018, N 32, ст. 5082) в качестве такого распоряжения рассматривается подача таможенным представителем ПТДЭГ.
В случае зачета авансовых платежей, находящихся на лицевом счете таможенного представителя, в полном объеме в счет уплаты таможенных пошлин, налогов, исчисленных в документе об уплате, в ЕАИС ТО принимается решение о выпуске товаров, указанных в документе об уплате (подпункт 4 пункта 35 Порядка).
39. В случае недостаточности на лицевом счете таможенного представителя в ЕАИС ТО авансовых платежей для уплаты таможенных платежей по всем товарам, указанным в документе об уплате, принимается решение «Отказ в выпуске товаров» с признаком «Не уплачены таможенные платежи» (подпункт «б» подпункта 6 пункта 35 Порядка). Принятое решение и документ об уплате автоматически направляются таможенному представителю.»;
а) слово «ТПО» заменить словами «документа об уплате»;
б) слова «(графа 18)» исключить;
в) абзац второй признать утратившим силу;
16) пункт 42 изложить в следующей редакции:
«42. Решение о выпуске товаров при условии уплаты таможенных платежей принимается после поступления информации об исполнении обязанности по уплате таможенных платежей в отношении товаров, содержащихся в отправлении, в срок до 10 дней включительно со дня формирования документа об уплате.
В отношении всех товаров, указанных в одном документе об уплате, выпуск которых осуществлен при условии уплаты таможенных платежей (подпункт 4 пункта 35 Порядка), принимается решение о выпуске товаров.»;
а) слова «(подпункт 5 пункта 35 Порядка)» заменить словами «(подпункт «б» подпункта 6 пункта 35 Порядка)»;
б) слова «(графа 22)» исключить;
18) пункт 44 признать утратившим силу;
а) после слов «принятое таможенным органов решение» дополнить словами «по каждой индивидуальной накладной»;
б) слова «, а также реестр, указанный в пункте 44 Порядка, с соответствующими отметками таможенных органов» исключить;
20) приложения N 1, N 3 и N 4 признать утратившими силу;
21) наименование приложения N 2 изложить в следующей редакции:
«Перечень документов и сведений, сопровождающих пассажирскую таможенную декларацию для экспресс-грузов».
4. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на первого заместителя руководителя ФТС России Давыдова Р.В.
5. Настоящий приказ вступает в силу с 1 февраля 2020 года.
Условный выпуск товаров и таможенное оформление образцов для сертификации
В настоящее время при таможенном оформлении продукции мы столкнулись с рядом проблемных ситуаций при заявлении условного выпуска, а именно различным подходом таможенных органов к этому вопросу.
1. Условный выпуск товаров при отсутствии разрешительного документа (ДС, СС, СГР)
В настоящее время при таможенном оформлении продукции мы столкнулись с рядом проблемных ситуаций при заявлении условного выпуска, а именно различным подходом таможенных органов к этому вопросу.
1.1. Получение разрешения на условный выпуск товаров
Для этого необходимо подписать Заявление у руководителя таможенного органа.
· Образец Заявления отсутствует;
· Не регламентирована компетенция принятия решения по данному вопросу. В Балтийской таможне это уровень начальника таможни, В МОТ, Тверской и Московской таможнях – начальника таможенного поста.
В случае получения разрешения у начальника таможни это занимает от трех дней, при этом возможен отказ. Простой контейнера в морском порту обходится дорого, поэтому выгодней по ВТТ вывезти груз в таможню, где эту процедуру можно оформить быстрее.
1.2. Декларирование образцов для сертификации и товара, который выпускается условно
2. Когда, кто и где составляет акт отбора проб и образцов
2.1. В каких случаях составляется акт отбора проб и образцов при таможенном оформлении товаров
Норма отбора проб и образцов регламентирована ст.17 ТК ЕАЭС. Там же указано, что данная процедура может проводится без декларирования.
Решением Коллегии Евразийской экономической комиссии № 294 от 25 декабря 2012 года п. 4 установлено, что документы, удостоверяющие соответствие продукции (товаров) не представляются таможенным органам на продукцию, ввозимую в качестве проб и образцов для проведения исследований и испытаний. Соответственно, пробы и образцы товаров для сертификации допускается декларировать под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления без ограничений, т.е. не условно, а окончательно.
Резюмируя две законодательные нормы, делаем вывод, что при ввозе проб и образцов их можно декларировать по ДТ или оформлять актом отбора проб и образцов без подачи ДТ в момент отбора. При декларировании образцов акт отбора не составляется по причине отсутствия самого отбора.
