Выполнение требования профессионального скептицизма предполагает что аудитор
Профессиональный скептицизм
Профессиональный скептицизм (см. пункт 15)
A20. Профессиональный скептицизм подразумевает повышенное внимание к таким факторам, как:
— аудиторских доказательств, которые противоречат другим собранным аудиторским доказательствам;
— информации, которая ставит под вопрос надежность документов и ответов на запросы, которые предполагается использовать в качестве аудиторских доказательств;
— признаки, которые могут свидетельствовать о возможных недобросовестных действиях;
— обстоятельств, которые предполагают необходимость проведения дополнительных аудиторских процедур, в дополнение к предусмотренным Международными стандартами аудита.
A21. Сохранение профессионального скептицизма на протяжении всего аудита необходимо, если аудитор, например, должен снизить риски:
— риск необнаружения необычных обстоятельств;
— чрезмерных обобщений при подготовке выводов из аудиторских наблюдений;
— использования ненадлежащих допущений при определении характера, сроков и объема аудиторских процедур и оценке их результатов.
A22. Профессиональный скептицизм необходим для решающей оценки аудиторских доказательств. Это включает необходимость подвергать сомнению противоречивые аудиторские доказательства и надежность документов и ответов на запросы и прочей информации, полученных от руководства и лиц, отвечающих за корпоративное управление. Это также включает рассмотрение вопроса о том, насколько достаточными и надлежащими могут оказаться собранные аудиторские доказательства в свете конкретных обстоятельств, например, в случае, когда имеют место факторы риска недобросовестных действий, и лишь один документ, который по своей природе не исключает возможность подделки, является единственным доказательством, подтверждающим существенную сумму в финансовой отчетности.
A24. Не следует ожидать, что аудитор не примет в расчет прошлый опыт, свидетельствующий о честности и добросовестности руководства организации и лиц, отвечающих за корпоративное управление. В то же время наличие мнения о том, что руководство и лица, отвечающие за корпоративное управление, честны и добросовестны, не освобождает аудитора от необходимости сохранять профессиональный скептицизм и не позволяет ему довольствоваться менее убедительными аудиторскими доказательствами, когда он добивается разумной уверенности.
Профессиональный скептицизм
Профессиональный скептицизм (см. пункт 15)
A18. Профессиональный скептицизм включает поддержание бдительности в отношении, например:
— аудиторских доказательств, которые противоречат другим собранным аудиторским доказательствам;
— информации, которая ставит под вопрос надежность документов и ответов на запросы, которые предполагается использовать в качестве аудиторских доказательств;
— обстоятельств, которые могут указывать на возможные недобросовестные действия;
— обстоятельств, которые предполагают необходимость проведения дополнительных аудиторских процедур, в дополнение к предусмотренным Международными стандартами аудита.
A19. Сохранение профессионального скептицизма на протяжении всего аудита необходимо, если аудитор, например, должен снизить риски:
— недооценки необычных обстоятельств;
— чрезмерных обобщений при подготовке выводов из аудиторских наблюдений;
— использования ненадлежащих допущений при определении характера, сроков и объема аудиторских процедур и оценке их результатов.
A20. Профессиональный скептицизм необходим для решающей оценки аудиторских доказательств. Это включает необходимость подвергать сомнению противоречивые аудиторские доказательства и надежность документов и ответов на запросы и прочей информации, полученных от руководства и лиц, отвечающих за корпоративное управление. Это также включает рассмотрение вопроса о том, насколько достаточными и надлежащими могут оказаться собранные аудиторские доказательства в свете конкретных обстоятельств, например, в случае, когда имеют место факторы риска недобросовестных действий, и лишь один документ, который по своей природе не исключает возможность подделки, является единственным доказательством, подтверждающим существенную сумму в финансовой отчетности.
A22. Не следует ожидать, что аудитор не примет в расчет прошлый опыт, свидетельствующий о честности и добросовестности руководства организации и лиц, отвечающих за корпоративное управление. В то же время наличие мнения о том, что руководство и лица, отвечающие за корпоративное управление, честны и добросовестны, не освобождает аудитора от необходимости сохранять профессиональный скептицизм и не позволяет ему довольствоваться менее убедительными аудиторскими доказательствами, когда он добивается разумной уверенности.
Профессиональный скептицизм
3.14.П1. В соответствии с требованиями стандартов аудиторской деятельности, аудитор должен использовать профессиональный скептицизм при планировании и проведении заданий, обеспечивающих уверенность. Профессиональный скептицизм и основные принципы этики, указанные в разделе 2 настоящего Кодекса, являются взаимосвязанными концепциями.
