Выплаты роялти что такое
Роялти в отечественной практике предпринимательства
Если предприниматель или компания применяет или дает в пользование активы, имеющие исключительное право на применение, то есть защищенные авторским правом, при этом взимая или получая соответствующее вознаграждение, такая форма взаимоотношений имеет особое законодательное урегулирование.
Вопрос: При выплате организации роялти на территории Казахстана налоговый агент удержал с выплаченных доходов налог в размере 15%.
В каком порядке производится зачет налога, уплаченного в Казахстане, при расчете налога на прибыль в РФ? Возможно ли учесть в целях налога на прибыль сумму налога, не подлежащего зачету?
Посмотреть ответ
Объясним, что представляет собой роялти с точки зрения делового сотрудничества, Налогового и Гражданского Кодексов РФ. Рассмотрим тонкости составления договора роялти, а также налогового учета таких активов. Проанализируем возможные риски системы роялти в налогообложении.
Вопрос: Российское издательство (далее — издатель) подписало договор с финским агентством (далее — агент) о приобретении авторских прав.
По условиям договора правообладатель — физическое лицо предоставляет издателю лицензию на публикацию и продажу своего произведения. Выплата вознаграждения предусмотрена в форме роялти.
Агент — юридическое лицо выступает от имени правообладателя и уполномочен им действовать по вопросам, вытекающим из договора. Выплаты по договору перечисляются на счет агента. Окончательным же получателем дохода является правообладатель — резидент Финляндии. При этом правообладатель не осуществляет деятельности на территории РФ и иных доходов от источников в РФ не имеет.
Каков порядок налогообложения НДФЛ указанных выплат?
Посмотреть ответ
Роялти как экономическое понятие
Интеллектуальная собственность – такой же актив, как и материальные фонды, она имеет свою стоимость и правила использования. Так же, как и материальные активы, объекты интеллектуальной собственности можно передать в пользование другой организации, получая при этом законную прибыль. Договор, который при этом заключается, дает право на исключительное использование за определенную плату.
Для оформления таких отношений используется термин «лицензионные соглашения», или «роялти». Можно определить роялти как средства, полученные или переданные в качестве вознаграждения за использование исключительного права собственности на некий объект.
Если объяснить максимально просто, то получится соответствие следующим условиям:
Примеры:
Вопрос: Как отразить в учете организации (лицензиата), применяющей УСН с объектом налогообложения «доходы, уменьшенные на величину расходов», расходы на выплату вознаграждения (роялти) по лицензионному договору за право использования товарного знака (на примере первого месяца), если выплата вознаграждения производится в форме процентных отчислений от прибыли, полученной за каждый текущий месяц в течение действия лицензионного договора?
Лицензионный договор заключен сроком на два года. Согласно лицензионному договору роялти (с учетом НДС) исчисляется в размере 15% от прибыли, полученной за текущий месяц от реализации продукции, индивидуализированной этим товарным знаком (но не менее 40 625 руб. с учетом НДС в месяц), и выплачивается в месяце, следующем за текущим. Прибыль от реализации выпущенной продукции за первый месяц действия лицензионного договора составила 260 000 руб.
Согласно лицензионному договору расходы, связанные с государственной регистрацией предоставления права использования товарного знака, несет лицензиар.
Посмотреть ответ
Законодательное обоснование роялти
В отечественном законодательстве термин «роялти» не применяется, но в его качестве используется понятие «лицензионное соглашение», которое регламентируется ч. 5 ст. 1235 Гражданского Кодекса РФ. Там говорится о том, что заключение лицензионного договора предусматривает вознаграждение правообладателю в виде регулярных фиксированных или процентных платежей.
П. 37 ст. 246 Налогового Кодекса РФ рассматривает такие выплаты (полученные деньги) как расходы (или доходы) на средства индивидуализации либо на реализацию платежей за использование результатов интеллектуальной деятельности. Ст. 250 НК РФ позволяет представить такие средства также в качестве внереализационных доходов.
Международое предпринимательство широко использует роялти, поэтому при сотрудничестве используются нормативные акты, регламентирующие эти отношения между странами, чтобы не возникло ситуации, когда налог на прибыль придется платить дважды. Такие конвенции на сегодня заключены с Италией, Чехией, Саудовской Аравией, Грецией, Испанией и многими другими государствами.