2.2. Кто составляет акт отбора проб и образцов и в каком месте
В Рекомендациях ФТС и Росаккредитации от 27.02.2019 «О порядке совершения таможенных операций, связанных с ввозом в РФ товаров в качестве проб и образцов для целей исследований и испытаний продукции» данный вопрос затрагивается, частично цитируется п. 4.2 ГОСТ 31814-2012 и добавлена уточняющая фраза «под таможенным контролем», а именно:
Исключена фраза из п. 4.2.3. ГОСТ о месте отбора проб и образцов: «или на складе получателя при ответственном хранении, в емкости транспортного средства».
Ключевой момент в том, что в соответствии с ГОСТ при сертификации продукции отбор образцов осуществляет орган по сертификации или, по его поручению, испытательная лаборатория (центр), если иное не содержится в техническом регламенте, в зависимости от схемы сертификации.
При Декларировании соответствия (п. 4.3 ГОСТ 31814-2012) отбор образцов осуществляет заявитель или, по его поручению, испытательная лаборатория (если иное не содержится в техническом регламенте) в зависимости от схемы декларирования соответствия.
Резюмируем, в соответствии с ГОСТ.
Основное отличие отбора проб и образцов при сертификации продукции и декларировании соответствия в том, что ответственным лицом за данную процедуру в первом случае является орган по сертификации, во втором – Заявитель. Места отбора проб и образцов в обоих случаях идентичны и нет комментария в части таможенного контроля.
2.3. Практика таможенного оформления в части требования таможенных органов представления акта отбора проб и образцов.
В результате некоторые таможенные органы в соответствии с указанными рекомендациями требуют представление акта отбора даже при декларировании образцов для сертификации, хотя это противоречит Решению Коллегии ЕЭК №294. Если образцы товаров декларируются отдельно, для чего еще нужно составлять акт отбора, если отбора не производится и товар выпускается для внутреннего потребления без ограничений?
Для оформления акта необходимо выставить транспортное средство в место досмотра и осуществить его выгрузку либо частичную, либо полную в зависимости от того, где загружен товар. Досмотровых не хватает, некоторые терминалы перегружены и не справляются с наплывом досмотров и, тем более, отбором образцов…
Мера однозначно неправомерная и значительно затягивает выпуск товаров.
Также замечу, что порядок отбора проб и образцов для сертификации нигде в нормативных документах не прописан, из-за этого нет единого подхода и ответов на следующие вопросы:
· Кто дает разрешение на отбор
· Форма акта
· Кто его подписывает
· В каких случаях он составляется, а в каких нет
· Когда он должен предъявляться вместе с ДТ
3. Сроки условного выпуска
Максимальный срок представления документов о соответствии после условного выпуска ДТ составляет 45дней. Данная норма установлена ст.107 ФЗ-289 «О таможенном регулировании в РФ» и продление указанного срока не предусмотрено.
В связи с участившимися случаями нарушения сроков предоставления разрешительных документов при условном выпуске товаров, вышло письмо ФТС России № 01-11/43502 от 19 июля 2019 года «О соблюдении запретов и ограничений в отношении условно выпущенных товаров». Процитирую самое важное из данного письма:
«Нарушение декларантом указанных условий является основанием для принятия таможенным органом решения об отказе в выпуске условно выпущенных товаров и рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении в связи с несоблюдением запретов и ограничений по статье 16.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, за исключением случаев, когда до истечения 45 календарных дней товары помещены декларантом под таможенные процедуры, предусмотренные для иностранных товаров (реэкспорт, таможенный склад).
Товары, в отношении которых по истечении 45 календарных дней не совершены таможенные операции, задерживаются таможенными органами в соответствии с главой 51 ТК ЕАЭС».
Что же происходит на «земле»
При нарушении срока представления разрешительного документа таможенный орган выставляет требование вернуть товар на СВХ в кротчайшие сроки, которые законодательством не определены, поэтому таможенный пост не понимает какой срок установить и какой момент считать нарушением срока неисполнения требования о возврате товара на СВХ.
Дело об АП по ст.16.3 КОАП заводится сразу при нарушении предельного срока представления разрешительного документа.
Если товар возвращен на СВХ, то в соответствии с вышеуказанным письмом ФТС товар задерживается и хранится таможенным органом 30 дней (ст.380 ТК ЕАЭС). Ст. 381 ч.4 ТК ЕАЭС предусмотрен возврат задержанных товаров Декларанту после их выпуска. Но есть один нюанс в том, что дело об АП, как правило, еще в процессе рассмотрения и таможенный пост не имеет четкой нормы закона о праве выдачи товара Декларанту.
В связи с вышеизложенным, подход таможенных органов при несоблюдении процедуры условного выпуска самый разный. Кто-то товар выдает после выпуска, не дожидаясь завершения дела об АП, кто-то нет. И обеспечение возврата товара на СВХ таможней является болезненным для сотрудников таможенного органа по причине неопределенности их действий в этом вопросе.
Джамал Давиташвили,
Руководитель Департамента таможенного оформления
таможенно-логистической компании VIG Trans