Выполняй работу внимательно не отвлекаясь ни чем
Конспект урока русского языка в 7 классе «Правописание «НЕ» с деепричастиями»
Конспект урока русского языка в 7 классе
Тема урока: Правописание НЕ с деепричастиями.
Цели урока:
— повторить ранее полученные знания о деепричастиях,
-познакомить учащихся с правилом правописания не с деепричастиями, повторить правописание не с глаголами, местоимениями
— создать мотивационную основу для восприятия учебного материала
-формировать навык правописания не с деепричастиями в сопоставлении с глаголами
-развивать коммуникативные умения учащихся, мышление, внимание, память
— воспитать у учащихся культуру общения, уважение к собеседнику
-привить любовь к русскому языку,
Оборудование: ноутбук, проектор, карточки
Тип урока: изучение нового материала
Ход урока.
1. Организиционный момент
— Поприветствуем партнера по плечу, по лицу. Пожелаем хорошего настроения, удачи на уроке.
2. Проверка домашнего задания
3. Орфографическая работа. Словарный диктант
.Обучающая структура ТИК-ТЭК-ТОУ (из3-х слов, расположенных в любом ряду по вертикали, диагонали, горизонтали, участники составляют предложение и производят его синтаксический разбор).
Известный, опасность, растаять, съесть, восхищаться, трещотка, ночь, помощь, стеречь, какой-то.
Нормативы оценивания: 0 ошибок-5 баллов, 1-2-4б., 3-5-3б., более5-2 балла.
— Итак, какова же тема нашего урока: Правописание не с деепричастиями. Откройте тетради, запишите число, тему. Какую же цель мы ставим себе?
-Цель: знакомство с правилом написания не с деепричастиями; научиться правильно использовать это правило в письменной речи
4. Актуализация ранее полученных знаний о деепричастии.
Обучающая структура Модель Фрейер.
— Давайте вспомним все, что мы знаем о деепричастии. Работаем с партнером по плечу. Партнеры А сделайте заготовки. Вам нужно на этих листочках составить модель Деепричастия: понятие, определение, характеристики, примеры, антипримеры. Время работы 3 минуты.
— Кто готов, покажите. Зачитает ответ участник №3, стола № 1.
— Дополняет участник №4 стола №2
5. Изучение новой темы. Обучающая структура Эй Ар Гайд
Задача: изучить самостоятельно новую тему, используя ранее изученную тему «не с глаголами»
— Возьмите листочки с заданием.
1 этап:работаем с утверждениями: ставим плюс, если согласны с утверждением ; если не согласны – минус в графе «До» Не боимся ошибаться. Чтобы принять решение, учитывайте свои знания, личный опыт, убеждения.
Вам дается одна минута
2 этап: А сейчас изучим материал по слайду.
3 этап: Теперь, по завершению чтения правила, еще раз прочтите все утверждения. В столбике «ПОСЛЕ» поставьте «+», если вы согласны с утверждением, или «- «, если вы не согласны с утверждением. Вам дается 30 секунд
4.Этап: СРАВНИТЕ столбики «ДО» и «ПОСЛЕ», изменились ли ваши утверждения. Расскажите об этом своему партнеру по плечу. Даю вам на это 20 секунд. Начинают участники Б. Не забудьте поблагодарить друг друга за рассказ.
— Участник №1, стол №1, что тебе рассказал партнер по плечу?
-Участник №3, стол №2, что ты узнал из слайда (Ответы учеников.)
— Какие из этих утверждений являются самыми главными для вас для изучения темы? Почему?
Откройте стр. 82 учебника, прочитайте еще раз правило. Вы согласны с ним?
(не) взявшись за топор – слитно
(не)работая,сыт не будешь – раздельно
— партнеру по лицу скажите несколько добрых слов, пожеланий, комплиментов.
— а теперь партнеру по плечу подарите комплименты, добрые слова
Для физкультминутки можно использовать структуру ТИМ ЧИР – «кричалка, девиз». ТИМ ЧИР – это короткое, веселое упражнение для поднятия духа аудитории, поощрения или выражения благодарности.