3.16.П2. Для целей выполнения задания по аудиту бухгалтерской (финансовой) отчетности профессиональный скептицизм поддерживается соблюдением, по отдельности или в совокупности, основных принципов этики, например, следующим образом:
а) Аудитор соблюдает принцип честности, установленный в пункте 2.3.Т. настоящего Кодекса, когда:
— действует открыто и честно, сомневаясь в позиции клиента;
— осуществляет запросы при выявлении противоречивой информации и ищет дополнительные доказательства при наличии сомнений в заявлениях, которые могут быть в существенной степени ложными или вводящими в заблуждение, с тем чтобы принять обоснованные решения о надлежащих, в сложившихся обстоятельствах, действиях.
Описанные выше действия аудитора демонстрируют критическую оценку аудиторских доказательств, что способствует проявлению профессионального скептицизма.
б) Аудитор соблюдает принцип объективности, установленный в пункте 2.6.Т. настоящего Кодекса, когда:
— признает существование обстоятельств или отношений таких, как близкое знакомство с клиентом, которые могут поставить под угрозу профессиональные или деловые суждения аудитора;
— рассматривает влияние указанных обстоятельств и отношений на свое профессиональное суждение при оценке достаточности и надлежащего характера аудиторских доказательств, относящихся вопросу, существенному для бухгалтерской (финансовой) отчетности клиента.
Описанные выше действия аудитора способствуют проявлению профессионального скептицизма.
в) Аудитор соблюдает принцип профессиональной компетентности и должной тщательности, установленный в пункте 2.8.Т. настоящего Кодекса, когда:
— применяет знания, относящиеся к конкретной отрасли и сфере деятельности клиента, для целей надлежащего выявления рисков существенного искажения бухгалтерской (финансовой) отчетности;
— планирует и выполняет надлежащие аудиторские процедуры;
— применяет уместные знания при критической оценке достаточности и надлежащего характера аудиторских доказательств в существующих обстоятельствах.
Описанные выше действия аудитора способствуют проявлению профессионального скептицизма.
Профессиональный скептицизм: что это и в чем подвох?
Глава АССА в России
Не секрет, что во многих профессиях объективность и непредвзятость являются одними из ключевых ингредиентов для достижения успеха. Например, медицина, аналитика, журналистика, – эти специальности требуют экспертов, способных отгородиться от собственных чувств и трезво взглянуть на ситуацию. В сфере финансов это качество играет еще более важную роль, ведь от непредвзятости и нейтральности аудитора зависит результат финансовой ревизии. Без развитого профессионального скептицизма продвижение по карьерной лестнице может значительно осложниться.
Что же такое профессиональный скептицизм?
В рамках международных аудиторских стандартов это понятие определяется как подход, при котором аудитор критически оценивает весомость полученных доказательств. Осуществление этого подхода подразумевает под собой критический склад ума, а также способность выявлять условия, которые могут свидетельствовать о возможных несовпадениях в результате ошибки или мошенничества.
Профессиональный скептицизм можно определить, как совершенно необходимое качество аудитора, которое помогает избегать неверных выводов. Иными словами, профессионалы отдают себе отчет в том, что в силу различных объективных и субъективных обстоятельств ситуация может представать в ложном свете и содержать различные ошибки.
Многие считают, что профессиональный скептицизм – это особый склад ума, состояние души. Отчасти это справедливое утверждение, однако, критическому мышлению зачастую препятствуют так называемые когнитивные искажения, своего рода, систематические ошибки в мышлении человека или шаблонные отклонения. Некоторые из них являются следствием эволюционной адаптации, другие возникают из-за отсутствия соответствующих навыков мышления.
Разумеется, полностью избавиться от когнитивных предубеждений вряд ли представляется возможным, так как этот механизм развивался на протяжении нескольких сотен лет. АССА стремится к тому, чтобы все заинтересованные стороны относились реалистично к этой особенности профессии. Аудиторы могут либо адаптировать стандарты для создания более детализированной и глубокой системы оценки рисков, либо смириться, как с обязательным условием, и продолжать уделять больше внимания самым сложным аспектам. Кроме этого, есть некоторые практические шаги, которые участники могут предпринять для уменьшения воздействия когнитивных искажений на всех этапах процесса, такие как: планирование, сбор данных за пределами аудиторской фирмы, коллективный просмотр документов, контроль качества и курирование аудита.
______________
1 — междисциплинарное научное направление, объединяющее теорию познания, когнитивную психологию, нейрофизиологию, когнитивную лингвистику и теорию искусственного интеллекта.
