Выплата в сумме зачислена на счет согласно 161 фз что
ФЗ-161 о национальной платежной системе в 2021 году
Национальная платежная система была основана в 2014 году. На её базе выпускаются карты МИР, а также была разработана система быстрых платежей. Через национальную платёжную систему проходят все внутрироссийские платежи, которые обслуживаются на картах международных платежных систем. Национальная платёжная система (НПС) включает в себя тридцать одну платёжную систему, четыреста восемьдесят шесть операторов по проведению платежей, а также более чем пятьсот платёжных агентов. Банковские учреждения поддерживают бесперебойную работу НПС. Банк России обеспечивает устойчивое функционирование проведения безналичных расчётов по всей территории страны.
Карта МИР основана на национальной платёжной системе. Обслуживается всеми банками страны, также её принимают в странах ближнего и дальнего зарубежья. Через карты МИР проходит 25% всех операций, которые осуществляются по банковским картам. Из 100% новых карт 32% занимают карты МИР. За прошедший период 2021 года в России было выпущено 108,6 млн. карт МИР. Открыть карточку может любой гражданин РФ. Если вы относитесь к льготной категории, то все социальные пособия приходят именно на карту МИР. Нею пользуются пенсионеры, госслужащие, бюджетники, мамы в декрете и прочие группы лиц.
В 2019 году национальная платёжная система запустила систему быстрых платежей. Это очень удобно, потому что все платежи, которые вы совершаете через свой банковский счёт, приходят получателям мгновенно. Например, пополнение счёта, оплата покупок, расчёт за коммунальные услуги. На 1 ноября 2021 года в системе быстрых платежей подключено 210 банков, 4,5 триллиона руб. прошло через 733 млн. операций.
Национальный банк России разработал стратегию развития национальной платёжной системы на 2021-2023 годы. В ближайшие два года банковская система нацелена на создание благоприятных условий, которые будут предоставлены клиентам, потребляющим платёжные услуги. Система нацелена на то, чтобы развивать и поддерживать конкурентный инновационный платёжный рынок. На первом месте стоит совершенствование платёжной инфраструктуры. Национальная платёжная система была разработана в рамках стратегии экономической безопасности России. В рамках развития НПС происходит развитие финансового рынка и повышения финансовой доступности. Развитие технологии позволяет оказывать населению качественные банковские услуги. Стратегия развития НПС на ближайшие два года поддерживается банком России. Активными участниками рынка платёжных услуг являются многочисленные банки, а также профессиональные объединения.
Из чего состоит национальная платёжная система
Система строится из многих составляющих. Регулирующим органом является Банк России. Инфраструктура платёжной системы состоит из следующих участников: платежных сервисов Банка России, платежных систем, социально значимых платежных систем, операторов услуг иностранных платежных систем. Поставщиками платежных систем являются банковские агенты, почта России, кредитные организации, платёжные операторы, поставщики платёжных услуг и приложений. Потребители платёжных услуг – это государство, юридические и физические лица.
Законодательная база национальной платёжной системы
НПС регулируется несколькими законодательными актами:
В законах чётко прописаны механизм и основные участники платежного рынка, правила оказания услуг, что могут выполнять платёжные инструменты. Например, банкам позволено проводить автоматические платежи и переводы, но совместно с клиентами можно принимать формы распоряжения о переводе денег. Законодательство устанавливает правовые аспекты деятельности всех участников рынка. Прописывает порядок взаимодействия между клиентом и банком, когда используются электронные средства оплаты.
Законодательством указана защита прав потребителей, поэтому каждая платежная услуга имеет свою защиту. Важной составляющей является запрет на повышение комиссии внутрибанковских переводов. Если банком списываются средства, на которые клиент не давал своего согласия, то банки обязаны возмещать эти суммы денег. Если смотреть более глобально, то нет ничего особенного в Российской национальной платёжной системе. Ее деятельность сопоставима с принципами, которые применяются в других странах. Законодательством определены главные участники платежного рынка, виды инструментов и услуг, требования к защите прав потребителей и раскрытию финансовой информации.