На какие объекты может распространяться роялти
Объектом интеллектуальной собственности, который можно получить или предоставить в пользование, может быть:
Стороны роялти
Роялти предусматривает внесение (получение) платы в рамках заключенного между сторонами лицензионного договора. Гражданский кодекс предусматривает участие в подобной сделке следующих участников:
Лицензионный договор в обязательном порядке предусматривает наличие следующих компонентов:
Роялти и отечественное налогообложение
Роялти и налоги лицензиара
Как упоминалось выше, в соответствии с НК РФ доход от предоставления в пользование объектов исключительного права может быть признан как выручкой, так и внереализационными доходами. Выручкой полученная прибыль станет, если предприниматель ее получает на постоянной основе (ст. 256 НК РФ), то есть получил ее в течение календарного года дважды или чаще.
НДС на роялти будет начисляться, если переданный объект интеллектуальной собственности не относится к одной из следующих групп, освобожденных от НДС (п. 26 ст. 149 НК РФ):
ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! Даже если объект относится к необлагаемым НДС, что правильно отражено в лицензионном договоре, от лицензиара все равно потребуется выставление счета-фактуры на платеж роялти (п. 3 ст. 169 НК РФ), в котором нужно будет указать «Без НДС».
Роялти и налоги лицензиата
Для получателя услуги платежа роялти будут расходами. С точки зрения налогообложения это траты, связанные с производством и/или реализацией, необходимо только обосновать этих траты и подтвердить их документально.
Вычет по НДС касательно лицензионных платежей будет произведен, если соблюдены обычные условия налоговых вычетов, предусмотренные п. 1 ст. 172 НК РФ.
Если право на использование объекта роялти передано физлицом, то на платеж роялти необходимо начислить для удержания НДФЛ, причем именно лицензиат в данном случае выполнит функции налогового агента, кроме авторских, выплат наследникам собственника (они платят НДФЛ сами).
ВАЖНАЯ ИНФОРМАЦИЯ! Бывают случаи, когда затруднено или невозможно документальное подтверждение расходов на роялти. В таких ситуациях используются нормативы затрат (ст. 221 НК РФ). Они составляют от 20% (на научные разработки) до 40% (некоторые художественные произведения).
«Подводные камни» роялти
Система роялти очень удобна, так как, в частности, позволяет существенно снижать налогооблагаемую базу. Однако из этого следует повышенный интерес налоговиков к участникам роялти. Главным риском является возможность истолкования роялти как способа уклонения от положенной уплаты налогов.
ПРИМЕР. Российская компания приобрела право на использование некоего патента у иностранной организации, с которой не заключена Конвенция о международном сотрудничестве. В таком случае будет необходим посредник – оффшорная компания, причем выбирается страна из зоны низких налогов. Российский лицензиат будет платить роялти не собственнику, а посреднику по сниженным ставкам, а отечественный НК не предусматривает налога на прибыль с таких выплат роялти. Договор с посредником должен быть зарегистрирован в Росстате. Причем средства вносятся исключительно после заключения договора, иначе они не будут признаны расходами, что можно оспорить в суде.
Любое применение роялти попадает в сферу пристального внимания налоговых органов.
Что могут попытаться поставить «в вину» налоговики:
Что такое паушальный взнос
Как его рассчитывают и платят
Паушальный взнос — единоразовый платеж, который покупатель франшизы (франчайзи) платит ее владельцу (франчайзеру), чтобы работать под чужим товарным знаком. Обычно это фиксированная сумма, одинаковая для всех покупателей франшизы.
В российском законодательстве нет понятия «паушальный взнос», а отношения между компанией, которой принадлежат права на бренд, и ее партнерами регулируются договором коммерческой концессии. По такому договору одна компания разрешает другой работать под своим торговым знаком, регистрируя это в Роспатенте.
За что и когда платят паушальный взнос
Паушальный взнос — это плата не только за то, что франчайзер разрешает покупателю работать под раскрученным именем. Вместе с товарным знаком франчайзи может получить технологию производства, инструкции, по которым должны работать сотрудники, маркетинговые стратегии, оборудование и так далее.