1. Стряхнули с себя лень и усталость.
2. Потянулись к звездным далям.
3. Спрятались (присели) от бед и опасностей.
4. Улыбнулись друзьям и весеннему солнышку.
5. Без шума, тихо приземлились за своими рабочими столами
1)Закрепление изученного материала
— Ребята, я сейчас продиктую словосочетания. Вы записываете только те, в которых есть деепричастия и в два столбика: первый – с не слитно, второй с не раздельно
Не берись лапти плести,не надрав лыка; не торгуясь; недосыпать; деду нездоровится; неосвещенная комната; невидимые цикады, не обращая внимания, ничего недоумевая, рассказывала негодуя.
— Встаньте те, кто выписал 3 примера, спасибо, присаживайтесь, встаньте те, кто выписал 4, хорошо, присаживайтесь, а теперь встаньте те, кто выписал 5 примеров, встаньте те, у кого 6 примеров. Молодцы! Какие же слова нужно было выписать? Отвечает участник №2 стола № 1
— Давайте похлопаем тем, кто выписал все ответы.
— А сейчас проверим столбики. Как же мы их распределили. На какое правило мы опирались. Смотрим на слайд, проверяем. Ставим оценку.
— У кого все правильно?
2).»Исправь ошибку».Обучающая структура РЕЛЛИ РОБИН (два участника поочередно обмениваются короткими ответами в виде списка)
Не видевши медведя, следов его небойся.
НЕпоужинавши,легче, а поужинавши, лучше.
Не уговорившись на берегу, неезди за реку.
Непобывав в воде, плавать не научишся.
— Выпишите из них те, которые соответствуют теме сегодняшнего урока. Раскройте скобки. Подумайте, которые из этих пожеланий вы бы хотели принять к исполнению. И почему?
1) (Не)спорьте, (не)узнав как следует в чем дело. 2) Стремитесь всегда вперед, (не)останавливаясь на достигнутом. 3) (Не)осуждайте другого, (не)зная его жизни. 4) (Не)вымыв руки, (не)садись за стол. 5) Выполняй работу внимательно, (не)отвлекаясь (ни)чем. 6)Языком (не) спеши, а делами (не)смеши. 7) Береги время, оно (не)возвращается.
— На какие правила вы опирались. Вспомним правила правописания не с глаголами, деепричастиями, ни с местоимениями. А какое из данных пожеланий вы взяли на исполнение?
8. Подведение итогов урока. Оценивание.
Конспект урока русского языка «Правописание безударных падежных окончаний имен существительных 1-го, 2-го и 3-го склонений» Тема урока: «Правописание безударных падежных окончаний имен существительных 1-го, 2-го и 3-го склонений» Цель урока: Создание условия для.
Конспект урока русского языка в 4 классе «Правописание наречий» Тема: Правописание наречий. Цели: развивать умения распознавать в тексте наречия, ставить к ним вопросы, определять их значение; формировать.
Конспект урока русского языка в 3 классе «Повторение правописание падежных окончаний имён прилагательных» Технологическая карта урока русского языка Учитель:Антинг Валентина Германовна Дата проведения: «12» мая 2015 года. Тема. Повторение правописание.
Конспект урока русского языка в 3 классе «Правописание частицы НЕ с глаголами.» Технологическая карта урока русского языка Учитель: Антинг Валентина Германовна Дата проведения: «24» апреля 2015 года. Тема. Правописание.
Конспект урока русского языка в 3 классе «Правописание приставок и предлогов» Технологическая карта урока русского языка Учитель: Антинг Валентина Германовна Дата проведения: «12» мая 2015 года. Тема. Правописание.
Конспект урока русского языка в 3 классе «Приставки про-| пра-, по-| па-» Технологическая карта урока русского языка Учитель: Антинг Валентины Германовны Дата проведения: 19. 11. 2014 г. Класс: 3 Г Тема. Приставка.