Инфраструктура национальной платёжной системы
Национальная платёжная система на 1 января 2021 года включала в себя 28 платежных систем, включая систему Банка России и МИР. Также в инфраструктуру входят 36 операторов услуг по проведению платежей. Это расчётные, платёжные клиринговые и операционные центры. Через национальную платёжную систему в прошлом году было проведено средств, составляющих более чем один годовой объём ВВП РФ в месяц. Главной особенностью национальной платёжной инфраструктуры является её независимость на Российском платежном пространстве.
Все платежи в национальной платёжной инфраструктуре проходят через платёжную систему Банка России. Она поддерживает операции бюджетной и денежно-кредитной политики, проводит государственные и межбанковские расчёты всех кредитных организаций России. В платёжной системе Банка России получилось реализовать все самые современные RTGS-системы. В каждой развитой стране есть своя RTGS-система, через которую проводятся платежи в реальном времени. Она управляется центральным банком страны. Платёжная система Банка России обеспечивает проведение срочных переводов. В онлайн-режиме обрабатывается более 80% всех платежей. Каждые 30 минут проводятся не срочные переводы. Операционный день занимает двадцать часов. Это один из самых продолжительных периодов в мировой практике. Система имеет гибкие инструменты управления ликвидностью.
По платёжной системе Банка России проходит 93% всех платежей всех платежных систем. В сумме составляет около 7 млн. платежей ежедневно. Объём обработанных заявок держится на уровне таких стран, как Франция, Великобритания и Германия.
В инфраструктуру национальной платёжной системы входит система быстрых платежей. Она работает с января 2019 года. Круглосуточная система предоставляет возможность осуществлять онлайн переводы для клиентов. Система быстрых платежей очень удобна для физических лиц. Бесплатно переводы проводятся на сумму до 100 000 руб. в месяц. Превышая этот лимит, клиент будет платить не более полпроцента от суммы перевода. Эквивалент в сумме составляет максимум полторы тыс. руб. за один платеж.
Система быстрых платежей включает в себя оплату услуг, работ и товаров с использованием QR кодов. За полтора года работы количество операций в системе быстрых платежей возросло в 16 раз, по объемам сумма выросла в 13 раз. Система быстрых платежей стимулирует участников рынка и развивает сегменты экономики. Современные люди привыкли моментально получать средства на свой счёт.
Национальная система платёжных карт
Эта система поддерживает работоспособность операций с банковскими картами для финансовых учреждений внутри страны. Национальная система платёжных карт (НСПК) – это оператор и операционный платежный клиринговый центр национальной платёжной системы МИР. Для обеспечения приёма платежей, переводов и интернет эквайринга в рамках платёжной системы МИР налажен выпуск карт МИР. В начале 2021 года платёжная система выпустила 95 млн. карт. Это больше 30% всех платёжных карт, выпущенных в РФ. Количество операций по картам МИР на фоне внутрироссийских операций по всем платежным картам выросло до 24%.
Надёжность платёжной инфраструктуры очень важна как для государства, так и для граждан, потому что осуществляется большое количество переводов. В платёжной системе серьёзные нарушения недопустимы, потому что они могут создавать риски для работы всей финансовой системы страны. Обязательно платёжные системы должны функционировать бесперебойно. Все расчёты и инструменты должны работать как швейцарские механизмы. Банк России контролирует эту ситуацию и устанавливает более высокие требования к платёжным системам. Под контролем Банка России находится финансовая стабильность. Сфера финансов требует доверия потребителей к безналичным платежам.
Банком России регулярно проводится оценка соответствия платежных систем требованиям законодательства. Национальная платёжная система должна соответствовать международным стандартам. Все результаты проверок публикуются на сайте Банка России.
Национальная платёжная система имеет высокие стандарты защиты. Соблюдая некоторые правила, можно абсолютно безопасно пользоваться банковскими услугами. Платёжные услуги должны предоставляться на высоком уровне. Все права потребителей защищены согласно национальному законодательству.
На данный момент количество попыток несанкционированного доступа к средствам на счетах остаётся высоким, но национальная платёжная система расширила возможности обслуживающих банков противодействовать этому явлению. В фокусе внимания регулятора и банков находятся вопросы по повышению безопасности нахождения средств на счетах клиентов. Это одни из самых важных элементов для установления безопасности национальной платёжной системы.