Профессиональный скептицизм и совершенствование его применения в аудиторской деятельности
«Аудиторские ведомости», 2017, N 5-6
Исследованы содержание и различные аспекты профессионального скептицизма, рассмотрена практика применения профессионального скептицизма при выполнении аудиторского задания, а также предложены мероприятия по совершенствованию практики применения профессионального скептицизма как на уровне фирмы, так и на национальном уровне.
Введение
Исследуя понятие и применение в аудите профессионального скептицизма, мы используем три типа источников:
Суть и различные аспекты профессионального скептицизма
Содержание понятия «профессиональный скептицизм» с точки зрения профессиональных нормативов представлено на рисунке.
Содержание понятия «профессиональный скептицизм»
Такая многогранность объекта нашего исследования обусловливает сложность понимания и применения профессионального скептицизма, поскольку затрагивает «кроме профессиональных еще и культурные, поведенческие и психологические аспекты» [13, с. 5].
Нередки случаи, когда аудиторы пренебрегают применением профессионального скептицизма. Вот как описывает причины этого явления Д. Правитт:
Применение профессионального скептицизма при выполнении аудиторского задания
Кратко и точно требование профессионального скептицизма по отношению к порядочности руководства клиента сформулировала С. Форнелли, предложив нейтральное отношение: не стоит предполагать у руководства ни тотальной недобросовестности, ни безусловной честности [7, с. 4]. А. Аренс и Дж. Лоббек полагают, что «аудитор не должен подозревать, что руководство клиента обязательно стремится ввести аудитора в заблуждение. Но, однако, он и не должен исключать возможность появления таких попыток» [2, с. 148].
Некоторые исследователи полагают, что миф о дихотомии «дружелюбие по отношению к клиенту vs профессиональный скептицизм» вполне может быть преодолен, потому что, по утверждению практикующих аудиторов, взаимное доверие наилучшим образом позволяет аудитору быть требовательным к качеству аудируемой отчетности. Более того, авторы утверждают, что «регулятивные меры, препятствующие развитию доверия между аудиторами и их клиентами, не смогут повысить профессиональный скептицизм» [6, с. 19]. Вместо этого авторы рекомендуют «предоставлять аудиторам и их клиентам достаточную свободу действий для установления доверия, основанного на солидарности» [6, с. 19]. Таким образом, можно утверждать, что чем дружелюбнее будут отношения между аудитором и клиентом, тем с пониманием последний будет воспринимать принципиальный и тщательный подход аудитора к выполнению своих обязанностей.
На стадии подготовки аудиторской команды к выполнению аудиторского задания руководство аудиторской организации информирует членов команды о том, что они обязаны соблюдать требования аудиторской этики, а также применять профессиональный скептицизм при планировании и проведении аудита [10, с. 147].
Когда риски существенных искажений оценены и начинается сбор и оценка аудиторских доказательств, профессиональный скептицизм применяется с целью «не упустить из виду подозрительные обстоятельства, не сделать неоправданных обобщений при подготовке выводов, не использовать ошибочные допущения при определении характера, временных рамок и объема аудиторских процедур, а также при оценке их результатов» [4, с. 33].
С особенной тщательностью, утверждает Х. Мюнтер, аудитор применяет скептическое отношение при исследовании и анализе:
Если аудит проводился в соответствии с Международными стандартами, аудитор обязан отметить в аудиторском заключении, что на всем протяжении выполнения аудиторского задания им сохранялся профессиональный скептицизм [12, с. 728]. Доказательства использования аудитором профессионального скептицизма можно найти в документах файла по аудиторскому заданию. Причем аудитору вовсе не обязательно перечислять в рабочих документах все случаи применения профессионального скептицизма: о таком применении могут свидетельствовать различные процедуры, выполненные аудитором и направленные на повышение тщательности оценки рисков и подтверждение и уточнение собранных доказательств.
Совершенствование практики применения профессионального скептицизма
При разработке аудиторской организацией внутрифирменного стандарта соблюдения качества в числе прочих положений необходимо внести требование применения профессионального скептицизма. Сотрудники аудиторской фирмы должны четко понимать суть данного понятия и тренироваться в его прикладном применении на обучающих тренингах или симуляторах ситуаций, проводимых руководством фирмы. Политика и процедуры системы контроля качества аудиторской организации подробно исследованы автором в работе [1].