Конспект урока русского языка в 4 классе «Правописание глаголов с безударными личными окончаниями» Тема: Правописание глаголов с безударными личными окончаниями. Цели: познакомить со способом определения спряжения глаголов по неопределённой.
Урок русского языка в 4 классе «Правописание возвратных глаголов» Тема: Правописание возвратных глаголов. Цели: развивать умение распознавать глаголы в форме 3-го лица и в неопределённой форме; познакомить.
Урок русского языка в 4 классе «Правописание родовых окончаний глаголов в прошедшем времени» Тема: Правописание родовых окончаний глаголов в прошедшем времени Цель: развивать умения распознавать глагольные формы прошедшего времени,.
Урок русского языка в 1 классе «Правописание сочетаний жи-ши» Тема: Правописание сочетаний жи-ши. Цель урока: учиться правильно писать слова с сочетаниями жи-ши; отрабатывать умение безошибочно писать.
Повторение по теме «Деепричастие»
Онлайн-конференция
«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Тема: Повторение по теме «Деепричастие»
Учитель русского языка и литературы Наумова Марина Алексеевна, первая категория
Базовый учебник Баранов М.Т. и др. Русский язык 7 класс.- М.: Просвещение, 2011 – 2013
распознавать деепричастия по суффиксам на основе структурно-семантического и грамматического анализа слов;
расставлять знаки препинания;
исправлять ошибки в речи.
безошибочно писать суффиксы в деепричастиях;
правильно строить предложения с деепричастным оборотом;
развивать орфографическую зоркость обучающихся;
развивать навыки самоконтроля;
воспитывать положительное отношение к получению знаний, интерес к русскому языку;
воспитывать интерес к своему внутреннему миру;
воспитывать чувство ответственности за свою работу, чувство коллективизма;
способствовать формированию доброжелательности.
Тип урока: Урок систематизации и обобщения знаний и умений
Планируемые результаты обучения, в том числе формирование УУД:
Предметные результаты: овладение нормами русского литературного языка; первоначальное представление о разрядах имен прилагательных и об отличительных признаках каждого разряда, усвоение опознавательных признаков качественных, относительных и притяжательных прилагательных.
Личностные УУД: уметь настраиваться на работу, желание получать новые знания, способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.
Регулятивные УУД: уметь определять и формулировать цель на уроке; проговаривать последовательность действий на уроке; уметь высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника; уметь работать по коллективно составленному плану; оценивать правильность выполнения действий на уровне адекватной ретроспективной оценки; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей.
Познавательные УУД: уметь выстраивать логическую цепь рассуждений, анализировать полученную информацию; формулировать проблему; умение сравнивать, обобщать; умение ориентироваться в своей системе знаний: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроках.
Коммуникативные УУД: уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; учиться работать в паре, формулировать собственное мнение и позицию.
Личностные результаты: уважительное отношение к родному языку.
Ресурсы: компьютер, мультимедийный проектор, экран, электронная презентация с необходимыми изображениями, учебник.
I. Организационный момент.
Один молодой человек пришёл к своему духовному учителю и спросил: « Я каждый день, как вы советовали, произношу фразу: «Я принимаю радость в свою жизнь, но радости в моей жизни нет». Мудрец положил перед юношей ложку, кружку, свечу и попросил:
— Назови, что ты выбираешь из них.
— Произнеси это 5 раз.
— Что же надо? (Протянуть руку и взять ложку).
— Вот вам сегодня надо протянуть руку, взять свои знания и применить их на практике. Совершить действие. Желаю удачи!
II. Постановка целей и задач.
Стихотворение проецируется на экран.
— Я познакомлю вас с уникальным по своей форме и содержанию стихотворением английского поэта Роберта Саути «Лодорский водопад» в переводе В.Жуковского.