Партнеру передают стандарты ведения бизнеса, чтобы уровень сервиса и качество товаров или услуг были одинаковыми во всех точках, работающих под одной вывеской. Причем эти стандарты необходимо соблюдать.
Паушальный взнос и роялти
Паушальный взнос не единственный платеж со стороны франчайзи. Помимо единоразового взноса в договоре может быть предусмотрено, что франчайзи должны вносить ежемесячные выплаты — роялти. Они могут быть фиксированными, а могут составлять какой-то процент от оборота или выручки франчайзи.
Например, герои рубрики «Как открыть франшизу» рассказывали, что паушальный взнос в сети кофеен «Кофе-лайк» составляет 150 тысяч рублей, роялти — 4,5% от оборота. У детского центра «Бэби-клуб» разовый платеж — 500 тысяч рублей, ежемесячный — 15 тысяч. А бывает и так, что по условиям договора роялти не предусмотрено, а продавец зарабатывает только на паушальных взносах. Так работает, например, сеть магазинов украшений «Зифа».
Что влияет на размер паушального взноса
Стоимость франшизы, как и цена любого товара, складывается из себестоимости и прибыли продавца. Себестоимость зависит от того, что именно предоставляет франчайзер по договору концессии. Паушальный взнос должен как минимум компенсировать затраты продавца на создание условий для бизнеса франчайзи.
Вот что может входить в пакет франшизы:
В чем подвох франшизы без паушального взноса
Часть своих затрат франчайзер может заложить в будущие роялти. Если паушальный взнос небольшой или его вообще нет, это может компенсироваться высокими ежемесячными платежами.
Бывает, что франчайзер получает основную прибыль не от паушальных взносов и роялти, а от продажи собственных товаров в магазины, которые работают по франшизе. Например, так работают сети магазинов одежды и обуви. Владельцы торговой марки помогают партнеру открыть бизнес, а после становятся единственным поставщиком товара.
Как можно оплачивать паушальный взнос
Франчайзер может брать паушальный взнос с франчайзи частями: за право использования товарного знака, поставку оборудования, обучение персонала, создание сайта и так далее. Но чаще всего паушальный взнос нужно платить целиком и сразу.
Можно ли вернуть паушальный взнос
Вернуть паушальный взнос можно, только если франчайзер не передал покупателю право на использование товарного знака и не зарегистрировал договор в Роспатенте. Проверить это можно на сайте Института промышленной собственности. Если договор не зарегистрирован, несостоявшийся франчайзи должен направить продавцу франшизы письменное уведомление с просьбой вернуть ошибочный платеж.
Если франчайзер откажется, то надо обращаться в суд с требованием признать договор ничтожным. Право на использование товарного знака является основным предметом договора коммерческой концессии.
Паушальный взнос и бухгалтерия
У франчайзера и у франчайзи паушальный взнос отражается как нематериальный актив.
Если продажа франшизы — это основной источник дохода для владельца товарного знака, то паушальные взносы пройдут в бухгалтерских отчетах как часть доходов от реализации. Если же большую часть прибыли компании приносит другая деятельность, то паушальные взносы относятся к операционным доходам.
Бухгалтерия франчайзи учитывает паушальный взнос в расходах будущих периодов. Для этого обычно всю сумму платежа делят на несколько равных частей и распределяют как расходы по обычным видам деятельности на срок договора франшизы.
Если франчайзер платит НДС, то передача права на использование товарного знака по договору концессии считается оказанием услуг. Исчисление налога начинается с момента вступления договора в силу.
Что такое роялти и как они влияют на таможенные платежи
Чаще всего таможенная стоимость товаров, от величины которой зависит и сумма пошлин и налогов, определяется по так называемому «методу 1» — по стоимости сделки с ввозимыми товарами. Напомним, что в этом случае платежи взимаются с цены (фактически уплаченной или подлежащей уплате за груз) с учетом дополнительных начислений, перечисленных в ст.40 ТК ЕАЭС. Здесь мы впервые сталкиваемся с понятием лицензионные платежи.