Выплата в сумме зачислена на счет согласно 161 фз что
Статья 5. Порядок осуществления перевода денежных средств
2. Перевод денежных средств осуществляется за счет денежных средств плательщика, находящихся на его банковском счете или предоставленных им без открытия банковского счета.
3. Перевод денежных средств осуществляется в рамках применяемых форм безналичных расчетов посредством зачисления денежных средств на банковский счет получателя средств, выдачи получателю средств наличных денежных средств либо учета денежных средств в пользу получателя средств без открытия банковского счета при переводе электронных денежных средств.
4. Внесение наличных денежных средств на свой банковский счет или получение наличных денежных средств со своего банковского счета у одного оператора по переводу денежных средств не является переводом денежных средств.
С 01.10.2022 в ч. 5 ст. 5 вносятся изменения (ФЗ от 19.11.2021 N 369-ФЗ).
5. Перевод денежных средств, за исключением перевода электронных денежных средств, осуществляется в срок не более трех рабочих дней начиная со дня списания денежных средств с банковского счета плательщика или со дня предоставления плательщиком наличных денежных средств в целях перевода денежных средств без открытия банковского счета.
С 01.10.2022 ст. 5 дополняется частью 5.1 (ФЗ от 19.11.2021 N 369-ФЗ).
7. Если иное не обусловлено применяемой формой безналичных расчетов или федеральным законом, безотзывность перевода денежных средств, за исключением перевода электронных денежных средств, наступает с момента списания денежных средств с банковского счета плательщика или с момента предоставления плательщиком наличных денежных средств в целях перевода денежных средств без открытия банковского счета.
8. Безусловность перевода денежных средств наступает в момент выполнения определенных плательщиком и (или) получателем средств либо иными лицами условий осуществления перевода денежных средств, в том числе осуществления встречного перевода денежных средств в иной валюте, встречной передачи ценных бумаг, представления документов, либо при отсутствии указанных условий.
9. В случае, если плательщика средств и получателя средств обслуживает один оператор по переводу денежных средств, окончательность перевода денежных средств, за исключением перевода электронных денежных средств, наступает в момент зачисления денежных средств на банковский счет получателя средств или обеспечения получателю средств возможности получения наличных денежных средств.
10. В случае, если плательщика средств и получателя средств обслуживают разные операторы по переводу денежных средств, окончательность перевода денежных средств наступает в момент зачисления денежных средств на банковский счет оператора по переводу денежных средств, обслуживающего получателя средств, с учетом требований статьи 25 настоящего Федерального закона.
11. При переводе денежных средств обязательство оператора по переводу денежных средств, обслуживающего плательщика, перед плательщиком прекращается в момент наступления его окончательности.
12. Оператор по переводу денежных средств до осуществления перевода денежных средств обязан предоставлять клиентам возможность ознакомления в доступной для них форме с условиями осуществления перевода денежных средств в рамках применяемой формы безналичных расчетов, в том числе:
1) с размером вознаграждения и порядком его взимания в случае, если оно предусмотрено договором;
2) со способом определения обменного курса, применяемого при осуществлении перевода денежных средств в иностранной валюте (при различии валюты денежных средств, предоставленных плательщиком, и валюты переводимых денежных средств);
3) с порядком предъявления претензий, включая информацию для связи с оператором по переводу денежных средств;
4) с иной информацией, обусловленной применяемой формой безналичных расчетов.
13. Клиент обязан предоставить оператору по переводу денежных средств достоверную информацию для связи с клиентом, а в случае ее изменения своевременно предоставить обновленную информацию. Обязанность оператора по переводу денежных средств по направлению клиенту уведомлений, предусмотренных настоящим Федеральным законом, считается исполненной при направлении уведомления в соответствии с имеющейся у оператора по переводу денежных средств информацией для связи с клиентом.
С 1 октября социальные выплаты будут поступать на национальную платежную карту «МИР»
В соответствии с Федеральным законом от 27 июня 2011 года № 161-ФЗ «О национальной платежной системе» выплата мер социальной поддержки будет производиться на карты «МИР».