Кипя,
Шипя,
Ворча,
Струясь,
Крутясь,
Сливаясь,
Свиваясь,
Вздымаясь,
Вздуваясь,
Мелькая, круша,
Резвясь и спеша,
Скользя, обнимаясь,
Делясь и встречаясь,
Ласкаясь, бунтуя, летя,
Играя, дробясь, шелестя,
Блистая, взлетая, шатаясь,
Сплетаясь, звеня, клокоча,
Взвиваясь, вертясь, грохоча,
Морщинясь, волнуясь, катаясь,
Бросаясь, меняясь, воркуя, шумя,
Взметаясь и пенясь, ликуя, гремя,
Дрожа, развиваясь, стремясь, вырастая,
Вперед и вперед убегая в свободолюбивом задоре,
Так падают бурные воды
В сверкающем быстром Лодоре.
— В чем особенность стихотворения?
( Состоит из 48 одиночных деепричастий и одного деепричастного оборота.)
— Как вы думаете, какие знания мы будем сегодня обобщать?
— Назовите тему урока.
III . Актуализация знаний.
— Итак, сегодня на уроке мы обобщим и расширим знания о деепричастии, его роли в речи
— Что такое деепричастие? Что обозначает эта часть речи? На какие вопросы отвечает?
— С какими частями речи оно сходно?
( С глаголом и наречием).
— Назовите признаки, которые характерны для деепричастия.
( Спряжение, вид, род, падеж, возвратность- невозвратность, число, лицо, склонение, время, неизменяемость.
Деепричастие имеет основные грамматические признаки это вид, возвратность-невозвратность, неизменяемость.)
IV . Обобщение и систематизация знаний.
1. « НЕ с деепричастиями», «Суффиксы деепричастий» (Формирование познавательно-коммуникативных УУД)
(Задание проецируется на доску)
(Не) спорьте, не узнав, как следует, в чем дело.
Стремитесь всегда вперед, (не) останавливаясь на достигнутом.
(Не) осуждайте другого, (не) зная его жизни.
(Не) вымыв руки, (не) садись за стол.
(Не) берись за последующее, (не) усвоив предыдущего.
Выполняй работу внимательно, (не) отвлекаясь (ни)чем.
Береги время, оно не возвращается.
— Я подготовила для вас советы- пожелания. Выпишите те из них, которые соответствуют теме сегодняшнего урока и которые вы бы хотели принять к исполнению. Раскройте скобки.
(Задание выполняют и проверяют с обоснованием выбора предложения. Учащиеся обосновывают слитное и раздельное написание НЕ с деепричастиями. Повторяют правила о написании НЕ с глаголами и НИ с местоимениями.)
Задание: впишите в клетки деепричастия, образованные от глаголов.
1.Оглядываться (деепричастие несов. в.)
7. Распечатать (деепричастие сов. в.)
2. Сверкать (деепричастие несов. в.)
8. Оторваться (деепричастие сов. в.)
3. Спешить (деепричастие несов. в.)
9. Остановить (деепричастие сов. в.)
4. Купить (деепричастие сов. в.)
10. Стучать (деепричастие несов. в.)
5. Прыгать (деепричастие несов. в.)
11. Играть (деепричастие несов. в.)
6. Увидеть (деепричастие сов. в.)
12. Шествовать (деепричастие несов. в.)
Задание: переписать предложение, выполнить морфологический разбор деепричастия
И ветер, играя листвою, смешал молодые березки.
-Ребята, вспомним, что называется деепричастным оборотом? Как выделяется на письме деепричастный оборот и одиночное деепричастие?
(На письме одиночное деепричастие и деепричастный оборот с обеих сторон выделяются запятыми, если находятся внутри предложения, и одной запятой, если стоят в начале или в конце предложения.
В каких случаях деепричастия не выделяются запятыми?
Не обособляются деепричастные обороты, если
— оборот (обычно со значением обстоятельства образа действия) тесно связан по содержанию со сказуемым и образует смысловой центр высказывания. ( Он шел тихо посвистывая). Здесь указывается не просто, что он шел, а шел тихо посвистывая;
— оборот представляет собой устойчивые сочетания. (Лететь сломя голову.