По сути, это любые платежи, связанные с использованием предпринимателем объектов интеллектуальной собственности, зарегистрированных надлежащим образом. В качестве объекта лицензионного соглашения может выступать запатентованная технология производства, товарный знак, объект авторского права и так далее.
Выплаты лицензиару, то есть правообладателю, могут производиться различными способами. Они могут быть прописаны во внешнеторговом контракте и лицензионном соглашении в виде фиксированной суммы (паушальный платеж), или в виде процента, например, от полученного дохода при использовании объекта интеллектуальной собственности (роялти). Периодичность данных отчислений также фиксируется в сопровождающих сделку документах. Возможно и использование смешанной схемы выплат.
Следует отметить, что в случае уплаты процентной ставки с определенной периодичностью, применяется отложенный метод определения таможенной стоимости товара согласно решению коллегии ЕЭК №103 от 19.06.2018.
Лицензионные платежи далеко не всегда учитываются при определении таможенной стоимости и этот момент зачастую становится предметом споров между импортерами и ФТС. При современных условиях ведения бизнеса и разнообразии вариантов договорных отношений при купле-продаже указанные в кодексе критерии отнесения роялти и иных платежей к сумме сделки могут восприниматься двояко. Ведь продавец товара, например, может не являться правообладателем, и выплаты будут перечисляться третьему лицу. Цена решения вопроса при этом достаточно велика, особенно для изделий с высокой долей добавленной стоимости, ведь с указанных платежей при таможенном оформлении взимается адвалорная пошлина и НДС 20%.
Для применения единых методов при решении споров по лицензионным платежам были приняты рекомендации ЕЭК №20 от 15.11.2016, в которых не только подробно описаны критерии включения роялти в таможенную стоимость товара, но и приведены документы, являющиеся основополагающими в данном вопросе: Соглашение ВТО по таможенной стоимости и пояснения к нему, а также заключения Технического комитета по таможенной оценке ВТО.
Рассмотрим критерии, являющиеся ключевыми при решении рассматриваемого нами вопроса.
Относятся ли лицензионные платежи к импортируемым товарам?
При определении степени отношения роялти к импортируемым товарам, основные сложности возникают из-за того, что выплаты лицензиару производятся не за какое-то конкретное изделие, а за объект интеллектуальной стоимости, нечто нематериальное. Например, зарегистрированный товарный знак нанесен непосредственно на ввозимое изделие или на продукцию, полученную по запатентованной технологии, за счет чего она становится более конкурентоспособной на рынке. Казалось бы, в этом случае вывод однозначен — роялти явно необходимо прибавить к цене сделки. Однако здесь возможны варианты.
Здесь важно понять, какие права по условиям сделки на интеллектуальную собственность получает покупатель и каким образом он эти права реализует. Имеет ли смысл уплачивать лицензионные платежи в случае, если участник ВЭД не ввозит конкретно этот товар и не использует его в своей предпринимательской деятельности? Все эти нюансы должны быть подробно изложены во внешнеторговом контракте и лицензионном соглашении.
Например, российская компания заключила договор с иностранным правообладателем на использование запатентованной технологии по производству чая и использовании его торговой марки на упаковке готовой продукции. При этом закупка сырья производится у третьих лиц.
В случае, если лицензиат не предъявляет требования, у какого поставщика конкретно должно закупаться сырье, перечисляемые импортерам роялти к ввозимому чайному листу не имеют отношения (даже если в итоге чайный лист закупается в мешках с указанной выше торговой маркой).
Если же правообладатель указывает в лицензионном договоре конкретный сорт чая и список его поставщиков, производственная деятельность покупателя возможна только при исполнении этих условий. Поэтому в данном случае платежи имеют конкретную привязку к импортируемому товару и должны учитываться в его стоимости.
Является ли уплата роялти необходимым условием сделки?
Подобное условие может быть прописано в контракте и лицензионном соглашении, однако на практике такие пункты редко включаются в договоры. Чаще всего зависимость продажи товара от перечисления платежей определяется путем анализа множества факторов и обстоятельств, сопровождающих сделку.
Первым делом, уточняется, содержит ли внешнеторговый договор и соглашение с правообладателем пункты, касающиеся роялти и возможности продажи товара компании из РФ, а также прописана ли в этих документах возможность расторжения сделки в случае неуплаты лицензионных платежей.