Перечень выплат, осуществляемых с использованием национальной платежной карты «МИР», утвержден Постановлением Правительства РФ от 1 декабря 2018 г. № 1466 «Об утверждении перечня иных выплат за счет средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации для целей применения частей 5 и 5.1 статьи 30.5 Федерального закона «О национальной платежной системе»».
Постановлением Правительства РФ от 25 июня 2020 года № 920 «О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 1 декабря 2018 г. № 1466» (далее – Постановление РФ) обновлен перечень выплат, в числе которых:
— выплаты гражданам, подвергшимся воздействию радиации, установленные Законом Российской Федерации от 15.05.1991 г. № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», а также Федеральным законом от 26.11.1998 г. № 175-ФЗ «О социальной защите граждан Российской Федерации, подвергшихся воздействию радиации вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении «Маяк» и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча» и Федеральным законом от 10.01.2002 г. № 2-ФЗ «О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне»;
— государственные пособия гражданам, имеющим детей, установленные Федеральным законом от 19.05.1995 № 81-ФЗ
«О государственных пособиях гражданам, имеющим детей».
— ежемесячная денежная выплата на каждого ребенка, рожденного третьим или последующим, в возрасте до трех лет включительно, предусмотренная Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. № 606 «О мерах по реализации демографической политики Российской Федерации»;
— ежемесячная денежная выплата на ребенка в возрасте от трех до семи лет включительно, предусмотренная Указом Президента Российской Федерации от 20 марта 2020 г. № 199 «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей».
Получателям, которые используют карты иных платежных систем, следует заменить их на карту «МИР» и в обязательном порядке предоставить актуальные реквизиты для осуществления выплат в филиал ГКУ РЦСПН по Уфимскому району либо сделать это через отделения МФЦ. После 1 октября 2020 года на другие платежные системы (MasterCard, Visa) социальные выплаты производиться не будут.
Организацию и способ получения выплат определяет только сам получатель: через отделения почтовой связи или кредитную организацию (на карту или на счет по вкладу).
Переход на карты «Мир»: правила работы с национальной платежной системой
В. Н. Шамрей
автор статьи, консультант Аскон по бухучету и налогообложению
В последнее десятилетие мы уже не представляем своей жизни без банковских карт. Удобство использования банковских карт при выплате заработной платы очевидно: отпадает депонирование невыплаченных сумм, нет необходимости снимать наличные деньги в банке, сотрудник в любое удобное время может получить причитающуюся ему сумму.
Но в последние годы возник риск остаться без удобных банковских продуктов, работающих через международные платежные системы Visa и MasterCard. Соответственно, было решено разработать собственную национальную платежную систему.
Данные нововведения в первую очередь касаются работников бюджетных учреждений и тех, кто получает денежные средства из бюджета.
Немного теории
Национальной системой платежных карт (НСПК) является платежная система, созданная и функционирующая в соответствии с гл. 4.1 Федерального закона №161-ФЗ «О национальной платежной системе» с целью обеспечения бесперебойности, эффективности и доступности оказания услуг по переводу денежных средств.
Первые карты «Мир» были выпущены в 2015 году в соответствии с Федеральным законом №161-ФЗ «О национальной платежной системе», список банков, ставших эмитентами платежных карт «Мир» постоянно расширяется. Оператором платежной системы «Мир» является АО «Национальная система платежных карт».
Согласно Закону 88-ФЗ планируется поэтапный перевод:
— до 1 июля 2018 года – необходимо перевести на карты «Мир» работников бюджетной сферы;
— до 1 июля 2020 года – переведут всех пенсионеров. Тем, у кого текущая карта закончится ранее данного срока, будет выдаваться сразу карта «Мир». При этом обслуживание карт для пенсионеров бесплатное.
Закон не распространяется на работников бюджетных организаций и получателей бюджетных средств, постоянно проживающих за пределами РФ, сотрудников дипломатических организаций, получателей единовременных выплат или выплат реже одного раза в год.