— однородные наречие и деепричастие с союзом и. (Слушал внимательно и не прерывая говорящего).
Дифференцированные задания разного уровня сложности.
(Все учащиеся самостоятельно работают в тетради)
Желтая карточка с заданиями повышенного уровня сложности.
Спиши текст, заменяя глаголы деепричастиями; найди в полученном тексте деепричастные обороты, расставь запятые.
С тупым удивлением и не без страха, точно (видеть) перед собой выходцев с того света, он (не мигать) и (разинуть) рот оглядывал кумачовую рубаху Егорушки и бричку…(Помолчать) еще немного и (не отрывать) глаз от Егорушки таинственный Пит задрал вверх ногу, нащупал пятой точкой опору и взобрался на камень; отсюда он (пятиться) назад и (глядеть) в упор на Егорушку, точно (бояться), чтобы тот не ударил его сзади, поднялся на следующий камень… (Проводить) его глазами Егорушка обнял колени руками и склонил голову…
А.П, Чехов. «Степь».
Сиреневая карточка с заданиями среднего уровня сложности.
Спиши текст; найди деепричастные обороты, расставь запятые.
Серая карточка с заданиями низкого уровня сложности.
(Формирование познавательных УУД) А сейчас, сдайте, пожалуйста, ваши работы и на следующем уроке вы узнаете результаты своих заданий!
VI . Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция Самостоятельная работа по вариантам (списать, вставить пропущенные буквы, расставить знаки препинания).
1. Тарантас в_ехал во двор шурша колесами по крапиве и ост_новился перед крыльцом.
2. Сидя за комп_ютером старайтесь держать спину прямо.
3. Художник- аниматор созд_вая мультипликационный фильм словно ож_вляет р_сунки.
1. Друг за другом накренившись от ветра возвр_щались рыбацкие суда.
2. Тесную обувь можно раст_нуть туго набив её влажной газетной бумагой.
3. Медалистам пол_галось сдать два экзамена набрав в сумме мин_мум девять баллов.
VII . Рефлексия.
-Вот и подошёл к концу наш урок –повторение о деепричастии.
Я предлагаю каждому оценить свой вклад в достижение поставленных в начале урока целей, свою активность, эффективность работы класса. Выберете начало фразы из рефлексивного экрана на доске и одним предложением выскажите свое мнение о сегодняшнем уроке.
1. сегодня я узнал…
2. было интересно…
3. было трудно…
4. я теперь могу…
5. я научился…
6. у меня получилось…
7. мне захотелось…
8. я попробую…
9. я смог …
Домашнее задание : упр. 193,повторить все правила из раздела «Деепричастие», готовиться к диктанту.
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
Курс повышения квалификации
Специфика преподавания предмета «Родной (русский) язык» с учетом реализации ФГОС НОО
Курс профессиональной переподготовки
Русский язык и литература: теория и методика преподавания в образовательной организации
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Тема: Повторение по теме «Деепричастие»
Учитель русского языка и литературы Наумова Марина Алексеевна, первая категория
Базовый учебник Баранов М.Т. и др. Русский язык 7 класс.- М.: Просвещение, 2011 – 2013
· распознавать деепричастия по суффиксам на основе структурно-семантического и грамматического анализа слов;
· расставлять знаки препинания;
· исправлять ошибки в речи.
· безошибочно писать суффиксы в деепричастиях;
· правильно строить предложения с деепричастным оборотом;
· развивать орфографическую зоркость обучающихся;
· развивать навыки самоконтроля;
· воспитывать положительное отношение к получению знаний, интерес к русскому языку;
· воспитывать интерес к своему внутреннему миру;
· воспитывать чувство ответственности за свою работу, чувство коллективизма;
· способствовать формированию доброжелательности.
Тип урока : Урок систематизации и обобщения знаний и умений
Планируемые результаты обучения, в том числе формирование УУД:
Предметные результаты: овладение нормами русского литературного языка; первоначальное представление о разрядах имен прилагательных и об отличительных признаках каждого разряда, усвоение опознавательных признаков качественных, относительных и притяжательных прилагательных.