Также в договоре может быть указано, что лицензиат имеет право запретить производителю передавать товар покупателю до уплаты роялти (если правообладатель и производитель продукции являются разными компаниями).
Владелец торгового знака или патента может внести в лицензионное соглашении условие, позволяющее контролировать производственный процесс и экспорт товара в РФ, за исключением контроля качества товара.
В случае, если перечисленные выше положения встречаются в сопровождающих сделку документах, можно однозначно говорить о том, что уплата роялти является необходимым условием купли-продажи и, следовательно, должна учитываться в таможенной стоимости товаров.
Отдельно следует рассмотреть вопрос, связанный с налогообложением лицензионных платежей, ведь иностранный правообладатель хоть и не является налоговым резидентом РФ, но при этом получает прибыль на территории нашей страны при реализации своих исключительных прав (ст. 146-148 НК РФ). То есть возникает объект налогообложения по налогу на добавленную стоимость и налогу на прибыль.
Плательщиком в данном случае будет выступать налоговый агент, а именно — российская компания, приобретающая право на объект интеллектуальной собственности. Начисленный лицензионный платеж будет уменьшен на сумму налога. В дальнейшем данная сумма подлежит налоговому вычету (ст.171-172 НК РФ).
При этом, согласно разъяснениям ВТО, удержанная сумма налога все равно рассматривается как часть лицензионного платежа, хотя и не перечисляется правообладателю фактически, и учитывается в таможенной стоимости товара.
Таким образом, вопрос о включении роялти в стоимость поставки и их влияние на таможенные платежи зависит от многих факторов. Все ли роялти относятся к ввозимым товарам или только часть суммы, какими документами это может быть подтверждено, как в случае периодичности отчисления лицензионных платежей будет рассчитываться таможенная стоимость товаров — ответы на эти и аналогичные вопросы должны быть четко сформулированы во внешнеторговой сделке и лицензионном соглашении.
Мы рекомендуем участникам ВЭД обращаться к проверенным таможенным брокерам еще на стадии подготовки документов для проведения сделки. Специалисты нашей компании подскажут вам, как правильно составить договор и на какие пункты следует обратить особое внимание, дабы избежать дополнительных временных и денежных затрат при таможенном оформлении груза.
Роялти: что это такое простыми словами
При расчете потенциальной прибыльности бизнеса, реализуемого по франшизе, особое внимание всегда уделяется размеру регулярных платежей, выплачиваемых франчайзеру. В профессиональной среде они получили наименование роялти – что это такое простыми словами и чем они отличаются от других видов выплат вы узнаете далее.
Сущность термина роялти в бизнесе
Фактически роялти (роялити) – это регулярные платежи, выплачиваемые в качестве вознаграждения владельцу прав на интеллектуальную собственность (патенты, авторские права, бизнес-модель, логотипы, бренд, рецептуру и другое) или природные ресурсы за их использование в коммерческих целях.
Сам термин происходит от английского слова royalty, что в переводе означает королевский или государственный. Изначально он применялся исключительно к платежам, которые предприниматели уплачивали государству за разработку недр. Сегодня наиболее часто понятие роялти употребляется для обозначения ежемесячных выплат по договору франшизы.
В отличие от паушального взноса (цена франшизы), такие платежи начисляются постоянно на протяжении всего срока действия договора. Чаще всего выплаты осуществляются раз в месяц в первой декаде. Если договор затрагивает авторское право, роялти может уплачиваться за каждое последующее воспроизведение, публикацию или другие форматы публичного использования интеллектуальной собственности, без фиксированного графика.
Понятие роялти имеет много общих черт с арендными и рентными платежами, но в отличие от последних, регулярные отчисления по франшизе тесно связаны с уровнем дохода от полученных во временное пользование прав.
За что платят роялти франчайзеру
С позиции бухгалтерского учета и налогового кодекса под категорию роялти попадает каждый лицензионный платеж, вносимый именно за использование прав, а не за приобретение последних. Таким образом, можно сказать, что если паушальный взнос является основной стоимостью франшизы за возможность ознакомиться с бизнес-моделью и получить основные инструменты для открытия нового представительства, то роялти – это фактически оплата информационной поддержки вашего бизнеса специалистами компании франчайзера, отчисления на продвижение бренда и поставку рекламных материалов.