Надо обратить внимание, что на карту «Мир» будут зачисляться не все средства. Их перечень ограничен пп. 5.5 ст. 30.5 Федеральный закон №161-ФЗ «О национальной платежной системе» от 14.06.2011.
В связи с принятием Федерального закона №88-ФЗ (Далее Закон 88-ФЗ) от 1 мая 2017 г. «О внесении изменений в статью 16.1 Закона Российской Федерации «О защите прав потребителей» и Федеральный закон «О национальной платежной системе» от 1 мая 2017 г. расширены расчеты по национальной платежной системе «Мир».
Обязанности кредитных организаций возникают при осуществлении операций со следующими выплатами:
1) денежное содержание, вознаграждение, довольствие государственных служащих;
2) оплата труда работников (персонала) государственных и муниципальных органов, учреждений, государственных внебюджетных фондов;
3) государственные стипендии;
4) пенсии и иные социальные выплаты, осуществление которых в соответствии с законодательством Российской Федерации отнесено к компетенции Пенсионного фонда РФ;
5) ежемесячное пожизненное содержание судей.
Бюджетные учреждения, государственные и муниципальные органы должны поэтапно перезаключить договоры с банками на обслуживание зарплатных карт сотрудников.
Физическим лицам, впервые обратившимся за вознаграждением или заработной платой из средств бюджета после 1-го июля 2017 года, обязательно открываются счета только с банками, осуществляющим эмиссию карт «Мир».
Для работодателей, выплачивающих заработную плату из бюджетных средств, до 1 июля 2018 года порядок расчетов с платежными картами Visa и MasterCard остается прежним, а с 1 июля 2018 года они будут вынуждены перезаключить договора только с банками, осуществляющим эмиссию карт «Мир».
В подпункте «ж» пункта 6 статьи 2 Федерального Закона № 88-ФЗ от 1 мая 2017 перечислены виды платежей, для получения которых открывать карту «Мир» не обязательно:
– предоставление налоговых вычетов по НДФЛ;
– единовременные выплаты или выплаты с периодичностью реже одного раза в год;
– средства, зачисляемых на счета, которые не предусматривают осуществление по ним операций с использованием платежных карт;
– выплаты в пользу физлиц с постоянным местом жительства за пределами РФ.
Данной картой можно оплатить покупки, в том числе и в интернет-магазинах, пополнить счет, перевести деньги с карты на карту, снимать и вносить наличные, получать пенсии и зарплату. Карта «Мир» создана для обеспечения бесперебойности и безопасности внутрироссийских платежей, работает в Крыму, выпускается от простых дебетовых до премиальных карт.
В 2017 г. начался массовый выпуск карт «Мир» с поддержкой технологии бесконтактной оплаты. С 1 июля 2017 г. все банки РФ приступили к приему карт «Мир» в терминалах и банкоматах. Банки планируют выпустить 40 млн карт «Мир» в 2017 году.
Предполагается, что при перечислении средств из бюджета клиенту, у которого счет еще не привязан к карте «Мир», в период после 01.07.2018 (или 2020 г.) банк вышеуказанные средства определяет как невыясненные. У банка при этом появляется обязанность сообщить клиенту о данном факте и предложить на выбор: открыть карточный счет с привязкой к карте «Мир», открыть расчетный счет без привязки к карте или получить средства наличными. Либо по истечении определенного срока вернуть средства отправителю.
С 1 июля 2017 г. внедрение национальной платежной системы «Мир» вступило в активную фазу. Те граждане, которые начинают трудиться в бюджетной сфере или выходят на пенсию, денежные средства будут получать теперь только через карту «Мир». Зарплата в бюджете, стипендии, пенсии и другие бюджетные выплаты теперь будут привязаны только к карте «Мир». Для того чтобы расплачиваться за рубежом необходимо иметь карту «Мир», совмещенную с одной из международных систем.
Терминалы по приему карт «Мир» уже работают во многих розничных магазинах, т.к. в соответствии с п. 1 ст. 16.1 Закона РФ от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей», Постановление Правительства РФ от 04.04.2016 № 265 продавцы обязаны обеспечить возможность оплаты товаров (работ, услуг) путем использования национальных платежных инструментов. Пока данный пункт Закона касается только тех продавцов, у которых доход, полученный от осуществления предпринимательской деятельности за предшествующий календарный год, превышает 120 млн рублей.