Личностные УУД: уметь настраиваться на работу, желание получать новые знания, способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.
Регулятивные УУД: уметь определять и формулировать цель на уроке; проговаривать последовательность действий на уроке; уметь высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника; уметь работать по коллективно составленному плану; оценивать правильность выполнения действий на уровне адекватной ретроспективной оценки; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей.
Познавательные УУД: уметь выстраивать логическую цепь рассуждений, анализировать полученную информацию; формулировать проблему; умение сравнивать, обобщать; умение ориентироваться в своей системе знаний: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроках.
Коммуникативные УУД: уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; учиться работать в паре, формулировать собственное мнение и позицию.
Личностные результаты: уважительное отношение к родному языку.
Ресурсы : компьютер, мультимедийный проектор, экран, электронная презентация с необходимыми изображениями, учебник.
I. Организационный момент.
Один молодой человек пришёл к своему духовному учителю и спросил: « Я каждый день, как вы советовали, произношу фразу: «Я принимаю радость в свою жизнь, но радости в моей жизни нет». Мудрец положил перед юношей ложку, кружку, свечу и попросил:
— Назови, что ты выбираешь из них.
— Произнеси это 5 раз.
— Что же надо? (Протянуть руку и взять ложку).
— Вот вам сегодня надо протянуть руку, взять свои знания и применить их на практике. Совершить действие. Желаю удачи!
II. Постановка целей и задач.
Стихотворение проецируется на экран.
— Я познакомлю вас с уникальным по своей форме и содержанию стихотворением английского поэта Роберта Саути «Лодорский водопад» в переводе В.Жуковского.
Кипя,
Шипя,
Ворча,
Струясь,
Крутясь,
Сливаясь,
Свиваясь,
Вздымаясь,
Вздуваясь,
Мелькая, круша,
Резвясь и спеша,
Скользя, обнимаясь,
Делясь и встречаясь,
Ласкаясь, бунтуя, летя,
Играя, дробясь, шелестя,
Блистая, взлетая, шатаясь,
Сплетаясь, звеня, клокоча,
Взвиваясь, вертясь, грохоча,
Морщинясь, волнуясь, катаясь,
Бросаясь, меняясь, воркуя, шумя,
Взметаясь и пенясь, ликуя, гремя,
Дрожа, развиваясь, стремясь, вырастая,
Вперед и вперед убегая в свободолюбивом задоре,
Так падают бурные воды
В сверкающем быстром Лодоре.
— В чем особенность стихотворения?
( Состоит из 48 одиночных деепричастий и одного деепричастного оборота.)
— Как вы думаете, какие знания мы будем сегодня обобщать?
— Назовите тему урока.
— Итак, сегодня на уроке мы обобщим и расширим знания о деепричастии, его роли в речи
— Что такое деепричастие? Что обозначает эта часть речи? На какие вопросы отвечает?
— С какими частями речи оно сходно?
( С глаголом и наречием).
— Назовите признаки, которые характерны для деепричастия.
( Спряжение, вид, род, падеж, возвратность- невозвратность, число, лицо, склонение, время, неизменяемость.
Деепричастие имеет основные грамматические признаки это вид, возвратность-невозвратность, неизменяемость.)
1. « НЕ с деепричастиями», «Суффиксы деепричастий» (Формирование познавательно-коммуникативных УУД)
(Задание проецируется на доску)
(Не) спорьте, не узнав, как следует, в чем дело.
Стремитесь всегда вперед, (не) останавливаясь на достигнутом.
(Не) осуждайте другого, (не) зная его жизни.
(Не) вымыв руки, (не) садись за стол.
(Не) берись за последующее, (не) усвоив предыдущего.
Выполняй работу внимательно, (не) отвлекаясь (ни)чем.
Береги время, оно не возвращается.