Помимо этого, не стоит забывать о развитии торговой марки и разработке новых продуктов, которые впоследствии также интегрируются и в бизнес каждого франчайзи. Особенно важен этот момент для компаний, занимающихся исследованиями и инновационными разработками. В отдельных случаях основной правообладатель предоставляет помощь в управлении и координировании работы франчайзи, что требует определенных затрат, закладываемых в выплаты.
Виды роялти и особенности их расчета
Величина роялти напрямую зависит от размера прибыли, которую получает сторона, приобретающая право. Однако сам этот показатель может рассчитываться несколькими способами. В зависимости от того, какой из них был выбран, выплаты условно разделяются на следующие виды:
Помимо этого, размер ставки или процента зависит от популярности бренда и региона деятельности. Например, для небольших населенных пунктов могут быть предоставлены пониженные ставки, поскольку добиться высокой прибыли в них сложнее.
Также на отечественном рынке довольно часто в презентации франшизы размер роялти указывается в виде фиксированной суммы в эквиваленте национальной валюты. В реальности такое вознаграждение зачастую подвергается последующей индексации, получая привязку к темпам инфляции, что оговаривается в официальном договоре.
Как правило, средний размер выплат роялти по франшизе составляет от 5% до 10%. В ряде случаев франчайзинг реализуется без обязательств регулярной выплаты. Так, например, компания франчайзер может одновременно выступать производителем (поставщиком) реализуемой продукции и в этом случае прибыль формируется за счет увеличения собственных оборотов. Иногда роялти отсутствуют условно, поскольку изначально закладываются в стоимость поставок продукции или сырья и в этом случае их принято называть скрытыми.
Юридические и налоговые нюансы
Несмотря на то, что определение франчайзинга отсутствует в законодательстве большинства стран СНГ, термин роялти активно применяется в отечественной юридической практике, а сами выплаты являются объектом налогообложения. На сегодняшний день, они попадают под следующие виды налогов:
Также следует знать, что фактически компания франчайзи обязана выплачивать роялти только в случае регистрации лицензионного договора (коммерческой концессии) в соответствующих органах государственной регистрации (Роспатент для РФ).
Предельно внимательными в вопросе выплаты налогов по роялти следует быть предпринимателям, работающим на упрощенных системах налогообложения, для которых очень важно соблюсти лимит дохода (выручки). Также основной сложностью может стать и доказательство налоговым службам делового предназначения производимых регулярных выплат.
Плюсы и минусы выплаты роялти
На практике роялти имеют как преимущества, так и недостатки для обеих сторон договора. Положительный эффект присутствия регулярных выплат для франчайзера – это, несомненно, формирование фактически пассивного дохода на постоянной основе. Также, если условиями франшизы были установлены процентные выплаты по прибыли или обороту, основной правообладатель имеет возможность более детально контролировать работу представительства.
Для франчайзи роялти – это постоянные расходы, что на первый взгляд является отрицательным качеством. С другой стороны, заинтересованность франчайзера в повышении собственной прибыли за счет улучшения работы франчайзи становится гарантией своеобразной менторской помощи и более детального консультирования в организационных вопросах.
Основными рисками выплаты роялти для франчайзи является их необоснованность. Например, компания правообладатель может не выполнять своих обязательств по осуществлению поддержки представительства, а лишь взыскивать дополнительные платежи. С другой стороны, стоимость использования бренда может не соответствовать его реальной ценности, что начинающему предпринимателю довольно сложно определить при подписании договора. В этом случае фактически происходит нецелесообразный отток средств.
Понимание термина роялти, что это такое простыми словами и как реализуется на практике – достаточно важный момент для всех, кто рассматривает возможность построения бизнеса по франшизе. Стоит помнить, что после подписания договора снизить ставку или избавиться от регулярных платежей правообладателю без расторжения соглашения не получится.
Женщина-предприниматель, специалист по продажам. Всегда интересуюсь новыми направлениями и возможностями в бизнесе и интернет-предпринимательстве.