С 1-го октября 2017 года расширится перечень продавцов, обязанных принимать карты «Мир», новая редакция п. 1 ст. 16.1 Закона РФ от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей», Постановление Правительства РФ от 04.04.2016 № 265 будет распространяться на всех продавцов, у которых выручка от реализации товаров (работ, услуг) за предшествующий календарный год превышает сорок миллионов рублей.
— организации, которые находятся в месте, где не предоставляются услуги доступа к подвижной радиотелефонной связи и (или) средствам коллективного доступа к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет»;
— организации, у которых выручка от реализации товаров составляет менее пяти миллионов рублей за предшествующий календарный год.
Неисполнение обязанности по обеспечению возможности оплаты товаров (работ, услуг) путем наличных расчетов или с использованием национальных платежных инструментов в рамках национальной системы платежных карт влечет наложение административного штрафа (статья 14.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 N 195-ФЗ (ред. от 01.07.2017):
— на должностных лиц в размере от пятнадцати тысяч до тридцати тысяч рублей;
— на юридических лиц – от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.
При этом в соответствии с Письмом Роспотребнадзора от 22.07.2015 «О разъяснении законодательства» международные платежные карты национальными платежными инструментами не являются «по смыслу части 2 статьи 30.1 Федерального закона от 27 июня 2011 года N 161-ФЗ «О национальной платежной системе», поэтому принимать в торговых точках их не обязаны.
Петровское сельское поселение
Согласно Закону № 161-ФЗ кредитные организации при осуществлении операций с выплатами за счет средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации (далее – выплаты) обязаны зачислять выплаты на банковский счета клиентов – физических лиц, операции по которым осуществляются с использованием национальных платежных инструментов (пункт 5.1 статьи 30.5).
Вместе с тем нормы настоящего закона не ограничивают право владельца счета осуществлять операции по такому банковскому счету без использования платежной карты (пункт 5 статьи 30.5).
Законом № 161-ФЗ предусмотрена также дифференциация сроков наступления соответствующих обязанностей кредитных организаций в отношении клиентов – физических лиц, исходя из которой в отношении пенсионеров, получающих в настоящее время пенсии на счета, предусматривающие осуществление операций с использованием платежных карт, закреплен постепенный переход на национальную систему по мере истечения срока действия их банковских карт, но не позднее 01.07.2020 (пункт 5.3. статьи 30.5).
Пенсионеры, получающие пенсию в кредитном учреждении и не имеющие карту «МИР», будут переведены на национальную платежную систему «МИР» кредитными учреждениями по мере истечения срока действия текущих банковских карт.
Пенсионер, не имеющий карты «МИР», может получить ее уже сегодня, не дожидаясь окончания срока действия прежней карты, для чего необходимо обратиться непосредственно в кредитное учреждение.
Таким образом, с 1 июля 2020 года зачисление пенсий и иных социальных выплат будет осуществляться только с использованием национальной платежной системы – карты «МИР».
Также подпунктом «е» договоров о порядке взаимодействия между банками и Отделением[1] закреплена обязанность банка по возврату сумм пенсий, причитающих получателю пенсии, но не зачисленных на счет получателя пенсии, с указанием суммы и причины возврата на одиннадцатый рабочий день со дня поступления в банк распоряжения о переводе денежных средств с кодом выплат за счет средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
Способ доставки пенсии по-прежнему определяет сам пенсионер. Он вправе выбрать организацию, которая будет заниматься доставкой его пенсии и метод ее получения – выдана в кассе организации почтовой связи или вручена на дому, в кассе банка или самостоятельно через банкомат, оформив банковскую карту. При этом он может выбрать такой счет, к которому банковская карта не выпускается, но если хочет получать пенсию с помощью банковской карты, то это должна быть только карта «МИР».
Соответственно с 01.07.2020, лицам, которые будут обращаться в кредитные организации по вопросу открытия банковского счета для доставки пенсии, кредитные организации обязаны предоставлять только национальные платежные инструменты.