— Я подготовила для вас советы- пожелания. Выпишите те из них, которые соответствуют теме сегодняшнего урока и которые вы бы хотели принять к исполнению. Раскройте скобки.
(Задание выполняют и проверяют с обоснованием выбора предложения. Учащиеся обосновывают слитное и раздельное написание НЕ с деепричастиями. Повторяют правила о написании НЕ с глаголами и НИ с местоимениями.)
1.Оглядываться (деепричастие несов. в.)
7. Распечатать (деепричастие сов. в.)
2. Сверкать (деепричастие несов. в.)
8. Оторваться (деепричастие сов. в.)
3. Спешить (деепричастие несов. в.)
9. Остановить (деепричастие сов. в.)
4. Купить (деепричастие сов. в.)
10. Стучать (деепричастие несов. в.)
5. Прыгать (деепричастие несов. в.)
11. Играть (деепричастие несов. в.)
6. Увидеть (деепричастие сов. в.)
12. Шествовать (деепричастие несов. в.)
Задание: переписать предложение, выполнить морфологический разбор деепричастия
И ветер, играя листвою, смешал молодые березки.
-Ребята, вспомним, что называется деепричастным оборотом? Как выделяется на письме деепричастный оборот и одиночное деепричастие?
(На письме одиночное деепричастие и деепричастный оборот с обеих сторон выделяются запятыми, если находятся внутри предложения, и одной запятой, если стоят в начале или в конце предложения.
В каких случаях деепричастия не выделяются запятыми?
Не обособляются деепричастные обороты, если
— оборот (обычно со значением обстоятельства образа действия) тесно связан по содержанию со сказуемым и образует смысловой центр высказывания. ( Он шел тихо посвистывая). Здесь указывается не просто, что он шел, а шел тихо посвистывая;
— оборот представляет собой устойчивые сочетания. (Лететь сломя голову.
— однородные наречие и деепричастие с союзом и. (Слушал внимательно и не прерывая говорящего).
Дифференцированные задания разного уровня сложности.
(Все учащиеся самостоятельно работают в тетради)
Желтая карточка с заданиями повышенного уровня сложности.
Спиши текст, заменяя глаголы деепричастиями; найди в полученном тексте деепричастные обороты, расставь запятые.
С тупым удивлением и не без страха, точно (видеть) перед собой выходцев с того света, он (не мигать) и (разинуть) рот оглядывал кумачовую рубаху Егорушки и бричку…(Помолчать) еще немного и (не отрывать) глаз от Егорушки таинственный Пит задрал вверх ногу, нащупал пятой точкой опору и взобрался на камень; отсюда он (пятиться) назад и (глядеть) в упор на Егорушку, точно (бояться), чтобы тот не ударил его сзади, поднялся на следующий камень… (Проводить) его глазами Егорушка обнял колени руками и склонил голову…
А.П, Чехов. «Степь».
Сиреневая карточка с заданиями среднего уровня сложности.
Спиши текст; найди деепричастные обороты, расставь запятые.
Серая карточка с заданиями низкого уровня сложности.
(Формирование познавательных УУД) А сейчас, сдайте, пожалуйста, ваши работы и на следующем уроке вы узнаете результаты своих заданий!
1. Тарантас в_ехал во двор шурша колесами по крапиве и ост_новился перед крыльцом.
2. Сидя за комп_ютером старайтесь держать спину прямо.
3. Художник- аниматор созд_вая мультипликационный фильм словно ож_вляет р_сунки.
1. Друг за другом накренившись от ветра возвр_щались рыбацкие суда.
2. Тесную обувь можно раст_нуть туго набив её влажной газетной бумагой.
3. Медалистам пол_галось сдать два экзамена набрав в сумме мин_мум девять баллов.
1. сегодня я узнал…
2. было интересно…
3. было трудно…
4. я теперь могу…
5. я научился…
6. у меня получилось…
7. мне захотелось…
8. я попробую…
9. я смог …
VIII. Домашнее задание: упр. 193,повторить все правила из раздела «Деепричастие», готовиться к диктанту.