Привлечение одних и тех же сотрудников к проведению аудита из года в год на определенном предприятии может привести не только к потере независимости, но и утрате профессионального скептицизма сотрудниками аудиторской формы. Поэтому целесообразно применять ротацию состава аудиторской команды, выполняющей аудиторское задание на предприятии в течение нескольких лет подряд. Несмотря на упомянутую идею дружелюбия и дружественности [6], автор все же считает ротацию кадров необходимой страховкой в пользу сохранения принципа независимости и критической позиции аудитора.
Принимая сотрудника на работу в аудиторскую организацию, следует оценивать не только соответствующее образование и квалификацию претендента, но и такие качества, как склонность к аналитическому мышлению, любознательный ум, умение генерировать и отстаивать собственную точку зрения. Разумеется, все эти качества соискателя должны сопровождаться наличием чувства такта и уважения к собеседнику.
Наставничество, практикуемое аудиторской организацией, может эффективно прививать сотрудникам-новичкам навыки применения профессионального скептицизма и развивать полезные личностные качества, способствующие независимости мышления и критичному отношению к, казалось бы, очевидным истинам.
Руководство аудиторской фирмы должно смело приветствовать и ценить наличие индивидуальной точки зрения и твердой собственной позиции (порой даже отличной от точки зрения руководства) у сотрудников, поскольку это позволит им обнаружить, например, чрезмерный оптимизм руководства в оценке поведения клиента или качества аудируемой отчетности.
Руководство должно активно привлекать сотрудников к планированию аудиторского задания, обзору и обсуждению его результатов, к выборочному мониторингу прошлых аудиторских проверок, при этом позволяя им идентифицировать слабые места и просчеты, случаи чрезмерного доверия или отсутствия критичности в оценке рисков и доказательств. При этом полезно давать сотрудникам возможность моделирования действий по минимизации обнаруженных недостатков.
Мотивация сотрудников за надлежащее проявление скептического поведения и стимулирование такого поведения помогут закрепить и популяризировать такую модель у всего персонала фирмы. Речь идет не только о материальных стимулах, но и о подчеркнутом признании заслуг конкретных работников в повышении качества деятельности аудиторской фирмы.
Кроме того, руководство аудиторской организации должно организовать деятельность фирмы таким образом, чтобы экономические соображения и стремление к финансовым результатам не являлись препятствием в применении сотрудниками профессионального скептицизма. Стремление соответствовать ожиданиям заказчика или желание сократить сроки выполнения задания также не должно демотивировать персонал к проявлению скептического поведения. И, конечно, совершенно недопустимо давление на сотрудников, чей скептицизм диктует им непопулярные (с точки зрения заказчика или руководства аудиторской организации) действия в области получения доказательств или прояснения противоречивых моментов в ходе выполнения задания.
Полезно также было бы разработать эффективные способы отражения применения скептического мышления и соответствующего поведения в ходе документирования процедур и результатов аудиторской проверки. Это необходимо как для доказательства высокого качества выполнения аудита, так и для формализации процедур использования профессионального скептицизма в различных обстоятельствах задания.
Перечисленные мероприятия реализуются на уровне аудиторской фирмы. Рассмотрим, как профессиональное сообщество (саморегулируемые организации) могут способствовать совершенствованию культуры применения скептического поведения. Исследуя внутрифирменные стандарты и беседуя с сотрудниками аудиторской организации, контролер качества со стороны саморегулируемых организаций аудиторов (СРО) может довольно точно оценить культуру применения профессионального скептицизма в контролируемой организации и отразить ее в своем заключении и рекомендациях по применению соответствующих мер к фирме. Но важна не только контрольно-карательная функция СРО, но и то, как профессиональное сообщество популяризирует идею приверженности аудиторов к критическому и скептическому мышлению и поведению. Обсуждение данной проблемы на профессиональных встречах, семинарах и конференциях, введение соответствующих тематик программ повышения квалификации аудиторов, поощрение успешного опыта аудиторов и организаций в этой области привлекли бы больше внимания к данной проблеме и позволили повысить качество профессионального поведения аудитора.
Рассмотрим, какие меры в рассматриваемой области могут быть приняты на национальном уровне. В Концепции качества аудита говорится о том, что «в тех странах, где профессия аудитора уважаема и аудиторы наделены достаточными полномочиями. аудиторам легче сохранять профессиональный скептицизм и эффективно проводить аудит» [5, с. 61]. И здесь роль федерального надзорного органа также не должна ограничиваться лишь контролем и санкциями. Необходимо предпринимать усилия в информационно-просветительской деятельности, в мероприятиях активного поощрения профессиональных достоинств фирм и отдельных аудиторов, а также предлагать иные инициативы по популяризации аудиторской деятельности и повышению ее авторитета у общественности.
Заключение
Проведенное исследование позволяет утверждать следующее: